Художественные особенности сказочно-символической поэтики пьесы «Снегурочка» А.Н. Островского

Дипломная работа

Напряженные поиски А.Н. Островского в области жанра, творческого метода складываются в четкую и стройную художественную систему, нашедшую воплощение в «Снегурочке».

Принимая во внимание тот факт, что к моменту написания «Снегурочки» система жанров в целом сложилась, выработались в основном принципы создания жанровых форм доступных, понятных восприятию демократического зрителя, диссертант прослеживает взгляды и новаторские поиски драматурга в области жанра.

2.2 СОЧЕТАНИЕ КАРТИН РЕАЛЬНОЙ ЖИЗНИ СО СКАЗКОЙ И ФАНТАСТИКОЙ, ПОЭЗИЕЙ В ПЬЕСЕ «СНЕГУРОЧКА»

Следует отмечать жанровое многообразие творчества Островского, соответствующее многообразию тем, а также оригинальность жанровых образований драматурга (комедии, драмы, сцены, картины, драматические хроники, этюды и весенняя сказка).

А.Н. Островский использует в своем творчестве достижения предшествующих драматургов, свободно сочетает элементы различных жанров в одном (элементы оперетты, водевиля, мелодрамы), и таким образом создает новые оригинальные жанровые формы, создает драму нового типа, оказавшую влияние на последующее развитие драматургии. Создавая художественный репертуар для русского театра, драматург исходит из задач отражения жизни, а не из канонических книжных форм, для него характерен поиск жанровых форм, близких и понятных демократическому зрителю.

Написав в 1873 году «Снегурочку», Островский создает совершенно новый жанр — «весенняя сказка», в котором стремиться соединить реальную основу со сказочной фантастикой, серьезное содержание с яркой театральностью.

Изучая «весеннюю сказку» прослеживается трудный и долгий путь напряженных поисков Островским методов обработки фольклорного материала для сцены. Первыми опытами на этом пути были : «Воевода», «Иван-Царевич», «Осиновый дух», «Девушка-Снегурочка», в которых драматург обращается к различным источникам: уже известным драматическим жанрам и формам (комедия, феерия, пьеса-маска) и к достижениям мировой драматургии (обработанным для сцены произведениям Пушкина, пьесам Шекспира, К Гоцци, Гольдони).

И только в «Снегурочке» попытка создать праздничный спектакль на сказочной основе увенчалась успехом. Драматург использовал только характерное для феерии сочетание танца, музыки и пения и отбросил грубые сценические трюки и превращения, соединил сказочный элемент с бытовым, широко использовал жанры устного народного творчества, применяя новые методы их переработки.

11 стр., 5005 слов

Творчество Мольера

... дальнейшего анализа; 3. анализ различных статей, публикаций, оценок творчества Мольера, различными исследователями его работ; 4. обобщение всех описанных ... высокая комедия и пр. Он постоянно экспериментировал, создавал новые формы и трансформировал старые. В начале 1660-х ... важных моральных и социальных проблем. Театр Мольера - великая школа, где драматург, смеясь и балагуря, поучает зрителя веселым, ...

Не случайно обращение Островского к жанру сказки.

Островский понимает сказку как жанр, заключающий в себе одновременно и «целеустановку на развлечение» и глубокий смысл, богатые художественные возможности позволяют отразить злободневные проблемы времени. Такой взгляд на жанр сказки, по мнению автора диссертации, предопределяет современную точку зрения на сказку.

В «Снегурочке» характерной приметой фантастического хода, как и в народной сказке, является зависимость вымышленных ситуаций и образов от идеи, которая лежит в основе сказки.

А.Н. Островский, стремясь воплотить поэтический замысел, полностью переносит действие в созданный им фантастический сказочный мир, в Берендеево царство. Причем, смешение реального и фантастического плана в изображении жизни не приводит в «Снегурочке» к уходу действительности. Глубокая истина сказки органично соединяется с конкретными художественными формами, в которых и выражена главная мысль сказки — мысль о победе новых нравственных норм.

В сказке Островского, как и в народной, четко противопоставлены действующие лица: с одной стороны Снегурочка и Мизгирь, с другой — Купава и Лель. В фантастическом плане противопоставлены Мороз и Весна. В отличие от народной сказки Островский на противопоставлении персонажей выстраивает конфликт пьесы, углубляя мысль о противоборстве тепля и холода, переводит конфликт в область нравственных отношений.

Остатки обрядовой магии, совпадающие с характером волшебных действий в сказке, воспроизводятся в «Снегурочке» Островского, как и во многих волшебных сказках. Если в народной сказке нарушаются строгая регламентация народного праздника, перестает ощущаться магическая сторона действий и слов, то Островский воспринимает обряды во всей их значимости, и перенося их идеи в современный мир, оставляет за обрядами их изначальную функцию: с помощью магических действий и слов-заклинаний влиять на силы природы. Островский использует обряд не как фон или источник цитирования, а придает обряду самостоятельное, действиеобразующее значение более того, драматург подвергает обряд сложной художественной переработке и, не разрушая целостности обряда, вводит в ткань произведения, подчиняет решению злободневных вопросов, задаче утверждения идеалов. Такое использование обряда отличается от употребления обрядов в народной сказке и в известных литературных сказках на фольклорной основе (В. Шекспир, А. Пушкин, Н. Гоголь).

Сюжет сказки А.Н. Островского представляет собой последовательную цепочку обрядов: берендеи провожают Масленицу, выходят встречать Солнце, участвуют в свадебном обряде.

Создавая основанные на обрядах сцены, А.Н. Островский в «Снегурочке» соединяет в одном действии элементы различных обрядов: Масленицу и Ярилин день. Это соединение обрядов служит, художественным задачам Островского, позволяет показать торжество любви, торжество Ярилы над Морозом, а значит, торжество новых норм нравственности, отличных от морали современной автору действительности. Исходя из этого, Островский выбирает и соединяет два сходных в идейном отношении обряда, и подробно описывает их. Если в обряде Масленицы отражена борьба Ярилы и Мороза, то в обряде встречи Солнца -Ярило торжествует победу. Эта же мысль — борьбы стихий — заключена в годовом круге. Таким образом, перед нами сжатый годовой круг.

10 стр., 4751 слов

Использование произведений устного народного творчества в сказке ...

... народа и его певца - А. Н. Островского Задачи и тесты по теме "Фольклорная основа пьесы А. Н. Островского «Снегурочка»" "Снегурочка" Снегурочка написана Островским по мотивам и материалам устного народного творчества. Драматург дает пьесе подзаголовок "Весенняя сказка" и поясняет: ...

Центральное место в сказке занимает свадебный обряд. А.Н. Островский показывает три различных момента трех свадебных обрядов — девичник, сватовство, день свадьбы. Если последовательно сопоставить элементы свадебного обряда (девичник, сватовство, день свадьбы) с элементами календарного обряда (Масленица, Ярилин день), то видим, что свадебный обряд накладывается на годовой круг. Все, что происходит в мире природы, находит подтверждение в мире людей: Ярило изгоняет Мороза, любовь побеждает холодный расчет. А.Н. Островский использует и переосмысляет изначальную функцию обряда — быть связующим звеном между миром людей и миром стихий.

В «Снегурочке» присутствуют все композиционно-стилистические элементы народной сказки: зачин (мотив чудесного рождения, мотив заточения царских детей в тереме, запрет на Солнце, отлучка, нарушение запрета) -испытание героя — развязка (наказание ложного героя и награда/брак истинного) и все типы героев, действующие в народной сказке: герой-искатель(Снегурочка), даритель (Весна), герой-спаситель (Мизгирь).

Однако, Островский, не нарушая композиционно-стилистических функций, переосмысляет их, наполняет современным содержание, подчиняет решению эстетических и нравственных задач.

А.Н. Островский, таким образом, в отличие от народной сказки переводит конфликт произведения во внутренний психологический план. Если в народной сказке испытание героя заключается в борьбе с темными силами, с силами зла, то в «весенней сказке» Островский показывает противоборство «горячих» и «холодных» чувств в душе Снегурочки.

Необычна развязка в сказке А.Н. Островского. Драматург видоизменяет функцию героя-спасителя, подчинив её задаче произведения: показать торжество истинных и поражение ложных норм морали. Цель Мизгиря — не избавление девушки, как обычно бывает в сказках, а спасение самого себя. Поняв, что оказался виновником гибели возлюбленной, Мизгирь бросается в озеро. Свершился праведный суд. Дарованная богами любовь сожгла, испепелила Снегурочку и уничтожила Мизгиря.

Cвоеобразен жанр «Снегурочки» — «весенняя сказка». Наполнив заимствованный из народной сказки центральный мотив гибели Снегурочки новым содержанием, Островскому удалось перенести из сказки то жизнеутверждающее начало, которое обусловило весеннюю тональность пьесы, связанную с возрождением природы и горячих чувств берендеев и выразилось в создании нового оригинального жанра — «весенняя сказка».

Далее отмечается, особый характер реализма Островского поднимается на качественно новый, более высокий уровень, представляющий собой органичный сплав реалистических и романтических тенденций. Раскрывая оригинальность художественного стиля Островского в «Снегурочке», автор диссертации отмечает постоянное и очень тонко проведенное сочетание сказочной фантастики с обрисовкой реального, психологического, и даже бытового как одну из удивительных поэтических черт стиля драматурга, говорит о созданном Островским особом поэтическом сказочном мире в «весенней сказке».

Из ряда действующих лиц пьесы автор исследования выделяет группу фантастических персонажей (Мороз, Весна, Ярило, Лель, Снегурочка), которые воспринимаются как романтические. Указывая на особый характер романтизма Островского, следует отметить новаторство драматурга в создании этих образов, которое проявляется в придании реалистической конкретности мифологическим образам, в стремлении очеловечить фантастические персонажи, сблизить с жизнью людей, с отношениями, существующими в обществе. Так, диссертант отмечает сочетание традиционных народнопоэтических элементов и чисто человеческих черт характера в мифологических образах Весны (с одной стороны — олицетворение живительных сил пробуждающейся от зимнего сна природы, а с другой — молодая, ветреная, кокетливая женщина); Мороза (своевольный, озорной, скрипучий старик и, в то же время, суровый владыка, который гордится своим безграничным и вечным господством над снежной Сибирью); Ярило (суровый и милосердный бог Солнца, дарующий людям тепло и любовь, которому не чужды ревность, гнев, месть, ненависть к врагу), Леля, в котором соединяются черты языческого божества и реально существующего пастуха. Говорится также о сложной художественной обработке образов Островским, в результате которой физические понятия тепла и холода, по справедливому мнению Ж.В. Кулиш, переносятся в область нравственных категорий. Это позволило драматургу поставить вопрос о нравственных представлениях человека, о любви, о счастье, о народе, его стремлениях и мечтах. Борьба Весны и Ярилы с Морозом приобретает в «весенней сказке» характер столкновения различных взглядов на жизнь, любовь, счастье, столкновение ложного и истинного понимания норм человеческих взаимоотношений.

17 стр., 8482 слов

Характеристика леля из пьесы островского. характеристика снегурочки ...

... Снегурочка в Мизгире ценит его мужество, его властную волю, готовую склониться перед её женским обаянием - и именно это для неё самое главное. Лель . В первоначальном плане Островский записал: «Лель - сын солнечный». В ... стадам. Пастух Лель назван в честь божества. Боги одарили его ещё одним прекрасным качеством: он слагает песни и гимны. Лель в пьесе - поэтический образ, который играет ...

Таким образом, в «Снегурочке» центральным оказывается тот же конфликт, что и в социально-бытовых пьесах Островского, правда, решается он в отличие от бытовых пьес в философско-символическом плане.

Особое внимание можно уделить рассмотрению образа Снегурочки. Сравнивая традиционный сказочный образ Снегурочки и образ героини «весенней сказки» Островского, автор исследования определяет традиционные сказочные черты Снегурочки и переосмысленные, привнесенные Островским. Так, в диссертации отмечается сказочный внешний и внутренний облик Снегурочки — Снегурочка смирна, стыдлива, скромна, трудолюбива, грустна — и в то же время психологическое объяснение заимствованного из сказки мотива грусти и гибели героини. Не потому обречена Снегурочка, что она обязательно должна погибнуть под лучами жаркого Солнца. Только горячая любовь может её погубить. Следовательно, опасность грозит Снегурочке изнутри. Сохрани она «холодное сердце», гибель бы ей не грозила.

Можно проследить эволюцию образа Снегурочки в отличие от статичного персонажа сказки. Анализируя внутренние изменения, происходящие со Снегурочкой: от холодного сердца — к горячему, диссертант приходит к заключению, что образ Снегурочки у Островского усложняется, наполняется более определенным психологическим содержанием. Наделив Снегурочку сложным внутренним миром, показав трагичность и драматизм её переживаний, Островский укрупняет образ, придает ему черты романтической исключительности, даже величия, превращая в символ. Снегурочка — это символ всепобеждающей любви, символ победы любви над эгоистичной, корыстной моралью, победы Ярилы Солнца над Морозом, жизнью над смертью.

Наряду с фантастическими персонажами, воспринимаемыми как романтические, диссертант выделяет реальные, бытовые, типичные образы Купавы, Мизгиря, Царя Берендея, Бермяты, Бакулы Бобыля. Отмечается реальность и в то же время сказочность заимствованного из народного предания образа народа берендеев. Сказочный образ легендарного народа Островский дополняет реальными типичными чертами характера русского народа, как он их понимает: великодушие, доброта, кроткость и в то же время наивность, грубоватая простота, лень, беспечность, невинное хвастовство. В образе берендеев Островский, таким образом, выразил свое представление о национальном характере русского народа.

11 стр., 5393 слов

Царство берендеев в фольклорно-мифологической драме А.Н. Островского ...

... героев-одиночек, а во имя жизни целого племени, целого народа. Оригинальность «Весенней сказки» Островского в ... на острове были остатки древнего поселения – городища. Там-то, по преданию, в древние времена и жило счастливое племя берендеев, которым управлял мудрый и добрый царь. В сказании о берендеях ... для достижения этой мечты. Тем самым сказка, сказочность для Островского приобретает смысл особо ...

Отмечая тонкое сочетание сказочных и реальных черт в образе царя Берендея, как мудрейшего представителя народа, диссертант приходит к следующему заключению: в образе царя Берендея Островский воплотил мечту о добром и умном правителе, ценителе искусства и природы, художнике и поэте, правление которого способно обеспечить победу высоких нравственных идеалов, в то же время царь Берендей остается наивным, по-детски непосредственным сказочным персонажем.

Сочетание сказочных и реальных черт прослеживает диссертант в образах Бермяты, Бобылей. Отмечается нарицательность образов Бермяты и Бакулы Бобыля, использование драматургом видов реалистической типизации (шарж — в образе Бермяты, гиперболу и гротеск — в образах Бобылей), что ведет к созданию драматургии «сильного драматизма и крупного комизма», рассчитанной на демократического зрителя.

Следуя фольклорной традиции, Островский дает своим героям говорящие, значимые имена, заимствованные из народного творчества, и в зависимости от их содержания создает характеры. Таковы образы Купавы и Мизгиря.

Характер Купавы выбран Островским безошибочно точно. Драматург наделяет Купаву чертами характера типичными для берендеев: она влюбчива, чувственна, предана тому, кто ответил ей любовью, и в то же время наивна, обидчива, лишена логики. Отмечая яркую, страстную натуру Купавы, обусловленную внутренним содержанием имени, диссертант говорит о внутреннем родстве Купавы с Солнцем, о её духовной принадлежности берендеям. Индивидуальное в характере Купавы не противоречит социальному, напротив, осуществляется как проявление общего типического. Данное обстоятельство позволило диссертанту говорить о создании образа Купавы в соответствии с принципами реализма.

Большое место отводится анализу трактовки Островским образа Мизгиря. В образе воплощены романтические и реалистические черты. Островский отказывается от необходимого и подсказываемого романтичностью образа Мизгиря, и самой природой и сюжетным ходом сказки приема «романтического перерождения». Драматург объясняет исключительность чувств Мизгиря, эволюцию его внутреннего мира, быструю смену настроений реальными, бытовыми фактами (практические соображения Мизгиря о том, что если он завоюет любовь Снегурочки, царь отменит наказание), что указывает на реалистическую природу образа Мизгиря, обогащенную романтическим принципом типизации.

Островским использованы элементы пейзажа, заключающиеся во введении описаний природы в текст, в использовании и переосмыслении традиционного романтического приема изображения состояния души героя в слиянии с природой, что является значительным достижением Островского в методе использования пейзажных зарисовок в драматической литературе.

16 стр., 7525 слов

Сказки народов Среднего Поволжья

... (смена дня и ночи)». 1.2.3 Смысл народных сказок Смысл сказок народов Среднего Поволжья - в поэтизации, возвышении человека, вооруженного разумом и знаниями, способного побеждать враждебные силы, ... с общероссийскими общенациональными традициями. В чем же проявляются общие особенности фольклора? Древность происхождения фольклора, самобытность народной жизни - одна из причин своеобразия поэтического ...

Раскрываются принципы реалистической речевой характеристики в пьесе-сказке Островского. В «Снегурочке» развивая принципы реализма, Островский верно передает не только лексику и фразеологию, но и сам склад речи. Передача «образа выражения» становится для Островского, таким образом, «первым условием художественности».

Для создания картины счастливой жизни свободного народа», Островский использует характерный для русской литературы художественный прием — утопию.

В пьесе рассмотрены размышления Островского над вопросом о войне и мире. Отмечается мирная, радостная и потому счастливая и прекрасная жизнь в стране берендеев, отсутствие войн и раздоров, в то время как во всем мире идет ожесточенная борьба. Далее прослеживается позиция Островского в отношении проблемы власти и законов.

В «весенней сказке» А.Н. Островского неоднократно подчеркивается, что в стране берендеев «царствует свобода», нет злой воли, насилия. Среди берендеев живущих по правде и совести, властвует свобода общественных и личных отношений. Особый характер носит воплощение свободы в сказке Островского. В отличие от революционеров — демократов (Н. Чернышевский, Н. Некрасов, М. Салтыков-Щедрин, С. Степняк-Кравчинский), у которых свобода представлена в конкретной форме — политическая свобода, свобода в царстве берендеев носит отвлеченный характер. Она мыслится в соответствии с идеалами 40-х годов, как свобода отдельной личности, как признание за человеком права стремиться к счастью, к наслаждениям земной жизни. Но требование свободы, в каких бы формах оно не выдвигалось, показ благотворного влияния свободы на жизнь народа было явлением прогрессивным, и сама мечта о свободном государстве, представленная пусть и в отвлеченном плане, выглядела противопоставлением современным порядкам с их хищническими законами, угнетением», подавлением человеческой личности, насилием над свободой. В отличие от бесправия, беззакония, царивших в современной Островскому России, в «обширном царстве берендеев покуда все благополучно». Здесь честно исполняются обязанности, а равнодушие и безответственность считаются пороком. У берендеев отсутствуют кровавые законы. Смертная казнь заменена здесь вечным изгнанием. Не единоличной властью, всеобщим народным судом решаются дела в сказочном берендеевом царстве, устраняются несправедливости. Народный суд над преступником, оскорбившим чувство любви, своеобразный суд совести, и возможен он только в таком государстве, где «свет правдой и совестью только и держится».

В стране берендеев все равны перед законом. Исходя из принципов гражданского равенства всех берендеев, царь обращается к Солнцу с призывом: Палящий бог, тебя всем миром славим? Пастух и царь тебя зовут, явись!

В «Снегурочке» А.Н. Островский высказывает свое представление о разумной власти в лице премудрого Берендея. Царь Берендей воплощает в себе мудрость и простоту, справедливость и доброту, любовь к людям и целомудрие, царскую власть и наивную скромность. Он уверен, что только в том случае, если в стране действуют справедливые законы, вершится народный суд, страна может достичь благополучия, а значит, человек в такой стране счастливь и по-настоящему свободен в проявлении своих чувств , в своих желаниях, стремлениях и поступках. И именно заслуга царя (разумного правления, разумной власти) является счастливая жизнь берендеев.

2 стр., 788 слов

Почему произведения Островского называют пьесами жизни?

... люди с горячим сердцем, которые борются за свои мечты. Пьесы драматурга актуальны даже сегодня. ` Почему произведения Островского называют пьесами жизни? Популярные сочинения В своих произведениях Островский всегда рассказывал придуманную им историю так, что у ...

Особо отмечается в пьесе любовь царя Берендея, Купавы, Весны, которые выказывают возвышенное понимание любви как выражение самых лучших чувств человека, его служение красоте, и Мороза, Мизгиря, Бобылей, которые считают любовь злом, помехой в расчетах, в жизни. Эту проблему, положенную в основу произведения, Островский сформулировал следующим образом: «Весна»- Счастье в том, чтобы любить. «Мороз» — Счастье в том, чтобы не любить.

Именно это противопоставление, наиболее точно и полно отражает авторский замысел, раскрывает идейное содержание произведения.

Таким образом, тему любви автор связывает с вопросом создания новых форм этики. А заключительные слова Берендея: «Изгоним же последний стужи след из наших душ и обратимся к Солнцу», считает автор исследования вслед за К.Н Державиным, раскрывают идейную концепцию всей пьесы, в них высказана мечта А Островского о мире, свободном от холодных, расчетливых людей. Драматург утверждает право человека на полноценную духовную жизнь, выражает мечту о создании новых форм взаимоотношений между людьми, а свобода в любви, высокая её оценка, признание за нею лучших нравственных качеств, облагораживающих человека, является значительным условием создания счастливого государства.

Радостная, полная музыки и песен жизнь сказочного народа выглядит контрастом по отношению к действительной жизни. Самое почетное место в стране берендеев отводится поэту. Не случайно, именно Леля просит царь запеть хвалебный гимн Солнцу. В сказочной стране искусство находится по покровительством царя Берендея, способствующего его развитию и расцвету. Около царя собрались все те, кого в старой Руси можно было считать артистами — скоморохи, слепые гусляры, царь-художник, и сам расписывает дворец. То что у наивных берендеев выступает как жизнечувствие, подчеркивает диссертант, у царя Берендея выступает как философия жизни. Эстетический идеал царя Берендея диссертант вслед за А.Л. Штейном видит в следующих словах: Любезна мне игра ума и слова; Простая речь жестка. Уборы красят Красивых жен; высокие кгаты Прикрасами красны,- а речи складом, Теченьем в лад и шуткой безобидной.

Анализируя отношения к искусству берендеев, отмечая важное место искусства в их быту, автор выдвигает мысль о возведении искусства в Берендеевом царстве в ранг божества, о признании за ним магической, безграничной силы, о власти искусства над человеком.

Таким образом, А.Н Островский показал в «Снегурочке», на какую высоту должно быть поднято искусство в разумно организованном государстве.

Создав сказочное царство берендеев, где люди, благодаря миру, свободе, справедливым законам, всегда сохраняют чувство собственного достоинства», где процветает искусство, А. Н Островский прославляет любовь и свободу человека, прославляет мир искусства, радость, которую доставляет приобщение к красоте и творчеству. Создав счастливое царство берендеев, Островский выражает мечту об ином, разумном, справедливом образе правления, доказывая, что жизнь может и должна быть прекрасна, солнечна и радостна, как прекрасна, поэтична и проста жизнь сказочного царства.

3 стр., 1360 слов

Поэтическая сказка А. Н. Островского «Снегурочка»

... и душах своих подданных. Рисуя царя именно таким, Островский желает показать идеальную картинку сказочного общества. Только в сказке люди могут быть так добры, благородны и честны. И ... любви, но этот дар может оказаться губительным для Снегурочки. Весна томима тяжкими предчувствиями, ведь Снегурочка — ее дочь. Любовь оказывается трагичной для героини. Но без любви жизнь теряет всякий ...

Признавая возможность прекрасной справедливой жизни, А.Н. Островский искал красоту в эстетике народа, в народном искусстве. Само понятие красоты в сказке Островского не оторвано от нравственно-гуманистического идеала. А.Н. Островский в «Снегурочке» говорит о человеческих отношениях вообще, о нравственных представлениях народа, сказочный материал он подчиняет художественной задаче раскрытия ложного и истинного понимания норм человеческих взаимоотношений.

Таким образом, А.Н. Островский решает тему счастья с точки зрения народного идеала, наполненного современным содержанием. Он видит счастье, красоту и величие человека в связи с природой, в слиянии со своими корнями, в гармонии личностных отношений, в личной духовной свободе человека», в признании за ним права стремиться к творчеству, к красоте, к наслаждениям земной жизни.

Литературно-эстетические принципы А.Н. Островского в драме «Снегурочка», которые, оставаясь общими для всего творчества драматурга, приобретают неповторимое своеобразие в «весенней сказке» с точки зрения жанровой формы, позволяющей включить философский подтекст, придающий содержанию сказки и общечеловеческий характер, показать обобщенное и абстрагированное изображение жизни, благодаря сочетанию реального быта и фантастики, особого сплава реалистического и романтического начал, необычному жанровому и композиционному своеобразию, что дает возможность драматургу воспроизвести в сказочном произведении эпическую картину быта и нравов русского народа, его национального характера, поставить важнейшие для человека и государства в целом проблемы — взаимоотношения власти и народа, роли искусства, любви.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Как мы отметили, творчество А.Н. Островского составляет важную и глубоко своеобразную часть литературного процесса второй половины XIX века. В 1882 году, когда Островский праздновал 35-летие своего служения русскому театру, И. А. Гончаров писал ему: «Литературе Вы принесли в дар целую библиотеку художественных произведений, для сцены создали свой особый мир. Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но только после Вас мы, русские, можем с гордостью сказать: «У нас есть свой русский, национальный театр». Он по справедливости должен называться: «Театр Островского». В этих словах емко и с афористической четкостью определен вклад писателя в национальную культуру.

В «Снегурочке» присутствуют все композиционно-стилистические элементы народной сказки: зачин (мотив чудесного рождения, мотив заточения царских детей в тереме, запрет на Солнце, отлучка, нарушение запрета) — испытание героя — развязка (наказание ложного героя и награда/брак истинного) и все типы героев, действующие в народной сказке: герой-искатель(Снегурочка), даритель (Весна), герой-спаситель (Мизгирь).

Однако, Островский, не нарушая композиционно-стилистических функций, переосмысляет их, наполняет современным содержанием, подчиняет решению эстетических и нравственных задач.

1 стр., 480 слов

Образ Снегурочки в одноимённой пьесе-сказке А.Н. Островского ...

... только холодного рассудительного Мороза, но и чувственной Весны. И она захочет познать подлинную любовь. За её любовь соперничают Лель и Мизгирь. И она жаждет по-настоящему полюбить. Снегурочка хочет жить, как обычные ...

А.Н. Островский, таким образом, в отличие от народной сказки переводит конфликт произведения во внутренний психологический план. Если в народной сказке испытание героя заключается в борьбе с темными силами, с силами зла, то в «весенней сказке» Островский показывает противоборство «горячих» и «холодных» чувств в душе Снегурочки.

Литературно-эстетические принципы А.Н. Островского в драме «Снегурочка», которые, оставаясь общими для всего творчества драматурга, приобретают неповторимое своеобразие в «весенней сказке» с точки зрения жанровой формы, позволяющей включить философский подтекст, придающий содержанию сказки и общечеловеческий характер, показать обобщенное и абстрагированное изображение жизни, благодаря сочетанию реального быта и фантастики, особого сплава реалистического и романтического начал, необычному жанровому и композиционному своеобразию, что дает возможность драматургу воспроизвести в сказочном произведении эпическую картину быта и нравов русского народа, его национального характера, поставить важнейшие для человека и государства в целом проблемы — взаимоотношения власти и народа, роли искусства, любви.

С учетом поставленной цели решались следующие задачи:

1. определено литературно-эстетические принципы А.Н. Островского;

2. раскрыто своеобразие творческого метода автора «Снегурочки», выяснено, как сочетаются реалистические и романтические тенденции, быт и фантастика в создании характеров персонажей сказки;

3. раскрыто жанровое своеобразие «Снегурочки», определено, что включает Островский в понятие «весенняя сказка», установлено, что заимствует драматург из народной сказки и как перерабатывает заимствованный материал;

4. сделано попытка определить Берендеево царство как выражение

эстетического идеала А.Н. Островского, изображающего не только характер прекрасного человека, но и прекрасного общества, а также условия, при которых возможно действительно свободное развитие личности, раскрыть своеобразие эстетического идеала драматурга и определить место «Снегурочки» в ряду литературных утопий XIX века;

5. Раскрыта оригинальность жанра «Снегурочки» — «весенняя сказка», заключающаяся в глубоком переосмыслении и последующем совмещении элементов уже известных драматических жанров -комедии, феерии, «пьесы-маски» и элементов народной сказки.

6. Показана трансформация элементов композиции народной сказки в пьесе А.Н. Островского, свидетельствующая о глубоком освоении и переработке драматургом жанра сказки.

7. Выявлена специфика эстетического идеала А.Н. Островского, основанного на народных представлениях, нашедшего воплощение в форме создания Берендеева царства.

Творческая судьба А.Н. Островского оказалась навсегда связана с Малым театром. 46 из 47 его пьес впервые были поставлены именно на этой сцене. Недаром перед фасадом малого театра установлен памятник Островскому.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/diplomnaya/romanticheskie-traditsii-v-snegurochke-ostrovskogo/

1. Закон об образовании. Т., 1997.

2. Национальная программа по подготовке кадров. Т., 1997.

3. Государственные стандарты образования. Т., 2008.

4. Каримов И. Мыслить и работать по-новому требование времени. Т., Узбекистон. 1997.

5. Каримов И.А. Высокая духовность — непобедимая сила. Т., 2008.

6. Каримов И.А. Узбекистан на пороге XXI века. Т., 2009.

7. Аникст А. Теория драмы в России от Пушкина до Чехова. М.,1986.

8. Асмус В.Ф. В защиту вымысла. Чтение как труд и творчество.//Вопросы теории и истории эстетики. М., 1981.

9. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979… Русская классика и изучение литературы в школе. М., Просвещение. 1986.

10. Борев Ю. Эстетика. Изд.4. М., 1988.

11. Румянцева Э.М. Практические занятия по русской литературе XIX века. М., 1975.

12. Волков И.Ф. Творческие методы и художественные системы. 2 изд., исп., доп. — М.,1989.

13. Гиршман М. Литературное произведение: теория и практика анализа. М., 1991.

14. Гончаров И.А. «Обыкновенная история». М., Худож. лит. 1986.

15. Давшан А. Н. История русской литературы XIXв. Учебное пособие. Ташкент, 2002.

16. Домащенко А.В. Интерпретации и толкования. Донецк, 2000.

17. Журавлёва А.И. Драматургия. А.Н. Островского. М., 1974.

18. Литературное произведение: основные понятия и термины. (Под. ред. Чернец Л.В.) М., 2000.

19. Литературный энциклопедический словарь (под общ. редакцией В.М. Кожевникова и П.А. Николаева).

20. Лотман Л.М. Реализм русской литературы 60-х годов XIX века. Л., 1974.

21. Развитие реализма в русской литературе в 3-х томах. М., 1973

22. Маймин Е.А., Слинина Э.В. Теория и практика литературного анализа. М., 1984.

23. Островский А.Н. Полн. собр. соч. в 16-ти томах. 1982.

24. Проект Темнус.Westminster international university in Tashkent. Рекомендация для преподавателя высших учебных заведений по внедрению основных принципов самостоятельного обучения: Т., 2007.

25. Пропп В.Я. Проблемы комизма и смеха. М., 1976.

26. Лекции по «Истории русской литературы Х1Х в. (2 пол.)». Составитель: доц. Писцова А.З.,Т., 2000.

27. А.Н. Островский: жизнь и творчество. Обзор электронных ресурсов в интернете. Составитель Т.Я. Брисман 2005 г. — интеренет: www.http://orel3.rsl.ru/bibliogras/dost.httn.

РЕЦЕНЗИЯ

на выпускную квалификационную работу студента 401 группы

факультета иностранных языков Жайнарова Нодира на тему: «»Художественные особенности сказочно-символической поэтики пьесы «Снегурочка» А.Н. Островского»

Настоящая выпускная квалификационная работа посвящена изучению «Художественных особенностей сказочно-символической поэтики пьесы «Снегурочка» А.Н. Островского».

В структурном отношении работа традиционна: она состоит из Введения, двух глав, Заключения и Списка использованной литературы.

Во Введении отмечено, что А.Н. Островский занимает достойное место в русской литературе. Суть его идеи состояла в осуществлении и закреплении влияния литературы на театр. Вместе с тем Островский не мыслил драматургии без театра. Он был уверен, что только писатель, создавший свою неповторимо своеобразную драматургию, свой особый мир на сцене, имеет, что сказать артистам, имеет чему их научить. Островский создал манеру актерской игры, ориентированную на постижение и передачу сложных человеческих характеров.

Во Введении обоснованы новизна, цели и задачи, предмет и объект исследования, методологическая основа выпускной квалификационной работы.

В первой главе «Художественные особенности сказочно-символической поэтики пьесы «Снегурочка» А.Н. Островского» рассмотрены такие вопросы, как «Жанровое своеобразие «Снегурочки» и «Фольклорно-символическая форма воспроизведения образа «мира Островского» в пьесе «Снегурочка», а также как драматург на протяжении всего своего творчества разрабатывал жанр драмы, но наиболее известными стали его пьесы «Свои люди — сочтемся!», «Доходное место», «Гроза», «Бесприданница», «Снегурочка» и др. И все-таки «Снегурочка» теснейшим образом связана с другими пьесами драматурга, и в ней находят выражение заветные представления Островского о жизни.

Во второй главе «Литературно-эстетические принципы А.Н. Островского в пьесе «Снегурочка» рассматривается такие проблемы, как «выражение эстетических взглядов А.Н. Островского в пьесе «Снегурочка» и «Сочетание картин реальной жизни со сказкой и фантастикой, поэзией в пьесе «Снегурочка».

Основные выводы изложены в Заключении, где автор выпускной квалификационной работы пришел к таким выводам, как «в пьесе ощутимо своеобразие творческого метода автора «Снегурочки», в ней сочетаются реалистические и романтические тенденции, быт и фантастика в создании характеров персонажей сказки, раскрыто жанровое своеобразие «Снегурочки». Определено, что сюжет «Снегурочки» заимствован из народной сказки и определено «Берендеево царство» как выражение эстетического идеала А.Н. Островского, изображающего не только характер прекрасного человека, но и прекрасного общества, а также условия, при которых возможно действительно свободное развитие личности, раскрыть своеобразие эстетического идеала драматурга и определить место «Снегурочки» в ряду литературных утопий XIX века».(73)

В целом, работа состоялась.

Выпускная квалификационная работа Жайнарова Нодира соответствует современным требованиям выполнения ВКР и рекомендуется к защите.

Рецензент: доц. Ходжиметова Д.Д.