Текст №6 ( по А. Владимирову). Вечером молодой пастух Гришка Ефимов

Эссе

Сборник идеальных эссе по обществознанию

(1)Вечером молодой пастух Гришка Ефимов, которого за большие хрящеватые уши, торчащие в разные стороны, будто остренькие рожки, называли Чертёнком, пригнал в село табун. (2)Бешено вращая зрачками, он рассказал толпившимся возле гаража мужикам, что видел в степи настоящую антилопу. — (3)Да чего этого Чертёнка слушать: он собаку от курицы не отличает! — недоверчиво отмахивались от него. — (4)Откуда в наших местах антилопы? — (5)Да я лично видел! (6)Она в лощине паслась! — (7)Так, может, это не антилопа, а северный олень или мамонт?! — вкрадчиво спросил визжащего от обиды Чертёнка дед Кадочников, пряча улыбку в большой окладистой бороде. (8)Смеясь, мужики стали расходиться. (9)Не смеялся только рослый механик Николай Савушкин. (10)Он строго посмотрел на пастуха и тихо спросил его: — (11)Ты точно антилопу видел? — (12)Точно! (13)Видел! (14)Мамой клянусь! — пастух неуклюже перекрестился. — (15)А зачем тебе, Колёк, антилопа? (16)Лето ведь — мясо испортится! — (17)Мне не мясо, мне рога нужны, я из них лекарство сделаю! (18)Дочка у меня сильно хворает, уже третий год. (19)Ранним утром, едва только рассвело, Савушкин взял ружьё и отправился в лощину.

(20)Туман тугими лентами покрывал степь, и сквозь белые кружева синели одинокие берёзы, похожие на старинные корабли, застрявшие во льдах. (21)Савушкин исходил всю лощину, пролазил все перелески, но не нашёл следов антилопы. (22)Он знал, что ничего не найдёт. (23)Так уж, видно, суждено. (24)Суждено видеть стеклянные глаза девочки, которая с тоской смотрит куда-то внутрь себя, как будто чувствует, как по её крошечному телу крадётся боль. (25)Боль, похожая на большую чёрную кошку. (26)Нещадно палило полуденное солнце, и воздух, словно горячий жир, стекал густыми струями на землю. (27)Нужно было возвращаться назад. (28)Савушкин спустился с холма и заплакал. (29)По его лицу, мешаясь с потом, текли слёзы и, будто кислота, разъедали кожу… (30)Она молчит, просто смотрит внутрь себя и молчит, потому что знает: никто не поможет. (31)И ты видишь, как твой ребёнок в одиночестве блуждает по бесконечным лабиринтам боли. (32)Вдруг Савушкин замер. (33)В овражке, прорытом вешними водами, стояла антилопа. (34)Совсем близко, под самым носом, шагах в двадцати. (35)Савушкин осторожно снял с плеча ружьё, взвёл курки. (36)Антилопа смотрела на него, но почему-то не убегала. — (37)Стой, стой, миленькая, стой! — шёпотом уговаривал её Савушкин. (38)Он шагнул влево и увидел рядом с антилопой детёныша. (39)Малыш примостился возле матери, на траве, поджав тонкие ножки, и, сморённый жарой, устало смотрел куда-то в сторону. (40)Мать стояла возле него, закрывая своим телом от палящего солнца. (41)Прохладная тень, будто фиолетовое покрывало, лежала на сонно вздрагивающей головке детёныша. (42)Савушкин вздохнул и попятился назад… (43)Солнце жгло прокалённую землю. (44)Дочка сидела на крыльце и ела землянику, которую он нарвал в овраге перед самым селом. — (45)Вкусно, миленькая? — (46)Вкусно! (47)Савушкин наклонился и погладил её мягкие волосы. (48)На голову ребёнка, будто фиолетовое покрывало, легла прохладная тень.

24 стр., 11649 слов

Рассуждение В неприметной лесной деревушке возле большой белорусской ...

... лучше. Сочинение по теме: «В неприметной лесной деревушке возле большой белорусской реки живет нестарая еще женщина» (ВАРИАНТ 2) В тексте Василя Быкова ставится проблема памяти о войне и вообще о нашей ...

(По А. Владимирову*)

Урок подготовки к ЕГЭ по русскому языку(сочинение)

Урок русского языка 10 класс

Тема: «Работа с текстом на уроках русского языка( подготовка к написанию сочинения Части С ЕГЭ)»

Цель:

Подготовить учащихся к написанию сочинения ЕГЭ(часть С)

Задачи урока:

Образовательные:

  1. Проверить знания теоретико-литературоведческих понятий.
  2. Совершенствовать умение систематизировать материал.
  3. Реализовать умение оформлять письменный текст в соответствии с орфографическими, пунктуационными и грамматическими нормами.

Развивающие:

1. Развивать умения воспринимать, интерпретировать и анализировать исходный текст с литературоведческих позиций.

2. Совершенствовать умение в собственной речи использовать разнообразные грамматические и лексические средства.

Воспитательные: воспитание гуманизма, человечности через прочтение художественного текста.

Технологии: Компьютерные технологии(презентация Power Point)

Технология сотрудничества

Оборудование:

проектор, компьютер, раздаточный материал

Эпиграф к уроку: «Родиться человеком — это чудо,

Остаться человеком — это труд!»

Ход урока:

1.Презентация : «Люди и животные»(эмоциональный настрой)

2.Знакомство с текстом: чтение 5 минут самостоятельно, второе чтение вслух(один ученик)

(1)Вечером молодой пастух Гришка Ефимов, которого за большие хрящеватые уши, торчащие в разные стороны, будто остренькие рожки, называли Чертёнком, пригнал в село табун. (2)Бешено вращая зрачками, он рассказал толпившимся возле гаража мужикам, что видел в степи настоящую антилопу.

  • (3)Да чего этого Чертёнка слушать: он собаку от курицы не отличает! — недоверчиво отмахивались от него. — (4)Откуда в наших местах антилопы?

(5)Да я лично видел! (6)Она в лощине паслась!

(7)Так, может, это не антилопа, а северный олень или мамонт?!

—вкрадчиво спросил визжащего от обиды Чертёнка дед Кадочников, пряча улыбку в большой окладистой бороде. (8)Смеясь, мужики стали расходиться. (9)Не смеялся только рослый механик Николай Савушкин. (10)Он строго посмотрел на пастуха и тихо спросил его:

(11)Ты точно антилопу видел?

  • (12)Точно! (13)Видел! (14)Мамой клянусь! — пастух неуклюже перекрестился. — (15)А зачем тебе, Колёк, антилопа? (16)Лето ведь — мясо испортится!
  • (17)Мне не мясо, мне рога нужны, я из них лекарство сделаю! (18)Дочка у меня сильно хворает, уже третий год.

(19)Ранним утром, едва только рассвело, Савушкин взял ружьё и отправился в лощину. (20)Туман тугими лентами покрывал степь, и сквозь белые кружева синели одинокие берёзы, похожие на старинные корабли, застрявшие во льдах.

1 стр., 414 слов

Сочинение моя улица с предлогами из за у около возле

... на уютную аллею. Из другого, солнечной стороны,- всегда много цветов, тем не менее и дерева за двенадцать лет уже успели подрасти. Край улицы ... смотреть на дома с узорами возле крыш – это дома улучшенного планирования. Они выделяются своей оригинальностью. Улица очень длинная, а с обеих ... детские садочки и школы. В окружении жилых домов – моя школа. Это трехэтажное сооружение построено так, что много ...

(21)Савушкин исходил всю лощину, пролазил все перелески, но не нашёл следов антилопы. (22)Он знал, что ничего не найдёт. (23)Так уж, видно, суждено. (24)Суждено видеть стеклянные глаза девочки, которая с тоской смотрит куда-то внутрь себя, как будто чувствует, как по её крошечному телу крадётся боль. (25)Боль, похожая на большую чёрную кошку.

(26)Нещадно палило полуденное солнце, и воздух, словно горячий жир,

стекал густыми струями на землю. (27)Нужно было возвращаться назад. (28)Савушкин спустился с холма и заплакал.(29)По его лицу, мешаясь с потом, текли слёзы и, будто кислота, разъедали кожу… (30)Она молчит, просто смотрит внутрь себя и молчит, потому что знает: никто не поможет. (31)И ты видишь, как твой ребёнок в одиночестве блуждает по бесконечным лабиринтам боли.

(32)Вдруг Савушкин замер. (33)В овражке, прорытом вешними водами, стояла антилопа. (34)Совсем близко, под самым носом, шагах в двадцати. (35)Савушкин осторожно снял с плеча ружьё, взвёл курки. (Зб)Антилопа смотрела на него, но почему-то не убегала.

(37)Стой, стой,

миленькая,стой! — шёпотом уговаривал её Савушкин. (38)Он шагнул влево иувидел рядом с антилопой детёныша. (39)Малыш примостился возле матери, на траве, поджав тонкие ножки, и, сморённый

жарой, устало смотрел куда-то в сторону. (40)Мать стояла возле него, закрывая своим телом от палящего солнца. (41)Прохладная тень, будто фиолетовое покрывало, лежала на сонно вздрагивающей головке детёныша.

(42)Савушкин вздохнул и попятился назад…

(43)Солнце жгло прокалённую землю.

(44)Дочка сидела на крыльце и ела землянику, которую он нарвал в овраге перед самым селом.

(45)Вкусно, миленькая?

(46)Вкусно!

(47)Савушкин наклонился и

погладил её мягкие волосы.(48)На голову ребёнка,будто фиолетовое покрывало, легла прохладная тень.

(По А. Владимирову*)

* Александр Павлович Владимиров

3.Беседа по прочитанному тексту:

  • Определите стиль данного текста (художественный)

В чем его особенность? Почему с текстом художественного стиля работать сложнее?

О каком событии идет речь в рассказе, кто главные действующие лица?

Этот прием работы (анализ текста) поможет разобраться в обстоятельствах сюжета, найти и отметить то, на что мы будем опираться в своем сочинении.

— Почему механик Николай Савушкин заинтересовался появлением антилопы в этих краях? Как вы думаете, появление этого животного-обычное явление?

«Мне рога нужны, я из них лекарство сделаю! Дочка у меня сильно хворает…»

-Прочитайте описание состояния девочки, какие чувства у вас вызывает это описание? Как к ней относится автор

« С тоской смотрит внутрь себя», молчит, страдает от боли в одиночестве.

  • Подчеркните слова и словосочетания, характеризующие чувства, которые переживает Савушкин

В тексте встречается параллелизм : Туман покрывал степь- слезы застилали его глаза; он плакал, представляя «стеклянные глаза дочки, чувствуя «как по ее крошечному телу крадется боль»

19 стр., 9034 слов

Урок русского языка. -рассуждение по проблеме исходного текста ...

... «Критерии оценивания сочинения», таблица «Композиция сочинения по проблеме исходного текста» Ход урока: Оргмомент ... сочинения и критериев оценивания. Композиция сочинения (Слайд 3) Проблема это вопрос, над которым размышляет автор Комментарий к проблеме это пояснительные замечания, рассуждения по поводу выделенной вами проблемы текста ... для маленького человека, ведь начало ... Победе. Сегодняшний урок мы ...

-Подчеркните слова и словосочетания, с помощью которых Владимиров подчеркивает трогательность детеныша антилопы –

  • Савушкин видит детеныша, малыша( это слова-синонимы)

Он примостился возле матери, устав от жары.Именно мать(не антилопа) закрыла его от палящего солнца. Вызывает чувство жалости и описание малыша: «поджатые тонкие ножки, сонно вздрагивающая головка»

  • Как изменилась бы картина, если бы Савушкин все-таки выстрелил?
  • Почему он не стал стрелять?

Как вы думаете, почему в тексте дважды упоминается фиолетовое покрывало?

Может быть, это родительская защита детей от всех проблем и напастей? Детеныш антилопы защищен от палящего солнца, а девочка от страданий и одиночества? Пока родители рядом, ничего плохого с малышами не может произойти.

  • Что мы поняли о Савушкина? Какой он человек

-Это человек с добрым и чутким сердцем. Невозможно представить его как человека, способного совершить жестокий поступок. Его нравственный выбор: нельзя убивать живое беззащитное существо, потому что ты человек, ты сильнее и

4 Следующий этап работы мы называем «конструктор»(слайд №1)

Вспомните, на какие части делится сочинение ЕГЭ? Важно ли соблюдать последовательность частей? Можно ли менять местами абзацы и части?

Текст художественный, поэтому проблему не всегда определить легко. Я предлагаю вам более простой вариант, который мы уже использовали: начать с авторской позиции, а уже потом определить проблему или проблемы

2.Проблема сострадания, милосердия. Что же такое милосердие и сострадание?

Сочувствие ко всему живому

В любой, даже самой тяжёлой ситуации, у человека есть выбор, как поступить: проявить милосердие к тому, кто беззащитнее и слабее тебя или ценой другого решить свою проблему.

Проблема уважительного отношения человека к природе (

Современный писатель-прозаик А.П. Владимиров в своем тексте поднимает проблему взаимоотношений человека с природой)

Истинно человеческое восприятие окружающего мира в том, чтобы понимать природу, чувствовать ее боль и страдания и поступать по-человечески

4.

Проблема нравственного выбора: как поступить в той или иной ситуации

В любой, даже самой тяжёлой ситуации, у человека есть выбор, как поступить: проявить милосердие к тому, кто беззащитнее и слабее тебя или ценой другого решить свою проблему.

5. Проблема соотношения целей и средств их достижения( Как мы поведем себя в ситуации, подталкивающей нас на безнравственное преступление?)

Если человек идёт к цели любыми средствами, он несёт зло окружающим и разрушает свою душу.

Вступление и формулировка проблемы…

Примерное начало сочинения:

Что же такое милосердие и сострадание?

1 стр., 428 слов

«Что такое милосердие» с примерами сострадания

... проявляться в любой ситуации Однако милосердие уместно далеко не всегда. Его не нужно путать со слабостью, важно понимать, что в определённых ситуациях снисхождение лишь усугубит проблему. Это касается, ... ребенок получит пищу и кров, но что будет завтра, когда подношения закончатся? Показное милосердие Такое простое слово вызывает отклик у каждого человека, а потому определение может часто ...

Какую роль эти качества играют в духовной и нравственной жизни человека? Именно эти вопросы возникают после прочтения данного текста. А. П. Владимиров повествует о проблеме милосердия и сострадания.

В небольшом, но очень содержательном тексте автор поднимает проблему о милосердном отношении человека к беззащитному животному.