11 класс. Направление «Искусство и ремесло»

Сочинение

«Итоговое сочинение 11 класс. Направление «Искусство и ремесло»»

Искусство и ремесло

М. А. Булгаков: «Мастер и Маргарита»;

  • А. П. Чехов: «Чайка», «Дом с мезонином»;
  • Н. В. Гоголь: «Портрет», «Невский проспект»;
  • М. Горький: «На дне»;
  • А. Островский: «Лес», «Бесприданница»;
  • Л.

Н. Толстой: «Война и мир».

А. Куприн: «Гранатовый браслет».

А. С. Пушкин, «Моцарт и Сальери»

Н. С. Лесков, «Левша»

Проблемы:

→ Что есть истинное искусство?

→ Искусство и ремесло: в чем разница?

→ Где заканчивается искусство и начинается ремесло?

→ Можно ли растратить талант?

→ Почему люди предают свой талант?

→ Какова роль искусства?

→ Почему гении зачастую остаются непризнанными?

→ Почему люди не могут оценить настоящее искусство по достоинству?

Как можно раскрыть тему «Искусство и ремесло»

  • Искусство, деятели искусства. Их роль в жизни общества. Влияние искусства на жизнь человека, предназначение художника.

  • Талант/бесталанность. Истинный/мнимый талант.

  • Ремесло/искусство. Общее и различия в целях и т.д. Граница между ремеслом и искусством. Ремесленники/художники.

  • Феномен творчества, роль труда, созидания в жизни человека.

  • Энтузиаст/филистер как мировоззренческая категория.

Размышления по теме

Искусство — крайне тонкая материя, требующая особого подхода и понимания. Где та грань, где заканчивается ремесло и начинается искусство? Как отличить бездарность от гения? В чем предназначение художника? Какова сила творчества? Все эти вопросы заключает в себе данное направление.

Искусство включает в себя очень много направлений: музыка, литература, танец, скульптура, кинематограф, театр, живопись и пр. Каждый может найти то, что будет близко ему. Через отношение к искусству раскрывается внутренний мир персонажа, будь то созидатель или сторонний наблюдатель.

Что такое ИСКУССТВО?

Самое дело, требующее такого умения, мастерства.

Что такое РЕМЕСЛО?, Темы сочинений:

  • Что такое настоящее искусство?

    15 стр., 7098 слов

    Сочинение рассуждение искусство по тексту носова

    ... свой талант? → Какова роль искусства? → Почему гении зачастую остаются непризнанными? → Почему люди не могут оценить настоящее искусство по достоинству? Как можно раскрыть тему «Искусство и ремесло» Искусство, деятели искусства. Их роль в жизни общества. Влияние искусства на ...

  • Как отличить настоящее искусство от ремесла?

  • Почему люди путают искусство и ремесло?

  • В чём ценность искусства?

  • Можно ли без любви к своему делу стать профессионалом?

  • Над каким искусством время невластно?

  • Верите ли вы, что можно стать хорошим ремесленником за короткое время?

  • Какими качествами должен обладать человек, чтобы овладеть искусством?

  • Как вы понимаете фразу: «Ни искусство, ни мудрость не могут быть достигнуты, если им не учиться»?

  • Кого можно назвать ремесленником в искусстве?

  • Что такое талант?

  • Чем отличается истинное искусство от фальшивого?

  • Почему искусство называют вечным?

  • Можно ли научиться искусству?

  • Кого можно назвать истинным творцом?

  • Как Вы понимаете фразу: «Не боги горшки обжигают»?

  • Как взаимосвязаны между собой ремесло и искусство?

  • Всегда ли ремеслу предстоит стать настоящим искусством?

  • Каким должно быть ремесло, чтобы оно стало искусством?

  • Что значит для человека ремесло и искусство, как они отражаются в его жизни, на что влияют?

  • Что можно считать подлинным искусством?

  • В чем, по-вашему, состоит конечная цель искусства?

  • В чем разница между ремеслом и искусством?

  • Может ли ремесленник стать художником?

  • Как вы понимаете высказыванием Г. Гебелля: «Искусство – это совесть человечества»?

  • Могут ли способности превратиться в талант?

  • Кто такой талантливый человек?

  • Ремесленник – это мастер своего дела или халтурщик?

  • Согласны ли вы с высказыванием П. Казальса: «Мастерство еще не делает художником»?

  • Какова роль искусства в развитии человечества?

  • Чем настоящее искусство привлекает человека?

Тезисы по направлению «Искусство и ремесло»

  • Искусство, деятели искусства. Их роль в жизни общества. Влияние искусства на жизнь человека, предназначение художника.

    25 стр., 12060 слов

    016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

    ... трудно и несовместимо с земными условиями. Тело человека – это не человек, а только проводник его духа, футляр, в ... весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить ... неясности и туманности… Инструментом познавания становится сам человек, и от усовершенствования его аппарата, как физического, так ...

  • Талант/бесталанность. Истинный/мнимый талант.

  • Ремесло/искусство. Общее и различия в целях и т.д. Граница между ремеслом и искусством. Ремесленники/художники.

  • Феномен творчества, роль труда, созидания в жизни человека.

  • Энтузиаст/филистер как мировоззренческая категория.

Цитаты и афоризмы:

  • Кто испытал наслаждение творчества, для того уже все другие наслаждения не существуют. Антон Павлович Чехов

  • Едва ли есть высшее из наслаждений, как наслаждение творить. Н. Гоголь

  • Счастье — трата себя на творение своих рук, что будет жить и после твоей смерти. Антуан де Сент Экзюпери

  • Усилие показалось тебе бесплодным? Слепец, отойди на несколько шагов… Волшебство искусных рук сотворило шедевры, не так ли? Но поверь мне, удачи и неудачи равно сотворили их… Прекрасный танец рождается из умения танцевать. Антуан де Сент Экзюпери

  • Каждый способен хорошо творить только то, к чему его вдохновляет муза. Платон

  • Гений – это талант создавать то, для чего нельзя дать никаких определённых правил. Иммануил Кант

  • Великие таланты чужды мелочности. О. Бальзак

  • Никто не знает, каковы его силы, пока их не использует. И. Гёте

  • Призвание можно распознать и доказать только жертвой, которую приносит ученый или художник своему покою или благосостоянию, чтобы отдаться своему призванию. Л. Толстой

  • Все виды искусств служат величайшему из искусств — искусству жить на земле. Бертольд Брехт

  • Талант — искра божия, которой обыкновенно человек сжигает себя, освещая этим собственным пожаром путь другим. В. Ключевский

  • Не умея держать в руке топор — дерева не отешешь, а не зная языка хорошо — красиво и всем понятно — не напишешь. М. Горький

  • Искусство требует знаний. Бертольд Брехт

  • Творчество — общее дело, творимое уединенными. Марина Цветаева

  • Искусство всегда, не переставая, занято двумя вещами. Оно неотступно размышляет о смерти и неотступно творит жизнь. Борис Леонидович Пастернак

  • Дело художника — рождать радость. Константин Георгиевич Паустовский

  • Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Василий Александрович Сухомлинский

    13 стр., 6097 слов

    Человек, его здоровье, эмоции, творчество, работоспособность

    ... человека и его личности с позиции психологии. 2. Соотношение человека и медицины, факторы, определяющие здоровье человека. 3. Взаимосвязь здоровья, эмоций, творчества, работоспособности. 4. Естественнонаучные данные о мозге человека, его интеллекте и пр. 1.1 Кто такой человек? Человек ... познания, выделение их в отдельные области: культуру, искусство и т.п. Человек – это мерило всех ценностей, он ...

  • Третья способность души после ума и воли — творчество. Василий Андреевич Жуковский

  • Краткость — сестра таланта. А. Чехов

  • Творчество — высокий подвиг, а подвиг требует жертв. Василий Иванович Качалов

  • Ни невежественный, ни себялюбивый человек не может быть значительным художником. Лев Николаевич Толстой

  • Всегда оставаться неудовлетворенным — в этом суть творчества. Жюль Ренар

  • Музыка — это разум, воплощенный в прекрасных звуках. Иван Сергеевич Тургенев

  • Тот, кто поймет, что смысл человеческой жизни заключается в беспокойстве и тревоге, уже перестает быть обывателем. Александр Александрович Блок

  • Профан воображает, что для творчества надо ждать вдохновения. Это глубокое заблуждение. Игорь Федорович Стравинский

  • В любом произведении искусства, великом или малом, все до последних мелочей зависит от замысла. Иоганн Вольфганг Гете

  • Искусство есть посредник того, что нельзя высказать. Иоганн Вольфганг Гете

  • Порыв к творчеству может также легко угаснуть, как и возник, если оставить его без пищи. Константин Георгиевич Паустовский

  • Без работы воображения не обходится ни один, даже начальный момент творчества. Константин Сергеевич Станиславский

  • Изучайте науку искусства и искусство науки. Леонардо да Винчи

  • Искусство жить всегда слагалось в основном из умения глядеть вперед. Леонид Максимович Леонов

  • Пусть твоя жизнь будет равна тебе, пусть ничто не противоречит одно другому, а это невозможно без знания и без искусства, позволяющих познать божественное и человеческое. Луций Анней Сенека (Младший)

  • Творчество! Вот великое спасение от страданий, великое облегчение жизни! Ф. Ницше

  • Музыка должна высекать огонь из людских сердец. Людвиг ван Бетховен

  • Искусство жизни более напоминает искусство борьбы, нежели танцa. Оно требует готовности и стойкости и в отношении к внезапному и непредвиденному. Марк Аврелий

  • Искусство ревниво, оно требует, чтобы человек отдавался ему всецело. Микеланджело Буонаротти

  • В руках таланта все может служить орудием к прекрасному. Николай Васильевич Гоголь

  • С ужасом вспоминаю, как люди, считавшие себя образованными, бушевали против Вагнера, называя его музыку какофонией. Очевидно, каждое достижение должно пройти через суровое испытание отрицанием и насмешками. Николай Константинович Рерих

    2 стр., 589 слов

    Каждый человек художник

    ... можем пройти мимо его работ, не распознав в них произведений искусства. Либо принять вещи, к которым художник не имел отношения, за дела его рук. Не трудно окончательно ... многие верят, что так было всегда. Будто грань меж творцом и простым человеком можно преодолеть, лишь получив специальный пропуск, или удостоверение художника, выданное компетентным судом. К сожалению, ...

  • Вдохновение — это такая гостья, которая не любит посещать ленивых. Петр Ильич Чайковский

  • Творить — значит убивать смерть. Ромен Роллан

  • Искусство — мед, хранимый человеческими душами и собираемый на крыльях лишений и труда. Теодор Драйзер

  • Искусство может переживать времена упадка, но оно вечно, как сама жизнь. Федор Иванович Шаляпин

  • Ничто не может поколебать во мне следующей аксиомы: всякое творение свидетельствует о творце. Франсуа-Мари Аруэ Вольтер

  • Талант попадает в цели, в которые обычные люди попасть не могут, а гений попадает в цели, которые обычные люди не видят. Артур Шопенгауэр

  • Почти все таланты хоть капельку, да поэты, даже столяры, если они талантливы. Поэзия есть внутренний огонь всякого таланта. Фёдор Достоевский

  • Хорошее поведение – последнее прибежище посредственности. Генри Хаскинс

  • Отрицание своего дарования — всегда ручательство таланта. У. Шекспир

  • Художники пишут глазами любви, и только глазам любви следует судить их. Готхольд Эфраим Лессинг

  • Художник — чувствилище своей страны, своего класса, ухо, око и сердце его; он — голос своей эпохи. Максим Горький

  • Дело художника — противостоять страданию всеми силами, всем своим талантом. Константин Георгиевич Паустовский

  • Без чувства современности художник останется непризнанным. Михаил Михайлович Пришвин

  • Почему я художник, а не философ? Потому что я мыслю словами, а не идеями. Альбер Камю

  • Истинный художник выражает то, что думает, не страшась противодействия вековых предрассудков. Огюст Роден

  • Самое главное для художника — быть взволнованным, любить, надеяться, трепетать, жить. Быть прежде всего человеком, только потом — художником. Огюст Роден

  • Настоящий художник тот, у которого мы не замечаем его усилий творчества, да и он сам этого не замечает. Александр Федорович Лосев

  • Творчество – это загадка, которую художник задает сам себе. Станислав Ежи Лец

  • Если талант не имеет в себе достаточной силы стать в уровень со своими стремлениями и предприятиями, он производит только пустоцвет, когда вы ждете от него плодов. В. Белинский

  • Талант — это вера в себя, в свою силу… М. Горький

  • Творчество… есть цельное, органическое свойство человеческой природы… Оно есть необходимая принадлежность человеческого духа. Оно так же законно в человеке, пожалуй, как две руки, как две ноги, как желудок. Оно неотделимо от человека и составляет с ним целое. Ф. Достоевский

    11 стр., 5401 слов

    Роль искусства в жизни человека по произведениям Пушкина, Гоголя, Куприна

    ... типа Сальери всех последующих эпох. Пушкинский Моцарт создаёт искусство, новые законы и правила которого не может понять и принять Сальери - в силу исчерпанности потенций своего таланта. Не ... отделением искусства от обряда функции, принадлежавшие одному человеку, становятся обособленными и выпол­няются людьми с разным социальным статусом. Но и впоследствии образ творца произведения искусства и образ ...

  • Что такое талант? Талант есть… способность сказать или выразить хорошо там, где бездарность скажет и выразит дурно. Ф. Достоевский

  • Талант великих душ есть узнавать великое в других людях. Н. Карамзин

  • Творчество — высокий подвиг, а подвиг требует жертв. Всякие мелкие и эгоистические чувства мешают творить. А творчество — это самозабвенное служение искусству народа. В. Качалов

  • Существует нечто более редкостное, более незаурядное, чем одаренность. Это способность признавать одаренность других. Г. Лихтенберг

  • Порыв к творчеству может так же легко угаснуть, как и возник, если оставить его без пищи. К. Паустовский

  • Там, где труд превращается в творчество, естественно, даже физиологически исчезает страх смерти. Л. Толстой

  • Талант, как и характер, проявляется в борьбе. Одни люди приспосабливаются к обстоятельствам, другие отстаивают такие необходимые человеческие принципы, как честь, добросовестность, верность. Приспособленцы исчезают. Принципиальные, преодолев все трудности, остаются. В. Успенский

  • Обыкновенные люди хлопочут только о том, чтобы скоротать время; а кто имеет какой-нибудь талант, — чтобы воспользоваться временем. А. Шопенгауэр

  • Филистеры несчастны, но в то же время сверхсчастливы в своей глупости, которую они принимают за высшую мудрость. Фридрих Энгельс

  • Страшную, непрестанную борьбу ведет посредственность с теми, кто ее превосходит. Оноре де Бальзак

Аргументы по направлению «Искусство и ремесло»

«Искусство и ремесло» — это самое сложное направление в этом году. Его трудность заключается в том, что далеко не во всех произведениях поднимается такая узкая тема. Откровенно говоря, она совсем редко поднимается. Но если вы все же решили потягаться с ней, наша подборка для вас. Мы вместе сделаем ее еще лучше, если вы напишите в комментариях, какого произведения не хватило.

Н. В. Гоголя «Портрет»

В повести Н. В. Гоголя «Портрет» рассказывается история героя, который нарисовал злосчастную картину. Это мастер своего дела, которому, конечно, нужно было содержать семью. Поэтому он, не думая, взялся за крупный заказ. Один известный своей жестокостью ростовщик хотел перед смертью получить идеальный портрет самого себя. Для этой цели он нанял лучшего живописца. Тот приступил к долгой и сложной работе. Чем дальше он заходил, пытаясь проницательным взглядом проникнуть в душу ростовщика, тем хуже себя чувствовал. Казалось, его порочность оставляет следы от своих когтей в его сознании. Мастер так и не закончил полотно, его обуяли порочные мысли и желания. И вот он решил, что очиститься от скверны ему поможет только жизнь в монастыре. Он ушел в святую обитель и излечился, восстановив мир в душе. Таким образом, искусство может нести не только свет, но и тьму, поэтому каждый творец должен нести ответственность за то, что он делает. Его творческая свобода не должна превращаться во вседозволенность.

6 стр., 2735 слов

Символ в искусстве. Знак и образ

... потенциальным символом. Человек предрасположен к созданию символов, поэтому он неосознанно преобразует в них объекты и формы, тем самым повышая психологический заряд последних и используя их в религии и в изобразительном искусстве. Взаимопереплетающаяся ...

А. С. Пушкин «Моцарт и Сальери»

Разницу между искусством и ремеслом подсказал нам А.С. Пушкин в произведении «Моцарт и Сальери». Герои всегда состязались в музыке, но первенство неизменно получал Моцарт, хотя его оппонент усерднее готовился и лучше учился. Он часами просиживал, пытаясь выдумать мелодию, что по силе и страсти превзойдет композицию коллеги. Но все напрасно. Гений сочинял шедевр за минуты, не прикладывая, казалось бы, никаких усилий. Тогда отчаявшийся композитор решил расправиться с удачливым соперником и подмешал тому яд. Но талант мертвеца не озарил убийцу, его смерть не помогла Сальери завоевать музыкальный Олимп. Дело было не в Моцарте, а в том, что кому-то свыше суждено проявить непревзойдённое дарование, а другим этого просто не дано. Возможно, они найдут свое призвание, но в другом деле. Таким образом, искусство – это дитя вдохновения, это дар свыше. Оно призвано созидать то, чего раньше не было. А ремесло – это, как правило, коммерческое воспроизведение того, что уже есть. Это не озарение, а рутинный процесс, цель которого – удовлетворение потребностей заказчика. Искусство же всегда направлено в вечность, оно не имеет ориентации на потребителя.

Я считаю, что прав бы публицист Ромен Роллан, когда сказал, что «Творить — значит убивать смерть». Пример, подтверждающий эту мысль, можно найти в произведении А. С. Пушкина «Моцарт и Сальери». Главный герой был гением в мире музыки, его творения поражали современников. Мелодии его авторства ознаменовали новую эру в искусстве звука. Однако сам творец прожил недолго, по сюжету книги его отравил коллега, позавидовавший его славе. Забыли ли Моцарта после смерти? Нет. Его музыка победила саму смерть, ведь имя композитора живет до сих пор, а его мелодии поют громогласную песню о том, что их создатель бессмертен.

М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита»

В романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» один герой противопоставлен всему писательскому сообществу. Мастер – подлинно одаренный литератор, его роман написан мастерски и отражает вечные проблемы, отвечая на глобальные исторические и религиозные вопросы. А вот его коллеги – бездарные конформисты, образование и кругозор которых не сравнится с тем, чем располагает автор романа о Понтии Пилате. Все члены МОССОЛИТА служат одной цели – распространению пропаганды советского режима. За это им и платят. Их единодушно хвалит пресса, им открыты все двери редакций. А вот реальному таланту они закрыты, ведь он говорит о том, что не вяжется с политической необходимостью, с информационной повесткой дня. Поэтому Мастера сначала освистали рецензенты, затем и вовсе упекли в сумасшедший дом услужливые стражи порядка. Настоящее искусство часто подвергается гонениям власти и толпы, так как оно говорит о важном, а не о том, что люди хотят слышать.

В романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» мы видим пример ремесленника в искусстве. Это поэт Иван Бездомный, который и сам признает, что пишет плохие стихи. Иван не отличается начитанностью и образованностью, но легко рассуждает о религии и отрицает существование Бога. Он пишет такую ерунду, что редактору даже приходится просвещать молодого человека, чтобы тот хотя бы не опозорился из-за своего откровенного невежества. Но Иван упорно слагает целые поэмы, ежедневно, как на работу, идет к столу и начинает «творить». Разумеется, бездарного человека, который угоден власти, обласкали журналы и критики. И он так и остался бы при своей конформистской литературной карьере, если бы не судьбоносная встреча с Воландом, который убедительно доказал герою, что он понятия не имел о том, что так насмешливо описывал. Таким образом, люди без таланта часто пытаются доказать, что он у них есть, поэтому они штампуют копии копий, не ведая ни истинного назначения искусства, ни художественного вкуса, чтобы определить собственную бездарность.

14 стр., 6909 слов

Кинематограф как вид искусства. Прошлое, настоящее и будущее

... является выявление связи кинематографа с искусством и изучение его истории. Для достижение поставленной в курсовой работе ... кино фильмом со вполне законченной повествовательной структурой, соответствующей всем канонам классической драматургии. В нем имела место экспозиция (человек ... (например, море, работающие кузнецы, гимнаст, завтрак ребенка, просто уличные сценки, разрушение стены - последний ...

Н. С. Лесков «Левша»

В сказе Н. С. Лескова «Левша» описывается непростая судьба творца. Тульский мастер получает важный заказ от самого императора: нужно показать английским умельцам, что русские коллеги лучше. Доставить поручение берется казак Платов. Он же жестоко контролирует деятельность работников. Левша и его команда долго трудились над непосильной задачей, но сделали невероятное достижение: подковали английскую блоху, которой так поразился император. Одна беда: раньше блоха танцевала, а после работы над ней перестала двигаться. Тут рассвирепел Платов, так и не поняв того, что сделали мастера. Он сильно избил Левшу. Но когда при дворе поняли, чего он добился, все единодушно решили отправить умельца в Англию, чтобы похвастаться его работой. За границей одаренного мужчину сразу же оценили по достоинству. Там и жену ему подобрали, и денег обещали, и всяческими почестями задабривали, но он упрямо рвался на родину. В конце концов, сел он на судно и поехал домой. Больше всего хотел он вовремя донести до императора важный секрет: нельзя ружейные дула кирпичной крошкой чистить, оружие портится. Но в родной стране пьяного Левшу бросили умирать, никто не прислушался к его словам, никто не помог ему. Так и умер талантливый человек, которого важные господа всего лишь использовали, но не оценили. Таким образом, судьба редко балует гениев, ведь люди слишком поздно понимают их значимость.

В сказе Н. С. Лескова «Левша» рассказывается о жертве, которую искусство требует от того, кто им владеет. При знакомстве с тульским мастером мы обращаем внимание на то, что волосы у него выдраны еще во время обучения. Также мы видим, что он беден и живет очень скромно. Интересен и тот факт, что герой рабски покорен судьбе и не спорит с Платовым, когда тот несправедливо нападает на умельцев. Все это говорит о том, как на самом деле выглядит жизнь настоящего творца. Это не слава и почести, богатство и признание, нет! Это нищета, тяжелый труд, напряженное и трудное постижение тонкостей мастерства. Все это человек должен вытерпеть без ропота. Иначе его дар не получит развития и не станет настоящим талантом. Такова цена таланта!

Л. Н. Толстой «Война и мир»

Настоящее искусство может исцелить душу. Например, такой эпизод описывает Л. Н. Толстой в романе-эпопее «Война и мир». Наташа была очень весела и приветлива, ей очень нравилось то, что Денисов влюблен в нее и внимательно наблюдает за ней, восхищаясь красотой девушки. Но рядом с ними сидел ее огорчённый и разочарованный в себе брат, который накануне проиграл в карты очень большие деньги. А ведь их семья так бедна! Николай сгорал от стыда и не знал, как выйти из проблемной ситуации. Вначале он искренне сердится на сестру за ее радость, ему она кажется несвоевременной. Но во время ее чарующего пения молодой человек позабыл обо всех своих несчастьях. Ему казалось, что этой чистотой красивого голоса он стер все то, чем был встревожен. «Вот оно, настоящее» — думал он о музыке, в которой растворялись все переживания и невзгоды. Таково действие искусства на душу человека, и это влияние нельзя недооценивать.

5 стр., 2397 слов

Искусство вокруг нас. Зачем нужно искусство? Что такое настоящее ...

... человека который бы её не любил. Без искусства жизнь не была бы такой, какой мы видим её сейчас. Мы ... искусство» понятно, что это искусство, идущее в ногу со временем, отражающее действительность. Но у каждой эпохи свое настоящее. ... на его существование. Между тем детище продолжало расти и развиваться. Уличных художников ждали трудности на своем пути. При всем своем многообразии форм, уличное искусство ...

В романе-эпопее «Война и мир» Л. Н. Толстой с любовью отзывается о народном танце, где человек свободно выражает себя. В противовес ему он изображает светские балы, где все движения рассчитаны и расписаны, где люди танцуют для того, чтобы достичь своих меркантильных целей: выгодно выйти замуж, познакомиться с нужным человеком, устроить родственника и т.д. Народные же танцы отражают характер человека и его чувства. Они раскрепощают и высвобождают душу, а не заковывают ее в определенную последовательность жестов и движений. Настоящее искусство, например, автор видит в беспорядочном танце Наташи Ростовой, а не в безупречной грации Элен с мраморными плечами. Настоящее искусство всегда обнажает душу, а не грудь.

Л. Н. Толстой. «Война и мир»

Влияние искусства на восприятие мира человеком показано в романе Л. Н. Толстого «Война и мир». Крупно проигравшись в карты, Николай Ростов не знает, как сообщить об этом семье, переживающей финансовые трудности. Но его переживания развеивает пение сестры Наташи. Услышав великолепное исполнение композиции, он успокаивается и понимает несущественность своих душевных терзаний в сравнении с величием искусства.

Наташа Ростова не только обладала великолепным голосом, но и тонко чувствовала музыку. Восторг у девушки вызывали не только композиции, звучащие на приемах и балах, ей не чуждо было пуститься в пляс под гитару, зазывающую задорными мотивами. Этим автор показывает, что подлинное искусство не подчиняется временам и нравам.

А. Твардовский. «Василий Теркин»

Простой парень Василий Теркин предстает перед читателем мужественным солдатом и одновременно большим оптимистом. Его задор не раз поднимает боевой дух у сослуживцев. Однажды среди зимы его подбирает проезжающий грузовик с солдатами. Веселый по нраву парень играет им на гармони, от чего бойцам становится теплее, и они пускаются в пляс. Таким образом, музыка помогла людям отвлечься от тяжелых мыслей о происходящем и на время забыть на войне.

Н. В. Гоголь. «Портрет»

В повести «Портрет» Н. В. Гоголь рассказывает о двух художниках, один из которых трудился над картинами вдохновленно, бескорыстно, оттачивая и совершенствуя свой талант, второй же растратил данный ему дар, превратив в источник дохода. Такая проблема выбора встает перед каждой творческой личностью на пути ее становления. Но, как известно, истинные шедевры искусства живут и прославляют их авторов в веках, а созданные ради обогащения приносят лишь материальные блага.

М. А. Булгаков. «Мастер и Маргарита»

Ремесленничество в сфере искусства ярко показано в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Столичные литераторы давно поставили на поток свои произведения, их больше волнует отпуск на даче, путевки в Ялту и пресловутый «квартирный вопрос».

Отношение Мастера к творчеству совсем иное: роман о Понтие Пилате поглощает его полностью. Чтобы свободно творить писатель снимает небольшой подвальчик на Арбате, на все выигранные в лотерее деньги скупает литературу с нужными для книги сведениями. Когда на роман обрушивается критика, и его не пускают в печать, Мастер чувствует себя опустошенным, сжигает рукописи, а после попадает в психиатрическую лечебницу. Таким образом видим, как истинное творчество подменяется шаблонными произведениями, выполняемыми в угоду власти.

А. С. Пушкин. «Разговор книгопродавца с поэтом»

Отношение к творчеству как к товару вызывало отвращение у А. С. Пушкина, и свои размышления по этому поводу он отображает в стихотворении «Разговор книгопродавца с поэтом». Проблема рассматривается с двух противоположных сторон. Книгопродавец – ловкий предприниматель, считает, что художественные произведения – это такой же товар, как и изделия ремесленников, главное – знать вкусы и предпочтения потребителя. Поэт же пытается спорить с торгашом, рассказывая тому о вдохновении и душевных порывах. Книгопродавец отвечает, что в мире правят деньги, и только тот, у кого они есть, может чувствовать свободу. В конечном счете поэт соглашается продать свое произведение, а стихотворение Пушкина заканчивается нерифмующейся фразой, словно намек на умирающее творчество.

А. С. Пушкин. «Моцарт и Сальери»

Пьеса А. С. Пушкина «Моцарт и Сальери» повествует о двух композиторах, взгляды которых на создание музыки кардинально расходились. Молодой Моцарт талантлив, и у него получается творить где угодно и когда угодно, главное – вдохновение. Старый Сальери уверен, что искусство подобно ремеслу, и только упорным трудом можно добиться хорошего результата. Он завидует гениальному Моцарту и отравляет его, но тайну великого таланта все равно не узнает, ведь дар дается человеку свыше.

И. А. Куприн. «Тапер»

Юный пианист Юрий Азагаров волею случая попадает в богатую семью на рождественский прием и с первых аккордов собирает толпу слушателей, среди которых оказывается и знаменитый композитор Рубинштейн. Он забирает талантливого мальчика к себе в ученики, обеспечивши ему блестящее будущее. И. А. Куприн своим произведением «Тапер» доказывает, что истинный дар музыканта нельзя спутать с механической игрой по нотам. Юрий Азагаров не был бесчувственным тапером, а исполнял мелодии вдохновленно, за что и получил достойное вознаграждение.

А. П. Чехов. «Скрипка Ротшильда»

Гробовщик Яков Иванов подрабатывает скрипачом вместе со своим товарищем евреем Ротшильдом. Второй часто фальшивит, чем раздражает друга. Но сам Яков не относится к музыке серьезно, лишь только после смерти жены, узнав, что и ему осталось жить недолго, играет на скрипке проникновенно, вызывая у окружающих слезы. Гробовщик завещает инструмент другу еврею и умирает. Ротшильд, проникшийся до глубины души услышанной мелодией, воспроизводит ее на подаренной скрипке. Композиция приносит ему славу и признание, становится бессмертной.

В. Короленко. «Слепой музыкант»

Петр родился слепым, но обладал хорошим слухом и осязанием. С детства мальчик интересовался игрой конюха Иохима на свирели, сам начал осваивать дудочку, а после и фортепиано. Музыка помогала ему воспринимать и «видеть» мир. Петру пришлось преодолеть много испытаний, чтобы принять себя таким, каким он есть. Но талантливому музыканту удалось добиться признания окружающих и обрести личное счастье.

А. П. Чехов. «Чайка»

Нина Заречная мечтает стать знаменитой актрисой. Ее родители не разделяют взглядов девушки и выступают против. Но Нина все равно сбегает из дома в город, чтобы играть в театре. Карьера, как и личная жизнь девушки, не складывается. До уровня талантливой актрисы она недотягивает: играет плохо, «с завываниями». Ее ребенок почти сразу после рождения умирает, а любимый человек теряет к ней интерес. Нина решает кардинально изменить свою жизнь: уехать в провинцию и начать там строить карьеру с нуля. Девушку не покидает мысль, что ей суждено быть великой актрисой.

Итоговое сочинение по направлению «Искусство и ремесло»

(450 слов) Как отличить искусство от ремесла? Порой люди не могут этого сделать, ведь не обладают достаточным опытом или же вкусом, чтобы распознать истинное величие творчества среди аналогов и подделок. Однако тот, кто стремится к саморазвитию, должен учиться отделять зерна от плевел. Чтобы это сделать, рассмотрим примеры из литературы.

В повести Н. В. Гоголя «Портрет» герой отдарен талантом художника, но у него так мало денег, что даже на нормальные краски не хватает. На последние гроши он покупает картину, на которой изображен ростовщик. И, как по волшебству, он ссужает Чарткову крупные купюры. Деньги будто бы случайно оказываются под холстом. Тогда молодой человек начинает жизнь на широкую ногу: покупает дорогие вещи, отдает все долги. Но власть богатства неумолима, и герою день ото дня нужно было все больше и больше финансов. И он становится модным художником, принимая заказы от знати. Но для того чтобы приобрести таких клиентов, нужно было исправно кривить душой, изображая их лучше, чем они есть. От таких рутинных заказов талант поистерся и не получил должного развития. Как-то раз Чартков пришел на выставку товарища и пришел в восторг от его работ. Они принадлежали к высокому искусству. Тогда герой осознал свою ошибку и сошел с ума от зависти, скупая талантливые работы и уничтожая их. Таким образом, настоящее искусство живописует правду жизни, не продавая своего голоса. А ремесло – это коммерческое дело, из которого люди вполне закономерно извлекают прибыль. Оно показывает то, что хочет видеть покупатель.

Другой пример описал А. И. Куприн в «Гранатовом браслете». Герой очень сильно любил замужнюю женщину из высшего общества, куда он никак не мог попасть. Всю жизнь он писал ей письма, только в этой отраде он позволял себе проявить свои чувства. Однако в очередной день именин он перешел грань дозволенного и сделал даме сердца дорогой подарок – гранатовый браслет. Брат Веры почел этот поступок за оскорбление и уговорил мужа сестры найти отправителя и вернуть украшение. Желтков оказался кротким человеком, он попросил лишь об одном – написать и отправить прощальное письмо. Потом он пообещал, что никогда не побеспокоит семью Шеиных. Чуть позже Вера и Василий узнали, что телеграфиста больше нет в живых, он покончил жизнь самоубийством. В письме он просил Веру послушать 2-ю сонату Бетховена. Услышав гениальную мелодию, женщина поняла и ощутила те чувства, которые герой вкладывал в это музыкальное послание. Она почувствовала, что он ее простил. Только настоящее искусство может так точно и ярко передавать эмоции.

Таким образом, искусство – это честное и эмоциональное творчество, которое не повторяет то, что было, а создает что-то новое. То, что ни с чем не перепутать. Автор адресует свое послание не конкретным людям, а вечности, поэтому оно всегда актуально. Ремесло же должно удовлетворять конкретного покупателя, ведь оно ориентировано на продажу. Это может быть копия копий, ведь людям часто нравится одно и то же. В этом и заключается разница.

Что такое настоящее искусство?

Бывают такие моменты в нашей жизни, когда мы понимаем, что какое-то произведение влияет на наше внутренне состояние, делая нас сильнее, лучше, счастливее, человечнее. Об этом очень верно сказал Ромен Роллан: «Искусство можно назвать настоящим только в том случае, если оно находит отклик в сердце…». Эти слова, как мне кажется, как нельзя точно дают представление о том, что такое настоящее искусство. Докажем справедливость данного определения на примере художественных произведений.

У К.Г. Паустовского есть рассказ, который называется «Медные доски». В нём рассказывается о том, как однажды кузнецу потребовалась медь, чтобы подбивать подмётки на сапогах жителей деревни, и он пошёл в сельсовет. В сельсовете решили отобрать у дочерей художника Пожалостина гравюры на медных досках и отдать их кузнецу. Сделать это поручили Лёньке – главному герою произведения Паустовского. В доме художника одна из его дочерей показала Лёньке гравюры. Посмотрел он и ахнул: так его восхитила тонкость работы, мастерство изображения, живость образов. Не решился он такую красоту кузнецу на лом нести. А чтобы другие не забрали медные доски и не пустили их на гвозди для подмёток, Лёнька отвёз гравюры в музей, так он спас произведения искусства для народа. И пришлось ему «хлебнуть лиха», ведь необразованные колхозники, хотели судить Лёньку за его благородный поступок.

Отклик в сердце Ю.О. Домбровского вызвало творчество художника Хлудова, о котором он пишет в произведении «Хранитель древностей». Начать разговор о художнике Домбровский хочет словами: «Я люблю…». Далее автор говорит о свежести картин Хлудова, о радости и красоте событий, которые художник перенёс на холст, о солнце, сияющем на каждом полотне. Не оставляют равнодушным Домбровского яркие краски, простые и живые образы: на его картинах молодцы подбочениваются, девицы распускают волосы по плечам, яблоки на блюдечках румянятся, лилии в пруду изумляют своей пышностью. Все картины Хлудова заставляет радоваться минуте жизни, запечатлённой на полотне, это художник одного мгновения, художник настоящего. Сердце радуется и ликует, откликаясь на призыв талантливой кисти отбросить все печали и окунуться в праздник жизни.

Если мы не проходим мимо картины, а останавливаемся полюбоваться, если мы грустим, слушая музыку, если мы плачем, читая книгу – всё это может служить доказательством того, что мы имеем дело с произведением настоящего искусства. Такие произведения созданы неравнодушным сердцем для отзывчивых сердец.

ЕГЭ

Известный факт: ещё до нашей эры древние персы, понимая силу художественного образа, запрещали пленным народам учить детей-рабов музыке. Проблему воздействия произведений искусства на мировосприятие человека ставит известный писатель 19 века Г.И. Успенский в рассказе «Выпрямила»

Чтобы привлечь внимание читателя к поставленной проблеме, автор обращается к фрагменту из жизни своего героя, впервые увидевшего статую Венеры Милосской. Не случайно основным композиционным приёмом текста является антитеза: для того чтобы показать силу воздействия произведения искусства, писатель противопоставляет состояние рассказчика до посещения Лувра и после встречи с шедевром. И если первоначально героя угнетает «что-то горькое, страшное и несомненно подлое», то статуя «выпрямила душу искалеченного, изнурённого существа». Автор анализирует последствия, к которым привело взаимодействие человека с произведением искусства: герой настолько изменился, что чувствует необходимость пересмотреть своё поведение: для него сделалось «немыслимым сказать что-нибудь не то, обидеть человека». А причина этого «твёрдого, покойного, радостного состояния», охватившего героя – в общении с работой скульптора.

Позиция автора не вызывает сомнений: Г.И. Успенский справедливо считает, что общение с искусством способно изменить человека полностью, выпрямить его душу. Автор убеждён, что творения великих мастеров способны открыть «бесконечные перспективы человеческого совершенствования».

Вывод, к которому приходит Г.И.Успенский, мне близок и понятен. Думаю, что искусство способно не только изменить взгляд на мир, но и сделать человека сильнее.

Чтобы убедиться в справедливости своего мнения, обращусь к миниатюре В.П. Астафьева «Гимн жизни» из цикла «Затеси». В центре нашего внимания двадцатилетняя героиня, обречённая на смерть и знающая об этом. Мы видим, что Лина не живёт, а доживает, не в силах даже на минуту забыть о болезни, отвлечься от гнетущих мыслей. Есть ли сила, способная разорвать этот круг, изменить мировосприятие девушки? Читая произведение, понимаешь, что это оказалось под силу великому П.И. Чайковскому. Вместе с Линой мы слушаем музыку, прославляющую жизнь, дарующую надежду, устремляющую ввысь, и ощущаем великую, возрождающую силу искусства.

Убедиться в том, что творения мастеров способны «выпрямить», сделать человека сильнее, можно, прочитав роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Автор знакомит читателя с дочерью мелкого чиновника Мармеладова Соней. Нам становится известно, что, помогая больной чахоткой, полусумасшедшей мачехе, её маленьким детям, вечно пьяненькому отцу, героиня вынуждена жить по «жёлтому билету». Вместе с другим героем романа, Родионом Раскольниковым, мы поражаемся, как уживается в Соне «такой позор и такая низость» с высокими, святыми чувствами! В чём черпает силы «великая грешница», ведь разумнее было бы «головой в воду» и покончить с бесчестной жизнью? Что поддерживает её? Удивительно, но источником её терпения, кротости, заботы о других является книга «Евангелие»! На наших глазах робкая, слабая, беззащитная героиня, читая о воскрешении Лазаря, становится сильнее, чем главный герой, а источник её силы – в книге.

Таково воздействие искусства. Текст Г.И. Успенского обращён, безусловно, к каждому из нас. Оказавшись вместе с главным героем перед чем-то «необычайным, непостижимым», начинаешь понимать, какую роль играет искусство в совершенствовании человека.