(1) Ксюша со Светой дружили с третьего класса. (2) Одноклассники удивлённо шушукались за их спинами, не понимая, что может быть общего у красивой темноглазой Ксюши и несуразной Светки Линёвой, с бесцветными глазами и нелепо оттопыренной нижней губой.
— (3)Линёва! — смеялись над ней мальчишки. — (4)Закрой рот! (5)Ворона залетит!
(6)После уроков девочки частенько наведывались к тёте Тане и дяде Серёже. (7)В их уютном частном доме жил их общий любимец, пёс по кличке Дружок.
(8)Ксюша хорошо помнила тот день, когда появился Дружок. (9)Было это в третьем классе. (Ю)Моросил противный октябрьский дождь. (11)Они со Светкой случайно вместе вышли из школы. (12)Дорога домой пролегала через пустырь. (13)3десь среди щебня и мусора после уроков собирались мальчишки. (14)Они всегда о чём-то спорили, галдели, иногда дрались… (15)В тот день, не обращая внимания на дождь, они тоже месили вязкую глину и с дикими криками бросались камнями в большую мусорную кучу, к неровному боку которой жалось что-то маленькое, тёмное.
(16)«Щенок!» — сверкнула в голове Ксюши догадка. (17)Она кинула взгляд на подругу. (18)Нижняя, чуть оттопыренная губа Светки болезненно дёрнулась. (19)И вдруг…
(20) Бросив в грязь портфель, Светка под возмущённый крик мальчишек, спотыкаясь и едва не падая, храбро помчалась к куче.
(21) В это время со стороны школы показался учитель труда Павел Сергеевич, он и помог отстоять щенка.
(22) Светка, перепачканная, растрёпанная, но победившая, с нежностью прижимала к груди маленький дрожащий комочек. (23)А потом вдруг протянула его однокласснице. (24)Ксюша растерялась: у неё никогда не было животных. (25)Она осторожно взяла щенка и почувствовала себя счастливой, когда он неожиданно лизнул её руку горячим розовым языком.
(26)Щенка назвали Дружком и пристроили к Светиным тёте Тане с дядей Серёжей. (27)Ксюша и Светка ходили ухаживать за ним, носили молоко и аппетитные косточки. (28)Вскоре из него вырос красивый и добрый пёс. (29)Он очень любил своих маленьких подруг, особенно спасительницу Светку.
(30) И Ксюша к Светке привязалась: с ней было интересно и на снежной горке кататься, и грибы в лесу собирать, и смеяться до слёз над чем-нибудь весёлым.
Школа: будни и праздники
... участие в школьных мероприятиях, а их у нас проводится немало. Мне нравится эта предпраздничная активность, волнение, смех. В такие дни нас всех, жителей дома по имени «Школа», ... конспектирует не лекцию учителя, а что-то строчит в своём блокнотике (это Ксюша пишет стихи). А вот 7 класс. ... тему, ведь скоро же экзамены. Ааааааааа, экзаааааамены. Боже мой, уже начинается паника и трясучка… Нет, нет, нужно ...
(31) Одноклассники со временем привыкли к их дружбе и от Светки отстали.
(32)Подруги перешли в восьмой класс. (33)За лето Ксюша сильно изменилась: похорошела, да и учиться стала лучше. (34)По всем предметам, кроме русского языка, выходили круглые пятёрки.
- (З5)Молодчина! — хвалила мама. — (З6)Нажми на русский, и будешь отличницей. (37)Я в тебя верю!
(38)Ксюша краснела, расплывалась в довольной улыбке и старалась. (39)Теперь её хвалила и мама, и учителя, а мальчишки кидали вслед восторженные взгляды.
(40)Светка не узнавала подругу в школе. (41)Ксюша часто задирала нос. (42)Лишь после уроков, когда они шли к Дружку, Ксюша становилась прежней. (43)Накануне девочки тоже договорились навестить своего любимца.
(44)Ровно в три Светка зашла за подругой.
— (45)Я не пойду! — с порога заявила Ксюша. — (46)3автра диктант, забыла?! (47)Итоговый! (48)Если хорошо напишу, Ольга Петровна обещала пятёрку за четверть. (49)И я буду отличницей! — Ксюша довольно улыбнулась.
(50)Светкины бесцветные глаза погрустнели, а нижняя губа, казалось, ещё нелепее оттопырилась от досады.
— (51)Не дуйся! (52)Мне пятёрка нужна! (53)А к Дружку в другой раз сходим.
(54)На следующий день первым по расписанию был русский язык.
(55)Ольга Петровна раздала тетради, и ученики стали писать диктант.
(56) Ксюша, боясь допустить ошибку, заметно нервничала, а слова, как назло, попадались трудные.
(57) «Всё, что было, уже никогда не вернётся!» — диктовала Ольга Петровна.
(58) «Никогда! (59)*Не» или «ни»? — судорожно соображала Ксюша.
— (60)Света! — шёпотом позвала она подругу. — (61)В «никогда» — «ни»?
(62)Светка чуть заметно кивнула.
- (63)Девятова! — вдруг окликнул её сердитый голос. (64)Испуганно вздрогнув, Ксюша подняла глаза.
(65)На неё вопросительно смотрела Ольга Петровна.
— (66)Как это понимать? — с укором сказала учительница. —
(67) Претендуешь на пятёрку, а сама спрашиваешь каждую букву!
(68) Не стыдно? (69)Какая же ты отличница!
(70)Последние слова больно царапнули самолюбие Ксюши.
- (71)Не я спрашиваю!— спасая авторитет и оценку, буркнула девочка.
— (72)А кто?
- (73)Линёва у меня.
- (74)Это правда? — Ольга Петровна строго посмотрела на Светку.
(75)Светка не стала отпираться. (76)Она только крепко закусила нижнюю губу, чтобы та предательски не задрожала, и молча кивнула…
(77)После школы Ксюша шла домой одна. (78)На душе было мерзко и пусто, как в облетевшем осеннем парке.
(79)«Всё, что было, уже никогда не вернётся!» — вспомнились вдруг слова из диктанта. (80)Ксюша опустилась на холодную деревянную лавочку и расплакалась…
(По С. Сороке)
Светлана Сорока — детский писатель, педагог.
Задание 6
Анализ содержания текста.
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Ксюша и Света дружили с третьего класса.
Конспект по русскому языку «Роль вводных слов и вводных предложений ...
... учится, с другой — хороший спортсмен. Задание. Прочитайте парные предложения, обращая внимание на смысл и интонацию высказываний. Определите грамматическую основу каждого предложения. Какие слова не ... повести, появление которого он ждал «с величайшим наслаждением». Тема этого предложения — Савельич. Тему отражает порядок слов, при котором слово Савельич подлежащее, стоящее в начале предложения. ...
2) Светка спасла Дружка от жестоких мальчишек.
3) Ксюша со Светкой дружила из жалости.
4) Светка всегда списывала у отличницы Ксюши.
5) Светка соврала Ольге Петровне, не желая ставить Ксюшу в неловкое положение.
Задание 7
Анализ средств выразительности.
Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет.
1) Одноклассники удивлённо шушукались за их спинами, не понимая, что может быть общего у красивой темноглазой Ксюши и несуразной Светки Линёвой, с бесцветными глазами и нелепо оттопыренной нижней губой.
2) В это время со стороны школы показался учитель труда Павел Сергеевич, он и помог отстоять щенка.
3) Лишь после уроков, когда они шли к Дружку, Ксюша становилась прежней.
4) Вскоре из него вырос красивый и добрый пёс.
5) «Всё, что было, уже никогда не вернётся!» — вспомнились вдруг слова из диктанта.
Задание 8
Лексический анализ.
Найдите в тексте фразеологизм со значением ЗАЗНАВАТЬСЯ, ВАЖНИЧАТЬ. Напишите этот фразеологизм.
Задание 9.1
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Игоря Григорьевича Милославского: «Отношение пишущего к сообщаемому часто может выражаться с помощью „маленьких” слов, слов, которые принято считать служебными, — частиц и союзов».
Задание 9.2
Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл предложения 79: «Всё, что было, уже никогда не вернётся!»
Задание 9.3
Как Вы понимаете значение слова ПРЕДАТЕЛЬСТВО? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Можно ли простить предательство?*, взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта.
Ответы