Отзыв, аннотация, рецензия, и другие продукты переработки учебного текста как форма демонстрации навыков слушания и чтения

Эссе

Отзыв, аннотация, рецензия, эссе и другие продукты переработки учебного текста как форма демонстрации навыков слушания и чтения. Методики формирования навыков — ТРКМ, ТАСК, ИНСЕРТ.

Каждый педагогический работник на уроке планирует и осуществляет специальные формы и приёмы развития и оценки навыков речевой деятельности. Речевая деятельность организуется учителем в четырёх проявлениях: «слушание — говорение-чтение — письмо».

Речевая плотность урока (время активной речевой деятельности каждого учащегося в течение урока) является одним из показателей эффективности организации урока /учебного занятия.

Формами демонстрации навыков слушания могут быть изложение, план, конспект, тезисы.

Работа по развитию речи учащихся — обязательная часть школьного курса по всем предметам. Эта работа многоаспектная. В частности, не только на уроках русского языка, она предполагает последовательную подготовку к сочинениям различных жанров с учетом возрастных особенностей школьников конкретного класса, специфики каждого жанра, взаимосвязи, отношений преемственности между жанрами в рамках программного обучения.

ТАСК — анализ («тезис — анализ — синтез — ключ»), ТАСК-анализ.

ВОПРОС

ОТВЕТ

  1. Какая тема обсуждается?

  1. Каково основное утверждение по теме?

  1. Сформулируйте контрутверждение: что, скорее всего, выскажет оппонент для защиты либо для опровержения данного утверждения?

  1. Что поддерживает основное утверждение и контрутверждение? Перечислите эти доводы.

    10 стр., 4501 слов

    Анализ воздействия музыкальных средств язык и речь музыки на ...

    ... музыка это язык. Ничто не является языком кроме самого языка непосредственно, потому что только за ним есть семантика». Схожие оценки невысокой перспективности языкового подхода в анализе музыки ... при уделении огромного внимания слушанию, восприятию музыки. Начинать становление процесса музыкального ... как единство способностей, музыкально-эстетических знаний, навыков поведения, чувств, оценок и ...

  1. Содержит ли этот текст непонятные, сложные или «перегруженные» слова и выражения? Если да, то найдите и поясните их.

  1. Проведите оценку защиты утверждения и контрутверждения. Определите спорные выводы, отвлеченные моменты, ошибочные заключения и другие слабые места спора.

  1. Видите ли Вы какие-либо допущения, ценности или идеологическое влияние в основном утверждении или доводах в его защиту? Найдите их и укажите, насколько они влияют на справедливость утверждения.

  1. Изложите свое утверждение полностью в следующей форме: Несмотря на то что … (укажите контрутверждение либо один из самых сильных доводов в его защиту), … (основное утверждение), поскольку …(главные причины, побуждающие верить в истинность основного утверждения).

  1. Является ли полный тезис спорным, но в тоже время приемлемым для защиты, либо неприемлемым, либо слишком сложным для принятия?

  1. В случае необходимости пересмотрите Ваше основное утверждение и повторите все стадии ТАСК-анализа.

Метод ТАСК заставляет обучающихся относиться к текстам и в каче

План текста

Рассмотрим важнейший навык, как составление различных планов. Для того чтобы успешно осуществлять этот вид работы, в каждом кон кретном случае необходимо грамотно решить следующие задачи:

  1. Сориентироваться в общей композиции текста (уметь определить вступление, основную часть, заключение).

    10 стр., 4891 слов

    Напишите -рассуждение, раскрывая смысл высказывания французского ...

    ... мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения». Слова К. ... о себе, а автор, внося соответствующие ... словам 12. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания лингвиста М.Н.Кожиной: «Читатель ... это сравнение! Ведь от этой "веточки" в ... А. Гончарова: «Язык не есть только говор, речь: язык есть образ всего внутреннего человека, всех сил, умственных и нравственных». Эту фразу ...

  2. Увидеть логико-смысловую канву сообщения, понять систему из ложения автором информации в целом, а также ход развития каж дой отдельной мысли.

  3. Выявить «ключевые» мысли, т.е. основные смысловые вехи, на которые «нанизано» все содержание текста.

  4. Определить детализирующую информацию.

  5. Лаконично сформулировать основную информацию, не перенося на письмо все целиком и дословно.

Выделение главной мысли — одна из основ умственной культуры при работе с текстом. «Отбирать полезнейшее, — писал великий чешский педагог XVII в. Я.А.Коменский, — дело такой важности, что немыс лим толковый читатель без умения отбирать. Единственно надежный плод чтения — усвоение прочитанного, выбор полезного. Поис тине только это держит ум в напряжении, запечатляет воспринятое в памяти и озаряет ум все более ярким светом. Не пожелать выде лить из книги ничего — значит все пропустить».

Текст, как правило, содержит несколько основных мыслей, каждая из которых развивается в пределах своей тематической группы. Чаще всего, хотя и не всегда, «граница» между этими группами обозначается ясно. На письме этой границей может быть абзац, в устной речи — паузы или смена интонации говорящего.

Обычный текст характеризуется тем, что слов пишется гораздо больше, чем это требуется для понимания написанного. Читая, мы интуи тивно используем некоторые слова и фразы в качестве опорных. Такие опорные слова и фразы мы уже назвали выше ключевыми.

Ключевые слова и фразы несут основную смысловую и эмоциональ

Выбор ключевых слов — это первый этап смыслового свертывания,

В работе по определению «основных мыслей», «смысловых вех» очень

Первый самый простой вид плана — вопросный . Задав основные воп росы к тексту, охватив ими его основную проблематику, мы получим вопросный план (пункты такого плана могут писаться как со знаком вопроса, так и без него).

6 стр., 2654 слов

Рассуждение на лингвистическую тему «Роль знаков препинания в тексте»

... Знаки препинания. Какова их роль в языке? Как они влияют на письменную речь человека? Известный лингвист ______________утверждает, что «___________________________». Разберемся в ... знака препинания сделать ВЫВОД –ЗАКЛЮЧЕНИЕ. СЛАЙД 18 ТРЕБОВАНИЯ К ТЕКСТУ: смысловая цельность, речевая связность, последовательность, композиционная стройность ! ГРАМОТНОСТЬ и ФАКТИЧЕСКАЯ ТОЧНОСТЬ ! - Как начать сочинение? ...

Тезисный план

номинативный план

Интересным видом плана является модификация тезисного и номи

усложнение

Первый путь, Второй путь

Составление плана — не только способ ра

Конспект

конспектировать.

К сожалению, очень немногие обучающиеся владеют навыками дей

Можно выделить следующие виды конспектирования, проводимого

  1. Линейное конспектирование в форме развернутого тезисного плaнa.

  1. Построение кластера с текстовыми вставками.

  1. Построение табличной формы конспекта, например в вопросно-ответной форме.

  2. Двухэтапный конспект. Первая его часть заполняется после про чтения текста, вторая — после выполнения всех видов заданий по тексту.

  3. Построение конспекта на основе опорных сигналов.

Логика постро

ключевых слов, фраз;

Составлять или не составлять конспект- вопрос индивидуального

подчеркивания, выделение

Инсерт (интерактивная система записи)

Первая из них — Инсерт, получившая свое название по английс

Работа по этой методике осуществляется в четыре этапа:

1 этап. Обучающимся предлагается система маркировки текста, что бы подразделить заключенную в нем информацию следую щим образом:

V знаком «галочка» помечается то, что им уже известно; — знаком «минус» помечается то, что противоречит их пред ставлению;

1 стр., 452 слов

Чем отличается эссе от сочинения

... сочинения зависит от его типа: повествования, описания, рассуждения, сравнительной характеристики или анализа художественного текста. Форме эссе свойственно рассуждение с элементами анализа. Цель эссе – побуждение читателей к размышлению. Сочинение ... с элементами самостоятельного анализа. Произвольная композиция эссе позволяет использовать в построении фраз различные приемы, усиливающие воздействие ...

+ знаком «плюс» помечается то, что является для них инте ресным и неожиданным;

? «вопросительный знак» ставится, если что-то неясно, возникло желание узнать больше.

2 этап. Читая текст, обучающиеся маркируют соответствующим зна ком на полях отдельные абзацы и предложения. Знакомство с текстом и его маркировка может производиться в аудито рии, при этом тьютор может давать свои комментарии по ходу чтения.

3 этап. Обучающимся предлагается систематизировать информацию, поместив ее в соответствии со своими маркировками в сле дующую таблицу:

V

+

?

4 этап. Последовательное обсуждение каждого столбца таблицы.

Предметная область использования: учебные тексты с большим ко

Предложенные значки могут быть заменены другими символами.

Методика «Плюс, минус, интересно».

«Плюс, минус, интересно».

Эссе.

В завершение следует упомянуть еще одну форму осмысления про читанного, актуальную работы с текстом. Форма эта — эссе.

Эссе (фр. essai ) — жанр критики и публицистики, прозаический этюд, свободно трактующий какую-либо литературную, философскую, эс тетическую, моральную или социальную проблему. Обычно проти вопоставляется систематическому научному рассмотрению вопро са. Классиком-основателем опытов с эссе считается М.Монтень («Опыты», 1580).

4 стр., 1610 слов

Переводы текстов Spotlight 11 класс-6e

... that all school pupils should be made to learn at least one foreign language. Others, however, argue ... эссе, обсуждающие плюсы и минусы этого предложения. Напишите и скажите нам, что вы думаете. Напишите эссе ... таблицу идеями из эссе. 4 Прочитайте таблицу. Какие связывающие слова/фразы были использованы в модели эссе ... текстов, переведенных выше: Did you know that there are about seven thousand languages ...

Эссе — очень распространенный жанр письменных работ в западной педагогике, в российской школе эта форма и сам термин становятся все более и более популярными в последнее вре мя. Эссе целесообразно использовать как небольшое письменное задание обычно на стадии осмысления, обработки прочитанного. Теме создания эссе посвящены многие научные и научно-популяр ные трактаты. Здесь же хотелось бы отметить, что разнообразие форм эссе определяется тремя основными факторами:

  1. временем, которое на него тратится;

  2. умением строить логические композиции (например, вызов, из ложение тезисов, аргументация, выводы);

  3. художественным даром автора, выразительностью речи, богатством привлекаемого культурного контекста.

Для написания эссе можно дать обучающимся 5-10 минут, эссе мо

Кластер

графической организации текста.

Наиболее популярным из современных методов является кластер.

Кластер (англ. duster — гроздь) — это способ графической органи зации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслитель ные процессы, которые происходят при погружении в тот или иной текст. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом». Последовательность действий при построении кластера проста и логична:

1. Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или тезис, которые являются «сердцем» текста.

2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи,

3. Эти слова или предложения соединиться прямыми линиями с «сер

В итоге получается структура, которая графически отображает раз

Мастера работы с текстами советуют в работе над кластерами со

  1. Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю вооб ражению и интуиции.

    16 стр., 7913 слов

    Речь как способ создания характера матренин. Анализ языка рассказа ...

    ... А.И.Солженицына «Матрёнин двор»; портрет писателя; мультимедийная презентация по теме урока. печатная таблица «Способы создания образа ... чем особенность речи героини? Карточка: 3 гр. Речь как способ создания характера. Приведите примеры использования ею ... 3. Проверка д/з., Работа с текстом произведения. Итак, произведение вами ... работы - эссе Оценивание Рефлексия 1 гр. Интерьер как способ создания ...

  2. Продолжать работу, пока не закончится время или пока идеи не иссякнут.

  3. Постараться построить как можно больше логических связей. Не следовать заранее определенному плану.

Заметим, что кластерная схема не является строго логической. Она по

Разбивка на кластеры используется как на этапе вызова, так и на этапе

оформление его в таблицу.

  1. заполнение пропусков в уже заполненной таблице по материа лам текста;

  2. описание логики построения таблицы;

  3. построение таблицы по образцу, т. е. когда заполнены только пер вый столбец первая строка.

Приведем еще несколько интересных приемов, связанных с состав

Двойной дневник, Двойной дневник

Фрагменты текста