«Два Анны Васильевны Басовой.» материал

Эссе

Материал

на региональный конкурс

творческих работ

«Учитель в моей судьбе».

Эссе

«Два урока Анны Васильевны Басовой.»

информация об учителе :

Басова Анна Васильевна Годы жизни: 1933 – 2008. Работала учителем русского языка и литературы средней школы № 5 г. Котовска Тамбовской области с октября 1965 г. по октябрь 1994 г.

информация об авторе материала :

Расторгуева Алла Валентиновна 1972 г.р.

Заведующий МДОУ детский сад № 16 «Ласточка» г. Котовска Тамбовской обл. Тел. 241 — 4 – 05 — 64

Говорят, будущее за интерактивными технологиями… Возможно… Только как же быть с душой? Я имею в виду душу Учителя – светлую, добрую, — человеческую! Конечно, многие возразят – и по праву – мало в современной школе её осталось, человеческой – то… А я оптимист! Сама педагог и, соответственно, знакомых в этой профессии масса, и оттого знаю доподлинно – не перевелись ещё настоящие, ещё работают – учатся, стараются, волнуются, грустят, радуются – живут Делом своим! И действительно сеют разумное, доброе, вечное – душой своей делятся с окружающими, как с ними делились когда -то их Учителя…

Анна Васильевна Басова – учитель русского языка и литературы средней школы № 5 г. Котовска Тамбовской области – женщина была, что называется – бой! В возрасте вокруг пятидесяти была крупна, величава и громкоголоса (читай – строга) и мы, зелёные четвероклашки, боялись её до дрожи в коленях, ибо кто – то из шестого «Б» утверждал, что «кол» — её любимая оценка, и пользуется она этим приёмом по любому, самому незначительному, поводу. Тишина на её уроках не стояла – она двигалась на нас асфальтоукладочным катком грозя вот – вот вкатать всех в парты раз и навсегда, а в центре вселенной звучал голос грозной учительницы, странным образом не нарушая этой тишины, а усиливая её! Правда, через какое – то время то ли каток стал намного легче, то ли мы адаптировались к обстановке, но страх ушёл, а дисциплина осталась. Анна Васильевна преподавала свои предметы виртуозно. Руководила классом, как оркестром, и 44 человека как один, будто по взмаху волшебного смычка, замолкали, смеялись, вздыхали, задумывались и оживлялись.

29 стр., 14140 слов

Основы государственной политики в области культуры

... политики как в целом, так и в области культуры, дан анализ социокультурной ситуации в Тамбовской области. Проанализировав литературу по данному вопросу, автор пришел к выводу, что в последние годы аспектам управления в сфере культуры было ...

Но главное, на любом уроке обязательно было живое человеческое общение. Анна Васильевна, обладая ярковыраженным чувством юмора, никогда не упускала случая пошутить. Её речь была богата не только цитатами, пословицами и поговорками, но и оборотами молодёжного сленга, крылатыми фразами из популярных фильмов, анекдотами и пр. Острая на язык, она одной фразой могла похвалить, пожурить или выразить своё мнение. Причём, даже выражая недовольство, она не унижала, не обижала, а высмеивала так тонко, что это было и необидно, но доходило быстро и продуктивно.

А ещё у неё были любимчики. К окончанию школы выяснилось, что под эту категорию попадали… все! Только одни считали себя любимчиками потому, что Анна Васильевна не ставила им двоек за невыученные уроки, а давала возможность «пересдать», вторые – потому что она шутила над ними чаще, чем над остальными, третьи – потому что она всегда была готова выслушать их сомнения, «поговорить по душам». А я – потому что она носила мне книги. Шли восьмидесятые, и с книгами было «отсутственно», а она носила мне «Динку» Осеевой, «Плаху» Айтматова, «А завтра была война…» Васильева.

Конечно, я клала книгу на колени и начинала тут же, на уроке, читать. Естественно, неоднократно была за это строго предупреждена, но главное было не это…

«А завтра была война…» я также начала читать на уроке, продолжила на остальных, читала по дороге домой, и, забравшись на пятый этаж, прямо в форме села за стол и читала до конца. Сказать, что эта книга «произвела на меня неизгладимое впечатление» — это не сказать ничего. Наверное, точнее будет сказать, что я концентрированно повзрослела на ней. И даже не сразу сформулировала вопросы, с которыми позже подошла к Анне Васильевне. Почему не к маме? И к маме тоже, но у мамы способ воспитания был щадяший, оберегающий, а у Анны Васильевны – более жёсткий, более правдивый. Она не уходила от «острых» вопросов, но и не давала «рецептов». Она строила беседу так, что я отвечала себе сама, анализируя прочитанное или придуманное.

Из общения с этой удивительной женщиной, необыкновенным человеком, блестящим Учителем я вынесла два основных урока: первый – это необходимость развития души. «Душа обязана трудиться…»! И только это – залог оправданности человеческого существования. Неважно, ребёнок ты или взрослый, выучил ли ты уроки или сумел ли выполнить норму труда, умеешь ли кататься на велосипеде или проводить опыты по квантовой механике. Важно, чтобы у тебя была Душа, и ты ежесекундно помнил об этом, заглядывал в неё, сверял с ней свои поступки. И не предавал, не отмахивался, не оправдывал свои недостатки несовершенством мира, сложностью жизни и жестокостью общества. Научиться жалеть себя – легко, но это обманчивый комфорт, комфорт эгоиста, рядом с которым неуютно и холодно. Признаваться в своих ошибках – больно, но это единственная возможность оставаться Человеком (с учётом несовершенства мира, сложности жизни и жестокости общества).

59 стр., 29200 слов

Особенности позиционирования объектов культуры на примере Драматического ...

... главы описывает направления маркетинга в сфере культуры. Практическая глава дипломной работы посвящена способам продвижения и формирования имиджа Драматического Лицейского театра. ГЛАВА 1. СПЕЦИФИКА ПОЗИЦИОНИРОВАНИЯ ОБЪЕКТОВ В ... чем мы подробнее расскажем в частях 1.4. и 1.5. Проанализировав работы многих специалистов в области позиционирования (Э. Райса, Дж. Траута, Ф. Котлера, П.Р. Диксона и ...

И второй урок Анны Васильевны – «Не навреди»! Человек – существо очень сильное, но очень ранимое и беззащитное. Парадокс?! Но так есть, и с этим необходимо считаться! «Запомни, говорила она, сто хороших поступков никогда не загладят след от одного плохого!» Знаю по себе – вроде бы и простил обидчика, а коварная память обязательно в самый неподходящий момент подсунет ремикс неприятного воспоминания. А значит вариант один – быть очень внимательным в отношениях с окружающими, не позволять себе расслабляться, не отравлять мир собственным равнодушием или неуравновешенностью. Не обижать людей, а особенно зависимых от тебя, а особенно человеку эмоциональному — очень сложно, и потому Учитель должен, ОБЯЗАН! – учить в первую очередь этому (читай – уметь это сам и быть тому ярким примером, иначе грош цена такому учителю).

… Не могу назвать себя идеальной ученицей. Не сразу выучила я эти два урока, да и сегодня не решусь поставить себе за них отличную оценку. Но завтра очередная «пересдача экзамена», и, скорее всего, я опять «по итогам фотофиниша» окажусь недостойна звания чемпиона… Только и не в этом дело!

Дело в том, что уроки Анны Васильевны живы! Её нет, а уроки её живут, и работают, и делают чью — то жизнь легче, чище, красивее! Вот это Учитель!

А ещё могу с уверенностью сказать, что и сегодня такие Учителя есть! Действительно есть, только, может быть, им сегодня сложнее (с учётом несовершенства мира, сложности жизни и жестокости общества).

Но самое главное, что каждый из вас может стать таким Учителем, человеком, к которому будут тянуться люди, рядом с которым будет спокойно и приятно жить, стоит лишь выучить два урока Анны Васильевны Басовой и каждый день, без прогулов и каникул, повторять пройденный материал, искренне стараясь получить хорошую оценку.