План-конспект русского языка в 11 классе_«Учимся писать »

Эссе

Подготовка к ЕГЭ (Часть С), План-конспект урока русского языка в 11 классе, Подготовка к написанию сочинения — рассуждения (часть С, ЕГЭ).

Учитель: Лукьянова Е.И.

Тема «Учимся писать эссе»

Тип урока: урок формирования умений и навыков

Цели урока:

образовательные аспект

развивающий аспект:

воспитательный аспект:

Оборудование: ноутбук, презентация, раздаточный материал

Ход урока.

1. Оргмомент. Психологический настрой.

-Здравствуйте, ребята!. Садитесь.

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик-

В ней есть душа, в ней свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

Ф.И.Тютчев

Обратите внимание на одухотворенность природы, как надо ее любить, чтобы открыть все ее тайны. Я думаю, что наш сегодняшний урок вам понравится, а полученные на нем знания и умения вы успешно будете использовать на ЕГЭ.

2.Вступительное слово учителя.

Ребята, вы любите природу своего края? Сумеете ли вы подобрать нужные слова, чтобы выразить свои чувства к уникальной природе Средней полосы?

Да, ребята, часть С самая сложная. Она проверяет навыки вдумчивого, осмысленного чтения, зрелости ваших суждений при истолковании текста. Написание сочинения было сложной задачей для большинства выпускников. Я пришла к вам на урок с искренним желанием помочь вам обрести уверенность в своих способностях в написании сочинения. Пусть этот урок будет еще одним важным шагом на пути усвоения технологии выполнения задания части С.

3. Подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, актуализация знаний. Определение темы урока

«Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным», — сказал когда-то римский философ Сенека. Поэтому я хотела бы узнать, а «вы знаете куда держите путь? Давайте вспомним задание части С?

12 стр., 5935 слов

Урок "Подготовка к сочинению - описанию: цветок"

... урок подходит к концу, чтобы написать сочинение -нужен план. Как вы думаете, План Как называется цветок? Где он любит расти? Описание6 цветок. ... описание цветка ... Ребята, ... цветке) Подведение итогов урока. ... урок посвящен подготовке к сочинению-описанию «Цветок» . Цель которого: собрать материал о цветах, увидеть красоту цветов, выразительно читать стихи и прозу о цветах , и в итоге напишем домашнее сочинение ...

Обратите внимание на первую фразу: «Напишите по прочитанному тексту» и на последующую «Работа, написанная без опоры на прочитанный текст, не оценивается». Отсюда следует, что важнейшим условием успешного написания сочинения является правильное понимание исходного текста. Если вы правильно поймете текст – это уже 50 % успеха на экзамене. А правильно понять текст – задача не из легких.

Запишите тему урока «Подготовка к ЕГЭ. Учимся писать эссе»

4. Формулирование цели урока

Тема урока обозначена и мне хотелось бы, чтобы вы сами сформулировали его цель. (Цель урока – научиться правильно понимать исходный текст, научиться «вычитывать» нужную для сочинения информацию.

5.Подготовка к восприятию исходного текста. Просмотр видеосюжета «Из биографии писателя»

Сегодня мы будем работать с текстом современного писателя и публициста Василия Ивановича Белова. Немного о В.Белове (презентация ученика – факты биографии писателя)

6.Чтение текста

(1) С чьей-то лёгкой руки природу русского Севера журналисты называют неброской, неяркой и скромной.(2) Между тем нигде по стране нет таких ярких, таких выразительных, очень контрастных и многозвучных красок, как на Севере России.

(3)Красота этих мест обусловлена не одним лишь разнообразием ландшафтов, сочетающих невысокие горы, холмы, долины, распадки, озёра и реки, обрамлённые лесами, лугами, кустарниками; она обусловлена и разнообразными, то и дело сменяющими друг друга пейзажными настроениями. (4)Эта смена происходит порою буквально в считанные секунды, не говоря уже о переменах, связанных с четырьмя временами года. (5)Лесное озеро из густо-синего моментально может преобразиться в серебристо-сиреневое, стоит подуть из леса легкому шуточному ветерку. (6)Ржаное поле и березовый лес, речное лоно и луговая трава меняют свои цвета в зависимости от силы и направления ветра. (7)Но кроме ветра есть ещё солнце и небо, время дня и ночи, новолуние и полнолуние, тепло и холод.(8) Бесчисленная смена состояний и сочетаний всего этого тотчас отражается на пейзаже, сопровождая его ещё и своеобразием запахов, звуков, а то абсолютной тишиной, какая бывает в предутреннюю пору белой безветренной ночи, либо в зимнюю, тоже совершенно безветренную нехолодную ночь.(9) Вспомним короткие, почти чёрно-белые зимние дни, сопровождаемые, казалось бы, одной графикой: белые поля, чёрные леса и изгороди, серые дома и постройки.(10) Даже в такое время снега имеют свои оттенки, а что говорить о солнечном утре и о морозной вечерней заре!(11) У человека пока нет таких красок, нет и названий многих цветовых состояний закатного или утреннего неба.(12) Сказать, что заря алая (или багровая, или лиловая), значит почти ничего не сказать: заря ежеминутно меняет свои цвета и оттенки, на линии горизонта краски одни, чуть выше совсем другие, и самой границы между зарёй и небом не существует.(13) А каким цветом назовёшь ярко слепящий солнечным блеском зимний наст, в тени голубовато-просвеченный в глубину и серебристый, словно плавящийся под прямыми лучами? (14)Морозное солнце рождает такое же богатство цветовых тонов, как, например, по-весеннему тёплое. (15)Но даже при плотных тучах, особенно перед началом весны, зимний пейзаж неоднороден, снега то синеватые, то чуть голубоватые с коричневым цветом более ближнего лозняка, с сизоватой ольхой, с ясной сосновой зеленью и едва уловимой салатной окраской осинок. (16)Такое предвесеннее состояние ассоциируется с умиротворённою тишиной, с запахами снега, древесной плоти, сена, печного дыма.

5 стр., 2281 слов

Урок «Подготовка к сочинению-рассуждению.9.3. » «Бескорыстие»

... стихотворение Марка Лисянского, которое перекликается с содержанием текста, по которому мы работали. БЕСКОРЫСТИЕ Какое это ... однородных членов 5.Итог урока - - - Продолжили подготовку к итоговой аттестации в новой форме. 6.Домашнее задание: написать сочинение 9.2 или 9.3 - Завершая урок, хочу прочитать вам ...

(17) А сколько состояний ночного густо-фиолетового неба с гроздьями звёзд, уходящими в перспективу и бесконечность! (18)Весеннее и летнее небо меняет свои цвета так же быстро, не скупится на оттенки и колориты, щедрость его на краски безгранична. (19)Постоянно меняются и зелёные краски лета, и цвет водной глади в озёрах и реках. (20)Вода то светлая, стальная, то голубая, то синяя до чернильной густоты, то вдруг, особенно в тишине первых осенних холодов, становится зеленоватой.

(21) Надо быть глухим и слепым или же болезненно увлечённым чем-то отрешённо-своим, чтобы не замечать этих бесконечно меняющихся картин мира.

ЕГЭ 2011.Русский язык: тренировочные задания. И.П.Цыбулько, С.И.Львова.-М.

7. Работа с текстом. Отработка умений и навыков работы с исходным текстом. Усвоение способов деятельности путем воспроизведения информации и выполнения упражнений.

. Повторение теоретических знаний о тексте

Перед тем, как разбираться в прочитанном, мне хотелось бы напомнить вам основные признаки текста (…._

-Заметьте; один из важных признаков текста — информативность. Любой текст содержит информацию:1) каком-либо факте, событии, человеке;2) цели его создания ; 3)об авторе (его отношении к поднятым проблемам) Если вы сумеете научиться «вычитывать» эту информацию, то правильно поймете текст.

-Давайте снова обратимся к тексту. Итак,

1 абзац

2 абзац

3 абзац

4 абзац- «бесконечно меняющихся картин мира»

— О чем же этот текст? (текст – о вечно изменяющемся мире, надо только захотеть увидеть и услышать ту красоту, что нас окружает)

2.Формулировка проблемы

-Итак, мы определили тему текста и выделили наиболее значимую для понимания текста информацию. Теперь нам необходимо отобрать информацию необходимую для написания сочинения и первый наш шаг «Формулирование одной из проблем, поставленных автором текста».

2 стр., 735 слов

Как правильно выделять абзацы в сочинении

... присутствовать в сочинении-рассуждении. Как правильно разделить сочинение на абзацы. Алгоритм Чтобы текст был верно поделен на смысловые части, необходимо понимать, что писать в каждой из них. Рассмотрим, как пошагово разделить сочинение на абзацы: определить проблему текста: ...

-Для начала давайте вспомним, что такое проблема? Справка: (вопрос, который …

Чаще всего в тексте поднимается несколько проблем. Чтобы их определить, задайте себе вопрос: над какими вопросами размышляет автор? Обратимся снова к тексту? Перечитайте последний абзац. Какой вопрос, поставленный автором текста, является главным? («Надо быть глухим и слепым или же болезненно увлеченным…,чтобы не замечать этих бесконечно меняющихся картин мира»)

-Так какую же проблему поднимает автор? Сформулируйте ее, используя шаблоны

(1 способ: В данном тексте В.Белов поднимает актуальную проблему красоты природы

2 способ: «Надо быть глухим и слепым», чтобы не замечать красоту родного края, постоянно меняющихся картин мира. Умеем ли мы читать природу, как книгу? Именно эти вопросы волнуют известного публициста В.Белова)

-Сформулируйте проблему, используя один из предложенных вариантов. Запишите ответ. Вот мы и сделали еще один шаг к успеху – сформулировали проблему и заработали 1 бал по К1.