Материнство в изобразительном искусстве

Дипломная работа

Одним из наиболее известных портретистов эпохи Возрождения был итальянский художник Рафаэль. Его портреты прославились своим художественным реализмом и выразительностью. Среди его самых известных произведений можно выделить портреты «Мадонна Сикстинская», «Портрет Юлия II», «Портрет Мадам Ла Фортюн»

Рафаэль считается основоположником классического типа портрета, который стал характерным для многих художников того времени. Он предпочитал отображать лица своих моделей почти фронтально и в полный рост, что создавало эффект прямой и непосредственной коммуникации между наблюдателем и изображением.

Наиболее примечательными чертами портретов Рафаэля являются их невероятная детализация и выразительность. Художник умел передать не только внешние черты своих моделей, но и их внутренний мир, их эмоции и характер. В его работах каждый портрет становится уникальным и неповторимым, отражающим индивидуальность и особенности каждого человека.

Однако, не только Рафаэль занимался портретной живописью в эпоху Возрождения. В то время в Италии и Фландрии были и другие выдающиеся художники, чьи портреты также заслуживают внимания. Один из них — фламандский художник Ян ван Эйк. Его портреты отличались особой мягкостью и нежностью изображения, а также умением передать самые тонкие детали и текстуры. В его работах можно увидеть не только лица моделей, но и их одежду, украшения, атмосферу их окружения.

Еще одним выдающимся художником того времени был Рогир ванн дер Вейден. Его портреты отличались оригинальностью и необычностью композиции, а также глубиной передачи эмоций и настроения моделей. В работах Вейдена можно увидеть не только статичные изображения, но и движение, живость и динамику, что делает его портреты особенно привлекательными и интересными для наблюдателя.

Таким образом, эпоха Возрождения стала настоящим расцветом портретной живописи. Художники того времени смогли создать уникальные и неповторимые произведения, отображающие не только внешние черты моделей, но и их внутренний мир и индивидуальность. Работы Рафаэля, Яна ван Эйка и Рогира ванн дер Вейдена до сих пор вызывают восхищение и восторг у зрителей со всего мира.

В эпоху барокко французская интеллигенция требовала от художников большей умеренности и простоты и провозглашала идеи создания буржуазного государства с высоким уровнем культуры. Это способствовало, с одной стороны, создание портретов в стиле неоклассицизма, основными представителями которого были Жак Луи Давид и его ученик Жан Огюст Энгр, с другой — стремлению к реализму, крупнейший представитель которого Жан Батист Симеон Шарден. Это три кита французской портретной живописи конца XVIII — начала XIX века.

23 стр., 11285 слов

Жизнь и творчество художника И.Н. Крамского

... Жизнь и творчество художника И.Н. Крамского» Задачи курсовой работы: Собрать в библиотеке литературу про художника И.Н. Крамского, прочитать ее и проанализировать. Найти в интернете теоретический и иллюстративный материал по жизни и творчеству художника И.Н. Крамского. Прочитать и ... Русском музее хранится портрет Крамского работа художника Н.А. Ярошенко. Строго и взыскательно, немножко сверху ...

Многие портреты постимпрессионистов Ренуара, Мане и Дега, отличающиеся реализмом и простотой, по праву принадлежат к величайшим произведениям этого жанра. Другой представитель постимпрессионизма Поль Сезанн поднял искусство портретной живописи на новый художественный уровень. Для его работ характерен синтез реализма и конструктивных методов Ренессанса и барокко. Благодаря пластичности форм и цвета портреты Сезанна не просто точно передают внешнее сходство, а отображают внутренний мир человека, являясь предвестниками смелых новаций в живописи ХХ века.

Двадцатый век стал веком новых направлений в живописи опровергающих традиции. Стремясь найти новые способы выражения своих художественных взглядов, живописцы часто основное внимание уделяли яркости образов, не придавая особого значения естественности и достоверности. В портретной живописи это означало почти полное пренебрежение передачей сходства и широкое использование контраста форм и цветов.

После первых нескольких лет постоянных экспериментов портретная живопись стала развиваться по нескольким направлениям, включая все стили, от экспрессионизма до абсолютного реализма. Все они существуют и в наши дни.

Портрет рождается не вместе с искусством, толко тогда, когда человек осознает себя явлением исключительным и не похожим ни на одного другого человека. Поэтому портрет считается едва ли не самым значительным, серьезным и важным жанром в искусстве почти всех стран и времен.

Вглядываясь в работы старых мастеров, в лики давно исчезнувших людей, невольно приходишь к выводу, что портрет ни в коей мере не сводится к изображению лица и фигуры человека, но подразумевает изображение целого мира сквозь претворенную искусством человеческую личность и — что очень важно — сквозь индивидуальность художника. Портрет это всегда двойной образ: образ модели и образ художника. Увидеть, воплотить в портрете душу человеческую во всей ее сложности, разгадать человека, сказать о нем еще не сказанное — вот задача портретиста. В чертах лица портретист должен искать прежде всего душевное сходство — в этом вся суть. Черты лица должны быть выразительны, то есть раскрывать душу модели. Даже в самом незначительном лице есть жизнь, а жизнь неисчерпаемый материал для искусства.

4.2 Материнство в портретной живописи

Для многих художников женский образ ассоциировался с темой материнства. Рисуя портреты женщин, художники не обходили вниманием особые моменты в их жизни, видя в них особое очарование — например, великий Модильяни, среди его работ есть много портретов Жанны Эбютерн и один из самых интересных — где модель изображена в состоянии беременности. Такому состоянию женщины художники придавали и философский смысл.

Нежность и уязвимость, хрупкость и значимость, эстетика формы и глубина содержания — это лишь несколько слагаемых красоты будущей мамы. Такое состояние женщины тревожило умы и взоры художников с давних времён.

«Портрет беременной женщины», написанный Рафаэлем в начале карьеры, является одним из самых известных его произведений. Художник создал эту картину между 1505 и 1506 годами во Флоренции. Несмотря на то, что история не сохранила имени женщины и информации о ее происхождении, портрет вызывает интерес и впечатляет своей красотой.

4 стр., 1980 слов

Образ матери в музыке — МУЗЫКА — ОТКРЫТЫЙ УРОК — ...

... средствами искусства. Проследим, как музыка, литература и живопись создают образ матери. Это великая и вечная тема в искусстве. Почему? Что означает слово "Мать"? Bысказывание Леонардо да Винчи "Музыка и живопись - это как ... материнства". В картине гениально воплощена идея материнства. Прекрасная молодая женщина с ребёнком на руках легко ступает навстречу своей трагической судьбе: чтобы люди были ...

На картинах видно, что женщина находится в интересном положении. Она не является идеальной красавицей, но обладает особым очарованием. Ее взгляд наполнен достоинством и некой тревогой. Руки женщины, одна из которых находится ниже груди, а другая лежит на животе, словно обнимают будущего ребенка. По нарядности платья и золотым украшениям можно предположить, что она принадлежит к более состоятельному сословию и является женой успешного торговца из Флоренции.

Овальное лицо женщины, черный прямоугольный вырез платья и непроницаемый фон создают ощущение единства матери и ребенка. Отмечается реалистичность портрета и отсутствие приукрашений. Теплые, приглушенные тона создают атмосферу уюта и спокойствия, свойственную ожиданию рождения.

Портрет беременной женщины отличается земным обликом, который только усиливает его привлекательность и очарование. При сравнении с изображениями Мадонн, которые отличаются своей идеальной красотой и пропорциями, этот портрет более реалистичен и земной.

В 1434 году Ван Эйк написал «Портрет Джованни Арнольфини и его жены», дающий вполне ясное представление о «чреватости» молодой супруги. Женщина однако придерживает перед собой длинный шлейф платья, призванный с одной стороны, продемонстрировать зажиточность супружеской четы, а с другой, скрыть выступающий живот — образ, который в ту пору не приветствовался в живописи из эстетических соображений. Художники тех времен, в первую очередь, были ремесленниками, и большая часть работ писалась ими на заказ. Популярным направлением было создание портретов молодых жен в течение первого года после заключения брака, когда возможность их пребывания в «тягостях» была очень даже не исключена, и, тем не менее, на картинах это обстоятельство напрямую почти не отражено.

У Яна Ван Эйка в картине «Портрет четы Арнольфини», супруги трогательны, но полны достоинства и сознания величия момента, здесь и смущение и тихая гордость — эти яркие примеры искусства без лишних пояснений говорят о притягательности такого положения женщины для творчества художников.

Любовь к матери заложена в нас самой матушкой природой. Это чувство живет в человеке до конца жизни. Кем была эта удивительная, добрая, чуткая, внимательная женщина для своего чада? Она была не только любящей матерью, но сыграла определенную роль в развитии их творческих способностей, всегда была рядом. Может быть именно поэтому художники всех времен и народов старались запечатлеть образ своих матерей в своих работах.

4.3 Портрет матери в творчестве художников-портретистов

Рассмотрим портрет матери Альбрехта Дюрера (1471-1528), немецкого живописца, рисовальщика, гравера, теоретика искусства, основоположника искусства немецкого Возрождения.

Этот портрет Барбары Дюрер, созданный Альбрехтом Дюрером в 1514 году, излучает нежность и любовь, но также улавливает тревогу и признаки ее болезни. Художник спешил, боясь утомить больную мать, и был честен в передаче ее страданий и утраты красоты. Работая быстро и решительными штрихами, Дюрер создал шедевр, который стал одним из самых проникновенных портретов в истории графики, рассказывая горькую и мужественную историю матери художника и самого художника, чье призвание требует правдивости даже в самых трудных моментах жизни.

3 стр., 1182 слов

Подготовка к сочинению-описанию «А.С. Пушкин на портретах ...

... Написать сочинение на тему «А.С.Пушкин на портретах О.Кипренского и ... сочинения. Каждая группа составляет свой план сочинения, затем представляет его. Остальные обсуждают, дополняют, уточняют. В.Тропинин и О.Кипренский – замечательные художники-портретисты пушкинского времени. Образ А.С.Пушкина на картинах художников. Отражение идейного замысла художников ... представляет описание портрета А.С.Пушкина ...

Дюрер сумел создать образ своей больной матери, у которой остался только взгляд огромных раскосых глаз. Этот образ до сих пор волнует и заинтересовывает людей. Взгляд женщины мудрый и всепонимающий, отражающий многое, что она в своей жизни видела и страдала. Недуг, разрушающий ее тело, заточился в ее взгляде.

Творчество Рембрандта Харменса ван Рейна также богато образами матерей. Рембрандт стремился постигнуть глубину философии жизни и внутреннего мира человека. В его работах можно увидеть разнообразие жанров и тем: портреты, натюрморты, пейзажи, жанровые сцены, картины на исторические, библейские и мифологические темы. Рембрандт был исключительным мастером рисунка и офорта. Внимание Рембрандта всегда было обращено к тому, как выразить внутреннюю жизнь человека на его лице. Он никогда не упускал возможность запечатлеть это выражение на бумаге или доске.

Рядом с живописью молодой ван Рейн также занимался гравировкой. Одна из его первых гравюр — портрет его матери, выполненный в 1628 году. Рембрандт несколько раз гравировал изображение своей матери, а самый известный эстамп этого произведения называется «Мать Рембрандта под черной вуалью». На этой гравюре пожилая женщина сидит в кресле перед столом, ее лицо выражает спокойствие и уверенность. Джеймс Эббот Макнил Уистлер также был художником, и одна из его известных работ называется «Аранжировка в сером и черном. Мать художника». Для этой картины позировала мать художника, Анна Макнейл Уистлер.

То, что эта картина стала известна, как символ «культа матери», получившего распространение уже в наше время, расстроило бы Уистлера — художник всегда хотел, чтобы его картины ценили только за их формальные достоинства. «Аранжировку в сером и чёрном» можно увидеть в фильмах, сериалах и даже мультфильмах, недаром Уистлер считал свои картины аналогами музыкальных пьес и называл их «симфониями» или «ноктюрнами».

Значительное явление в живописи 20 — 30-х гг. — творчество Мартиромса Сергемевича Сарьяна (1880-1972), армянского и советского живописца-пейзажиста, графика и театрального художника. М. С. Сарьян во многом определил развитие армянской советской живописи. В 20-х гг. художник много работает в пейзажном жанре. Яркая декоративность его полотен передает особенности природы Армении. Уже в те годы Сарьян стремится запечатлеть новое в облике родной страны (картина «Старое и самое новое», 1929; ГРМ).

Полотна Сарьяна полны жизнеутверждения, искренней любви к тому, что преображает привычный армянский ландшафт. Но не только и не столько в этом сильные стороны его произведений. Праздничная красочность сарьяновских полотен — это ликующая песнь, прославляющая свободный армянский народ, который ощутил свое единство и словно новыми глазами увидел свою прекрасную родину.

Женские образы в творчестве армянского художника М. Сарьяна — тема особая, ибо отношение Сарьяна к женщине тоже было особым.

Сарьян трепетно и благоговейно относился к своей матери Устиане, которая воплощала в себе самые высокие женские качества. В своих записях Сарьян посвятил матери немало строк, из которых складывается возвышенно-поэтический образ хранительницы домашнего очага. «Моя мать была необыкновенно трудолюбивой женщиной. Она хлопотала целый день: таскала на коромыслах ведра с водой из колодца, топила печь, пекла вкусный хлеб и пышки, готовила обед, доила коров, сбивала масло, делала сыр. Она всюду успевала и все делала легко, как мастер своего дела. Соседские крестьяне называли ее красавицей, любуясь благородными чертами ее лица и красивым станом. Она была воспитана в духе христианства и часто молилась за счастье людей и просила Бога, чтобы он простил ее, святую, за несовершенные грехи. В минуты отдыха, которых у нее почти не было, она читала вслух молитвенник на красивом древнеармянском языке. Перед иконой висела лампадка, красиво отражающаяся в ризе. Мы с большим благоговением относились к этому уголочку, в особенности в те часы, когда наша мать читала молитвенник, стоя на коленях и кланяясь до земли. После молитвы, в которой она выражала благодарность Богу, поднимаясь с земли, она казалась еще красивее. Мы бросались к ней, обнимали ее колени, плотно прижимались к ней и чувствовали себя счастливыми. От нее ароматно пахло свежеиспеченным хлебом и молоком».

9 стр., 4025 слов

Живопись в русской истории XVIII века

... живописи отводилось первое место. Сейчас, во временном отдалении, мы видим, что по сравнению с искусством портрета ... находя различные точки зрения, художник варьирует излюбленные приемы: ... отношений, миловидность молодой матери, кормящей младенца. Конечно, ... живописи. Он наиболее полно и последовательно воплотил принципы классицизма. В центре его внимания была античная мифология и национальная история, ...

Сарьян написал около десяти живописных и графических портретов своей матери, среди которых особое место занимает «Портрет матери» 1898 года. В дальнейшем образ матери у Сарьяна слился с восприятием земли как женского начала в природе — земля-мать, земля-кормилица, затем он перерастает в своеобразную метафору Матери — природы вообще.

Творчество красноярского художника Томйво Васимльевича Ряннеля

Ряннель — народный художник РСФСР. Он запечатлил свои чувства к матери в «Портрете матери», где передал ее внешний облик и богатый духовный мир.

Портрет матери

Ряннель выбрал обстановку повседневного труда и забот для портрета, что повысило действенность образа. Художник передал тепло, свет и нежные краски, ликующую радость, которые связаны с жизнью его матери.

Чувства к матери

Художник выразил свою любовь и уважение к матери в заметках о путешествиях, в которых вспоминал своих первых учителей. Матерь была для него первым учителем и рассказчиком о жизни.

Описание образа матери

Рассказ начат в словесной форме и продолжен на портрете. Матерь изображена с мудрым, добрым и внимательным лицом, руками труженицы, в окружении повседневных забот. Она пережила многое и накопила жизненной мудрости, которую передавала своему сыну и остальным близким.

Как художник-портретист Александр Шилов — своеобразный посредник между человеком и временем. Он чутко улавливает психологическую жизнь образа и создает не просто живописное полотно, а, проникая в тайники души, раскрывает судьбу человека, запечатлевает мгновение, в котором живет наш реальный современник. Человек интересует А. Шилова во всех проявлениях индивидуального бытия: его герои пребывают в радости и грусти, в спокойном раздумье и в тревоге ожидания. На его полотнах много детских и женских образов: чистых, обаятельных, проникновенных, прекрасных.

Уважением и симпатией проникнуты портреты пожилых людей, проживших долгую трудную жизнь, но сохранивших доброту и любовь к окружающим, среди которых: «Моя бабушка» (1977), «Солдатские матери» (1985), «Портрет матери» (1988).

31 стр., 15366 слов

Женщина мать в искусстве 20 века – Образ женщины –матери в искусстве разных эпох

... художников XX столетия, запечатлевших женщину-мать. Вот и наступил XX век. В искусстве XX века совершенно по-новому ... женщины-матери. Жест поднятой вверх руки многим напоминает известный образ Богоматери Органы, молящейся за спасение человечества. ИСТОРИЯ ПЛАКАТА. РОДИНА-МАТЬ ЗОВЁТ «Родина-мать ... в воинских эшелонах, на кухнях, в домах и на заборах. Для солдат и офицеров он стал портретом Матери, в ...

Особая мягкость, задушевность образов делает работы А. Шилова глубоко национальными.

Тайна женской красоты тревожит человечество на протяжении всей истории его существования. Едва ли найдется художник, который не пытался бы постичь эту тайну, но каждый открывал ее по-своему. Главными и неизменными в этом постижении оставались идеал материнства, священные узы любви между матерью и ребенком. Женщина с ребенком на руках, мать, материнство вообще является одной из основных тем мирового искусства.

Средневековое искусство европейских стран сегодня невозможно представить без широко запечатленного образа Богоматери. В Западной Европе он был связан с культом Мадонны, а на Руси — с Богородицей, которая воспринималась как покровительница и защитница родной земли, заступница людей перед Богом. Искусство Высокого Возрождения, определившееся в основных своих чертах к началу XVI века, принесло иное, чем у предшествующих художников, понимание женской красоты. Титаны Высокого Возрождения Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль и Тициан стремились к созданию обобщенного образа совершенного человека, прекрасного как физически, так и духовно. Воплощением такого идеала становится Мадонна, Дева Мария с Младенцем — возвышенный символ материнства и жертвенной любви к людям.

Во все времена художниками воспевалась красота женщины. Но именно образ женщины — матери являлся идеалом женской красоты. Сколько мадонн создано живописцами с древности до наших дней! У каждого времени — своя мадонна. Своя она и у каждого художника. Ведь слово «мадонна» означает «моя женщина» …. С этим значением соединился образ материнства как неотъемлемый от представления о прекрасной женщине, исполняющей главную жизненную миссию. Уже в формах культовой живописи этот образ стал воплощением гуманных, общечеловеческих понятий. Поэтому он органично перешел в светскую живопись. С течением времени его гуманное содержание освобождалось от религиозной оболочки. Наследие мастеров живописи прошлого и настоящего невероятно велико. Живописцы создали ряд неповторимых, выразительных и трогательных полотен, которые до сих пор находят отклик в душе каждого человека. Поэтому можно сказать с уверенностью, что образ матери будет вечным сквозь века.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/diplomnaya/na-temu-materinstvo-v-proizvedeniyah-russkih-hudojnikov/

— Барская Н.А. Сюжеты и образы древнерусской живописи. — М.: Просвещение, 1993. — 223 с.
— Бельтинг X. Образ и культ. История образа до эпохи искусства. — М.: Прогресс-Традиция,2002. — 752 с.
— Бойко Н. Истории знаменитых полотей / Н. Бойко. — Ростов н/Д: Феникс, 2006. — 224 с. — (Наша история)
— Ветрова Г. Русское искусство: детская энциклопедия. — М.: Белый город, 2000. — 64 с.: ил.
— Григорьева Е. Русские иконописцы. — М.: Белый город, 2009. — 47с.: ил.
— Даниэль С. От иконы до авангарда: шедевры русской живописи. — СПб.: Азбука, 2000. — 368 с.: ил.
— Евангулова О.С., Карев А.А. Портретная живопись в России второй половины XVIII века.- М.: Изд-во Московского университета, 1994. — 197 с.
— Европейская живопись XXII-XX вв.: энциклопедический словарь. — М.: Искусство; NOTA BENE, 1999. — 527 с.
— Ефремова Л.А. Портрет в русской живописи. — М.: ОЛМА-Пресс Образование, 2006. — 96 с. — (Галерея мировой живописи)
— Ивакина В. В. Образ материнства в архаико-мифологическом сознании // Вестник Сев-Кав ГТУ. Серия «Гуманитарные науки» № 2(9).

14 стр., 6819 слов

Импрессионизм во французском искусстве второй половины XIX века

... эволюции искусства. Цель данной работы изучение импрессионизма во французском искусстве второй половины XIX века. Для ... Франция, вышедшая на передовые рубежи истории, вновь была отброшена назад. Третья ... Родившись в боевом искусстве политической сатиры, критический реализм в живописи достигает своего ... качеств. Познание мира в импрессионизме основывается главным образом на изощрённой наблюдательности, ...

Ставрополь: Сев-Кав ГТУ, 2003. — С. 92-96.
— Икона[Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%B0
— Иконы Богоматери [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.panasia.ru/main/oth/rusmonastery/icon/5.html
— Ильина Т.В. Изобразительное искусство: от техники к образу. — СПб.: Методологический консультационный центр, 2006. — 280 с., 384 ил.
— Ионина Н.А. Сто великих картин. — М.: Вече, 2001. — 512. — (100 великих)
— История русского искусства. Т. I./Под ред. М. М. Раковой. И. В. Рязанцева. М.: Изобразительное искусство, 1991. — 507 с.: ил
— История русского искусства: конспект лекций. — Красноярск, 2007. — 397 с.

Калинина А. Рембрандт: биографический очерк. — Режим доступа: http://rembr.ru/kalinina4.php

Камминг Р. Искусство: полная энциклопедия. — М.: АСТ; Астрель, 2007. — 512 с.: ил.

Лазарев В.Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века. М.: Искусство, 2000. — 365 с.: ил

Лушников Б.В. Рисунок. Портрет: учеб. Пособие для студентов высш учеб заведений. — М.: ВЛАДОС, 2004. — 144 с.: ил.

Петров-Стромский В.Ф. Тысяча лет русского искусства: история, эстетика, культурология. — М.: ТЕРРА, 1999. — 352 с. — («ТЕРРА» — школе)

Популярная история русской живописи /Автор-сост. Е.А. Конькова. — М.: Вече, 2002. — 512 с., илл. (32 с.)

Портрет современника [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://region.krasu.ru/node/613

Портрет: уроки мастерства. — М.: Мир книги, 2005. — 96 с.: цв. ил.

Рябцев Ю.С. История русской культуры: книги для чтения. — М.: РОСМЭН-ПРЕСС, 2003. — 383 с.: ил.

Сарьян Р. В экспозиции женские портреты[Электронный ресурс]. — Режим доступа:

Степанян Н. Искусство России ХХ века: взгляд из 90-х. — М.: ЭКСМО-Пресс, 1999. — 316 с.: ил.

Федотов Г.П. Стихи духовные: Русская народная вера по духовным стихам. — М.: Прогресс Гнозис, 1991. — 192 с.

Художники России. Тойво Ряннель.- Красноярск: Растр, 2010. — 180 с.: ил

Языкова И. К. Богословие иконы: Учебное пособие. — М.: изд-во Общедоступного Православного Университета, 1995. -212 с

Якобс М. Семь веков западноевропейской живописи. — М.: Арт-родник, 1998. — 271 с.: ил

5 стр., 2287 слов

Электронные ресурсы и издания

... а электронные данные и программы делятся на интерактивные мультимедиа и онлайновые службы. По режиму доступа различаются ресурсы локального доступа и ресурсы удаленного доступа (off ... базы данных, видеофильмы. Заметим, что очень близким к электронным ресурсам является понятие электронного издания. Электронное издание представляет собой совокупность графической, текстовой, цифровой, речевой, ...