Урок русского языка «Учимся писать » — РУССКИЙ ЯЗЫК — КОНСПЕКТЫ УРОКОВ — Каталог статей — УЧИТЕЛЬ СЛОВЕСНОСТИ

Эссе

Цели:

  • знать особенности жанра эссе;

— уметь проводить анализ текста; видеть композиционные и художественные возможности жанра эссе на примере текста К.Г. Паустовского; вдохновиться поэзией поэта-земляка о временах года, попробовать свои силы в написании эссе;

— проявлять интерес к жанру эссе, его выразительным возможностям, любовь к родному краю, способность высказываться в эссеистическом жанре.

Тип: комбинированный.

Вид: интегрированный.

Методы: словесный, наглядный, репродуктивный (составление схем, ассоциативных рядов), аналитический, практический, проблемный, самостоятельной учебной деятельности учащихся.

Формы: фронтальная, индивидуальная.

Оформление:

Ход урока

I. Мотивационно-целевой этап.

1. Настрой, Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок. Мы надеемся, что вам он понравится.

2. Целеполагание.

Познакомьтесь с целями нашего урока, а теперь соответственно поставьте цели перед собой: что вы будете делать на уроке, какова ваша цель пребывания на нем.

Эпиграф:

Язык есть не только говор, речь, язык есть образ всего внутреннего человека:

его ума, того, что называется сердцем, он выразитель воспитания,

всех сил, умственных и нравственных.

А.Н.Островский

II. Познавательно-обобщающий этап.

Вступительное слово.

Ребята, сегодня мы познакомимся с очень интересным жанром – эссе, его композиционными и художественными возможностями жанра на примере текста К.Г.Паустовского, попробуем свои силы в этом жанре. В ходе урока мы будем опираться на уже известные вам литературоведческие понятия, которые нам необходимо вспомнить, восстановить в памяти.

  • Какие стили речи вы знаете?

Стили речи:

  • Вспомните типы речи.

Типы речи:

  • Можете ли вы назвать малые жанры прозаической речи?

Малые жанры прозаической речи:

Малые жанры прозаической речи  1

  • В каких жанрах наиболее ярко выражено субъективное начало? (Очерк, эссе)

2. Мы с вами сегодня остановимся на эссе. Что же означает само слово эссе? Что это за жанр?

Эссе может быть посвящено философским и историческим проблемам, критическим и литературоведческим вопросам, автобиографическим фактам и многому другому. В зависимости от этого выделяют его разновидности: беллетристические, литературно-критические, исторические, философские и другие. («Литературный энциклопедический словарь”, 1987)

11 стр., 5178 слов

«Развитие речи учащихся на уроке литературы»

... Цель данной работы – изучить особенности развития речи учащихся на уроке литературы. Исходя из цели исследования, мы определили следующие задачи : 1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования. 2. Дать характеристику места уроков литературы ... обобщение и др.), при котором художественный текст выступает как объект научного исследования. эстетический, ...

Для эссе главное не воспроизведение факта, а отражение впечатлений, раздумий, ассоциаций., Перед вами слово осень, какие ассоциации оно у вас вызывает?

Осень:

  • журавли улетают
  • осенняя печаль
  • грусть
  • золотая
  • дожди
  • унылая
  • слякоть
  • школа и т. д.

3. А вот у К.Г. Паустовского осень «предательская”. Почему? Давайте прочтем его эссе, которое так и называется «Предательская осень” (тексты распечатаны и лежат на столах у детей).

Учитель читает текст Паустовского «Предательская осень” (Вместо предисловия)

4. Вопросы и задания для анализа текста:, Каково настроение писателя в начале повествования?

Какие мысли, чувства, переживания связаны с приходом осени? Изменилось ли внутреннее состояние автора?

Какие картины осени рисует автор? Какой тип речи здесь преобладает?, Уходит ли чувство печали у автора? Какой синоним можно подобрать к слову печаль?, Почему не приходит так необходимое вдохновение? (обратимся к названию)

Что такое предисловие? (Предисловие – это предварительные разъяснения и замечания автора. Оно должно быть четкое, логичное, последовательное)

Найдите повторяемые речевые конструкции и проанализируйте их. («И я опять не написал ни строчки”, И я, конечно, не написал ни строчки”, «Такою осенью я, конечно, ничего не написал”.)

Какова роль союза И , слова конечно и определения «такою осенью” ? Почему не приходит вдохновение? Он не мог писать вообще или именно предисловие?

Какую роль играют абзацы? (Красная строка и тире выполняют функцию эстетическую: они придают тексту некоторую пространственную свободу, дают нам ощутить, как свободно чувствует себя автор на природе, замедляется ритм текста, автор созерцает, как плавно течет жизнь природы, не суетно, сравнивая с «асфальтовой Москвой”)

К какому жанру обратился писатель? (Эссе, так как главным осталось внутреннее состояние автора, его мироощущение, а не события)

Так почему он назвал эссе «Предательская осень”? (Осень предательская, потому что она не принесла ожидаемого вдохновения, но отвлекла от обыденного и внесла в жизнь художника такую необходимую паузу. Он погрузился в раздумья, созерцание прекрасного мира природы. И эта заворожившая художника красота потребовала иного жанра – эссе, где возник поток ассоциаций, раздумий, впечатлений автора, потому что «такою осенью” требовался иной жанр, нежели строгое и логичное по стилю и построению предисловие. Главным осталось внутреннее состояние автора, возникшее в нем миропонимание и мироощущение)

2 стр., 868 слов

Эссе свободная композиция

... парадоксов эссе: отличающееся свободной композицией и субъективностью изложения произведение наряду с этим обладает внутренней смысловой целостностью, т.е. согласованностью основных тезисов и утверждений автора, ... раскрытию темы. Самые распространённые ошибки при написании эссе , Плохая проверка., Долгие предисловия и недостаток деталей., Длинные фразы., Многословие., Перегруженность. Обращайте ...

Можем ли мы теперь сформулировать основную мысль текста? (Автор передает ощущение хрупкости человеческой жизни, её мимолетности перед вечной, непреходящей красотой природы.)

Типичные приемы для эссе: сравнения, параллели, метафорические образы, возможности синтаксиса, рефрена (повторов) (поиск таких примеров у Паустовского: «тысячи маленьких пауков покрывали всю землю, как сказочные ткачи, своей пряжей”, «Сириус сверкал в глухой воде озер, как синий алмаз”. «Однажды ночью я проснулся от горького винного запаха, — он проникал вместе с ночным ветром через открытое окно. Раньше этого запаха я не замечал. Это было первое дыхание настоящей осени, — она уже шелестела до горизонта дождем палой листвы” (образные картины).

«Я видел созвездие Дельфина и туманные огни, что носят название Волосы Вероники, и огненную черту Персея. Сатурн подымался над безмолвием сосновых боров в осенние сумерки, когда на востоке ясно видна пепельная тень от Северного полушария Земли. Юпитер закатывался в лугах, за Окой, где уже вяли травы и почернели брошенные и ненужные по осени сенокосные дороги” (синтаксис, многосоюзие. «Каждая осень может быть последней в жизни” — рефрен).

Выводы: язык автора образный и выразительный. Текст включает элементы предисловия, очерка. В нем соединились разные типы речи, но преобладает описание. Эссе объединило возможности разных жанровых систем и форм речи. Свобода накладывает на пишущего ответственность: интересная мысль автора должна найти словесное выражение.

5. А вот как о временах года говорит наш поэт-земляк, выпускник нашей школы Бояринов В.Г. (композиция в сопровождении слайд — фильма с фотографиями нашего края по временам года, музыка Чайковского «Времена года”)

6. Самостоятельная работа учащихся, О каком времени года вы бы создали свою зарисовку? Почему?

(Творческая работа: написание эссе)

III. Рефлексия.

1. Задание на дом: закончить работу над эссе.

2. а) Что нового вы узнали сегодня на уроках?

б) Вам интересно было работать?

в) О чем еще хотелось бы узнать?

3. Итоги урока.

  • На этом наш урок окончен. Спасибо за работу, до свидания.