Характеристика леля из пьесы островского. характеристика снегурочки из сказки островского снегурочка

Сочинение

Лиризм сочетается в «Снегурочке» с эпосом, поэзия природы — с переживаниями человека, нешуточными страстями, «очищенными» от современных социальных условий. История переплелась со сказкой. Одновременно пьеса своим пафосом, всей своей направленностью была адресована современному человеку, его духовному миру, ибо в ней поднимаются вечные и всегда современные нравственные вопросы: любви и счастья, жизни и смерти, добра и зла.

Драматическое действие обогащено элементами устного народного творчества, обрядовыми играми и забавами, пришедшими из седых веков и сохранившимися в народной памяти. В тексте сочетаются трагедийные и комические эпизоды, монологи чередуются с короткими, динамичными репликами персонажей, декламация — с пантомимой, балет — с пением. В основе всего этого лежит безрифменный, но разнообразно ритмизованный стихотворный текст.

Современный читатель, от которого русская обрядность отдаляется всё более и более, словно сам принимает участие в проводах Масленицы и в чудесной, фантастической купальской ночи; оказывается в сказочном царстве берендеев, знакомится с языческим богом Ярилой, усваивает народные представления о Весне, Зиме, Солнце… «Снегурочка» соткана из фольклорных мотивов, пришедших из сказок, песен и произведений других жанров народного творчества.

Откуда черпал автор материал для своего детища? А.Н. Островский серьёзно изучал труды фольклористов, этнографов, историков. Он читал русские летописи, знакомился с материалами экспедиций, беседовал со знатоками старинного быта, консультировался с археологами и чутко прислушивался к их советам.

Целый ряд сюжетных ситуаций имеют сходство со сказкой о девушке-снегурушке; сказка эта была опубликована в сборнике И.А. Худякова «Великорусские сказки». Образ Берендеева царства связан с народным преданием о древнем племени берендеев. Упоминание о племени берендеев есть в летописях XI-XIII веков. Образ Солнца-Ярилы восходит к старинным календарным обрядам, а сам бог Ярила — один из главных богов славян.

Бесконечно далёкое минувшее в «Снегурочке» воссоздаётся с помощью народной поэзии. Фольклорное начало бережно сохраняется Островским как факт глубочайшего уважения к нашим далёким пращурам, их жизни, их бытовому укладу, их представлениям и верованиям. Изображение «времён минувших» — не самоцель и тем более не фон. В пьесе естественным образом переплетаются мотивы старины сдвижением времени и характеров, тесно связанных с историей. Только современность представлена не напрямую её предстоит прочувствовать читателю пьесы и зрителю театрального представления. «Снегурочка» предвосхитила открытия нового искусства грядущего XX столетия.

2 стр., 578 слов

Музыкальный образ музыкальной сказки прокофьева петя и волк

... в животе у волка крякает проглоченная утка. Вот и заканчивается симфоническая сказка Прокофьева, в которой много веселой и забавной музыки, много ... перекликаются две птички. И, конечно, лучше всего было поручить флейте роль птички в сказке “Петя и волк”.Отрывистые, приглушенные звуки ... ” ему, как мы знаем, поручен музыкальный образ мечтательной, задумчивой Татьяны. И вдруг-утка! Дело в том, что у ...

Художественную самобытность «Снегурочки» составляет органическое, естественное сочетание слова и музыки, но поэзия слова стоит в центре пьесы.

Герои «весенней сказки» Островского живут в мире одухотворённой их верованиями природы, в мире сказки. Вместе с тем, в отличие от народной сказки, условия жизни героев, их «быт» переданы писателем достаточно определённо и конкретно. Уже из «Пролога» очевидно, что страна, где происходят события, находится в средней полосе славянских земель. Её природа — это длинные суровые зимы, медленно приходящая и поначалу холодная весна, которая приближается постепенно, не вдруг. На смену ей приходит летний расцвет, но и он перемежается жаркими и прохладными летними месяцами. Славянский люд, живущий па лоне природы, носящий условное название «берендеи», полон нерастраченных первозданных духовных и физических сил. За свой неустанный трудом вознаграждается плодородием земель.

Мир берендеев уютный. Он противопоставлен во втором действии пьесы междоусобным войнам, которые ведут «близких соседей окрестные царства».

Герои Островского реальные люди нереальной земли. Они родственны, близки . Столица царя Берендея стоит на берегу реки. За ней на холме в лесу — святилище главного, но не единственного бога берендеев-языч-ников — Ярилы, бога Солнца, плодородия и тепла. Вокруг столичного посада расположились слободы. В заречной живут земледельцы; разводят они также и скот. Среди них есть торговый гость из Берендеева посада Мизгирь. Их отдалённость от нас во времени, включение их в сказочные обстоятельства позволяют Островскому при поэтическом изображении жизни создавать характеры глубоко обобщённо и символично. Мотивы, завязывающиеся в Прологе, во многом определяют дальнейшее действие и его исход.

Снегурочка

В волшебной сказке одним из приёмов является запрет, который нарушается центральным персонажем, но важно, что этот запрет не обосновывается в фольклорных произведениях психологически. Он — данность, которую принимает и сказитель, п слушатель (читатель).

Снегурочка также нарушает запрет. Но её поступок глубоко обоснован: она, следуя непреодолимым законам молодости и природы, стремится к общению с людьми, душевному теплу, любви. Ее чистота и невинность холодны, но она болезненно ощущает равнодушие и холодность других. В ней живёт «весеннее», пробуждающееся, «родниковое» начало. Может быть, именно поэтому её появление нарушает привычный и чинный, казалось бы, навсегда заведённый порядок жизни в берендеевой слободе: парни «С ума сошли, оравами, стадами / Без памяти кидались» за нею.

Снегурочка вносит смуту в сердца простодушных берендеев. Простой расчёт Мороза не оправдывается. Её божественная сущность, необычность видна всем и всеми признана. «Не похожа Снегурочка на наших баб и девок», — говорит богатый слобожанин Мураш, имея в виду, что в её нравственной стойкости можно быть уверенным. Укоряет Снегурочку за излишнюю строгость и стыдливость, «неприличную» бедной девушке, её приёмный отец Бобыль. Он тоже понимает, что она отличается от других девушек слободы: «Иной богач готов купить за деньги / Для дочери стыдливости хоть малость…», а у Снегурочки — бедной девушки — она в избытке. Её красота привлекает внимание слободских парней, однако это лишь внешние, поверхностные, мимолётные чувства. Не получив желаемого, они с лёгкостью возвращаются к прежним увлечениям, невестам, ибо «от новой взятки гладки».

8 стр., 3805 слов

Снегурочка А. Н. Островского и народная сказка

... Новую окраску приобретает образ под влиянием весенней сказки А. Н. Островского «Снегурочка». Из маленькой девочки – внучки героиня превращается ... Подруженьки, прощай, жених! О милый, Последний взгляд Снегурочки тебе. Мизгирь не может мириться со смертью своей возлюбленной, ... Леля. "Без песен жизнь не в радость". В том, как описывает Снегурочка человеческую жизнь, видно ее неподдельное восхищение ...

Со сказочными героями Снегурочку роднит идеальная чистота, целомудрие и душевная щедрость. Жар души, разбуженный весной, дарит ей способность любить. Сравнение Снегурочки со скромным, затерянным в глуши «задумчиво склонённым» ландышем, сделанное Берендеем, необыкновенно близко фольклорным представлениям о красоте и добре. Но в том-то и отличие, что «ландышевая сущность» — это одна сторона характера героини; есть и другая — «льдинка», холодность, способная растаять под яркими лучами солнца. Одним из основных слов Пролога не случайно является именно это: «таять». Может быть, героиня сравнима и со всей северной природой, которая медленно, с трудом просыпается после долгого зимнего сна, в короткий срок буйно расцветает и почти неожиданно вдруг увядает.

Мизгирь . Ещё более непредсказуем, во всяком случае необычен для сказки, образ возлюбленного Снегурочки Мизгиря. В герой такого типа непременно спаситель; оп избавляет любимую от волшебного злого действа, оживляет её, его любовь горяча, верна и всегда спасительна. Так и здесь: кажется, именно Мизгирь обязан вырвать Снегурочку из холодного плена Мороза, спасти от угрозы жгучего и жестокого тепла Ярилы-Солнца.

Снегурочка получила от матери волшебный подарок, венок из «приворотных» чарующих цветов. Согласно сказочному мотиву, она должна полюбить первого встречного. Однако встреча с Мизгирём — не случайность. Мизгирь искал её, ради этого был в лесу, боролся с препятствиями — наваждением и Лешим. Но отличает Мизгиря то, что он не ищет спасения, избавления девушки, как это бывает в народной сказке, а думает только овладеть сю и спасти себя. На её робкую мольбу: «Спасай свою Снегурочку!» — он подчёркнуто прозаически, жестокосердно, хотя по форме «вежливо» отвечает:

Вот главная его выгода: брак со Снегурочкой должен спасти его от царского гнева. Он даже не допускает мысли, что высшие силы могут вмешаться в его судьбу и судьбу его возлюбленной, что спасти может только искренняя и бескорыстная любовь. Эти рассуждения особо значимы ещё и потому, что они вложены в уста не труса, не слабого человека, а властного и мужественного героя.

Мизгирь оценивает Снегурочку как товар: её можно сменять на редкую уникальную жемчужину, добытую в дальних морях и странах. Это своё представление он выражает откровенно, ссылаясь на оценку красоты на рынках в странах Востока, где разбойники ведут торговлю рабынями.

Снегурочка возражает Мизгирю: «Недорого ценю я / Свою любовь, но продавать не стану». Непохожесть на остальных, уникальность не только лица, но и личности лишь подогревают интерес Мизгиря, заставляя его любой ценой добиваться своего. Снегурочка становится для него целью жизни, предметом всеохватывающей страсти. Островский ничего не упрощает, не делает из Мизгиря обычного искусителя-злодея. Всё сложнее. На строгом суде перед царём Берендеем Мизгирь не предаёт своей любви к Снегурочке. «У Мизгиря невеста — Снегурочка», — спокойно и непреклонно заявляет он и обещает царю:

11 стр., 5393 слов

Царство берендеев в фольклорно-мифологической драме А.Н. Островского ...

... Щелыкова. Обратим внимание на ремарки драматурга, воссоздающие обстановку действия «Снегурочки", Места всех «действ» сказки—это места владений самого драматурга, а дворец Берендея — это дом самого Островского. В первом «пояснении» ...

Мизгирь идёт на нарушение закона Берендеева царства, отказывается от Купавы, объясняя ей причину: прежняя возлюбленная уже не может соответствовать его представлениям о женском идеале. Встреча со Снегурочкой изменила его жизненные ценности.

Для Купавы Мизгирь желанен, ибо статен, силён, красив; она любуется «мужским румянцем загрубелым» любимого человека.

У Снегурочки, получившей дар любви из рук Весны, иное представленье о любимом. Снегурочка не просто видит перед собою кудрявого парня, «отецкош сына», «рода Мизгирьего», похожего на остальных, но и всей душой чувствует именно этого, единственного в своём роде человека, гордого, отважного, мужественного, много пережившего и властного. Снегурочка в Мизгире ценит его мужество, его властную волю, готовую склониться перед её женским обаянием — и именно это для неё самое главное.

Лель . В первоначальном плане Островский записал: «Лель — сын солнечный». В окончательном тексте пьесы в речи Мороза содержатся слова: «Солнца Любимый сын пастух». Он действительно Солнца сын и не боится жгучих его лучей, лежит, «когда бежит от Солнца всё живое». В этом его необычность. Но действует в пьесе Лель как простой житель берендеевой слободы. От других поселян он отличается лишь тем, что меньше их привязан к земле, но ближе, чем они, стоит к природе.

Образ Леля может вызвать в сознании читателя ассоциацию с амуром, но прямых указаний на этот счёт в «Снегурочке» нет. Островский не уподобил его никому. Лель лишь угоден богу Яриле, он баловень его, потому что Ярило покровительствует стадам. Пастух Лель назван в честь божества. Боги одарили его ещё одним прекрасным качеством: он слагает песни и гимны.

Лель в пьесе — поэтический образ, который играет важную художественную роль: соединяет конкретную образность с художественной метафорой. Он человек, для которого невозможное привычно. Поэт Лель словно бы демонстрирует уверенность древних людей в правильности их понимания мира, например, он повествует о том, что день имеет глаза и открывает их: «Проснулся день и раскрывает веки / Светящих глаз». Одновременно с этим здесь присутствует и другая мысль писателя: древний человек был способен на поэтическое отношение к жизни. Речь Леля яркая и образная. Его пение привлекает девушек, а царь Берендей уверен: пение юноши даровано богами.

Песни Леля имеют устойчивую связь как с фольклором, так и с мифом. Наиболее ярко это проявляется в песне «Туча со громом сговаривалась…». Она была исполнена во время ритуального гулянья по просьбе царя-жреца. В духе народной символики здесь тучи встречаются с громом (грозой).

Эта встреча символизирует любовное соединение, побуждающее природу плодоносить, а человека — любить.

Берендей . Часто в народных сказках необычен, порою даже забавен образ царя. Необычен он и в «Снегурочке». Берендей показан в окружении скоморохов, гусляров. Это добрый и умный правитель, который умеет ценить красоту в искусстве и природе. Высшим благом для государства он считает умножение природных богатств и сохранение разумного и справедливого порядка.

Любовь, по мнению Берендея, «великий дар природы», который следует оберегать и ценить. Именно поэтому нарушение любовных обетов для него — государственное преступление. Берендей в высшей степени демократичен: он считает, что любовь «не терпит принужденья».

3 стр., 1226 слов

Cочинение «Опера «Снегурочка» на сюжет пьесы А. Н. Островского»

... В страну берендеев пришла весна. Снегурочка живет у Бобыля. К бедной избенке приходит Лель. Снегурочка просит его спеть песню. Лель за песню просит поцелуй. Но Снегурочка песни Леля ценит дороже, сердечко ... инструментов. Особенно велико значение флейты. Ее холодноватый тембр постоянно сопровождает Снегурочку в начале оперы. По характеру музыка здесь несколько напоминает арию Людмилы из первого ...

Лель или Лелья, Лельо, Любич, в мифологии древних славян бог любовной страсти. О Леле — этом веселом, легкомысленном боге страсти — до сих пор напоминает слово «лелеять», то есть нежить, любить. Он сын богини красоты и любви Лады, а красота, естественно, рождает страсть. Особенно ярко это чувство вспыхивало весной и в . Изображался Лель в виде златовласого, как и мать, крылатого младенца: ведь любовь свободна и неуловима. Лель метал из рук искры: ведь страсть — это пламенная, жаркая любовь! В славянской мифологии Лель тот же бог, что и греческий Эрос или римский Амур. Только античные боги поражают сердца людей стрелами, а Лель возжигал их своим ярым пламенем.

Священной птицей его считался аист. Другое название этой птицы в некоторых славянских языках — лелека. В связи с Лелем почитались и журавли, и жаворонки — символы весны.

ВОЛШЕБНАЯ СВИРЕЛЬ

Во времена незапамятные жил на свете среброволосый пастушок. Его отец и мать так любили друг друга, что нарекли первенца именем бога любовной страсти — Лель. Паренек красиво играл на дудочке, и зачарованный этой игрою небесный Лель подарил тезке волшебную свирель из тростника. Под звуки этой свирели танцевали даже дикие звери, деревья и цветы водили хороводы, а птицы подпевали божественной игре Леля.

И вот полюбила пастушка красавица Светана. Но как она ни пыталась разжечь страсть в его сердце, все было напрасно: Лель будто навеки увлекся своей волшебной властью над природой и не обращал на Светану никакого внимания. И тогда разгневанная красавица подстерегла миг, когда Лель, притомленный полдневным зноем, задремал в березняке, и незаметно унесла от него волшебную свирель. Унесла, а вечером сожгла на костре — в надежде, что непокорный пастушок теперь-то ее наконец полюбит.

Но Светана ошиблась. Не найдя своей свирели, Лель впал в глубокую грусть, затосковал, а осенью и вовсе угас, как свеча. Похоронили его на речном берегу, и вскоре вокруг могилы вырос тростник. Он печально пел под ветром, а небесные птицы ему подпевали.

С той поры все пастухи искусно играют на свирелях из тростника, но редко бывают счастливы в любви…

Снегурочка 1

Леля

Леля или Ляля, в славянской мифологии богиня весны, дочь богини красоты, любви и плодородия Лады. Согласно мифам, она была неразрывно связана с весенним возрождением природы, началом полевых работ. Богиню представляли себе юной, красивой, стройной и высокой девушкой. Б.А. Рыбаков полагает, что вторая богиня, изображенная на Збручском идоле и держащая в правой луке кольцо — Лада. В фольклоре Лада часто упоминается рядом с Лелей. Эту пару: мать-дочь ученый сопоставляет с Латоной и Артемидой и со славянскими роженицами. Двух всадниц на русских вышивках, за спиной которых иногда изображена соха, расположенных по обе стороны от Макоши, Рыбаков соотносит с Ладой и Лелей.

В весенней заклинательной песне есть такие слова, посвященные Леле-Весне:

Едить Весна, едить.

На золотом кони

В зеленом саяни

На сохе седючи

Сыру землю аручи

Правой рукой сеючи.

Цикл весенних обрядов начинался днем прилета жаворонков — 9 марта (22 марта по новому стилю).

2 стр., 809 слов

По картине Лель. Весна Нестерова (5, 8 класс)

... картину. Ведь весна прекрасное время года. Картина очень свежая, она наполнена жизнью, пробуждением, радостью. 2 вариант Глядя на картину Нестерова «Лель» ... и вечная весна. ` Лель. Весна Популярные сочинения Первая ... Снегурочка в виде едва заметного светлого силуэта вдалеке. Такое впечатление, что картина символизирует уход зимы – совсем скоро край преобразится, наступит весна. ... эти звуки по всей округе, ...

Люди встречали птиц, выходя на вершины холмов, разжигали костры, парни с девушками водили хороводы. Существовал и особый девичий праздник – ляльник — 22 апреля (5-го мая).

Самая красивая девушка, увенчанная венком, сажалась на дерновую скамью и играла роль Лели. По обе стороны от нее ставились приношения (хлеб, молоко, сыр, масло, сметана).

Девушки водили хоровод вокруг торжественно восседавшей Лели.

Снегурочка 2

Существование богини Лели и бога Леля основано исключительно на припеве свадебных и других народных песен — и современные ученые вычеркнули Леля из числа славянских языческих богов. Припев, в разных формах — лелю, лелё, лели, люли — встречается в русских песнях; в сербских «кралицких» песнях (троицких) величальных, имеющих отношение к браку, он встречается в виде лельо, лелё, в болгарской великодной и лазарской — в форме леле. Таким образом припев восходит в глубокую древность.

Старинный польский припев лелюм (если он действительно существовал в этой форме с «м») Потебня объясняет через сложение лелю с «м» из дательного падежа «ми», как в малорусском «щом» (вместо «що ми»).

В припеве «полелюм» (если он верно передан польскими историографами) «по» может быть предлогом; ср. белорусские припевы: люли и о люлюшки» (Шейн «Материалы для изучения быта и языка русского населения Северо-Западного края»).

Соображения об этимологическом значении припева лелю высказаны Вс. Миллером («Очерки арийской мифологии»).

Снегурочка 3

Среди славянских рун есть и руна, посвящённая богине Леле:

Эта руна связана со стихией воды, а конкретно — Живой, текучей воды в родниках и ручьях. В магии руна Леля — это руна интуиции, Знания вне Разума, а также — весеннего пробуждения и плодородия, цветения и радости.

http://godsbay.ru/slavs/lel.html

http://godsbay.ru/slavs/lela.html

http://dreamworlds.ru/intersnosti/11864-slavjanskie-runy.html

Опера в четырех действиях с прологом Н. А. Римского-Корсакова на либретто композитора,основанном на одноименной пьесе А. Н. Островского.

Действующие лица:

В прологе

Весна-красна

Дед-Мороз

Девушка-Снегурочка

Леший Тенор

Масленица, Бобыль Бакула

Бобылиха , его женаМеццо-сопрано

Свита Весны,птицы: журавли, гуси, утки, грачи, сороки, скворцы, жаворонки и другие. Берендеи обоего полаивсякого возраста.

В опере

Царь Берендей

Бермята , ближний бояринБас

Весна-красна, Девушка-Снегурочка, Бобыль Бакула

Бобылиха Меццо-сопрано

Лель , пастухАльт

Купава , молодая девушка, дочь

богатого слобожанинаСопрано

Мизгирь , торговый гость

из посада БерендееваБаритон

Первый бирюч, Второй бирюч, Царский отрок

Леший Тенор

Бояре, боярыни и свита царя, гусляры слепые, скоморохи, гудочники, волынщики, пастухи, парни и девки, берендеи всякого звания, обоего пола, лешие, цветы — свита Весны.

12 стр., 5800 слов

Образ Снегурочки в опере Римского-Корсакова «Снегурочка»

... обусловил выбор темы дипломного реферата: Музыкально-драматургические и исполнительские аспекты трактовки образа Снегурочки в опере Н.А. Римского-Корсакова. Цель данного дипломного реферата - последовательно раскрыть все этапы работы над партией Снегурочки в опере Н.А. Римского-Корсакова, необходимые для ...

Время действия, Место действия

История создания

Обстоятельства создания «Снегурочки» хорошо известны. Н. А. Римский-Корсаков сам рассказал о них в «Летописи моей музыкальной жизни». Сказка А. Н. Островского «Снегурочка» была первый раз прочитана Римским-Корсаковым около 1874 года, когда она только что появилась в печати. Композитор вспоминал впоследствии, что тогда она ему мало понравилась, а царство берендеев показалось странным. Зимой 1879/80 годов он снова ее прочитал и на сей раз «точно прозрел на ее удивительную красоту». У композитора была толстая книга из нотной бумаги и он стал записывать в нее в виде набросков приходившие в голову музыкальные мысли. Воодушевленный новым сюжетом, Римский-Корсаков отправился в Москву, чтобы встретиться с Островским и испросить у него разрешения воспользоваться его произведением как либретто с правом внести в драму необходимые при работе над оперой изменения. Драматург принял композитора очень любезно, предоставил право должным образом распоряжаться текстом и даже подарил экземпляр своей сказки.

Лето 1880 года Римский-Корсаков провел в деревне Стелёво. Это было его первое лето в настоящей русской деревне. И все — пейзаж, пение птиц, обстановка — необычайно вдохновляли его на эту работу. Он работал целыми днями, «музыкальные мысли и их обработка преследовали меня неотступно» — писал впоследствии композитор. Он зафиксировал ход работы буквально по дням: начало 1 июня (написано вступление к прологу), окончание — 12 августа (заключительный хор).

Ни одно произведение не давалось ему с такой легкостью и скоростью, как «Снегурочка». «О сочинении «Снегурочки» никто не знал, — писал композитор, — ибо дело это я держал в тайне, и, объявив по приезде в Петербург своим близким об окончании эскиза, я тем самым немало их удивил». Еще полгода композитор затратил на инструментовку оперы, и, наконец, 10 февраля опера была дана на сцене Мариинского театра в Петербурге. С тех пор она остается одним из самых любимых публикой творений композитора.

В «Снегурочке» Н. Римский-Корсаков очень тонко передал народный характер музыки. Из подлинно народных мелодий, звучащих в «Снегурочке», можно назвать «Орел воевода, перепел подьячий» (в пляске птиц), в хоре «Веселенько тебя встречать, привечать» (в проводах масленицы) использован напев песни «А мы масленицу дожидаем», песня «Ай, во поле липенька» звучит в хорах I и III действий, песня Бобыля «Купался бобер» заимствована из народной песни «Ой, пала, припала молодая пороша».

Помимо цитирования русских народных песен и мелодий, композитор сочинил много собственных мотивов, которые очень естественно воспринимаются «как народные». Известны даже упреки некоторых современных критиков, утверждавших, что тот или иной мотив есть народный, тогда как это была выдумка самого Римского-Корсакова. Доходило даже до того, что высказывалось мнение, будто композитор не в состоянии сам написать в таком стиле. Эти упреки раздражали композитора своей несправедливостью. В ответ на один из них, в котором критик утверждал, что третья песня Леля написана на народный мотив, композитор не удержался и письменно ответил (в той же газете «Новое время», в которой была напечатана статья критика): «Мелодия “Песни Леля” не народная, а моего сочинения, но если автору рецензии известен народный мотив, тождественный с нею, то я просил бы указать его мне, что для меня, как занимавшегося много народными песнями, было бы крайне интересно».

9 стр., 4247 слов

«Сказочные образы в творчестве Н.А. Римского-Корсакова на ...

... суда над Мизгирем, в своем отношении к Снегурочке). Тема самым, образ царя, дополняет образ Леля, символизирующий искусство. Мы остановимся на лирическом персонаже оперы – Снегурочке. Образ Снегурочки в одноименной опере Н.А. Римского-Корсакова Снегурочка – полуфантастический-полуреальный ...

В связи с этим уместнопривести высказывание Римского-Корсакова, имеющее принципиальный характер: «Чтокасается до создания мелодий в народном духе, то несомненно, что таковые должны заключать в себе попевки и обороты, заключающиеся и разбросанные в различных подлинных народных мелодиях. Могут лидвевещи напоминать в целом одна другую, если ни одна составная часть первой не походит ни на одну второй? Спрашивается: если ни одна частица созданной мелодии не будет походить ни на одну частицу подлинной народной песни, томожет ли целоенапоминать собою народное творчество?».

Сюжет и музыка

Начало весны. Оркестровое вступление рисует картину последней зимней ночи. Красная горка (сказочное место, где происходит действие) покрыта снегом. Место вокруг дремучее: направо кусты и редкийбезлистый березняк, налево сплошной частый лес из больших сосен и елей, ветви пригнулись под тяжестью лежащего на них снега. В глубине, под горой, течет река. За рекой Берендеев посад, столица царя Берендея: дворцы, дома, избы, все деревянные с причудливой раскрашенной резьбой; в окнах — огни. Полная луна серебрит всю открытую местность. Вдали кричат петухи. Леший сидит на сухом пне. В окружении свиты птиц на землю опускается Весна-красна. Лес еще спит под снегом и всюду царствует Мороз. Пятнадцать лет назад у Весны и Мороза родилась дочка Снегурочка, и с тех пор разгневанныйЯрило-Солнце дает земле мало света и тепла. Леший констатирует, что «конец зиме пропели петухи, Весна-красна спускается на землю, сторожку леший отсторожил, ныряй в дупло и спи!» С этими словами он проваливается в дупло. В оркестре слышны крик петуха, чириканье, щебет птиц, кукование кукушки. Весна-красна поет свои речитатив и арию «В урочный час обычной чередою являюсь я на землю берендеев». В следующем затем втором речитативе Весна рассказывает птичкам — сорокам-белобокам, угрюмым грачам и жаворонкам, журавлю и его подруге цапле, красавицам лебедушкам и гусям и мелким пичужкам (так она к ним обращается) — что шестнадцать лет назад стала она заигрывать с Морозом, старым дедом, проказником седым. И вот появилась у них дочка — Снегурочка. «Любя Снегурку, жалеючи ее в несчастной доле, со старым я поссориться боюсь». Потому-то Весна медлит вступать в свои права. Птицам холодно, и Весна советует им поплясать, чтобы согреться, как это делают люди. Звучит песня и пляска птиц «Собирались птицы, собирались певчие стадами, стадами».

Из лесу на пляшущих птиц начинает сыпаться иней, потом хлопья снега, подымается ветер, набегают тучи, закрывают луну, мгла совершенно застилает даль. Птицы с криком жмутся к Весне. Из лесу выходит Дед-Мороз — разузнав о прилете Весны, он сам пожаловал ей навстречу. В оркестре звучит его суровая угрюмая мелодия. Дед-Мороз заводит свою разудалую песню («По богатым посадским домам колотить по углам»), в которой похваляется своими зимними подвигами.

«Недурно ты попировал, пора бы и в путь тебе на север» — обращается Весна с первыми словами к Деду-Морозу. Он обещает Веснепокинуть странуберендеев.Нона кого же Снегурочка останется,беспокоится Весна. Они обсуждают, как поступить.Деду-Морозу известно,что Солнце собирается сгубить Снегурочку, и только и ждет того, чтобы заронить ей в сердце своим лучом огонь любви. Скрепя сердце родители решают отдать Снегурочку в поселок берендеев.

9 стр., 4373 слов

Художественные особенности сказочно-символической поэтики пьесы ...

... Весна, Ярило, Лель, Снегурочка), которые воспринимаются как романтические. Указывая на особый характер романтизма Островского, следует отметить новаторство драматурга в создании этих образов, которое проявляется в ... одной стороны Снегурочка и Мизгирь, с другой - Купава и Лель. В фантастическом плане противопоставлены Мороз и Весна. В отличие от народной сказки Островский на противопоставлении ...

Дед-Мороз кличет Снегурочку. Она появляется из леса. Весна ласково встречает ее и спрашивает,не хочет ли онанаволю?Конечно,Снегурочкахочет.Ее манят людские песни,отвечает Снегурочка. О своем стремлении пожить с людьми она поет в трогательнойАрии«Сподружкамипо ягоду ходить,на оклик их веселый отзываться: «Ау, ау!»». Она упоминает Леля. Это настораживает Деда-Мороза. Он расспрашивает ее о нем и Снегурочка в изумительной ариетте «Слыхала я,слыхала» признается,что «и дни и ночи слушать я готова его пастушьи песни;и слушаешь, и таешь».Дед-Мороз встревожен этими ее словами. «Беги от Леля!Бойсяречейего и песен!» — наставляет Дед-Мороз Снегурочку.Мороз и Весна прощаются со Снегурочкой и поручают Лешемуследить за Снегурочкой и особенно беречь ее от Леля.

Приближается толпавеселыхберендеев.Онипровожают Масленицу;их хор начинает звучать еще за сценой. В это время на сцене происходить трогательный эпизод прощанияДеда-Мороза и Весны со Снегурочкой. Метель унимается, тучи убегают. Становится ясно, как в начале действия. Сцену заполняют толпы берендеев. Одни везут сани с чучелом Масленицы, другие наблюдают за этим.Снегурочка стоит за кустами, около дупла Лешего. Хор берендеев поет прощание с Масленицей («Раным-рано куры запели, про весну обвестили. Прощай, прощай, прощай, Масленица»).

Появившуюся из леса Снегурочку замечает Бобыль и Бобылиха.На их вопросы,кто она,Снегурочка называет свое имя ипроситих взять ее с собой.Бобыль и Бобылиха очень рады, и уводят Снегурочку.Уходя к людям, она прощается с родителями и с лесом.Ейотвечаютголоса из леса,а деревья и кусты кланяются ей.Это приводит берендеев в ужас, и с воплями «Ай, ай» она разбегаются.

Заречная слобода Берендеевка; с правой стороны бедная изба Бобыля с покривившемся крыльцом, перед избой скамья; с левой стороны большая раскрашенная изба Купавы. В глубине улица, через улицу хмельник и пчельник; между ними тропинка к реке. Вечер. Слышатся рожки пастухов (в оркестре соло деревянных духовых).

Сходятся слобожане. Среди них Бобыль. Появляется Лель, играя на рожке. Бобыль Бакула знаком приглашает его к себе на ночлег. За теплый прием Лель готов петь свои песни. Бобыль не слишком падок до них и предлагает Лелю петь для Снегурочки. Лель согласен петь Снегурочке за поцелуй. Снегурочке эта плата кажется незначительной, ведь, как она говорит, «при встрече, при прощанье целуюсь с каждым я». Тогда Лель просит за песню цветок, и Снегурочка дает ему его.

Лель поет свою первую — протяжную — песню («Земляичка-ягодка под кусточком выросла»).

Снегурочка, почти плача, кладет свою руку на плечо Леля. Тогда Лель заводит свою вторую — плясовую — песню («Как по лесу лес шумит»).

Он кончает петь и видит, как в глубине сцены показываются несколько девушек и манят его к себе (звучит их короткий хор «Лель, Лель!»).

Лель бросает цветок и устремляется к своим подружкам. Снегурочка обижена и недоумевает. Лель уходит, наигрывая на рожке. Снегурочка грустит. Она поет свою ариетту «Как больно здесь!»

Появляется Купава, она сочувствует Снегурочке, но ей некогда долго предаваться этому чувству – сегодня в слободку приезжает ее жених Мизгирь. И действительно, вдали показывается Мизгирь и двое его слуг. Вот они входят с мешками, в которых, как впоследствии оказывается деньги и гостинцы. Возвращаются девушки и Лель. Купава бежит и прячется между девушек. Мизгирь расспрашивает девушек, не прячется ли среди них Купава. Начинается обряд выкупа невесты. Девушки запевают свадебную песню «То не пава». Мизгирь всех одаряет подарками. Купава выходит к Мизгирю, она зовет Снегурочку присоединиться к их веселью. Вдруг Мизгирь бросает взгляд на Снегурочку. Не в силах отвести взгляд от юной красавицы, Мизгирь тут же решает остаться со Снегурочкой. Тут же кончилось недолгое счастье Купавы. Она в отчаянии и требует, чтобы Снегурочку «отдала дружка назад». Та рада бы это сделать и просит Мизгиря уйти, но тот непреклонен. Купаве же он заявляет, как для заходящего солнца нет возврата, так и для любви погасшей возврата нет. Он молит Снегурочку любить его. Мизгирь задабривает Бобыля и Бобылиху, чтобы они прогнали Леля, в котором он видит своего соперника.

Купава же созывает народ (вся сцена заполняется девушками и парнями).

Все осуждают Мизгиря за измену. Мизгирь признается, что любит теперь Снегурочку, а Купаве бросает обидные слова, упрекая ее в том, что такими же ласками, какими она одаряла его, она могла одарять другого. Оскорбленная девушка бежит к реке, чтобы утопиться. Ее, почти бесчувственную, едва удерживает Лель. Все убеждают Купаву идти искать помощи у мудрого царя Берендея

Открытые сени во дворце Берендея; в глубине, за точеными балясами переходов, видны вершины деревьев сада, деревянные резные башенки и вышки. Царь Берендей сидит на золотом стуле и расписывает красками один из столбов; несколько поодаль слепые гусляры с гуслями. На переходах у дверей стоят царские отроки.

Действие начинаетсяс песни слепцов-гусляров («Вещие звонкие струны рокочут громкую славу царю Берендею»).

Пение гусляров напоминает старинные эпические напевы.

Входит Бермята, ближайший приближенный царя Берендея. Его хвалебные царю речи тут же пресекаются — вот уже пятнадцать лет он, царь Берендей, не видит благополучия в своем царстве: «наше лето короткое, год от году короче становится, а вёсны холодней. Сердит на нас Ярило!» С грустью и тревогой говорит царь:

  • В сердцах людей заметил я остуду;

Не вижу в них горячности любовной,

Исчезло в них служенье красоте,

А видятся совсем иные страсти.

Тогда Бермята рассказывает царю о появлении у них какой-то Снегурочки, из-за которой «передрались все парни». И вот одна девица просится «внесть челобитную». Царь допускает к себе Купаву. Ее вводит отрок, и она падает на колени перед царем. Она плачет и слезно жалуется на своего жениха Мизгиря и на Снегурочку, разлучившую ее с женихом. Берендей сокрушается судьбой Купавы. Он приказывает созвать народ и поставить Мизгиря на суд царёв.

Звучит клич двух бирючей с вышки. Под торжественный и в то же время сказочно-игрушечный марш собирается народ: из внутренних покоев выходят придворные, боярыни, отроки; из наружных дверей и с лестницы — народ; здесь же Лель. Приспешники приводят Мизгиря. Бермята размещает придворных, народ поет (a capella) гимн берендеев. Под конец шествия показывается сам Берендей. Начинается суд над Мизгирем. Тот не пытается оправдываться, и на требование Берендея взять в жены Купаву упрямо отвечает, что у него одна невеста — Снегурочка. Берендей осуждает Мизгиря на вечное изгнание — в пустыню, в лес. Мизгирь просит лишь об одном — взглянуть еще раз на Снегурочку. Входит Снегурочка, а с ней Бобыль и Бобылиха. Наивно и простодушно приветствует Снегурочка Берендея — она никогда раньше не видела царя. И тот, пораженный ее красотой, поет свою знаменитую Каватину «Полна, полна чудес, могучая природа» — философское размышлениео непредсказуемости явлений чудесных даров могучей природы. И вот царь Берендей понимает причину гнева Ярилы-Солнца: Снегурочка не ведает любви. И Берендей объявляет: тот юноша, который до рассвета заставит Снегурочку полюбить себя, получит ее в жены. Юноши молчат — все знают холодность Снегурочки. Тогда царь обращается к берендейкам, и те отвечают, что только Лель способен «внушить любовь девице». В свою очередь Мизгирь просит царя отсрочить его изгнание: он клянется, что зажжет любовью «Снегурочки нетронутое сердце». Берендей успокаивается и призывает свих подданных собраться в последний день весны в заповедном лесу для игр и песен. А на заре приветствовать Ярилин день, начинающий лето.

Просторная поляна в лесу; со всех сторон от нее сплошной лес. Перед лесом по обе стороны невысокие кусты. Вдали, между кустами, видны богатые шатры. Догорает вечерняя заря. Молодые берендеи водят хороводы, один круг ближе к зрителям, другой поодаль. Девушки и парни в венках. Старики и старухи кучками сидят под кустами и угощаются брагой и пряниками. В первом кругу ходит Купава. В середине первого круга Лель и Снегурочка. Мизгирь, не принимая никакого участия в играх, то показывается среди народа, то уходит в лес. Бобыль пляшет под волынку. Бобылиха и несколько соседей сидят кругом и пьют пиво. Царь со свитой издали смотрит на играющих.

Оркестровое вступление к третьему действию — это мелодия старинной «Липеньки» («Ай, во поле, ай, во поле, ай во поле липенька, ай во поле липенька») — песни, которую поют и под которую водят хоровод девушки, когда поднимается занавес. Ее сменяет разудалая плясовая песня «Про бобра», которую поет и отплясывает Бобыль. Парни и девушки перестают водить хоровод и все толпятся вокруг пляшущего Бобыля.

В лес приходит и царь Берендей со своей свитой. Ему хочется посмотреть на молодежь, на ее игры. Он поет свою вторую каватину («Проходит день веселый»), по окончании которой всех приглашает к еще одной забаве: «скоморохи; кувыркайтесь, ломайтесь, дураки!»

Выбегают скоморохи. «Пляска скоморохов» — виртуозный симфонический эпизод, изобилующий яркими оркестровыми красками, увлекательными ритмами. Он часто включается в программы концертов популярной симфонической музыки. В театральной постановке этот эпизод — повод для хореографа продемонстрировать свою фантазию. (Правда, всегда существовала опасность злоупотреблений танцами в «Снегурочке». Н.Черепнин, приглашенный в 1908 году в Париж для наблюдения и консультации при постановки там «Снегурочки», писал Н. А. Римскому-Корсакову оттуда: «…на первых сценических репетициях танцевали всюду. Я даже начал сомневаться — не балет ли «Снегурочка» (…) После долгих обсуждений удалось отменить всю эту кошмарную ерунду».)

Приглашая скоморохов, царь Берендей сказал также: «А там уж, на прощанье, Лель пригожий, чтоб день закончить, песню нам пропой.» И вот, после пляски скоморохов Лель, аккомпанируя себе на рожке (в оркестре эта мелодия звучит у кларнета), поет свою третью песню («Туча со громом сговаривалась»).

Песня пришлась по душе Берендею, и в награду за нее царь предлагает Лелю выбрать себе подружку. Лель направляется к девушкам, на мгновение он как бы в нерешительности задерживается возле Снегурочки, но потом идет к Купаве, выбирает ее и ведет через всю сцену к царю; подойдя близко, целует ее. Снегурочка в слезах убегает в кусты. Царь желает всем веселиться и удаляется со всей своей свитой. Постепенно расходятся и все остальные.

Снегурочка остается одна. Она печально бродит по лесу, охваченнаяревностью. В своем ариозо («Пригожий Лель, ужель тебе не жалко Снегурочку») она обращается к пастуху с наивными упреками. Но Леля нет, а вместо него перед ней предстает Мизгирь. Он берет ее за руку, но она противится. Плененный красотой Снегурочки, он упорно преследует ее, добиваясь взаимности. В конце концов, он становится перед ней на колени. Но слова и слезы Мизгиря страшат Снегурочку, она старается вырвать руку. Обуреваемый любовной страстью, Мизгирь вдохновенно поет Снегурочке свое ариозо «На теплом, синем море», в котором за любовь Снегурочки предлагает бесценный жемчуг. Но и этот дар Снегурочка отказывается принять. Неистовый Мизгирь бросается на Снегурочку. Снегурочка старается вырваться. Появляется Леший, которому Дед-Мороз наказал беречь Снегурочку. Он останавливает Мизгиря. Снегурочка убегает в лес, Мизгирь устремляется за нею, но Леший превращается в сухой пень, и куда бы ни ринулся Мизгирь, всюду перед ним вырастает из земли лес (в оркестре это мастерски передано появлением все новых и новых мотивов во все убыстряющемся темпе).

Вновь появляется Леший, он дразнит Мизгиря призраком Снегурочки. Кусты и деревья принимают меняющиеся фантастические образы. В конце концов, призрак исчезает. Мизгирь убегает за ним. Поляна принимает прежний вид.

Входит Лель. Затем появляется Купава и, видя Леля, бросается к нему. Лель спас ее. Она благодарна ему за то, что он поцелуем сравнял ее, забытую, со всеми. Звучит их любовный дуэт.

Между кустов бродит Снегурочка. Она становится невольной свидетельницей любовной сцены Купавы и Леля. В сильном волнении она выбегает из кустов и бросает Купаве ее же упрек: «Разлучница! Твое же это слово! Сама меня разлучницей звала, сама же ты и разлучила с Лелем!» И тут Лель говорит Снегурочке самые горькие слова: «Снегурочка! Подслушивай почаще горячие Купавы речи; время узнать тебе, как сердце говорит, когда оно любовью загорится. Учись у ней любить и знай, что Лелю не детская любовь нужна. Прощай!» Сраженная этими словами, Снегурочка вспоминает о последней надежде своей — матери Весне. К нейона отравится с последней мольбой: «Отдай девичье сердце, мама… Отдай любовь — иль жизнь мою возьми!»

Четвертое действие начинается оркестровым Вступлением. Когда занавес поднимается, взору зрителя открывается озеро в Ярилиной долине. Раннее утро. Озеро поросло осокой и с роскошными цветами. По берегам кусты тоже с цветами, повисшими над водой. С правой стороны озера — голая Ярилина гора с острою вершиной. Из озера поднимается Весна, вся окруженная цветами. К ней со страстной мольбой обращается Снегурочка: «О мама, дай любви, любви прошу, любви девичьей!» И Весна соглашается на прощанье утешить Снегурочку этим великим, но столь для нее роковым, даром.

Теперь Снегурочка знает чувство любви, и новая встреча с Мизгирем зажигает ее ответной страстью. Но она страшится лучей Ярилы и молит Мизгиря спасти ее,укрыть от солнца. Мизгирь не понимает причин ее страха; он хочет представить Снегурочку царю Берендею как свою супругу.

Уже пылает заря. В священную Ярилину долину направляются берендеи: старый царь, за ним женихи с невестами. Снегурочка и Мизгирь становятся под тень куста. Гусляры играют на гуслях и пастухи на рожках. Сойдя в долину народ разделяется на две стороны. Все с ожиданием смотрят на восток и при первых лучах солнца поют хор — русскую народную песню «А мы просо сеяли»: девушки по одну сторону, юноши по другую. Женихи берут невест и представляют их с поклоном царю. Царь Берендей благословляет их. Мизгирь также подводит Снегурочку к царю. Снегурочка подтверждает — и говорит, что может это сделать сто раз — что любит Мизгиря. В этот момент яркий луч солнца прорезывает утренний туман и падает на Снегурочку (в оркестре мощно звучит лейтмотив Ярила-Солнца).

Снегурочка испугана: «Что со мной? Блаженство или смерть?» Снегурочка понимает, что гибнет. Весь свой гениальный талант вложил Н. А. Римский-Корсаков в предсмертную арию Снегурочки. В ней все — экстаз любви, томление, восторг и безнадежность. С ужасом видит Мизгирь и берендеи, что «как вешний снег она пред Солнцем тает и девушки Снегурочки уж нет». Мизгирь в отчаянии: «Это шутка жестокая судьбы». И верный своему слову — погибнуть вместе со Снегурочкой — он бросается в озеро.

И вновь царь Берендей, он же — верховный жрец, объясняет великое значение происшедшего: «пятнадцать лет на нас сердилось Солнце; теперь с ее чудесною кончинойвмешательствоМороза прекратилось». И царь приказывает Лелю петь Яриле-Солнцу хвалебную песнь. Звучит заключительный хор (в уникальном музыкальном размере — 11/4) — песнь Яриле-Солнцу.Взгляды всех устремлены на восток. На вершине горы, на некоторое время («на восемь тактов» — ремарка Н. А. Римского-Корсакова) рассеивается туман и показывается Ярило в виде молодого парня в белой одеж-де; в правой руке у него — светящаяся человечья голова, в левой — ржаной сноп. Апофеоз: «Свет и сила, бог Ярило, красное солнце наше, нет тебя в мире краше!» По знаку царя прислужники несут целых быков и баранов с вызолоченными рогами, бочонки с медом, разную посуду и все принадлежности пира.Так кончается эта опера-сказка.

© АлександрМАЙКАПАР

Прежде чем знакомиться с рассказа Александра Николаевича Островского «Снегурочка», стоит обратить внимание на удивительные факты из истории написания спектакля. Автору нужно было в короткие сроки опубликовать новую пьесу. Вместе с молодым композитором Чайковским они в рекордное время и с большим успехом справились с работой.

В основу спектакля «Снегурочка» заложен народный рассказ. Сценарий был завершен к 1873 году. В этом же году, 11 мая, в Большом театре города Москвы была представлена аудитории новая стихотворная пьеса, которую нынешние школьники изучают вместе с остальными рассказами автора в курсе школьной программы.

Для более глубокого понимания произведения следует во время его изучения записывать свои мысли в читательский дневник, составлять характеристику персонажей и, при желании, познакомиться с существующими экранизациями пьесы или посетить спектакли.

В читательском дневнике рекомендуется указать имена персонажей, описать, какую роль они играют в рассказе, второстепенными или главными являются. Эти простые действия помогут детальнее разобрать произведение и облегчат вашу работу при написании характеристики персонажей.

Главные герои произведения

Главными героями произведения Островского А. Н. можно выделить Снегурочку, пастушка Леля, чьи песни так любила слушать вся страна Берендея, девицу слободы – Купаву, Мизгирь – знатного купца, Бобыля Бакулу и Бобылиху, а также мудрого царя Берендея, той северной сторонки, где происходят действия сказки.

Второстепенные персонажи

Второстепенными героями сказки выступают старик Мороз, Весна со своею свитой, Леший, народ Берендеева царства – берендеи (Мураш, Радушка, Бирюч, Малуша и другие), слуги Мизгиря и Леший, помощник проказника-старика.

Краткий пересказ пьесы «Снегурочка» А. Н. Островского

Для простоты понимания пересказ составлен по плану, согласно содержанию рассказа: пролог и четыре действия. При написании собственного плана в читательском дневнике, по желанию, можно опустить данные пункты, или добавить новые (например, подробно расписать явления).

Пролог

Краткий пересказ пьесы снегурочка а н островского 1 В начале рассказа и спектакля автор переносит читателя в сказочные доисторические времена в страну, которой правит мудрый царь Берендей.

Все события, описанные в прологе, происходят на Красной горке, за которой расположена слобода Берендеева. Полночь. Полная луна серебрит холодным светом северные просторы. Природа не очнулась от зимних морозов: земля еще убрана белоснежной пеленой, а ветви деревьев угрюмо опустились под тяжестью снежных шапок.

Весенняя сказка начинается с прилета птиц. Леший, стороживший лес, объявляет о конце зимы и ныряет в дупло, чтобы выспаться после нелегкой работы. Вена-Красна спускается на землю, но нерадушно ее встречают берендеевы просторы: холодным блеском мерцают поля, студёно – совсем не так, как в южных странах!

Но Весна признается, что сама повинна в таком приеме, рассказывает о своих заигрываниях со стариком Морозом, о дочке их Снегурочке. С сожалением она говорит о том, что именно из-за дочки не перечит она старику, который, пользуясь ее мягкостью, назло морозит все царство Берендея. В добавок к этому, рассерженный Ярило не хочет греть берендеевцев солнечными лучами.

Жалея птиц, Весна советует им, подобно людям, пуститься в пляс, чтобы согреться. Птицы послушно танцуют под запевы, празднуя прилет и новоселье.

Но в разгар веселья поднимается ветер, набегают тучи. Все охватывает мгла. Весна укрывает птиц в кустах и говорит им подождать до утра, пока не утихнет вьюга.

На поляне остаются красавица Весна и Дед-Мороз, который с забавой рассказывает о стуже, насланной на берендеев этой зимой. Но собеседницу старика интересует лишь судьба Снегурочки, томящейся в тереме. Она жалеет дочку и просит Мороза отпустить ее пожить с людьми и насладиться молодостью. Тот нехотя соглашается поселить их дочь у Бобыля, но предостерегает Весну о злом Яриле, который хочет погубить их дочь, зародив в ее сердце огонь любви.

Снегурочка очень рада тому, что ее отпустят жить к людям. Она давно мечтала о людских забавах: ходить за ягодами с подружками, водить хороводы. Страстно, завороженно рассказывает она о пастушьих песнях Леля и, взамен на щедрость отца, обещает выучить их и исполнять ему под метель.

Но Морозу становится не по себе от ее слов, он велит Весне беречь их дочь от Леля, от речей и его и песен, так как любят пастуха девушки всего царства Берендеева за душевные слова и напевы. В облике Леля видит он смертельную погибель своей дочери и просит Лешего уберечь его единственное дитя от обидчиков.

Весна же говорит Снегурочке, что ее всегда можно найти на озере, в Ярилиной долине, если вдруг девушке понадобится помощь.

Метель унимается, тучи расходятся, небо становится ясным, повсюду слышатся звонкие людские голоса – народ встречает приближающийся праздник.

Берендеевцы ликуют, поют, везут в лес сани, на которых стоит чучело, благодарят Масленицу за вкусные угощения и веселые забавы.

Масленица обещает берендеевцам вернуться на следующий год, как только пройдет морозная пора и появятся проталинки, и исчезает.

Бобыль Бакула, житель царства Берендея, причитает о том, как мало он поел соседских блинов, жалуется на грядущую голодную и нищую жизнь. Бобылиха указывает мужу на его леность и отправляет в лес за дровами, которых в доме нет уже несколько дней.

Бакула отправляется рубить березу и находит прекрасную девицу, которая просится пожить в слободе вместе с берендеями у того, кто первый ее нашел. Бобыль и Бобылиха обрадованы этой новостью, они думают, что могут найти красивой девушке богатого жениха и исправить бедственное положение своей семьи.

Первое действие

Первое действие 1 Первое действие происходит в слободе Берендеевки.

Автор описывает дом Бакулы: старый, покосившийся, с прохудившейся крышей. Бобыль и Бобылиха жалуются, что зря взяли Снегурочку в дом и нет им от нее проку. Но девушка возражает: с сироты нечего взять, но она трудолюбива и работы не боится. А беды их лишь от того, что они ленивы и бездеятельны.

Бобылиха с Бобылем ругают девушку за то, что она не хочет ответить взаимностью парням деревни, которые приходят свататься. Уговаривают ее выбирать себе возлюбленного побогаче, чтобы и названным родителям была выгода со свадьбы сироты. Разговор прерывается звуками рожка пастуха.

Лель приходит жить к Бобылям по решению мудрого царя Берендея и по уговору , собравших деньги на его проживание. Берендеевцы не хотят пускать пастуха в свои дома, так как опасаются за дочерей и жен, которые падки на его песни. Снегурочка же остается холодна. Нет у нее возлюбленного, не знает ее сердце любви.

Песни Леля пробуждают в душе девицы воспоминания. Но равнодушной остается она к ухаживаниям пастуха. Ей чужды ласки и поцелуи. И Лель, не нашедший теплоты в доме Бакулы, бежит к другим девушкам, выбросив завядший цветок – подарок Снегурочки. Обида поселяется в сердце девушки от того, что пастух предпочел ей других девиц слободы.

Нет среди девушек Берендеева царства подруг у бедной красавицы. Затмила сиротка всех своею красотой, переманила к себе всех парней, рассорила их с подругами. Лишь Купава не сторонится ее. Она делится со Снегурочкой своей радостью о приезде знатного купца, молодца, который вскоре посватается за неё.

Появляется Мизгирь с выкупом за свою возлюбленную. В последний раз девушки собираются поводить хороводы, и молодая пара подходит к Снегурочке, чтобы пригласить ее на праздник. Молодой человек пленён красотой девушки и забывает обо всем прочем. Он уже не желает брать в жены Купаву.

Все его мысли лишь об одной дочери Мороза и Весны. Купец намерен посвататься за бедную сиротку и велит нести весь выкуп в дом Бобыля Бакулы. Приютившие ее родители заставляют девушку ответить взаимностью богатому парню, прогнать пастуха Леля и выйти замуж за Мизгиря. Но Снегурочка понимает, какое зло она причинит Купаве и не хочет поступать по воле Бобыля и Бобылихи.

Купава омрачена переменчивой натурой купца. Она интересуется у своего возлюбленного, чем не понравилась она ему. На это Мизгирь заявляет, что скромность и стыдливость Снегурочки покорили его сердце, по его понятию эти качества — настоящие проявления девичьей любви и теплоты, а открытость Купавы не мила ему и кажется лишь предвестником измены.

Купава огорчена, она просит защиты у народа берендеевской слободы, проклинает своего бывшего жениха и желает умереть, так как горе ее слишком сильно. Но пастух Лель спасает юную девушку.

Второе действие

Второе действие 1 Автор описывает дворец царя. Берендей раздосадован тем, что шестнадцать лет Ярило не дарит берендеевцам солнечное тепло и свет.

Полагая, что Ярило рассержен на берендеев за их холодные сердца. Царь решает, что необходимо умилостивить гнев солнца и принести ему жертву: связать брачными узами как можно больше любящих пар.

Но Бермята сообщает, что этого сделать никак нельзя, потому что Снегурочка рассорила всех парней и девушек между собой. В этот момент вбегает в царские покои Купава и сообщает Берендею, что Мизгирь, клявшийся ей в любви, называвший своей невестой, предал ее.

Царь приказывает доставить парня на суд, в процессе которого принимается решение об изгнании его из страны. В оправдание купец молит царя посмотреть на прекрасную Снегурочку.

Бобыль и Бобылиха приводят приемную дочку к Берендею. Государь остается под впечатлением от красоты девушки. Женив скромную бедную девушку на достойном парне, он полагает умилостивить Ярило и вернуть в страну теплое и солнечное лето. Но Снегурочка признается, что ее сердце не знает любви и нежности, что в целом мире нет у нее возлюбленного.

В смятении царь просит помощи у своей жены. Елена Прекрасная считает, что только Лель способен пробудить в девушке незнакомое ей чувство.

Пастух зовет Снегурочку вить венки и обещает, что с утренней зарей придет в ее сердце любовь. Мизгирь видит в Леле соперника и не желает уступать ему девушку. Он намерен всеми силами завоевать возлюбленную.

Третье действие

Третье действие 1 Вечером берендеи собираются вместе, чтобы водить хороводы. Девушки прощают парней за измены и мирятся с ними. Лель поет песни жителям страны.

Царь восхищается пением пастуха и в награду позволяет Лелю выбрать девушку, которая вознаградит его своим поцелуем.

Снегурочка надеется, что пастушок выберет ее, но когда он подходит к Купаве, огорчается и укрывается в лесу, плача над своим горем. Случайно встреченный Лель говорит ей, что слезы ее пусты – в них только зависть, но не любовь к нему.

Пастух припоминает девушке, как ждал он слов любви, когда жил у Бобыля и Бобылихи, но не получил в ответ ни тени нежности, и говорит девушке, что только за настоящее чувство готов он связать с ней свою судьбу.

После того, как уходит Лель, в лесу Снегурочку настигает Мизгирь. Он умоляет ее ответить взаимностью на его страстную любовь. Девушка боится слов купца. Она возвращает его дары, на что тот решает силой заполучить слободскую сиротку. На подмогу приходят посланники Мороза: они манят Мизгиря образом девушки вглубь леса.

Освободившись, Снегурочка разыскивает Леля, но тот отвергает ее и уходит с Купавой, советуя поучиться у его избранницы настоящему чувству. Покинутая девушка в отчаянии ищет мать, желая, чтобы она даровала ей возможность любить.

Четвертое действие

Четвертое действие 1 Весна-Красна выслушивает молитвы дочери, но, вспомнив заветы Деда-Мороза, наказывает ей подумать еще раз о своей просьбе.

Снегурочка уверяет мать, что не мила ей жизнь без настоящего чувства. И мать вручает ей венок, дарующий любовь: первый встречный человек станет возлюбленным девушки.

Надев венок на голову, девушка видит мир совершенно иначе: все цвет, все блестит и сияет на солнце.

Первым, кого встречает дочь Весны, оказывается Мизгирь. Снегурочка, влюбившись в купца, отвечает на его страсть, но предостерегает своего избранника, что если он не убережет ее от лучей Ярилы, в тот же миг она растает.

Мизгирь, окрыленный любовью, пренебрегает страхами своей невесты и ведет ее на Ярилину гору. Стоит солнечному свету попасть на девушку – она тает.

Купец, считая все произошедшее злой шуткой богов, не в силах вынести горя, сбрасывается в озеро.

Царь Берендей призывает жителей страны верить, что печальная смерть двух влюбленных не должна омрачить праздник. Теперь Ярило смягчится, и земля берендеев вновь станет теплее и начнет плодоносить, как в прежние времена.

Заключение

В заключение стоит проанализировать спектакль Островского и записать в читательский дневник чувства, которые остались после изучения рассказа.

Смысл произведения тонко опутывает всю пьесы и раскрывается автором в самом конце «весенней сказки». Рассказ наполнен любовью и разными формами ее проявления. Но любовь Снегурочки – чистая и бесстрашная, спасающая, способная снять проклятие со страны берендеев – вот главный ключ всего рассказа.

Снегурочка, обращаясь к матери за помощью, осознавала всю трагедию своего желания и все же не отступилась от него. Чистое чувство, лишенное всего показного и корыстного — главное в пьесе Островского. Все остальное сюжетное описание лишь помогает читателю (или зрителю пьесы) понять различия между проявлениями любви.

Очень много добрых, интересных сказок, которые уже давно стали народными существует для детей. Одной из таких сказок является «Снегурочка», которую написал знаменитый русский писатель Александр Островский в далёком тысяча восемьсот семьдесят третьем году. Не смотря на то, что снегурочка — это всё-таки зимний персонаж, данная сказка получилась весенней, захватывающей и интригующей. Всё действие данной сказки разворачивается в вымышленной стране берендеев, а главной героиней, безусловно становиться, доченька уже вступающей в свои права Весны и ещё не отступающего Мороза, Снегурочка.

По истории главная героиня оказывается всем чужой. Но, не смотря на это её очень сильно привлекают человеческие песни, разговоры, игры и забавы. Снегурочка старается из всех сил понять, те чувства, которые испытывают люди, то радуясь, то плача. Ей непонятно это чувство, но тем сильнее оно её влечёт.

По своей натуре главная героиня ещё совсем дитя, и её детская душенька спит сладким сном, и никому не под силу разбудить в ней эти чувства. Не смотря на это, ещё не зная чувства любви, она способна испытать чувство настоящей зависти к чужому счастью и чужой радости. Главная героиня ощущает себя разбитой, после того, как обычный сельский пастух Лель предпочитает ей горячую, деревенскую девушку Купаву. Главная героиня в печали обращается к матери Весне с просьбой одарить её даром любви. В ответ на это мать дарит ей венок, который помогает главной героине снять дремоту с души и понять что же такое любовь.

В это же время гордый, своенравный и сильный Мизгирь оказывается избранником Снегурочки. Испытав настоящее, человеческое чувство любви её сердце становиться настоящим, человеческим, живым и снегурочка погибает. Её кончина завершая сказку как бы возобновляет равновесие царства берендеев. А Снегурочка становится своего рода искупительной жертвой для милости грозного и могущественного Ярила.

Несколько интересных сочинений

  • Герои произведения Собачье сердце Булгакова

    Ф. Ф. Преображенский – хирург, использующий новаторские разработки по омоложению путем пересадки органов. Он живет в Москве, известен по всему миру и уважаем многими учеными

  • Образ и характеристика Петрушки в романе Горе от ума Грибоедова сочинение

    Петрушка — это второстепенный, даже третьестепенный персонаж комедии Александра Грибоедова Горе от ума. Он является крепостным крестьянином, буфетчиком и слугой в доме, хозяин которого Павел Афанасьевич Фамусов