Жизнь коротка, искусство вечно (Ars longa, vita brevis)

Эссе

Сочинения

Сегодня на уроке мы познакомились с афоризмами и высказываниями античных философов. Среди них имеется и высказывание, которое звучит как: Жизнь коротка, а искусство вечно. Над этой философской мыслю нам и предстоит порассуждать в нашем эссе, пытаясь понять, насколько верной была мысль древних мудрецов.

Жизнь коротка, а искусство вечно: эссе

Когда я познакомилась с высказыванием античных философов, мне сразу захотелось порассуждать в своем сочинении так ли это на самом деле. Неужели и правда жизнь человека заканчивается с его смертью, в то время как искусство продолжает жить?

В целом высказывание: жизнь коротка, а искусство вечно, правильное, и оно актуально и в наше время. Достаточно вспомнить мировые памятники культуры и архитектуры, известные старинные храмы и замки. А чего только стоят знаменитые пирамиды Египта, которые тысячелетиями вызывают восхищение и столь же привлекательны для туристов в наше время. Примером вечного искусства могут быть и картины художников. Та же Улыбка Моны Лизы, Черный квадрат и это самая малость из известных шедевров, которые позволяют утверждать, что искусство все-таки вечно.

С произведениями литературы немного сложнее. Ведь те работы, что в свое время были настоящими бестселлерами, в наше время теряют свою популярность, но между тем, и они продолжают жить. Среди них имеются творения Пушкина, Достоевского, Лермонтова, Булгакова, Шекспира, Сервантеса и других мировых классиков, чьи работы читают до сих пор, а главное, поднятые проблемы авторами проблемы, до сих пор актуальны. Получается, что и литературное искусство также вечно, о чем говорит вторая часть античной мысли.

Возвращаясь к первой части высказывания, которая утверждает, что жизнь коротка, можно с уверенностью сказать, что выражение правильное. Ведь жизнь человека имеет свое окончание. Кто-то может прожить и до ста лет, а кто-то умирает в самом расцвете своих лет. Но между тем, и за это непродолжительное время можно оставить глубокий след, как это сделали известные писатели. Казалось бы, жизнь коротка, но есть одно но. У любого творения, будь это литературное произведение, памятник архитектуры, картина, музыка или творение иного вида искусства, имеется свой автор, который успел за свою жизнь создать прекрасное и вечное. Он вкладывал в это часть своей души, и вместе со своим произведением искусства оставил после себя вечную память. Человек будет жить, пока в сердцах людей о нем сохраняется память, поэтому может и коротка наша жизнь, но память о человеке вечна.

7 стр., 3037 слов

Жизнь коротка, искусство вечно – Искусство, культура

... мир» (№ 2). Иносказательно: жить, сообразуясь с чувством собственного достоинства, с принципами правды и справедливости. Василий Купцов — Жизнь коротка, искусство вечно 1 Купцов Василий Жизнь коротка, искусство вечно Василий Купцов Жизнь коротка, искусство вечно Ну и что, смотришь ...

Сочинение «Жизнь коротка, а искусство вечно»

А какую оценку поставите вы?

Жизнь коротка, искусство вечно

Vita brevis, ars longa

[вита брэвис, аре лонга].

Гиппократу

(460—370 до н. э.).

Говоря об «искусстве», он имел в виду не художественное творчество, а искусство врачевания. И смысл этого сопоставления состоит в том, что искусство врачевания столь сложно, требует стольких знаний, что на их постижение не хватит и всей человеческой жизни. «Отсюда, — пояснял римский философ-стоик Луций Анней Сенека в своем сочинении «О краткости жизни», — известное восклицание величайшего из врачей о том, что жизнь коротка, а искусство длинно».

Жизнь коротка, путь искусства долог

(другой перевод:

наука необъятна), случай скоропреходящ, опыт обманчив, суждение затруднительно. Поэтому не только сам врач должен употреблять в дело все, что необходимо, но и больной, и окружающие, и все внешние обстоятельства должны способствовать врачу в его деятельности.

Выражение стало популярным после того, как И. В. Гете повторил его в своей трагедии «Фауст» в такой форме: «Искусство долговечно, а жизнь наша коротка».

Обычно употребляется в смысле: художник, творец умирает, а плоды его рук, творения его духа, ума, искусства живут вечно, и тем самым они хранят память (напоминают) о человеке, их сотворившем; мастер живет в своих творениях.

Жизнь надо прожить так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, Николая Алексеевича Островского

(1904—1936): «Самое дорогое у человека — это жизнь. Она дается ему один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно стыдно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жег позор за подленькое и мелочное прошлое и чтобы, умирая, мог сказать: вся жизнь и все силы отданы самому главному в мире: борьбе за освобождение человечества. И надо спешить жить. Ведь нелепая болезнь или какая-либо трагическая случайность могут прервать ее.

Охваченный этими мыслями, Корчагин ушел с братского кладбища».

Цитируется как призыв к достойной, деятельной жизни.

Жизнь начинается после сорока

Life Begins at Forty.

Уолтера Питкина

(1878—1953).

Встречается другой вариант перевода: «Жизнь начинается в сорок лет».

Популярности выражения способствовала американская певица София Такер, которая исполняла песню с таким же названием (премьера песни—1937).

Жизнь после жизни

Life after Life.

Реймонда Моуди

(р. 1944) — «Жизнь после жизни: исследование феномена продолжения жизни после смерти тела». Он написал ее по рассказам своих пациентов, переживших клиническую смерть и возвращенных им к жизни.

Иносказательно: 1. О гипотезе загробного существования. 2. О продолжении жизни в тех или иных формах (делах, произведениях искусства и т. д.).

Жизнь прекрасна и удивительна, Владимира Владимировича Маяковского

(1893-1930):

15 стр., 7374 слов

Влияние искусства на человека 11 класс

... Влияние искусства на человека Каждый человек осознает, что медицина и образование оказывают на нас сильное воздействие. Мы напрямую зависим от этих сфер жизни. Но ... от отчаяния. Источник: https://novpedkolledg2.ru/hitrosti/kak-vliyaet-iskusstvo-na-cheloveka.html Проблема влияния искусства на человека Сочинение ЕГЭ: Вы когда-нибудь задумывались о влиянии на вас прочтенных книг? Как они могут ...

Радость прет.

Не для вас / уделить ли нам?!

Жизнь прекрасна / и / удивительна.

Жизнь пропадает в заботах о хлебе, Ивана Саввича Никитина

(1824—1861).

Иносказательно: выражение сожаления о времени, которое уходит на решение материальных задач, о его нехватке на творчество, воплощение мечты.

Жил честно, целый век трудился / и умер гол, как гол родился, Василия Васильевича Капниста

(1758—1823).

Он лишь несколько переделал автоэпитафию, которую написал в свое время сам

Иван Иванович Хемницер:

Жив честным образом, он весь свой век трудился,

Но умер так же наг, как был, когда родился.

Иносказательно: 1. О нестяжателе, бессребренике, жившем духовными интересами. 2. О бедняке, который так и не смог за всю свою жизнь хоть сколько-нибудь разбогатеть.

Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя, В. И. Ленина

(1870—1924): «…Ведь эта абсолютная свобода есть буржуазная или анархическая фраза (ибо, как миросозерцание, анархизм есть вывернутая наизнанку буржуазность. Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. Свобода буржуазного писателя, художника, актрисы есть лишь замаскированная (или лицемерно маскируемая) зависимость от денежного мешка, от подкупа, от содержания…»

Иносказательно: 1. О зависимости человека от общественного мнения. 2. О гражданской ответственности человека.

Жить вообще вредно, Станислава Ежи Леца

(1909—1966) из сборника его афоризмов «Непричесанные мысли» (1957): «Жить вредно. От этого умирают».

Жить значит мыслить

Vivere estcogitare

[вивэрэ эст когитарэ].

Слова римского государственного деятеля, писателя и оратора Цицерона

(Марк Туллий Цицерон, 106—43 до н. э.): «Наслаждаться умственно можно многими и разнообразными способами. Я говорю о человеке разумном и образованном, для которого жить значит мыслить».

Смысл выражения: достойная человека жизнь — это прежде всего его духовная, интеллектуальная жизнь.

Жить не по лжи

Александра Исаевича Солженицына

(р. 1918), ставшей одной из основных причин его высылки из СССР (1974).

А. И. Солженицын, обращаясь к своей аудитории, предлагал наиболее доступный, по его мнению, способ борьбы с режимом: «…Самый доступный ключ к нашему освобождению: личное неучастие во лжи! Пусть ложь все покрыла, всем владеет, но в самом малом упремся: пусть владеет не через меня!»

Писатель призывал в этой статье каждого литератора и творческого человека поступать так, чтобы из-под его пера не вышло ни единой фразы, «искривляющей правду», не высказывать подобной фразы ни устно, ни письменно, не цитировать ни единой мысли, которую он искренне не разделяет, не участвовать в каких-либо политических акциях (демонстрациях и пр.), которые не отвечают его желанию, не голосовать за тех, кто недостоин быть избранным, и т. п.

До перестройки эта статья распространялась нелегально. Ее первая легальная публикация в СССР состоялась в 1989 г. в бюллетене Советского комитета защиты мира «Век XX и мир» (№ 2).

Иносказательно: жить, сообразуясь с чувством собственного достоинства, с принципами правды и справедливости.

2 стр., 578 слов

«Жизнь и судьба» или «Человек— хозяин своей судьбы»

... И тут же причина создает следствие: бронхит. Я думаю, что человек – хозяин своей судьбы. Он не решает в жизни всего, например, не выбирает, где и у кого родиться. ... злой рок преследует даже целые народы. А другие люди говорят, что свою судьбу человек строит сам и сам определяет свою жизнь. Если в траву бросили окурок или зажженную спичку, ...

ВЫ НАХОДИТЕСЬ НА САЙТЕ https://www.batraeva.com

«Жизнь коротка, искусство вечно»,—так говорили древние римляне. Это выражение означает, что ценности воплощенные в произведениях искусства вечны и не теряют своей значимости. Глядя на великие сооружения прошлого, убеждаешься в том, что это изречение абсолютно верно. Но как быть с произведениями словесного искусства? Английский прозаик и драматург Уильям Сомерсет Моэм как-то заметил, что вечность любого литературного произведения измеряется несколькими столетиями. Например, современного читателя сложно заставить прочитать замечательный сатирический роман Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль», который всего несколько лет назад был бестселлером, как сейчас «Гарри Потер». Впрочем , не стоит ходить за такими далекими примерами. Роман «Евгений Онегин» очень популярный в Х1Х веке, сегодня превратился в учебный материал для уроков литературы и лишь немногие взрослые перечитывают его. Выходит, что произведения литературы стареют быстрее, чем древние храмы и статуи? Секрет недолговечности литературных произведений в том, что материал, из которого они созданы, быстро устаривает, а точнее изменяется. Язык меняется стремительно, вбирая в себя новые слова и избавляясь от старых. Для читателя наиболее интересен язык его времени. И тем не менее существуют литературные произведения, которые не теряют своей ценности на протяжении многих веков. «Вечные образы» в художественной литературе немногочисленны. Например, шекспировские Макбет и Гамлет, сервантовский Дон Кихот, гетовский Фауст и т.д. А по-настоящему «вечных тем» мало: любовь, смерть, подвиг во имя человечества—вот, пожалуй, и все. Произведениям, в которых нашли отражения «вечные темы», суждена долгая жизнь Они продолжают будоражить умы, находят все новые и новые воплощения в драматургии, изобразительном искусстве и музыке. Вспомним вехи на пути «вечных» литературных произведений. Гравюры Гюстава Доре, иллюстрирующие «Божественную комедию» Данте Алигьери. Опера «Фауст» Шарля Гуно,где использован тот же сюжет, что и гетовском «Фаусте». Балет «Дон Кихот» Людвига Минкуса, поставленный по мотивам одноименного романа Сервантеса. Постановка шекспировского «Гамлета» театром Мейерхольда, а также экранизация знаменитой трагедии русским режиссером Козинцевым. И это лишь немногие примеры того, как мастера искусств осваивают наследие литературы прошлого. Видимо, преемственность и есть то, что делает литературные произведения вечными. Изменяется язык литературных произведений, литераторы каждой эпохи привносят в прозу, драматургию и поэзию что-то свое, однако остаются вечными темы и образы, рожденные гением великих мастеров прошлого. Неужели сегодня не создаются произведения, которые со временем станут классикой и войдут в «золотой фонд» мировой литературы? На самом деле, «вечные темы» вечны уже потому, что для них не существует времени. И сейчас создаются литературные произведения, заслуживающие того, чтобы остаться в веках. Жизнь коротка, искусство вечно, и они не могут существовать друг без друга.

14 стр., 6508 слов

«Природа. «Человек и природа в произведениях литературы». ...

... взаимоотношении человека и природы. Многие писатели и поэты воспевают красоту природы. “Тайны в природе” Это сибирский писатель, который 70 лет ... замечательные произведения. Астафьеву очень близка природа, так как он вырос на берегу Ангары, в деревне на лоне природы. Его ... не безразлично, что делается в окружающем мире. Здесь основная мысль – нельзя уничтожать природу. Алёна Колокольникова не просто ...

ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЛИТЕРАТУРНОГО МАТЕРИАЛА ССЫЛАТЬСЯ НА САЙТ https://www.batraeva.com