Особенности художественной прозы Мамина-Сибиряка. Часть

Дипломная работа

2.2. Проблематика творчества Д.Н. Мамина-Сибиряка для детей

Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк не раз говорил, что «ребенок – самый лучший читатель». Для детей им написано множество рассказов и сказок. У Мамина было свое, продуманное отношение к детской литературе. Он считал, что книги для детей формируют разум и воспитывают чувства ребенка. Видя в детях будущее человечества писатель выдвигал в произведениях глубокие социальные проблемы, в художественных образах раскрывал правду жизни.

К примеру, сказка «Ванькины именины». В ней автор на примере детской игры имитирует взрослую жизнь, взаимоотношения людей, показывает, что взрослые делят мир на бедных и богатых (бедный порванный Башмачок, который от скандала и драки прячется под диваном), показывает, что этот мир полон глупости, заблуждений, хвастовства (драка начинается не из-за чего, никто друг друга не слышит и не понимает, а виноватыми остаются Ванька, бедный Башмачок да скромная Метелочка).

В «Сказке про храброго Зайца…» писатель показывает обычного Зайца-хвастунишку, который только и умеет, что говорить, а делом и поступками не подтверждает свои слова, и остальные, в итоге, верят ему, покупаются на его слова, что со стороны выглядит довольно комично. То же самое происходит и во взрослом мире, к сожалению (этот подтекст звучит в сказке).

В «Сказке про Козявочку» Мамин-Сибиряк доносит до юного читателя то, что человек – часть мира, а не мир – часть человека. Весь мир не может принадлежать кому-то одному, мы в него приходим и уходим, а его законы продолжают существовать, мы должны это понимать и принимать.

В «Сказке про Воробья Воробеича…» автор поднимает вопрос о жадности и о том, на что человек готов ради того, чтобы получить «свой кусок хлеба», через что он готов переступить.

В «Аленушкиных сказках» образы, композиция, стиль и язык тесно связаны с целями воспитания разума ребенка, с задачами пробуждения общественного сознания. Сказки Мамина-Сибиряка по-настоящему детские, и их цели и задачи осуществляются с учетом особенностей восприятия дошкольников.

Своим творчеством писатель стремился также привить и любовь к родному краю, добиться того, чтобы читатели становились его защитниками.

Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк – выдающийся русский писатель, чей талант исследователя человеческой души и красоты природы прославился на всю страну. Его произведения, написанные для детей, имеют особое место в его творчестве. Мамин-Сибиряк, известный как «певец Урала», открыл новую область литературы, ранее неизвестную. Его связь с Уралом и любовь к этой местности отражены в его произведениях. В одном из рассказов он говорит: «Урал, Урал! Тело каменно, сердце пламенно…».

10 стр., 4839 слов

Оживим сказку: зачем ребенку домашний кукольный театр на столе

... сказки и сатирические сценки, в европейских странах в средние века куклы изображали сотворение мира. На Руси не было государственных кукольных театров. ... в Чехословакии — Кашпарек. «Мой первый визит в театр» — сочинение на английском Весь список топиков на тему «Визит в театр ... рад, что решился на поход в театр. Думается, что посещу я его ... затих и я слышал тиканье маминых часиков. актёры были такими ...

Целый цикл рассказов Мамин-Сибиряк посвящает детям-труженикам. Он описывает их нелегкую жизнь и раннюю смерть, чтобы подготовить молодое поколение к борьбе с общественным злом. В рассказе «Кормилец» писатель рассказывает о двенадцатилетнем кормильце семьи Прошки, который умирает от изнурительной работы. В рассказе «В каменном колодце» Мамин-Сибиряк описывает жизнь мальчика Васи, ученика сапожника, который также вынужден трудиться без передышки.

В рассказах Мамин-Сибиряка собаки часто становятся друзьями главных героев. Например, в рассказе «Лыско» собака становится другом Емели, а в рассказе «Музгарко» собака старика Елески становится его верным спутником. Писатель трогательно описывает долгую дружбу между Елеской и Музгаркой, а также их смерть.

Мамин-Сибиряк тщательно продумывает структуру своих произведений для детей. В них обычно участвует небольшое количество персонажей, а сюжет развивается плавно и неторопливо. Вставные эпизоды тесно связаны с основным сюжетом. Например, в рассказе о старике Елеске всплывают его воспоминания о молодости, а в рассказе о Лисе и Серой Шейке есть эпизод о их первой встрече. Композиционная прозрачность и стилистическая ясность помогают Мамину-Сибиряку передать идеи своих произведений и воспитывать в детях любовь к родине и трудящемуся народу.

В тяжелое время, когда детскую литературу охватила волна официальной народности и низкого художественного уровня произведений, Д.Н. Мамин-Сибиряк стал защитником и другом живой природы. Он начал писать для детей, чтобы учить их любить родину, уважать трудовой народ и охранять природу. Он считал, что книга – это «живая нить», которая соединяет ребенка с миром, и «окно в мир», которое привлекает светом знания и науки. Для него «настоящее знание» – это близость к народной жизни и родной природе, и именно этому он уделял особое внимание в своем творчестве для детей.

Результаты исследования

В результате проведенного исследования было выявлено, что старики, о которых рассказывает писатель, обладают уникальными чертами характера и особенностями внешности. Несмотря на свою скромную внешность, они обладают непревзойденной мудростью и знанием природы.

Старик Тарас

Рассказ об удивительном слиянии человека с природой раскрывается в рассказе о старике Тарасе. Девяностолетний Тарас уже более сорока лет живет в глухом лесу, но несмотря на оторванность от остального мира, он сохраняет бодрость и работоспособность. Его высокий рост, окладистая седая борода и строгие серые глаза придают ему внушительный вид. Он ходит босой и без шляпы, наслаждаясь чистым воздухом и спокойствием, которые окружают его в этом уединенном месте. Удивительно, что у него все зубы целы, а волосы на голове сохранились. Его загорелое широкое лицо изборождено глубокими морщинами, но это не мешает ему быть активным и полным энергии даже в жаркое время года, когда он ходит в одной рубахе из крестьянского синего холста.

Особое внимание Тарас уделяет заботе о птенце лебедя, которое осталось без родителей. Он привез его и держит вместе с собой уже почти месяц. Птица привыкла к Тарасу и знает свой порядок. Утром на заре она поднимается, поплавает в протоке, покормится, а потом возвращается домой, ждет, чтобы ее покормили. Тарас восхищается ее умом и называет ее умной птицей.

1 стр., 427 слов

Сочинения к рассказам мамина сибиряка 3 класс

... Мамин-Сибиряк посвятил дочке. Рассказ «Серая шейка» — это сравнение больной дочки с раненной птицей, которая борется за жизнь. Школьники в 3 классе читают «Сказку про храброго зайца», которая прививает детям ...

Старик Сохач

В рассказе «Малиновые горы» рассказывается о старике по имени Сохач. Он был низеньким, худеньким и сгорбленным старичком с жиденькой бородкой, слезившимися глазами и утиным носом. Его прозвали Сохачом в насмешку, так как на Урале лося называют сохачом, а у Сохача были некоторые схожие черты с этим животным. Его волосы были спутанными и русыми, но не было ни одного седого волоса, хотя ему насчитывали уже девяностый десяток лет.

Сохач был мудрым знатоком природы и знал лечебные травы. К нему приходили за советом, когда кто-нибудь болел или случалась беда. Он никогда не принимал деньги за свои услуги, но не возражал, если ему приносили яички или какую-нибудь домашнюю «постряпеньку». Сохач был тонким и проникновенным любителем природы, особенно он любил весну и радовался, когда природа оживала после зимы.

2.3. Тема обездоленного детства в творчестве Д.Н. Мамина-Сибиряка

В творчестве Д.Н. Мамина-Сибиряка звучит тема обездоленного детства, которая играет важную роль в его произведениях. Писатель описывает трудную жизнь детей, которые вынуждены сталкиваться с трудностями и лишениями. В рассказе «Емеля-охотник» главный герой, маленький мальчик, вынужден помогать отцу на охоте, не имея возможности наслаждаться беззаботной игрой и детскими радостями. Такая ситуация позволяет писателю обратить внимание на проблему детей, страдающих от неравных условий и отсутствия поддержки в обществе.

В рассказе «Зеленые горы» Мамин-Сибиряк рассказывает о жизни детей, которые проживают в детском доме. Это трагичный рассказ о том, как дети, лишенные дома и семьи, вынуждены преодолевать трудности и надеяться только на самих себя. Писатель в данном произведении акцентирует внимание на необходимости помощи и поддержки этих детей, на праве каждого маленького человека на счастливое и безопасное детство.

Д.Н. Мамин-Сибиряк открывает диалог о проблемах детей-сирот и обездоленных детей, рассказывает о их трудностях и желает изменить существующую ситуацию. В его произведениях видны попытки вызвать сочувствие и сострадание у читателей к этим детям, а также пробудить желание помочь им. Писатель осуждает неравенство в обществе и призывает к добровольной деятельности и вмешательству всех, кому не безразлична судьба этих детей.

Тут даже необходимо упомянуть рассказ «Приемыш», в котором писатель раскрывает тему обездоленного детства еще с более глубокой стороны. Трудное сиротское существование главного героя вызывает чувство сострадания и печали у читателя. Мамин-Сибиряк старается обратить внимание на эту проблему и призывает к изменению отношения общества к несчастным детям.

Тема обездоленного детства пронизывает множество произведений Д.Н. Мамина-Сибиряка, открывая глаза на болезненные проблемы детей, нуждающихся в помощи и понимании. Писатель стремится вызвать сочувствие и активность у своих читателей в решении этих проблем, что делает его произведения еще более значимыми и актуальными до сегодняшнего дня.

В литературе обездоленное детство было одной из наиболее распространенных тем, как у русских, так и у зарубежных писателей. Д.Н. Мамин-Сибиряк также обращался к этой теме, но делал это особенным образом. В своих произведениях он показывал детям старшего возраста жизнь и трудовые тяготы детей своего времени, а также показывал, чего это им стоило. Писатель без скрытой лицемерности и искренне задумывал читателя старше, вызывая у него сочувствие и сострадание. Рассмотрим, как эта тема проявляется в произведениях Д.Н. Мамина-Сибиряка, рассмотрев конкретные тексты.

2 стр., 754 слов

Анализ сказки Мамина-Сибиряка «Серая Шейка»

... Д. Н. Мамин-Сибиряк в своей сказке. 10. Отзыв о произведении. Сказка «Серая Шейка» многому учит читателя: Д.Н. Мамин-Сибиряк дает уроки доброты и нравственности. Понравилось сочинение? А вот еще: ... доброты. Писатель подчеркивает необходимость помогать другим людям (в данном случае – беспомощному утенку). Сказка «Серая Шейка» поднимает вечную тему добра и зла. Д. Н. Мамин-Сибиряк показывает, ...

Например, в рассказе «Под землей» писатель рассказывает о жизни золотоискателей, которые не имели денег, чтобы заплатить за аренду участка. Эти люди работали ночью, в тайне от владельца прииска. Ребенка опускали в глубокую и узкую шахту в бадье на длинном канате. Внизу, в тесной яме, стены которой осыпались песком, во мраке, освещенном только светом свечи, маленький старатель откалывал золотоносную руду и затем вытаскивал корзинку с добычей наверх. Один из таких героев рассказа — девятилетний Михалко.

В рассказе «В глуши» показана жизнь и труд «углежогов» — крестьян, которые собирали уголь для уральских чугунных заводов. Углежоги и дроворубы работали и жили в глухом лесу, вдали от населенных пунктов, в темных и неуютных хижинах без окон и печей. Их работа была тяжелой, питание неполноценное — только черный хлеб и каша. Они были постоянно покрыты сажей и грязью. Работали не только взрослые, но и дети. Автор рассказывает о жизни десятилетнего «жигаленка» Пимки в лесу.

Еще более тяжелым был труд подростков, работающих на заводах и промыслах старого Урала. Уральские фабриканты и заводчики широко использовали детский труд на своих предприятиях. Это было выгодно для них, так как можно было платить детям маленькую зарплату, а их рабочий день был таким же длинным, как у взрослых. Детей заставляли работать даже ночью. Однако ужасная нищета заставляла родителей направлять своих детей на заработки.

Писатель с негодованием высказывался против бесчеловечного эксплуатации малолетних рабочих.

В рассказах «Под домной», «Кормилец» и других произведениях автор показывает труд десяти-двенадцатилетних детей. Они дробят руду во дворе завода для доменной печи, выполняют и другую простую, но утомительную работу.

Судьба детей, которые вынуждены работать в тяжелых условиях, стала одной из проблем, которой Д.Н. Мамин-Сибиряк посвятил свои рассказы. В этих произведениях он описывает беззащитность и уязвимость маленьких тружеников, их дневную рутины и негативные последствия этой работы. Он особенно подчеркивает опасность и травматичность работы ребят у печей и в мастерских, где они подвергаются непоправимым травмам и даже гибели.

Рассказы «Вертел», «В ученье», «В каменном колодце» пронизаны атмосферой полутемных подвалов, где находятся мастерские. В этих помещениях царит закрытый воздух, едва проникающий свет и постоянная пыль. Условия труда детей характеризуются длительным рабочим днем, недостаточным питанием и тяжелыми трудовыми процессами. Из-за такого неблагоприятного режима ребята часто заболевают и рано умирают.

Рассказы Мамина-Сибиряка о власти, которая принуждает детей работать и развлекается на их почве, вызывают читателя к негодованию и большому болю. Писатель демонстрирует, что неравенство и несправедливость затрагивает каждого, даже самых маленьких и беззащитных членов общества. В произведениях явно прослеживается процесс осознания детьми несправедливости своего положения, что приводит к их гневу на господ, которые узурпируют их судьбу, оставив для себя только блага и комфорт.

2 стр., 893 слов

Отзыв по творчеству Д. Н. Мамина-Сибиряка

... Используя в “Аленушкиных сказках” аллегорию, Мамин-Сибиряк сообразует ее с накопленным ребенком жизненным опытом. Он наделяет животных, птиц и насекомых такими свойствами, что ребенку нетрудно догадаться, о чем ведется в сказке речь. В сказке “Умнее ...

Читая о трагической судьбе главных героев рассказов Мамина-Сибиряка, таких как Прошка, Михалка и Тимка, которые вынуждены работать на фабриках, заводах и мастерских, мы неизбежно вспоминаем строки Некрасова о плаче детей, которые крутят колеса целый день на фабрике, ничего не получая взамен. Вся глубина грусти и сострадания к маленьким труженикам передается читателю через эти строки.

Душевную боль и сожаление вызывает также и судьба детей из городской бедноты. Ребята, похищенные в петербургские подвалы, вынуждены там оставаться даже летом, очутившись в каменных колодцах городских дворов. Вместо лугов и лесов они видят лишь пыльные и безжизненные деревья на городских бульварах. Они не могут позволить себе попусту гулять, у них нет права на радость и свободу.

Только настоящий писатель способен с таким гневом и сочувствием описать горькую правду о жизни простого народа и положении детей в ту epк

3.1. История создания цикла

Детские произведения очень разнообразны и предназначены для детей разного возраста. Младшие ребята хорошо знают «Аленушкины сказки» Д.Н. Мамина-Сибиряка. В них весело живут и разговаривают звери, птицы, рыбы, насекомые, растения и игрушки. Например, Комар Комарович – длинный нос, Мохнаты Миша – короткий хвост и другие. Рассказывая о веселых приключениях зверей и игрушек, автор умело соединяет увлекательное содержание с полезными сведениями, малыши учатся наблюдать жизнь, у них развиваются чувства товарищества и дружбы, скромности и трудолюбия.

«Это моя любимая книжка – ее писала сама любовь, и поэтому она переживет все остальное» [1; с.99]. Так Дмитрий Наркисович отзывался о своей книге «Аленушкины сказки», которую написал для своей маленькой дочери. По собственному признанию писателя, исключительную роль в его обращении к детям сыграло рождение дочери Аленушки. Мамин-Сибиряк как-то сказал: «Эта крошка привела с собой всю мою детскую литературу». Дмитрий Наркисович горячо, почти болезненно, любил свою дочь и хотел создать для нее произведения, способные ввести девочку в поэтическую жизнь природы, в мир народа и его труда.

Дочь Дмитрия Наркисовича, Елена (Аленушка), родилась ценой жизни ее матери. Ее детство было тяжелым из-за болезней: она отставала в развитии, страдала нервными расстройствами и вынуждена была учиться дома. Но ее отец, писатель Мамин-Сибиряк, посвятил ей всю свою жизнь, убежденный, что она вырастет счастливой и умной. Он написал книжку «Аленушкины сказки» и часами рассказывал дочери сказки, которые потом стал записывать. Он использовал эти сказки, чтобы вдохновлять ее бороться за жизнь и преодолевать немощь. Однако, тяжелее было то, что она носила фамилию матери и не имела отчества отца. Только спустя десять лет, после отказа отца от прав на ребенка, Аленушка стала официально дочерью Мамина-Сибиряка.

Елена показывала художественные способности, рисовала и писала стихи, отражавшие состояние времени и ее собственные настроения. Она умерла от воспаления легких в двадцать два года, всего через два года после отца. Имя Д.Н. Мамина-Сибиряка неразрывно связано с книгой «Аленушкины сказки», которая воспитала многие поколения детей и утвердила его как детского писателя.

35 стр., 17397 слов

Является актуальной. Значимость изучения проблемы обучения пересказу ...

... работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПЕРЕСКАЗУ СКАЗОК ... являются важными условиями качественной подготовки к обучению в школе. Изучение проблемы обучения пересказу сказок у детей с общим недоразвитием речи является ...

Анализ книги «Аленушкины сказки»

В декабре 1896 года была выпущена книга «Аленушкины сказки», которой дала имя четырехлетняя девочка — хрупкая и миловидная. В первом издании в сборнике было восемь сказок, а во втором издании добавили еще две истории. Книга стала очень популярной и, при жизни автора, была издана десять раз.

Рецензенты в целом оценили книгу высоко и отметили ее выдающееся место в литературе. В журнале «Воспитание и обучение» отмечалось, что сказки «дышат любовью к детям и пониманием их души». Критик из журнала «Русская мысль» назвал автора «положительно замечательным художником», чьи сказки являются истинными «перлами поэзии». Хотя из некоторых кругов поступило замечание о «заурядности» сказок, оно было потеряно среди положительных откликов на творчество писателя.

Позднее один критик утверждал, что «Аленушкины сказки» настолько прелестны, что можно сравнить их только с произведениями Андерсена. Книга открывается присказкой, которая создает особую доверительность между рассказчиком и маленькими слушателями. В ней задается тон сказок, знакомя малышей с домашними животными и персонажами из известных сказок.

3.2. Проблематика и система образов

«Аленушкины сказки» Д.Н. Мамина-Сибиряка представляют собой классический образец литературы для детей. Художественная система сказок, их композиция, стиль и язык, все это было связано с воспитательными и образовательными целями, которые ставил перед собой автор, рассказывая своей дочери эти сказки.

Художественные приемы, используемые в сказках, соответствуют особенностям восприятия маленьких детей. В основе каждой сказки лежит реальная жизнь, реальные герои. Все они близки и знакомы ребенку – заяц, кот, ворона, рыбы, насекомые, вещи и игрушки.

Сказки не были бы настоящими детскими, если бы обыкновенные герои не совершали необыкновенных поступков, если бы с ними не происходили занимательные происшествия. Умелое сочетание реальной действительности и фантастики в «Аленушкиных сказках» импонирует детям. Кукла и игрушки в сказке «Ванькины именины» выглядят обыденными, но вскоре начинают двигаться, разговаривать, дерутся, мирятся. Для ребенка предметы, которые он знает хорошо, воспринимаются как живые существа.

В некоторых сказках писатель прибегает к такому приему народной литературы, как гиперболизация. И образ от этого только выигрывает. Как и в народной сказке, говорящее животное или вещь не теряет своих реальных привычных черт. Например, Воробей драчлив и задорен. Кот любит молочко, а Метелочка и на пиру говорит: «Ничего, я и в уголке постою…».

В основе каждой сказки Мамина-Сибиряка лежит мораль. Но это умная, не навязчивая мораль, не прямолинейно высказываемая нравоучением, а мораль, которая учит быть человеком. Сказки Мамина-Сибиряка учат детей любить и уважать окружающих, бережно относиться к природе, проявлять доброту и чуткость к другим.

Сказочные образы Мамина-Сибиряка воссоздают подлинный мир природы. Они знакомят с повадками, образом жизни, поведением зверей, птиц, насекомых. Заяц в сказке ведет себя вполне по-заячьи, и его победа над Волком не имеет ничего фантастического, не смещает пропорций действительности. Эта победа является результатом заячьего испуга. Маленькие читатели понимают ее предумышленность, смеются и над Зайцем, и над Волком.

11 стр., 5263 слов

Человек и природа в детских произведениях Мамина-Сибиряка

... природы в детских произведениях Мамина-Сибиряка. Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи: исследовать значимость художественного наследия творчества Д.Н. Мамина-Сибиряка; дать характеристику детским произведениям Мамина-Сибиряка, ... антропоморфизм сказок Мамина-Сибиряка сродни народным детским сказкам. Заяц трусоват, Кот плутует, Воробей озорничает. В то же время животные ...

Развитие народной сказки о животных

Сказки о животных являются одним из наиболее популярных и любимых жанров детской литературы. Они увлекают детей своими яркими образами и увлекательными сюжетами. В народных сказках о животных особенно привлекательны и интересны персонажи, которые, несмотря на свою животность, обладают человеческими чертами и поведением.

Одной из особенностей народной сказки о животных является принцип верности реальным представлениям о жизни насекомых и птиц. Дети узнают о повадках и образе жизни различных персонажей, таких как Воронушка, Воробей Воробеич и Ерш Ершович. Это позволяет им лучше понять и сопереживать персонажам и создает реалистичность в сказочном мире.

Сказки Мамина-Сибиряка отличаются тем, что мир природы в них приближен к маленькому читателю и «очеловечен». Животные и птицы, такие как Заяц, Ерш, Ворона, Индюк, Комар, Куличок, выражают свои родовые свойства и эмоции через человеческий язык и поведение. Это помогает детям лучше понять и сопереживать героям и создает чувство их принадлежности к человеческому миру.

В сказках Мамина-Сибиряка также присутствует обратное осознание, когда поведение сказочных персонажей шаржирует и обнажает характер человеческого поведения. Например, заносчивый Заяц, зазнайка Индюк и перессорившиеся игрушки являются примерами осуждаемого поведения. Это помогает детям понять, какие поступки являются неправильными или нежелательными.

Сказки Мамина-Сибиряка отличаются динамичностью и действием. Каждый персонаж представлен в действии, что делает сказку интересной и увлекательной. Например, Воробей Воробеич проявляет свое озорство и вороватость во взаимоотношениях с другими персонажами, а Кот Мурка не может скрыть свое плутовство. Это помогает детям лучше воспринимать и понимать события в сказке.

В сказке «Ванькины именины» особенно заметно движение кукол и игрушек. Они разговаривают, веселятся, ссорятся, дерутся и мирятся. Эти яркие и живые картины заставляют улыбнуться читателя и создают позитивное настроение.

Отличительной чертой «Аленушкиных сказок» является их лиричность и задушевность. Автор с нежностью рисует образ своей маленькой слушательницы и читательницы – Аленушки. В сказках присутствует любовь к природе и живым существам, таким как цветы, насекомые и птицы. Это создает атмосферу доброты и нежности.

В сказке «Ванькины именины» раскрываются такие негативные черты, как стяжательство, самохвальство, драчливость и любовь к сплетням. Автор рисует эти черты таким образом, что мораль сказки становится близкой и понятной детям. В сказке активно действуют куклы, игрушки и вещи, что делает ее увлекательной и интересной для маленьких читателей.

Выводы

Исследование показывает, что сказки Мамина-Сибиряка отличаются особым подходом к созданию персонажей и стиля письма, что делает их интересными и привлекательными для детского аудитории. Автор умело использует народный язык, пословицы и поговорки, чтобы передать задушевность и колыбельную интонацию сказок. Тем не менее, он также подчеркивает важность высоких нравственных принципов, что помогает ребенку различать правильное и неправильное поведение.

6 стр., 2576 слов

Колобок: морфология сказки

... сказки можно разделить на несколько групп: бытовые сказки; сказки о животных; сказки-загадки, истории на сообразительность, истории о хитрецах; волшебные сказки. Волшебные сказки ... тысяч лет назад. Воспитательное значение русской народной сказки «Колобок» Сказка -- один из популярных и любимых ... храбрость, находчивость. При этом герои сказок делают все то, что делают обыкновенные люди: едят, пьют, ...

Сказки Мамина-Сибиряка также помогают ребенку задуматься о несправедливости и понять, что иногда люди могут быть одурачены или смешными, несмотря на их победу в соревновании. Такой подход создает особый умудряющий настрой, который помогает ребенку развивать более высокое понимание жизни.

Таким образом, сказки Мамина-Сибиряка являются ценным источником чтения для детей, которые не только развлекают, но и воспитывают в них моральные ценности и нравственные уроки. Они отличаются ярким языком, колоритом и богатством народной речи, что делает их доступными и понятными для маленьких читателей.

В сказках Мамина-Сибиряка нередко в условном мире животных действуют жестокие законы социальной розни и антагонизма, лишь, внешне выраженные в формах естественной борьбы за существование. Сказочная аналогия между жизнью людей и животных отнюдь не подменяет социальные явления биологическими. Скорее наоборот: социальное переносится на мир животных, отчего сказки пробуждают в сознании юного читателя очень важные политические ассоциации и чувства. Сказки Дмитрия Наркисовича проникнуты идеей гуманности и пробуждают сочувствие к слабым, угнетенным.

Эти сказки обладают какой-то живительной силой, силой детства, родительской заботы и ласки, любви. Ведь «Аленушкины сказки» были написаны отцом специально для своей любимой дочери, поэтому в них чувствуется душевный трепет отца перед любимым ребенком. В этих сказках нет никакого злого умысла. Автор преследует воспитательные цели, делает сказки максимально занимательными, красочными и интересными, хочет доставить огромное удовольствие своему юному читателю. Это гуманистическая книга, в которой органично сочетаются нравственные и общественные идеи.


Страницы:


Сказки Мамина-Сибиряка предлагают нам погрузиться в условный мир животных, где действуют законы социальной розни и антагонизма. Хотя эти законы похожи на формы естественной борьбы за существование, в действительности сказочная аналогия между жизнью людей и животных не сводит социальные явления к биологическим. Напротив, социальное передается на мир животных, вызывая у юного читателя важные политические ассоциации и чувства. Автор Дмитрий Наркисович пронизывает свои сказки идеей гуманности, воспитывая сочувствие к слабым и угнетенным.

Источник этой силы в сказках Мамина-Сибиряка — детство, родительская забота и любовь. «Аленушкины сказки» были написаны отцом специально для своей любимой дочери, и в каждой из них можно почувствовать душевный трепет автора перед его ребенком. В этих сказках нет злого умысла, они направлены на воспитание, сделаны максимально интересными и яркими, чтобы доставить огромное удовольствие юным читателям. Благодаря гуманистической идее, в сказках органично сочетаются нравственные и общественные идеи, делая их ценным литературным произведением.

Выводить социальные явления на примере мира животных — это один из методов привлечения внимания читателя и создания ассоциаций с реальным обществом. Гуманистическая основа сказок Мамина-Сибиряка позволяет воспитывать в читателях чувство сострадания и сочувствия к слабым, а также развивать эмпатию и понимание социальной справедливости. Все это делает книгу Дмитрия Наркисовича ценным произведением, которое может вдохновить и увлечь своих читателей.

1 стр., 442 слов

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Вертел» 4 класс (Читательский дневник)

... равнодушии общества. Для социума это дети-невидимки. В этом плане рассказ «Вертел» выбивается из общего ряда: героиня Мамина-Сибиряка Анна Ивановна словно прозревает: видя воочию ужасающие условия жизни ... сама психология ребенка не позволяет ему принять эту помощь. Круг замыкается. Д.Н. Мамин-Сибиряк не делает выводов, но очевидно, что для коренных изменений необходим слом общественного сознание, ...