ОБРАЗ КАТЕРИНЫ — РУССКОЙ ЖЕНЩИНЫ В ДРАМЕ А. Н. ОСТРОВСКОГО «ГРОЗА»

Сочинение

ОБРАЗ КАТЕРИНЫ — РУССКОЙ ЖЕНЩИНЫ В ДРАМЕ А. Н. ОСТРОВСКОГО «ГРОЗА»

Наверное, ни одному русскому писателю не уда­лось в своем творчестве обойти вниманием женщину. И какими же разными их описывали! Были среди них и хрупкие барышни, и работящие, выносливые дере­венские бабы. Но всех их объединяют черты, из кото­рых складывается цельный, обобщенный образ рус­ской женщины. Что же характерно для нее?

Любая героиня произведений русской литературы отличается сильным, независимым характером, умом и волей. Но наряду с этим каждая из них наделена прекрасной, чистой, чуткой, ранимой душой, способной на искренние чувства. Всем им довелось испытать лю­бовь, и они отдавали ей себя целиком, без оглядки на любые препоны — общественное мнение, социальные законы, любили всем сердцем, жертвуя ради дорогого человека собой. Может быть, именно поэтому для со­бирательного образа русской женщины характерна и еще одна черта — трагичность.

Особенно ярко это проявилось в литературе девят­надцатого века. Почему же именно в этот период писа­тели так часто обращались к описанию женской души и ее трагедии?

Сильной, и в то же время не чуждой слабостей, де­ятельной и уже несогласной довольствоваться только ролью жены, женщине трудно было найти свое место в обществе, где процветали лицемерие, ханжество, где считались грехом чувства и добродетелью — их скры­вать. Она была слишком искренней, слишком любя­щей, и в порыве чувств вырывалась за рамки условно­стей. Однако тем самым вступала в противоречие и с законами общества, и зачастую со своими собствен­ными представлениями о нравственности. Именно это и служило причиной трагедии.

Девятнадцатый век подарил нам и Анну Каренину, и Татьяну Ларину, и, конечно же, Катерину Кабано­ву — героиню драмы А. Н. Островского «Гроза».

Какая же она — русская женщина Катерина?

Мы знакомимся с ней в тот момент, когда она нахо­дится перед выбором — хранить ли верность нелюби­мому мужу или подчиниться зову сердца. И Катерине кажется, что она уже сделала выбор — пожертвовать своим счастьем ради спокойствия Тихона. Но почему же ей тогда так тревожно, так страшно? И что привело ее к необходимости такого выбора?

Юность Катерины была счастливой и спокойной, она «жила, ни об чем не тужила, точно птичка на во­ле». Ее не заставляли ни работать, ни молиться — и то, и другое было ей в радость. Семья ее была набож­ной, всегда «полон дом странниц и богомолок», и их рассказы тоже радовали девушку. В Бога она верила чисто и искренне, нравилось ей бывать в церкви: «Точ­но, бывало, я в рай войду, и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится». И, как многим счастливым и добрым людям, ей часто снились прекрасные цветные сны.

9 стр., 4338 слов

Николай Александрович Некрасов. Русские женщины. Княгиня М. Н. Волконская

... завершённость обеим поэмам и произведению в целом[8]. Образ Пушкина в поэме Пушкина автор включает в действие второй части «Русских женщин» дважды. Вначале его образ возникает в тех воспоминаниях княгини Волконской, что относятся к ...

Как же получилось, что такая девушка попала в семью Кабановых? Возможно, причиной стали деньги или воля родителей — так или иначе, Катерина не любила и не любит Тихона. Варвара сочувствует ей: «Молоду тебя замуж-то отдали, погулять-то тебе в девках не пришлось». В то время Катерина вообще никого не любила, «смеялась только». И смех обер­нулся для нее несчастливым замужеством. «Я у вас завяла совсем» — жалуется она Варваре, единствен­ному своему другу в семье Кабановых. Вроде и горят по ночам лампадки в чужом доме, как и в родном, и богомолки-странницы рассказывают, что видели в дальних краях, а радости нет. Купчиха Кабанова, свекровь, напрасно обижает Катерину; впрочем, так же строга она и с собственными детьми — Тихоном и Варварой. Это известно всем в городке, за спиной у старухи судачат: «Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем». Сын и дочь Кабановой давно привыкли и к манере матери непрерывно на­ставлять и поучать их, и к незаслуженным обидам, и к отжившим, но все еще уважаемым правилам до­мостроя, которых она придерживается сама и застав­ляет следовать им других. Они не спорят с ней в от­крытую, но Варвара научилась обманывать мать и жить так, как ей хочется; Тихон, внешне почти­тельный, тяготится ее наставлениями, но не решает­ся противоречить. И у того, и у другой выработался своеобразный иммунитет. Катерина же его лишена, и ей трудно сносить обиды: «Напраслину терпеть ко­му ж приятно!» К тому же в том, что она любит му­жа, ей не удается убедить ни себя, ни других, ей «жалко его очень». «Коли жалко, так не любишь, — говорит ей Варвара то, в чем сама Катерина не реша­ется себе признаться. — Да и не за что, надо правду сказать».

Все стало немило Катерине в доме мужа — вернее, свекрови, полновластной хозяйки всего и всех. Тем бо­лее что к ней пришла настоящая любовь. Возможно, этого не случилось бы, живи она в другой, более добро­желательной атмосфере. Теперь же это была просто реакция на обстановку, надежда на счастье, мечтать о котором свойственно любому человеку.

Катерина полюбила Бориса, племянника купца Ди­кого, но не сделала ничего, чтобы дать ему это понять. Она боялась и гнева старой Кабанихи, и обиды, кото­рую могла нанести Тихону — ведь он ее любил. Воспи­танная в набожной семье, она считала грехом любить кого-нибудь, кроме мужа. И Катерина решила даже не видеться с любимым.

Тем не менее страх не покидал женщину. В прибли­жающейся грозе она видела кару небесную, ее повергли в ужас слова сумасшедшей старой барыни: «Вот куда красота-то ведет. Вот, вот, в самый омут!» Катерина как будто заранее предчувствовала свою судьбу, а мо­жет быть, просто понимала в глубине души, что недолго сможет терпеть жизнь в доме Кабановых.

Ничего не предпринимая, она с обреченностью и одновременно с радостью покорилась судьбе, вершительницей которой стала Варвара, мудро заметившая: «А что за охота сохнуть-то!» И когда она устроила влюбленным встречу, Катерина смирилась.

Однако стать счастливой она не смогла: помешало сознание своей вины перед мужем и перед Богом. Ни­кто так и не узнал бы о ее измене, но сама Катерина знала. «Обманывать-то я не умею, скрыть-то ничего не могу» — предупреждала она Варвару. И не смогла удержать свою тайну в себе. А, признавшись, предпо­чла умереть, но не решилась вернуться в дом свекро­ви. Как и напророчила старая барыня, красота приве­ла ее в омут.

3 стр., 1200 слов

Трагедия Катерины в драме Гроза Островского

... жертвой жестокой свекрови и бездушного супруга. Она не желает жить взаперти ото всех. Единственным решением для нее стала смерть. Сочинение на тему Трагедия Катерины в Грозе Пьеса Островского «Гроза» ... того восторга, который испытывала ранее. По мере развития сюжета, религиозное настроение героини только усиливается. Катерина не может молиться как раньше, ей мешает огромное несоответствие между ...

Напрасна ли была смерть Катерины? Ведь само­убийство называют выходом для слабого.

Нет, слабой Катерина не была. Ее любовь и ее смерть стали протестом против незаслуженных обид, необходимости жить с нелюбимым человеком, против отживших свое устоев провинциального общества, где еще в порядке вещей были законы домостроя, не даю­щие женщине никаких прав и оставляющие очень ма­ло шансов стать счастливой. Сила этого образа в том, что Катерина решилась на безнадежную борьбу за са­му себя.

В этом трагизм не только Катерины, но и любой из тех героинь, черты которых помогли автору драмы сформировать обобщенный образ русской женщины. Их борьба за счастье в окружающем мире слишком часто оказывалась безнадежной. И не только к город­ку, который описал Островский, можно отнести слова механика Кулигина: «Жестокие нравы, сударь, в на­шем городе, жестокие!»


На этой странице искали :

  • сочинение на тему образ катерины в драме островского гроза
  • сочинение на тему гроза островский образ катерины
  • сочинение на тему образ катерины
  • сочинение на тему образ катерины в драме гроза
  • сочинение на тему гроза образ катерины

Сохрани к себе на стену!