— Наверное, каждый человек в современном мире стремится… А задумывался ли кто-нибудь о том, что стоит за эти понятием? Я думаю, что вряд ли… Мы редко размышляем об этом, озабоченные…, а текст… заставляет подумать о том, что такое… — Что такое..? Какую…? Как…? Что значит…? Об этом заставляет задуматься текст… — Наше время дает возможность по-новому отнестись к…, которые всегда существовали… — Стоит ли нам сейчас, в такое трудное время, размышлять о …? Ведь общество озабочено другими проблемами, разве нам до этих высоких категорий? И все же в тексте… говорится… — Вы, наверное, задумывались о том, как… Именно об этом говорится в тексте… |
|||
II. Основная часть: |
|||
1. Анализ исходного текста (ИТ): |
|||
а) тема (тематика) ИТ |
— В статье (фамилия автора с инициалами в Р. П.) идет речь (о чем? о любви) — Статья (фамилия автора с инициалами в Р. П.) посвящена актуальной для нас (для нашего поколения, для нашего времени, для моих сверстников) теме (чего? любви) — Очерк (эссе, статья) посвящен (-о; — а) размышлению (о чем? о любви) |
||
б) проблематика ИТ (указать 2—3 проблемы) |
— (Автор) читателя в круг проблем, связанных с темой (чего? любви): (что такое настоящая любовь? можно ли во имя любви совершить предательство?) — (Писатель) заставляет нас задуматься о следующих проблемах: (что такое настоящая любовь? можно ли во имя любви совершить предательство?) — Писателя волнуют следующие проблемы: (что такое настоящая любовь? можно ли во имя любви совершить предательство?) |
||
в) 1 проблема ИТ, сформулированная и прокомментированная |
Но больше всего меня привлекла (заинтересовала, заставила задуматься) проблема (чего? предательства во имя любви).
Но больше всего меня привлекла (заинтересовала, заставила задуматься) следующая проблема: (можно ли во имя любви совершить предательство?) Ведь… Автор поднимает (предлагает для обсуждения) еще одну животрепещущую проблему — проблему (чего? — неразделенной любви) |
||
г) позиция автора по сформулированной проблеме |
Сама проблема не нова в (, в российской публицистике). Многие (поэты, писатели, философы, общественные деятели разных времен) пытались ответить на этот непростой вопрос. (Автору статьи) удалось найти оригинальное решение этой проблемы. Его точка зрения (мысль, идея, позиция) звучит свежо и необычно: «(Цитата)». Его точка зрения (мысль, идея, позиция) звучит свежо и необычно. Он утверждает, что (косвенная речь с частичным цитированием).
(Автор), по-моему (по моему мнению), делает совершенно потрясающее открытие: «(Цитата)». Подобная точка зрения оригинальна и нетрадиционна. Он хочет донести до сознания людей (читателей) мысль о том, что (косвенная речь с частичным цитированием).
Ответ на этот вопрос можно найти в (предложенном тексте; в тексте автора) |
||
б) 2 аргумента |
Ссылка на : — Как считает (говорит, думает, утверждает)…,… — Как сказал (утверждал) еще…,… |
||
Ссылка на источник: [Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/esse/miniatyura-klishe/ — Я, например, слышал, что… — Как говорится (поется),… — По словам (по мнению, по свидетельству) — Я прочитал об этом у (в)… — Исходя из последних данных (наблюдений),… — Как показывает опыт,… |
|||
в) вывод |
— Итак,… — Подводя итоги, еще раз подчеркнем, что… — В заключение хочется заметить, что… — И, в конце концов, следует заметить, что… |
||
III. Концовка |
— … Эти вопросы вечны, как вечны…, как вечна сама жизнь. — Таким образом, нельзя однозначно ответить…, но в то же время можно утверждать, что… — Я не могу предложить сейчас решение проблемы — достаточно того, что «болезнь указана, а как ее излечить — это уже бог знает!» |
||
Вид ошибки |
Примеры |
||
Ошибочное |
Трудолюбимый, надсмехаться |
||
Ошибочное образование формы существительного |
Многие чуда техники, не хватает время |
||
Ошибочное образование формы прилагательного |
Более интереснее, красивше |
||
Ошибочное образование формы числительного |
С пятистами рублями |
||
Ошибочное образование формы |
Ихнего пафоса, ихние дети |
||
Ошибочное образование формы глагола |
Они ездиют, хочут |
||
Нарушение согласования |
Я знаком с группой ребят, серьезно увлекающимися джазом |
||
Нарушение управления |
Нужно сделать свою природу более красивую; повествует читателей. |
||
Нарушение связи между подлежащим и сказуемым |
Большинство возражали против такой оценки его творчества |
||
Нарушение способа выражения сказуемого в отдельных конструкциях |
Он написал книгу, которая эпопея |
||
Ошибки в построении предложения с однородными членами |
Страна любила и гордилась поэтои |
||
Ошибки в построении предложения с оборотом |
Читая текст, возникает такое чувство… |
||
Ошибки в построении предложения с причастным оборотом |
Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами |
||
Ошибки в построении сложного предложения |
Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал еще в детстве |
||
Смешение прямой и косвенной речи |
Автор сказал, что я не согласен с мнением рецензента |
||
Нарушение границ предложения |
Когда герой опомнился. Было уже поздно |
||
Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм |
Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь |
||
Неудачное употребление местоимений |
Данный текст написал В. Белов. Он относится к художественному стилю. |
||
Название |
Определение |
Пример употребления |
Основное назначение в тексте |
Т Р О П Ы (обороты). В основе – переносное значение. |
|||
Аллегория (иносказание) |
Изображение отвлеченного понятия или явления через конкретные предметы и образы. |
Весы – символ правосудия; лиса – хитрый коварный, изворотливый человек. |
Изображаются определенные социальные явления или лица иносказательно. |
Аллюзия |
Одна из форм иносказания, употребление какого – либо слова, фразы, цитаты в качестве намека на общеизвестный факт – литературный, бытовой или общественно – политический. |
«Такого отечества такой дым разве настолько уж приятен? (). Сравни: «И дым отечества нам сладок и приятен» ().
|
|
Сравнение |
Образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов (в широком смысле). Изображаемое явление уподобляется др. по к-л. Общему для них признаку (исп. слова как, будто, словно и др.).
|
Как дым, седая мгла мороза. Как привидение, береза. (Бунин).
|
Образно представить предмет, явление. |
Метафора |
Скрытое сравнение (отсутствуют слова как, будто, словно и др., но подразумеваются). Свойства одного предмета переносятся на др. |
Ковры снегов |
Образное, ассоциативное представление. |
Овеществление |
Перенос черт неодуш. предмета на человека. |
Глядишь и не знаешь:ест или не ест он. Глядишь и не знаешь: дышит или не дышит он. Два аршина безлицого розоватого теста: Хоть бы метка была в уголочке вышита. (Маяковский).
|
|
Олицетворение |
Черты живого существа приписываются неодуш. предметам. |
Золотистые лица купальниц. Их стебель влажен. Это вышли молчальницы Поступью важной В лесные душистые скважины. (Блок).
|
Глагольные метафоры (вышли молчальницы), вещественные метафоры (лица купальниц), метафорический эпитет(поступью важной).
Образно представить предмет, явление. |
Эпитет (приложение) |
Образное определение к-л лица, предмета, явления. Не следует путать с обычным логическим определением. Различаются эпитеты 1) цветовые, 2)оценочные, 3)метафорические, 4)постоянные. |
1) желтеющая нива; 2) таинственная сага, мирный край; 3) свежий лес; 4) девица красная, ворон черный; |
В индивидуальном эпитете проявляется авторское отношение к изображаемому предмету, явлению, указывает на одно из свойств. |
Ирония (притворство, насмешка) |
Приобретение словом в контексте противоположного значения. |
Откуда, умная, бредешь ты, голова? (об осле).
|
Проявляется авторское отношение к изображаемому предмету |
Метонимия (переименование) |
Замена одного слова другим, имеющим с ним причинную связь. |
Однако ж несколько творений / Он из опалы исключил: / Певца Гяура и Жуана / Да с ним еще два-три романа… (Пушкин).
|
|
Перифраз |
Описательный оборот. |
Царь зверей (о льве).
|
Разнообразие лексического строя. |
Синекдоха (соотнесение) |
Разновидность метонимии. Целое выявляется через часть (соотносится вещь и материал, содержимое и содержащее, творение и творец).
|
Прощай, немытая Россия, / страна рабов, страна господ, / И вы, мундиры голубые… (Лермонтов); (не то на серебре – на золоте едал; трещит затопленная печь; Белинского и Гоголя … с базара понесет) |
Образно представить предмет, явление. |
Катархеза |
вид метафоры, не ощущается как прием |
Ножка стола |
|
С Т И Л И С Т И Ч Е С К И Е Ф И Г У Р Ы |
|||
Параллелизм (идущий рядом) |
Композиционный прием. Сходное использование элементов текста, которые соотнесены по смыслу и создают единый образ. Выделяют поэтический параллелизм и параллелизм синтаксический (одинаково построенные фрагменты предложений0. |
Пела, пела пташечка И затихло; Знало сердце радости И забыло. |
|
Антитеза (противоположение) |
Резкое противопоставление образов, понятий, положений. |
Как часто силой мысли в краткий час Я жил века и жизнию иной… |
Сопоставление резко контрастных или резко противоположных понятий и образов усиливает впечатление. |
Оксюморон (остроумно – глупое) |
Совмещение несовместимых понятий. |
Живой труп, ужасно красивый, грешная молитва. |
Яркость речи. |
Инверсия (перестановка) |
Изменение обычного порядка слов в предложении. |
Под кровом черных сосен и вязов наклоненных … (Жуковский).
|
Логическое и смысловое выделение какого-либо слова. |
Хиазм (имеющий облик буквы Х) |
Совмещение в двух соседних словосочетаниях или предложениях обычного порядка и инверсии. |
См. выше. |
|
Анаколуф (непоследовательный) |
Допущение в предложении синтаксической несогласованности, нарушения нормы расстановки слов. |
Все, чем человечество гордилось тысячелетия: Гомер, Данте, Шекспир… — приходят какие-то мальчишки и объявляют все это насмарку. (Брюсов).
|
Придание речи разговорности, эмоциональности. |
Бессоюзие (убавление) |
Союзы намеренно опущены |
Есть в русской природе усталая нежность, Безмолвная боль затаенной печали, Безвыходность горя, безгласность, безбрежность, Холодная высь, уходящие дали. (Бальмонт).
|
Придание речи сжатости, компактности. |
Многосоюзие (противоположность бессоюзия) |
Связь слов посредством повтора одного и того же союза. |
Как будто душа о желанном просила, И сделали ей незаслуженно больно. И сердце простило, но сердце застыло, И плачет, и плачет, и плачет невольно. (Бальмонт).
|
Создается «рыдающий» ритм, замедляется художественное время. |
Анафора |
Повторение слова или словосочетания в начале стихотворных строк. (Единоначатие).
|
||
Эпифора |
Повторение слова или словосочетания в конце стихотворных строк. |
||
Рефрен |
Повтор отдельных фраз. |
Как пример можно рассматривать припев в песнях. |
Усиление определенного настроения. |
Лейтмотив |
См. выше. |
||
Риторическое обращение |
Обращение, не предполагающее прямого ответа. |
||
Риторический вопрос |
Вопрос, не предполагающий прямого ответа. |
Ты проснешься ль, исполненный сил, иль, судеб повинуясь закону, все, что мог ты уже совершил: создал песню, подобную стону, и навеки духовно почил? (Некрасов).
|
|
Риторическое восклицание |
Приветствую тебя, пустынный уголок!.. (Пушкин).
|
||
Эллипсис (выпадение, опущение) |
Пропуск подразумеваемого слова. |
Придает эффект лирической взволнованности. |
|
Апосиопеза (сокрытие, утаивание) |
Умолчание в середине или в конце фразы (обозначается многоточием).
|
Придает ощущение особенной значимости речи, взволнованности. |
|
Гипербола |
Художественное преувеличение. |
Усиление художественного впечатления. |
|
Гротеск (причудливый) |
Преувеличение, доведенное до фантастических размеров, искажает норму действительности. |
См. прозу Щедрина. |
Усиление художественного впечатления. |
Литота (простота) |
Художественное преуменьшение; обратная гипербола. |
Ваш шпиц, прелестный шпиц, / не более наперстка … (Грибоедов).
|
Отношение автора к изображаемому. |
Парцелляция |
Искусственное членение одного предложения на две части. |
Я сегодня был в клубе. Впервые . |
Логическое и эмоциональное выделение того, что необходимо выделить. То, что отделят, называют парцеллятом. |
Градация |
Группировка определений либо по нарастанию, либо по ослаблению эмоционально-смысловой значимости. |
Группировка определений либо по нарастанию, либо по ослаблению эмоционально-смысловой значимости. Не жалею, не зову, не плачу… (Есенин).
|
Передает нарастающую напряженность чувства, переживания. |
Плеоназм |
Повторение сходных слов и оборотов, нагнетание которых создает определенный эффект. |
Грусть – тоска (УНТ) вообще-то – речевая ошибка. |