включает в себя следующие моменты:
1) обоснование выбора темы дипломного исследования, её актуальности и новизны;
2) определение цели и комплекса задач исследования, а также методов их решения;
3) указание объекта исследования, обоснование выбора материала для исследования
4) анализ степени разработанности темы в отечественной и зарубежной литературе, обзор исторического развития вопроса.
Основная часть
В тексте дипломной работы не должно быть непереведенных иностранных слов и выражений, которые не являются общеизвестными (перевод иностранных слов дается в сносках, причем обязательно указывается (в скобках после перевода) язык, с которого переводится данное слово или выражение).
Изложение материала дипломного исследования должно соответствовать требованиям грамматики и стилистики русского языка. Большое количество грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок может послужить причиной отказа студенту в рассмотрении его работы.
Объем основной части должен быть не менее 60–70 страниц.
Заключение, Список литературы, Приложения, Требования к оформлению дипломной работы
Диплом предоставляется в отдельной папке, в которую вкладываются, кроме дипломной работы, отзыв научного руководителя и отзыв рецензента, а также аннотация диплома, составленная студентом-дипломником.
Титульный лист
Расположение этой информации на титульном листе определяется следующими правилами:
1) названия учебного заведения, факультета и кафедры занимают первые три верхние строчки (шрифт Times New Roman , 14, выравнивание по центру);
2) тема дипломной работы помещается в центре листа и состоит из одной или нескольких строк (шрифт Arial , 20, полужирный, все прописные; переносы в словах и сокращения не допускаются);
3) данные о студенте (три строчки) и научном руководителе (две строчки) располагаются ниже названия темы со сдвигом вправо (шрифт Times New Roman , 14, выравнивание по левому краю, отступ вправо на 8,5 см; Ф.И.О. студента и научного руководителя набираются полужирным шрифтом);
4) название города и год написания диплома располагаются внизу титульного листа (две последние строчки) по центру (шрифт Times New Roman , 14, выравнивание по центру).
Структура выпускной квалификационной (дипломной) работы
... дипломной работы набирается шрифтом Times New Roman размером (кеглем) 14 р, строчным, без выделения, с выравниванием по ... выполнению и представлению текстовой части, Текст дипломной работы четкость структуры; логичность и последовательность; точность приведенных ... исследования на эту тему, анализирует исторический опыт. Обязательным структурным элементом этой части работы является обзор литературы по ...
Приложении 1, Содержание, Основной текст
Параметры страницы: правое поле – 3 см, левое поле – 1,5 см, верхнее и нижнее поля – 2 см.
Шрифт основного текста – Times New Roman , 14; заголовков глав – Arial , 16, полужирный, все прописные; заголовков параграфов – Times New Roman , 16, полужирный; заголовков пунктов – Times New Roman , 14, полужирный. Выравнивание основного текста – по ширине, заголовков – по центру. Отступ первой строки основного текста 1,25 см, отступ первой строки заголовков – 0 см. Междустрочный интервал – полуторный. Расстановка переносов обязательна.
Инициалы при указании фамилий должны отделяться неразрывными пробелами ( Ctrl + Shift +пробел), например: М. В. Ломоносов. Неразрывными пробелами отделяются буквы “г.” и “в.” при указании дат, например: 1922 г., XVIII в. Через неразрывный пробел пишутся принятые сокращения (т. е., т. к., и т. д.).
Номера страниц (арабские цифры) указываются вверху страницы справа, номер на первой странице (титульном листе) не ставится.
Названия работ (монографий, статей), журналов, газет и т. д. заключаются в кавычки «…», а цитаты – в кавычки “…”. Если заключенная в кавычки фраза содержит слова в кавычках, то внешние кавычки должны быть «…», а внутренние – “…”.
Правила оформления сносок., Карпов В. Н., Киреевский И. В., Кобзарь В. И., Кавелин К. Д., Мигунов А. И., Кавелин К. Д., Чижевский Д. А.
8) После указания источника цитаты возможны собственные комментарии, которые отделяются длинным тире. Например: Рорти Р. Случайность, ирония и солидарность. М., 1996. С. 128. – Более подробное описание фигуры либерального ироника смотрите в главе «Случайность либерального общества».
Общее форматирование сносок: шрифт – Times New Roman , 10; выравнивание – по ширине; отступ первой строки 0,5 см; междустрочный интервал – одинарный.
Список литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/diplomnaya/kogda-dayut-temu-diplomnoy-rabotyi/
Допускается создание отдельного списка источников и отдельного списка комментаторской литературы, если такое деление требуется спецификой темы диплома.
Указанные работы нумеруются и выстраиваются в алфавитном порядке. Фамилии и инициалы авторов выделяются курсивом. Названия работ даются без кавычек. Приводятся все необходимые выходные данные использованных в дипломном исследовании работ.
Входящие в список статьи должны сопровождаться указанием соответствующих страниц, которые они занимают в сборнике.
Приложении 3., Приложения
Часто встречающиеся ошибки:
1. Отсутствие сформулированных задач и цели исследования.
2. Отсутствие собственных предположений, оценок, выводов.
3. Отсутствие ссылок на цитируемые источники.
4. Отсутствие аргументированных выводов.
5. Несоответствие основного текста и выводов как по главам, так и в целом по работе.
6. Несоответствие выводов заявленным задачам и цели исследования.
Отзыв научного руководителя
Научный руководитель после изучения и соответствующей правки дипломного исследования пишет «Отзыв научного руководителя о выпускной квалификационной работе «Название диплома» выпускника 200… г. филологического факультета МГУ Фамилия Имя Отчество по специальности (код и название)».
Нии 2. Контрольная работа Основы научных исследований Основные ...
... степени, обязаны отразить, научные результаты своих исследований в публикациях. К опубликованным работам, отражающим основные научные результаты диссертации, приравниваются ... Касается это и отбора материала: так, в литературных энциклопедиях, выпущенных в СССР, находилось место ... информации по тому или иному вопросу. Основные виды справочной литературы: Словари, упорядочивающие информацию по основным ...
В отзыве дается характеристика проделанной дипломантом работы, анализируются новизна и научная значимость полученных результатов, делаются выводы о теоретической и практической подготовленности выпускника и о перспективах дальнейшего развития его научной и профессиональной деятельности.
Следует обратить внимание и на личные качества выпускника, позволившие ему справиться с поставленной задачей (например: “самостоятельность”, “ответственность”, “умение организовать свой труд” и т. д.).
Отзыв должен заканчиваться словами: «Дипломная работа выполнена согласно требованиям ГАК, заслуживает оценку “…” и может быть допущена к защите». Ниже следует подпись научного руководителя с указанием должности, ученого звания и степени, указывается дата.
Объем отзыва – от 2 до 5 страниц.
Рецензия
Рецензент анализирует представленный материал и пишет «Отзыв рецензента о выпускной квалификационной работе «Название диплома» выпускника 200… г. филологического факультета МГУ Фамилия Имя Отчество по специальности (код и название)». В рецензии отображаются актуальность и новизна работы, глубина раскрытия темы, знание соответствующей исследовательской литературы и умение ею пользоваться, оцениваются качество выполненной работы, теоретическая и практическая значимость полученных результатов. Обязательно обращается внимание на недостатки дипломного исследования. Могут быть даны рекомендации по внедрению и публикации работы. Рецензия должна заканчиваться словами: «Дипломная работа выполнена согласно требованиям ГАК, заслуживает оценку “…”». Ниже следует подпись рецензента с указанием должности, ученого звания и степени, ставится дата. Объем рецензии – от 2 до 5 страниц.
Порядок защиты дипломной работы
Дата защиты дипломной работы должна быть определена и доведена до сведения студентов-дипломников не менее чем за месяц до ее проведения.
Защита дипломной работы проходит публично на заседании кафедры (или нескольких кафедр) в присутствии членов ГАК, научного руководителя и рецензента. Допускается отсутствие (по уважительным причинам) научного руководителя или рецензента (но не их обоих сразу): в этом случае зачитываются их отзывы, на основании которых и выносится решение о защите дипломной работы.
Защита открывается вступительным словом дипломанта (до 20 минут), которое должно соответствовать написанной им аннотации дипломного исследования. Во вступительном слове следует сказать о структуре работы, обосновать выбор темы, ее актуальность. Нужно дать краткий обзор содержания дипломной работы, четко сформулировать выводы, указать на новизну и научную ценность полученных результатов. После вступительного слова дипломанту могут быть заданы вопросы, на которые он должен сразу же ответить.
Затем выступают рецензент, научный руководитель и все желающие, которые присутствуют на защите. После этих выступлений предоставляется слово дипломанту. В заключительном слове необходимо ответить на все критические замечания по поводу дипломной работы, прояснить те моменты, которые показались спорными или изложенными неполно.
Система работы педагога дополнительного образования по выявлению ...
... - система работы педагога дополнительного образования по развитию хореографических способностей. Предмет - педагогические средства, направленные на выявление признаков одаренности в хореографии. Цель - изучить педагогические средства, направленные на выявление признаков одаренности в системе работы педагога дополнительного образования по хореографии. Задачи: - изучить систему ...
Далее комиссия на закрытом совещании с членами кафедры выносит решение об оценке дипломной работы посредством голосования (большинством голосов).
Результаты защиты определяются оценками “отлично”, “хорошо”, “удовлетворительно” и “неудовлетворительно”. После защиты дипломные работы хранятся на соответствующих кафедрах.
Основные понятия системного анализа
В литературе приводится целый ряд близких по смыслу определений понятия системы и связанных с ним терминов. Прежде чем перейти к более подробному рассмотрению главных мотивов системного анализа, дадим основные определения.
Система есть множество связанных между собой элементов, которое рассматривается как целое.
Элемент — неразложимый далее (в данной системе, при данном способе рассмотрения и анализа) компонент сложных объектов, явлений, процессов.
Структура, Целостность системы, Эмерджентность
Отметим, что приведенные определения носят скорее характер содержательных пояснений, разъяснений. Все они взаимосвязаны, одно уточняет смысл другого, а в своей совокупности дают первое представление о концепции системного подхода.
Слово «система» широко используется в обыденной речи, являясь частью таких понятий, как система отопления, система розыгрыша первенства в спорте и т.д. Для того чтобы отделить научный смысл термина «система» от посторонних ассоциаций, в англоязычной литературе предлагались различные неологизмы, org, holon, integron, подчеркивающие соответственно органичность, целостность, интегральность, свойственные понятию системы. Однако эти неологизмы не прижились.
Как следует из приведенного выше определения, система представляет собой множество с некоторыми дополнительными характеристиками. Математическое понятие множества является первичным. «Под множеством мы понимаем любое объединение в одно целое М определенных, вполне различаемых объектов из нашего восприятия или мысли (которые называются элементами М)» [13, с.15]. Когда мы говорим, что множество есть
набор или совокупность, то просто поясняем смысл понятия с помощью синонимов.
Понятие элемента так же первично, как и понятие множества, хотя один и тот же объект может быть множеством и в то же время рассматриваться как элемент другого множества. (Это же относится к понятию «система».)
Этимологически слово «система» есть греческий эквивалент латинского «композиция». Следовательно, понятие «система» предполагает одновременное наличие нескольких компонент, частей, подсистем. В отличие от множества система не является простым набором независимых элементов. Термин «система» предполагает взаимодействие составляющих элементов, причем система как целое обладает свойствами, отсутствующими у ее составных частей. Приведем хрестоматийный пример, поясняющий понятие «система». Рассмотрим процесс строительства арки из специально обтесанных камней. Обтесанные камни помещаем один возле другого. Как только вставлен замыкающий арку центральный камень, появляется структура и множество камней становится системой, приобретает благодаря возможности элементов взаимодействовать друг с другом статическую способность поддерживать себя и посторонние грузы. Возможность поддерживать груз не является свойством каждого камня или всей кучи камней, это свойство появляется после того, как камни начинают взаимодействовать в определенном порядке. Чем выше организованность системы, тем легче отличить ее от множества. Хорошим примером является множество кирпичей и сложенный из них дом. Архитектура — это еще одно понятие, поясняющее смысл системности.
Понятие множества. Символьный тип
... элементов из множества. Понятие множества в языке программирования значительно уже математического понятия. В Паскале под множественным типом понимается конечная совокупность элементов, принадлежащих некоторому базовому типу данных. В качестве базовых типов могут использоваться: перечислимые типы; символьный; ... сложных программных систем - компиляторов, баз данных, операционных систем и т.п. ...
Труднее провести различие между понятиями системы и множества для менее организованных, слабо структурированных объектов. В рассмотренном выше примере с аркой и кучей камней арка дает возможность поддерживать груз. Но и куча камней может выдержать этот груз (и даже больший), правда, на существенно меньшей высоте. Кучи камней, содержащие одни и те же элементы, могут быть разными. Так, если куча камней окажется на территории музея и около нее будет висеть табличка с фамилией скульптора-модерниста, то цена этой системы будет значительно больше стоимости ингредиентов. Представим себе, что наша куча камней разбросана на некоторой площади в пустыне. В этом случае мы имеем множество камней. А если те же камни находятся в японском саду? Вежливый человек скажет, что камни расположены живописно, но посвященный знает, что расположение камней имеет нетривиальную структуру: из любой точки сада нельзя од-
новременно увидеть все камни. Таким образом, имеет место система с достаточно сложной, необычной структурой.
Учитывая трудности четкого разграничения понятий множества и системы, А.А. Малиновский предлагает не требовать, чтобы система по своим проявлениям обязательно отличалась от простой суммы составляющих ее элементов. При низком уровне организации система по своим свойствам может приближаться к сумме своих частей.
Приведем еще два определения системы, поясняющие суть этого понятия.
Системой является любой объект, имеющий какие-то свойства, находящиеся в некотором заранее заданном отношении [35].
Система — обособленная сознанием часть реальности, элементы которой обнаруживают свою общность в процессе взаимодействия [12].
В работе Дж. Клира [15] обсуждается следующее определение, предложенное Б.Гейнсом. Системой является все, что мы хотим рассматривать как систему. Понятию «система» отводится верхнее место в иерархии понятий. Отмечается, что слабость и в то же время главное достоинство этого понятия в том, что его никак нельзя дополнительно охарактеризовать. Данное определение подчеркивает очень важные свойства системы, но все-таки не разрешает проблему соотношения понятий множества и системы.
В работах Р.Акоффа система рассматривается как целое, определяемое одной или несколькими основными функциями, где под функцией понимается роль, назначение, «миссия» системы. По Акоффу, система состоит из двух или более существенных частей, т.е. частей, без которых она не может выполнять свои функции. Другими словами, система является целым, которое нельзя разделить на независимые части [1, 40].
Обратная связь
... учебных работ. Все примеры, приведены исключительно для демонстрации и тестирования возможностей поисковой системы. Если у вас есть вопросы, или деловое предложение, пожалуйста напишите нам. Мы ...
Понятие функции системы или ее элементов кажется интуитивно ясным и прозрачным, однако критически мыслящие ученые заметили, что очевидное для простейших механических систем может оказаться неверным для больших сложноорганизованных систем. Ибо наряду с явными функциями могут существовать неявные, латентные функции. Более того, один и тот же элемент системы может выполнять как полезные для системы функции, так и дисфункции, негативно влияющие на ее функционирование.
Ключевую роль в системном анализе играет понятие «структура», которое связано с упорядоченностью отношений, связывающих элементы системы. Структуры делятся на простые и сложные в зависимости от числа и типа взаимосвязей между
элементами. Структуры часто носят иерархический характер, т.е. состоят из упорядоченных уровней. Проблема структуризации является одной из главных отличительных особенностей системных исследований. Подмножества элементов системы могут рассматриваться как подсистемы, состоящие в свою очередь из подсистем более низкого уровня. Однако следует иметь в виду, что разбиение системы на подсистемы зависит от целей исследования и, вообще говоря,неоднозначно.
Наличие структуры позволяет существенно сократить громадное число возможных комбинаций элементарных отношений, т.е. структура — это в некотором смысле потеря степеней свободы.
Проблема структуризации была одной из ведущих тем в популярном в первой половине XX века направлении психологии — гештальтпсихологии* (от нем. Gestalt — структура, форма, конфигурация).
Один из основоположников этого направления психологии М. Вертгеймер писал в 1925 г.: «Существуют связи, при которых то, что происходит в целом, не выводится из элементов, существующих якобы в виде отдельных кусков, связанных потом вместе, а напротив, то, что проявляется в отдельной части этого целого, определяется внутренним структурным законом этого целого. Гештальттеория есть это, не больше и не меньше» [7, с. 6].
Из этого отрывка ясно, почему Л. фон Берталанфи неоднократно отмечал, что гештальтпсихология была реальным историческим предшественником общей теории систем.
Рассмотренные выше понятия характеризуют в основном статическое состояние систем. Перейдем к описанию динамики систем. Введем основные определения.
поведением
Цель системы, Целенаправленное поведение, Обратная связь
Если обратная связь усиливает результаты функционирования, то она называется положительной, если ослабляет — отрицательной. Положительная обратная связь может приводить к
* Гештальтпсихологи активно занимались теоретическим и экспериментальным изучением восприятия, а затем и других психических процессов, опираясь на принципы целостности и структуры.
неустойчивым состояниям, тогда как отрицательная обратная связь обеспечивает устойчивость системы. С помощью отрицательных обратных связей органические системы поддерживают свою жизнедеятельность. Например, тяжелая физическая работа уменьшает количество кислорода в крови человека. Однако учащенное дыхание увеличивает приток кислорода к легким, что ведет к пополнению запаса кислорода в крови.
В качестве примера положительной обратной связи рассмотрим проблему инфляционных ожиданий. Рост инфляционных ожиданий вынуждает людей делать больше покупок, чем необходимо. Увеличение спроса приводит к росту цен и усиливает инфляцию, что в свою очередь способствует повышению инфляционных ожиданий.
Одним из первых, кто осознал роль обратной связи в познании поведения систем живой и неживой природы, был Норберт Винер, который считается отцом кибернетики. Начальные идеи кибернетики разработаны группой ученых, которую возглавлял Н. Винер. В 1943 г. появилась историческая статья «Поведение, целенаправленность и телеология», где впервые показано принципиальное единство ряда задач, в центре которых находятся проблемы связи и управления в природе и технике.
Основные структуры данных
... обратного направления со своими константами чисел просмотра N1 и N2. Кроме того, звенья связи содержат адреса предыдущего и последующего элементов. 3.3 Древовидные (иерархические) структуры данных Элементы древовидных структур данных ... понятия «данные» и «информация». Данные представляют собой информацию, находящуюся в формализованном виде и предназначенную для обработки техническими системами. Под ...
Телеологическое поведение (целенаправленное действие) требует отрицательной обратной связи, т.е. для достижения определенной цели «необходимы сигналы от нее, чтобы направить поведение» [8, е. 300].
В телеологии как идеалистическом философском учении считалось, что можно описать и истолковать законы Вселенной, используя концепцию «конечных причин» (целей), которые относятся к будущему. Телеологический взгляд на Вселенную, развитый еще античными философами, был отвергнут во времена Галилея и Ньютона, когда механистические концепции в физике позволили дать объяснения законам движения на основе предшествующих причин без использования метафизических «конечных причин». Однако господствующие долгое время механистические взгляды на Вселенную были неспособны объяснить многие явления, происходящие в живой природе.
Кибернетика заново ввела понятие целевого (телеологического) объяснения в научный оборот. Важность принципа обратной связи была осознана при разработке технических систем. Винер отмечал, что, выбирая термин «кибернетика», происходящий от греческого «кормчий», «мы тем самым признавали, что первой значительной работой по механизмам с обратной связью была статья о регуляторах, опубликованная Кларком Максвеллом в 1868 году… Мы хотели также отметить, что судовые рулевые машины были действительно одними из первых хорошо разработанных устройств с обратной связью»* [8, с. 28]. Он считал, что существование отрицательных обратных связей у живых существ является главной особенностью, отличающей живую природу от неживой. Технические системы обладают обратной связью по воле конструктора. Следует отметить, что за 15 лет до Винера А.П.Анохин также утверждал, что наличие отрицательных обратных связей обеспечивает устойчивость организмов и создает у живых существ целеполагание — стремление к сохранению гомео-стазиса. Еще ранее А.А. Богданов писал, что для развития организации любой природы необходимы отрицательные и положительные обратные связи.
В настоящее время под системой часто понимают «адаптивное целое», подчеркивая свойство системы сохранять свою идентичность в условиях изменчивости внешней среды.
Хотя прагматические возможности системного подхода пока еще достаточно скромны, его идеи и методы имеют безусловную педагогическую ценность для формирования и развития научного мышления, поэтапного подхода к исследованию сложных проблем. Рассматривая системный анализ как методологию не столько решения, сколько постановки проблем, выделим 11 этапов, следуя которым можно последовательно и системно анализировать конкретную проблему:
1. Формулировка основных целей и задач исследования.
2. Определение границ системы, отделение ее от внешней среды.
3. Составление списка элементов системы (подсистем, факторов, переменных и т.д.).
4. Выявление сути целостности системы.
5. Анализ взаимосвязей элементов системы.
Исследование системы управления оценкой персонала на основе компетенций ...
... и эффективность его использования. Целью данного курсового проекта является изучение теоретических и методических положений по управлению системой оценки персонала на основе компетенций для последующего его ... уровне государственного регулирования отношений между работодателями и наемными работниками. В связи с этим особую актуальность приобретают исследования компетентностного подхода в управлении ...
6. Построение структуры системы.
7. Установление функций системы и ее подсистем.
8. Согласование целей системы и ее подсистем.
9. Уточнение границ системы и каждой подсистемы.
10. Анализ явлений эмерджентности.
11. Конструирование системной модели.