Подготовка к ЕГЭ (Часть С), План-конспект урока русского языка в 11 классе, Подготовка к написанию сочинения — рассуждения (часть С, ЕГЭ).
Учитель: Лукьянова Е.И.
Тема «Учимся писать эссе»
Тип урока: урок формирования умений и навыков
Цели урока:
образовательные аспект
развивающий аспект:
воспитательный аспект:
Оборудование: ноутбук, презентация, раздаточный материал
Ход урока.
1. Оргмомент. Психологический настрой.
-Здравствуйте, ребята!. Садитесь.
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик-
В ней есть душа, в ней свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
Ф.И.Тютчев
Обратите внимание на одухотворенность природы, как надо ее любить, чтобы открыть все ее тайны. Я думаю, что наш сегодняшний урок вам понравится, а полученные на нем знания и умения вы успешно будете использовать на ЕГЭ.
2.Вступительное слово учителя.
Ребята, вы любите природу своего края? Сумеете ли вы подобрать нужные слова, чтобы выразить свои чувства к уникальной природе Средней полосы?
Да, ребята, часть С самая сложная. Она проверяет навыки вдумчивого, осмысленного чтения, зрелости ваших суждений при истолковании текста. Написание сочинения было сложной задачей для большинства выпускников. Я пришла к вам на урок с искренним желанием помочь вам обрести уверенность в своих способностях в написании сочинения. Пусть этот урок будет еще одним важным шагом на пути усвоения технологии выполнения задания части С.
3. Подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, актуализация знаний. Определение темы урока
«Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным», — сказал когда-то римский философ Сенека. Поэтому я хотела бы узнать, а «вы знаете куда держите путь? Давайте вспомним задание части С?
Урок подготовка к сочинению по роману господа головлевы
... Урок по жанру эссе провожу параллельно урокам по «Господам Головлёвым». Поэтому к домашнему сочинению-эссе ребята подходят и готовые эмоционально, и со знанием текста, и со знанием основ жанра эссе. Изучение романа ...
Обратите внимание на первую фразу: «Напишите по прочитанному тексту» и на последующую «Работа, написанная без опоры на прочитанный текст, не оценивается». Отсюда следует, что важнейшим условием успешного написания сочинения является правильное понимание исходного текста. Если вы правильно поймете текст – это уже 50 % успеха на экзамене. А правильно понять текст – задача не из легких.
Запишите тему урока «Подготовка к ЕГЭ. Учимся писать эссе»
4. Формулирование цели урока
Тема урока обозначена и мне хотелось бы, чтобы вы сами сформулировали его цель. (Цель урока – научиться правильно понимать исходный текст, научиться «вычитывать» нужную для сочинения информацию.
5.Подготовка к восприятию исходного текста. Просмотр видеосюжета «Из биографии писателя»
Сегодня мы будем работать с текстом современного писателя и публициста Василия Ивановича Белова. Немного о В.Белове (презентация ученика – факты биографии писателя)
6.Чтение текста
(1) С чьей-то лёгкой руки природу русского Севера журналисты называют неброской, неяркой и скромной.(2) Между тем нигде по стране нет таких ярких, таких выразительных, очень контрастных и многозвучных красок, как на Севере России.
(3)Красота этих мест обусловлена не одним лишь разнообразием ландшафтов, сочетающих невысокие горы, холмы, долины, распадки, озёра и реки, обрамлённые лесами, лугами, кустарниками; она обусловлена и разнообразными, то и дело сменяющими друг друга пейзажными настроениями. (4)Эта смена происходит порою буквально в считанные секунды, не говоря уже о переменах, связанных с четырьмя временами года. (5)Лесное озеро из густо-синего моментально может преобразиться в серебристо-сиреневое, стоит подуть из леса легкому шуточному ветерку. (6)Ржаное поле и березовый лес, речное лоно и луговая трава меняют свои цвета в зависимости от силы и направления ветра. (7)Но кроме ветра есть ещё солнце и небо, время дня и ночи, новолуние и полнолуние, тепло и холод.(8) Бесчисленная смена состояний и сочетаний всего этого тотчас отражается на пейзаже, сопровождая его ещё и своеобразием запахов, звуков, а то абсолютной тишиной, какая бывает в предутреннюю пору белой безветренной ночи, либо в зимнюю, тоже совершенно безветренную нехолодную ночь.(9) Вспомним короткие, почти чёрно-белые зимние дни, сопровождаемые, казалось бы, одной графикой: белые поля, чёрные леса и изгороди, серые дома и постройки.(10) Даже в такое время снега имеют свои оттенки, а что говорить о солнечном утре и о морозной вечерней заре!(11) У человека пока нет таких красок, нет и названий многих цветовых состояний закатного или утреннего неба.(12) Сказать, что заря алая (или багровая, или лиловая), значит почти ничего не сказать: заря ежеминутно меняет свои цвета и оттенки, на линии горизонта краски одни, чуть выше совсем другие, и самой границы между зарёй и небом не существует.(13) А каким цветом назовёшь ярко слепящий солнечным блеском зимний наст, в тени голубовато-просвеченный в глубину и серебристый, словно плавящийся под прямыми лучами? (14)Морозное солнце рождает такое же богатство цветовых тонов, как, например, по-весеннему тёплое. (15)Но даже при плотных тучах, особенно перед началом весны, зимний пейзаж неоднороден, снега то синеватые, то чуть голубоватые с коричневым цветом более ближнего лозняка, с сизоватой ольхой, с ясной сосновой зеленью и едва уловимой салатной окраской осинок. (16)Такое предвесеннее состояние ассоциируется с умиротворённою тишиной, с запахами снега, древесной плоти, сена, печного дыма.
Анализ текста как средство развития речи учащихся среднего звена ...
... уроков русского языка. Школьная программа основными видами работ по развитию называет изложение и сочинение. Однако не все ученики понимают, осмысливают, запоминают и воспроизводят текст. Чтобы понимать и полноценно воспроизводить текст, ... собой. Информативность присуща только тексту и является его основным признаком. Содержанием любого законченного текста является информация. Она содержит сообщение ...
(17) А сколько состояний ночного густо-фиолетового неба с гроздьями звёзд, уходящими в перспективу и бесконечность! (18)Весеннее и летнее небо меняет свои цвета так же быстро, не скупится на оттенки и колориты, щедрость его на краски безгранична. (19)Постоянно меняются и зелёные краски лета, и цвет водной глади в озёрах и реках. (20)Вода то светлая, стальная, то голубая, то синяя до чернильной густоты, то вдруг, особенно в тишине первых осенних холодов, становится зеленоватой.
(21) Надо быть глухим и слепым или же болезненно увлечённым чем-то отрешённо-своим, чтобы не замечать этих бесконечно меняющихся картин мира.
ЕГЭ 2011.Русский язык: тренировочные задания. И.П.Цыбулько, С.И.Львова.-М.
7. Работа с текстом. Отработка умений и навыков работы с исходным текстом. Усвоение способов деятельности путем воспроизведения информации и выполнения упражнений.
. Повторение теоретических знаний о тексте
Перед тем, как разбираться в прочитанном, мне хотелось бы напомнить вам основные признаки текста (…._
-Заметьте; один из важных признаков текста — информативность. Любой текст содержит информацию:1) каком-либо факте, событии, человеке;2) цели его создания ; 3)об авторе (его отношении к поднятым проблемам) Если вы сумеете научиться «вычитывать» эту информацию, то правильно поймете текст.
-Давайте снова обратимся к тексту. Итак,
1 абзац
2 абзац
3 абзац
4 абзац- «бесконечно меняющихся картин мира»
— О чем же этот текст? (текст – о вечно изменяющемся мире, надо только захотеть увидеть и услышать ту красоту, что нас окружает)
2.Формулировка проблемы
-Итак, мы определили тему текста и выделили наиболее значимую для понимания текста информацию. Теперь нам необходимо отобрать информацию необходимую для написания сочинения и первый наш шаг «Формулирование одной из проблем, поставленных автором текста».
Как правильно выделять абзацы в сочинении
... присутствовать в сочинении-рассуждении. Как правильно разделить сочинение на абзацы. Алгоритм Чтобы текст был верно поделен на смысловые части, необходимо понимать, что писать в каждой из них. Рассмотрим, как пошагово разделить сочинение на абзацы: определить проблему текста: ...
-Для начала давайте вспомним, что такое проблема? Справка: (вопрос, который …
Чаще всего в тексте поднимается несколько проблем. Чтобы их определить, задайте себе вопрос: над какими вопросами размышляет автор? Обратимся снова к тексту? Перечитайте последний абзац. Какой вопрос, поставленный автором текста, является главным? («Надо быть глухим и слепым или же болезненно увлеченным…,чтобы не замечать этих бесконечно меняющихся картин мира»)
-Так какую же проблему поднимает автор? Сформулируйте ее, используя шаблоны
(1 способ: В данном тексте В.Белов поднимает актуальную проблему красоты природы
2 способ: «Надо быть глухим и слепым», чтобы не замечать красоту родного края, постоянно меняющихся картин мира. Умеем ли мы читать природу, как книгу? Именно эти вопросы волнуют известного публициста В.Белова)
-Сформулируйте проблему, используя один из предложенных вариантов. Запишите ответ. Вот мы и сделали еще один шаг к успеху – сформулировали проблему и заработали 1 бал по К1.