Жизнь коротка, искусство вечно – Искусство, культура

Сочинение

Жизнь коротка, искусство вечно

Vita brevis, ars longa

[вита брэвис, аре лонга].

Гиппократу

(460—370 до н. э.).

Говоря об «искусстве», он имел в виду не художественное творчество, а искусство врачевания. И смысл этого сопоставления состоит в том, что искусство врачевания столь сложно, требует стольких знаний, что на их постижение не хватит и всей человеческой жизни. «Отсюда, — пояснял римский философ-стоик Луций Анней Сенека в своем сочинении «О краткости жизни», — известное восклицание величайшего из врачей о том, что жизнь коротка, а искусство длинно».

Жизнь коротка, путь искусства долог

(другой перевод:

наука необъятна), случай скоропреходящ, опыт обманчив, суждение затруднительно. Поэтому не только сам врач должен употреблять в дело все, что необходимо, но и больной, и окружающие, и все внешние обстоятельства должны способствовать врачу в его деятельности.

Выражение стало популярным после того, как И. В. Гете повторил его в своей трагедии «Фауст» в такой форме: «Искусство долговечно, а жизнь наша коротка».

Обычно употребляется в смысле: художник, творец умирает, а плоды его рук, творения его духа, ума, искусства живут вечно, и тем самым они хранят память (напоминают) о человеке, их сотворившем; мастер живет в своих творениях.

Жизнь надо прожить так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, Николая Алексеевича Островского

(1904—1936): «Самое дорогое у человека — это жизнь. Она дается ему один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно стыдно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жег позор за подленькое и мелочное прошлое и чтобы, умирая, мог сказать: вся жизнь и все силы отданы самому главному в мире: борьбе за освобождение человечества. И надо спешить жить. Ведь нелепая болезнь или какая-либо трагическая случайность могут прервать ее.

Охваченный этими мыслями, Корчагин ушел с братского кладбища».

Цитируется как призыв к достойной, деятельной жизни.

Жизнь начинается после сорока

Life Begins at Forty.

Уолтера Питкина

(1878—1953).

Встречается другой вариант перевода: «Жизнь начинается в сорок лет».

Популярности выражения способствовала американская певица София Такер, которая исполняла песню с таким же названием (премьера песни—1937).

Жизнь после жизни

Life after Life.

Реймонда Моуди

(р. 1944) — «Жизнь после жизни: исследование феномена продолжения жизни после смерти тела». Он написал ее по рассказам своих пациентов, переживших клиническую смерть и возвращенных им к жизни.

2 стр., 896 слов

Школьная жизнь; My school life – Топик по английскому языку

... первые друзья, первая любовь, первые достижения и разочарования связаны со школьной жизнью. Топик по английскому языку: Школьная жизнь School life About me I’m a pupil of the eleventh form of ... этаже расположен актовый зал, где проходят все встречи, конференции, концерты и празднования. На третьем этаже располагается большая библиотека, где можно найти практически любую нужную вам ...

Иносказательно: 1. О гипотезе загробного существования. 2. О продолжении жизни в тех или иных формах (делах, произведениях искусства и т. д.).

Жизнь прекрасна и удивительна, Владимира Владимировича Маяковского

(1893-1930):

Радость прет.

Не для вас / уделить ли нам?!

Жизнь прекрасна / и / удивительна.

Жизнь пропадает в заботах о хлебе, Ивана Саввича Никитина

(1824—1861).

Иносказательно: выражение сожаления о времени, которое уходит на решение материальных задач, о его нехватке на творчество, воплощение мечты.

Жил честно, целый век трудился / и умер гол, как гол родился, Василия Васильевича Капниста

(1758—1823).

Он лишь несколько переделал автоэпитафию, которую написал в свое время сам

Иван Иванович Хемницер:

Жив честным образом, он весь свой век трудился,

Но умер так же наг, как был, когда родился.

Иносказательно: 1. О нестяжателе, бессребренике, жившем духовными интересами. 2. О бедняке, который так и не смог за всю свою жизнь хоть сколько-нибудь разбогатеть.

Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя, В. И. Ленина

(1870—1924): «…Ведь эта абсолютная свобода есть буржуазная или анархическая фраза (ибо, как миросозерцание, анархизм есть вывернутая наизнанку буржуазность. Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. Свобода буржуазного писателя, художника, актрисы есть лишь замаскированная (или лицемерно маскируемая) зависимость от денежного мешка, от подкупа, от содержания…»

Иносказательно: 1. О зависимости человека от общественного мнения. 2. О гражданской ответственности человека.

Жить вообще вредно, Станислава Ежи Леца

(1909—1966) из сборника его афоризмов «Непричесанные мысли» (1957): «Жить вредно. От этого умирают».

Жить значит мыслить

Vivere estcogitare

[вивэрэ эст когитарэ].

Слова римского государственного деятеля, писателя и оратора Цицерона

(Марк Туллий Цицерон, 106—43 до н. э.): «Наслаждаться умственно можно многими и разнообразными способами. Я говорю о человеке разумном и образованном, для которого жить значит мыслить».

Смысл выражения: достойная человека жизнь — это прежде всего его духовная, интеллектуальная жизнь.

Жить не по лжи

Александра Исаевича Солженицына

(р. 1918), ставшей одной из основных причин его высылки из СССР (1974).

А. И. Солженицын, обращаясь к своей аудитории, предлагал наиболее доступный, по его мнению, способ борьбы с режимом: «…Самый доступный ключ к нашему освобождению: личное неучастие во лжи! Пусть ложь все покрыла, всем владеет, но в самом малом упремся: пусть владеет не через меня!»

Писатель призывал в этой статье каждого литератора и творческого человека поступать так, чтобы из-под его пера не вышло ни единой фразы, «искривляющей правду», не высказывать подобной фразы ни устно, ни письменно, не цитировать ни единой мысли, которую он искренне не разделяет, не участвовать в каких-либо политических акциях (демонстрациях и пр.), которые не отвечают его желанию, не голосовать за тех, кто недостоин быть избранным, и т. п.

2 стр., 763 слов

Произведения военных лет «Судьба человека» и «Василий ...

... Андрей Соколов и Василий Тёркин - образы сумевшие пройти огонь, воду и медные трубы и сохранить в себе духовность, мужество, патриотизм, любовь к родному дому, к родине. Соколов и Тёркин люди разных поколений. Но и тот, и ...

До перестройки эта статья распространялась нелегально. Ее первая легальная публикация в СССР состоялась в 1989 г. в бюллетене Советского комитета защиты мира «Век XX и мир» (№ 2).

Иносказательно: жить, сообразуясь с чувством собственного достоинства, с принципами правды и справедливости.

Василий Купцов — Жизнь коротка, искусство вечно

1

Купцов Василий

Жизнь коротка, искусство вечно

Василий Купцов

Жизнь коротка, искусство вечно

  • Ну и что, смотришь на меня взглядом пылающим, ну — прям испепеляющим? — усмехнулся редактор, — «Юноша бледный со взором горящим…». Признайся — если б мог — сжег бы, испепелил меня на месте, точно?
  • И что, напечатать это нет шансов?

Я затравленно огляделся. Кабинет походил на тюремную камеру. Более того — на камеру смертников! И сам редактор, с его широким заплывшим лицом, узкими, налитыми кровью глазками, с какой-то нездоровой кожей — он так походил на палача…

Немолодого такого, с тайными пороками, отвратительного, всем ненавистного палача! Ха, столько эпитетов на одного человека?

Кажется, мы увлеклись…

— Еще раз повторить? — в голосе моего палача сквозила уже откровенная ненависть, — Ваши тексты, молодой человек, не подходят нам по тематике, они не вписываются ни в одну существующую серию, их объемы недостаточны для публикации отдельной книгой… В конце концов, план на этот год закрыт. Точка!

На пару-тройку секунд воцарилась тишина.

Из коридора доносились торопливые звуки шагов каких-то курьеров, или как их там… Суетятся — а чего суетиться, коли меня печатать не хотят?

  • Ага… — я помедлил, — Согласно книжке «Как стать писателем»…
  • Это еще что за опус?
  • А, вот… — я показал купленную накануне брошюрку.

Книжечка была позорно тоненькой, с каким-то странным мультяшным рисунком на обложке, и совсем уж несерьезным названием: «Как стать писателем и заработать свой первый миллион».

  • Никитин… — протянул редактор, поджав губки, — Да ему самому еще учиться надо, как писать!

— Однако ж издательства печатают, да и люди читают его, которому надо учиться, а не Вас, который, очевидно, знает, как правильно писать книги! когда критикуют не меня, то могу и ответить… Мой голос вдруг стал твердым, прошла позорная нерешительность. Казалось — сейчас как вдарю по этой восковой харе!

  • Ну, учись, в таком случае, учись — по этой писанине, — иронизировал редактор, — когда научишься, приходи…

Только, просьба, не ко мне!

— Так вот, — продолжил я начатую ранее тему, практически перебив иронизатора, — Никитин утверждает — коли рукопись отклоняют по разным там «не подходит по тематике, по серии, по плану» — это означает отказ, интерес редакции проявляется в предложении что-то изменить или исправить…

  • И что, сам не догадался, надо чтобы кто-то тебе объяснил?
  • Да, сам я не догадался бы! — зло кивнул я.

— Воображаешь себя гением? — редактор смерил меня взглядом с головы до ног, — Прославиться хочешь? Так с твоей смазливой мордашкой тебе в шоу-бизнес надо, будешь там полуголый по экрану прыгать, в микрофон напевать, а девчушки-недороски будут от тебя уписываться…

4 стр., 1778 слов

Жизнь коротка, искусство вечно (Ars longa, vita brevis)

... сохраняется память, поэтому может и коротка наша жизнь, но память о человеке вечна. Сочинение «Жизнь коротка, а искусство вечно» А какую оценку поставите вы? Жизнь коротка, искусство вечно Vita brevis, ars longa [вита ... нашли отражения «вечные темы», суждена долгая жизнь Они продолжают будоражить умы, находят все новые и новые воплощения в драматургии, изобразительном искусстве и музыке. Вспомним ...

— Я хочу, чтобы мои книги печатались и продавались! — твердо заявил я, потом, помедлив, добавил, слегка сбиваясь, — А голоса у меня нет, вернее есть, но ужасный, точнее — слуха нет, хотя нет, слух есть — на фоно-то я повторю любую мелодию… Короче, не получается у меня петь!

  • Ничего, что голоса нет — теперь это и не нужно! Они там все безголосые — и ничего, поют же! — в стороне от тем литературных редактор мог говорить по-человечески, — Попробуй найти себя в чем-то другом. Ведь тебе лет шестнадцать, не больше?

Сходи на кинопробы…

  • Я хочу стать писателем!
  • Зачем? — пожал плечами литпалач, — А, вот оно что! Хочешь, чтобы и после смерти твое имя помнили? «Жизнь коротка, а искусство вечно?».

Угадал? Мечтаем к вечности примазаться?

Так не выйдет! Даже если и опубликуешься — все равно забудут через пять лет. Теперь авторы переживают свои книги!

  • Тем не менее, я стану писателем!
  • Все может быть, — махнул рукой редактор, и повторил для самого себя иронически, — «Жизнь коротка, а искусство вечно…».

Выходя из кабинета, я спотыкнулся о порожек. Смешок за спиной… Вот гады, гады во всем, даже порожек специально оставили, чтобы начинающие авторы себе носы об пол поразбивали!

* * *

Обратная дорога чем-то походила на визит в редакцию. Настроение было отвратительное, автобусы — под стать всему остальному — ходили не просто плохо, а очень плохо! Уже сев в автобус, я долго слушал одно чихание упорно не желавшего заводиться двигателя. Ехали тоже то со скрипом, то со скрежетом…

Ну, еще бы! Пойти в редакцию четырнадцатого числа! Да еще в понедельник. Это в Америках плохие дни — пятницы тринадцатые. Темные люди! В этом веке несчастливое число — четырнадцать. Вот и война, которая разрушила старый мир, началась в четырнадцатом году. А что до дня недели так то всем на Руси известно, понедельник — день тяжелый. «Нам бы понедельники, взять — и отермической обработке» свинины. Я самолично поутру аккуратно нарезал мясо, вывалил в смеси трех перцев и соли, добавил уксуса… Мелко нарезанный лук красовался рядом — такой же сырой, как и утром, все в той же сковородке, вперемежку с постным маслом.

Мальчишка ничего не делал!

  • А на газе? Что, трудно просто поджарить?
  • Газ кончился, баллон пуст! — сообщил мне лешак почти что с гордостью, — Что ж мне, костер теперь посреди комнаты разводить?
  • Ну, тогда… — я запнулся, не зная, что сказать, — Наколдовал бы чего…
  • А я ни одного заклинания для жарки не знаю, — морда Али расплылась в улыбке, — и для тушения — тоже не знаю… А вареное ты не любишь!
  • Я те дам — свинину варить — только портить! — тут я понял, что рогатый лентяй увел разговор в сторону, — Что б завтра съездил, да поменял баллоны!
  • А сегодня?
  • Будешь сырое жрать!
  • А ты?
  • А себе я поджарю…

Мальчишка понимающе усмехнулся. Цель была достигнута — мясо я приготовлю, подобрею, и — как всегда бывало — угощу и этого тунеядца, а он, само собой, сожрет большую часть…

3 стр., 1004 слов

Жизнь подражает искусству

... Но "Жизнь коротка, искусство бесконечно", Будут жить его строчки, наполненные красками, и слова, наполненные музыкой, будут жить его пьесы, наполненные иронией, и сказки, наполненные волшебством. "Жизнь подражает Искусству в гораздо ...

  • Потом кухню уберешь! — ну, хоть какое-то наказание…

И то — кухню прибрать не мешало бы. Вот в комнатах у меня — идеальный порядок, чистота, ну, как в операционной. А у компьютеров — точно, как у операционных столов…

Но здесь, среди кастрюль и сковородок царил настоящий бардак. Крупы, специи, ножи и стекляшки для микроволновки — все вперемежку. Картина русского художника-передвижника «Обыск на кухне подпольщика».

Я взял рукой сковородку, примерился.

Затем выпустил из левого глаза тепловой луч, заставив его кружить точно по краю — так, чтобы излучение не попало на лук, а лишь разогрело сковородку. Через пять минут лук поджарился до золотистого цвета — пора было накладывать мяско. Свинину я поджаривал, проходясь тепловым лучом как по сковородке, так и по кускам мяса. В таких случаях главное — держать луч на минимуме. Иначе — останется от жаркого одна зола, испепелю, так сказать… Да, превратить, скажем, того же редактора в кучку золы — дело плевое, вот мясо поджарить так, чтобы не пригорело… Вот это — истинное искусство! Проклятый тролль будто услышал мои мысли.

  • Снова по редакциям шлялся? — хитренькая мордашка Алигана вертелась уже у самой сковороды, — Ну и как, оценили?

Мне не удалось поймать наглеца за ухо — он спрятал свой лопух раньше, чем дернулась моя рука. Заранее приготовленное заклинание, скрывающее ухо в подпространственный мешочек… И, главное — вовремя. Знает мои повадки, изучил — ну, прямо как охотник добычу! Впрочем, за те три года, как я взял маленького тролля к себе, он, разумеется, смог неплохо изучить своего наставника…

  • Мяса не получишь! — предупредил я.
  • Тогда лучше за ухо, — тут же переиграл ситуацию Али. Мне тут же была подсунута под нос левая ушная раковина негодного мальчишки со свеженаколотой серьгой.
  • Ладно, в следующий раз, — усмехнулся я, — да и руки у меня сейчас жирные…

Вообще-то, с недавних пор, я — противник кухонных баталий. Недаром на стенке уже года два красуется длиннющий плакат, гласящий, точнее голосящий: «Сражения на сковородках строго воспрещаются!». Помнится, немало помучился Алишка, сию грамоту справлявши, даже программу, еще для 286 машин написанную, на свет божий извлекли… И с кодировкой перемучились, пока фразу грозную отпечатали. Что поделаешь — еще одного такого разгрома, подобного тому, памятному, кухня не пережила бы, это точно! Не подумайте ничего плохого… Или что я плохой воспитатель… Видите ли, хоть я и бессмертный, но на удар в лоб сковородкой не могу не ответить! А в результате — пришлось даже стены в кухне заново красить. Ну и цвет же у них — салатовый, гадость-то какая! Непременно надо перекрасить!

Мясо мы лопали с хлебом, запивали пивком, дающем вечную тему для разговоров. Понятно, какую тему — пиво любой марки, купленное у нас в стране, с каждой новой покупкой становится все хужее и хужее…

1

“Жизнь коротка, искусство вечно”

Недолог век человека, а особенно век поэта. Ведь поэт живет в двух измерениях: в обыденной жизни, как все нормальные люди, и в искусстве, где он соприкасается с тайнами мироздания, прислушивается к самым тонким движениям души, ощущает глубинное родство со всем живым.

Великий русский поэт А. С. Пушкин прожил всего тридцать восемь лет. “Читая его творения, можно великолепным образом воспитать в себе человека”, – писал о нем В. Г. Белинский. Вся жизнь человеческая, ее мечты и обольщения, ее надежды и страдания, буйство, напор молодых чувств

5 стр., 2072 слов

Эмоции и чувства в искусстве

... Психология искусства развивалась, преодолевая воздействие, с одной стороны, психологизма, выводившего форму художественных произведений ... художественной проблематике, используя искусство как «прагматическую модель» потребления, рекламы, массового социально-психологического воздействия. Цель реферата - анализ влияния искусства на чувства и эмоции человека. 1. Психология искусства Психология искусства ...

и умудренная зрелость проходят перед нами в произведениях А. С. Пушкина:

И внял я неба содроганье,

И горний ангелов полет,

И гад морских подводный ход,

И дольней лозы прозябанье…

Эти слова пушкинского “Пророка” могут быть отнесены и к самому автору этих строк. О “всемирной отзывчивости” А. С. Пушкина писал Ф. М. Достоевский. Жизнь для поэта – безусловная и абсолютная ценность, это единство, в котором нет ничего отдельного и лишнего, и даже ее конечность приемлется поэтом:

И пусть у гробового входа

Младая будет жизнь играть,

И равнодушная природа

Красою вечною сиять.

Какое

изящество, тонкость чувств, поистине великий союз “волшебных звуков, чувств и дум”.

М. Ю. Лермонтов прожил двадцать семь лет. Его “железный стих, облитый горечью и злостью” воспевал внутреннюю свободу человеческой личности, говорил о трагическом одиночестве и гармонии природы, недостижимой для человека:

  • Кругом меня цвел божий сад;

Растений радужный наряд

Хранил следы небесных слез,

И кудри виноградных лоз

Вились, красуясь меж дерев…

Природа в лирике М. Ю. Лермонтова полна одушевления, огромной и таинственной жизни. Голоса природы “речь свою вели о тайнах неба и земли”. Лишь человек не чувствует полного слияния с природой, и потому удел его трагичен.

И скучно, и грустно, и некому руку подать

В минуту душевной невзгоды.

Желанья? Что пользы напрасно и вечно желать…

Лирика М. Ю. Лермонтова – это исповедь бесконечно одинокой, мужественной и бунтующей души.

Коротка была жизнь выдающегося поэта XX века С. А. Есенина – всего тридцать лет.

Читая его стихи, мы любуемся красотой зелени, испытываем огромную любовь к родине, к жизни, ко всему живому, чувствуем кровную связь с окружающим миром.

О Русь! – малиновое поле

И синь, упавшая в реку.

Люблю до радости и боли

Твою озерную тоску.

Величие есенинской поэзии – в предельной искренности, в остроте философских и нравственных проблем, в том, что в каждой строке, в каждом слове чувствуется что-то очень близкое, родное.

Трагически сложилась жизнь поэта Н. Гумилева. Он прожил всего тридцать пять лет. Он – романтик и мечтатель, певец конкистадоров, капитанов, воинов. Ему грезились экзотические гроты, африканские жирафы, сказочные павильоны:

Среди искусственного озера

Поднялся павильон фарфоровый,

Тигриною спиною выгнутый,

Мост яшмовый к нему ведет…

Но гармония и красота оказываются хрупкими и преходящими. Во многих его произведениях слышны отчаянье, надлом, предчувствие гибели:

Вывеска… кровью налитые буквы

Гласят – зеленная, – знаю, тут

Вместо капусты и вместо брюквы

Мертвые головы продают.

В красной рубашке, с лицом, как вымя,

Голову срезал палач и мне…

Коротка была жизнь поэта, но прошла она не зря: о нем вечно будут помнить потомки. Искусство – это живая память, оно передает из поколения в поколение мысли и чувства, боли и радости, обретения и разочарования – все, чем живет человек.

7 стр., 3386 слов

Жизнь прожитая не зря примеры из литературы. Вопрос: Какую жизнь ...

... Достоевского. Прогулки по булгаковской Москве. Путешествие по Росси с (героями). Путь поиска, познания, духовных исканий: Каковы цель и смысл жизни человека? Как достичь цели своей жизни? Какую жизнь можно считать прожитой не зря? Как противостоять ...