материалы

Сочинение

Официальные направления итогового сочинения

1. Забвению не подлежит

2. Я и другие

3. Время перемен

4. Разговор с собой

5. Между прошлым и будущим: портрет моего поколения

Примеры тем 2020 года

Согласны ли вы с высказыванием И. Ганди: «История — самый лучший учитель, у которого самые плохие ученики»?

Какую роль сильная личность может сыграть в жизни общества?

Стоит ли бояться перемен?

Как найти своё место в жизни?

Какие черты присущи людям XXI века?

Примерно так и будет выглядеть ваш экзаменационный билет. Вам нужно выбрать одну тему

Забвению не подлежит: аспекты направления

«Темы сочинений данного направления нацеливают на размышление о значимых исторических событиях, деятелях, общественных явлениях, достижениях науки и культуры, оказавших влияние как на судьбы конкретных людей, так и на развитие общества и человеческой цивилизации в целом. Память о них не имеет срока давности, передается от поколения к поколению, напоминая о горьких уроках прошлого и его славных страницах. Примером глубокого осмысления этой проблемы могут служить произведения художественной, философской, научной литературы, критики, публицистики, мемуарной прозы».

Примеры тем

  • Почему нельзя забывать историю родной страны?
  • Почему важно помнить о подвигах, совершенных во время Великой Отечественной войны?
  • Может ли конкретная личность оказать влияние на ход истории?
  • Как ход истории влияет на судьбы людей?
  • Как вы понимаете высказывание В. Ключевского: «История ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков»?
  • Почему важно сохранять памятники культуры, созданные нашими предками?

Забвению не подлежит: что почитать?

Великая Отечественная война

  • Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке»
  • К. Воробьев «Это мы, Господи!»
  • Б. Васильев «А зори здесь тихие…»
  • Дневник Тани Савичевой (этот дневник и дневниковые записи других детей представлены в сборнике «Детская книга войны»)
  • М. Шолохов «Судьба человека»
  • Р. И. Рождественский «Реквием» (стихотворение)
  • Б. Васильев «Экспонат №…»

Сталинские репрессии

4 стр., 1679 слов

Подготовка к итоговому сочинению 2020. Направление «Забвению ...

... развития общества. 7. Манкуртизм*. Его опасность. Забвение как преступление против человечества Аспекты направления «Забвению не подлежит» Манкуртизм* - забвение, утрата исторических, культурных и ... поколений. Забвение и ответственность. 4. Война: горькие уроки прошлого, вечная слава героев, память народа. 5. Люди, изменившие мир. Знаменитые предки. Великие учители человечества. Величайшие ...

  • А.А. Ахматова «Реквием» ( поэма)
  • В. Тендряков «Хлеб для собаки»

Личность и ход истории

  • А. Н. Толстой «Пётр Первый»

Гражданская война

  • М. Шолохов «Родинка»
  • Д. Лавренев «Сорок первый»

О культуре

  • В. А. Солоухин «Письма из Русского музея»
  • Д.С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном» (письмо 40)

Другое

  • С. Алексиевич «Чернобыльская молитва. Хроника будущего»

Я и другие: аспекты направления

«При раскрытии тем, связанных с названным направлением, целесообразно обратиться к различным формам человеческого взаимодействия, вопросам взаимоотношений личности и общества, проблеме самоопределения человека в социальной среде. В основу сочинения могут лечь рассуждения о причинах возникновения и способах разрешения межличностных конфликтов, о путях достижения понимания и согласия между людьми. Собственный жизненный опыт, а также обращение к различным литературным источникам(в том числе к философской литературе и публицистике) дадут возможность глубокого отклика на предложенную тему».

Примеры тем

  • Что лучше: пойти на компромисс с окружением или отстаивать свою позицию, рискуя ранить или обидеть?
  • Бывает ли общественное мнение ошибочным?
  • Какого человека можно назвать сложившейся личностью?
  • В чём могут быть истоки дисгармонии между личностью и обществом?
  • Когда человек может чувствовать себя одиноким в обществе?
  • Может ли один человек противостоять окружающему обществу?
  • Согласны ли Вы с пословицей «Один в поле не воин»?

Я и другие: что почитать?

  • В. Комков «Я — немец»
  • И. Полянская «Утюжок и мороженое»
  • В. Астафьев «Людочка»
  • В. Тендряков «Хлеб для собаки»
  • М. Горький «Старуха Изергиль»
  • М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита»
  • А. Грин «Алые паруса»
  • А. Н. Островский «Гроза»
  • Дж. К. Роулинг «Гарри Поттер»
  • А. Сапковский «Ведьмак»

Время перемен: аспекты направления

«В рамках данного направления можно будет поразмышлять о меняющемся мире, о причинах и следствиях изменений, происходящих внутри человека и в окружающей его действительности, о том, перед каким выбором он оказывается в период формирования собственного мировоззрения, в эпоху социальных и культурных изменений. На эти и другие вопросы в русле конкретных тем можно ответить, опираясь на различные литературные источники(художественные произведения, мемуаристику, научную литературу, публицистику), а также на собственный опыт осмысления жизни в «большом времени» с его проблемами и противоречиями».

2 стр., 549 слов

О Чехове как о человеке и писателе. Каким человеком представляется ...

... называл его «художником жизни» и «Пушкиным в прозе», Толстой очень любил творчество Чехова и много раз перечитывал его произведения. Антон Павлович Чехов был образованным, трудолюбивым и честным человеком. К труду его приучили с детства. Чехов не ...

Примеры тем

  • Как вы понимаете слова Д. Лондона: «Ценным достоинством нашей жизни является возможность поменять направление своего движения и не катиться, как камень»?
  • Согласны ли вы с высказыванием Франса Анатоля: «Незачем цепляться за тщетные сожаления о прошлом и скорбеть о досаждающих нам переменах, ибо перемены — основа жизни»?
  • Что влияет на формирование мировоззрения человека?
  • Согласны ли Вы с французским писателем Альбером Камю, утверждавшим, что «каждому поколению свойственно считать себя призванным переделать мир»?
  • Всякие ли перемены к лучшему?
  • Как вы понимаете слова Антуана де Сент-Экзюпери: «Жизнь — это непрекращающееся рождение, и себя принимаешь таким, каким становишься»?
  • Почему многие люди боятся перемен?

Время перемен: что почитать?

  • Рэй Брэдбери «Улыбка»
  • Рэй Брэдбери «И грянул гром»
  • А.П. Чехов «Вишневый сад»
  • И.С. Тургенев «Отцы и дети»
  • Е.

    И. Замятин «Мы»

  • Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»
  • О. Хаксли «О дивный новый мир»
  • М.А. Булгаков «Собачье сердце»
  • М.А. Булгаков «Роковые яйца»
  • Г. Яхина «Зулейха открывает глаза»
  • С. Коллинз «Голодные игры»
  • Дж. К. Роулинг «Гарри Поттер»

Разговор с собой: аспекты направления

«Названное направление побуждает к размышлению о том, что значит «быть самим собой». Данная тематика связана с вопросами, которые человек задает сам себе, об опасности внутреннего разлада, о работе совести и поисках смысла жизни. Темы этого направления нацеливают на самоанализ, осмысление опыта других людей (или поступков литературных героев), стремящихся понять себя. Темы позволяют задуматься о сильных и слабых сторонах собственной личности, о ценности и уникальности своего внутреннего мира, о необходимости самопознания и самосовершенствования. Раскрывая тему, можно обратиться к художественной, психологической, философской литературе, мемуарам, дневникам и публицистике».

Примеры тем

  • Что значит «быть самим собой»?
  • Что такое совесть?
  • Что помогает человеку лучше понять самого себя?
  • Как вы понимаете слова А.П. Чехова: «Смысл жизни только в одном — борьбе»?
  • К чему может привести человека внутренний разлад?
  • Возможно ли достижение счастья без работы над собой?

Разговор с собой: что почитать?

  • М. Шолохов «Судьба человека»
  • А.П. Чехов «Ионыч»
  • А.П. Чехов «Слёзы крокодила»
  • А.П. Чехов «Скрипка Ротшильда»
  • В. Тендряков «Хлеб для собаки»
  • А. Грин «Зелёная лампа»
  • Д.С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном» (4, 6)
  • Дж. Лондон «Мартин Иден»
  • О. Генри «Дороги, которые мы выбираем»
  • Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
  • Дженни Мэнсон «Что это значит: быть собой?»
  • В.

    Астафьев «Конь с розовой гривой»

  • Л.Н. Толстой «Смерть Ивана Ильича»
  • А. Грин «Алые паруса»
  • Дж. К. Роулинг «Гарри Поттер»

Между прошлым и будущим: портрет моего поколения: аспекты направления

«Темы сочинений данного направления приглашают к размышлению о культурных запросах современного человека, его литературных пристрастиях, жизненной позиции, о сходстве и различиях между ним и его предшественниками, о влиянии молодого поколения на формирование будущего мира. Потребуется осмысление духовных ценностей и нравственных ориентиров молодежи, ее места в современном мире. О сущности сегодняшнего поколения, чертах людей ХХI века размышляют современные писатели, ученые, журналисты, чья позиция имеет подчас дискуссионный характер, что дает возможность высказать свое мнение в рамках обозначенной проблематики».

Примеры тем

  • Как развитие технологий повлияло на общество?
  • Почему старшему поколению сейчас трудно понимать молодёжь?
  • Какие произведения современных авторов оказали на вас влияние?
  • Нужно ли читать книги в XXI веке?
  • Какие черты характерны для современного человека?
  • Как вы понимаете слова Н. Талеба: «Ещё одно определение современной цивилизации: разговоры можно всё полнее воссоздавать с помощью кусков других разговоров, одновременно ведущихся на планете»?
  • Могут ли материальные ценности вытеснить духовные?

Между прошлым и будущим: портрет моего поколения Что почитать?

  • Игор Лёвшин «Полёт»
  • Д. Н. Мамин-Сибиряк «О книге»
  • Юваль Ной Харари «21 урок для XXI века»
  • Хосе Ортега-и-Гассет «Восстание масс»
  • А. Курпатов «Четвёртая мировая война»
  • Ж. Сарамаго «Слепота»

Структура сочинения

Тип 1 Тип 2 Тип 3
Введение 1. Зачин 1. Зачин 1. Зачин
Основная часть 2. Тезис 2. Аргумент 1 2. Тезис 1
3. Аргумент 1 3. Аргумент 2 3. Аргумент 1
4. Аргумент 2 4. Тезис 4. Тезис 2
5. Аргумент 2
Заключение 5. Повтор тезиса 5. Призыв к читателю 6. Призыв к читателю

Структура сочинения

1. Зачин Я выбрал эту тему для своего сочинения, потому что… // Наверное, каждому из нас знакомо чувство…
2. Тезис (утверждение – ответ на вопрос) + развитие мысли Так что же / как же…? (тут повтор вопроса — темы сочинения) Я думаю, что …
3. Переход + Аргумент 1: пример из литературы + микровывод Многие авторы-классики обращались к этой теме. Так, в произведении … Этим рассказом / эпизодом автор доносит до нас следующую мысль: …
4. Переход + Аргумент 2: пример из литературы + микровывод Существуют и другие аргументы, подтверждающие мою точку зрения. Например, в романе …. На примере жизненного пути этого персонажа мы можем видеть, что …
5. Заключение (повтор тезиса) Итак, как подсказывают нам отечественные и зарубежные литературные произведения, …

Вопрос — ответ

1. Сколько должно быть аргументов?

Одного достаточно. Главное – не количество аргументов, а качество! (минус одного аргумента – сложно набрать 250 слов)

2. Можно ли использовать зарубежную литературу?

Можно (можно брать даже «Гарри Поттера» и «Голодные игры»)

3. Сколько слов должно быть в сочинении?

Минимум – 250 (меньше – незачёт).

Рекомендуется – 350.

4. Сколько у меня будет времени на выполнение задания?

3 часа 55 минут

Советы

  • Выберите тему, для которой у вас есть АРГУМЕНТ.
  • Отталкивайтесь от аргумента, когда будете составлять тезис.
  • Составьте план.
  • Пишите проще.
  • Тренируйтесь. Найдите проверяющего.
  • Не старайтесь учить чужие аргументы. В качестве тренировка лучше самостоятельно написать 1 аргумент, чем выучить 10 чужих.
  • Не волнуйтесь, итоговое сочинение можно пересдать.
  • Постарайтесь всё-таки сдать =)

Источник

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/jizn-eto-neprekraschayuscheesya-rojdenie/

Оригинальный документ