Исторический жанр в творчестве передвижников

Контрольная работа

Товарищество передвижных художественных выставок: эстетическая программа, задачи, участники

Наиболее характерная черта творчества передвижников — особое богатство и многогранность исканий во всех жанрах живописи, чрезвычайное многообразие тем, сюжетов и образов, подсказанных современностью. Поступательное движение критического реализма в эти годы определяется не одной, а совокупностью нескольких творческих тенденций.

Крупнейшее прогрессивное демократическое художественное объединение Товарищество передвижных художественных выставок (1870-1923) было создано русскими живописцами и скульпторами реалистического направления. Возникновение Товарищества в значительной степени было обусловлено кризисом салонного академического искусства, общим подъемом демократической культуры в 50-60-е годы XIX века и подготовлено деятельностью петербургской Артели художников-демократов во главе с Крамским, ставшим в 1870 году одним из членов-учредителей Товарищества, его вождем и идейным вдохновителем.

Артель свободных художников, организованная в 1863 году после демонстративного выхода из Академии ее выпускников — конкурентов на большую золотую медаль («бунт четырнадцати»), в течение ряда лет являлась в Петербурге своеобразным художественным центром, противостоящим Академии и её искусству, далекому от запросов жизни, от современной действительности. Московские художники Мясоедов, Перов, В. Е. Маковский, Прянишников, Саврасов в конце 1869 года предложили петербургской Артели соединиться всем вместе и образовать новое общество. В 1870 году «Товарищество», уже утвержденное правительством, начало свою деятельность. Ко времени создания Товарищества петербургская Артель почти прекратила свое существование, и часть ее членов вошла в новое объединение. Главное, чего, прежде всего сумели добиться члены Товарищества, — это устройство самостоятельных выставок и передвижение их по городам России. «Передвижники», как стали называть членов Товарищества, ставили перед собой задачу самой широкой пропаганды искусства и общественно-эстетического воспитания народных масс. Уже в 50-60-е годы XIX века в противовес ложноклассическому искусству, которое насаждала императорская Академия художеств, происходит тесное сближение с жизнью демократического искусства. А с появлением передвижников новое искусство развивается в едином русле с передовой русской литературой, музыкой, театром, общественной мыслью, образуя мощный поток русской демократической культуры, одухотворенной передовыми социальными идеями своего времени.

Идея создания Товарищества передвижных выставок обещала многое. Возможность приобрести необъятную народную аудиторию становилась реальной. Мечта нескольких поколений художников воочию воплощалась в жизнь. Но ни для одного из предшествующих поколений она не была так бесконечно привлекательна, как для поколения, сформированного общедемократическим подъемом конца 50-х — начала 60-х годов.

«Товарищество имеет целью, — говорилось в его Уставе,- устройство… во всех городах империи передвижных художественных выставок, в видах: а) доставления жителям провинции возможности знакомиться с русским искусством и следить за его успехами; б) развития любви к искусству в обществе…»*

Цель была поставлена совершенно ясная: создать организацию, руководимую самими художниками — членами коллектива, объединенными общностью идейных и творческих устремлений.

Никогда идея «искусство для искусства» не презиралась с такой страстной убежденностью и последовательностью, как в это время. Стремление приблизить искусство к народу для художников 60-70-х годов было теснейшим образом связано с идейно-воспитательными задачами.

_____________________________________________________________

*Гольдштейн С.Н. Иван Николаевич Крамской. Жизнь и творчество. М.,1965.С.81.

Деятельность художника понималась ими как общественное служение, как патриотический долг художника-гражданина. И сюжеты, и язык своих произведений художник стремился сделать доступными каждому. Передовым русским художникам-демократам в высокой степени было свойственно понимание того, что творчество их должно быть обращено не только к столичному зрителю, но и ко всем народам России.

«Отныне, — писал М.Салтыков-Щедрин,- произведения русского искусства, доселе замкнутые в одном Петербурге, В стенах Академии художеств или погребённые в галереях частных лиц, сделаются доступными для всех обывателей Российской империи вообще. Искусство перестаёт быть секретом, престаёт отличать званых от незваных, всех призывает и за всеми признаёт право судить о совершённых им подвигах».*

Осознание своей ответственности за развитие художественной культуры не только в центре, но и на периферии сказалось в дальнейшем на многих сторонах деятельности Товарищества — в широком диапазоне передвижения, в характере педагогической работы, в заботе об открытии музеев на местах, в многочисленных и дружеских связях с художниками Украины, Закавказья, Прибалтики. Именно перспектива широкой популяризации по всей России произведений искусства, правдиво отражающих действительность, ставящих коренные вопросы русской жизни, убежденность в общественной полезности этого дела дала организаторам Товарищества мужество предпочесть передвижную форму стационарной, хотя трудности нового начинания были для них ясны.

«28 октября 1871 года в Петербурге открылась первая выставка Товарищества передвижных художественных выставок. На ней были представлена картина «Охотники на привале», портреты драматурга А.Островского и купца Камынина кисти В.Перова, «Майская ночь» и портреты И.Крамского, историческая картина Н.Ге «Пётр I допрашивает

_________________________________________________________________

* Русские писатели об изобразительном искусстве. Л.,1976.С.128.

царевича Алексея», «Порожняки» И.Прянишникова, «Грачи прилетели» А.Саврасова, пейзажи И.Шишкина и другие – всего восемьдесят два произведения. Восемь полотен приобрёл с выставки П.М.Третьяков. Далеко не все посетители и даже участники этой выставки сознавали тогда, что они стали свидетелями начала новой эпохи в истории русской живописи.» *

Товарищество объединяло вокруг себя всех лучших живописцев и скульпторов второй половины XIX — начала XX века. Это Перов и Крамской, Мясоедов и В. Маковский, Савицкий и Максимов, Прянишников и Ге, Саврасов и Шишкин, Куинджи и Дубовской, В. Васнецов и Поленов,

Костанди и Пимоненко, Гун и Неврев, Репин и Суриков, Серов и Левитан, Ярошенко и Нестеров, Касаткин и С. Иванов, Позен и Андреев, Попов и Архипов, Бакшеев и Бялыницкий-Бируля и многие другие. На некоторых выставках передвижников в качестве экспонентов участвовали Антокольский, Верещагин, К. Коровин, С. Коровин, Малявин, Рябушкин, Волнухин, Коненков и другие.

В 70-80-е годы деятельность Товарищества достигла наивысшего расцвета. Ведущее место на передвижных выставках принадлежало картинам Репина, а также Сурикова, Крамского, Поленова, Нестерова, Мясоедова, Маковского, Перова. В своем творчестве они отразили самые существенные явления окружающей действительности во всей их сложности и противоречии. Передвижники оказали огромное влияние на все стороны художественной жизни России, на формирование национальных художественных школ. Среди членов Товарищества и экспонентов были художники различных национальностей. Многие из них стали основоположниками реалистического, демократического искусства своих народов.

Велика роль передвижников в художественном образовании. Многие крупнейшие передвижники долгие годы преподавали в Московском Училище

_____________________________________________________________________

* Г.Островский Рассказ о русской живописи. М., 1987.С.167.

живописи, ваяния и зодчества (Перов, Саврасов, Прянишников, Левитан, Серов, Поленов, Архипов и другие).

С 1894 года в состав профессуры Петербургской Академии художеств вошли Репин, В. Маковский, Куинджи, Шишкин, а позднее Киселев, Дубовской и другие художники, которые в значительной степени повысили роль и авторитет Академии как центра художественного образования.

Глава II. Историческая живопись В.И.Сурикова., Выдающийся мастер исторической живописи В.И.Суриков родился в 12 января 1848 года в Красноярске.

Максимилиан Волошин писал, что в «творчестве и личности Василия Ивановича Сурикова русская жизнь осуществила изумительный парадокс: к нам в двадцатый век она привела художника, детство и юность которого прошли в XVI и в XVII веках русской истории».* Он рано проявил интерес и незаурядные способности к рисованию. Благодаря случаю и меценатской помощи Суриков приехал в Петербург, где поступил в Академию Художеств и учился у известного педагога П.П.Чистякова.

Уже во время учебы в Академии Суриков проявляет интерес к исторической живописи. Многоукладность российской действительности, где, наряду с общественными силами новой буржуазной формации, существовали слои, сохранявшие верность патриархальным традициям, уходящим корнями в допетровскую Русь, сыграла большую роль в формировании такого исключительного явления как историческая картина Сурикова.

______________________________ ___________________________________

* В.И.Суриков. Письма. Воспоминания о художнике. Л.1977.С.170.

Сам художник говорил: «Идеалы исторических типов воспитала во мне Сибирь с детства; она жнее дала мне и дух, и силу, и здоровье».*

Сибирь многое объясняет в творчестве художника, но для того чтобы красноярский юноша стал великим русским живописцем Суриковым, нужны были могучий талант истинно русский, глубоко национальный, патриотизм, демократичность и высокая гражданственность, большая живописная, профессиональная культура и обширные знания, целеустремлённость и сила воли. Наконец неповторимый дар угадывания истории, не столько буквы, сколько её духа, правды давно минувших веков.

Кисти Сурикова принадлежит немало произведений. Среди них есть прекрасные портреты и пейзажи, итальянские этюды, акварели и такое значительное жанровое полотно, как «Взятие снежного городка» (1891).Но место художника в отечественной и мировой живописи, его значение определили прежде всего исторические картины- «Утро стрелецкой казни» (1881), «Меньшиков в Берёзове» (1883), «Боярыня Морозова» (1887), «Покорение Сибири Ермаком» (1895), «Переход Суворова через Альпы в 1799 году» (1899), «Степан Разин» (1906).

Картины эти – не иллюстрации к русской истории. Конечно, в главных и основных чертах и деталях Суриков оставался верным археологической точности исторических эпох, но буквальное воспроизведение её никогда не было для него самоцелью. Во сто крат важнее было для Сурикова то, что в силах и возможностях только художника: живой, полнокровный образ исторической эпохи, трепетное, осязаемое ощущение её атмосферы, насыщенной драматическими страстями и столкновениями; мысли и чувства, психология и характеры не только крупных исторических деятелей – Ермака, Морозовой, Разина, Петра I, Меньшикова, Суворова, — но и безымянных стрельцов, казаков, крестьян, горожан, вплоть до нищего юродивого или мальчишки на московской улице XVII века .

______________________________ ___________________________________

* В.И.Суриков. Письма. Воспоминания о художнике. Л.1977.С.132.

«Нет ничего интереснее истории, — говорил Суриков. — Только читая историю, понимаешь настоящее».*

Главным, основным героем творчества Сурикова становится народ, возрождение которого оплачивается ценой жертв и напряженных исканий правды, трагических поражений и великих свершений. Не случайно все его картины – это многофигурные композиции, в которых живут и действуют десятки и сотни людей, предопределяя исход того или иного исторического события.

Эта ведущая идея в полную силу звучит в первом значительном произведении художника – «Утро стрелецкой казни». Картина обращена к событиям эпохи Петра. Прогрессивные реформы и преобразования Петра, оплаченные огромной иеной, страданиями и кровью народа, вызывали горячий протест и выступления. Одной из сил, противостоящих борьбе новому, было стрелецкое войско. Ущемленное в своих интересах, оно не раз восставало: последний стрелецкий бунт 1698 года, возглавляемый царевной Софьей, был жестоко подавлен. Суриков взял за основу сюжета казнь стрельцов, но сама казнь на картине не показана, поскольку художник стремился рассказать о трагической народной судьбе в момент исторического перелома. Стремясь передать драму стрельцов, он сосредоточился на изображении их душевного состояния, на том, как каждый персонаж переживает последние минуты своей жизни. Впечатлению глубокого трагизма вторит и мрачный колорит картины: недаром художник выбрал время изображения казни — раннее хмурое утро, наступившее после дождливой осенней ночи. В этой работе Суриков применил и необычный композиционный прием сближения планов, с помощью которого добился эффекта изображения огромной народной толпы, полной жизни и движения. Не самую казнь, а «торжественность последних минут перед казнью» хотел, по его словам, передать художник в картине. Сами стрельцы полны ощущением неизбежности совершающегося: конфликт приобрел характер независимого от воли и желания людей трагического противостояния

______________________________ ____________________________

* Кеменов В. Историческая живопись Сурикова. М.. 1963.С.4.

двух миров — старой Руси и петровской России. Суриков широко пользуется средствами эмоционального воздействия, языком поэтических уподоблений, контрастов, композиционной «рифмовки». Таков, например, контраст асимметричных живописных форм собора Василия Блаженного и подчеркнутой горизонтальной линейности кремлевских стен, соответствующий смысловому противопоставлению стихийной толпы, окружающей стрельцов, и регулярного войска Петра I, выстроенного справа вдоль стен. Мглистый сумрак раннего утра, в котором еще виден свет горящих свечей, создает образ трудного, мучительного рождения нового дня и воспринимается как поэтическая метафора, обобщенно выражающая смысл исторической минуты — «начало славных дней Петра мрачили мятежи и казни».* В картине «Меншиков в Березове» (1883, Государственная Третьяковская Галерея) показан сподвижник Петра I в опале. Суриков сконцентрировал внимание на одном сильном характере, в личной драме которого был отзвук трагедии России. Каким бы чисто бытовым эпизодом ни был подсказан Сурикову «узел» действия его будущей картины, созданный в ней образ, приобретает историческую значимость… Низкая изба, освещенная неярким светом свечи, крохотное слюдяное оконце покрыто причудливыми морозными узорами. Огромной фигуре Меншикова тесно под этими низкими потолками, в этой избенке. Этому сильному и властному человеку привычны иные масштабы жизни. С Меншиковым трое его детей. Все они должны были стать вершителями честолюбивых замыслов отца. Должны были… Ситуация драматична.

Для художника Россия всегда многолика, в его полотнах всегда минимум две России (даже простая крестьянская изба в «Меншикове…» воспринимается как особый одухотворенный символ старины, в итоге как бы одолевшей некогда всесильного царедворца).

И талант Сурикова помог уловить в ней красоту и тонкость проявления человеческих чувств, передать их в облике героев картины и колористическом строе. «»Меншиков» из всех суриковских драм — наиболее «шекспировская» по вечным, неизъяснимым судьбам человеческим», — писал М.В. Нестеров.

Художественное исследование исторических противоборств приводит Сурикова к его творческой вершине –«Боярыне Морозовой». В основу сюжета был положен эпизод из XVII столетия: церковные реформы, проводимые патриархом Никоном и расколовшие церковь и общество надвое. Правительство жестоко подавляло раскольничье движение. Преследованию поверглась и боярыня Феодосия Прокопьевна Морозова, страстная поборница «древнего благочестия». Рано овдовев, она вела подвижническую жизнь, разлада все свои богатства неимущим и приняла монашество. За убеждения Морозова была арестована, заточена в тюрьму, подверглась мучительным пыткам, но не отреклась от своей веры. В 1672 голу в Боровском остроге она умерла голодной смертью.

На картине изображён эпизод мученической жизни боярыни Феодосии Морозовой, сподвижницы неистового протопопа Аввакума и противницы церковных реформ патриарха Никона; по царскому указу её, закованную в

цепи, везут московскими улицами в ссылку.

толпа людей, так что дровни с арестованной с трудом пробираются сквозь нее.

Движение, построенное по диагонали и подчёркнутое оглоблями и розвальнями, колеёй на рыхлом снегу и бегущими за санями мальчишкой в зипуне, увлекает народ вслед за боярыней в глубину улицы.

Образ Морозовой – словно тугой узел, в котором сплелись все смысловые и композиционные связи картины. Морозова высоко вверх вскинула руку, сложенную в двуперстие, как бы призывая народ твердо стоять за свои убеждения. Её измождённое и одухотворённое лицо, освещённое фанатическим блеском запавших глаз, приоткрытый в исступлённом возгласе рот, двуперстие вытянутой руки, схваченной кандальным обручем, весь её облик, исполненный веры и торжества силы духа над слабостью тела, образует эпицентр события, притягивающий к себе взгляды, жесты, чувства всех

______________________________ _____________________________

*А.С.Пушкин. Стансы. Сочинения в 3-х томах.Т.1.М.. 1985.С.386.

персонажей. Если окружающая толпа сверкает и переливается глубокими и сочными тонами тёмно-красных, синих, розовых и жёлтых одежд, то Морозова одета в чёрную шубу, особенно чётко выделяющуюся на фоне яркой толпы и серебристого тумана зимнего утра. Это самое тёмное пятно в картине, а оттенённое им и по контрасту иссиня-бледное лицо боярыни – самое светлое.

Исключителен по силе воплощения образ боярыни, однако он не затмевает народной массы. Людская толпа едина, но художник сумел ярко изобразить каждое лицо на картине, гениально разрешив труднейшую тему «герой и толпа». « Я не понимаю действия отдельных исторических личностей без народа, без толпы» — говорил Суриков.* И в его картине есть цельный, психологический и пластически завершённый образ толпы, вобравший в себя сложность и многогранность русского общества XVII века; в то же время каждый персонаж – это личность яркая и значительная, со своей

неповторимой индивидуальностью, характером и внутренним миром, своим отношением к происходящему. Среди них боярышни и нищие старухи с сумой через плечо, странники и монашенки, вездесущие мальчишки и сидящий прямо на снегу босоногий юродивый в рубище, с пудовыми веригами, стрельцы и попы. Одни откровенно радуются и глумятся над опальной раскольницей, другими движет лишь равнодушное по существу любопытство, третьи всматриваются в боярыню недоверчиво, с подозрением или страхом. Но таких мало, большинство народа исполнено искреннего сочувствия к бунтовщице. И пусть опальная боярыня стояла за старину, но объективно в ней воплотился дух сопротивления деспотизму, никогда не умиравший в народе. Её мужество и стойкость, одолевающие физические муки и страдания, пробуждают в народе ответное чувство и сознание.