Разбор сочинения по тексту Гоголя

Разбор сочинения по тексту Гоголя

Критерии оценки 2013-2014 гг.

Текст №3, на основе которого написано сочинение части С, опубликован в книге Единый государственный экзамен: русс. яз.: контрол. измерит. материалы / В. И Капинос, Л. И. Пучкова, Ю. Н. Гостева и др.; под ред. Г. С. Ковалевой: М-во образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2013, С. 90.

Л. Соколова, преподаватель русского языка и литературы

Сочинение ученика

Комментарий учителя

Возможные баллы

Вряд ли кто-то из нас может похвастаться тем, что ни разу в жизни не наблюдал, как в мгновение ока человек из кроткого и тихого превращается в важного и чрезвычайно гордого.

вводит в ситуацию, подготавливает формулировку проблемы.

Учитывается в критерии 5

В этом тексте Гоголь поднимает проблему того, что в зависимости от сложившейся ситуации человек ведет себя по-разному с разными людьми. И, к большому сожалению, мы очень часто встречаемся с подхалимством, хамством и лицемерием.

Проблема сформулирована четко, но не очень хорошо грамматически оформлена: проблему того, что.

К1-1

Это нравственная проблема и не может оставить нас равнодушными, потому что нравственность – одна из наиболее важных, существенных составляющих жизни общества. И хотя Гоголь весьма неотчетливо рисует место действия («положим, например, существует канцелярия, не здесь, а в тридесятом царстве»), мы прекрасно понимаем, что речь идет о повсеместном распространении этого явления «у нас на Руси».

Комментарий: указан тип проблемы, степень распространенности, показано, под каким углом писатель рассматривает проблему.

К1-2

Во всем тексте, буквально в каждой строчке видно, с какой иронией Гоголь изображает, как «Прометей» за несколько мгновений превращается в «куропатку». Не считая такое поведение допустимым, автор недвусмысленно показывает свое отношение к людям, которые не брезгают переступать через все моральные принципы и устои ради достижения цели.

Первое предложение абзаца продолжает комментарий, во втором достаточно убедительно сформулирована позиция автора: недопустимо ради своих целей переступать через нравственные принципы.

К3-1

Я абсолютно согласна с Гоголем: не думаю, что какие бы то ни было блага стоят того, чтобы ради них уничтожаться «в песчинку».

2 стр., 647 слов

Проблема взаимоотношений человека и природы

... на природе, человек учится искренне радоваться окружающему миру. Я считаю, что человек и природа тесно связаны между собой. Многие художники, поэты, композиторы черпали вдохновение, находясь наедине с природой. Так, ... свои семьи и уходили в лес. Таким образом, я пришла к выводу, что каждый человек, умеющий наслаждаться природой, получает от этого удовольствие. Текст В. А. Солоухина: (1)Поездка ...

Четко заявлена собственная позиция.

«В чин лисой, а в чине волком», — так гласит русская пословица. И далеко не один только Гоголь высмеивал такие человеческие качества. Способность русского человека к мимикрии раздражала и А. П. Чехова: герой известного рассказа «Хамелеон» меняет свое отношение к происходящему даже без какой-либо особенной выгоды в зависимости от того, кому принадлежит собака: человеку с чином или без него, что еще раз свидетельствует, насколько лицемерие въелось в природу людей. У Маяковского есть стихотворение «Подлиза»: Этот тип народа тих И бесформен, словно студень. Очень многие из них В наши дни выходят в люди. В эти строках мы явно видим иронию, с которой Маяковский относится к «нежному способу обхождения».

Три аргумента есть и достаточно убедительные, но третий из них носит бытовой, сниженный характер и, главное, подтверждает не тот тезис, который сформулирован в собственной позиции (никакие блага не стоят того, чтобы уничтожаться в песчинку).

К4 -2 (из 3)

Почти каждый раз езжу в метро. Не один раз видела, как вовсе не пожилая женщина забегает в вагон и буквально за шкирку стаскивает ребенка с места и садится сама. Очень я сомневаюсь, что эта же женщина вздумала так же поступить хотя бы с подростком. А все почему? Вряд ли маленький ребенок сможет хоть слово сказать в свою защиту, подросток же скорее всего не потерпит такого к себе отношения. А чем маленький ребенок хуже подростка? Просто он беззащитен и на откровенное хамство ответить не может. Предполагаю, что тех же принципов такая дама придерживается и на службе.

Нет перехода от второго к третьему тезису.

К5 -2 (из 3)

Не думаю, что мы можем как-то изменить «этот тип народа». Единственное, что мы можем сделать – это, пожалуй, самим оставаться верными своим принципам.

Заключение логически вытекает из сочинения.

Основные правила правописания, основанные на морфологическом принципе русской орфографии — в