От Алаш Орды к Независимости Казахстана: преемственность идей

Эссе

Эссе «От Алаш Орды к Независимости Казахстана: преемственность идей»

Народ, не имеющий государственности – сирота, подневольный народ.

Алихан Букейханов

Наша страна скоро отметит 100-летие движения “Алаш”. Исторический путь Алаша — два десятилетия борьбы. Алашевцами сделано многое, но главное – сформулирована концепция казахской государственности, которая и сегодня звучит так, будто ей вовсе и не 100 лет.

Организаторами партии «Алаш» стали Алихан Бокейханов, Ахмет Байтурсынов, Мухамеджан Тынышпаев, Миржакип Дулатов, Магжан Жумабаев. Заслуга лидеров «Алаш» заключается в оперативной и адекватной вызову времени перестройке идейно-организационных основ и проведении последовательного курса на защиту интересов своего народа. Шаг за шагом прослеживая проекты и решения, действия и поступки руководства и участников «Алаш» в условиях революции и гражданской войны, мы получаем самые убедительные свидетельства высокой адаптивности движения к экстремальным историческим обстоятельствам.

Образование Казахской Автономной Советской Социалистической Республики (КАССР) было принципиально важным для настоящего и будущего казахской государственности. Понимая это и сохраняя к тому же громадный идейно-нравственный и социальный авторитет, алашординцы прямо и опосредованно продолжали влиять на общество и элиту, вовлеченную РКП(б) в советское нациестроительство.

Целями партии «Алаш» стало воссоздание национального государства казахов, распавшегося в XVIII-ХІХ веках, создание системы государственного самоуправления, введение института президентства, модернизация казахского общества с использованием передового мирового опыта.

Главная идея партии «Алаш» — национальная государственность. Поэтому независимость — есть главная ценность для любого народа, думающего о своем будущем. Вполне уместно оценивать Республику Казахстан как конкретное воплощение идеи “Алащ”. Движение «Алаш» стремилось объединить вокруг себя широкие слои населения, представителей разных сословий и разных политических взглядов. В его идеологии демократические ценности сочетались с национальными традициями, стремление к модернизации – с необходимостью сохранения национального своеобразия.

Усиление национальной государственности и роли движения «Алаш» в формировании ее фундамента

Идеи, программы и деятельность Движения «Алаш» заложили фундамент для развития идеи русской национальной школы в отечественной педагогике второй половины XIX–нач. XX в">развития национальной государственности в Казахстане. Назарбаев, Глава государства, в одном из своих интервью отметил важность уважения и восхищения теми людьми, которые сражались за свободу и независимость Казахстана. Участники движения «Алаш» искренне верили, что падение царя принесет народу Казахстана желанную свободу. Хотя они были разочарованы, их борьба и жертвы пробудили желание казахстанцев к независимости и определили бурные события прошлого.

19 стр., 9221 слов

Историография о периодической печати Казахстана в XX вв

... казахской национальной интеллигенции. В начале ХХ века в Казахстане формировалась казахская национальная интеллигенция, часть которой получила европейское образование. Он испытал влияние не только национального движения ... и модернизацию национальной государственности в рамках политического и идеологического пространства Российской империи. Характерной чертой узкого слоя казахской культурной элиты ...

Алашевцы привержены вечным ценностям, которые мы так необходимы: любовь к родине и своему народу, бескорыстие, честность и честь, уважение к труду и знанию, верность долгу и отдача ради высоких идеалов. Именно они заложили фундамент для развития современной казахской государственности еще в начале ХХ века.

Мечты лидеров движения «Алаш» осуществились. Идеи, принципы и положения, предложенные первыми прогрессивными интеллектуалами Казахстана, до сих пор играют важную роль в нашей стране. Время исторических перемен напоминает о насущных вопросах, идеях Движения «Алаш» продолжает жить.

Поэтому я считаю, что очень важно изучать уроки истории через новые подходы в обучении истории. Опыт партии «Алаш» и деятельности казахской национальной автономии должны стать предметом изучения. Работая с новым материалом, используем групповую работу с различными заданиями, составляем алгоритм решения через постановку простых и сложных вопросов. Кроме того, применяем информационно-коммуникационные технологии и интернет-ресурсы. Работая с этим, ученики развивают навыки саморегуляции. Таким образом мы помогаем формированию ответственности учеников за собственно обучение, чтобы они могли каждый из них продолжить самостоятельное обучение и использовать полученные знания на практике.

Со временем придут новые поколения. Однако достойное наследие общественной мысли и духовного опыта интеллектуала Казахстана будет поддерживать народ Казахстана в потоке истории в последующих десятилетиях и столетиях.

Хочется закончить свое сочинение словами Магжана Жумабаева:

Мой мощный народ, как лес непроходимый,, Вам, алашевцы, смелости не занимать., Терпи, ведь сами падут Судьбой неумолимой, Глупцы, любящие о своих силах перебирать.