1.1 Песенно-игровой фольклор как часть традиционной культуры
Прежде чем приступить к характеристике песенно-игрового фольклора, необходимо рассмотреть сущность и взаимосвязь понятий «традиционная культура» и «фольклор».
Интерес к традиционной культуре в современных исследованиях существенно возрос. Это связано с тем, что в условиях глобализации и информатизации традиция становится связующим звеном с исторической памятью и помогает сохранить национально-культурную идентичность. Традиции играют большую роль в развитии культуры, и народной в особенности. Традиционность, опора на традицию как способ аккумуляции социального опыта сообщества — основное качество народной культуры.
В современных исследованиях культуры существует 2 полюса представлений о традиции:
1. Традиция — нечто архаичное, косное, консервативное, мешающее современному развитию культуры;
2. Традиция — как идеал, абсолютная ценность, требующая серьезных усилий по поддержке, восстановлению.
Общая основа — связь прошлого с настоящим.
Определение слова «традиция» широко распространено в словарях русского языка. С.И. Ожегов представляет толкование термина следующим образом: «1. То, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (напр., идеи, взгляды, вкусы, образ действий, обычаи и т.п.).
2. Обычай, установившийся порядок в поведении, в быту».
Еще одно словарное определение «традиции»: «1. Исторически сложившиеся передаваемые из поколения в поколение обычаи, нормы поведения, взгляды, вкусы и т.д. // Установившийся порядок, неписаный закон в поведении, быту, обычай, обыкновение. // Обычная, закрепившаяся норма чего-то. 2. Устная передача каких-либо исторических сведений, преданий (от лат. tradition- передача)».
Традиция связывает прошлое и настоящее, причем элементы прошлого в ней выражены сильнее. Современниками «традиционная культура» обычно понимается как культура далекого прошлого, как изолированный анклав культуры в современной культуре.
Традиция является важным аспектом культуры народа. Как отмечают исследователи, традиции передаются из поколения в поколение и существуют в течение многих столетий или даже тысячелетий. Изучение этого явления является одной из центральных задач культурологии и этнографии.
Исследования М. Мида и Т.А. Колёвой поднимают важный вопрос о влиянии традиции на формирование представлений о будущем у представителей традиционных культур. Мид отмечает, что в постфигуративных культурах, деды не могут представить для своих внуков иного будущего, отличного от их собственного прошлого. Прошлое взрослых становится будущим каждого нового поколения, и они ориентируются на предков и традиции.
Традиции и новаторство в культуре
... а всякая новация претендует на роль традиции в культуре. Традиция (лат передача) элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах, классах и социальных группах в течении длительного времени Новация ...
По формулировке Колевой, традиция превращается в стереотип и существует во всех сферах поведения, навыков и понятий данного коллектива. Традиция служит обобщением культурного и социального опыта, а также задает образно-смысловое видение и символическое выражение этой культуры.
Исследователь Михайлова наблюдает, что традиция способна возрождать и трансформировать забытые культурные стереотипы, а также обновлять уже готовые формы. Традиция помогает системе выживать и адаптироваться к среде, обеспечивая ее способность для самосохранения.
Особенно ярко стереотипы и традиции проявляются в этнической культуре, включая обряды и обычаи, сферу общения, социализацию детей, трудовые приемы и навыки, организацию отдыха.
Разворот
Традиционная культура неразрывно связана с природой и стремится сохранить ее самобытность и своеобразие. В рамках традиционной культуры человек не ощущает противоречий в общении с обществом. Она возникла на древней стадии развития и является предшественницей индустриальной эры. Основным преимуществом традиционной культуры является ее синкретизм, которое отражает неразделенность и целостность сознания человека. Каждый член родового или племенного коллектива утрачивает свою индивидуальность и полностью погружается в коллектив.
Религиозные обряды и обычаи в традиционной культуре выполняются подсознательно. Традиционная культура процветала в древних цивилизациях, таких как Древний Египет, Древний Китай, Древняя Индия, Ассирия и др. Наиболее первобытной формой традиционной культуры была первобытная культура, которая перешла от земледельцев первобытных общин к патриархальному быту крестьянства, с его размеренным земледелием. Устойчивость земледельческих традиций способствовала сохранению крестьянской культуры на протяжении множества исторических эпох, хотя она также отличалась консервативностью.
В России традиционная культура начала разрушаться в 19 веке, когда произошел переход в иную социальную среду. С течением времени историческая крестьянская культура стала художественным наследием. Существует различное толкование самого понятия «традиционная культура». В литературе присутствуют такие термины, как «традиционная», «архаическая», «доиндустриальная», «аграрная», «дописьменная», «бытовая», «повседневная», «неспециализированная» культура и «фольклор», которые используются для изучения схожей проблематики. Влияние патриархальных традиций затронуло не только хозяйственный и бытовой уклад земледельцев, но и их культуру и фольклор.
В фольклористике широко применяются термины «народная культура», «традиционная культура» и «фольклор» в их общем смысле, охватывающем «весь комплекс явлений данного народа». Однако существуют существенные различия между этими терминами.
Традиционная культура и фольклор
В большинстве исследований под традиционной культурой понимается «вся народная традиционная крестьянская духовная и отчасти материальная культура», которая определяет «качественные, наиболее устойчивые … и проявившие свою безусловную ценность параметры» и становится общезначимой для всех или большинства социальных групп. Традиционность в данном контексте определяет ценностно-нормативное содержание данной культуры, а также социальные механизмы ее передачи, а «народность» выражается в самоидентификации с народом, выраженной в стереотипах социального поведения, ценностно-нормативных системах и обыденных представлениях.
Народная культура и искусство России
... обряды, лубок и другие. Однако, в области искусствоведения народная культура часто сводится только к художественному народному творчеству, фольклору, такому как народные песни, танцы, ремесла, а также словесной ... был художником, который остро чувствовал свою гражданскую ответственность перед народом. В то время, когда в России формировался стиль историко-революционной картины 20-30-х годов, важным ...
Фольклор же трактуется как «специфическая подсистема», которая выполняет весьма важную роль в системе традиционной культуры. Он интегрирует, закрепляет и аккумулирует традиционную информацию, выработанную этносом или его локальной группой. Фольклор можно рассматривать как «специфический «язык» традиционной культуры, отличающийся от других «языков» — орнамента, мелоса, знаковой и символической информации, передававшейся вещами — предметами материальной культуры».
Термин «фольклор» (от англ. слова folklore — в переводе «народная мудрость») является распространенным в международной научной терминологии и обозначает народное творчество. Он был введен в 1846 году английским археологом У. Дж. Томсом и был принят в качестве официального научного понятия английским фольклорным обществом (Folklore Society), основанным в 1878 году. Впоследствии термин «фольклористика» стал употребляться применительно к науке. Понятие «фольклор» начало охватывать всю область духовной и материальной культуры народных масс. Однако такое понимание данного феномена возникло не сразу, и его первоначальное толкование было различным.
Сначала фольклор рассматривался как культура нецивилизованных народов, противопоставляя данную сферу художественной культуре цивилизованных элитарных профессиональных художественных культур.
Фольклор как эстетическое и социальное явление
Фольклор — явление, которое находится на пересечении культуры и народной жизни. Изначально определение фольклора было связано с примитивной общинной культурой первобытных обществ, но это трактование оказалось слишком узким для полного понимания данного явления.
Другие трактовки, такие как определение фольклора как реликта первобытной культуры в культуре цивилизованных обществ или его классового подхода как культуры народных классов, также оказались односторонними и не полностью отражали сложность данного эстетического и социального явления.
Долгое время на Западе под фольклором понималась только крестьянская культура одного народа, при этом культуры других народов изучались отдельно. Однако данное трактование не учитывало тот факт, что различные формы народного искусства, такие как лубок, народная игрушка и предметы народных промыслов, неразрывно связаны со словесным народным творчеством, выражающие единые ценности.
Таким образом, некоторые ученые распространили определение фольклора на все известные формы народного художественного творчества, включая народные знания, искусство, и прикладное изобразительное искусство. Это расширяет понимание фольклора как культурного наследия народа и его жизненных ценностей.
Доминирующие определения фольклора
Со временем, процессом исследований и преодоления противоречий, доминирующими оказались определения фольклора в узком и широком смыслах.
Особенности культуры народов Поволжья
... художественной культуры тартар и калмыков, входящих в состав народов Поволжья. Глава 2. Особенности культуры народов Поволжья. 2.1 Достопримечательности Поволжья Поволжье является ... и ограниченности оседлости населения. Однообразие природных форм влияет на население, приводя к однообразным ... необходимо для всякого ночного собрания, ночных игр; прыганье через костер имело значение очищения.И ...
В узком смысле фольклор понимается как устное народное творчество, которое включает словесный и песенный творческие произведения, а также хореографические и игровые компоненты.
В широком смысле фольклор включает в себя все виды народного творчества, которые находятся в контексте народной жизни и выражают ее ценности, традиции и обычаи.
Заключение
Фольклор является богатым культурным наследием народа, которое включает в себя различные формы народного творчества и выражает его ценности, традиции и обычаи. На протяжении многих лет определение данного явления сталкивалось с различными трактовками, но только доминирующие определения в узком и широком смыслах позволяют полно и точно описать это эстетическое и социальное явление.
Фольклор: трактовки и определения
Узкая трактовка данного понятия утвердилась с начала ХХ в. По проблемам фольклора были написаны сотни монографий, сборников, диссертационных исследований. В них исследователи-филологи ограничивали фольклор только устным народным творчеством. Так, К.В. Чистов писал, что фольклор — это «совокупность устных словесных текстов». Для ранних стадий развития человечества фольклор — это все формы духовной культуры, связанные с языком, выраженные речевыми средствами.
Несколько иной позиции придерживался В.Я. Пропп, который определил специфику фольклора в своей книге «Фольклор и действительность». Пропп В.Я. специально оговаривает связь поэтического творчества с музыкой. «Под фольклором — пишет он, — понимается только духовное творчество».
Поскольку поэтическое творчество почти всегда связано с музыкой, можно говорить о музыкальном фольклоре и выделить его как особую фольклорную дисциплину. Подобную же трактовку фольклора, ограниченную устным народным творчеством и музыкальным фольклором, предложил в середине 30-х годов Ю.М. Соколов.
Очевидно, что данные определения более точные, но они как бы «оставляют за скобками» такие виды и жанры фольклора, как танцевальное искусство, народная драма, празднично-обрядовая культура, инструментальная музыка, изобразительное и декоративно-прикладное искусство.
В современной литературе распространенной является расширительная трактовка фольклора как совокупности народных традиций, обычаев, обрядов, воззрений, верований, искусств.
В энциклопедическом словаре фольклор приравнивается к народному творчеству, народному искусству. Он рассматривается как художественная коллективная деятельность трудового народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы, создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предания, песни, сказки, эпос), музыка (песни, сказки, наигрыши, пьесы), театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол), танец, архитектура, изобразительное искусство и декоративно-прикладное искусство.
Исследование фольклора
Фольклор – это коллективное творчество групп или индивидуумов, основанное на традициях и являющееся выражением их культурной и социальной самобытности. Такое определение было дано ЮНЕСКО на совещании экспертов по сохранению фольклора в 1985 году.
Фольклор и традиционная культура объединяются традицией. Он передается устно, имитацией и другими способами. Формы фольклора включают язык, устную литературу, музыку, танцы, игры, мифологию, обряды, обычаи, ремесла, архитектуру и другие виды художественного творчества.
Фольклор в детском саду
... по работе по фольклору. – Москва: Просвещение, 2017. – 320 с. Фольклор: история и культурные особенности Фольклор - это художественная деятельность народа, которая включает устное народное творчество, ... факторами успешного музыкально-эстетического развития дошкольников через организацию занятий с элементами фольклора. 2.2.2. Опыт использования фольклора в музыкально-педагогическом процессе в ...
Для нашего исследования важно определение фольклора, данное В.Е. Гусевым. Он считает, что фольклор – это вид духовной культуры народа, отражающий его особенности и национальный характер.
В 19 веке был открыт художественный мир аутентичного фольклоpа, который стал символом традиционной синкретической культуры. Фольклор понимался как художественное творчество народа, включающее словесно-музыкальные, игровые, музыкально-хореографические формы.
Фольклор ближе всего структурно и исторически к первобытному искусству. В нем пение, пляска и игра на примитивных музыкальных инструментах существуют и развиваются слитно. Традиции фольклора первобытности определяют его специфические черты.
Согласно В.Е. Гусеву, фольклор – это сложный комплекс синкретического искусства. В нем художественное отражение реальности происходит через словесно-музыкально-хореографические и драматические формы, выражающие мировоззрение народа и неразрывно связанные с его жизнью и бытом.
Фольклор — это «полиэлементное искусство», в котором возможны комбинации и различное соотношение разных элементов, таких как слово, песня, игра, танец и инструментальная музыка. Песенно-игровой фольклор, который является предметом нашего исследования, объединяет слово, связанное с музыкой, а также игру и танец.
Мы рассмотрели традиционную культуру в целом, а теперь обратим внимание на ее составную часть — игровую культуру.
Игровая культура народа проявляется в языковой практике и охватывает широкий диапазон игрового мира фольклора — от хороводов и свадебных игр, где «играют песню» или «играют свадьбу», до игры на музыкальных инструментах.
Для нашего исследования важно определение В.Е. Гусева, который трактует народно-игровое творчество в контексте фольклора как «особый тип игровой деятельности», которая предполагает «перевоплощение человека в объективно-художественный образ и настроенность на развлечение, забаву и потеху».
Перевоплощение и действия являются признаками, характерными для театральной и драматической игры. Исследователь дотеатрально-игрового фольклора Л. Ивлева отмечает, что перевоплощение понимается как любое преображение, связанное с «принятием на себя роли другого», а действие является наглядным способом изображения персонажа.
В.Н. Всеволодский-Гернгросс пишет: «Мы называем игрой воспроизведение детьми или молодежью различных бытовых сцен, например, охоты, войны, революции… Мы также называем игрой прятки, ловитки, городки, лапту, и мы знаем длинный ряд хороводных игр», он также добавляет и группу ритуальных игр. Все игровые явления рассматриваются им как действенное воспроизведение «любого жизненного явления вне его реальной практической установки». Игра понимается как настрой на «проживание» вымышленной ситуации.
Игра как основа первоначальной деятельности человеческого общества
Философ Й. Хейзинги считает, что все виды первоначальной деятельности человеческого общества переплетаются с игрой. Он указывает на то, что язык, миф и культ являются основными элементами, которые связаны с игрой. В языке существует игра слов, за каждым из которых скрывается образ, метафора. Например, змей может быть олицетворением зла. Таким образом, язык становится средством одухотворения и олицетворения окружающей природы, а также создания воображаемого мира богов.
Хоровод как особая исполнительская форма произведений устного ...
... Начиналась хороводная песня, сопровождающаяся пантомимой внутри круга. Девушки участвовали в хороводе всюду, ... «Пошли в хоровод, пошли в хоровод!» В хороводе веселились, По забавушкам пустились. Песни славно запевали, ... народной хореографии, начиная с древнейших танцев славян и до стремительной русской ... М.:ЭКСМО, 2007. С. 436 Игра «Созывание девушек в хоровод» выражает желание девушек порезвиться. ...
Человек создал целую систему обрядов и ритуалов, которые, по сути, являлись магическими играми. Он играет роль Homo ludens, человека играющего, который на время становится заместителем изображаемого им персонажа и воображает себя другим лицом, живет «двойной жизнью».
Автор отмечает, что одной из самых чистых и совершенных форм игры является танец. Он имеет священный и магический характер у первобытных народов. Также пляска, как праздничное увеселение, является формой игры.
Игра в русской науке
В русской науке игра традиционно понималась как явление, переходное от обряда к драматической игре, а затем к театру. А.А. Потебня связывал слово «игра» с корнем -jar-(ядж) со значением «жертвоприношение».
Обряды как форма игры
Архаичный тип человеческого поведения определяется перевоплощением и действием. Религиозный обряд, по мнению Л. Ивлевой, является игровым по природе и мифологическим по содержанию. В обрядах присутствует игровой язык, который создает иллюзию присутствия существ-божеств, предков, духов и оборотней. Со временем, с утратой магических функций и мифологической содержательности, обряды становятся непритязательными играми и развлечениями. Связь с магией убывает, а эстетическая функция возрастает.
Сложные торжественные праздничные и семейные ритуалы, такие как новогодние, масленичные, купальский, свадебные и другие, являются своего рода театральными представлениями с определенным сценарием. Они включают большое количество поэтических произведений, которые выполняют не только магическую, но и игровую и развлекательную функцию. Изобразительные элементы обряда, такие как ряженье, диалоги, жесты, движения, со временем превращаются в праздничную бутафорию и забаву, воспринимаемую как веселое гуляние. Таким образом, театральная игра возникает в результате утраты магических свойств и накопления эстетического потенциала.
2. Общее понимание хоровода в зарубежной и отечественной литературе
Хоровод является одним из видов народных драматических игр и возник в еще древние времена. Данный жанр объединяет в себе игру/танец, музыку и традицию. Хороводы можно сравнить с народной оперой, так как они также содержат песенный, хореографический и драматический элементы. Это делает хороводы динамичными, выразительными и популярными в народе.
Термин «хоровод» имеет несколько возможных происхождений. Возможно, это слово происходит от греческого «horos», что означает круговой танец. Существуют и другие предположения о происхождении слова, включая латинские и греческие корни. Однако точное происхождение слова «хоровод» до конца неясно.
Исследования показывают, что хороводы могут быть перенятыми из других культур и изначально принадлежать к древним славянским обрядам. Об этом свидетельствует наличие в песнях имен языческих богов, а также упоминаний о бесовских играх различных славянских племен. Соседство с римлянами могло оказать влияние на формирование римских хороводов, но они не могли быть основой для рождения хороводов в Русской земле.
Хороводы встречаются у всех славянских племен. Корогод — у литовцо-руссов, kolo (круг) — у хорватов, богемцев, карпато-руссов, морлаков и далматов — все они сопровождались песнями, плясками и играми, как и русский хоровод.
Воспитательная проблематика фольклора
... в детском саду и начальной школе возникает желание петь и это желание частично базируется на генетическом уровне, следовательно, проводимые занятия музыкой должны учитывать этот фактор. Чувашская народная ...
Общерусская хороводная традиция представляет собой пеструю картину по генетическим, тематическим, региональным и жанровым слоям и разновидностям. В русских селениях у слова «хоровод» существует много местных, диалектных вариантов — карагод, каравод, танок, круг, гулянье, улица. Хороводы, исполняемые в избе, назывались вечерочные, посиделочные, беседные, йгрищные, гульня. По наблюдениям И.П. Сахарова, хороводы в 19 в. занимали в жизни русского народа три «годовые эпохи»: весну, лето и осень. Они были распределены по временам года, свободным дням жизни и по сословиям, отличались в городах и поселениях. Поселяне веселились весной и осенью со Святой недели «до рабочей поры» и с 15 августа до наступления зимы только по праздничным дням. Горожане веселились и летом. И.П.Сахаров замечал, что хороводы представляли «настоящую картину русской жизни».
Весенние хороводы, пишет Сахаров И.П., начинались со Святой недели и заканчивались вечером на Красную горку. Здесь с хороводами соединялись: встреча весны, снаряжение суженых к венечному поезду. Радуницкие хороводы отличались разыгрыванием Вьюнца, старого народного обряда в честь новобрачных. Георгиевские хороводы соединяли с собой выгон скота на пастьбы и игры на полях. В этот день к хороводницам присоединялись гудочники, игравшие на рожке сельские песни. Никольские — последние весенние хороводы, они переходят в летние. С Николиного дня, известного в народе под именем «Николы вешнего», выгоняли лошадей на поля на ночной подножный корм. В день праздника, 9 мая, женщины выходили на улицы петь песни, играть в хороводы.
Летние хороводы, более веселые и разнообразные, начинались с Троицкой недели. Троицкие хороводы продолжались всю неделю, звучали семицкие песни:
А и густо, густо Ой, люли, ой, люли
Исследование хороводов в России
Хороводы являются одним из древнейших обрядовых праздников в России. Историк А.Н.Глаголев делит их на древние и новые, относя к древним обрядовые праздники Красная горка, Кума, Семик, Троицын день, Петров день, Каледа и Овсень. Исследователи отмечают, что хороводы имели ритуальный смысл и были частью календарных обрядов на протяжении многих веков.
В России существовали различные виды хороводов, которые проводились в разное время года и имели свои особенности. Например, летние хороводы начинались 23 июня и продолжались двое суток. Они сопровождались различными увеселениями и празднествами, которые проходили на площадях городов и сел. Летние хороводы завершались на Петров день.
Осенние городские хороводы начинались с Ильина дня или с «Успеньева», в зависимости от местности. Сельские осенние хороводы, в свою очередь, начинались с бабьего лета. Успенские хороводы начинались с начала сбора фруктов, а именно 6-го августа. Они продолжались неделю и проводились по всей России с разными обрядами.
Капустинские хороводы начинались с половины сентября и проводились только в городах. Последними были Покровские хороводы, время проведения которых зависело от времени года.
Хороводы всегда проходили в кругу, и исследователи видят в этом прямую связь с древним языческим культом Солнца, символом которого является круг. Направление движения хоровода, по движению солнца, воспроизводило видимое движение солнечного светила. Коллективное действие в кругу служило оберегом от злых духов, которые не могли проникнуть внутрь хороводного круга.
Танцевальный фольклор как феномен народной художественной культуры
... исполняли гротесковые, сатирические и комические танцы. За святками тоже с плясками, песнями и хороводами праздновали масленицу. Древнейшими народными плясками на Руси были пляски-игры, отображающие трудовые ... народа. Цель данной курсовой работы - изучение взаимосвязи танцевального фольклора и современного русского народного танца. Для достижения цели в курсовой работе необходимо решить следующие ...
Хороводы имели магическую функцию — выпроваживание всего потустороннего, «чужого» за пределы «своего» пространства. Древний человек, выполняя определенные действия и припевая слова, надеялся на благоприятный урожай, удачную охоту и счастливую жизнь.
В обрядовых традициях восточных славян в период общинно-родового строя уникальное явление представляют обрядовые песни. Они являются неотъемлемой частью культурного наследия этого региона и имеют древнейшее происхождение, связанное с языческими праздниками земледельческого круга.
Хороводные песни являются одной из форм обрядовых песен и входят в круг весенних календарных песен. Они также присутствуют на свадьбах, составляя важную часть семейно-бытового обряда. Многие исследователи считают эти песни самыми архаичными и усматривают в них остатки древних гимнов. Н.А. Львов уже в 18 веке отмечал, что в хороводных песнях «употребляются и поныне припевы Дида Ладо и прочие имена языческих богов древнего славянского поклонения».
С принятием Православия языческие верования потеряли свою силу и магическое значение. Смысл этих обрядов забывался и отмирал. Однако, живучие внешние формы этих праздничных действий продолжали существовать. Веками традиционные обряды и игры, отмечавшие времена года, постепенно смешивались с христианскими праздниками. Обрядовые песни стали неразрывной частью этих действий, включающих элементы театральности, шествия, танца и хоровода. Пение обрядовых песен обычно сопровождалось движением, будь то игра или пляска.
Основу хороводной песни, как и любого произведения фольклора, составляет поэтическое слово. В 19-20 веке эти песни вызывали большой интерес у исследователей фольклора, таких как Е.В. Аничкова, А.Н. Веселовский, А.А. Потебня, В.Я. Пропп, В.И. Чичеров. Мелодии хороводных песен, их связь с действием и перевоплощением, также привлекали литературоведов, театроведов, музыковедов и хореографов.
По мнению исследователя русской народной музыки Т. Поповой, хороводные песни выделились из календарного цикла и стали самостоятельным жанром в 16 или 17 веке. В это время появилось множество новых хороводных песен — и задорно-шуточных, и лирических. Традиционные хороводные песни стали исполнять в любое время года, даже зимой, не только в праздники, но и в будние вечера. Многие хороводные песни разыгрывались с использованием мимики и жестов, создавая своеобразное театрализованное действо.
Изучение хороводных игр в русской культуре
Изначально форма хоровода сочетала элементы религиозного и общественного характера. Как отмечал А.Н. Глаголев, в древнегреческой трагедии хоры задавали вопросы и отвечали на них, а также символизировали болезнь или цветы, вокруг которых плясал хоровод и пел песни. В забавных и наигранных действиях проявлялся детский характер хороводов. Хотя эти хороводы не имели связи с русскими религиозными обрядами, но их песни также упоминали Лели и Дид Ладу.
Впоследствии, в русском крестьянском быту сложился единый песенно-игровой комплекс, который включал хороводные песни, связанные с движением и праздничным гулянием. Е.М. Рогачевская отмечает, что хороводы содержали различную тематику, от земледельческого труда до семейно-бытовых вопросов. Однако календарная приуроченность хороводов в 18 веке ослабла, и они стали смешиваться с другими формами народных развлечений, такими как плясовые, шуточные и посиделочные игры.
Исторические песни как жанр устного народного творчества (2 вариант)
... или очевидца тех или иных событий. Исторические песни о Первой мировой войне печального содержания с налетом трагичности. Роль исторических песен в народной культуре Исторические песни отражают отношение простого народа к важным ...
Совместное существование различных видов песен и игровых форм привело к взаимному влиянию внутри песенно-игрового комплекса. В 19 веке собиратели указывали на многообразие народных праздников, где сосуществовали хороводные и беседные игры, плясовые песни, а также современные кадрили и лансье. Описания народных увеселений указывали на то, что после песен начинались пляски, по которым плясали фигуры, в том числе барыньку и голубца. Далее следовали игры в плетень и хороводы.
Со временем появились новые сюжеты и виды хороводов, созданные исключительно для игры, танца и развлечения. В этих хороводах эстетическая функция песен уже не связана с ритуальным или магическим смыслом, а служит для передачи нового поэтического содержания. Хороводные песни становятся неразделимой частью драматического действия, обогащая его визуальное и музыкальное искусство.
Игровые хороводы
Хороводные песни представляют собой древнюю форму народного творчества, связанную с весельем и обрядами. Они могут быть как обрядовыми, так и необрядовыми, включая в себя хороводные, игровые, плясовые, шуточные, календарные и другие песни, сочетая в себе разнообразные элементы сочинения.
Типы хороводов
Среди хороводов выделяют две основных группы:
- Хороводы с преобладанием игрового действия, сочетающие игровую пластику сюжетно-обусловленного характера.
- Хороводы с преобладанием танцевального действия, ослабленной связью с словесным содержанием.
Их названия и классификация могут различаться среди исследователей, но общий компонент, связывающий разнообразные по жанру песни, — игровое или танцевальное движение. Как отмечает Рогачевская Е.М., игровое или танцевальное действие — образное, зримое воспроизведение музыкально-поэтического содержания песни в разыгрывании или танце.
Игровые хороводы
Здесь мы ограничимся исследованием игровых хороводов, выделенных В.Н.Всеволодским-Гернгроссом в 1933 году. Их можно определить как промежуточный тип между драматической и орнаментальной группами игр, классифицируя их как драматические. Игровые хороводы представляют собой народные игры, соединяющие в себе элементы театрализованного выступления с музыкой и танцевальным действием.
Таким образом, хороводная песня — это единый музыкально-хореографический номер, сочетающий в себе элементы игры, танца и драмы. Игровые хороводы являются важным элементом народной культуры, сохраняющей и передающей обрядовые и театрализованные традиции предков.
Игровой хоровод как драматическое представление
Игровой хоровод является составной частью коллективного разыгрывания, которое сопровождается хороводной песней. Традиционные фигуры хоровода, такие как хождение «кругами», «восьмеркой», «цепью» и другими, соединяются с драматизированной хороводной песней, что придает ей особый смысл. По словам Н.Колпаковой, настоящая хороводная песня предполагает разыгрывание своего содержания, иначе она теряет свою значимость. В таких песнях сценическое действие сочетается с словесным описанием ситуаций и всего, что говорится в песне.
Естественное соединение всех компонентов игрового хоровода — словесно-музыкальных и драматических — происходит в кругу, который имеет особое функциональное и структурно-организующее значение. Круг выделяет пространство для действия, являясь своего рода «сценической площадкой». Участники хороводного круга в песне дают обобщенные характеристики действующих лиц, наблюдают за событиями внутри круга и сами выполняют различные действия. Из слияния лирического слова и драматического условного действия рождается особая драматическая образность игры. В хороводах могут символизироваться явления природы, а также отображаться обыденные жизненные ситуации, такие как земледельческие работы, сватанье или брак.
Исследователи 19 века наблюдали пение игровых песен не только в хороводах, связанных с календарными праздниками земледельцев, но и во время игр, которые проводились в домах на вечерках и на улице. В период Святок в каждой избе водились зимние хороводы, которые представляли собой своеобразное театрализованное представление.
Л. Кулаковский замечает, что параллельно с «серьезными» календарными песнями в селах звучали детские и девичьи песни, большей частью игровые, хороводные. Являясь подражанием обрядам взрослых, они имели и свои особенности: детские песни все обращали в игру, девичьи имели любовную тематику, тоже связанную со всеми «поворотами солнца». Детские песни-игры и девичьи хороводы почти всегда игрались, несли в себе элементы театрализации. Исследователь определяет хороводные игры как «многовековой театр крестьянской молодежи», называя их следующей ступенью театрального искусства после детской игры. Детская игра превращалась в хороводную, взрослую — в несколько этапов, постепенно. Хороводы делились по возрастам: еще полудетские хороводы водили подростки 13-15 лет, отдельно водили молоденькие девушки 16-18 лет и отдельно «девушки на выданье» 18-20 лет. В хороводах отражался крестьянский быт, семейные и социальные отношения. Двигались хороводы не только по кругу, нередко размыкались и шли, описывая затейливые (установленные обычаем) фигуры — «змейки», «подковы», «гребешки», двигались рядами.
Многие исследователи детского фольклора отмечают, что календарно-обрядовая поэзия взрослых к концу 19 в. перешла в область детского творчества. Так, одни и те же игры в 1-й трети 19 в. считаются взрослыми (в описаниях Сахарова И.П.), а ко 2-й половине 19 в. переходят в детский репертуар (в описаниях Бессонова П.А. и Можаровского).
Великорусские детские игры с пением, полагает П.В. Шейн, представляют потерявшую для взрослых обрядность. Традиционно они сохраняют основные действия, роли (перевоплощение), но значительно упрощают песни, замечает М.Н. Мельников, исследуя детский традиционный фольклор.
Игровые хороводы, как и многие произведения народного музыкального искусства, создавались в течение столетий. Они передавались из поколения в поколение, видоизменялись, подвергались варьированию в процессе коллективного творчества — исполнения, трансформации, представляя в прошлые века часть целостной системы народной художественной культуры.
1.2 Песенно-игровой фольклор как система детского воспитания
Развитие детского фольклора в исследованиях
Произведения взрослого фольклора, включая песенно-игровой жанр, постепенно претерпевали изменения в содержании и форме, чтобы наиболее полно соответствовать детской эстетике, художественным вкусам и творческим возможностям детей. В 20-м веке М.Н. Мельников исследовал старинную детскую игру с пением и отметил, что в ней более ярко проявляется драматизация, а меньше символика и песенность, в отличие от взрослых.
А.М. Горький писал: «Ребенок до десятилетнего возраста требует забав, и требование его биологически законно. Он хочет играть, он играет всем и познает окружающий его мир прежде всего и легче всего в игре, игрой». Таким образом, игровой элемент является основой всех жанров детского фольклора, будь то игровые действия или игра на уровне смысла, слова и звука.
Исследователи начала 19 века, такие как А. Глаголев, И.П. Сахаров, А. Терещенко, Е.А. Авдеева, обратились к народному фольклорному наследию с целью осветить различные аспекты национальной жизни. Помимо описания взрослых песен и обрядов, они изучали и произведения детского творчества, такие как детские песенки, игры и сказки. Они считали, что многие детские песни и игры отражают давно утраченные события и время, а также отражают производственную деятельность, национально-психологические черты и социальную жизнь народа. Изучение этих произведений помогает лучше понять быт, жизнь и культуру предков.
В конце 19 века детский фольклор стал выделяться в самостоятельную область народной поэзии. Спустя столетие М.Н. Мельников охарактеризовал детский фольклор как «специфическую область народного искусства, объединяющую мир детей и мир взрослых, включающую целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора». Г.С. Виноградов писал, что детский фольклор отражает интересы и потребности детского возраста, его материал связан с детским бытом и повседневной жизнью. Он возник из стремления к высокой радости детской народной массы.
В 19 веке произведения детского творчества публиковались во многих журналах и сборниках, а также были освещены в исследованиях Г.Н. Потанина, М.Ф. Кривошапкиной, А.Н. Афанасьева и других авторов. Однако, несмотря на это, к детскому фольклору не было устойчивого интереса.
В это же время заметным явлением в стране становится педагогическое движение. Активно разрабатывались основы обучения и воспитания — эти исследования связаны с именами А.Н. Радищева, В.Г. Белинского, Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова, Л.Н. Толстого.
Педагогическая наука пробудила интерес к ребенку, к его поэтическому творчеству, определила место детского фольклора в общей системе воспитания, прослеживая в нем в первую очередь педагогические функции. Во всех публикациях этнографов — зримое влияние педагогических интересов (в описаниях детского быта с играми и песнями).
С педагогическими проблемами связывал изучение детских игр В.Ф. Кудрявцев, рассматривая их как отражение социальной жизни.
И.Б. Хрущов полагал, что хороводные игры заимствованы у взрослых, видел в детских песнях отражение древних языческих обрядов. Наиболее весомым вкладом в науку в конце 19 в. были труды детского врача Е.А. Покровского, который организовал сбор детских игр, в основном русских, и положил начало разработки народно-педагогической концепции игры, рассматривая народные детские игры как незаменимую школу физического, умственного и нравственного воспитания. Он подчеркивал, что игры содействуют не только укреплению и развитию внешней телесной силы, но не менее того образованию ума.
Сборники В.И. Даля, П.А .Бессонова, П.В. Шейна — тоже педагогической направленности.
Г.С. Виноградов писал, что весь детский фольклор вызван к жизни «едва ли не исключительно педагогическими надобностями народа».
Функционально-педагогическое направление в изучении детского фольклора, наряду с двумя другими — историко-генетическим и филологическим, предопределил В.П.Аникин.
Фольклористы, этнографы, педагоги, изучая теоретические проблемы детского фольклора, выдвигали разные классификационные системы:
- по возрастной градации детей (О.И. Капица),
- по бытовому назначению (Г.С. Виноградов),
- генетическому (В.П. Аникин),
- функциональным (В.А.
Василенко) принципам.
В детском фольклоре выделяют: поэзию взрослых, предназначенную для детей; произведения, выпавшие из репертуара взрослых и собственно детского творчества. Почти все исследователи выделяют игровой фольклор, но каждый дает этому термину свое наполнение. Г.А. Барташевич относит к нему считалки, игровые песни приговоры, В.А. Василенко добавляет пестушки и потешки.
Значимым для предмета нашего исследования является классификация М.Н. Мельникова, который рассматривает детские игры как форму драматического отражения действительности, как эмбрион детской народной драмы и относит к группе игрового фольклора все разновидности ролевых игр. Игровые припевы, игровые приговоры, считает исследователь, являются компонентом драматической игры. Он называет детские ролевые игры устойчивыми, формальными и, учитывая их эстетическую сущность и художественное значение, предлагает относить к произведениям искусства. Хороводные игры исследователь рассматривает в группе ролевых игр с игровыми припевами.
Интенсивное освоение детского фольклора в 60-70-е годы 20 в. связано с обращением педагогической науки к изучению народной педагогики.
Отечественная педагогическая наука складывалась под влиянием народных знаний о воспитании и обучении детей, народной мудрости, отраженной в фольклоре, религии, семейном и общинном укладе, быте, традициях. Ее основоположник, К.Д. Ушинский, положил в основу своей педагогической системы идею народности, опираясь на принцип «народ без народности — тело без души», согласно которому воспитание и образование подрастающего поколения должно исходить из условий исторического развития, насущных нужд и потребностей народа. «Народ имеет свою особую характеристическую систему воспитания… Только народное воспитание является живым органом в историческом процессе народного развития ».
Ушинский считал, что система воспитания порождается материальной и духовной культурой народа. Хорошо зная народные обычаи, обряды, традиции, он пришел к выводу, что «мудрость предков — зеркало для потомков», и считал народное воспитание живым образцом в процессе народного развития.
Потребность народа в воспитании, полагают многие исследователи, обусловлена развитием трудовой деятельности. Жизнь труженика облагораживали обычаи и традиции, которые проявлялись в отношении к природе, в поэзии земледельческого труда, в устном народном творчестве, ремеслах, в одежде и пр. Важное место в ряду духовных традиций занимала традиция воспитания подрастающего поколения. «Уже в древнейших русских летописях, в устном народном творчестве, особенно в сказках и пословицах, утверждается мысль о том, что человек воспитаем и обучаем, что самое ценное человеческое качество — Добродетель, и его надо прививать, необходимо учить, ибо причиной многих человеческих пороков является незнание, невежество. Добродетель есть умение хорошо поступать, а хорошо поступать умеет тот, кто знает, как именно надо поступать. Поведение зависит от знания, а связующим звеном между знанием и поведением выступает воспитание».
Смысл народного воспитания — укрепление преемственности поколений для вековых гуманистических традиций народа, в конечном итоге — осознание принадлежности к своим корням. Народ хотел видеть в каждом ребенке комплекс социально-этических качеств. В основе народной педагогики лежит триада «ум — доброта — трудолюбие».
Научные исследования проблем народной педагогики свидетельствуют, что изучение народного опыта воспитания как социально-исторического феномена на всех этапах исторического развития входило в круг научных интересов педагогов прошлого и настоящего.
В советский период одним из первых к проблемам народной педагогики обратился известный этнограф и педагог Г.С.Виноградов. Он утверждал, что народная педагогика — «не столько система, сколько сумма знаний, умений» и охарактеризовал народную педагогику как совокупность навыков и приемов, применяемых народом в целях формирования личности в определенном направлении. Народная педагогика, по мнению Г.С.Виноградова, это — народная практика, поэтому назвать народной педагогикой следует совокупность народных взглядов, принимаемых народом средств воздействия на юное поколение в целях его обучения и воспитания.
Высоко оценивая воспитательный потенциал народной педагогики, К.Д.Ушинский писал: «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа».
Вслед за К.Д. Ушинским принцип народности как опора в педагогическом творчестве на житейскую мудрость, «обыкновенный здравый смысл», последовательно проводился в системах воспитания А.С.Макаренко, В.А. Сухомлинского, В их трудах слились воедино научные и народные педагогические представления и воззрения.
Подобные документы
-
Развитие творческих способностей средствами музыкального фольклора. Опыт практического использования фольклора в системе образования на Вологодчине. Система жанров музыкального фольклора и их характеристика. Содержание и формы фольклора в работе с детьми.
курсовая работа [55,8 K], добавлен 27.10.2010
-
Развитие речи детей старшего дошкольного возраста. Жанры детского фольклора и их характеристика. Место детского фольклора в развитии речи старших дошкольников. Экспериментальное исследование по проблеме влияния фольклора, анализ полученных результатов.
дипломная работа [2,9 M], добавлен 22.06.2011
-
Характеристика фольклора как средства развития фонематического слуха. Роль колыбельных песен, потешек, скороговорок, пословиц и поговорок в формировании звуковой культуры речи ребенка. Разработка перспективного плана работы с детьми по развитию речи.
презентация [11,4 M], добавлен 20.04.2012
-
Понятие и роль фольклора, его возникновение и развитие. История изучения и собирания произведений устного народного творчества. Классификация детского фольклора. Работа с пословицами, потешками, скороговорками и загадками на уроках литературного чтения.
курсовая работа [79,5 K], добавлен 15.11.2013
-
Теоретические основы и особенности развития образной речи у детей пяти-шести лет. Методика использования фольклора в народной педагогике. Характеристика художественной формы детского фольклора: образная система, тяготение к ритмизированной речи и к игре.
курсовая работа [78,3 K], добавлен 21.03.2012
-
Определение понятия детского фольклора как художественной творческой деятельности трудового народа: поэзии, музыки, сказок и календарного фольклора. Методика знакомства дошкольников с песенками и потешками, рассмотрение их воспитательной ценности.
курсовая работа [47,5 K], добавлен 18.03.2012
-
Формирование валеологической культуры ребенка в системе образования, роль родителей в этом процессе. Использование фольклора в формировании валеологических знаний дошкольников. Физкультурно-оздоровительная работа с детьми в сочетании с фольклором.
реферат [33,2 K], добавлен 22.05.2009