» как жанр школьного сочинения» методическая разработка по русскому языку (9 класс)

Эссе

Материалы к уроку№ 1

  1. Справка.

Осоргин Михаил Андреевич (наст. фамилия Ильин) (1878–1942), русский прозаик, журналист.

Брюсов Валерий Яковлевич (1873-1924), редактор литературно-критического отдела журнала «Русская мысль».

  1. Словарь.

Тезисы

Тезисы — кратко сформулированные основные положения доклада, лекции, статьи и т.п. (Толковый словарь русского языка под редакцией Т. Ф. Ефремовой. )

Что такое эссе?

Эссе — разновидность очерка, в котором главную роль играет не воспроизведение факта, а изображение впечатлений, раздумий и ассоциаций. Эссе возникло на рубеже XVII века, распространилось в европейской литературе, но особенно популярно стало в Англии. Эссеистический стиль отличается образностью, афористичностью, близостью к разговорной речи. Встречается эссе философское и литературно-критическое. Автор эссе не претендует на анализ произведения, ограничивается рассуждениями о нем, подчеркивая субъективность своего отношения. (Краткий словарь литературоведческих терминов. М., 1987 г.)

Эссе — (жанр критики, публицистики и др.) прозаический этюд, представляющий общие или предварительные соображения о каком-либо предмете или по какому-либо поводу, нередко случайному. (Словарь иностранных слов. М., 1979 г.)

Эссе — жанр критики, литературоведения, характеризующийся свободной трактовкой какой-либо проблемы. Автор эссе анализирует избранную проблему (литературную, эстетическую, философскую), не заботясь о систематичности изложения, аргументированности выводов, общепринятости вопроса (Словарь литературоведческих терминов.- М., 1984).

Памятка для работы с текстом.

— Небольшой объем.

Тексты

В.В. Розанов.

1856-1917

Литератор и журналист, богослов, философ, педагог.
Разработал особый жанр – “мысли”.

Возврат к Пушкину

Пушкин — это покой, ясность и уравновешенность. Пушкин — это какая-то странная вечность. В то время как романы Гете уже невозможно читать сейчас или читаются они с невыносимым утомлением и скукою, «Пиковую даму» или «Дубровского» мы читаем с такой живостью и интересом, как бы они теперь были написаны. Ничего не устарело в языке, в течении речи, в душевном отношении автора к людям, вещам, общественным отношениям. Это — чудо. Пушкин нисколько не состарился; и когда и Достоевский и Толстой уже несколько устарели, устарели по самой не рвозности своей, по идеям, по взглядам некоторым, -Пушкин ни в чем не устарел. И поглядите: лет через двадцать он будет моложе и современнее Толстого, Достоевского. Как он имеет в себе нечто для всякого возраста, так (мы предчувствуем) в нем сохранится нечто для всякого века и поколения. «Просто — поэт», как он и определил себя («Эхо»), — на все благородное давший благородный отзвук. Скажите, когда этому перестанет время, когда это станет « не нужно»? Так же это невозможно, как и то, чтобы « утратили прелесть и необходимость» березовая роща и бегущие весной ручьи». Пушкин был в высшей степени не специален ни в чем: и отсюда-то — его вечность и общевоспитанность.

Пушкин всегда с природою и уклоняется от человека везде, где он уклоняется от природы. В самом человеке он взял только природно-человеческое — то, что присуще мудрейшему из зверей, полу-богу и полу-животному: вот — старость, вот — детство, вот — потехи юности и грезы девушек, вот — труды замужних и отцов, вот — наши бабушки. Все возрасты взяты Пушкиным: и каждому возрасту он сказал на ухо скрытые думки его и слово нежного участия, утешения, поддержки. И все — немногословно. О, как все коротко и многодумно! Пушкина нужно «знать от доски до доски».
Купите-ка, господа, сегодня своим детям Пушкина и отберите у них разные «новейшие произведения». Уберите и крепко заприте в шкаф, а еще лучше — ключ потеряйте. «Новейшие произведения» тем отмечаются, что польза от них происходит только тогда, когда их теряешь, забываешь у приятеля, когда их «зачитывают» или, наконец, когда какая-нибудь несгорающая «Анафема» (Л. Андреева) наконец сгорает, хоть при пожаре квартиры.

К Пушкину, господа! — к Пушкину снова!

Ю. Айхенвальд

1872-1928

Русский литературный критик, переводчик. Окончил историко-филологический факультет Новороссийского университета (г. Одесса).

Силуэты русских писателей

Ревет ли зверь в лесу густом,

Трубит ли рог, гремит ли гром,

Поет ли дева за холмом —

На всякий звук

Свой отклик в воздухе пустом

Родишь ты вдруг.

Ты внемлешь грохоту громов

И гласу бури и валов,

И крику сельских пастухов —

И шлешь ответ:

Тебе ж нет отзыва…Таков

И ты, поэт!

В самом деле, он — эхо мира, послушное и певучее эхо, которое несется из края в край, чтобы страстно от кликнуться на все, чтобы не дать бесследно замереть ни

Введение

Цель данного исследования — изучить жизнь и творчество Александра Сергеевича Пушкина, выявить его отзывчивость к миру и исследовать его влияние на литературу и культуру.

Методология

Для достижения поставленной цели в исследовании был использован аналитический подход. Были проанализированы различные источники, включая биографические материалы, стихотворения и письма самого Пушкина, а также работы других исследователей.

Результаты

Александр Сергеевич Пушкин был истинным поэтом, чья отзывчивость к миру и способность слышать и видеть его прекрасное отразились в его творчестве. Он был похож на многострунный инструмент, на котором мир играл свои дивные песни. Его отклики на все, что происходило вокруг него, формировали мысль и музыку мира.

Пушкин был своего рода эхом всеселенной, но это не было пассивным и механическим процессом. Для того чтобы ответить, он должен был услышать и понять. Это требовало глубокого мировоззрения и свободного выбора. То, что он выбирал повторять и сохранять из хаотичности жизни, заслуживало бессмертия.

Пушкин был сторонником свободы и независимости. Он верил в свои нравственные силы и всегда оставался самим собой. Его отзывчивость и способность быть всемерно присутствующим делали его мировым эхом, но он при этом был самодостаточным.

Заключение

Александр Сергеевич Пушкин был великим поэтом, чья отзывчивость к миру и способность слышать и видеть его красоту сделали его творчество вечным. Его влияние на литературу и культуру неоценимо, и его работы остаются важным наследием для нас.

Развитие темы

Александр Сергеевич Пушкин — одна из самых значимых фигур в русской литературе и культуре. Его творчество является важной составляющей истории России, и он остается непревзойденным классиком, чье влияние продолжает ощущаться на протяжении многих поколений.

Пушкин — это не только поэт, но и символ национальной идентичности. Он является частью нашего наследия, и его произведения стали неотъемлемой частью нашей культуры. Мы признаем его как нашего собственного, близкого и родного, и поэтому нам трудно оценивать его творчество без эмоционального восторга и субъективности.

Пушкинские стихи знакомы каждому из нас. Мы цитируем его строки, восхищаемся его талантом и наслаждаемся красотой его слов. В его произведениях мы находим вдохновение и возможность размышлять и чувствовать глубже. Он предлагает нам источник бесконечных возможностей для мышления и эмоционального переживания, особенно в условиях суеты и безысходности нашего мира.

Пушкинские стихи стали частью нашего образования. Они звучат в школах, на уроках литературы, и они остаются с нами на протяжении всей жизни. Они становятся нашими верными спутниками, которые сопровождают нас от детства до старости. Они проникают в наши души и оставляют непередаваемый след, наполняя нас красотой и вдохновением.

Прошло уже много лет с момента его рождения, но Пушкин остается живым и актуальным. Он не утрачивает своего значения и продолжает вдохновлять новые поколения. Его произведения всегда откликаются на наши внутренние стремления к прекрасному и истинному. Мы ощущаем счастье и благодарность за то, что у нас есть такой великий поэт в нашей культуре.