Чем отличается эссе от сочинения

Эссе

Художественно-публицистический жанр эссе интересен тем, что дает автору неограниченную возможность самовыражения. В современные школьные программы входит обучение написанию эссе. Это вид творческой работы, в которой требуется умение высказывать собственное суждение по актуальной теме.

Определение

Эссе – разновидность очеркового жанра или вид творческой работы, представленной в форме аргументированного рассуждения и отражающей субъективную авторскую позицию по отношению к общественно значимой проблеме социального, морально-этического, научного, культурно-исторического плана.

Сочинение

Сравнение

Прежде всего, в цели написания.

Цель сочинения как одного из видов творческой работы – развитие навыков устной и письменной речи, связанных с умением формулировать собственные суждения по проблемным вопросам, анализировать отдельные явления, факты или фрагменты текста, излагать мысли в логической последовательности, производить обобщения и делать выводы.

По способу речевой организации сочинение может относиться к одному из наиболее распространенных в школьной практике типов творческих работ:

  1. описанию;
  2. повествованию;
  3. рассуждению проблемного характера;
  4. сравнительной характеристике образов;
  5. анализу художественного текста.

В структуру сочинения должны входить вступление с обоснованием актуальности темы, основная содержательная часть и заключение.

По содержанию и форме эссе соотносится с сочинением-рассуждением, однако перед его автором стоит более сложная задача: побудить читателей к размышлению, благодаря убедительности и яркости изложения вызвать у них эмоциональный отклик на прочитанное.

Эссе, как и любой вид сочинения, требует творческого осмысления темы, но самое важное в нем – авторская позиция, личное видение проблемной ситуации и способов ее решения, основанное на знании материала и собственном интеллектуальном опыте. В эссе необходимо четкое определение проблемы, в трактовке которой принципиально важна авторская аргументация с элементами самостоятельного анализа.

11 стр., 5334 слов

Литературно-творческая внеклассная работа с учениками старших классов

... творческих интересов и способностей учащихся, более глубокое понимание изучаемого произведения, удовлетворение духовных потребностей и многие другие [14, с. 396]. 1.2 Цели и задачи внеклассной работы по литературе Внеклассная работа по литературе ... искусства слова. Истоки внеклассной работы восходят ещё к XVIII веку, когда в дворянских пансионах и учебных заведениях читались сочинения и переводы ...

Произвольная композиция эссе позволяет использовать в построении фраз различные приемы, усиливающие воздействие на читательское восприятие: инверсию, антитезу, ассоциативные ряды, метафорические обобщения, иронию и другие виды иносказания.

В эссе уместно употребление предположений, риторических вопросов, фразеологизмов. Они придают речи экспрессивность и стилистическую выразительность.

Заключительная часть эссе не всегда содержит вывод.

к содержанию ↑

Выводы

  1. Эссе – художественно-публицистический жанр или вид творческой работы с произвольным композиционным построением. Сочинение – творческая работа на заданную тему, имеющая четкую структуру с обязательным вступлением, содержательной частью и заключением.
  2. В эссе отражается субъективная авторская позиция относительно затронутой в теме проблемы. В сочинении эта тема подвергается объективному анализу.
  3. Форма сочинения зависит от его типа: повествования, описания, рассуждения, сравнительной характеристики или анализа художественного текста. Форме эссе свойственно рассуждение с элементами анализа.
  4. Цель эссе – побуждение читателей к размышлению. Сочинение развивает навыки устной и письменной речи.