Особенности культуры народов Поволжья

Курсовая работа

Введение

Поволжский район охватывает шесть областей и две республики России. Эта территория является одним из лидеров России по производству автомобилей и добыче нефти. Однако, культура народов Поволжья имеет такую же важность для этой территории, как экономика. Она связана с историческими факторами, которые повлияли на развитие хозяйства, политической и духовной жизни народа.

Цель настоящей работы состоит в изучении и выявлении особенностей культуры народов Поволжья. Для достижения этой цели будут выполнены следующие задачи:

  • просмотр особенностей культуры народов Поволжья;
  • выявление благотворного влияния культуры этого района на общество;
  • представление истории и современного уровня развития культуры народов Поволжья.

Глава 1. Поволжье и его культура

1.1 Природа и национальный характер

Природа Поволжья оказала сильное влияние на развитие общества в этом районе. Люди, живущие здесь, адаптировались к условиям природы и также претерпели порой радикальные изменения из-за этого. Для этого их характеры, наблюдательность, одновременно с образом жизни, были сформированы из необходимости приспособиться к географическим условиям.

Известно, что природа оказывает огромное влияние на развитие людей, и эти люди, в свою очередь, изменяют природу. Если рассмотреть природу Поволжья, то возможно выделить соответствующие черты в развитии личности на этой территории. Возможно, эти черты имеются у многих народов, живущих в этом районе, как генетические, так и образованные путем адаптации к данному месту.

1.2 История культуры народов Поволжья

Провинция была крупным звеном на станицах и деревнях казачьего общества, а в районе проживали тартары, калмыки, народы Поволжья. Это привело к подлинному интерэтническому диалогу в сфере художественной культуры. Изначально, подавляющее большинство калмыкской культуры пассифицировалось, что способствовало развитию и количеству многих культурных докладов, появлению направлений в описании истории и художественной культуры тартар и калмыков, входящих в состав народов Поволжья.

Глава 2. Особенности культуры народов Поволжья.

2.1 Достопримечательности Поволжья

Поволжье является туристическим районом благодаря своим достопримечательностям. Так, в Самарской области находится Свято-Иверский женский монастырь. В Ульяновской области — «Гора Вещих Сестер», в Татарстане — Троицкий крепостной комплекс. Кроме того, в каждом городе или селе Поволжья есть как минимум особенность.

13 стр., 6135 слов

Танцевальная культура народов Кавказа

... сказывающиеся на сохранение традиций и культуры данного региона. Танцевальная культура - одно из ключевых у народов Кавказа, к ней проявляется большой интерес. Кавказские танцы - это целое представление, которое ... население влияет во многом на особенности развития территории проживания. Если говорить о численности населения, то на Северном Кавказе ситуация складывается следующая. Здесь находится ...

2.2 Искусство народов Поволжья

Искусство является важной частью культуры народов Поволжья. Это может быть народное творчество, декоративно-прикладное искусство, музыка, театральное искусство, живопись и другое.

Народное творчество стало значимое в первую очередь благодаря формированию советской культуры. Многие виды искусства народов Поволжья входят в золотой фонд народной культуры России. Возможно, одним из самых известных является татарский национальный балет.

2.3 Кухня народов Поволжья

Культура народов Поволжья также известна благодаря своей кухне. Здесь можно отведать такие блюда, как «кулич», «украшенный», «тамля», «уйыс» и другие.

Заключение

Таким образом, культура народов Поволжья имеет огромное значение для этой территории. Ее история и современные особенности заслуживают внимания, поскольку они связаны с историей и развитием хозяйства, а также политической и духовной жизни общества района. Изучение темы курсовой работы позволяет извлечь уроки на будущее, способствует формированию гражданских позиций, воспитывает интерес к культурным наследиям.

Развитие концепции С.М.Соловьева

Концепция С.М.Соловьева о влиянии природы на жизнь русского народа имеет особое значение для понимания особенностей Поволжья. Соловьев отмечал, что природа играет важную роль в формировании мировоззрения и образа жизни русского человека. Три природные стихии — лес, степь и река — определяют характер и мироощущение русского народа.

Влияние природы на русский народ проявляется во внешнем виде жилищ и общественных устройствах. С.М.Соловьев отмечает, что крестьянские поселки по Средней Волге поражают своей примитивностью и отсутствием житейских удобств. Они кажутся временными и случайными стоянками, что связано с историческими обстоятельствами и хроническими пожарами. Эти факторы привели к пренебрежительному отношению к домашнему благоустройству и удобствам в житейской обстановке.

С.М.Соловьев указывает на влияние трех условий на жизнь народа: природы, племени и внешних влияний. Для народов Западной Европы природа была матерью, а для русского народа — мачехой. Горы в Европе служили естественными границами, обеспечивая защиту от внешних вторжений. В отличие от этого, Русь представляла собой огромную равнину без естественных границ, что способствовало нашествиям и ограниченности оседлости населения.

Однообразие природных форм влияет на население, приводя к однообразным занятиям, обычаям и нравам. Это, в свою очередь, исключает враждебные столкновения и способствует удовлетворению одинаковых потребностей. Однако бедность и однообразие природных условий не обеспечивают прочной оседлости населения и способствуют его подвижности.

Анализ концепции С.М.Соловьева позволяет объяснить особенности Поволжья. Этот регион характеризуется примитивностью жилищ и отсутствием житейских удобств, что связано с историческими обстоятельствами и спецификой природных условий. Однако, несмотря на это, Поволжье обладает своими особенностями и уникальным образом жизни, который формировался под влиянием природы и исторических факторов.

6 стр., 2526 слов

Про природу Казахстана

... принципами государственной политики. Русский язык Русский язык в Казахстане Сочинение на казахском про природу Казахстана с переводом Не напрасно сказано, что природа – наша мать. Природа дает всё нужное, ... национального гордости казахов.Массовые забавы, характерные для казахской культуры, можно наблюдать на каждом национальном празднике этого народа. Они отличаются зрелищностью и особыми правилами, ...

Исследование календарных праздников и обрядов

Изучая проблему календаря, многие ученые приходят к выводу, что большинство календарных событий, таких как сроки языческих молений и празднества, связываются с солнечными фазами. Уже во II-I тысячелетии до н.э. у славян и их соседей было замечено деление года на четыре солнечные фазы, а также деление солнечного года на 12 месяцев.

Для трех солнечных фаз существует большой археологический и фольклорный материал. Солнечные фазы имеют важное значение в народном календаре и оказывают влияние на праздники, обряды и игры. Одним из факторов, влияющих на характер народного календаря, является природа страны.

Природа России характеризуется своей роскошью и щедростью, что оказывает влияние на развитие чувства красоты, стремление к искусствам, поэзии и живописи. В народе, где развито чувство красоты, преобладает стремление к увеселениям, и женщина не может быть исключена из общества мужчин.

Однако, в стране с небогатой и однообразной природой, в суровом климате, где народ занят постоянным и практическим трудом, развитие чувства изящного ограничено. В таком народе характер становится более суровым и склонным к полезному, а не приятному. Следовательно, женщина исключается из общества мужчин, что приводит к еще большей суровости нравов.

Таким образом, природа страны имеет важное значение в истории и влияет на характер народа. В свою очередь, характер народа и природа страны влияют на формирование календарных праздников, обрядов и игр.

Исследование славянских религиозных праздников

В данном исследовании мы обратимся к славянским религиозным праздникам и их связи с природными явлениями. Славянская культура имела глубокие корни в поклонении природе и богам, и это отразилось в их религиозных праздниках.

Костры во время зимних святок

Одним из обязательных элементов зимних святок для древних славян было сожжение костров на каждом очаге большого чурбана. Это символ света и тепла, который особенно важен в холодное время года.

Масленица — весенний праздник

В дни весеннего равноденствия древние славяне отмечали Масленицу — древний весенний праздник. В это время проводились общественные костры, а также различные обряды и игры. Масленица была символом встречи весны и проводов зимы.

Праздник Купала

Еще одним важным праздником для славян был праздник Купала, который происходил в день летнего солнцестояния, на Иванов день. Этот праздник был связан с огнем, солнцем и водой. Во время праздника проводились различные обряды и игры у ночного костра.

Осенний праздник Ильин день

В отличие от других времен года, осенняя фаза не отмечалась общественными кострами. Ко времени осеннего равноденствия древние славяне уже получили все, что им удалось вымолить у богов, и проводили благодарственное моление в честь Рода и рожаниц. Осенний праздник Ильин день не имел общественных костров, но играл важную роль в славянском календаре.

Связь с природой и хозяйственные приметы

Древние славяне поклонялись явлениям природы и в своих религиозных праздниках отмечали различные времена года. Некоторые предметы домашней утвари выполняли роль календаря и помогали определить сущность славянского календаря.

Год делился на активную и пассивную части. Весна и лето считались активной частью года, а осень и зима — пассивной. Славянский народный календарь сочетал в себе солнечные фазы и хозяйственные приметы. Например, апрель, месяц пахоты, обозначался изображением рала, август — колосьев, сентябрь и декабрь — охотничьих ловушек, а октябрь — частоколом палочек.

3 стр., 1035 слов

День из моего лета. «один день моего лета». Самый интересный ...

... каникулы. Сочинение на тему «Каникулы будущего» Сочинение на тему «Каникулы будущего» Каждый год в летнее время наступают каникулы, которые мы все стараемся проводить как-то по-особенному, чтобы на дольше запомнились эти теплые, беззаботные, счастливые дни. ... чувствуется ощущения праздника, нет рождественского настроения. Но, несмотря на это, следует идти в ногу со временем и если в будущем кому-то ...

Таким образом, славянские религиозные праздники были тесно связаны с природными явлениями и хозяйственными приметами. Они отражали поклонение славян природе и богам, а также помогали определить время года и проводить соответствующие обряды.

  • существовало верование, что солнце дающее силу растениям, особенно дает ее во время своего наибольшего стояния на небосклоне. Отсюда идет обычай собирать травы в это время;
  • существовало верование, что солнце оказывает влияние и на воду;
  • отсюда вера в целительность купания (ночного) во время летнего солнцестояния, чтобы встретить в чистоте восходящее светило;
  • зажигание костров было необходимо для всякого ночного собрания, ночных игр;
  • прыганье через костер имело значение очищения.И в летний праздник повторяется обряд истребления чучела, символа холода и смерти. Солнце, дающее жизнь и рост всему живому на земле, прославляется и в это время. У некоторых народов (в том числе и у народов Поволжья) Купало называется Ярилою. Ярилин день в народном календаре почти начисто вытеснен христианскими праздниками. Однако есть данные, позволяющие определить Ярилин день в «числе». В Нижегородской губернии день Ярилы праздновали независимо от пасхального подвижного календаря всегда в одно и то же время — 4 июня. Но в основном празднество Купалы было соединено с праздником Ярилы (что и наблюдается в знаменитой сказке о Снегурочке).Характерная черта верований славян заключается в том, что душам умерших праотцов были доступны все ощущения белого света. Думалось, что зима есть время ночи, мрака для душ усопших, но как скоро весна начинает сменять зиму, то прекращается и ночной путь для душ, которые поднимаются к небесному свету, восстают к новой жизни. Это мнение происходило из поклонения природным божествам.В первый праздник новорожденного солнца, в первую зимнюю Коляду, мертвые уже вставали из гробов и устрашали живых — отсюда и теперь время святок считается временем странствования духов. Масленица, весенний праздник солнца, есть вместе с тем и поминовенная неделя, на что прямо указывает употребление блинов (поминовенного кушанья).

    С древней Масленицы живые начинают здороваться с усопшими, посещают их могилы, и праздник Красной горки соединяется с Радуницею, праздником солнца и света для умерших.Весной также проходил праздник русалок. У славян русалки были не иначе как души умерших, выходящие весной насладиться оживленною природой. Русалки появляются со Страстного четверга, как только покроются луга весенней водой, распустятся вербы. Русалки до Троицына дня живут в водах, на берега выходят только поиграть. У всех языческих народов путь водный считался проводником в подземное царство и из него обратно, поэтому русалки появляются из воды. С Троицына дня до Петрова поста русалки живут на земле, на деревьях — любимом пребывании душ после смерти. Русальные игры есть игры в честь мертвых.У русских славян главным праздником русалок был Семик. Конец русальной недели, Троицын день, был окончательным праздником русалок.Слово «календарь» восходит к латинскому «calendae» (первый день месяца), а он, в свою очередь, к глаголу «calare», что означает «выкликать»: в Древнем Риме обязанностью главного жреца было громкое провозглашение первого дня каждого нового месяца.Исстари основным занятием народов Поволжья было земледелие, поэтому культура в целом и основная масса праздников, обрядов носила земледельческий характер.На Руси в течение некоторого времени существовало три календаря: гражданский, церковный и народный (аграрный), которые то совпадали, то расходились. Так, встреча Нового года приурочивалась в Древней Руси к началу марта, с XIV века церковь пыталась перенести начало года на сентябрь, но официально празднование церковного и гражданского года с 1 сентября было окончательно определено лишь в 1492 г. (7000 год от «сотворения мира»).

    2 стр., 891 слов

    Помню те апрельские дни 1961 года

    ... и не иметь будущего. Текст Михаила Белята: (1)Помню те апрельские дни 1961 года. (2)Ошеломляющая радость, восторг... (3)Люди, высыпавшие на улицы Москвы, ... сколько ощущения: радость, восторг, праздник. (31)Сейчас уже привыкли. (32)Впрочем, привыкли давно, с тех пор как стали ... 34)Разве можно вспомнить всех! (35)Но первых помнят. (36)И погибших тоже помнят. (37)Юрий Гагарин испытывал страх перед пол ...

    Спустя два века, Петр I обнародовал указ «лета счислять» с января, таким образом, в Российском государстве 1699 год продолжался всего 4 месяца (сентябрь-декабрь), и новое столетие началось с 1 января 1700 года. Петр I принял юлианский календарь, из-за чего к XX столетию Россия на 13 суток отстала от Европы, давно перешедшей на более точный — григорианский календарь. Чтобы сократить этот разрыв, в 1918 году был осуществлен переход на григорианский календарь, так называемый «новый стиль». Как бы не менялись официальные сроки начала года, народное времяисчисление по-прежнему опиралось на смену времен года. В определении сроков и продолжительности времени года крестьянин целиком исходил из реальных климатических условий, которые регулировали его трудовую деятельность и хозяйственный быт.Помимо четырех основных годовых сезонов, выделялись переходные, промежуточные периоды: пролетье (поздняя весна-раннее лето), молодое бабье лето (конец лета-начало осени), осенины (середина сентября), позимье (обычно октябрь), и др.Рождество — радостный праздник в христианском календаре. День Рождения Иисуса Христа.Вечер и ночь накануне Рождества — сочельник. Название «сочельник» происходит от слова «сочень» (лепешка на конопляном масле)[3] , которым должны, попредписанию церкви, питаться верующие.В сочельник до появления в небе вечерней звезды никто ничего не ел и не садился за стол. Перед закатом солнца семья собиралась на вечернюю молитву, после чего старший в доме прикреплял зажженую свечу к хлебу и выходил во двор. Возвратившись с охапкой соломы или сена, он застилал ею избу, лавки. Стол покрывался чистым полотнищем. Перед иконами ставили необмолоченный сноп ржи (как символ нового урожая) и кутью. Перед праздничной трапезой хозяин брал горшок с кутьей и трижды обходил с ним вокруг хаты, затем выбрасывал несколько ложек кутьи через окно или дверь на улицу, символически угощая духов.Перед Рождеством в доме проводилась генеральная уборка, ставилась и украшалась елка, шли приготовления к рождественскому столу. Вся неделя была праздничной. Детям обязательно дарили подарки.На Рождество принято было готовить и есть птицу: утку, гуся, курицу, индейку. Этот обычай имеет очень древнее происхождение. Птица считалась символом жизни. Съесть птицу — значит продлить жизнь.Ели много и вкусно. В каждом доме выпекались горы пирогов и всевозможных пирожков — для многочисленных гостей и для тех, кто придет «колядовать» (в ночь перед Рождеством ходили ряженые, поздравляли всех с праздником, их одаривали вкусной снедью, приглашали к столу, потом все шли в следующий дом).

    2 стр., 789 слов

    В тот летний день сорок четвертого года

    ... будет. (39)Пусть они меня бьют, я буду делать это каждый день. (По В. П. Аксенову) Сочинение К тексту Как сложно порой быть сильным! И еще сложнее – быть ... страхов и пороков. Василий Аксенов повествует нам о том, как ученик четвертого класса, хилый паренек в заплатанных штанах, осмелился противостоять своему страху. И страхом был Он. ...

    Всю неделю шли гулянья, было весело и празднично.За неделю до Рождества открывались двухнедельные празднества — Святки.Первая неделя называлась — Святки, а вторая — страшные вечера. Народ занимался гаданием, колядками, одевался ряжеными. Святки отмечались играми, развлечениями и гуляниями. В конце дня молодежь сходилась на «вечерки» или «посиделки». На святочных вечерах парни «женихались». Подбирались пары.На Святках (обычно во второй их половине и в страшные вечера, между новым годом и Крещением) девушки гадали особенно много, ночи напролет, меняя способы и формы испытания судьбы.Девушки обычно пытались угадать, каков будет жених, в какую семью они войдут и не предстоит ли дальняя дорога. Литье воска: берут свечу и, изломав ее на мелкие кусочки, кладут в металлическую ложку. Нагревают ее на огне до тех пор, пока кусочки воска не превратятся в расплавленную жидкость. И затем одним духом выливают ее содержимое в приготовленный таз с водой. Получается некая фигура. По ней гадают, причем большую роль здесь играет фантазия.Одни видят лицо молодого человека или девушки, другие — кровать (болезнь), третьи — поезд и т.д.Подслушивание: для исполнения этого гадания ходят слушать к дверям запертой церкви или часовни, выбирая для этого ясную лунную ночь. Согласно поверью, девушка могла услышать или венчальное пение, или заупокойную — кому что суждено в этом году.Гадание с зеркалом: это гадание считалось самым страшным. Гадающая обязательно должна быть одна. К двенадцати часам ночи она запирается в бане, раздевается и садиться за стол. Напротив нее зеркало, с обеих сторон которого горят две свечи в подсвечниках. Против одного зеркала ставиться другое таким образом, чтобы образовалась целая галерея отражений. Именно в этой галерее взаимных отражений, говорят, показывается будущий суженый.Гадание с лодочкой: для этого гадания берут таз с водой, наполненной до краев. По краям этого таза вешают бумажные полоски с именами гадающих или пишут на них всевозможные события: свадьба, болезнь, любовь, выигрыш и т.д. Затем берут скорлупу ореха и устанавливают в ней огарок елочной свечи. Лодочку пускают на середину таза и поджигают свечу. В зависимости от того, к какому краю она подплывет и какую бумажку подожжет, судят о будущем.Имя суженого: для этого выходят за ворота и обращаются к прохожим, спрашивая имя женщины у мужчин и имя мужчины у женщин. Названное имя и является именем суженого или суженой.Гадание с петухом: для этого раскладывают на полу (столе) щепотку крупы, кусок хлеба, ножницы, золу, уголь, монетки, ставили зеркало и миску с водой. Затем вносили петуха и смотрели, что он начнет клевать в первую очередь: крупу — к богатству, хлеб — к урожаю, ножницы — суженый будет портной, золу — табачник, уголь — к вечному девичеству, монетки — к деньгам, если петух клюнет зеркало – муж будет щеголем, если начнет пить воду — быть мужу пьянице и т.д. Принятие христианства повлекло за собой овладение церковным календарем и почитание святых, каждому из которых посвящался какой-либо день в году.Церковь на протяжении веков боролась с язычеством, обрушиваясь прежде всего на обряды, праздники и игрища как наиболее красноречивые и массовые проявления языческого начала. Однако ни гонения, ни устрашающие проповеди, ни государевы указы, ни попытки приурочить к древним традиционным праздникам церковные и тем самым совершенно искоренить язычество не привели к ожидаемому результату. Нельзя забывать о том, что народные праздники и церковные проникнуты двойственным мироощущением. Тема жизни и смерти, постоянный переход из одного состояния в другое, возрождение и воскресение через смерть, гибель, сожжение, зарывание — главенствующие темы церковной и народной культуры.Христианские праздники относительно легко поддавались бытовому и трудовому осмыслению, ибо большинство из них имело «языческое происхождение». Поэтому земледельцу не стоило большого труда перетолковывать церковное учение в желательном для себя смысле. К этому стоит добавить, что вплоть до нашего столетия в народ проникало не чистое богословие, не из подлинных и полных церковных книг черпали сведения о христианском учении — деревенская Россия довольствовалась пересказами «для народа», адаптированными и упрощенными изданиями.Язычество было необходимо земледельцу, оно соответствовало его практическим и духовным потребностям и поэтому не погибло под тяжестью и достоинствами новой религии, а растворившись в ней, одновременно поглотило ее, образовав нечто новое — бытовое крестьянское православие со своими святцами, праздниками, трудовым ритмом и собственной эстетикой.От христианства в народном календаре — приурочение святых к дням годового цикла, от язычества — распределение между ними (святыми) забот о здоровье людей, погоде, сельскохозяйственных и домашних работ. Принципиально значимым оказалось совмещение народного, аграрного счета времени с церковным времяисчислением по Пасхе, что привело к сосуществованию дат и праздников «в числе», т.е. закрепленных за определенными днями определенного месяца, и «скользящих», сроки которых зависели от времени празднования Пасхи (православная Пасха отмечается в первое воскресенье после мартовского полнолуния, следующего за весенним равноденствием).

    2 стр., 748 слов

    Народные песни (Обрядовые и бытовые)

    ... дни, посвященные им, слагали песни, совершали свои языческие обряды. Вот откуда сложились Обрядовые песни. ... песни,, былины, сказки. Мы знаем, что Екатерина Великая собирала народные песни; ... весной, совпал с праздником Пасхи; песни "веснянки" пелись на Красной ... песни на всякие случаи жизни: колыбельные песни, которые матери сочиняли, качая колыбель своих детей, свадебные, похоронные. В свадебных песнях ...

    Например, масленица могла справляться в период с конца января до начала марта (за семь недель до Пасхи), сама Пасха — между 22 марта и 25 апреля, вознесение — в течение всего мая, сроками Пасхи определялась длительность петровского поста и др.Пасха. Светлое Воскресение Христово наименовано Пасхой и считается самым главным праздником христианской церкви. Воспоминания о страданиях и вознесении Христа легли в церковную обрядность Страстной недели и Святой недели Пасхи. Всего же Пасха празднуется сорок дней.От весеннего языческого праздника христианская Пасха взяла ритуал освящения куличей, изготовление творожной Пасхи, крашения яиц. Яйцо в глазах древних обладало таинственной силой, которая якобы переходила на все, к чему яйцо прикасалось.Исстари наиболее излюбленной пищей считалась кровь. И для того, чтобы яйца сделать наиболее угодным и духам, их обмазывали кровью. Позднее вместо крови яйца стали красить краской, а еще позднее просто окрашивали в какой нибудь яркий цвет. Крашеными яйцами обменивались при встрече, по ним гадали о судьбе, разбивая определенным образом скорлупу. Яйцо обязательно нужно было покатать по столу. Удачи в играх с яйцами сулили благополучие в семье.19 июня 325 года I Вселенский собор в Никее определил время празднования Пасхи — после весеннего равноденствия и следовавшего за ним полнолуния, в пределах между 22 марта/4апреля и 25 апреля/8 мая.Так как исчисление Пасхи связано с астрономическими условиями данного года, то это делает основательными метеорологические и сельскохозяйственные приметы. В народе убеждены, что солнце «играет» пять раз в году: на Рождество — 25 декабря/7 января;

  • на Крещение — 6/19 января;
  • на Благовещение — 25 марта/7 апреля;
  • на Пасху и на Иоана Крестителя (Иван Купала) — 24 июня/7 июля;
  • на Петров день — 29 июня/12 июля. Если сравнить эти данные с древними языческими праздниками, то можно заметить определенные закономерности (связанные с верованиями и природными циклами).Ранним утром, в первый день Пасхи, крестьяне выходили смотреть на «игру» солнца, чтобы на этом основать свои предсказания будущего урожая:
  • на Пасху небо ясное и солнце играет — к хорошему урожаю и красному лету;
  • коли дождь или непогода в первый день Пасхи, так и весна дождлива будет;
  • если на второй день Пасхи будет ясная погода — лето будет дождливое, если пасмурно — сухое;
  • на Святой неделе гром — к урожаю.Красная горка.

Первое воскресенье после Пасхи — последний день пасхальной недели. В Поволжье к Красной горке старались подогнать свадьбы, день этот считался счастливым для вступающих в брак. Красная горка считается девичьим праздником. Считается дурной приметой, если какой-либо парень или девушка просидят этот праздник дома: «такой парень или совсем не найдет себе невесты, или возьмет рябую уродину; а девушка или совсем не выйдет замуж, или выйдет за какого-нибудь последнего мужичонку-замухрышку».Красная горка в Северном Поволжье называлась «кликушным воскресеньем», так как в этот день односельчане ходили к домам молодоженов – «окликали молодых», которые за пение выносили по яйцу и по стопочке.Радуница. Древнейший языческий праздник, принятый православием, поминания душ умерших. Это девятый день от Пасхи. В этот день обязательно ходили на могилы, а к вечеру веселились.Семик. Данный праздник считался очень большим праздником (наиболее приближенным к языческим корням), знаменующим прощание с весной и встречу лета, прославляющим зеленеющую землю с центральным персонажем — березкой.Наряженная, отпетая, накормленная, прославляемая в течение нескольких дней березка должна была отдать свою силу начинающему зеленеть полю, способствовать урожаю и соответственно — благополучию людей.Обряд с молодым деревом справлялся, разумеется, не одинаково, однако основные элементы обряда сохранились еще с языческих времен. К ним относились: выбор и украшение дерева, совместная трапеза под ним, завивание венков, кумление, срубание дерева с последующем уничтожением его, хороводные песни и игры под ним, гадание на венках, брошенных в воду.Обряд кумления совершался девушками в лесу после завивания березок (кумление — вступление в кумовские отношения).Ветки березок загибаются в круг, так что образуются венки, или венки из березок или трав и цветов навешиваются на березки. К этим венкам девушки подвязывают свои крестики, затем сквозь венки целуются, меняются крестиками и поют песни. Покумившиеся девушки считаются подругами на всю жизнь или до следующего кумления через год с другой девушкой, или на срок праздника. Кумятся все девушки, присутствующие при обряде.Потом возвращаются веселым хороводом в село с тем, чтобы в Троицын день снова прийти в тот же лес развить свой венок. Каждая пара рассматривает, завял или свеж их венок. По нему судят о своем счастье или несчастье. Кроме того, свивают еще венки и для своих родных, испытуя и их судьбу. В четверг на Троицыной неделе люди, боясь прогневать русалок, чтобы они не испортили скотину, не работали, называя этот четверг великим днем для русалок, Девушки в этот день плели венки и бросали их в лесу русалкам, чтобы они добыли им суженых.И в заключение, в первый понедельник после Троицы — Духов день. Его нельзя причислять к христианским праздникам, но в народном календаре он сохранился, ибо связан с верой в русалок. Считалось, что на Духов день они выходят из своих жилищ и плещутся на поверхности воды, иногда выходя на сушу. Они завлекают людей в воду, и существовал целый ряд поверий, как можно этого избежать. В этот день старались не купаться. Вся неделя, начиная от Духова дня, называлась «русалкиной неделей».

8 стр., 3650 слов

Фольклор и его значение в воспитании детей

... помогает детям понять переносное значение слова "горячий", которое в данном случае означает "свежий" или "интересный". Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в ... образности речи детей дошкольного возраста. Уникальная часть учебной работы будет посвящена роли загадок и колыбельных песен в развитии речи детей дошкольного возраста. Загадки обогащают словарь детей за ...

2 стр., 823 слов

День семьи, любви и верности

... вас, а дети, выросшие в настоящих семьях, в будущем создадут свои семьи, но не забудут о своих родителях. В День семьи, любви и верности можно увидеть символ праздника повсюду. Ромашки присутствуют на колясках, ...

§3.1 Былины, песни и сказки народов Поволжья.

Слово былина употреблялось в народной речи в значении быль, былое.А в литературу вошло как название русских эпических песен в середине XIX века. На севере России для обозначения этих песен был народный термин старина .В последние столетия былина исполнялась без музыкального сопровождения, в более далекие времена — под аккомпанемент гуслей. На юге России былины преобразовались в протяжные песни, исполняемые хором, но на территории Поволжья их пение не было коллективным. Эпические песни знали и исполняли немногие знатоки, которых называли сказителями.Главные герои былин, русского эпоса, повествующего о событиях, связанных со становлением и защитой Древней Руси, а также о социально-политических конфликтах в Древнерусском государстве, — богатыри. Вообще слово «богатырь» вошло в нашу жизнь как мера оценки людей в беспредельном проявлении их возможностей и лучших качеств.Свои богатырские качества герои проявляют в воинских подвигах во имя защиты родной земли. Деятельность богатырей направлена не только на то, чтобы в данный момент оградить Русь от посягательств врага, велико ее значение и на все будущие времена: побежденный противник, если он не уничтожен, становится данником киевского князя или вынужден клясться, что во веки вечные ни он, ни его дети и внуки не посмеют нападать на Русь.В основе безопасности и славы Русской земли лежит деятельность богатырей. Всякое сражение богатыря заканчивается победой над противником, но длинный ряд былин показывает непрерывность таких сражений и появление все новых богатырей — защитников родной земли. В былинах получил отражение трудный процесс становления и выживания Древнерусского государства, в течение многих веков отбивавшего набеги кочевых восточных народов. В этой борьбе формировалось историческое сознание славян и сознание единства Русской земли.Былины — память народа о своем прошлом, сосредоточившемся в художественно-эпическом времени Руси. И раньше этой эпохи существовала народная история, запечатлевшаяся в песнях, преданиях, легендах. Былины унаследовали богатые фольклорные традиции предшествовавших столетий и до нашего времени донесли некоторые их них. Среди былин выделяются наиболее ранние, сохранившие следы государственного развития славян. В так называемых былинах о «старших богатырях» герои или сами являются олицетворением непознанных сил природы, или связаны с «хозяевами» этих сил. Таковы Святогор и Волх Всеславьевич, а также безымянный богатырь, при рождении которого происходит потрясение в природе («Рождение богатыря»):[4] С крутым берегом река Днепр поровнялася, Желты мелкие песочки осыпалися, Со песком вода возмутилася, В зеленых лугах разливалася, С крутых гор камни повалилися, Крупны каменья по дну катятся, Мелки каменья поверху несет… Уж как на небе родился светел месяц, На земле-то народился могуч богатырь.Основной состав былин по характеру конфликтов военного и социально-политического характера соотносится с жизнью Древней Руси. Исследователи находят в русском эпосе следы событий от IX-X до XV-XVI вв. Это не значит, что былины при своем сложении не опирались на конкретные факты. Так, у былинного Добрыни Никитича был исторический прототип, живший в конце X века, дядя князя Владимира Святославича по матери, сподвижник его в военных и полити-ческих делах. По крайней мере две былины – «Женитьба Владимира», «Добрыня и Змей» — связаны с реальными событиями X века — женитьбой киевского князя на полоцкой княжне Рогнеде (980 г.) и введением христианства на Руси (988 г.)События XI-XII веков составляют значительный исторический пласт в содержании былин. К этому времени относятся прототипы былинных героев — Ставра Годиновича, Данилы Игнатьевича, Чурилы Пленковича. В этой эпохе берет свое начало имя одного из отрицательных персонажей — Тугарин (побитый Алешей Поповичем).

К этому времени восходит появление и Ильи Муромца.Монголо-татарское нашествие, затем ордынское иго на Руси были временем окончательного формирования русского эпоса. Именно тогда враги, с которыми борются богатыри, стали называться преимущественно татарами.Территориально былинный мир — вся Русская земля, иногда и другие страны при поездках богатырей туда. Широкий былинный мир светел и солнечен, пока ему не угрожает опасность. Вообще в былинах нет естественного чередования времен года, смена погоды сопутствует лишь появлению враждебных сил. Тогда надвигаются черные тучи, туман, гроза.Своеобразные личности — большинство былинных богатырей. Мудрый и великодушный, спокойный и уравновешенный Илья Муромец и не верующий «ни в сон, ни в чох», бьющий и правого и виноватого новгородский удалец Василий Буслаев, славящийся «вежеством», умением улаживать международные конфликты и споры между князьями и людьми певец и гусляр Добрыня Никитич и заносчивый, вспыльчивый Дунай Иванович, простодушный и доверчивый, как ребенок, Михайло Потык, хитроватый и немного хвастливый, «бабий пересмешник» Алеша Попович, степенный и гордый своим крестьянский трудом Микула Селянинович… Каждый из богатырей в предельной, гиперболической степени воплощает в себе какую-то из граней национального характера.У былин, как и у других произведений устного народного творчества, не было твердо закрепленного текста. Переходя от человека к человеку, они изменялись, варьировались; да и один исполнитель редко мог слово в слово повторить одну былину. Каждая былина жила в бесконечном множестве вариантов.В середине XIX века считалось, что былины забыты народом. И неожиданно оказалось, что произведения древнего эпического творчества помнят, поют, причем не в одном селении, а в ряде местностей. Павел Николаевич Рыбников (1831-1885), сделавший это открытие во время служебных командировок по Онежскому озеру и реке Онеге, сумел найти сказителей и записать от них бесценные сокровища народной поэзии.В 1871 году в те же районы отправляется Александр Федорович Гильфердинг (1831-1872).

За два месяца он записал 247 былин.Вслед за ними исследователи фольклора выявили основные очаги бытования былин: Поволжье, Сибирь и Алтай, Дон и Южный Урал, но основные районы эпического творчества обнаруживаются на Севере Поволжья и Европейском Севере.В ходе исследований появлялись вопросы: когда, где и кто их создавал? Ясно было, что большинство событий, хотя и имеют свои прототипы в истории, но так, как они изображены, — невозможны в действительности. Стремление понять и объяснить былины породило обширную литературу, входящую в науку о народном творчестве — фольклористику, которая плодотворно развивается.

§1.2 Воспитание в чувашских семьях.

Свои традиции в воспитании и обучении детей были у другого народа, населяющего территорию Среднего Поволжья, — чувашей.Воспитанию детей в сельской чувашской семье уделяли особое внимание. Ведь ребенок в семье — это не только продолжатель рода, но и хранитель семейных обрядов и традиций.В каждой семье заботились о здоровом и полноценном развитии потомства. Родители выбирали сыну невесту по качествам ее матери — трудолюбивую, здоровую, способную к деторождению. Лишь после посылали в дом невесты сватов. Сохранилось немало суеверных предрассудков. Например, если молодая жена во время беременности ест много соленого, то ребенок будет водохлебом, если же она в момент первого движения плода увидит горбатого или рябого, то и дитя будет таким. Будущей матери возбранялось присутствовать во время ссоры, т.к. на ребенка может напасть недуг.В старину тотчас после рождения ребенка в семье родители посылали за юмсею-знахаркой, которая тщательно умывала ребенка в корыте, разбивала над его головой два сырых куриных яйца, отрывала голову живому петуху и все выбрасывала за ворота в жертву Киремети — злому богу. После этого юмся, выступающая в качестве посредника божьего, таинственно шептала над водою и предсказывала судьбу ребенка, нарекала ему имя и передавала бабке. При церемонии непременно должна была находиться другая женщина, которая тотчас же надевала на новорожденного рубашку и передавала матери для первого кормления.Интересен обряд наречения имени ребенку. Исследователь народов Поволжья Н.Н.Лепехин пишет: «Бабушка, по принятому обыкновению, начинает молиться и дает имя младенцу по своему хотению». Мальчикам давали имена, выражающие мужество, силу, храбрость, а девочкам — обозначающие красоту, нежность. Другой исследователь Г.Ф.Миллер пишет: «По случаю родин не бывает у них никаких дальних обрядов, так что родители по большей части дают имена новорожденным детям по имени того, кто вскоре после родов первый в дом их придет». В некоторых случаях ребенок получал имя гораздо позже. В ряде селений Ульяновской области этот обряд происходил следующим образом: после рождения ребенка родители выходили на улицу подыскивать куму. Независимо от того, кто родился — мальчик или девочка, в кумовья приглашали и девочку, и женщину — первую встречную, идущую в восточном направлении с поклажей. У чувашей сохранилось суеверие: беда, если навстречу в пути попадется баба с пустыми руками, а еще хуже, если она идет с грязным бельем на речку. В этом случае лучше переждать, чтобы она свое белье выстирала, и тогда попасться ей навстречу, так как такая встреча, как и встреча с возом, предвещает удачу.Согласившаяся быть кумой заходит в избу и тайком от домочадцев выносит ребенка из дома. Если родители хотели бы назвать ребенка Чекес (ласточка),то младенца кладут в ласточкино гнездо, если Суппи (соринка) — нужен сор, если Юман (дуб) — заготавливают дубовые бревна. После кума вносит ребенка в дом, приговаривая при этом: «Я сегодня нашла ребенка в куче мусора (или в ласточкином гнезде, или среди дубовых дров), давайте назовем его (ее) Суппи, чтобы всякая хворь из него (нее) вымелась как сор из избы (или чтобы она была быстрой как ласточка)».После умывания и наречения имени ребенка заворачивали в пеленки. Затем новорожденного укладывали вплотную в лубки, чтобы, по мнению родителей, выпрямить ему руки и ноги. Лубки увязывали крепко бечевою.Ребенка укладывали спать в люльку (чув.сапка), сделанную отцом ребенка. Люльку подвешивали или прикрепляли к смыку — пригнутой палке, которой мать сообщала колебательные движения вверх и вниз. При этом существовало поверье, что если качать пустую колыбель, то ребенок будет плаксой. Пеленание в лубки прекращалось на пятом месяце. На малыша надевали рубаху с красивым воротником. Вместе с тем его начинали и подкармливать, то есть давали пережеванный хлеб с яйцами и молоком, которыми он питался до тех пор, пока не начал ходить. Едва лишь у ребенка прорежутся зубки, как мать требует, чтобы он сидел за общим столом, и кормит его преимущественно разными кашицами, а так же творожным сыром.Чуваши считали, что дети должны походить на своих родителей. Ведь по поступкам ребенка односельчане судили и о его семье. С ранних лет ребенка учили почтительному отношению к взрослым и вежливости. К старшим ребенок обращался со словами «пичче» (брат) или «аппа» (сестра), а к пожилым – «асанне» (бабушка) или «асатте» (дедушка).

Взрослые тоже называли малыша по родству, то есть сыном или дочерью такого-то главы семьи.Не минуло ребенку и 9 лет, как он помогает матери прясть и возиться по домашнему хозяйству. Лет в 10 мальчик уже стережет дворовых птиц, пасет стада овец, а в 14-15 лет ездит в лес за хворостом, плотничает и мастерит всякую домашнюю утварь. В 18 лет малый уже совершенно взрослый и начинает задумываться о женитьбе.Девочки в 12 лет помогают матери вышивать, а к 15 годам уже ткут, вяжут, стирают белье и готовят пищу. Однако замуж их выдают гораздо позже, так как каждый сельский парень желает иметь жену вполне развившуюся, работающую и способную воспитать ребенка.Чуваши — очень трудолюбивый народ, поэтому главное место в семейном воспитании занимало привлечение детей с раннего возраста к земледельческому труду.У чуваш сложились традиционные средства формирования и поддерживания у детей трудовых интересов. Этими средствами являются традиционные жанры устного народного творчества — песни, потешки, пословицы, загадки, сказки, намеки, колыбельные.«Одной ногой ребенок в колыбели, другой на пахоте» или «Кто может держать ложку, сможет и лопату» — так говорили в народе. Доброе имя человек получал в труде. В народе поощрялись скромность, застенчивость и деловитость.Высмеивались безделие, пустословие: «Не хвастай тем, что мало спал, а гордись тем, что много сделал». «Поработаешь до пота, поешь досыта», — говорила мать уставшему ребенку.Очень распространен у чуваш жанр народной трудовой песни. Дети с самого раннего возраста слышали народные песни. Пела мать, укачивая ребенка, тихо напевал отец за домашней работой, пели гости во время праздников. Парни и девушки пели на посиделках, вечеринках и в хороводе. Трудовые песни известны уже маленьким детям. В одной из них высмеиваются подружки, которые посадили лук, но забыли прополоть, посадили капусту, но не полили, мало того лук не охраняли от кур, а капусту от коз. Тема труда является ведущей и в колыбельных.Так, в колыбельной поется о том, что рано утром нужно отправиться на зайца, если поймать зайца, то можно испечь пирог с заячьим мясом. В этой же песне утешают плачущего ребенка, качал колыбель и приговаривая, что мать ушла по ягоды — принесет ягоды, отец ушел на базар — принесет калач. В простенькой колыбельной песне рассказывала мать о труде, об окружающем ребенка мире: Сынуле, тихо спящему, Кора вяза — колыбель, Можжевельник — ее дужка, Рябина — шест, на котором висит она, Яблоневая ветка — крюк, Липовое дерево — веревка.Это первое соприкосновение малыша с природой. Со слов матери он знакомится с разнообразием растительного и животного мира, с повадками животных, узнает об их пользе в домашнем хозяйстве.Природа с детских лет прочно входила в жизнь малыша. В таких детских забавах, как сбор ягод и грибов, разнообразных трав, ребенок открывал для себя величие и красоту природы. Он осознавал себя частицей единого мира, где он живет и радуется окружающему.Обучали труду и потешки. Подбрасывали ребенка к потолку, забавляли его пожеланиями: «Пусть ленивый упадет на пол, а молодец — пусть долетит до потолка!».Однако особое место в чувашкой народной педагогике занимают намеки. Сохранились общепринятые традиционные намеки, связанные с трудом: «Не репей ли пристал?» (так говорят о ребенке, впервые участвующем в коллективном труде), «не заболел ли ты барской болезнью?» (так говорят о ленивых).

Один из исследователей Поволжья Н.М. Охотников писал: «Говорить намеками свойственно чувашам… Еще замечу, что этот мудрый способ указывать детям на ту или другую работу намеками у чувашей очень развит. Намеки сильнее действуют на рассудок и на сердце, нежели приказы или выговор».Ребенок закалялся в труде и чувствовал локоть товарища. Все важные дела (строительство нового дома, ремонт хозяйственных построек, земляные работы и пр.) чуваши делают всем миром, активно привлекая к этому детей. В связи с этим у чуваш сложились свои традиционные формы организации труда. Ими являются, в первую очередь, ларма (форма индивидуальной трудовой деятельности девочек) и ниме — коллективная деятельность младших и старших.Ларма прежде всего связана с рукоделием, причем выполнялась она в гостях. В гости с работой ходили в любое время года. Зимой — пряли, а летом вышивали. По всей вероятности, обычай сохранился с древнебулгарских времен, когда детей отдавали на воспитание в другую семью.Положительное значение обычая «лармы» состояло в том, что девочка или девушка, находясь в гостях в чужой деревне, меньше, чем дома, отвлекалась от рукоделия, и труд ее по прядению, ткачеству, вышиванию был значительно более производителен, чем дома. Кроме того, этот обычай расширял трудовой интерес девочек, знакомил их с традициями окружающих деревень.Была у чуваш и форма коллективного труда — ниме. Она устраивалась в чувашских деревнях очень часто. Ниме — это бесплатная общественная помощь, работа миром для односельчанина. Устраивалась в тех случаях, когда требовалось быстрое и дружное выполнение какой-либо работы, непосильной одной семье. У чуваш была развита не только взаимопомощь между семьями, но и односторонняя помощь тем, кто нуждается в ней: например, вдова со своими маленькими детьми не справляется с уборкой урожая — ей оказывают помощь несколько семей. В этих временных трудовых объединениях принимали посильное участие и дети.Широко было распространено в прошлом участие чувашских детей и подростков в облавах на зверей. В этих облавах участвовали даже дети 7-8 лет. Во время облавы они на каждом шагу убеждались в силе дружного коллектива.Большое значение в трудовом воспитании чуваш имели специальные молодежные праздники. Так, один из молодежных праздников девочек-подростков (12-14 лет) проводился в урожайные годы, когда варили «девичье пиво». Девочки наряжаются в лучшие платья, надевают украшения. И стараются все делать так, как взрослые. На празднике девочки сами почти не угощаются, а главным образом, угощают приходивших подростков, хозяев, родителей и других взрослых. Здесь они своеобразным путем приобщаются к чувашским обычаям гостеприимства. Надо отметить, что с самого начала до конца вечера присутствуют в доме хозяйка и члены ее семьи.С раннего возраста в процессе труда дети знакомились с зерновыми, овощными, садовыми культурами. Чувашские дети знали сроки посева и посадки этих культур.

§2.2 Обряды и традиции воспитания у татар.

Своими особенностями и своей спецификой отличаются традиции воспитания детей в татарских семьях. Татары говорят: «Дом, где есть дети, похож на базар, дом без детей — на кладбище». Вероятно, поэтому татарские семьи в основном многодетны и отношение к своему потомству у них особое.Была распространена примета, по которой еще до рождения ребенка можно было определить его пол. Если лицо у беременной женщины румяное, то считалось, что она родит девочку, если темное — мальчика.Как только ребенок родился, женщина, исполняющая роль акушерки, мазала ему рот смесью меда и масла и спешила надеть на него рубашку отца, что должно было в будущем помочь ему стать счастливым и богатым. Надев на ребенка рубаху, повитуха показывала его в первую очередь отцу и матери. При этом она следила, чтобы посторонние женщины с черными глазами не смотрели на ребенка, так как «дурной глаз» может нанести вред. Осматривая ребенка, старались найти у него черты сходства с родителями и остальными родственниками. Большим достоинством считалось белое тело и черные волосы у ребенка. И если к тому же находили, что новорожденный похож на отца, то не было предела счастью родителей, ибо в представлении татар такого ребенка ожидало счастливое будущее.Рождение сына воспринималось как радостное событие, а рождение дочери считалось нежелательным: в отличие от сына, который являлся продолжателем рода, надеждой родителей в старости, дочь не получала земельный надел, она была в семье временным членом.После осмотра младенца снимали рубаху и завертывали в чистый холст. В трехдневном возрасте новорожденному туго стягивали ножки узкой длинной полоской полотна, произнося при этом молитву. Полагали, что это предохранит их от искривления.С первого дня рождения ребенка и до окончания всех процедур, связанных с вводом его в крестьянскую общину, в семье царила праздничная атмосфера. После родов к роженице приходили родственницы и соседки с поздравлениями, приносили с собой пищу для ребенка. Примерно через неделю, когда роженица, окрепнув, начинала ходить по дому, всех посетивших ее женщин приглашали на обряд «угощения маслом». Женщины приносили подарки для новорожденного. Их угощали чаем, разными печеными изделиями и непременно маслом или медом. В этот же вечер приглашали и девушек. После угощения девушки в доме роженицы устраивали игры и веселились. Цель этого обряда заключалась в охране ребенка от воздействия злых духов. Особенно опасным периодом для жизни ребенка считались первые 40 дней. В это время его старались не оставлять одного без присмотра.Следующим обрядом, связанным с рождением ребенка, является наречение его именем. Этот день у татар считался большим семейным праздником. На этот обряд приглашали только мужчин и, в обязательном порядке, муллу. Порой приезжали гости из соседних деревень. Отец ребенка выносил на подушке новорожденного. Мулла читал специальную молитву, шептал трижды на ухо ребенку: «Пусть твое имя будет такое-то». Затем мулла записывал ребенка в специальную книгу. После начиналось угощение.Все приглашенные приносили для новорожденного что-либо из съестного и одежды.Одаривание начиналось с момента подачи на стол меда с маслом. Подарков набиралось большое количество, особенно у богатых татар, которые отмечали день наречения ребенка именем торжественно и пышно.Несколько позже проводили праздник колыбели. В этот день перед тем, как положить ребенка в люльку, приглашали женщин. Каждая из них по возможности что-либо дарила.Радостным событием являлось прорезание зуба у ребенка. Кто первым замечал появление у ребенка первого зуба, того родители награждали небольшим подарком.На третьем году жизни мальчикам производили обрезание, в честь которого иногда устраивали угощение. Гости поздравляли мальчика и вручали ему подарки. Если мальчик был первым внуком, то дедушка дарил ему по этому случаю барана или жеребенка.В крестьянской семье, где все взрослые члены ее целиком заняты работой по хозяйству, не было времени для особого ухода за детьми. В кормлении ребенка режима не соблюдалось, кормили его, когда он начинал плакать. Грудью кормили до 3-х лет и даже дольше.В трех-четырехмесячном возрасте ребенка уже приучали к пище взрослых. Широкое распространение имели тряпичные соски с разжеванным хлебом.В возрасте 5-6 лет дети уже были предоставлены самим себе. С этого возраста они уже начинали выполнять доступные работы.В татарской семье отец был ответственен за воспитание сына, а мать — дочерей. У татар в отношениях между родителями и детьми до сих пор прослеживаются традиции сдержанности своих чувств. Считалось, что детей нельзя слишком баловать своим вниманием, особенно со стороны отца. Авторитет отца всячески поддерживался членами всей семьи. Часто со стороны отца прослеживался абсолютный диктат, безоговорочное послушание, подчинение детей.В основе воспитания крестьянской татарской семьи прежде всего лежал труд. В процессе труда дети не только воспринимают трудовые навыки, в них воспитывают такие качества, как чувство коллективизма, ответственности, заботы и внимания по отношению к окружающим, уважение к старшим. Порыв народов к национальному возрождению — потребность, вполне объяснимая с исторической точки зрения потому, что огромные массы людей были сорваны с якорей национальных традиций и обычаев насильственно – в ходе катаклизмов советского периода истории.

Чтобы узнать любую культуру, мало изучать её внешние последствия, нужно взглянуть в саму сущность человеческого духа, рассмотреть её глубинные потребности и предельные закономерности. Всякая культура является плодом действия этих закономерностей и выражением этих потребностей. В то же время, любая культура влияет на жизнь человека, определяя в конечном итоге стратегию его поведения, преобразуя природу внутри и вне человека, формируя лицо цивилизаций.

Исследование культурных ценностей чувашского народа

Многообразие культурных ценностей постигает всю сложность возможных значений человеческой жизни. Сегодня не все культурные ценности остаются живыми — многие из них не имеют последователей в наши дни. Тем не менее, все смыслы продолжают быть живыми и в любой момент могут привлекать к себе значительное число людей. В связи с этим, внимание общества должно быть сосредоточено не только на незначительных деталях функционирования современных ценностей, но и на условиях приобретения и утраты всех значений, когда-либо открытых человечеством.

Исследователи и литература

  • Ашмарин Н.И.
  • Димитриев В.Д.
  • Иванов В.П.
  • Иванов-Ехвет А.И.
  • Карпухин И.Е.
  • Каховский В.Ф.
  • Киреев А.Н.
  • Комиссаров Г.И.
  • Кондратьев М.Г.

Ашмарин Н.И. исследовал чувашскую культуру в своих работах «Болгары и чуваши» [1] и «Словарь чувашского языка» [2]. В своих книгах Димитриев В.Д. рассматривает историю развития Чувашской республики с эпохи феодализма в «Чувашия в эпоху феодализма» [3], а также даёт описание чувашских исторических преданий в «Чувашские исторические предания» [4]. Иванов В.П. раскрывает этническую историю и культуру чувашей Поволжья и Приуралья в своей книге «Этническая история и культура чувашей Поволжья и Приуралья» [5], а также описывает чувашскую диаспору и этническую карту Чувашии в своих книгах «Чувашская диаспора» [6] и «Этническая карта Чувашии» [7]. Кроме того, Иванов В.П. изучает проблемы истории и этногеографии в книге «Чувашский этнос» [8]. Кириллов-Ехвет А.И. описывает дореволюционные русско-чувашские культурные связи в своей книге «К истории дореволюционных русско-чувашских культурных взаимосвязей» [10], а Комиссаров Г.И. дает советы о сборе информации о чувашах и других инородцах и описывает свое исследование культурных свадебных традиций в статье «Собирайте сведения о чувашах и других инородцах» [14]. Каховский В.Ф. описывает происхождение чувашского народа и его этническую историю в своей книге «Происхождение чувашского народа. (Основные этапы этнической истории)» [12]. Кириллов Н.И. и Сидорова Е.С. пишут про Н.И. Ашмарина, который собирал и исследовал чувашский фольклор в своей жизни [9]. Карпухин И.Е. изучает взаимодействие русской и чувашской свадебных традиций в Башкирии в своей работе «Взаимодействие русской и чувашской свадеб в Башкирии (по записям 1967-1975гг.)» [11]. Кондратьев М.Г. анализирует культурные процессы и традиции Чуваши Приуралья в своей работе «Музыкальная культура: традиции и новации» [15].

Заключение

Изучение национальной культуры и ценностей народа — это важный аспект исследований в области социологии и истории. Чувашская культура — это многообразие традиций, этнических особенностей и культурных процессов, которые не только увеличивают множественность культурных ценностей, но и помогают человечеству сохранить богатство своего культурного наследия. Исследования ученых как Ашмарина Н.И., Иванова В.П., Димитриева В.Д., Каховского В.Ф и других ученых помогают сохранить память об этническом наследии и проливают свет на культуру и ценности чувашского народа.

[2] Соловьев С.М. История России с древнейших времен/С.М.Соловьев.-М.:Мысль,1988г.-С.797

[3] Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка/С.И.Ожегов.-М.:Оникс,2008г.

[4] Калугин А. Повесть временных лет/А.Калугин.-М.:Наука,2007г.