Искусство – особая форма человеческого сознания

Эссе

Место искусства в культуре

и обозначить функции искусства.

1. МЕСТО ИСКУССТВА В КУЛЬТУРЕ

1.1. Красота.

Первый вопрос, который рождает осмысление искусства, — это явление красоты. Красота — одно из наиболее известных человеческих свойств. Она — неотъемлемая часть человеческого мировосприятия, поскольку ощутима, осязаема и очевидна. Мы говорим о необыкновенной красоте Галатеи, египетской Нефертити, Клеопатры. Мы говорим о чарующей красоте природы.

Когда мы видим перед собой ширь океана, мы не можем оставаться безучастными. Нас очаровывает радуга. Радуют закаты. Восхищают кружащие высоко в небе птицы, в ветреный день хорошо заметно, как они играют там друг с другом и ветром.

Мы говорим о красоте произведений искусства… Однако в истории искусства и культурологии это простое слово – «красота» – вызывало множество споров и противоречивых постижений самого понятия.

1.2. Представление об искусстве в культуре в целом.

Понятием «искусство» обозначают художественное творчество в целом. К искусству относятся литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, театр, кино и другие разновидности человеческой деятельности, которые отражают мир в образах.

Образ — это сгусток художественного видения и переживания, которому искусство придает выразительность и художественную ценность.

Феномен прекрасного, который раскрывает искусство, представляется одной из самых ясных и очевидных сторон человеческого опыта. Он не окутан таким туманом таинственности, как религия или мифология, не требует такого же уровня специальных знаний, как наука. Мы живем в мире красоты, и нам это кажется вполне естественным. Нас окружают великолепные архитектурные сооружения, мы любуемся живописными полотнами, для нас звучат аккорды музыки.

Чтобы достичь высшей красоты, важно не только воспроизвести природу, но и отойти, отдалиться от нее. Определить меру, правильные пропорции этого отдаления или уклонения одна из важнейших задач теории искусства. Аристотель писал о том, что для создания поэзии предпочтительней убедительная невозможность, нежели неубедительная возможность. Художник обязан создать нечто лучшее, чем сам образец.

8 стр., 3578 слов

Культура Возрождения в Западной Европе

... своему собственному разумению, он «отпущен на свободу» (Н. Бердяев). Гуманизм как принцип культуры Возрождения и как широкое общественное течение базируется на антропоцентрической карти не мира, во ... В период Ренессанса возрождается античный идеал человека, понимание красоты как гармонии и меры, реалисти ческий язык пластических видов искусства в отличие от средневеко вого символизма. Практическое, ...

1.3. Выражение человеческих страстей.

Совсем другое понимание искусства сложилось во второй половине XVII I в. в европейской культуре в связи с именем Жан-Жака Руссо и особенно его произведением «Новая Элоиза». Руссо полностью отбросил классическую традицию в описании и осмыслении искусства. Для французского философа искусство — это не описание внешнего мира, а прежде всего выражение человеческих страстей и эмоций. Вскоре последователями Руссо в Германии стали философ Иоганн Гер дер и поэт Иоганн Гёте. Главной целью искусства они считали уже не воспроизведение красоты и показ внешней реальности, а изображение внутренней жизни человека.

Искусство долго формируется, прежде чем соответствовать меркам красоты, и все равно это подлинное, великое искусство, часто более подлинное и великое, чем искусство красивое. Ведь человек по природе своей созидатель, и этот врожденный дар пробуждается в нем с самого рождения… Верно ли, что искусство выражает только эмоции? Нет, ибо даже в лирической поэзии эмоция не единственная и не решающая черта. Конечно, великие лирические поэты способны на глубочайшие эмоции, художник, не наделенный сильными чувствами, никогда ничего не сможет создать, кроме поверхностного и легкомысленного искусства. Из этого, однако, не следует, что функция лирической поэзии и искусства вообще может быть адекватно описана как способность художника освободить душу от чувств.

Однако искусство открывает природу не в том смысле, в каком ученый использует термин «природа». Художник открывает формы природы, тогда как ученый открывает факты или законы природы. Великие художники всех времен хорошо знали эту особую задачу и особый дар искусства, выражающий его специфику.

1.4. Художественный дар.

Говоря о роли искусства в культуре, важно подчеркнуть, что художественный дар присущ не каждому человеку. Миллионы людей имеют музыкальный слух, но только один из них оказывается композитором такой мощи, как Бетховен. Но это понятно только самому художнику. Когда известного скульптора Родена спросили, как он создает свои произведения, он ответил: это очень просто, я беру камень и отсекаю от него все лишнее… Вопрос лишь в том, что является лишним в камне.

Это может решить только сам художник.

Художник и скульптор — великие учителя в области видимого мира. Ведь познание чистых форм вещей — отнюдь не инстинктивная способность, не дар природы. Можно тысячу раз сталкиваться с данными предметами в жизни, «не видя» их формы. Но однажды обрести столь захватывающее впечатление!

11 стр., 5326 слов

Сочинение шедевры существуют не только в искусстве но и в природе

... что шедевры существуют не только в искусстве, но и в природе. (25)Разве не шедевр этот крик журавлей и их величавый перелёт по неизменным в течение ... Природа может не только поразить своей красотой, но и многому научить, заботливо успокоив и приласкав. Таким образом, К.Г. Паустовский размышляет о роли шедевров в жизни человека и приходит к следующему выводу: прекрасное в искусстве или в природе ...

Художник открывает не новые факты, как историк, и не новые законы, как ученый, — он творит новые художественные формы.

Это понимал, например, итальянский художник Леонардо да Винчи (1452-1519), который называл живопись и скульптуру «мудростью видения». Художник открывает многообразные формы, в которых он может отразить мир, раскрыть глубину его восприятия человеком.

Человек искусства мыслит образами. Это специфическая, присущая искусству форма отражения действительности. В искусстве рождаются обобщенные художественные образы. Например, писательница Э.Л. Войнич сумела нарисовать героический образ Овода — пылкого и целеустремленного революционера. Литературные типы — весьма впечатляющие примеры огромного воздействия художественного образа на людей.

Некоторые мыслители полагали, что красота заключается в самой природе. Дар художника состоит только в том, чтобы отобразить все прекрасное. Но были и такие исследователи, которые отрицали всякую связь между красотой искусства и красотой природы. Красота какого-нибудь ландшафта в реальности отличается от той красоты, которая запечатлена на полотне художником. Искусство — это средство, позволяющее творить мир по законам красоты. Реалисты XIX в., стремившиеся дать правдивое художественное отражение действительности, обладали более глубоким пониманием целей искусства.

Они доказали, что художественный уровень произведения искусства не зависит от величия или ничтожества самого изображаемого предмета. Французский писатель Эмиль Золя (1840-1902) показал, что описания железной дороги, магазина мод или парижского рынка могут стать подлинно художественными произведениями.

1.5. Искусство как эстетическая деятельность в контексте культуры.

От Платона до Толстого искусство обвиняли в возбуждении эмоций и в нарушении тем самым порядка и гармонии нравственной жизни. Поэтическое воображение, согласно Платону, питает наш опыт печали и наслаждения, любовные утехи и гнев, орошая то, чему без фантазии надлежало бы засохнуть. Толстой видел в эмоциональном воздействии искусства источник заразительности. Но ведь эстетический опыт — это опыт созерцания. Это достижение такого состояния духа, которое отличается от холодных, взвешенных теоретических рассуждений.

Существует множество естественных красот, у которых нет специфически эстетического характера. Органическая красота пейзажа — не то же самое, что мы чувствуем в произведении великого пейзажиста. Да, мы, зрители, знаем эту разницу.

В отличие от Пифагора, Платон не рассчитывал на помощь искусства в исцелении души, но полагал, что можно очистить душу от чувственных вожделений, от всего телесного, от того, то может исказить красоту идеи. Он утверждал, что идеи пребывают в природе как бы в виде образцов. Вещи же сходны с ними и представляют собой их подобия.

Трагедии великих древнегреческих мыслителей (V-IV вв. до н.э.) — Еврипида, Эсхила и Софокла заканчиваются гибелью героев и самым, казалось бы, безнадежным отрицанием жизни. Однако трагедия не вселяет в нас отчаяние, а, напротив, очищает душу и примиряет с жизнью. Достигается это той таинственной силой, которая скрывается в искусстве, — силой, претворяющей в красоту жизненный ужас и делающий его предметом нашего эстетического наслаждения. По Аристотелю («Поэтика», гл. VII), зритель, следя за событиями трагедии, испытывает душевное волнение: сострадание к герою, страх за его судьбу. Это очищает душу зрителя, возвышает, воспитывает его.

2 стр., 835 слов

Влияние искусства на развитие личности в духовно-нравственном аспекте

... оно формирует целостного человека. Таким образом, искусство как особый уникальный образ самореализации человека выступает как форма становления личности. В то же время искусство как специфическая система ... воображение. Роль изобразительного и прикладного искусства в воспитании ребенка связана с естественной потребностью человека к самовыражению. Каждому человеку, независимо от возраста, необходимо ...

Вывод: Искусство — важный аспект культуры. Это особый вид творческой деятельности, который создает образные и символические структуры. Искусство обладает художественными, познавательными и коммуникативными функциями. Являясь важной частью духовной культуры, искусство с первых страниц истории человечества явилось исключительным средством осознания мира и духовного развития личности.

Каждая историческая эпоха характеризуется своим пониманием искусства и его места в культуре. Современные культурологические исследования пытаются истолковать искусство в системе других феноменов культуры. Так возникают характерные оппозиции национальной и глобальной культур, высокой и низкой, массовой и элитарной. В современной культуре наметилась тенденция снижения эстетических стандартов.

2. ФУНКЦИИ ИСКУССТВА

Функции искусства в его отношении к человеку. Поскольку человеком является и индивид, и вид — человеческий род, человечество, постольку проблема отношения искусства к человеку имеет два масштаба — исторический и биографический. Анализ исторического процесса формирования художественной потребности человечества позволил определить ее как потребность очеловечивания человека, отрыва его от исходного животного состояния, его одухотворения, возвышения над биофизическими и утилитарными практическими нуждами. Искусство действительно с самого начала одухотворяло, облагораживало, возвышало человека, активно развивало в нем дремавшие на первых порах духовные потенции.

Это дает нам основание утверждать, что функция искусства по отношению к человеку как таковому — это развитие его духовного потенциала, его — в буквальном смысле слова — очеловечивание.

Таким образом, функция искусства по отношению к «человеку вообще», т.е. к человечеству, не является чисто эстетической, но состоит в его целостном духовном возвышении, которое включает в себя как необходимый, но частный момент развитие эстетического сознания на всех его уровнях — эстетической потребности, способностей эстетического восприятия, эстетического вкуса и эстетической установки.

Следовательно, первая функция искусства по отношению к личности — удовлетворять ее эстетическую потребность, доставлять ей высокие эстетические радости, а тем самым — оказывать мощное обратное воздействие на данную потребность, развивать ее и совершенствовать.

И, все же, было бы поверхностным сводить художественную потребность личности к эстетической.

3 стр., 1041 слов

Радость познания возбуждает в человеке потребность учиться

... Сочинение ЕГЭ по русскому А.Ф Лосев. (Т.е вопросы проблемы, 2 пункта, где эту проблему показывает автор, объяснение к каждой, т.е почему именно она и вывод)ТЕКСТ:(1)Радость познания возбуждает в человеке потребность учиться. ... душой нет ничего, кроме его профессии. (13)Для меня такой человек неприятен и неприемлем. (14)Никому нет от него радости. (15)И ещё хорошо, если изнего получится просто сухой ...

Искусство активнейшим образом помогает приобщать человека к человеку и одновременно предоставляет возможность каждому из них «находить» себя, «обретать» себя и утверждать себя как неповторимую человеческую индивидуальность.

Эту свою функцию искусство реализует благодаря способности обращаться в человеке не к безличному мышлению, к которому обращается наука, позволяя всем людям одинаково понимать ее истины, а к тем сокровенно личностным механизмам психики, с помощью которых образы по-своему интерпретируются и «сотворчески» обогащаются воображением каждого читателя, слушателя, зрителя, т.е. соотносятся с его личным опытом, окрашиваются его личностными ассоциациями, становятся частью его самосознания. Потому-то если таблица Менделеева или теория Эйнштейна «одна для всех», то у каждого есть свой Гамлет, свой Базаров, свой Мелехов, свой Живаго…

Явно обнаруживается связь воздействий искусства на человека и на систему человеческих взаимоотношений, образующую общество.

Функции искусства в его отношении к обществу. Как всякая саморегулирующаяся система, человеческое общество — и любая его часть — испытывает потребность в постоянном укреплении своей целостности, которая обеспечивается прочностью сцепления его элементов. Опыт истории показал, искусство способно удовлетворять эту потребность, служить мощным средством укрепления общественных, связей между людьми. Эту свою социально-организационную функцию оно научилось выполнять двояко: с одной стороны, придавая эстетическое, эмоционально-действенное «облачение» различным социально-организационным действиям людей, а с другой, — формируя сознание каждого члена общества в духе, отвечающем нуждам и идеалам этого общества.

Целая группа искусств – монументально-декоративные отрасли живописи и скульптуры, бытовые формы музыки и танца — ориентирована непосредственно на эмоциональную организацию группового поведения людей в тех или иных жизненных ситуациях, благодаря возбуждению у них общего настроения, самочувствия, душевного состояния, соответствующих данному случаю, скажем, свадьбе или похоронам, религиозной или дипломатической церемонии, судебному процессу или концерту и т.д. В церемониях политического, дипломатического, юридического, военного, этического характера стойко сохранялась, хотя и постоянно меняя конкретные свои формы, художественная структура обряда — игры, включенной в реальную жизнь.

Второе проявление социально-организационной функции искусства отвечает потребности духовного приобщения личности к социуму. Эту подфункцию искусства мы назвали бы социализацией индивида, т.е. формированием человека как носителя ансамбля определенных социальных ролей. Искусство становится одним из инструментов, с помощью которых решается эта задача.

Правда, искусство нередко пытается в наши дни уклониться от решения этой задачи, замкнуться в эстетской «игре в бисер», однако такая позиция оказывается косвенным и часто неосознаваемым своеобразным ее же решением — представлением в качестве идеальной самой этой асоциальной личности, художника, делающего свое творчество воплощением такого идеала.

6 стр., 2762 слов

Человек и общество. Человек и государство. Общество и политика

... дефицита заслуженно авторитетных людей в современном обществе. (Нужны ли обществу авторитеты?) 2. Обществу всегда необходимы люди, которые реальными заслугами ... к истории, вкус в искусстве, уважение к культуре прошлого, навыки воспитанного человека, ответственность в решении ... устройства. (4) Что же отсюда следует? — спросят нас. (5) Проповедуете ли вы толстовское непротивление злу, ...

Так или иначе, но социализация каждого члена общества есть объективная, исторически возникшая необходимость: если животное получает уже при рождении «правила» своего поведения, поскольку они записаны в генетическом коде, то человек при появлении на свет ничего не знает, ничего не ценит и ничего не умеет, и только общество и культура формируют наше мировоззрение, наши идеалы, принципы поведения. Искусство является одним из проводников этого воздействия, делающего каждого из нас «общественным животным» — zoon politikon, как говорил Аристотель.

Функции искусства в его отношении к природе. Искусство способно воздействовать не только на человека и общество, но и на саму природу. Ибо оно не только изображает ее, но и преображает, преображает и в воображении, и в ее реальном материальном бытии, как это делает «зеленая архитектура» — садово-парковое искусство.

Эту задачу и выполняет искусство — с одной стороны, изображая природу в художественно-одухотворенной, образной форме, а с другой, — внося в природу новую красоту и поэзию (это прекрасно показано в книге Д. Лихачева «Поэзия садов»).

Именно потому, что данная функция искусства опосредована социокультурными потребностями, она существенно меняется.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Имея в виду искусство как форму общественного сознания, Г. Гегель характеризовал его как «мышление в образах», как мир воображения, параллельный действительному. Через художественные образы этот мир обогащает человека духовно, ибо это «мышление в образах» ориентировано на открытие красоты мира.

Мир красоты с миром добра и миром истины задают основание подлинного бытия человека, составляют слагаемые его сущностных сил. Отсутствие одного из трех атрибутов сущностных сил человека ставит под сомнение его статус общественного человека.

Ум человека, глухого к добру и слепого к красоте, способен творить только зло.

Искусство всегда играло большую роль в жизни общества. Поэтому в истории всегда шла острая борьба вокруг вопроса о том, в каком направлении произведения искусства будут воздействовать на человека.

Искусство, влияя на практическую деятельность, на создание материальных и духовных ценностей, в то же время само испытывает на себе влияние общественных условий.

Итак, эстетическое сознание и его высший продукт — искусство являются необходимым элементом общественного сознания, обеспечивающим его целостность и направленность в будущее.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/esse/na-temu-iskusstvo-osobaya-forma-chelovecheskogo-soznaniya/

1. Специальная литература.

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/esse/na-temu-iskusstvo-osobaya-forma-chelovecheskogo-soznaniya/

1.1. Гуревич, П.С. Культурология / П.С. Гуревич. – М.: Омега-Л, 2010. – 432с.

1.2. Касьянов, В.В. Культурология / В.В. Касьянов. – М.: Феникс, 2010. – 576с.

2 стр., 988 слов

Может ли один человек противостоять окружающему обществу?

... на именинах Татьяны. Такой человек не способен быть одиноким, ему необходимо общество, как свежий воздух. Подобную противоречивость мировоззрения нельзя назвать противостоянием. Да, Онегин отвергал многие взгляды и ... общественного мнения, поступая не по совести, а так как положено. Именно по этой причине он пошёл на дуэль с Ленским. Страх перед тем, что скажут люди, ... проблема крепостного права и ...

1.3. Культурология / под ред. Г.В. Драча. – М.: Феникс, 2009. – 576с.

1.4. Маркова, А.Н, Культурология / А.Н. Маркова. – М.: Волтерс Клувер, 2009. – 496с.

1.5. Толпыкин, В.Е., Толпыкина, Т.В. Культурология / В.Е. Толпыкин, Т.В. Толпыкина. – М.: Эксмо, 2010. – 432с.

1.6. Юлдашбаева, З.Б. Культурология / З.Б. Юлдашбаева. – М.: Высшая школа, 2009. – 296с.

2. Периодические издания.

2.1. Коломин, Г.Г. Искусство как способ бытия в мире или к вопросу о коммуникативной функции искусства / Г.Г. Коломин // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2007. — №7. – С. 158-162.

2.2. Огородников, Ю.А. Сущность искусства в контексте культуры / Ю.А. Огородников // Вестник Московского государственного педагогического университета. – 2009. — №1. – С.47-59.

2.3. Осокин, Ю.В., Афасижев, Т.М. Искусство в культуре общества / Ю.В. Осокин, Т.М. Афасижев // Вопросы культурологии, 2005. — №3. – С.21-46.