Идейно-художественное своеобразие драмы «Гроза. Островский А.Н

Сочинение

Метод — реализм

  1. «Гроза» как произведение 60-х гг. XIX века (см. ниже).

  2. Типические характеры в типических обстоятельствах, социальные типы (смотри пункт «Город Калинов и его обитатели»).

  3. Самобытные черты реализма Островского:

Одним из первых в русской драматургии Островский вводит пейзаж, который выступает не просто фоном, но воплощает естественную стихию, которая противостоит «темному царству» (в начале произведения, сцены на Волге, гибель Катерины).

Островский использует традиции фольклора при создании образа Катерины, Кулигина, Кудряша, а в образах Дикого и Кабанихи прослеживаются некоторые сказочные черты.

Речь персонажей изобилует просторечиями.

Использование символов: гроза — символ разлада в душе Катерины; громоотвод, предлагаемый Кулагиным, — символ просвещения и т. д.

Жанр — драма

Драма характеризуется тем, что в ее основе лежит конфликт отдельной личности и окружающего общества. Для трагедии же характерно чувство трагической вины, которое преследует главного героя, приводя его к гибели; идея рока, фатума; катарсис (чувство духовного очищения, которое возникает у зрителя, созерцающего гибель главного героя).

«Грозу», несмотря на то, что главная героиня погибает, принято считать драмой, так как в основе произведения лежит конфликт Катерины и «темного царства».

Комедийные традиции у Островского: сатирическое изображение нравов патриархальной купеческой среды.

Город Калинов и его обитатели

  1. «Гроза» как произведение 60-х гг. XIX века

    «Гроза вышла в свет в 1859 г. (накануне отмены крепостного права в России).

    Историзм «Грозы» заключен в самом конфликте, непримиримых противоречиях, отраженных в пьесе. В «Грозе» нет идеализации купечества, есть лишь острая сатира, что сридетельствует о том, что Островский во многом преодолел свои славянофильские воззрения.

    «Луч света в темном царстве» Добролюбова — пример революционно-демократического истолкования «Грозы». Добролюбов делает акцент на тех сторонах драмы, которые отвечают духу времени, остроте общественной борьбы.

    Добролюбов: «…пьесы жизни: борьба, требуемая тео-риею от драмы, совершается в пьесах Островского не в монологах действующих лиц, а в фактах, господствующих над ними… «Гроза» представляет собою идиллию «темного царства»… «Гроза» есть, без сомнения, самое решительное произведение Островского… Взаимные отношения самодурства и безгласности доведены в ней до самых трагических последствий… В «Грозе» есть даже что-то освежающее и ободряющее — фон пьесы… характер Катерины… предвещают шаткость и близкий конец самодурства… Русская жизнь и русская сила вызвана художником в «Грозе» на решительное дело».

    20 стр., 9674 слов

    Жизнь и творчество А.Островского

    ... https://sdam-na5.ru/a-n-ostrovskij Сочинения по произведениям Островского Сочинения По литературе [Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/podgotovka-k-sochineniyu-po-tvorchestvu-ostrovskogo/ Островский «Темное царство» Дикой и Кабаниха в драме Гроза Авторское определение жанра Грозы Анализ произведения Бесприданница Анализ произведения Доходное место Анализ произведения Снегурочка ...

  2. « Темное царство» и его жертвы

    Новаторство драматурга проявляется в том, что в пьесе появляется настоящая героиня из народной среды и именно описанию ее характера уделено основное внимание, а мирок города Калинова и сам конфликт описываются более обобщенно.

    Добролюбов: «Их жизнь течет ровно и мирно, никакие интересы мира их не тревожат, потому, что не доходят до них; царства могут рушиться, новые страны открываться, лицо земли… изменяться… — обитатели городка Калинова будут себе существовать по-прзжнему в полнейшем неведении об остальном мире… Принятые ими понятия и образ жизни — наилучшие в мире, все новое происходит от нечистой силы… находят неловким и даже дерзким настойчиво доискиваться разумных оснований… Сведения, сообщаемые Феклушами, таковы, что не способны внушить большого желания променять свою жизнь ка иную… Темная масса, ужасная в своей наивности и искренности».

    Странники

    «Сами по немощи своей далеко не ходили, а слыхать много слыхали» (бесконечные разговоры о грехах, шести или двенадцати смущающих врагах, о странах, где салтаны землей правят, о людях с песьими головами, о суете в Москве, где «наступают времена последние», об «огненном змие» (машине), о нечистом, о худых и печальных женщинах, о том, что время короче делается за человеческие грехи).

    Самодуры

    Добролюбов: «Отсутствие всякого, закона, всякой логики — вот закон и логика этой жизни… Самодуры русской жизни начинают, однако же, ощущать какое-то недовольство и страх, сами не зная перед чем и почему… Помимо их, не спросясь их, выросла другая жизнь… тяжело дышат старые Кабановы, чувствуя, что есть сила выше их, которую они одолеть не могут, к которой и подступить не знают как… Дикие и.Кабановы, встречая себе противоречие и не будучи в силах победить его, но желая поставить на своем, прямо объявляют себя против логики, то есть ставят себя дураками перед большинством людей».

    Кабанова

    Кабанова ханжа, деспот, свою тиранию прикрывает приверженностью старым порядкам. Ее женское самодурство мельче и несноснее мужского. Следствием ее бессилия становится мелкий мирок обрядов, обычаев и тупоумия. Тихон для Кабанихи не мужчина — не самостоятельная единица. Она кстати и некстати напоминает сыну о необходимости уважения к себе, постоянно пилит его, отношение Тихона к Катерине обусловлено боязнью материнского гнева. Катерину Кабаниха ненавидит тупой, неосознанной ненавистью. Кабанихе нельзя угодить, ее мелочная требовательность, настырность и бесконечные претензии отравляют атмосферу в доме. Семейный деспотизм Кабанихи основан на религиозном ханжестве (Феклуша).

    Дикой

    Добролюбов: «Ему кажется, что если он признает над собою законы здравого смысла, общего всем людям, то его важность сильно пострадает от этого… Он сознает, что он нелеп… Привычка дурить в нем так сильна, что он подчиняется ей даже вопреки голосу собственного здравого смысла».

    2 стр., 812 слов

    Почему Катерина названа Добролюбовым “Лучом света в темном царстве”? ...

    ... критик назвал ее “лучом света в темном цар­стве”. Чем же так отличается Катерина от других “жи­телей этого царства”? В этом мире нет свободных людей! Ни самодуры, ни ... торые своей жизнью или смертью могут осветить это “царство”. 1 votes, average: 5.00 out of 5) <meta itemprop="description" content="Почему Катерина названа Добролюбовым "Лучом света в темном царстве"? (по ...

    Варвара и Кудряш

    Внешне противостоят, а внутренне тесно связаны с «тем-вым царством» — пытаются приспособиться, но, не справившись с этой задачей, уходят.

    Кулигин

    Противостоит невежеству и мракобесию «темного царства». Это носитель идей просвещения, народный тип, в котором сильно здоровое человеческое начало. Однако Кулигин — не борец, а пассивный наблюдатель. Он не может добиться воплощения своих изобретений в жизнь. Хотя Кулигин искренне пытается принести пользу, в условиях «темного царства» его способности не развиваются — например, он одержим несбыточной идеей изобрести панацею от всех бед — «вечный двигатель». Он не способен на великие свершения, так как зависим от «сильных мира сего».

    Тихон

    Добролюбов: «Простодушный и пошловатый, совсем не злой, но до крайности бесхарактерный… из множества тех жалких типов, которые обыкновенно называются безвредными, хотя они в общем-то смысле так же вредны, как и сами самодуры, потому, что служат их верными помощниками… в нем никакого сильного чувства, никакого решительного стремления развиться не может».

    Борис

    Добролюбов: «Не герой… Он хватил образования и никак не справится ни с старым бытом, ни с сердцем своим, ни с здравым смыслом — ходит точно потерянный… один из тех… людей, которые не умеют делать того, что понимают, и не понимают того, что делают».

    Несмотря на то, что Борис понимает, что наследства ему не видать, он зависит от Дикого и будет впредь состоять при нем. Ключевая фраза к пониманию характера: «Эх, кабы сила!»

Образ Катерины и средства его создания

  1. Тип народный, природное начало.

    Добролюбов: «Катерина не убила в себе человеческую природу…»

  2. Чутье естественной правды, цельность характера.

    Добролюбов: «Русский сильный характер… поражает нас своей противоположностью всяким самодурным началам… Характер… созидающий, любящий, идеальный… Всякий внешний диссонанс она старается сгладить… всякий недостаток покрывает из полноты своих внутренних сил… Она странная, сумасбродная с точки зрения окружающих, но это потому, что она никак не может принять в себя их воззрений и наклонностей».

  3. Стремление к свободе, духовному раскрепощению.

    Добролюбов: «Она рвется к новой жизни, хотя бы ей пришлось умереть в этом порыве… Возмужалое, из глубины всего организма возникающее требование права и простора жизни…»

  4. Противоречивость.

    Добролюбов: «В сухой однообразной жизни своей юности, в грубых и суеверных понятиях окружающей среды, она постоянно умела брать то, что соглашалось с ее естественными стремлениями к красоте, гармонии, довольству, счастью… Все идеи, внушенные ей с детства, все принципы окружающей среды восстают против ее естественных стремлений и поступков. Все против Катерины, даже и ее собственные понятия о добре и зле».

  5. Отношение к Борису.

    Бориса Катерина полюбила на безлюдье: а) Потребность любви, б) Оскорбленные чувства жены и женщины, в) Смертельная тоска ее однообразной жизни, г) Желание воли, простора.

    Катерина борется сама с собой, но в конечном итоге внутренне оправдывает себя.

Средства создания образа Катерины:

  1. Традиции устного народного творчества.
    1. Мотивы народных песен («Отчего люди не летают так, как птицы?»).

    2. Обращение к «другу милому», без которого не мил белый свет («Друг мой, радость моя»).

    3. Обращение к «буйным ветрам» («Ветры буйные, перенесите вы ему мою печаль-тоску»).

    4. Образ «могилушки» («Да что домой, что в могилу…», «В могиле лучше… под деревцом могилушка… как хорошо!»).

  2. Церковно-житийные образы в народном понимании.
    1. Посещение церкви («И до смерти я любила в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войду…»).

    2. Рассказы странниц («У нас полон дом был странниц и богомолок…»).

    3. Сны Катерины («Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и все поют невидимые голоса…»).

  3. Речевая характеристика.

    Просторечные выражения («Чтоб не видеть мне ни отца, ни матери…», «Кто-то ласково говорит со мной, точно голубь воркует..»).

Пьесу А. Н. Островского “Гроза”, написанную в 1859 году, рассматривают в русской литературе как социально-бытовую драму и как трагедию. Некоторые критики ввели даже понятие, объединяющее эти два жанра, — бытовая трагедия.

Но чтобы точнее определить жанр “Грозы”, надо разобраться в сути драматического и трагического.

Драматизм в литературе, в художественном произведении порождается противоречиями реальной жизни людей. Обычно он создается под влиянием внешних сил или обстоятельств. Жизнь людей в драматичных ситуациях часто оказывается под угрозой гибели, повинны в которой бывают внешние силы, не зависящие от людей. Определение жанра также зависит от оценки основного конфликта в произведении. В статье Н. А. Добролюбова “Луч света в темном царстве” показано, что основной конфликт “Грозы” — это конфликт между Кабанихой и Катериной. В образе Катерины мы видим отражение стихийного протеста молодого поколения против сковывающих условий “темного царства”. Гибель главной героини является результатом столкновения с самодуркой-свекровью. С этой точки зрения, данное произведение можно назвать социально-бытовой драмой. Примечательно, что сам автор назвал свое произведение драмой.

Но пьеса Островского может восприниматься и как трагедия. Что же такое трагедия? Для трагического жанра характерен неразрешимый конфликт между личными стремлениями героя и законами жизни. Конфликт этот происходит в сознании главного персонажа, в его душе. Герой трагедии зачастую борется с самим собой, испытывая глубокие страдания. Видя основной конфликт в душе самой героини, ее гибель как результат столкновения двух исторических эпох (заметим, что именно так воспринимался этот образ современниками Островского), жанр “Грозы” можно определить как трагедию. Пьесу Островского отличает от классических трагедий то, что его героем является не мифологический или исторический персонаж, не легендарная личность, а простая купеческая жена. В центр повествования Островский помещает купеческую семью и семейные проблемы. В отличие от классических трагедий, в “Грозе” частная жизнь простых людей является предметом трагедии.

События в пьесе происходят в небольшом волжском городке Кали-нове, где быт еще во многом патриархален. Действие драмы разворачивается перед реформой 1861 года, оказавшей во многом революционизирующее влияние на жизнь русской провинции. Жители недалеко ушедшего от деревни Калинова все еще живут по “Домострою”. Но Островский показывает, чти патриархальный уклад начинает разрушаться на глазах у жителей. Молодежь города не хочет жить по “Домострою” и уже давно не придерживается патриархальных порядков. Кабаниха, последний блюститель этого умирающего уклада, сама ощущает его близкий конец: “Хорошо еще, у кого в доме старшие есть, ими дом-то и держится, пока живы. Что будет, как старики перемрут, как будет свет стоять, уж не знаю”.

Глядя на отношения сына и невестки, Кабаниха понимает, что все меняется: “Не очень-то нынче старших почитают… Я давно вижу: вам воли хочется. Ну что ж, дождетесь, поживете на воле, когда меня не будет…”

У Кабанихи нет никаких сомнений в правильности патриархальных порядков, но уверенности в их нерушимости тоже нет. Поэтому чем острее она чувствует, что люди живут не по-домостроевски, тем яростнее она пытается блюсти форму патриархальных отношений. Кабаниха выступает только за обряд, она пытается сохранить лишь форму, а не содержание патриархального мира. Если Кабаниха — это блюстительница патриархальной формы жизни, то Катерина — это дух этого мира, его светлая сторона.

По рассказам Катерины о прежней жизни мы видим, что она приходит из идеального патриархального домостроевского мира. Главный смысл ее прежнего мира — любовь всех ко всем, радость, восхищение жизнью. И прежде Катерина была частью именно такого мира, ей не нужно было противопоставлять себя ему: Она по-настоящему религиозна, связана с природой, с народными поверьями. Знания об окружающем она черпает из бесед со странницами. “Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле”, — вспоминает она. Но в итоге Катерина оказывается все-таки невольницей этого патриархального мира, его обычаев, традиций, представлений. За Катерину выбор уже сделали — выдали за безвольного, нелюбимого Тихона. Калиновский мир, его умирающий патриархальный уклад нарушил гармонию в душе героини. “Все как будто из-под неволи”,-передает она свое мироощущение. Катерина входит в семью Кабановых, готовая любить и почитать свекровь, ожидая, что ее муж будет ей опорой. Но Кабанихе вовсе не нужна любовь невестки, ей нужно лишь внешнее ^ выражение покорности: “Тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же порядок в доме будет? ”

Катерина понимает, что Тихон не соответствует ее идеалу мужа. Отношения между нею и мужем уже не домостроевские, ведь Тихону свойственна идея милосердия и прощения. А для Катерины эта черта по домостроевским законам является недостатком (Тихон — не муж, не глава семьи, не хозяин дома).

Тем самым рушится ее уважение к мужу, надежда найти в нем опору и защиту.

Постепенно в душе Катерины зарождается новое чувство, которое выражается в желании любви. Но одновременно это чувство воспринимается Катериной как несмываемый грех: “Как, девушка, не бояться!.. Мне умереть не страшно, а как я подумаю, что вот вдруг я явлюсь перед богом такая, какая я здесь с тобой… Какой грех-то! Страшно вымолвить!” Катерина воспринимает свою любовь к Борису как нарушение правил “Домостроя”, нарушение тех моральных законов, в которых она воспитывалась. Измену мужу Катерина воспринимает как грех, в котором надо каяться “до гробовой доски”. Не прощая себя, Катерина не способна простить и другого за снисхождение к ней. “Ласка-то его мне хуже побоев”, — говорит она о простившем ее, готовом все забыть Тихоне. Трагический конфликт Катерины с самой собой неразрешим. Для ее религиозного сознания непереносима мысль о совершенном грехе. Чувствуя раздвоение своего внутреннего мира, героиня уже в первом действии говорит: “Я от тоски что-нибудь сделаю над собой!” Феклуша с россказнями о том, что “люди с песьими головами” получили свой облик в наказание за неверность, и старая барыня, предрекающая молодости и красоте “омут”, гром с неба и картина геенны огненной для Катерины означают чуть ли не страшные “последние времена”, “конец света”, “судилище Божье”. Душа женщины рвется на части: “Все сердце изорвалось! Не могу я больше терпеть!” Наступает кульминация и пьесы, и душевных терзаний героини. Наряду с внешним развивается и внутреннее действие — борьба в душе Катерины разгорается все сильнее. Каясь прилюдно, Катерина заботится об очищении души. Но страх перед геенной продолжает владеть ею.

Покаявшись, облегчив душу, Катерина все же самовольно уходит из жизни. Она не может жить, нарушив те нравственные законы, которые были заложены в нее с детства. Ее сильная и гордая натура не может жить с сознанием греха, утратив свою внутреннюю чистоту. Она не хочет ни в чем себя оправдывать. Она судит себя сама. Ей даже не так уж нужен Борис, отказ его взять ее с собой уже ничего не изменит для Катерины: душу свою она уже погубила. Да и калиновцы немилосердны к Катерине: “Казнить-то тебя, так с тебя грех снимется, а ты живи да мучайся своим грехом”. Героиня Островского, видя, что никто ее не казнит, в конце концов казнит себя сама — бросается с обрыва в Волгу. Ей кажется, что она воздает себе за грехи, но воздать за грехи может только Бог, но она сама отказывается от Бога: “Свет божий мне не мил!”

Таким образом, если рассматривать центральный конфликт пьесы как конфликт в душе героини, то “Гроза” — это трагедия совести. Со смертью Катерина избавляется от мук совести и от гнета невыносимой жизни. Патриархальный мир умирает, а вместе с ним умирает и его душа (в этом плане образ Катерины символичен).

Даже Кабаниха понимает, что уже ничто не может спасти патриархальный мир, что он обречен. К публичному раскаянию невестки добавляется и открытый бунт сына: “Вы ее погубили! Вы! Вы!”

Нравственный конфликт, происходящий в душе Катерины, превосходит по глубине социально-бытовой и общественно-политический конфликты (Катерина — свекровь, Катерина — “темное царство”).

В итоге Катерина борется не с Кабанихой, она борется сама с собой. И губит Катерину не самодурка-свекровь, а переломная эпоха, рождающая протест против старых традиций и привычек и желание жить по-новому. Являясь душой патриархального мира, Катерина должна погибнуть вместе с ним. Борьба героини с самой собой, невозможность разрешения ее конфликта- это признаки трагедии. Жанровое своеобразие пьесы Островского “Гроза” заключается в том, что социально-бытовая драма, написанная автором и охарактеризованная так Добролюбовым, является и трагедией по характеру основного конфликта.

По жанру пьесу «Гроза» можно отнести к особому типу трагедии: социально-бытовой ее форме, где предметом изображения становятся коллизии повседневности, но возведенные в степень катастрофического противоречия героя с окружающим его миром. Трагедия — один из основных жанров драмы; в основе ее неразрешимый конфликт личности с жизнью или самим собой, в результате которого герой физически погибает, но одерживает мо-ральную победу, что вызывает скорбь зрителей и душевное очище-ние их через страдание — катарсис. Все это в полной мере можно отнести к пьесе Островского.

Действительно, гибель Катерины неминуема. Катерина, сильная, гордая натура, способная на действенный протест, никогда не пойдет на компромисс, никогда не смирится со своим рабским положением в доме Кабановой. Но и победа ее невозможна, поскольку против Ка-терины выступает не злая свекровь, а весь современный ей мир — мир жестокости, лжи, покорности и самодурства. Победить значило бы изменить весь этот мир, поэтому смерть героини закономерна. С другой стороны, по словам Добролюбова, «Гроза» производит впечат-ление освежающее, что служит ярким свидетельством присутствия эффекта катарсиса у зрителей («луч света в темном царстве»).

Материал с сайта

Новаторству жанра соответствует и своеобразие сюжета и компо-зиции пьесы. Темп действия в первых актах замедлен, что связано с развернутостью экспозиции: драматургу важно основательно позна-комить читателя и зрителя с обстоятельствами, бытом, нравами, в условиях которых предстоит действовать героям, ввести ряд второ-степенных персонажей, мотивировать созревание конфликта. Дейст-вие пьесы включает социальную и индивидуальную линии борьбы и две параллельные любовные интриги — главную (Катерина — Бо-рис) и побочную (Варвара — Кудряш).

Пьеса имеет ряд внефабульных эпизодов, которые в сюжете играют существенную роль, дорисо-вывая картину «темного царства». Напряженность драматического действия растет от акта к акту, предваряя будущую катастрофу, го-товя к ней. Кульминация приходится на IV акт (сцена покаяния), а значит, высший момент развития действия находится не в послед-нем акте, как обычно, а в середине пьесы. Развязка происходит в V акте, здесь две интриги получают завершение, а две линии борь-бы, сплетаясь в тугой узел, оказываются развязанными. Но только Катерина находит выход из тупика через свою трагическую гибель. Кольцевое построение пьесы (события I и V актов происходят на волжском обрыве, в них участвуют те же персонажи) служит компо-зиционной завершенности и выражает авторский замысел.

Традиционный литературный сюжет (любовный треугольник Тихон — Катерина -Борис) стал в драме Островского «Гроза» основой конфликта старого и нового не только при смене поколений, но и при смене старого и нового в социальной жизни России.

Привычный сюжет об измене жены и ее самоубийстве Островский-драматург превращает в исследование социальных условий жизни русской нации.

Первое действие — завязка конфликта

  • характеристика нравов города Калинина

(«Жестокие нравы, сударь, в нашем городе»);

  • характеристика хозяев жизни:

(«Уж такого ругателя, как у нас Савел Прокофьевич, поискать еще!»),

Кабанихи

(«Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем»);

  • безвольное положение Бориса и его любовь к Катерине

(«А мне, видно, так и загубить свою молодость в этой трущобе», «… а тут еще с дуру-то влюбляться вздумал»);

  • безволие Тихона

(«Я, кажется, маменька, из вашей воли ни на шаг»);

  • противостояние Катерины и Кабанихи

(«Напраслину-то терпеть кому ж приятно!»);

  • Сведения о детстве и любви к Борису

(«Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле», «Ведь это нехорошо, ведь это страшный грех, Варенька, что я другого люблю?»);

  • тема грозы (образ дикой барыни) и религиозности Катерины

(«Как, девушка, не бояться! Всякий должен бояться», «…смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами, со всеми помыслами лукавыми»).

Второе действие — развитие характеров и сюжета

А) отъезд Тихона, последняя попытка Катерины противостоять внутреннему конфликту

(«Возьми меня с собой», «Я не чаю, как вырваться-то, а ты еще навязываешься со мной», «Как же мне любить тебя, когда ты такие слова говоришь?»),

согласие Катерины на свидание с Борисом

(«Мне хоть умереть, да увидеть его»)

Б) развитие характера Кабанихи, отношение к молодым

(«А ведь тоже, глупые, на свою волю хотят…»)

В) сведения о характере Катерины

(«Такая уж я зародилась, горячая!», «Обманывать-то я не умею…», «А уже коли мне здесь опостылет, так не удержать меня никакой силой»);

Г) сведения о характере Варвары

(«И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало»);

Действие третье — продолжение традиционного сюжета измены мужу

Здесь происходит свидание Катерины и Бориса, а также развитие социального конфликта., А) развитие характеров Дикого и Кабанихи в диалогах

(«Ты нарочно себя в сердце приводишь»);

Б) обобщение нравов города Калинина в монологе Кулигина

«Ограбить сирот, родственников, племянников, заколотить домашних так, чтобы ни об чем, что он там творит, пикнуть не смели»;

В) развитие характера Бориса: Борис не защитник Катерины (предостережение Кудряша:

«Только вы смотрите — себе хлопот наделаете, да и ее-то в беду введете»);

Г) свидание и объяснение Катерины и Бориса. Катерина как более сильный характер

(«Кабы ты не пришел, так я, кажется, сама бы к тебе пришла»).

Четвертое действие — кульминация сюжета

Она свершается в признании Катерины:

А) развитие сюжета в IV действии подготавливает кульминацию в конце действия: разговоры калиновцев на бульваре, беседа Дикого и Кулигина, диалог Варвары и Бориса о состоянии Катерины после возвращения Тихона

(«Дрожит вся, точно ее лихорадка бьет; бледная такая, мечется по дому, точно чего ищет», «бухнет мужу в ноги, да и расскажет все»),

гроза над городом, обращение дикой барыни

(«Куда прячешься, глупая! От Бога-то не уйдешь!»);

Б) кульминация — признание героини. Особенности: на бульваре, при людях, что обостряет конфликт.

Пятое действие — развязка

А) безвольное поведение Тихона

«Маменька ее поедом ест, а она, как тень какая, ходит безответная», «Я вот возьму, да последний-то, какой есть, пропью; пусть маменька тогда со мной, как с дураком, и нянчится»);

Б) бегство Варвары и Кудряша как выход из «темного царства»:

В) развитие внутреннего конфликта в душе Катерины: невозможность жизни в семье Кабановых и страх самоубийства как греха

(«… уж душу свою я ведь погубила»);

Г) встреча с Борисом — аналог прощания с Тихоном перед отъездом в Москву

(«Возьми меня с собой отсюда! — Нельзя мне, Катя. Не по своей я воле еду»),

в Катерине зреет решение

(«ни одного нищего не пропускай, всякому подай да прикажи, чтоб молились за мою грешную душу);

Д) разрешение внешнего и внутреннего конфликта — решение умереть. Смерть как избавление

(«Молиться не будут? Кто любит, тот будет молиться… А поймают меня да воротят домой насильно…Ах, скорей, скорей!»);

Е) реакция на самоубийство Катерины как протест против этого мира

«Тело ее здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша: она теперь перед Судией, который милосерднее вас!»,

«Маменька, вы ее погубили! «

Заключение

«Гроза» — самое решительное произведение Островского»,

по словам , композиция и сюжет этого произведения делают Катерину — одной из самых решительных героинь русской литературы.

Материалы публикуются с личного разрешения автора — к.ф.н. О.А.Мазневой (см. «Наша библиотека»)

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость — поделитесь Только те произведения пережили века,

Которые были истинно народными у, Себя дома; такие произведения со временем, Делаются понятными и ценными для, Других народов и для всего света., А. Н. Островский

С именем А. Н. Островского в русской литературе связано создание национально-самобытного драматического искусства, рассчитанного, как писал сам драматург, «для всего народа». Одними из лучших и значительных его достижений являются пьесы «Гроза» (1859) и «Бесприданница» (1878).

Эти произведения, как и многие другие сочинения великого драматурга, трудно отнести к какому-либо определенному жанру. Это не драмы и не комедии, а, скорее, как метко определил Н. А. Добролюбов, «пьесы жизни», в которых узкие семейные конфликты разрастаются до глобальных масштабов и становятся конфликтами общественными. Перед читателями раскрывается широкая панорама русской жизни. Это настоящая энциклопедия быта и нравов целой эпохи. Мастерство Островского проявляется в точности социальных и психологических характеристик, в искусстве диалога, в использовании меткой, живой народной речи. Творчество Островского отличается жанровым разнообразием, искусным сочетанием в одном произведении трагических и комических, бытовых и лирических элементов.

И. С. Тургенев считал, что «Гроза» — «удивительнейшее, великолепнейшее произведение русского, могучего, вполне овладевшего собой таланта». И действительно, здесь, как ни в одном другом произведении, широко показана русская жизнь того времени во всех ее проявлениях. «Гроза» выделяется из ряда других произведений не только развитием основного конфликта, но и особым художественным способом отражения жизни, особым поэтическим строем повествования. Действие пьесы вынесено автором на всеобщее обозрение — на бульвар, площадь, набережную; в него вовлекается все вокруг, даже сама природа. Так, предчувствие надвигающейся в воздухе грозы создает напряженную эмоциональную окраску всего действия, а саму Катерину автор сравнивает с вольной и неукротимой Волгой. Прекрасный знаток устного народного творчества, Островский широко использовал в своем произведении фольклорные традиции, а народные песни стали одним из главных средств выражения переживаний героев и раскрытия психологических ситуаций. Русский фольклор определяет и основные черты характера главной героини, ее поведение, поступки, образ мыслей. Своеобразие пьесы состоит еще и в том, что не все действующие лица в ней непосредственно связаны друг с другом. Дикой, например, не имеет видимого отношения к Катерине. Однако и он, и многие второстепенные персонажи позволяют наиболее полно отобразить образ героини, раскрыть глубинные истоки драматического конфликта.

Во многих отношениях близка к этому произведению Островского и его пьеса «Бесприданница». Хотя здесь, в отличие от «Грозы», композиция организована более строго: все события, происходящие в течение одного дня, и все персонажи прямо связаны с историей главной героини. Лариса — красивая, умная, гордая, при этом чуткая и отзывчивая девушка, гибнет в неравной борьбе с бесчеловечным миром, в котором царствуют деньги, выгода, расчет. Основной конфликт произведения по своему построению во многом отличается от предыдущей пьесы. В отличие от Катерины, о бедности которой не было и речи, судьба Ларисы полностью предопределяется ее жалким положением в обществе. И морально извращенное общество оставляет свой след на образе самой героини. В ней чувствуется ранняя усталость от жизни, внутренняя опустошенность, разочарованность. В ее душе происходит постепенное крушение надежд, крушение веры в любовь, дружбу, семью. В конечном итоге, она сама осознает себя вещью, и выстрел Карандышева принимает как избавление от ожидавшего ее неминуемого позора.

Как и в «Грозе», в «Бесприданнице» действие происходит на улице, на берегу Волги. Это усиливает значение конфликта, помогает воспринимать трагическую участь героини на фоне русской природы, символизирующей устремленность к иной, светлой, свободной жизни. Однако здесь уже нет народных песен, создающих основной фон «Грозы». Их заменяет романс, цыганский хор, который звучит даже в момент трагической развязки, что само по себе очень символично и усиливает общий эмоциональный накал действия.

А. Н. Островский существенно изменил характер репертуара русского театра, открыл для драматургии совершенно новые пути и перспективы. Его влияние на театральное искусство было исключительно велико. Размышляя о своеобразии русской драматургии, он писал: «Народные писатели желают пробовать свои силы перед свежей публикой, у которой нервы не очень податливы, для которой требуется сильный драматизм, крупный комизм, вызывающий откровенный, громкий смех, горячие, искренние чувства, живые и сильные характеры». По сути, в этих словах — основной принцип творчества самого драматурга.