Особенности российского менталитета

Эссе

Особенности российского менталитета

и отражение их в произведениях Н.С. Лескова

«Для русского верить – значит жить».

«Русская душа ушиблена ширью, она не видит границ…»

Н.А. Бердяев

«Менталитет – это обобщённое социально-психологическое состояние народа, сложившееся в результате исторически длительного и достаточно устойчивого воздействия естественно-географических, этнических, социально-политических и культурных условий проживания на народ, возникающее на основе органической связи прошлого с настоящим. Складываясь и формируясь, вырабатываясь исторически и генетически, менталитет представляет собой устойчивую совокупность социально-психологических черт, их органическую целостность, определяющих многие стороны жизнедеятельности данной общности людей, проявляясь в их духовной и материальной жизни, в специфике их государственности и различных общественных отношениях.» — так, скучно слетало с моих губ сухое определение менталитета из какого-то словаря… Эх! Как это непонятно, вот кажется, все четко и ясно, но на самом деле – ни о чем не говорит это определение. Менталитет вообще и русский менталитет в частности явления гораздо более тонкие и изучать, и познавать эту материю из книг значит — не узнать самого главного — истока, а остаться в узких рамках стандартов и штампов.

«Нет! Я пойду по другому пути!» — сказала я себе и захлопнула толстый энциклопедический словарь. Вот он МЕНТАЛИТЕТ вокруг меня, стоит только выйти и оглянуться. Гулять, так гулять! Я вышла из уютной квартиры в море солнечного света и таких разных и загадочных лиц… А вот вам и «менталитет»: гулять, так гулять. Ведь это качество присуще только русскому человеку – в этом наша суть, наш смысл. В психологию народа вошли и безграничность русского государства, и безграничность русских полей. Ах, как прекрасна наша необъятная Родина. Всё время откуда-то из самой глубины души исходит желание перейти границу, размахнуться, развернуться, нарушить какие-то правила. Такое стремление к размаху, незнание меры проявляется почти во всём. Это стремление заложено в нас изначально бескрайними российскими просторами, широтой и неограниченностью пространств. Даже улица, по которой я иду, так и зовет, так и манит дорога, так и хочется взять и забыть все, и бросится в бесконечно уводящую куда-то даль.

4 стр., 1775 слов

Прикладное искусство Казахского народа

... боевого оружия. 1.2 Ювелирное искусство Казахское ювелирное искусство развивалось на основе древних традиций, взаимодействуя с культурами сопредельных народов. Ювелирное дело, в отличие от других видов казахского прикладного искусства, имевших характер домашних ...

«Мы такую вечеринку закатим! Все обзавидуются!!! Для такого случая никаких денег не жалко!…» — долетел до моих ушей обрывок фразы из разговора проходящей мимо пары. Знаете, это как цепная реакция – вот услышал что-то и это вызывает ряд ассоциаций. В моей голове, где-то в подсознании выстроился этот ряд, и я вспомнила рассказ «Чертогон» Николая Семеновича Лескова. Там был замечательный персонаж Илья Федосеевич, с которым всего за один день случилось столько событий очень метко характеризующих его, и так ярко сейчас возник этот образ в моей голове; а ведь он может стать замечательной иллюстрацией нашей широкой русской души.

В образе Ильи Федосеевича представлена та русская удаль, тот русский размах, который выражается пословицей: гулять, так гулять. Он едет к ресторану (где является всегда постоянным желанным гостем), и по его велению из ресторана выгоняют всех посетителей и начинают готовить все до единого блюда, указанные в меню, на сто особ, заказывают два оркестра и приглашают всех самых именитых особ Москвы. О том, что Илья Федосеевич иногда забывает о мере и может погрузиться в кутеж, автор даёт знать читателю, приставив своему герою «полуседого массивного великана» Рябыку, который «находился при особой должности» — для охраны дяди, для того, чтобы было кому расплатиться. Гулянье весь вечер шло полным ходом. Была здесь и рубка лесов: дядя рубил экзотические деревья, выставленные в ресторане, так как за ними прятались цыганки из хора. «Брали в плен» цыганок: летела посуда, слышался грохот и треск деревьев. «Наконец твердыня была взята: цыганки схвачены, обняты, расцелованы, каждый – каждой сунул по сторублёвой за «корсаж», и дело кончено…»

Илья Федосеевич и все гости не скупились на деньги, так как бросались друг в друга дорогой посудой и приплачивали по сторублёвой то там, то тут. «Для такого случая никаких денег не жалко!…» — мысленно вернулась я к мимолетом услышанному разговору. Ничего не меняется! Русский народ всегда гулял на широкую ногу, и так будет всегда. Даже отсутствие порой денег, не останавливает нас. Менталитет не позволяет обидеть гостей, оставить их без «хлеба и зрелищ»! Пожалуй, от широты и доброты души нашей мы так гостеприимны и щедры… По окончании вечера Рябыка расплатиться за весь этот кутёж вместо дяди огромным количеством денег — целыми семнадцатью тысячами, а дядя лишь без всякого беспокойства, «с успокоившейся и нагулявшейся душой» сказал платить. Налицо вся широта русской души, готовой прожигать жизнь насквозь и ни в чём не ограничиваться: к примеру, требование смазывать колёса мёдом, который «в рот любопытнее».

Мягкие, еще не окрепшие весенние лучики весеннего солнца согревают мое лицо. Я вышла на широкий проспект в центре города… Многолюдно, шумно. Я вливаюсь в быстротечное движение человеческих мыслей и желаний и внимательно вслушиваюсь в голоса… «Авось жизнь наладится… Прости Господи мои слова!… Пусть милует нас…» — эти обрывки фраз глубоко запечатлелись в моей голове. Наше стремление к размаху не дает нам свободы, оно порабощает наши души. Русский человек понимает, что дойти до наивысшей ступени не может, но и остановиться ему очень трудно. Поэтому он по какой-то внутренней инерции растворяется в пространстве. Не имеющий контроля и самодисциплины, русский народ бушует в хаосе и хаос бушует в нём.

Углубление в ту или иную область, желание познать и прочувствовать приводят к тому, что зачастую русский человек уходит в духовный мир, его нет на поверхности жизни, он всё время где-то внутри жизненных явлений. Русский народ даже подвержен некоторой опасности из-за со своей несостоятельности в жизни мирской. А защиту народ ищет в вере, он всё-таки продолжает верить в жизнь с непробиваемой русской напористостью, которую, собственно, трудно определить, как жизненное явление – что такое русская вера?

6 стр., 2594 слов

Роскошь разъедает душу человека. Богатство развратило душу людей ...

... сражаться с двумя противниками: бедностью и богатством. Богатство развратило душу людей роскошью, бедность их вскормила страданием и довела до бесстыдства. ... плохо. Хороший судья должен впитать в себя эти сочинения как средство, предохраняющее от прочих учений, и совершенствовать ... дохода. Скитаясь в Париже он совсем остался без денег. Вийон стал преступником и присоединился к банде воров. ...

Идеал русского — святость, у него недостаточно сильно осознание того, что честность обязательна для каждого человека. Наша вера никогда не просила у нас строгой нравственной дисциплины, в ней мы ценим ее огромную нравственную снисходительность. Главное было не придерживаться высоких нравственных принципов, а быть смиренным. В сознании прочно укоренилась «установка» на смирение, а не на отказ от греха — искупление греха в будущем смирении и покаянии. Поэтому русский человек решил, что он лучше будет «смиренно грешить», чем «гордо совершенствоваться» (Н.А. Бердяев «Судьба России»).

Мы осознаем свое преступление! Россия свята в том смысле, что считает долгом поклоняться святым и святому и получать прощение, заступничество. Во все времена в глубине души русский человек поклоняется не потому, что благоговеет перед святым, а потому, что в тайне ждёт прощения, если он согрешит.

Я снова мысленно вернулась к Илье Федосеевичу из рассказа Лескова «Чертогон». Гулял он так, как последний раз, ни в чём не отказывая, и ни в чём себя не ограничивая. И потом он послал взять коляску ко Всепетой(!) – захотел «пасть перед Всепетой и о грехах поплакать». И в своём покаянии русский не знает меры – молится так, что его будто бы за вихор рука божья поднимает. Илья Федосеевич одновременно и от бога, и от беса: «он духом к небу горит, а ножками-то ещё в аду перебирает»… Что такое вера?!

Солнце клонилось к закату, легкий, но уже прохладный вечерний ветерок аккуратно, словно бы боясь повредить молодые листочки, обнимал хрупкие ветви березок. Укромное местечко в парке отдыха привлекло мое внимание. Скамеечка, чуть больше отдаленная, чем остальные от дорожки через парк, вечернее время, тишина и покой…

«Отдыхаешь?!» — прервал мои, далеко улетевшие мысли, ласковый и милый сердцу голос подруги. Легкий и знакомый силуэт приблизился и словно перышко опустился на скамейку. Как давно мы не виделись и сколько нужно сказать друг другу… Моя подруга самое нежное и ранимое существо на земле, ее постоянно хочется оберегать. Она очень симпатичная и очень умная молодая особа. Но пути Господни не исповедимы… «Знаешь, — заговорила она, — мне сейчас так трудно, я чувствую себя и подавлено, и приподнято… Я совсем запуталась! Не знаю, что мне делать! Я так привязалась к Игорю, но его любовь, скорее тяготит меня, но уже не согревает. Олечка! Ты бы знала, — с упоением прошептала Надюша, — ты бы знала! Какого милого и доброго человека я повстречала. Олечка, со мною с такой нежностью еще никто и никогда не обращался; — она закрыла глаза и с жадностью втянула в себя весеннюю прохладу, — я… не хочу обижать Игоря… я…я пойду на ВСЕ, чтобы быть счастливой! Я этого достойна!! – на мгновение ее лицо побледнело и озарилось неистовой и страшной улыбкой, она резко повернулась ко мне и сказала: Оля! Я пойду на все ради своего счастья!»…

11 стр., 5420 слов

Николай Семенович Лесков (1831—1895): очерк жизни и творчества

... маской революционности корыстолюбие и беспринципность. В новой редакции (1867) очерков "Русское общество в Париже" Лесков выразил мысль о родстве воинственных консерваторов и безоглядных революционеров: и те и ... страницы большинства журналов. Освободиться от этой репутации писатель смог только на склоне жизни. Отвечая на выпады радикально-демократической и либеральной прессы в свой адрес (они были ...

«На ВСЕ…» — крутилось в моей голове. Как часто мы повторяем эту фразу! Русская женщина с безумной страстью и беззаветной преданностью любимому, пойдет за ним на край света. Мои мысли снова унесли меня в другую эпоху и моим глазам предстал образ Катерины Львовны из повести Лескова «Леди Макбет Мценского уезда». Молодая (двадцати трех лет) жена богатого купца Зиновия Борисовича Измайлова. В портрете Кати выражены привлекательность и чувственность героини: «по наружности женщина очень приятная. <…> Росту она была невысокого, но стройная, шея точно из мрамора выточенная, плечи круглые, грудь крепкая, носик прямой, тоненький, глаза черные, живые, белый высокий лоб и черные, аж досиня черные волосы». Страстно полюбившая работника Сергея, Катерина, боясь разоблачения и разлуки с любимым, убивает с его помощью свекра и мужа, а затем лишает жизни малолетнего родственника мужа, Федю Лямина. Ее характер невероятно силен. Поражает ее готовность ради своих целей переступить через все нравственные нормы. При ее привлекательности и хрупкости она являет нам дикую бесчеловечность — ожидающая ребенка от Сергея, хладнокровно душит маленького Федю, совершая убийство в канун великого христианского праздника Введение во храм Пресвятой Богородицы.

Но страшное возмездие ждет ее — она теряет самое дорогое в жизни — любовь Сергея, который на каторжном этапе сходится с другой осужденной, Сонеткой. На переправе Катя сбрасывает в реку Сонетку, топит ее и тонет сама. У героини Лескова значимое имя. Имя «Екатерина» по-гречески означает «всегда чистая» и как бы олицетворяет жертвенное начало в любви героини Лескова. Отчество Кати подчеркивает твердость и мужскую силу ее характера. Фамилия Измайлова свидетельствует о черных, демонических истоках страсти героини: «измаильтянами» в древнерусской словесности назывались восточные народы, исповедовавшие ислам. …Даже любовь – такое светлое и чистое чувство, мы склонны превратить в самое болезненное и трагическое. Вот он наш менталитет – во всей красе! …

Домой я вернулась, когда уже стемнело. Все мое существо наполняли самые разные чувства. Меня буквально разрывали мысли и эмоции, полученные от сегодняшней прогулки.

Горячий кофе, мурлыкающий кот на коленях, только я и мои мысли. «А «хорошо» это, или «плохо» — русский менталитет?!» — спрашивала я саму себя. За нашей сутью всегда стоит что-то стихийное, хаотическое, дикое, пьяное, однако, одновременно русский народ совершенно искренне ищет защиты у Бога и других святых. А простят ли нам наши грехи?!! Мы люди стихии, минута господствует над нашей жизнью, увлекая за собой и раскрывая перед нами две какие-нибудь бездны. Мы непременно бросаемся в крайности, восторг и падение, разврат и благородные порывы и низкие поступки поочерёдно, а то и вместе врываются в нашу жизнь. И все это перемежается со страстной жаждой жить и верить.

Передо мною снова пронеслись образы героев Лескова и герои нашей современной жизни. Их объединяют какие-то общие черты, проявляющиеся то там, то здесь: широта, размах, безудержное желание заглянуть в пропасть, упасть в неё и стремление души к свету, к божественному, в храм, только покинула она шумное гуляние, непреклонность и желание любой ценой добиться счастья.

Прожив сегодняшний день, я могу с уверенностью вписать новое, «живое» определение в тот словарь – менталитет русского человека есть целостное, единое стремление народа отдать свою жизнь другому и кинуться в бездну грешной, мирской жизни, чтобы познать ее самые страшные грехи, и потом искупить их до последней капли крови и познать покаяние, смирение и прощение.

Как дальновидны и как пророчественно правы были наши классики! «Умом Россию не понять «…» В Россию можно только верить…». Так было, так есть и так будет всегда…

11.05.2006