Импрессионизм во французском искусстве второй половины XIX века

Курсовая работа

Это в силу искренности и прямой преданности мастерства импрессионистов, они были способны преодолеть выходящую за рамки визуала эстетику «официального искусства», что ставило их вне системы устоявшихся академических традиций. Вместо того чтобы только изображать вещи, они внедряли в свои картины свои чувства, объединяя субъективизм искусства с научным беспристрастным изучением света и цвета.

Их использование света и цвета было необычно свежим и революционным. Вместо традиционной линейной перспективы и формализованного изображения объектов, импрессионисты подчеркивали атмосферные условия, используя цвет для создания общего впечатления и эмоционального реагирования. Они часто размышляли о естественном свете и его изменчивости — в зависимости от времени суток и погодных условий — и отражали эти вариации света на своих полотнах.

Живописцы-импрессионисты предпочитали работать на открытом воздухе, чтобы отражать непосредственные эффекты на свои произведения. Захваченный ими «пейзажный момент» стал основой для их работы, что позволяло захватывать уникальность и специфику каждого места и времени.

Для успеха в передаче этих моментов импрессионисты активно развивали новые техники живописи, включая использование мазков кисти и технику «точечной живописи» или «пунктилизма», что позволило более точно передать особенности света и цвета.

Однако, несмотря на некоторые их новаторские подходы, у импрессионистов были и оппоненты, особенно среди художников старшего поколения и критиков, которые придерживались более традиционных подходов к живописи. Обвинения в отсутствии тематического единства, поверхностности и непрофессиональности мазков и фактуры работ неоднократно заставляли импрессионистов ставить под сомнение свое место в мире искусства.

И все же, несмотря на все трудности и испытания, импрессионисты продолжали трудиться, их идеи распространялись и влияли на многих последующих поколений художников, формируя основу таких направлений, как постимпрессионизм, экспрессионизм и фовизм.

К середине 1880-х гг. импрессионизм, исчерпав свои возможности как целостной системы и единого направления, распадается, дав импульсы для последующей эволюции искусства.

Цель данной работы изучение импрессионизма во французском искусстве второй половины XIX века.

12 стр., 5652 слов

Искусство импрессионистов

... света, воздуха и цвета такие чарующие эффекты, каких раньше не замечали и без живописи импрессионистов, ... искусство отличалось исключительной живучестью, художественного опошляя, духовно объединяя и приспосабливая к уровню мещанских вкусов публики достижения основных творческих исканий своего времени. Искусству ... Цель написания реферата – показать, как отразились в творчестве импрессионистов важнейшие ...

Для раскрытия данной цели автором определены следующие задачи:

  • рассмотреть предысторию импрессионизма;
  • определить роль импрессионизма в изобразительном искусстве;
  • изучить творчество импрессионистов: Эдгара Дега, Эдуарда Мане, Клод Моне

1. Импрессионизм. Предыстория.

Трудно переоценить роль Франции в развитии запад­ноевропейской культуры нового времени. В сфере пла­стических искусств ее значение было бесспорно определяю­щим. Многие самые яркие художественные явления в тече­ние долгих лет рождались на берегах Сены – в Париже, рождались с тем, чтобы в дальнейшем стать достоянием всего культурного мира. И сейчас, когда мы говорим о высших худо­жественных достижениях XIX века, то, конечно же, имеем в виду именно искусство Франции, и в особенности ее живопись. Масштабы этих достижений отчасти заслонили в нашем сознании острую конфликтность культурно-художественно­го развития эпохи, когда эстетические баталии приобрели невиданный размах, а творческие победы часто давались ценой огромных жертв. Никогда еще художественная жизнь не была столь драматичной, столь насыщенной на­пряженными столкновениями. В них по-своему преломи­лась историческая сложность эпохи, глубокие социальные сдвиги и политические потрясения, под знаком которых ро­дился и развивался XIX век [5. С.5.].

Во вторую воловину XIX столетия Франция вступила, пе­режив революционную бурю 1848 года. Июньское восста­ние в Париже стало «первой великой битвой между обоими классами, на которые распадается современное общество». Но победа, одержанная в этой битве, оказалась непрочной, и уже в конце 1851 года президент республики Луи Бона­парт провозгласил себя императором Наполеоном III.

Вторая империя во Франции

Период Второй империи во Франции был характеризован ловкой политикой урегулирования конфликтов между различными общественными силами. Правительство стремилось усмирить общественное недовольство, сочетая открытые репрессии с демагогическими обещаниями и либеральными компромиссами. Однако этот «деловой домик» империи, продержавшийся всего два десятилетия, рухнул при первом серьезном испытании. В результате франко-прусской войны Франция оказалась близка к катастрофе.

Псевдо-республиканское правительство национальной обороны привело Париж к капитуляции. Однако революционный народ спас французскую столицу, и 18 марта 1871 года была провозглашена Коммуна [5. С.5.].

Но кровавые события майской недели и последующие репрессии серьезно подорвали прогрессивное общественное движение. Франция, достигшая передовых позиций в истории, была снова отброшена назад. Третья республика вынуждена была провести ряд демократических преобразований, превратившись в подходящую и достаточно гибкую форму политического господства финансового капитала.

Конфликты и нестабильность XIX века во Франции

В конце XIX века во Франции наблюдалось нарастание экономической и политической нестабильности. Социальные конфликты периодически принимали угрожающий характер, а правительственные кризисы сменялись политическими скандалами, которые обнажали глубины неразрешимых противоречий, скрытых за покровом республиканского режима. Это только некоторые из важнейших фактов исторического развития Франции [5. С.6.].

Социальные преобразования и научные достижения

Однако XIX век, особенно его вторая половина, был не только временем буржуазного предпринимательства, политических авантюр и социальных битв, завершавшихся победой реакции. Это была эпоха блестящих научных достижений и ошеломляющих технических прорывов. В это время происходил бурный прогресс производительных сил и демократизация общественного строя, а идеи социализма и, впоследствии, марксизма стали широко распространяться. Во многом это был век прогресса. В контексте этих противоречивых черт эпохи следует рассматривать художественные явления, определившие характер французского искусства во второй половине столетия, и, прежде всего, его высокие достижения.

13 стр., 6213 слов

Направления, течения и стили в искусстве

... в рамки каких-либо художественных течений. Новое искусство ХХ века - это многообразие сечений и направлений. НАПРАВЛЕНИЯ, ТЕЧЕНИЯ И СТИЛИ В ИСКУССТВЕ - понятия (в ... в.) КЛАССИЦИЗМ (лат. classicus - образцовый) - стиль и направление в литературе и искусстве XVII - нач. XIX в., обратившееся к античному наследию как к норме и идеальному образцу. Классицизм сложился в XVII в. во Франции. В XVIII в. ...

Искусство второй половины XIX века во Франции характеризуется значительной неоднородностью. Противостояние официального салонно-академического искусства и передовых творческих тенденций, которое началось еще в предыдущем периоде, продолжало определять основное направление в разделении художественных сил. В то же время возможно было взаимодействие и взаимное влияние. Бурное общественное развитие и его ускоренные темпы привели к появлению и быстрому смене различных стилистических явлений. Чаще всего художественные течения или отдельные мастера еще не успевали полностью проявить свои стремления, как уже возникали другие, выражающие принципы творчества в своих работах и эстетических программах. Это разнообразие и переплетение художественных тенденций особенно ярко проявились в последние два десятилетия XIX века, когда ведущие мастера импрессионизма, постимпрессионизма и символизма определяли важнейшие стилистические параметры французского искусства.

Развитие французского искусства во второй половине XIX века можно выделить основные направления, определенные периодами и вехами.

Первый этап, примерно 1850-1865 годы, завершает развитие художественных тенденций, которые возникли и получили достаточно яркое выражение в предыдущем периоде. В это время приходится последние годы творчества Эжена Делакруа (1798-1863) и Жана Августа Доминика Энгра (1780-1867), которые оказали сильнейшее влияние на молодое поколение. Особенно значимым в 1850-е годы становится авторитет главы романтической школы Делакруа.

[5. С.8.]

На данный момент данная часть исследовательской работы еще требует доработки и дополнения. В процессе изучения будут подробно раскрыты важнейшие периоды и направления в развитии французского искусства второй половины XIX века.

Введение

Искусство Франции всегда было на переднем плане развития мировой художественной культуры. Романтизм в середине XIX столетия был непродолжительным, и на смену ему пришло мощное реалистическое движение. Развиваясь под влиянием общественных изменений и революционных настроений, художники обратили свое внимание на полное отображение своего времени и выносили ему судью. Расцвет критического реализма был связан с демократическим подъемом 1840-х годов, и его продолжение было проблематичным в эпоху Второй империи. Революционные идеи продолжали витать в воздухе, питая творческие принципы художников во второй половине XIX века и приводя к появлению импрессионизма в изобразительном искусстве.

Развитие художественной культуры в середине XIX века

Под влиянием широких общественных изменений и революционных настроений, начиная с 1830-х годов, художники Франции стремились отразить реальность своего времени на полотнах. Многие из них, включая мастеров сатирической графики и барбизонской школы пейзажистов, выступали с задачей полного отображения своего времени. Их работы не ограничивались простым отражением действительности, но выносили ей судью с позиций передовых общественных сил. Родившееся в боевом искусстве политической сатиры, критическое направление в живописи достигало своего полного развития к середине XIX века в творчестве таких мастеров, как Курбе, Милле и Домье. Его расцвет был связан с демократическим подъемом 1840-х годов, хотя наступление реакции было быстрым и победоносным. Мощная демократическая волна, пронесшаяся по многим странам Европы, продолжала питать передовые идеи культурно-художественное движение. Именно это послужило толчком для развития критического реализма во второй половине XIX века.

10 стр., 4963 слов

Общие признаки искусства модернизма. Основные направления модернизма в живописи

... мира. Художники в конце 19 века, особенно импрессионисты (импрессионизм), начали устраивать собственные выставки, всё большую роль в популяризации их искусства стали играть торговцы картинами. Однако для многих понятие "Модернизма" связано, прежде ...

Появление импрессионизма

Импрессионизм был кратким, но насыщенным периодом в истории французского искусства, который продолжался всего 12 лет, с 1874 по 1886 год. Название направления происходит от картин Моне «Impression, soleil levant», которая была представлена на первой импрессионистической выставке в 1874 году. Импрессионисты стремились отображать мир сквозь призму ощущений, выражать свои впечатления от окружающей их реальности. Они использовали яркие и насыщенные цвета, чтобы передать свои чувства и настроения. Это привело к пересмотру традиционных художественных техник и методов, частично основанных на академической живописи.

Особенности творчества импрессионистов

Художники, представлявшие импрессионистическое направление, следовали принципам мгновенности и пространственной глубины, используя для этого короткие и быстрые касания кистью, которые не сливались в одно целое. Использование ярких и чистых цветов, преобразование света и тени, пересмотр традиционных приемов художественной практики и использование новых, в основном открытый воздух и свободные формы, отличало импрессионизм от других направлений в изобразительном искусстве. Несмотря на короткий и интенсивный период существования, импрессионизм оказал огромное влияние на последующее развитие французской художественной культуры и стал прекрасным примером того, как революционные идеи и изменения в общественной жизни могут найти свое отражение в искусстве.

Развитие импрессионизма в изобразительном искусстве имеет свои корни в противостоянии романтиков и академистов. В 1863 году несколько художников, не принятых официальным жюри на выставку, организовали свой собственный «Салон отверженных». На этой выставке было представлено знаменитое произведение «Завтрак на траве» Эдуарда Мане (Приложение А).

Мане, не стремившийся стать ниспровергателем основ официального искусства и следовавший классическим традициям, был встречен враждебно академическими кругами. Появление картины «Завтрак на траве» сопровождалось громкими скандалами, так как Мане изобразил одетых молодых людей и обнаженных женщин в необычной живописной манере.

Эдуард Мане стал центром французской живописи второй половины XIX века и являлся движущей силой этого направления. Его имя стало символом окончания одного периода и начала другого. Мане действительно является «отцом импрессионизма», именно от него пошел импульс, приведший к появлению этого искусственного стиля в 1874 году.

2. Импрессионизм в изобразительном искусстве

2.1. История возникновения

Термин «импрессионизм» возник случайно. Название пейзажа Клода Моне «Впечатление. Восход солнца» (от французского impression — впечатление) послужило поводом для возникновения этого термина. Картина была представлена на выставке импрессионистов в 1874 году. Это было первое публичное выступление группы художников, объединившихся вокруг Эдуарда Мане (в группу также входили Клод Моне, Эдгар Дега, Огюст Ренуар, Альфред Сислей, Камиль Писсарро и другие).

25 стр., 12199 слов

Реферат творчество э мане

... один период в истории французского искусства и начинается другой. Мане был действительно “отцом импрессионизма”, тем, от кого исходил импульс, ... боролись против общей оппозиции. Темой для моего рефератаявляется творчество Эдуарда Мане, поскольку он оказался в самом центре французской ... Глава 1. Начало творческого пути 1.1. Юношеские годы Э. Мане Эдуард Мане родился 23 января 1832 года в Париже, ...

Официальная буржуазная критика встретила выставку грубыми насмешками и травлей. Однако уже с конца 1880-х годов формальные приемы импрессионистов были заимствованы академическим и салонным искусством, что привело к горьким словам Дега: «Нас расстреливали, но при этом обшаривали наши карманы».

Инновации и последствия импрессионизма

Импрессионизм, был не только формой развития от реализма к абстракции, но также внес революционные изменения в мир искусства. Изменения, которые произвели импрессионисты, были ключевыми для формирования всякого следующего искусства. Тем самым, нетрудно увидеть влияние и слежение за «правилами» импрессионизма, оказавшихся под влиянием современной художественной традиции.

Один из ключевых выводов, которые можно сделать из анализа вклада импрессионистов в искусство, — это их уход от традиционных живописных материалов. Путём отбора цвета и света над параметрами пикториального пространства, импрессионисты освободили изобразительное искусство от ограничений по использованию старинных лаков и красок, предоставив уникальные возможности для символизма в искусстве.

Тематическое разнообразие импрессионистов и их влияние

Второй важной особенностью импрессионизма являлось исключительное разнообразие тем и сюжетов. Изображение повседневной жизни великого города, ощущение атмосферы улиц и кварталов, туманов, дневных и ночных световых впечатлений, внесли значительный вклад в то, как сегодня понимается городской пейзаж в искусстве.

Заметное внимание импрессионистов к иллюстрации человеческой фигуры в своих работах было еще одной чертой, которую не следует пренебрегать. Акцент на человеке и его взаимоотношениях с существующим пространством также оказал значительное влияние на последующее искусство, став основой для многих современных пониманий изображения «человека в окружающей среде».

Импрессионизм и постимпрессионизм являются двумя последовательными временными этапами коренного перелома в искусстве. Импрессионизм, с одной стороны, завершает развитие искусства Нового и Новейшего времени, которое основывалось на отображении окружающего мира в зрительно достоверных формах действительности. С другой стороны, он становится началом крупнейшего переворота в истории изобразительного искусства, заложив основы для нового этапа искусства в ХХ веке [2].

2.2. Внутренний мир импрессионистов

Творчество Эдуара Мане (1832-1883), выдающегося живописца XIX века, свидетельствует о том, насколько органично сливаются в искусстве импрессионистов традиции и новаторство. Хотя сам Мане относил себя к отдельному направлению и выставлялся отдельно, он является одновременно предтечей и идейным вождем импрессионистов. Его произведения «Завтрак на траве» и «Олимпия» подверглись осуждению общественности и критиков. Искусство Мане стало синонимом безобразия, а сам художник был назван «сумасшедшим, который пишет картину, трясясь в белой горячке» [Приложение Б]. Тем не менее, только некоторые проницательные умы того времени смогли полноценно оценить талант Мане.

18 стр., 8623 слов

Импрессионизм и постимпрессионизм в изобразительном искусстве

... импрессионистов, легкая для восприятия, получила всеобщее признание, чего нельзя сказать обо всех течениях современного искусства. [3, с.254] Выработка нового стиля импрессионизма ... трудятся". [14] Гюстава Курбе Ранние работы Курбе проникнуты романтическими настроениями. Однако очень ... импрессионизма. Рис.1 К. Моне. Впечатление. Восход Солнца Импрессионизм - направление в искусстве, возникшее ...

У другого импрессиониста, Эдгара Дега (1834-1917 гг.), в центре его искусства всегда стоял человек, в то время как пейзаж не играл значительной роли. Дега был большим почитателем Энгра и придавал исключительное значение рисунку. Он также восхищался Мантеньей и Пуссеном, и копировал их картины. Дега начал свою художественную карьеру с исторических сюжетов и портретов, однако позднее перешел к изображению сцен современной жизни под влиянием Мане. Балет и скачки были главными темами его работ, но он также изображал жизнь парижской богемы, включая модисток, гладильщиц и прачек [2].

Огюст Ренуар (1841-1919 гг.) был одним из самых солнечных и жизнеутверждающих художников Франции. Его творчество полно радости и оптимизма, и А.В.Луначарский даже называл его «живописцем счастья». В начале своей карьеры Ренуар занимался живописью по фарфору и расписыванием вееров и штор, что оказало значительное влияние на его стиль и сюжеты.

Позже, во время общения с представителями импрессионистического движения, такими как Клод Моне и Альфред Сислей, Ренуар перешел к импрессионистической манере живописи. Его наивысшие достижения связаны с изображением женщин и детей. Он изображал женщин с пышными формами и припухлыми губами, часто в обнаженном виде. Его модели были девушки из народа и небогатые буржуазки, свободные и свежие, не стесняющиеся своей наготы.

Однако, после посещения Италии и увлечения искусством Возрождения и помпейскими фресками, Ренуар на какое-то время изменяет свой стиль и переходит к «классическому» или «энгровскому» направлению. Он приходит к сознанию, что не умеет ни писать, ни рисовать и чувствует себя в тупике. Однако, после краткого периода поисков, он возвращается к своей прежней импрессионистической манере.

Таким образом, творчество Огюста Ренуара отличается оптимизмом, яркостью и радостью жизни. Его изображения женщин и детей передают свободу и натуральность, а его стиль переходит от импрессионизма к «классическому» и обратно.

Считается, что именно в творчестве Клода Моне импрессионизм получил свое самое последовательное, но и далеко идущее выражение. Его достижения этого живописного метода, такие как передача неуловимых переходных состояний освещения и вибрация света и воздуха, привели к величайшей победе искусства Нового времени. Одним из примечательных моментов творчества Моне стало создание серий картин, в которых один и тот же мотив повторяется в разные времена года, при разном освещении и погоде. В поздний период творчества Моне его живопись стала характеризоваться усиленной тенденцией к декоративизму и плоскостности. Остальные художники-импрессионисты, хотя и оставались в тени Моне, не уступали ему в зоркости видения природы и в живописном мастерстве [2].

Сравнительный анализ Альфреда Сислея и Камиля Писсарро в контексте импрессионизма

Альфред Сислей (1839-1899) и Камиль Писсарро (1831-1903) — два известных художника, чьи произведения играли важную роль в развитии импрессионизма. В данном исследовании мы сосредоточимся на возможностях передачи пейзажей и использовании цвета в их работах.

8 стр., 3941 слов

Импрессионизм в живописи, музыке и литературе

... живопись, музыку и литературу, а также кинематограф. Некоторые принципы импрессионизма — передача мгновенного движения, текучесть формы — в различной степени сказались в скульптуре 1880—1910-х годов. 2. Импрессионизм в живописи Весной 1874 года ... в искусстве. Импрессионисты провели восемь выставок, последнюю - в 1886 году. Именно на первой выставке 1874 году в Париже появилась картина Клода Моне, ...

Альфред Сислей

Сислей, англичанина по происхождению, был блестящим мастером пленэра и отличался особой живописной элегантностью. Его произведения выделяются прекрасным передачей прозрачного воздуха ясного зимнего утра, легкой дымкой согретого солнцем тумана и облачностями в ветреный день. Великолепная гамма оттенков и верные тоники создают атмосферу и глубокое настроение в его пейзажах, отражающих его лирическое восприятие природы[2].

Камиль Писсарро

Творческий путь Писсарро оказался более сложным. Он был единственным художником, участвовавшим во всех восьми выставках импрессионистов и назывался «патриархом» данного художественного движения. Начав с живописи, близкой к стилю художников из Барбизона, под влиянием Мане и своих молодых друзей, Писсарро стал работать на пленэре, постепенно осветляя свою палитру. Он был одним из первых художников, отказавшихся от использования черной краски. Писсарро также был склонен к аналитическому подходу в искусстве, что проявилось в его экспериментах по разложению цвета — «дивизионизму» и «пуантеллизму». Однако, после этих экспериментов, он вернулся к импрессионистическому стилю, в котором были созданы его великолепные серии городских пейзажей Парижа и Руана. В этих произведениях композиция всегда продумана и уравновешена, а живопись утонченна в использовании цвета и виртуозной технике[2].

Оба художника — Сислей и Писсарро — оказали значительное влияние на импрессионизм, своими индивидуальными стилями и методами. Их творчество продолжает вдохновлять и оставлять свой след в истории искусства.

Сноски:

  1. Имя Альфреда Сислея, источник
  2. Творчество Камиля Писсарро, источник

Импрессионизм и пуантеллизм

Импрессионизм — это одно из самых влиятельных направлений в искусстве, которое сформировалось в конце XIX века. Основными представителями импрессионизма были художники, которые стремились передать свои впечатления от окружающего мира в своих произведениях. Они объединялись в группу и проводили выставки, чтобы показать свои работы публике.

Одним из важных художников этого направления был Камиль Писсарро. В отличие от других импрессионистов, он не был склонен к отвлеченным рассуждениям, которые ему приписывались задним числом. Однако, на короткое время он увлекся пуантеллизмом, который был развитием импрессионизма. Пуантеллизм предполагал использование отдельных мазков краски, которые должны сливаться в глазу зрителя. Художники этого направления стремились создать декоративно-монументальную композицию, освободив ее от случайности и фрагментарности.

Создателями пуантеллизма были Жорж Сёра и Поль Синьяк. Они начали писать картины раздельными мазками, чтобы достичь желаемого эффекта. Однако, это направление не получило широкого распространения и быстро ушло в прошлое.

Импрессионизм как направление в искусстве

Таким образом, можно сделать вывод, что импрессионизм как направление в искусстве состоялся. Это подтверждается словами художника и художественного критика Диего Мартелли, который провел анализ импрессионизма. Он отмечает, что импрессионизм представляет собой переворот в мышлении и понимании физиологии человеческого глаза. Художники этого направления стремились передать в своих произведениях восприятие световых раздражений и выразить его с помощью цвета. Импрессионисты не создавали теорию заранее, а она возникла из неосознанного процесса в глазу художника.

15 стр., 7444 слов

Декоративно-прикладное искусство в работе с детьми старшего дошкольного возраста

... следует начинать на ранних стадиях формирования личности. Из всего вышесказанного следует, что тема данной курсовой актуальна в нашем времени, и поэтому мы выбрали именно ее. Тема: Декоративно-прикладное искусство в работе с детьми ... столах, тарелках на стену. Окружают коней сказочные цветы, иногда здесь же изображают диковинных птиц и зверей. Кажется, что скачут кони по волшебным садам. Сказочные, ...

Ранее основной роль в живописи отводилась рисунку, а цвет рассматривался как средство воображения. Однако, анализ показал, что впечатление, которое предметы оставляют в глазу человека, зависит от цвета, а не от контуров форм. Это открытие привело к изменению взгляда на живопись и утверждению импрессионизма как нового направления в искусстве.

3. Творчество импрессионистов. Важные имена.

Импрессионисты жили в эпоху борьбы современности и традиций. Мы видим в их произведениях радикальный и ошеломляющий для того времени разрыв с традиционными принципами искусства, кульминацию, но не завершение поисков нового взгляда. Абстракционизм XX века родился из экспериментов с существовавшим тогда искусством, точно также новшества импрессионистов выросли из творчества Курбе, Коро, Делакруа, Констебла, а также предшествующих им старых мастеров.

Более того, можно обнаружить отдаленные корни, связанные с творчеством Леонардо да Винчи и Рембрандта [3].

3.1. Эдуар Мане.

  • ..Художник — революционер, любивший общество и мечтавший об успехе, который мог предложить человеку только Париж, — о лести дам, о теплых объятиях их салонов, о роскошной жизни средь восторженных толп.

Эмиль Золя

Писатель Эмиль Золя был одним из первых, кто поддержал импрессионистов в прессе. Эмиль Золя, журналист, писатель и искусствовед в 60-х годах приехал в Париж в сопровождении своего друга детства Поля Сезанна. В «Салоне Отверженных» в 1863 году он мужественно защищал художественные произведения авангарда вместе с Сезанном и Гийомом. Восхищение им Мане присутствовало всегда, хотя их знакомство произошло только в 1867 году. Портрет, на котором изображен писатель, исполненный Мане, акт благодарности за активную поддержку и дружбу писателя. Художник помещает Золя в обычную для него обстановку, за его рабочий стол. Золя листает том «Истории художников» Шарля Блана, окруженный предметами и книгами в рабочем беспорядке, что свидетельствует об его широких интересах  творчество импрессионистов важные имена  1 и вкусах. Справа, за большой чернильницей с гусиным пером, видна обложка написанного Золя очерка-размышления «Новый путь живописи: Эдуард Мане», который был опубликован в журнале «Обзор XIX века», а затем издан отдельным выпуском.

Введение

Эдуард Мане, французский художник XIX века, является одной из ключевых фигур в истории живописи. Его талант и инновационный подход к искусству принесли ему признание и заслуженное место среди великих мастеров. Родившись в Париже в 1832 году, Мане рано показал свою склонность к художественной деятельности, отказавшись от идеи следовать в стопы своего отца — юриста. Несмотря на ряд трудностей и препятствий, которые встретились на его пути, Мане смог преодолеть все трудности и достичь успеха в своей любимой профессии.

6 стр., 2534 слов

Об искусстве и художниках

... их из виду. С другой стороны, художники лишь изредка обращались к тем категориям красоты и выразительности, которыми определяется отношение к искусству наших современников. Конечно, так было не ... фильмы, забыв о предрассудках, но почему-то тащат их за собой на выставку современного искусства. иллюстрация 11 Он хотел показать ее вздорную агрессивность, наглую дурь. Иначе ...

Молодые годы и выбор пути

С 15 лет Мане начал заниматься рисованием вместе со своим другом Антоненом Прустом и вскоре осознал, что его истинное призвание — быть художником. Уперя свое желание стать художником, он отказался от поступления на юридический факультет, чем вызвал недовольство и протест его отца. В итоге, Мане согласился служить во флоте, чтобы уладить разногласия с отцом. Однако, несмотря на свои попытки, Ему не удалось поступить во военно-морскую школу.

Сотрудничество с Томом Кутюром

После неудачи в военно-морской карьере, Мане решил следовать своей мечте и стать художником. Он выбрал известную мастерскую Тома Кутюра для обучения и полного развития своего таланта. С 1850 по 1856 год Мане усиленно трудился, усваивая уроки своего наставника, копируя произведения старых мастеров и постепенно совершенствуя свое мастерство. Хотя Мане оставался верен академическому стилю живописи, его работы уже носили его собственное неповторимое и современное звучание.

Поездка по Европе и новые влияния

В 1856 году Мане покинул мастерскую Кутюра и отправился в путешествие по Голландии, Германии, Австрии, Италии и завершил свое путешествие в Венеции. Во время путешествия он посещал различные музеи, изучал произведения старых мастеров и погружался в местные культуры и традиции.

Дебют на Салоне и первые трудности

В 1859 году Мане впервые представил свою работу на Парижском Салоне — полотно «Любитель абсента». Однако, его работу отвергли по ряду причин, включая неодобрение ее аморальности и вульгарности. Только Делакруа признал потенциал Мане и поддержал его работу.

Заключение

Жизненный и профессиональный путь Эдуарда Мане отображает его настойчивость, решимость и стремление к совершенству. Несмотря на некоторые трудности и неудачи, Мане смог стать одним из величайших художников своего времени и оставить неизгладимый след в истории искусства.

В дальнейшем творчестве Мане продолжил отображать современные общественные явления и события, ставшие для него источником вдохновения. Его картина «Фронт в пять утра» (1868-1870) знаменита своей динамикой и острым отражением реальности. В ней изображены сражения во время гражданской войны в США, привлекая внимание зрителя к жестокости войны и ее влиянию на обычных людей.

Однако, несмотря на смену тематики, Мане не утратил свою характерную манеру изображения, стремясь передать эмоциональное состояние субъекта и динамику происходящего. Его работы по-прежнему привлекают внимание зрителя своей яркостью и пронзительностью передаваемых эмоций.

Таким образом, можно сказать, что встреча с Шарлем Бодлером стала важным вехой в творческом развитии Мане, вдохновив его на создание произведений, отражающих современные явления и становление новых художественных направлений.

Впрочем, тесная дружба с Бодлером оказывала на Мане и иное влияние. Примечательно, что после «Любителя абсента» и знакомства с Бодлером художник избегал изображать деклассированных персонажей. Проницательная художественная критика Бодлера и утверждение необходимости «поэта современной жизни» всегда очень интересовали Мане [3].

В картине «Бар в «Фоли Бержер» (Приложение Г), написанной художником в 1881-1882 гг. девушка за стойкой не смотрит на клиента, отражение которого мы видим в зеркале на фоне ресторанного зала. Перед нами тончайшая оптическая иллюзия, построенная на игре отражений, искусственно созданной художником [4. С. 491].

Основную роль во многих работах Мане играет не столько углубленное и обстоятельное раскрытие внутреннего мира человека, сколько его острая характеристика. Он ищет ее в поведении модели, в ситуации, в присущей только ей повадке, которую передает экспрессивным жестом, неожиданным поворотом головы или позой, всякий раз открывая какую-то новую, очень существенную грань личности. («На балконе» (Приложение Е).

Женщина, сидящая на переднем плане — известная импрессионистка Берта Моризо, впоследствии вышедшая замуж за брата Мане).

Художнику Мане не нравятся маленькие выставки, он всегда предпочитает официальные экспозиции. Именно поэтому многие его произведения выставляются намного позже, чем их создает художник. Как например, картина «В лодке» (Приложение Д) была написана художником в 1874 году, а выставлена лишь в 1879 [4. С. 491].

Любая картина художника поражает острой наблюдательностью, свободой и легкостью мазка, смелой изысканностью красочных сочетаний, Это был художник-новатор, нередко подвергавшийся нападкам официальной французской критики. Впрочем, это пришлось испытать всем импрессионистам, признание и слава к которым пришли не сразу.

3.2. Клод Моне

…Чем дальше я продвигаюсь, тем лучше понимаю,

сколько надо работать для передачи того, что мне

хочется передать: «мгновенность», главным образом,

«оболочку», этот свет, пронизывающий все; и я больше

прежнего недоволен легкими вещами, которые создаются в

едином порыве…

Клод Моне

 творчество импрессионистов важные имена  2

Клод Моне: жизнь и творчество

Клод Оскар Моне родился 14 ноября 1840 года в Париже и проявил интерес к рисованию еще в раннем детстве. В колледже он начал учиться под присмотром великого неоклассициста Жака Луи Давида.

К 15 годам Моне уже известен как карикатурист, рисуя шаржи на учителей. Однако для продвижения в мире искусства ему нужно было формальное обучение. Первые уроки живописи он получил у Эжена Будена, а затем занялся в мастерской Глейра. Спустя несколько месяцев он возглавил совместные пейзажные экспедиции в лес Фонтенбло и в окрестности Парижа.

К 1863 году Моне разработал собственную программу самосовершенствования и отказался от наставлений Глейра. На Салоне 1865 года он получил несколько заказов. В 1866 году Моне начал писать картину «Завтрак на траве», вдохновленный Эдуардом Мане.

Свет и цвет — главные элементы творчества Моне

Увлечение световыми и цветовыми эффектами было главным в творчестве Моне. Его интерес к живописному изображению людей заканчивался на экспериментах с крупномасштабной фигурной живописью.

Моне был представителем импрессионизма, к которому он пришел самостоятельно и которого стал последователем и первооткрывателем вместе с Ренуаром, Базилем и Сислеем. Он знаменит своими знаменитыми сериями ландшафтов, каждая из которых была нарисована в разное время суток и в различные погодные условия.

Интересы за пределами живописи

Кроме живописи, Моне проявлял интерес к ботанике, что нашло свое отражение в его работе над картинами серии «Кувшинки». В 1890 году он переехал в Гиверни, где создал свой знаменитый сад с водяными лилиями, который стал его постоянной темой дальнейшего творчества.

Завершение карьеры и уважение со стороны общественности

В начале 1900-х Моне стал национальным сокровищем для Франции; его работы теперь находились в собраниях лучших музеев в Париже, включая Лувр. В 1914 году Моне был награжден высшей французской наградой за искусство — орденом Почетного легиона.

Клод Моне скончался 5 декабря 1926 года в возрасте 86 лет в своей усадьбе в эмиграции Гиверни. Он оставил после себя немало шедевров, которые до сих пор востребованы любителями искусства по всему миру.

Развитие стиля Моне и его влияние на историю импрессионизма

Основным стремлением Клода Моне было создание органического живописного целого, в котором фигуры людей не только смотрелись на фоне пейзажа, но и составляли с ним единое целое. В отличие от Эдуарда Мане, который работал в мастерской, Моне предпочитал работать прямо на природе, чтобы зафиксировать играющие солнечные блики и цветные рефлексы, объединяющие все элементы пейзажа — листву, траву, платья дам и разостланную скатерть.

Однако в живописи того времени еще сохранялась некоторая тяжеловатость и чернота. Моне, недовольный этим, решил исследовать тайны пленэра и добиться «дематериализации» видимого. Он безжалостно разрезал на части уже законченный холст и полностью посвятил себя пленэру. Таким образом, Моне пришел к тому стилю, который отличает его работы 70-х годов.

В летом 1869 года Моне вместе с Ренуаром создал первые поистине импрессионистические картины в «Лягушатнике» на Сене. Назвав их «дрянными этюдами», Моне все же подписал все свои работы. Именно в этот период истории импрессионизма начала стираться разница между эскизом и законченным произведением. Моне все более уверенно использовал быстрые и смелые мазки, накладывая сырую краску на сырую, что создавало текучее и тонкое смешение цветов.

Побывав в Лондоне, Моне был привлечен его климатом с туманами, смогом, парками и зданиями. Это представляло перед художником новые задачи в изображении атмосферы.

Возвращаясь во Францию в 1871 году, Моне смог сосредоточиться на изображении «оболочки», которая раскрывалась перед его уникальным взглядом. Его привлекали улицы Аржентея, Парижа, река, железная дорога, его собственный дом и окружающая сельская местность. Постепенно разрабатывая систему работы, Моне стал одновременно работать над несколькими полотнами, чтобы уловить любые мимолетные атмосферные изменения и изобразить разные виды одного объекта при разных погодных условиях.

Кульминацией его работы стали последние парижские работы, представляющие урбанистические пейзажи. Моне использовал сложное смешение красок, чтобы создать серию изображений вокзала Сен-Лазар и массивных конструкций в клубах дыма.

3.2.1 Завтраки на траве Э.Мане и К.Моне., Завтраки на траве

Картина Эдуарда Мане, вызвавшая общественный скандал (как известно, император Наполеон III счел ее неприличной), — в своем роде, «жанр на тему искусства». Парковая схема включает здесь реминисценции ренессансных и классических пасторальных аллегорий (от Джорджоне и Тициана до Пуссена и Рубенса), и оттуда же, в частности, из «Сельского концерта» Джорджоне, идет соединение обнаженных женских фигур с одетыми мужскими. Но, сталкивая эти фигуры, Мане акцентирует, с одной стороны, отвлеченность женской натуры (традиционной натуры живописца), с другой – бытовизм мужской «партии». Полемическое столкновение жизни и классических форм, размышление о границах искусства как такового составляет истинную тему его Завтрака.

Клод Моне, по сути, размышляет о том же. По сравнению с «галантными жанрами» Ватта, а они, конечно же, явились здесь главным источником вдохновения, его картина являет последовательный отказ от любых намеков на сюжетность. Жизнь «как она есть» для будущего импрессиониста лишена векторных сюжетных начал, она спонтанна и синтетична, чему соответствует синтетический жанр, где собственно бытовое содержание растворено в элементах пейзажа, натюрморта и даже группового портрета (несмотря на то, что многофигурной композиции позировали всего три человека).

Однако, непреднамеренность «кадра» еще откорректирована воспоминанием о классических принципах фигурной постановки с ее организованным ритмом вертикалей и горизонталей.

Творческий путь Эдгара Дега представляет особый интерес. Он считал живопись делом, требующим столько же хитрости, злого умысла и порока, как и совершение преступления.

создавай фальшивки и добавляй

чуть-чуть естественности…

Эдгар Дега

 творческий путь эдгара дега 1 Илер-Жермен-Эдгар Дега родился в 19 июня 1834 года в Париже. Подобно Мане, он принадлежал к высшим слоям парижского общества. В отличие от Мане, ему не пришлось преодолевать сопротивление родителей, чтобы стать художником. Среди друзей семьи было несколько очень богатых коллекционеров и государственных деятелей, которые поощряли уже самостоятельно обучающегося Эдгара, позволяя осматривать и копировать, принадлежавшие им сокровища искусства [3].

К июлю 1856 года Дега завершил краткий курс академического образования, получив годом раньше место в Школе изящных искусств, где учился у Луи Ламота, ученика Энгра. Он уже обладал немалыми способностями: глубокое знакомство со старыми мастерами всех мыслимых школ, особенно итальянских, давало блестящие результаты.

Отец в полной мере оценил художественный потенциал сына: портреты, копии фресок и старых мастеров, выполненные юношей, сулили надежное и спокойное будущее.

Обилие автопортретов говорит об одержимости Дега не только искусством, но и самим собой: он до конца жизни упорно оставался холостяком.

Ранние работы художника отличаются чрезвычайно четким и точным рисунком, большой наблюдательностью, сдержанной манерой письма и реалистической правдивостью исполнения.

В 1862 году в Лувре Эдгар Дега встретился с Мане. В то время Дега пытался закончить первую значительную историческую композицию «Семирамида на строительстве Вавилона», и Мане с обычным, характерным для их дружбы соперничеством заявил через 10 лет в кафе «Гербуа»: «Дега писал «Семирамиду», когда я изображал современный Париж» [3].

Мане к тому времени завершил «Любителя абсента», «Музыку в Тюильри», эпохальный «Завтрак на траве». Но Дега, будучи на 2 года моложе, не отставал: в 1862 году написана «Любительская скачка. Перед стартом» с весьма оригинальной композицией.

Взаимоотношения двух художников описаны их друзьями (и врагами) в массе анекдотов, но остаются окутанными некой тайной [3].

Эдгар Дега был французским художником, жившим во второй половине XIX века. Его творчество оказало значительное влияние на развитие искусства, особенно на импрессионизм. До середины 60-х годов Дега в основном занимался написанием портретов, в том числе портретов своих родственников. Эти портреты были выполнены в классическом стиле с преобладанием черного цвета и отличались строгостью и реалистической зоркостью.

Однако, после 60-х годов, Дега начал интересоваться другими темами и проблемами. В начале 1870-х годов он стал изображать современный Париж, особенно людей и лошадей в движении. Он стал участником импрессионистических выставок, хотя скорее был их попутчиком, чем членом самого движения. Его отличие заключалось в том, что он не работал на пленэре и не создавал пейзажи, а также в его культе рисунка и линии.

Дега был известен как художник балерин и сильно привлекался к этой теме. Он был первым европейским художником, который увидел балет совершенно по-новому. В своих работах он сочетал изысканные линии с эффектами искусственного освещения. Однако, он развивал эту тему осторожно, что отличало его работы от картин других импрессионистов.

Например, в своей работе «Танцевальный класс», Дега изображает балерин не на сцене, а за кулисами во время репетиции. Они выглядят напряженными и утомленными, лишены парадных улыбок и изящества, которые присутствуют на сцене.

Таким образом, творчество Эдгара Дега отличалось своеобразием и оригинальностью. Он создавал прекрасные портреты, изображал современный Париж, особенно балерин, и развивал свою тему с осторожностью и уникальной перспективой. Его работы оставили глубокий след в истории искусства и продолжают вдохновлять художников по сей день.

Дега, в каждой своей работе, обращенной к теме балета, варьирует технику исполнения. В «Звезде» фигура прима-балерины выделена на нечетком фоне кулис и других артистов (Приложение М) Дега был завсегдатаем театра, но совершенно иначе подошел к театральной теме. Его прельстила не какая-то конкретная прима-балерина, он заинтересовался балетом вообще, балетом, живущим особой жизнью, и рядовой средней балериной. И художник показал зрителю разные уголки театра: сцену, фойе, артистическую уборную, иногда видимую только в щель приоткрытой двери.

Если присмотреться к другой работе художника «Мисс Лола под куполом цирка Фернандо», можно заметить, что перед художником стояла труднейшая задача: передать впечатление от быстрого воздушного танца гимнастки под куполом цирка в тот момент, когда она на секунду замерла (Приложение Н) [4. С. 495.].

Дега всегда оставался мастером интерьеров, замкнутого пространства и расположения фигур в пространстве. В старости, почти ослепнув, Дега делает скульптуры, которые будут отлиты уже после его смерти (1917) [4. С. 485.].

Далее автор предлагает к более подробному рассмотрению одну из работ Дега – «Танцовщица у фотографа» (Приложение О).

3.3.1. Крупный план. Танцовщица у фотографа.

По остроте пластической и пространственной «интриги» «Танцовщица у фотографа» — очень характерная работа Дега. Балерина репетирует перед зеркалом, ее снимает фотограф, и мы видим как раз то, что запечатлел его объектив. А именно: жест нелепый, но не случайный, — ведь героиня знает о присутствии «чужого глаза» и движется в расчете на него. Но скрыто здесь присутствует и третье лицо – художник, извлекающий из ситуации, словно не им спровоцированный, свой смысл: ведь только ему дана власть сделать лицо незнающим, почти несуществующим, и сосредоточить внимание на фигуре, странно затерянной в пустом пространстве зала. Это пространство «съезжает» на нас, и пол «вздыблен», так что правая нога девушки выглядит короче левой. Нарочитая децентрализованность композиции работает в такт иным несоответствиям: танцовщица и ввергнута в большой мир города, и отделена от него жестким каркасом окна; она застыла, но мир вокруг полон движения, и зыбкие вечерние тени скользят по полу, окрашивая сцену каким-то безрадостным выморочным светом.

Дега не развивает ситуацию настолько, чтобы ее можно было прочесть однозначно, усмотрев в пространственном не уюте намек на одиночестве героини или заключив, что в данной системе видения человек уже не есть мера всех вещей. Форсировать выразительность пластического сюжета станут живописцы следующего поколения. В частности Тулуз-Лотрек, работавший в той же поэтике и практически на близком материале. Между тем Дега, как известно, относился к творчеству своего прямого приемника с некоторой настороженностью; вероятно, его, как импрессиониста и, стало быть, программного наблюдателя, смущала здесь степень авторского акцентирования и переиначивания натуры [1. С. 180-181].

Заключение

Реалистический характер и художественное обаяние исканий импрессионистов бесспорны. Решающее значение для судеб художественного развития Франции и Западной Европы в целом имели новаторские реалистические искания Эдуарда Мане, остро выразительное искусство Эдгара Дега и, наконец, творчество группы художников, наиболее последовательно воплотивших принципы искусства импрессионизма: Клода Моне, Писсаро, Сислея и Ренуара. Эти художники вписали яркую главу в историю реалистического искусства XIX века. Их заслуга в том, что они страстно боролись со всеми штампами холодного академизма и с бравурной пошлостью, идейным убожеством салонного искусства того времени стремились к воплощению возвышенных идей и чувств, разрешению посредством искусства сложных этических и психологических проблем своей эпохи.

Художники – импрессионисты внесли свежую струю в ход развития изобразительного искусства. Нельзя не отметить новаторскую роль импрессионистов в создании реалистического городского пейзажа. Они стремились уловить в своих пейзажах непосредственный трепет жизни природы и найти наиболее точные и гибкие средства ее живописного воплощения.

Стремление уловить световое состояние изображаемой природной среды, стремление путем все более последовательного (начиная с середины 80-х гг.) применения принципа оптического смешения цвета повысить светоносность, солнечность картины и освободиться от «музейной черноты» имело в данном случае своей оборотной стороной утрату той пластической телесности, материальной весомости, которой обладала реалистическая живопись от Тициана до Делакруа и Курбе. На раннем этапе своего развития техника импрессионистов – отказ от черного цвета, переход к цветным теням (что действительно соответствует природе) – необычайно просветлила живопись, придавая пейзажам импрессионистов непосредственность, непредвзятую, правдиво-естественную «свежесть» видения, ощущения мгновенно схваченного впечатления. И в этом отношении их искусство было новым словом в развитии реалистической живописной зоркости восприятия мира.

Подводя итог, надо сказать, что импрессионизм как направление в изобразительном искусстве, не смотря на совсем короткий срок своего существования, оставил весьма значительный след в мировой культуре. Буквально в течение полутора – двух десятков лет импрессионизм распространился по всему миру. Среди многочисленных его последователей – американец Д. Уистлер, немцы М. Либерман, Л. Коринт, М. Слефогт, итальянец Дж. Сегантини, русские живописцы К. А. Коровин, И. Э.Грабарь. Присущий импрессионизму интерес к мгновенному движению, ускользающим впечатлениям, текучей форме восприняли и скульпторы – О. Роден во Франции, М. Россо в Италии, П.П. Трубецкой и А. С. Голубкина в России. Не осталась в стороне от влияния импрессионизма и музыка. Яркие представители этого направления К. Дебюсси, М. Равель расширили колористические средства музыкальной выразительности (в области гармонии, инструментовки).

Созданные импрессионистами произведения искусства являются для нас и будущих поколений. Они стоят как бы вне времени, не устаревают и продолжают жить своей внутренней жизнью на продолжении существования человечества. Искусство вечно. Наверное, в этом наше счастье

Список использованной литература:

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/frantsuzskiy-impressionizm/

1. Ельшавская, Г.В. Жанровая живопись [Текст]: серия «История жанров» / Г.В. Ельшавская. – М.: Издательство «Галарт», 2003. – 312 с.

2. Импрессионизм [Электронный ресурс]: внутренний мир импрессионистов. — Режим доступа: www.impressionism.ru.

3. Импрессионизм [Электронный ресурс]: история импрессионизма. — Режим доступа: http://www.junior.ru

4. Искусство мирового искусства [Текст] / Энциклопедия. – М.: 1998. – 720 с.

5. Раздольская, В.И. Искусство Франции второй половины 19 века [Текст] / В. И. Раздольская. – Ленинград.: издательство «Искусство», 1981. – 319 с.