Мои размышления о концепции преподавания Русского языка

Эссе

«Эссе «Мои размышления о концепции преподавания Русского языка»»

Ковалева М.И., Эссе «Мои размышления

о концепции преподавания Русского языка»

«Концепция – система взглядов на что-нибудь, основная мысль».

Во- первых, хочу сказать, что являюсь учителем начальных классов, а не учителем русского языка и литературы.

Во- вторых, естественно буду рассуждать, как учитель начальных классов.

Надо исходить из того, что русский язык, наряду с математикой – это необходимый предмет, который является инструментом для познания других предметов: математики, литературного чтения, окружающего мира. Владение письменной и устной речью – совершенно необходимое условие успешной учебы, как в начальной школе, так и в дальнейшей жизни.

Учащихся, редко называют русский язык среди любимых предметов, считая его трудным и скучным. Для учащихся начальных классов русский язык представляют последовательно, усложняя его с каждым годом, и ученику зачастую становится скучно, пока досконально исследуется, например, состав слова: приставка, корень, суффикс, окончание. Мы делаем фонетический, морфемный, морфологический анализ слова. Это необходимо для достижения орфографической и пунктуационной грамотности. Ученику трудно выделить запятыми причастный оборот, если он не усвоил эту тему.

Чтобы заинтересовать ученика данным предметом, надо немного изменить подход к преподаванию предмета.

Для этого можно использовать задания занимательного характера:

  • «найди ошибку»: на доске записывается текст, в котором допущены ошибки. Учащимся необходимо найти и исправить их. Вначале можно работать коллективно, потом по группам, потом индивидуально.
  • «предмет и его признак»: вертикально записывается слово, например, «ученик».

На каждую букву нужно подобрать прилагательное, характеризующее ученика: умный, честный и т.д.;

  • «кто больше?»: берется слово, например, «арифметика». За определенное время нужно составить как можно больше слов из букв данного слова;

желтый жук женился на жадной жужелице

Подобные задания очень нравятся учащимся.

На уроках использую также элементы проблемного обучения.

  • зачитываю предложение вслух, учащимся необходимо посчитать, сколько слов в предложении, потом назвать самое большое слово, самое маленькое слово, на какие буквы и звуки они заканчиваются.

— записываю слово, которое учащиеся ещё не слышали, значение которого они ещё не знают. На столе лежит большой словарь Ожегова, в котором учащиеся сами находят значение того или другого слова. Пока ребёнок работает со словарём, класс рассуждает вслух, что слово может означать по их мнению.

35 стр., 17336 слов

Детектив учащихся (7 класс)

... И.В. МО учителей начальных классов – руководитель Черкашина Л.М. На заседаниях МО обсуждались ... Н.А. 5 2 Презентация – творческое развитие учащихся Шумова Н.А. 8 2 Студия художественного творчества Суворова И.В. 1-7 ... руководитель Николаева В.И. МО учителей иностранного языка – руководитель Сальникова Т.А. МО учителей ... Были выбраны различные формы для повышения профессионального мастерства педагогов: ...

Особое внимание уделяется развитию связной речи.

Конечно же, программа по русскому языку в начальных классах предусматривает достаточно большое количество упражнений по развитию речи (придумать заголовок к тексту, разбить текст на абзацы, исправить деформированный текст, определить тему, главную мысль и т.д.) и уроков по развитию речи (свободный диктант, изложение, подробное и сжатое; сочинения разного рода: по картине, описание животных, любимые игрушки, внешности и характера знакомого человека, памятника; рассуждение на заданную тему и т.д.).

Но, тем не менее, учащиеся всё равно затрудняются писать как изложения, так и сочинения.

Что же делать в таком случаи?

Когда пишем сочинение по картине, даю четкий алгоритм: что изображено на переднем плане, справа, слева, на заднем плане, и т.д. Четкие ответы на 10-12 вопросов дают в итоге краткое описание картины.

Работая над сочинением, требующим использования личного опыта (впечатление от поездки, описание знакомого человека, посещение памятных мест и т.д.), вначале подробно расспрашиваю об этом ученика, помогаю выстроить композицию сочинения в соответствии с планом. После устных ответов на мои вопросы ученик представляет, о чем нужно писать.

Попутно, работаю над расширением словарного запаса учащихся с привлечением словарей.

На уроках по развитию речи использую элементы технологии смыслового чтения, так как прежде чем передать содержание текста (изложение) ученик должен воспринять текст, вникнуть в его содержание. Использую тетради с готовыми текстами, прочитав которые учащимся необходимо ответить на вопросы по тексту (вначале коллективно, потом в группах, потом индивидуально).

Учащиеся, которых я обучаю, участвуют во внеклассной работе по предмету: школьной олимпиаде по русскому языку, во всероссийском конкурсе любителей русского языка «Русский медвежонок», пишут мини — сочинения различного уровня, например: «Кто такие ветераны В.О.В.?», «Кто такая мама или папа?» и т.д. А потом по желанию зачитывают их вслух.

Работа не всегда приносит ожидаемые результаты, но если не работать над проблемой, она, конечно же, не исчезнет.

В преподавании литературного чтения исхожу из того, что чтение является метапредметным навыком. Необходимо, прежде всего, отрабатывать технику чтения. Для этого на весь класс были закуплены хрестоматии, которые используются в течение пяти минут на каждом уроке. Дети, одевая «наушники» читают тексты вслух. Так же при чтении стихотворений используем чтение с разной интонацией, например: прочитать стихотворение в виде рэпа, или прочитать стихотворение, как будто тебе хочется спать, или ты плачешь и т. д., сопровождая чтение жестами, мимикой, а также используем пересказы (краткого, подробного, выборочного).

12 стр., 5572 слов

Сочинение по тексту искандера о сложностях жизни

... По Ф. Искандеру) Источник: https://www.referat.hhos.ru/2016-06-10-05-56-09/6686-2016-06-10-21-43-25.html Задание №2405. Тип задания 27. ЕГЭ по русскому языку Напишите сочинение по прочитанному тексту. ... «Мой Пушкин», я вспомнил наши чтения «Капитанской дочки» и удивился несходству ... — это то чувство, которое всю жизнь Пушкин так ценил в людях. (21) ... же самое можно сказать о Маше и о юном Гринёве. (33) ...

Часто учащиеся учат стихотворения и песни наизусть для различных мероприятий.

Уверена, что главное при изучении художественного произведения – помочь ученику понять, осмыслить его содержание.

Как же этого добиться?

1.Предварительный этап (до чтения текста).

  • словарная работа (знакомство со словами, необходимыми для понимания текста, которые встречаются в тексте).

  • вопросы по содержанию перед самостоятельным чтением.

2. Основной этап – знакомство с текстом.

  • новое произведение всегда зачитываю сама. Выразительное чтение учителя, попутный комментарий, на мой взгляд, обеспечивают полноту восприятия содержания и эмоциональный отклик ученика на прочитанное;
  • использую наглядность (иллюстрации к произведению, портрет автора, фото актеров, исполняющих роли в спектаклях и др.);
  • использую возможности Интернета, в виде презентации к произведению или автору;
  • использую аудиозаписи.

3. Анализ художественного произведения.

  • беседа по содержанию;
  • составление и сравнение характеристик героев;
  • при анализе лирического стихотворения даю образец анализа на примере одного стихотворения, предлагаю план или алгоритм анализа;
  • понимание текста во многом обеспечивает технология смыслового чтения.

Смысловое чтение особо выделено в концепции универсальных учебных действий (автор Асмолов А.Г. и др.).

Смысловое чтение включает в себя умение осмыслять цели и задачи чтения, умение находить и извлекать информацию из различных текстов, умение работать, в частности, с художественным текстом.

В работе использую приемы смыслового чтения: синквейн, кроссворд, кластер, пометки на полях, сравнительная таблица, викторина.

Программа по литературному чтению предписывает формирование компетенций: составление плана, написание сочинения. Это вызывает наибольшие затруднения у учащихся. Без помощи учителя ученик не может обойтись. Начинаем составлять план, и конспект вместе, выполняем, таким образом, половину работы, остальное ученик делает сам.

При обучении сочинения на литературную тему использую готовые образцы сочинений других учащихся, которые зачитываю вслух. Проводим обсуждение таких сочинений, высказываем свою точку зрения, по поводу понравившегося сочинения.

На уроках литературного чтения также используются элементы различных технологий: смысловое чтение, проблемное обучение, проектная деятельность.

Учащиеся, которых я обучаю, участвуют в школьных олимпиадах.

Обучение на курсах, посещение семинаров, участие в вебинарах помогают мне быть в курсе изменений и новшеств в образовании, в том числе введения ФГОС.