Особенности художественной прозы Мамина-Сибиряка. Часть

Дипломная работа

Страницы: 2 3 4


2.2. Проблематика творчества Д.Н. Мамина-Сибиряка для детей

Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк не раз говорил, что «ребенок – самый лучший читатель». Для детей им написано множество рассказов и сказок. У Мамина было свое, продуманное отношение к детской литературе. Он считал, что книги для детей формируют разум и воспитывают чувства ребенка. Видя в детях будущее человечества писатель выдвигал в произведениях глубокие социальные проблемы, в художественных образах раскрывал правду жизни.

К примеру, сказка «Ванькины именины». В ней автор на примере детской игры имитирует взрослую жизнь, взаимоотношения людей, показывает, что взрослые делят мир на бедных и богатых (бедный порванный Башмачок, который от скандала и драки прячется под диваном), показывает, что этот мир полон глупости, заблуждений, хвастовства (драка начинается не из-за чего, никто друг друга не слышит и не понимает, а виноватыми остаются Ванька, бедный Башмачок да скромная Метелочка).

В «Сказке про храброго Зайца…» писатель показывает обычного Зайца-хвастунишку, который только и умеет, что говорить, а делом и поступками не подтверждает свои слова, и остальные, в итоге, верят ему, покупаются на его слова, что со стороны выглядит довольно комично. То же самое происходит и во взрослом мире, к сожалению (этот подтекст звучит в сказке).

В «Сказке про Козявочку» Мамин-Сибиряк доносит до юного читателя то, что человек – часть мира, а не мир – часть человека. Весь мир не может принадлежать кому-то одному, мы в него приходим и уходим, а его законы продолжают существовать, мы должны это понимать и принимать.

В «Сказке про Воробья Воробеича…» автор поднимает вопрос о жадности и о том, на что человек готов ради того, чтобы получить «свой кусок хлеба», через что он готов переступить.

В «Аленушкиных сказках» образы, композиция, стиль и язык тесно связаны с целями воспитания разума ребенка, с задачами пробуждения общественного сознания. Сказки Мамина-Сибиряка по-настоящему детские, и их цели и задачи осуществляются с учетом особенностей восприятия дошкольников.

Своим творчеством писатель стремился также привить и любовь к родному краю, добиться того, чтобы читатели становились его защитниками.

Судьба с ранних лет связала Д.Н. Мамина-Сибиряка с Уралом. Недаром его часто называют «певцом Урала», открывшим целую область, ранее неизвестную. «Урал, Урал! Тело каменно, сердце пламенно…» — говорил он [6; с.24].

30 стр., 14582 слов

Народные сказки как средство воспитания детей школьного возраста

... и осознание своей половой принадлежности, систему половых ролей и т.д.). Новизна В работе рассмотрены диагностические возможности сказки в целях анализа усвоения ребенком половой роли, выработки половой ... работы с ребенком, можно использовать для диагностики и коррекции развития ребенка. В частности, сказка может быть успешно использована для диагностики процесса усвоения ребенком половой роли ...

Целый цикл рассказов посвящает писатель детям-труженикам. Он описывает нелегкую жизнь и раннюю смерть двенадцатилетнего кормильца семьи Прошки («Кормилец»).

Мамин-Сибиряк рассказывает о беспросветной работе мальчика Васи, отданного в ученики к сапожнику («В каменном колодце»).

Так писатель выполнял основную задачу своего творчества – готовил сознание молодого поколения к борьбе с общественным злом.

Друзьями людей в рассказах писателя обычно оказываются собаки: Лыско у Емели, Музгарко у старика Елески. Особенно трогательно описывает Мамин-Сибиряк долгую дружбу Елески и Музгарки. Скупо и предельно выразительно рассказывается о корнях этой дружбы, о долгих годах ее и о смерти сначала Музгарки, а потом и Елески.

Мамин-Сибиряк всегда тщательно продумает структуру своих произведений для детей. В них, как правило, невелик круг действующих лиц. Сюжет развивается плавно и неторопливо. Вставные эпизоды имеют тесную связь с сюжетом. Например, воспоминания о молодости старика Елески, или эпизод о первой встречи Лисы и Серой Шейки. Композиционная прозрачность и стилистическая ясность произведений помогают Мамину-Сибиряку, не снижая идейной остроты, воспитывать в детях любовь к родине, к народу-труженику.

Друг и «защитник живой природы» Д.Н. Мамин-Сибиряк стал писать для детей в то тяжелое время (80-е годы XIX века), когда детскую литературу захлестнула мутная волна официальной народности, а проповедь монархизма сочеталась с низким художественным уровнем произведений.

Правдивое слово писателя-демократа учило любить свою страну, уважать трудовой народ, охранять родную природу. Особое значение для нравственного воспитания он придавал книге, называя ее то «живой нитью, которая выводит ребенка из детской комнаты и соединяет с остальным миром», то «окном в мир, неудержимо манящим к себе светом настоящего знания и настоящей науки». А «настоящим знанием» считал он близость к народной жизни, к родной природе – именно это стало основным предметом его творчества для детей.

Так, в рассказе «Приемыш» повествуется о том, что девяностолетний Тарас более сорока лет живет в глухом лесу и, несмотря на оторванность от остального мира, сохраняет бодрость и работоспособность. «Где-нибудь в городе, — замечает автор, — он не прожил бы и половины, потому что там не купишь ни за какие деньги такого чистого воздуха, а главное – этого спокойствия, которое охватывало здесь».

Удивительное слияние человека с природой раскрывается в рассказе об этом старике: «…Тарас был высокого роста, с окладистой седой бородой и строгими серыми глазами. Он все лето ходил босой и без шляпы. Замечательно, что у него все зубы были целы и волосы на голове сохранились. Загорелое широкое лицо было изборождено глубокими морщинами. В жаркое время он ходил в одной рубахе из крестьянского синего холста».

Заботливо выхаживает Тарас осиротевшего птенца лебедя. «Сиротой остался. Вот я его привез и держу. И он тоже привык… Теперь вот скоро месяц будет, как живем вместе. Утром на заре поднимается, поплавает в протоке, покормится, потом и домой. Знает, когда я встаю, и ждет, чтобы покормили. Умная птица, одним словом, и свой порядок знает».

14 стр., 6840 слов

Утопичность взглядов Базарова на искусство в романе И,С.Тургенева ...

... если старшее поколение будет более терпимо к молодому поколению, где-то, может быть, соглашаясь с ним, а поколение «детей» будет больше проявлять уважения к старшим. Конфликт поколений в романе И.Тургенева “Отцы и дети” Сочинения › Тургенев ...

Хоть и неказиста внешность стариков, о которых рассказывает писатель, но прекрасна их душа. Например, Сохач из рассказа «Малиновые горы».

«Сохач был низенький, худенький, сгорбленный старичок с жиденькой бородкой, слезившимися глазами и утиным носом. Прозвали его Сохачом в насмешку. Сохатым, или сохачом, называют на Урале лося – громадного оленя, у которого под брюхом может свободно пройти маленькая крестьянская лошаденка. Сколько лет Сохачу – никто не знал… В спутанных русых волосах у Сохача не было ни одного седого волоса, а ему насчитывали на девяностый десяток лет». Мудрый знаток природы, он знал лечебные травы, к нему приходили за советом, когда кто-нибудь болел или случалась беда. Денег за лечение Сохач не принимал, хоть и не возражал, если ему приносили яичек или какую-нибудь домашнюю «постряпеньку»…

Тонким и проникновенным любителем природы был этот старик. Особенно любил весну, встречал ее, как дорогой праздник, и радовался, что еще раз полюбуется красотой оживающей природы.

Тема милосердия, столь актуальная в наши дни, отчетливо звучит в этом рассказе, так же как и в рассказе «Емеля-охотник» — это одно из первых произведений писателя, написанное специально для детей. Рассказ был напечатан в 1884 году. Таким образом, уже в самом начале своего творческого пути писатель был обеспокоен вопросами гуманистического воспитания детей.

Страстным защитником природы писатель выступает в поэтической «Лесной сказке» — она рассказывает о многом, что также связано с важными проблемами экологии: и о хищническом истреблении лесных массивов, и об иссушении почвы, и о пересыхании рек.

Не последнюю роль в деле воспитания у детей чувства доброты и милосердия сыграет включенные в «Зеленые горы» рассказ о первой охоте. Так, юный охотник, ради пробы ружья застреливший летящую ворону, чувствует мучительные угрызения совести, видя напрасно растерзанную птицу. Здесь же мы найдем и рассуждения о смысле охоты вообще. Эти рассуждения решительно осуждают бессмысленную жестокость человека по отношению к природе. Так и слышишь укоризненные слова Тараса из «Приемыша»: «Не возьму я в толк, зачем господа лебедей застрелили. Ведь и есть не станут, а так, для озорства…». И опять напрашивается аналогия с другим, на этот раз современным произведением, повестью Б. Васильева «Не стреляйте в белых лебедей». Утверждая, что гуманное отношение к живой природе закладывается в раннем возрасте, писатель немало рассказов и сказок о животных и растениях адресовал маленьким читателям.

Таким образом, произведения Д.Н. Мамина-Сибиряка для детей направлены прежде всего на воспитание нравственности, ее пробуждение в детской душе. Морально-нравственные качества, по мнению писателя, — это гуманность, любовь к природе, к своей Родине, трудолюбие, взаимопомощь и взаимоуважение, верность в дружбе, милосердие. В сказках Мамин-Сибиряк обличает человеческие пороки, такие как хвастливость, трусость, глупость и т.п., а сказочная, интересная форма повествования позволяет донести юным читателям, как поступать не нужно, а как, наоборот, стоит поступить в той или иной ситуации. Ведь это очень важно, чтобы тексты были не только полезными, познавательными, но и чтобы читать их было интересно, занимательно и приятно.

2.3. Тема обездоленного детства в творчестве Д.Н. Мамина-Сибиряка

6 стр., 2903 слов

Судьба крестьянских детей в рассказе бежин луг. : крестьянские ...

... любовью и нежностью рисует Тургенев в рассказе «Бежин луг» крестьянских детей, их богатый духовный мир, их умение тонко чувствовать красоту природы. Писатель стремился не только пробудить в читателе чувство любви и ... восторгался сочинениями своих учеников, даже пишет статью на тему «Кому у кого учиться писать: крестьянским детям у нас или нам у крестьянских ребят?» Знаменитый русский писатель «пишет ...

Тему обездоленного детства затрагивали многие писатели, русские и зарубежные. Это касается и Д.Н. Мамина-Сибиряка. Он подходит к этой теме по-особенному. Во многих своих произведениях для детей старшего возраста он показывает, как жили дети в его время, как они трудились, и чего им это стоило, писатель показывает все так, как оно и было, ничего не скрывая от юных читателей, заставляя задуматься и вызывая сочувствие, сострадание. Давайте рассмотрим, как раскрывается эта тема в произведениях Д.Н. Мамина-Сибиряка на примере конкретных текстов.

Например, в рассказе «Под землей» писатель описывает жизнь золотоискателей, не имеющих денег, чтобы заплатить за аренду участка. Тяжелая и опасная работа велась ночью, тайком от владельца прииска. В глубокие узкие шахты на длинном канате в бадье опускали ребенка. Под землей, в тесном колодце, со стен которого осыпался песок, в темноте, не разгоняемой огарком свечи, маленький старатель киркой откалывал золотоносную руду и нагружал ею корзинку, которую вытаскивал наверх. Так работал герой рассказа – девятилетний Михалко.

В рассказе «В глуши» показана жизнь и работа «углежогов» — крестьян, заготавливающих уголь для уральских чугунно-литейных заводов. Углежоги и дроворубы работали и жили в глухом лесу, вдали от селений, в курных, всегда темных балаганах, в которых не было ни окон, ни печей. Работа была тяжелая, питались плохо – черный хлеб да каша. Ходили черные от дыма и копоти. Работали не только взрослые, но и дети. Автор рассказывает о жизни в лесу десятилетнего «жигаленка» Пимки.

Еще тяжелее был труд рабочих-подростков на заводах и промыслах старого Урала. Уральские фабриканты и заводчики широко использовали на своих предприятиях детский труд. Это было выгодно хозяевам, так как детям платили грошовое жалованье, а их рабочий день был таким же длинным, как и у взрослых. Детей заставляли работать и в ночную смену. Но ужасающая бедность заставляла родителей посылать своих детей на заработки.

С возмущением выступил писатель против бесчеловечной эксплуатации малолетних тружеников.

В рассказах «Под домной», «Кормилец» и других автор показывает труд десяти-двенадцатилетних детей. Они дробят руду на заводском дворе для доменной печи – «крупу на кашу старухе», выполняют и другие простые, но утомительные работы.

Маленькие рудобойцы встают на рассвете, их рабочий день длится двенадцать с половиной часов. Изнуренные тяжелой работой дети мечтают о тепле, об отдыхе и пище. Нередко происходят с ними несчастные случаи у печей и паровых котлов.

Горькая судьба детей и подростков, отданных в ученье, «в люди», в гранильные и сапожные мастерские, стала темой многих других рассказов Д.Н. Мамина-Сибиряка.

Читая рассказы «Вертел», «В ученье», «В каменном колодце», мы словно входим в полутемные подвалы, в которых ютятся мастерские. Спертый воздух, тусклый свет сквозь маленькие оконца, пыль, плохое питание, длинный рабочий день и тяжелый труд губительны для подростков. Они часто болеют, рано умирают.

Нельзя без волнения читать эти рассказы, в которых с большой художественной силой показана горькая судьба маленьких тружеников.

«Сколько детей умирает таким образом по разным мастерским, как мальчиков, так и девочек!» — с негодованием и болью восклицает писатель [ ]. Он показывает, как маленькие каторжники начинают порой понимать несправедливость своего положения, и тогда их гнев обрушивается на господ, которые заставляют их работать, а сами живут в роскоши и довольстве.

2 стр., 893 слов

Отзыв по творчеству Д. Н. Мамина-Сибиряка

... Используя в “Аленушкиных сказках” аллегорию, Мамин-Сибиряк сообразует ее с накопленным ребенком жизненным опытом. Он наделяет животных, птиц и насекомых такими свойствами, что ребенку нетрудно догадаться, о чем ведется в сказке речь. В сказке ...

Когда читаешь рассказы Мамина-Сибиряка о трагической судьбе Прошки, Михалки, Тимки и других детей, работающих на капиталистических фабриках, заводах и мастерских, на ум приходят строчки стихотворения народного поэта Некрасова «Плач детей», глубоко передающие чувства маленьких тружеников:

Только нам гулять не довелося

По полям и нивам золотым:

Целый день на фабрике колеса

Мы вертим-вертим-вертим!

…………………………………………

Бесполезно плакать и молиться,

Колесо не слышит, не щадит.

Хоть умри – проклятое вертится,

Хоть умри – гудит-гудит-гудит.

Глубокую грусть и сожаление вызывала у писателя и судьба детей городской бедноты. Маленькие пленники петербургских подвалов даже летом оставались в каменных колодцах городских дворов. Вместо приволья лугов и лесов они видели чахлые и пыльные деревья на бульварах. Но даже и эти бульвары не пускали бедных, плохо одетых ребят.

Только подлинный писатель мог с таким гневом и сочувствием написать горькую правду о жизни народа, о положении детей в царской России.

Глава 3. Художественный мир книги Д.Н. Мамина-Сибиряка «Аленушкины сказки»

3.1. История создания цикла

Детские произведения очень разнообразны и предназначены для детей разного возраста. Младшие ребята хорошо знают «Аленушкины сказки» Д.Н. Мамина-Сибиряка. В них весело живут и разговаривают звери, птицы, рыбы, насекомые, растения и игрушки. Например, Комар Комарович – длинный нос, Мохнаты Миша – короткий хвост и другие. Рассказывая о веселых приключениях зверей и игрушек, автор умело соединяет увлекательное содержание с полезными сведениями, малыши учатся наблюдать жизнь, у них развиваются чувства товарищества и дружбы, скромности и трудолюбия.

«Это моя любимая книжка – ее писала сама любовь , и поэтому она переживет все остальное» [1; с.99]. Так Дмитрий Наркисович отзывался о своей книге «Аленушкины сказки», которую написал для своей маленькой дочери. По собственному признанию писателя, исключительную роль в его обращении к детям сыграло рождение дочери Аленушки. Мамин-Сибиряк как-то сказал: «Эта крошка привела с собой всю мою детскую литературу». Дмитрий Наркисович горячо, почти болезненно, любил свою дочь и хотел создать для нее произведения, способные ввести девочку в поэтическую жизнь природы, в мир народа и его труда.

Рождение Аленушки, стоившее жизни матери, наполнило жизнь писателя и огромной любовью, и постоянной, мучительной тревогой за ее здоровье и дальнейшую судьбу. Она росла болезненным ребенком, отставала в развитии от сверстниц, страдала нервными расстройствами, не могла сосредоточиться, а позднее была вынуждена учиться дома. Дмитрий Наркисович стол для нее всем: и матерью, и бабушкой, и дедом, и нянькой, и учителем. Когда Аленушке не было еще трех недель, он определил цель своей жизни: «Буду жить для этого маленького существа, буду работать для него и буду им счастлив»[5; с.115]. Он был уверен, что его дочь вырастет красавицей и умницей. Если бы Мамин-Сибиряк был врачом, он лечил бы свою девочку самыми сильными лекарствами. Но он был писателем. И стал лечить Аленушку самыми сильными словами. Он внушал ей, что лень, беспомощность, трусость погубят ее. Что она будет жить, если станет трудолюбивой, веселой, энергичной. Про все это он написал целую книжку, которую так и назвал «Аленушкины сказки». Девочка не могла заснуть, пока папа не расскажет сказку. Он часами сидел у ее кроватки и рассказывал сказки, а потом стал их записывать. Он создает несколько повестей и рассказов, где птицы и звери, наделенные человеческим характером, таили в себе Аленушкины слабость и хрупкость, и боролись за жизнь, преодолевая немощь. Горестные опасения и мысли не покидали Д.Н. Мамина-Сибиряка.

2 стр., 754 слов

Анализ сказки Мамина-Сибиряка «Серая Шейка»

... сказке. 10. Отзыв о произведении. Сказка «Серая Шейка» многому учит читателя: Д.Н. Мамин-Сибиряк дает уроки доброты и нравственности. Понравилось сочинение? ... позволяет говорить о композиционной стройности и прозрачности сказки «Серая Шейка». Вставные элементы в произведении присутствуют, однако ... Шейки – Старая Утка – милосердная, добрая героиня. Она заботится о своей дочери и готова отдать свою жизнь ...

Все осложнялось еще тем, что девочка носила фамилию Абрамова (Мария Моринцева так и не была разведена с первым мужем).

Аленушка не могла иметь даже отчества родного отца. Только через десять лет после ее рождения, получив отказ Абрамова от прав на ребенка, Мамин-Сибиряк наконец добился своего: Аленушка официально стала Еленой Дмитриевной Маминой.

Шли годы. У девушки обнаружились художественные способности. Она неплохо рисовала, писала стихи. Некоторые из них печатались в журналах. Отражались в этих стихах и общие настроения времени и общее подавленное состояние самой Аленушки, чувствующей неполноту своего существования. Впрочем, иногда ей удавались лирические зарисовки природы.

Елена Дмитриевна умерла от воспаления легких 5 сентября 1914 года двадцати двух лет от роду, лишь на два года пережив отца.

Именно с книжкой «Аленушкины сказки» неразрывно и связано имя Д.Н. Мамина-Сибиряка как детского писателя, на этой книге воспитаны многие поколения детей.

Хрупкая, как фарфоровая куколка, миловидная, болезненная четырехлетняя девочка дала имя книжке сказок, выпущенных в декабре 1896 года. В первом издании сборник состоял из восьми сказок. Во втором издании к ним было добавлено еще две: «Умнее всех» и « Притча о Молочке, Овсяной кашке и сером плутишке Ваське». В этом составе только при жизни писателя «Аленушкины сказки» выдержали десять изданий.

За редким исключением рецензенты увидели в книжке выдающееся явление литературы. В журнале «Воспитание и обучение» отмечалось, что сказки «дышат любовью к детям, пониманием детской души, уменьем подметить и уловить то, что ей особенно мило и дорого».

Критик «Русской мысли» назвал Мамина-Сибиряка «положительно замечательным художником, в сказках и рассказах которого повсюду рассыпано множество истинных перлов поэзии». Правда, из лагеря, близкого к декадентам, раздалась было реплика о том, что «Аленушкины сказки» «довольно заурядны» и представляют неудачное подражание Андрееву, но она потонула в хоре голосов, приветствующих писателя, его работу для детей [10; с.22].

Позднее, осмысливая значение «Аленушкиных сказок», один из критиков решительно утверждал: «Только поэт «божьей милостью» мог создать эти причудливо прелестные создания свежей и девственной фантазии, которые можно поставить наравне лишь только с такими же произведениями Андерсена».

Открывается книжка присказкой, какой любили начать свой рассказ бахари, так называли в старой Руси сказочников: «Баю-баю-бай… Один глазок у Аленушки спит, другой – смотрит; одно ушко у Аленушки спит, другое – слушает». Сразу же возникает какая-то особая доверительность между тем, кто рассказывает, и маленькими слушателями. Этот рассказчик такой домашний говорит те же слова, какие произносят добрые мамины губы: «Баю-баю-бай». В присказке задана тональность сказок, выдержанных в одном ключе. Она по-домашнему знакомит малышей с такими привычными в быту провинциальной России животными: котом Васькой, псом Постойко, забиякой Петухом и с пришедшими из известных сказок Мышкой-норушкой, косым Зайцем, злым Волком или Мишкой-медведем.

11 стр., 5263 слов

Человек и природа в детских произведениях Мамина-Сибиряка

... определили цель работы: охарактеризовать роль человека природы в детских произведениях Мамина-Сибиряка. Для достижения поставленной цели, ... и в системе художественных образов персонажей сказки. В "Аленушкиных сказках" образы, композиция, стиль, язык тесно ... двенадцатилетнего кормильца семьи Прошки ("Кормилец"). Мамин-Сибиряк рассказывает о беспросветной работе мальчика Васи, отданного в ученики ...

3.2. Проблематика и система образов

«Аленушкины сказки» Д.Н. Мамина-Сибиряка – классический образец того, как надо писать для детей. Вся система художественных образов, композиция, стиль, язык связаны с воспитательными и образовательными целями, которые ставил автор, рассказывая сказки своей дочери.

Художественные приемы сказок соответствуют особенностям восприятия маленьких детей. В основе каждой сказки лежит реальная жизнь, реальные герои. Все они близки и знакомы ребенку – заяц, кот, ворона, рыбы, насекомые, вещи и игрушки.

Но сказки не были бы нестоящими детскими, если бы эти обыкновенные герои не совершали необыкновенных поступков, если бы с ними не происходили занимательные происшествия. Умелое сочетание реальной действительности и фантастики в «Аленушкиных сказках» импонирует детям. Кукла и игрушки в сказке «Ванькины именины» выглядят совершенно обыденными: у куклы Ани был немного попорчен носик, у Кати недоставало одной руки, «сильно подержанный Клоун» приковылял на одной ноге, у Аленушкиного Башмачка дырка на носке [4; с.72]. Но вот все эти знакомые ребенку предметы преображаются: начинают двигаться, разговаривать, дерутся, мирятся. Ребенок воспринимает их как живые существа. Как и в народной сказке, говорящее животное или вещь не теряет своих реальных привычных черт. Например, Воробей драчлив и задорен. Кот любит молочко, а Метелочка и на пиру говорит: «Ничего, я и в уголке постою…» [16; с.25].

В некоторых сказках писатель прибегает к такому приему народной литературы, как гиперболизация. И образ от этого только выигрывает.

В основе каждой сказки Мамина-Сибиряка лежит мораль. Но это умная, не надоедливая мораль, не прямолинейно высказываемое нравоучение, а мораль вытекающая из образов, мораль, которая учит быть человеком.

Сказочные образы Мамина-Сибиряка воспроизводят подлинный мир природы. Они знакомят с повадками, образом жизни, поведением зверей, птиц, насекомых. Заяц в сказке ведет себя вполне по-заячьи, и его победа над Волком, в сущности, не имеет ничего фантастического, не смещает пропорций действительности. Ведь эта победа – результат заячьего испуга. Маленькие читатели понимают ее предумышленность, смеются и над Зайцем, и над Волком.

Дети много узнают из сказки о повадках Воронушки, ее житье-бытье, им интересен рассказ о бойком и пронырливом Воробье Воробеиче, о том, как живет эта серенькая неунывающая птица, как существует Ерш Ершович. Все, что говорится о жизни Козявочки ил Мухи, соответствует реальным представлениям о жизни насекомых. Этот принцип верности тому, что есть на самом деле, — одна из особенностей народной сказки о животных.

В сказках Мамина-Сибиряка мир природы приближен к маленькому читателю, сделан понятным именно в силу того, что он «очеловечен». Заяц, Ерш, Ворона, Индюк, Комар, Куличок, проявляя свои родовые свойства, выражают их в переводе на понятный человеческий язык. За жестами, поступками, движением представителей животного мира открывается человеческий смысл. Малыши радуются победе героев, ибо те, оставаясь животными или птицами, как бы стали частью человеческого мира.

15 стр., 7480 слов

В «Литературно-мемориальном доме-музее Д.Н. Мамина — Сибиряка»

... маршрутами по г. Екатеринбургу и Свердловской области. В Екатеринбурге такими маршрутами являются: Обзорные экскурсии по городу Екатеринбургу с посещением Храма на Крови, усадьбы Расторгуева-Харитонова, Литературного ... Ревду, где сможем посетить Демидов-центр- музейный комплекс, посвященный истории и ... работы, рекомендации со стороны и т.д. Я сравнила цены некоторых из фирм на один и тот же маршрут. ...

Происходит и обратное осознание: поведение сказочных персонажей обнажает, шаржирует характер человеческого поведения. Расхваставшийся Заяц, заносчивый зазнайка Индюк, перессорившиеся игрушки урок смешного и потому осуждаемого поведения.

Сказки Мамина-Сибиряка динамичны. Каждый персонаж дается в действии. Например, Воробей Воробеич обнаруживает свое озорство, вороватость во взаимоотношениях с птицами, рыбами и трубочистом Яшей. Кот Мурка не может скрыть свое плутовство под лицемерной речью – дела его разоблачают.

В движении показаны куклы и игрушки в сказке «Ванькины именины». Они разговаривают, веселятся, ссорятся, дерутся, мирятся. Эти полные живости картины заставят улыбнуться читателя.

Отличительной чертой «Аленушкиных сказок» является их лиричность, задушевность. Автор с нежностью рисует образ своей слушательницы и читательницы – маленькой Аленушки. Любовно к ней относятся цветы, насекомые, птицы. И сама она говорит: «Папа, я всех люблю…» [16; с.29].

В сказке «Ванькины именины» изобличаются стяжательство, самохвальство, драчливость, любовь к сплетням. Все это автор рисует так, что мораль оказывается близкой и понятной маленьким детям. В сказке действуют куклы, игрушки, вещи.

Во многих сказках Мамина-Сибиряка наряду с глупыми, жадными и драчливыми персонажами действуют простые и умные герои. В сказке «Ванькины именины» скромнее всех ведут себя дырявый Аленушких Башмачок и игрушечный Зайчик. Но их-то и обвиняют в развязывании ссоры. Ребенок, несомненно, будет на стороне несправедливо обиженных Зайчика и Башмачка; он многое поймет и во взаимоотношениях людей, задумается и о несправедливости. Правда, автор, учитывая ограниченность социального опыта детей, не придает своим образам той остроты, которая присуща произведениям для взрослых.

Вместе с тем писатель во всех сказках помогает юным читателям встать выше простого выбора: правильно – неправильно. Победитель Заяц никак не образец поведения: читатель видит его смешным и забавным. И Волк здесь не просто побежденный, он одурачен и смешон и в этом равен Зайцу. Позиция человека, близкого к героям, все понимающего в их жизни и все же стоящего выше, создает особый умудряющий настрой. Читатель сознает, что обладает более высоким пониманием жизни, чем то, которое присуще милым и смешным персонажам сказок. Ребенок снисходительно улыбается, обнаруживая смешной перевернутый мушиный мир в сказке «Последняя муха».

Также примечателен и стиль, которым написаны сказки. Язык присказки близок к народным, он задает задушевность и колыбельную интонацию.

Писатель тщательно работал над сказками, используя богатство русской народной речи, отшлифовывал в них свой стиль. Язык детских произведения Мамина-Сибиряка свеж и колоритен, полон пословиц и поговорок, остроумными и меткими присловьями. Так, спесивость и зазнайство Индюка в сказке «Умнее всех» подчеркиваются в диалоге его с обитателями птичьего двора. Когда Индюк требует, чтобы его признали самым умным, ему отвечают: «Кто же не знает, что ты самая умная птица!». Так и говорят: «Умен, как индюк». Ирония этой характеристики понятная дошкольникам.

1 стр., 427 слов

Сочинения к рассказам мамина сибиряка 3 класс

... году, Мамин-Сибиряк посвятил дочке. Рассказ «Серая шейка» — это сравнение больной дочки с раненной птицей, которая борется за жизнь. Школьники в 3 классе читают «Сказку про храброго зайца», ... на ниве сочинительства принесли рассказы «От Урала до Москвы», которые автор подписал по-новому — Д. Сибиряк. Позднее решил закрепить успех, присоединив удачный псевдоним к фамилии. На деньги, вырученные ...

В сказках Мамина-Сибиряка нередко в условном мире животных действуют жестокие законы социальной розни и антагонизма, лишь, внешне выраженные в формах естественной борьбы за существование. Сказочная аналогия между жизнью людей и животных отнюдь не подменяет социальные явления биологическими. Скорей наоборот: социальное переносится на мир животных, отчего сказки пробуждают в сознании юного читателя очень важные политические ассоциации и чувства. Сказки Дмитрия Наркисовича проникнуты идеей гуманности и пробуждают сочувствие к слабым, угнетенным.

Эти сказки обладают какой-то живительной силой, силой детства, родительской заботы и ласки, любви. Ведь «Аленушкины сказки» были написаны отцом специально для своей любимой дочери, поэтому в них чувствуется душевный трепет отца перед любимым ребенком. В этих сказках нет никакого злого умысла. Автор преследует воспитательные цели, делает сказки максимально занимательными, красочными и интересными, хочет доставить огромное удовольствие своему юному читателю. Это гуманистическая книга, в которой органично сочетаются нравственные и общественные идеи.


Страницы: