Конспект «Д.Мамин- Сибиряк рассказ Волки»»

Эссе

Цели урока

обучающие: формирование умения и навыка чтения текста с полным осмыслением; выработка умения критически оценить и самостоятельно применить новую информацию; закрепить общие учебные умения и навыки самовыражения учащихся;

развивающие: формирование навыка получения и моделирования информации, развитие познавательной самостоятельности;

воспитательные: воспитание нравственного отношения к старым, пожилым людям.

Тип урока

Наглядности, Пед.технологии, Дополнительная литература

Ход урока

Организационный момент.

Ребята, начнем урок литературного чтения. А читать мы будем с вами рассказ Д.Мамина-Сибиряка «Волки». С творчеством этого русского писателя вы знакомились и раньше например в 6 классе на уроках литературного чтения вы читали сказку «Серая Шейка», во всяком случае мультфильм уж точно смотрели.

Вызов:

И так «Волки». Как вы думаете, о чем пойдет речь в данном рассказе?

2. Вопрос ученикам: Какие ассоциации у вас возникают ? (слайды )

Вопрос ученикам: А какие пословицы и поговорки вы знаете о волках?

Волка ноги кормят.

Сколько волка не корми, все равно в лес смотрит и т.д.

Вопрос ученикам: Вы бы хотели встретиться с волком?

-2-

Осмысление.

Чтение рассказа до остановки (читает учитель)

Волки

Д.Мамин – Сибиряк

Шли мы с одним крестьянским мальчиком по лесу. Идём, говорим. Вдруг как вскрикнет Сеня:

  • Смотрите, волк!

В самом деле, совсем близко от нас, в кустах, показалась желтовато – серая голова. Мы остановились. Но серая голова не подвигалась к нам, и я заметил, что глаза смотрели не злобно, а как-то даже испуганно и устало.

  • Смирный, — сказал Сеня. – Сытый, видно: зубов не скалит.
  • Ай, батюшки! – сказал он потом. – Да ведь зубов у него нет! Глядите, пустая пасть!

Нагнувшись ниже, я увидел, что пасть действительно была пустая. Глаза волка также жалобно глядели на нас.

  • Эге! Старичок, значит, беззубый! То-то он и смирный такой! – сказал я.

Волк ещё раз пугливо оглянулся на нас и, видя, что мы его не трогаем, побежал прочь. Мы увидели, что он прихрамывает и тяжело передвигает ноги.

4 стр., 1757 слов

Урок литературного чтения в 3 классе Тема : по иллюстрации к ...

... Сером Волке». Сегодня мы познакомимся по­ближе с его картиной «Иван-царевич на Сером Волке» и будем учиться писать сочинение по этой картине. 2. Подготовка учащихся к ... учителем результатов работы класса в це­лом. ... 3. Сравнение темы и основной мысли сказки и кар­тины. Обратите внимание на названия сказки и карти­ны. (Они записываются на доске друг под другом.) Сказка — «Иван-царевич и серый волк». ...

  • Как только живёт он? – вымолвил я. – Что ест? Ведь без зубов он никакого зверька добыть не может…

Вопрос ученикам: Как выглядел волк? (дети отвечают сами , также могут цитировать из текста)

желтовато-серая голова, пустая пасть, старичок беззубый,

Вопрос ученикам: Как ведет себя?

глаза смотрели не злобно,испуганно и устало,смирный,зубов не скалит,

глаза волка жалобно глядели, прихрамывает и тяжело передвигает ноги

Вопрос ученикам: Почему он так ведет себя?

  • 3-

Вопрос ученикам: Какие слова вам не понятны? (Пасть, зубов не скалит,прочь) можно предложить изобразить.

Вопрос ученикам: Как по-вашему выживает старый волк? Что ест?

Вопрос ученикам: Как вы думаете , что же произойдет с этим старым волком? У него больные ноги и нет зубов? Какая участь ждет его?

Чтение 2-ой части до остановки (читает учитель)

Вечерело. Мы подходили к лесной сторожке.

  • Зайдите отдохнуть, чайку попить! – крикнул с порога мой знакомый лесник.

Пока самовар пыхтел в углу, мы разговорились. Рассказали про встречу с волком.

  • Да есть тут такой, -сказал лесник, — совсем старый. Давно бы погиб, кабы товарищи не кормили.

Как товарищи? – воскликнули мы с удивлением.

Вопрос ученикам: Какие товарищи кормят старого волка?

Вопрос ученикам: Какие слова вам не понятны? (сторожка, кабы)

Чтение 3-ой части до конца (читает учитель)

— Да своя ж, значит, братия: волки же. Вы не смотрите, что волк – злой зверь, до своих –то они жалостливые. Старик ведь уж дряхлый, давно помирать пора, а жалеют, кормят. Я сам раз видел, право! Обхожу как-то раз лес, а день был жаркий, устал. Вспотел. Лёг на траву отдохнуть, да и заснул. Проснулся, слышу, шорох какой-то. Приподнялся тихонько, гляжу. Старик, волк этот самый, лежит неподалёку. Смотрит жалостно. А рядом молодой стоит. Сусликов каких-то принёс, положил возле старика — волка. Сам не есть, глядит. «Ешь, мол, дедушка.»

Молодой волк отрывает куски мяса и бросает старому, как волчица волчонку. Так и накормил ведь. Подивился я тогда, но не шелохнулся, пока старик — волк всё не съел, а молодой не убежал.

  • 4-

Подивились и мы с Сеней доброте и заботливости волков. А ведь как ругают люди волков! Какими жестокими и злыми их считают !

Вопрос ученикам: Что нового вы узнали о волках?

Вопрос ученикам: Как помогают молодые волки выживать старым?

Вопрос ученикам: Каково отношение рассказчика к тому что они увидели? Процитируйте из текста.

Вопрос ученикам: Все слова вам понятны?( объяснить значение непонятных слов)

Рефлексия

Вопрос ученикам: Почему рассказ назван «Волки», а не «Волк»?

Вопрос ученикам: О чем рассказ?

Вопрос ученикам: Какую мысль хотел донести автор этого произведения?

(Даже волки заботятся о стариках)

А как обстоят дела в мире людей? Мы конечно тоже любим своих стариков- бабушек и дедушек , но есть в нашем обществе людей одно место, которое называется «Дом престарелых». Это заведение куда отправляют одиноких или брошенных собственными детьми или родственниками стариков.В Казахстане более 48 домов престарелых и на сегодняшний день там проживает около 6867 стариков. В нашей области 3 таких дома, где доживают свой век 367 дедушек и бабушек.

16 стр., 7894 слов

Уроки доброты в рассказе уроки французского распутина 6 класс

... Сочинение на тему: Уроки доброты в рассказе В.Распутина «Уроки французского» В рассказе «Уроки французского» ... в спасении людей. Вот и в «Уроках французского» учительница по-настоящему спасает своего ученика, помогая ему выжить и сохранить свою духовную чистоту. В рассказе ...

Я предлагаю вам посмотреть видео-ролик «Ананы? а?ысы»

Вопрос ученикам: Какие чувства вызвал у вас ролик? Запишите их на листочке . Давайте напишем письмо-эссе сыну, который отправил свою мать в дом престарелых. ( дети пишут письмо и зачитывают)

Вопрос ученикам: Как заботитесь вы о своих бабушках и дедушках? А что им больше всего нужно от вас?

Вопрос ученикам: Так о чем же рассказ Д. Мамина –Сибиряка «Волки»?

( об отношении друг другу ,и заботе о стариках, рассказ о животных , но в назидание людям)

Слово учителя: В конце концов все мы и я,и вы будем старые. …

  • 5-

Притча Л.Толстого «Старый дед и внучек» (аудио –запись)

Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили,глаза не видели,уши не слышали,зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта. сын и невестка перестали его за стол сажать , а давали ему обедать за печкой. Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел ее подвинуть ,да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им все в доме портит и чашки бьет ,и сказала ,что теперь она ему будет давать обедать в лоханке.Старик только вздохнул и ничего не сказал.Сидят раз муж с женой и смотрят –сынишка их на полу дощечками играет – что-то слаживает.Отец и спросил: «Что ты это делаешь, Миша?» А Миша и говорит: «Это я, батюшка, лоханку делаю . Когда вы с матушкой старые будете , чтобы вас из этой лоханки кормить»

Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то , что они так обижали старика ; и стали стех пор саживать его за стол и ухаживать за ним .

(Л.Н.Толстой, Собр. соч.,т.10,с.24)

Слово учителя.

Завершение урока :

Мудрая русская пословица гласит: «Что посеешь, то пожнешь» . На память о сегодняшнем уроке я оставляю вам эти книжки и надеюсь, что все то, о чем мы с вами говорили сегодня, надолго останется не только в вашей памяти , а самое главное в вашем сердце.В конце этой книжки есть строки , которыми я хочу закончить урок:

Не забывайте люди , что вы люди!, Не забывайте о соседях ,стариках., Не забывайте одиноких, слабых в будни,, Почаще думайте о них, как о долгах!

Просмотр содержимого документа

«Конспект урока на тему «Д.Мамин- Сибиряк рассказ Волки»» »

Тема урока Д. Мамин –Сибиряк. Рассказ «Волки».

Цели урока

обучающие:

развивающие:

воспитательные:

Тип урока

Наглядности, Пед.технологии, Дополнительная литература

Ход урока

9 стр., 4042 слов

Горький м. - Характеристика цикла рассказов м. горького по руси

... в неустанном стремлении к переустройству мира на новых началах равенства и справедливости". Вопрос об истоках образа (не о прототипе!) Ниловны исследователями не поднимался. Между тем ...

Организационный момент.

Ребята, начнем урок литературного чтения. А читать мы будем с вами рассказ Д.Мамина-Сибиряка «Волки». С творчеством этого русского писателя вы знакомились и раньше например в 6 классе на уроках литературного чтения вы читали сказку «Серая Шейка», во всяком случае мультфильм уж точно смотрели.

Вызов:

И так «Волки». Как вы думаете, о чем пойдет речь в данном рассказе?

Вопрос ученикам:

Вопрос ученикам  1

Вопрос ученикам:

Волка ноги кормят.

Сколько волка не корми, все равно в лес смотрит и т.д.

Вопрос ученикам:

-2-

Осмысление.

Чтение рассказа до остановки (читает учитель)

Волки

Д.Мамин – Сибиряк

Шли мы с одним крестьянским мальчиком по лесу. Идём, говорим. Вдруг как вскрикнет Сеня:

  • Смотрите, волк!

В самом деле, совсем близко от нас, в кустах, показалась желтовато – серая голова. Мы остановились. Но серая голова не подвигалась к нам, и я заметил, что глаза смотрели не злобно, а как-то даже испуганно и устало.

  • Смирный, — сказал Сеня. – Сытый, видно: зубов не скалит.
  • Ай, батюшки! – сказал он потом. – Да ведь зубов у него нет! Глядите, пустая пасть!

Нагнувшись ниже, я увидел, что пасть действительно была пустая. Глаза волка также жалобно глядели на нас.

  • Эге! Старичок, значит, беззубый! То-то он и смирный такой! – сказал я.

Волк ещё раз пугливо оглянулся на нас и, видя, что мы его не трогаем, побежал прочь. Мы увидели, что он прихрамывает и тяжело передвигает ноги.

  • Как только живёт он? – вымолвил я. – Что ест? Ведь без зубов он никакого зверька добыть не может…

Вопрос ученикам:

желтовато-серая голова, пустая пасть, старичок беззубый,

Вопрос ученикам:

глаза смотрели не злобно,испуганно и устало,смирный,зубов не скалит,

глаза волка жалобно глядели, прихрамывает и тяжело передвигает ноги

Вопрос ученикам:

  • 3-

Вопрос ученикам:, Вопрос ученикам:, Вопрос ученикам:

Чтение 2-ой части до остановки (читает учитель)

Вечерело. Мы подходили к лесной сторожке.

  • Зайдите отдохнуть, чайку попить! – крикнул с порога мой знакомый лесник.

Пока самовар пыхтел в углу, мы разговорились. Рассказали про встречу с волком.

  • Да есть тут такой, -сказал лесник, — совсем старый. Давно бы погиб, кабы товарищи не кормили.

Как товарищи? – воскликнули мы с удивлением.

Вопрос ученикам:, Вопрос ученикам:

Чтение 3-ой части до конца (читает учитель)

— Да своя ж, значит, братия: волки же. Вы не смотрите, что волк – злой зверь, до своих –то они жалостливые. Старик ведь уж дряхлый, давно помирать пора, а жалеют, кормят. Я сам раз видел, право! Обхожу как-то раз лес, а день был жаркий, устал. Вспотел. Лёг на траву отдохнуть, да и заснул. Проснулся, слышу, шорох какой-то. Приподнялся тихонько, гляжу. Старик, волк этот самый, лежит неподалёку. Смотрит жалостно. А рядом молодой стоит. Сусликов каких-то принёс, положил возле старика — волка. Сам не есть, глядит. «Ешь, мол, дедушка.»

Молодой волк отрывает куски мяса и бросает старому, как волчица волчонку. Так и накормил ведь. Подивился я тогда, но не шелохнулся, пока старик — волк всё не съел, а молодой не убежал.

51 стр., 25203 слов

Содержание уроков технологии как средства совершенствования эстетической ...

... Определить эффективные приемы развития творческих способностей на уроках технологии. Декоративное искусство прошло огромный путь развития - ... в обучении. Цель работы - показать, что занятия декоративно-прикладным искусством не только формируют эстетический вкус у ребят, ... и практическую подготовку к труду, к выбору профессии. Народное декоративно-прикладное искусство не только плод умения, ...

  • 4-

Подивились и мы с Сеней доброте и заботливости волков. А ведь как ругают люди волков! Какими жестокими и злыми их считают !

Вопрос ученикам:, Вопрос ученикам:, Вопрос ученикам:, Вопрос ученикам:, Рефлексия, Вопрос ученикам:, Вопрос ученикам:, Вопрос ученикам:

(Даже волки заботятся о стариках)

А как обстоят дела в мире людей? Мы конечно тоже любим своих стариков- бабушек и дедушек , но есть в нашем обществе людей одно место, которое называется «Дом престарелых». Это заведение куда отправляют одиноких или брошенных собственными детьми или родственниками стариков.В Казахстане более 48 домов престарелых и на сегодняшний день там проживает около 6867 стариков. В нашей области 3 таких дома, где доживают свой век 367 дедушек и бабушек.

Я предлагаю вам посмотреть видео-ролик «Ананың ақысы»

Вопрос ученикам:, Вопрос ученикам:, Вопрос ученикам:

( об отношении друг другу ,и заботе о стариках, рассказ о животных , но в назидание людям)

Слово учителя: В конце концов все мы и я,и вы будем старые. …

  • 5-

Притча Л.Толстого «Старый дед и внучек» (аудио –запись)

Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили,глаза не видели,уши не слышали,зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта. сын и невестка перестали его за стол сажать , а давали ему обедать за печкой. Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел ее подвинуть ,да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им все в доме портит и чашки бьет ,и сказала ,что теперь она ему будет давать обедать в лоханке.Старик только вздохнул и ничего не сказал.Сидят раз муж с женой и смотрят –сынишка их на полу дощечками играет – что-то слаживает.Отец и спросил: «Что ты это делаешь, Миша?» А Миша и говорит: «Это я, батюшка, лоханку делаю . Когда вы с матушкой старые будете , чтобы вас из этой лоханки кормить»

Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то , что они так обижали старика ; и стали стех пор саживать его за стол и ухаживать за ним .

(Л.Н.Толстой, Собр. соч.,т.10,с.24)

Слово учителя.

Завершение урока :

Мудрая русская пословица гласит: «Что посеешь, то пожнешь» . На память о сегодняшнем уроке я оставляю вам эти книжки и надеюсь, что все то, о чем мы с вами говорили сегодня, надолго останется не только в вашей памяти , а самое главное в вашем сердце.В конце этой книжки есть строки , которыми я хочу закончить урок:

Не забывайте люди , что вы люди!, Не забывайте о соседях ,стариках., Не забывайте одиноких, слабых в будни,, Почаще думайте о них, как о долгах!, Жамбылская область, Кордайский район

село Кордай

Урок литературного чтения, Тема урока: Д. Мамин –Сибиряк. Рассказ «Волки».

Урок литературного чтения 1

Учитель 1 категории Кулжабаева Шолпан Жамбаевна

Февраль 2015 года