Танцевальная культура народов Кавказа

Курсовая работа

этнокультурная коммуникация традиция танец Кавказ

Регион Северного Кавказа считается одним из самых многонациональных регионов нашей страны. Именно здесь сосредоточена основная масса коренных народов Кавказа, но по своему количеству они все довольно немногочисленны. Кавказ по своим географическим признакам — наиболее неповторимый край, а социальные особенности этнической культуры — уникальны.

В понятие Кавказ входит все Предкавказье, Большой Кавказ. И по многим признакам этот регион относят к уникальнейшему региону мира.В особенности это относится к его этнолингвистическому плану, так как едва ли найдется в мире столь высокая плотность разнообразных этносов на сравнительно небольшой территорииДуманов, Х.М. Традиционная культура народов Северного Кавказа: традиции и современность. — Нальчик: Эра, 2008. — с.5.

Тема данной курсовой работы — «Сущность и особенности танцевальной культуры народов Кавказа». Эта достаточно актуальная тема, как в настоящее время на Кавказе происходят процессы, негативно сказывающиеся на сохранение традиций и культуры данного региона. Танцевальная культура — одно из ключевых у народов Кавказа, к ней проявляется большой интерес. Кавказские танцы — это целое представление, которое с помощью музыки и жестов рассказывает историю — любви, жизни.

Цель курсовой работы — изучить танцевальную культуру народов Кавказа, выявить ее особенности и специфику.

Объектом исследования становится танцевальная культура народов Кавказа, а предмет — ее специфические свойства, особенности и уникальные черты.

Методы исследования, которые применяются в курсовой работе, это анализ, дедукция, обобщение.

Практическая значимость работа заключается в том, что с помощью изучения танцевальной культуры народов Кавказа, можно привлечь к этому виду искусства большую аудиторию, что будет способствовать сохранению традиционной культуры данного региона и его народностей.

Структура курсовой работы: соответствует поставленной цели и задачам исследования, состоит из введения, трех глав (шести параграфов), заключения и списка используемой литературы.

Северный Кавказ — самый многонациональный регион Российской Федерации. Здесь проживает более 100 национальностейЛуценко В. В. — Обычаи и традиции народов Северного Кавказа. Часть 2, Краснодар: — 2007 — с. 12. Изучить все народности и национальности — задача для исследователей в области этнографии. Но именно население влияет во многом на особенности развития территории проживания.

15 стр., 7272 слов

Особенности культуры народов Поволжья

... темы курсовой работы позволяет извлечь уроки на будущее, способствует формированию гражданских позиций, воспитывает интерес к культурным наследиям, Цель работы: изучить и выявить особенности культуры народов Поволжья. Задачей является прослеживание особенностей культуры народов Поволжья ...

Если говорить о численности населения, то на Северном Кавказе ситуация складывается следующая. Здесь находится около сотни городов, из которых наиболее крупными являются Ростов-на-Дону, Краснодар, Сочи, Ставрополь, Владикавказ и Махачкала. Но наиболее крупные коренные национальности имеют свои республики — это Адыгея, Дагестан, Ингушская и Чеченская республика, а также Карачаево-Черкессия.

И все же Кавказ считается довольно особую историко-этнографическую область, и многочисленный этнический состав скорее вызывает больше проблем, чем дает положительные моменты. В свое время арабские географы называли Кавказ «Джабельаль-Суни», что дословно означает «Гора языков»Историко-культурные традиции народов Северного Кавказа. Научно-справочное пособие. / Под редакцией академика В.А. Тишкова. — М.:: ИЭА РАН, 2013. — с. 28. И это справедливое название, так как даже самый немногочисленный народ говорит на своем языке. И стоит сразу в начале работы сделать различие между Северным Кавказом и Закавказьем. Северный Кавказ входит в состав Российской Федерации, а в Закавказье представляет собой суверенные государства, некогда входившие в состав СССР. Но если говорить о культуре и Северного Кавказа, и Закавказья, то различия, безусловно, есть, но в большинстве своем культуры и традиции достаточно схожи. И несмотря на то, что Кавказ — наиболее сложный в этническом, религиозном и языковом, все же прослеживается большое культурное единство между народностями. Например, между адыгами (адыгейцами, кабардинцами и черкесами), с одной стороны, и между ними и осетинами, балкарцами, карачаевцами, с другой стороны.

Исследователи в области этнографии, изучив общие и различные черты народностей Кавказа, вывели некие общие черты, такие как:

  • высокоразвитое, обостренное чувство национальной гордости, самолюбия и самоуважения. Кавказские народы очень привержены к своим национальным традициям и обычаям, которые способствуют поддержанию родовой сплоченности и ответственности;
  • по темпераменту народы Кавказа скорее холерики и сангвиники, отличаются взрывной эмоциональностью, чужие поступки и суждения воспринимаются достаточно чувствительно, а также кавказским народам присуще стремление к самовыражению;
  • кавказские мужчины отличаются высокой самостоятельность, активностью и инициативностью.

Многие достигают поставленных целей во многих сферах жизни и деятельность, особенно в тех, где видят выгоду;

  • еще одной особенностью является уважение и почитание старшего поколения, людей, которые выше по социальному положению или выше по должности;
  • кавказские народы отличаются, вопреки расхожему мнению, и высоким образовательным уровнем, хорошей физической подготовкой, но при этом знание русского языка достаточно слабое, хотя и Северный Кавказ входит в состав РФ;
  • кроме того, кавказские мужчины склонны к лидерству, стремятся к образованию многочисленных микрогрупп по земляческому признаку.

В данном случае проявляются особенности воспитания мальчиков в семьях на Кавказе. С детства они сориентированы на значимость социальной роли мужчины, отца, брата, их с малых лет приучают заботиться о сестрах, даже старших, о младших братьях. В семьях культивируется любовь к младшим, помощь им во всем, что превратилось в национальную особенность и постоянную потребность. Дети на Кавказе (мальчики в особенности) почти не подвергаются наказаниям, растут самостоятельными в условиях минимума запретов. У всех народов Кавказа популярны национальные виды борьбы, бокс. Занятия этими видами спорта, а также своеобразная народная педагогика с ранних лет формируют сильную волю, постоянную готовность к отпору, активность. Такие качества представителей разных народов Северного Кавказа позволяют им довольно быстро адаптироваться к разнообразным условиям жизни и деятельностиДуманов, Х.М. Традиционная культура народов Северного Кавказа: традиции и современность. — Нальчик: Эра, 2008. — с. 118.

5 стр., 2124 слов

Эскимосы — самый северный народ мира

... морского зверя и оленьего меха. Только некоторые, наиболее богатые эскимосы пользовались бельем и имели верхнюю хлопчатобумажную или ... достигнув ее задолго до нашей эры. Эскимомсы -- народ в северных полярных регионах Западного полушария (от восточной оконечности ... счастливого продления человеческого рода. У всех без исключения народов мира всегда был торжественный свадебный обряд. Навынрагтатгыргын - ...

Весьма своеобразно и понимание старшинства на Кавказе. Безоговорочное уважение и подчинение старшим проявляется дифференцированно. Если жители считают, что те или иные распоряжения руководителей других национальностей в многонациональном коллективе задевают их достоинство и самолюбие, не учитывают их национальных традиций, то они способны воспротивиться выполнению их указаний. Встречая в подобных случаях жесткую требовательность, решительность и уверенность в действиях своего непосредственного начальства, представители народов Кавказа осознают бесперспективность такого поведения, однако перестраиваются с трудом. Здесь большую роль играют терпение и последовательность в действиях руководителя, его способность найти пути продуктивного взаимодействия со своими подчиненными и сослуживцамиВог, Г.Б. Основные теоретические модели современной западной геополитики и российский ответ: Г.Б. Вог // Научная мысль Кавказа. — Ростов н/Д. — 2006. — №14. — с. 23.

Некоторые политические силы в стране продолжают создавать негативный образ Кавказа — для отделения Северного Кавказа от России. Мол, народы Северного Кавказа разрушают страну, активно осваивая ее просторы и навязывая свою культуру.

Насколько это вернои по какому пути лучше развиваться региону, это наиболее актуальные вопросы, которые стоят перед исследователями в нынешнее время.

Согласно данным последней переписи 2010 года, в стране насчитывается 6,5 млн. представителей нахско-дагестанских и абхазо-адыгских народов, тюркоязычных кумыков, карачаевцев, балкарцев и ногайцев, а также осетин — всего 4,6% от ее населенияВог, Г.Б. Основные теоретические модели современной западной геополитики и российский ответ: Г.Б. Вог // Научная мысль Кавказа. — Ростов н/Д. — 2006. — №14. — с. 25. Все эксперты единодушны в том, что двойной учет и приписки во время переписей населения в республиках Северного Кавказа были наиболее масштабными. По подсчетам демографа Дмитрия Богоявленского, численность северокавказских народов была завышена на 820 тысяч в 2002 году. Примерно на том же уровне приписки остались в 2010 году. С учетом этих поправок реальный удельный вес народов Северного Кавказа в населении нашей страны не превышает 4%Там же.

Однако большая часть представителей данных народов проживает на Северном Кавказе, в который входят семь республик, Краснодарский и Ставропольский края. Здесь их сосредоточено почти 93%. А за пределами региона живет всего лишь 7%, или менее полумиллиона человек. Таким образом, на территории остальной России их удельный вес составляет всего 0,36%. Остается вообразить фантазию людей, которые продвигают в массы идеи о том, что выходцы с Северного Кавказа будут представлять 99,6% населения нашей страны. Ничего, кроме унижения этнических русских и создания в их среде многочисленных комплексов и, соответственно, благоприятной среды для роста ксенофобии, это не может принести.

3 стр., 1425 слов

Разработка внеклассного чтения в 9 классе «Литература народов России»

... культуры каждого из народов России. Многонациональная поэзия России вслед за поэзией русской стремилась глубже постигать жизнь и была в лучших своих образцах реалистической. Среднеазиатские литературы и литературы народов Кавказа, как мы ...

Существует и миф о том, что кавказцы навязывают свою культуру остальным народам. Что подразумевают люди, когда делают такие заявления? Кавказские народности не заставляют всех танцевать лезгинку или ввести во все рестораны обязательным хинкал. И уж тем более никто не лезет на федеральные каналы с требованием вести трансляции на лезгинском, адыгейском или других языках. Но миф существует, хотя его появление и развитие ничем не обосновано. И истерия по поводу того, что русский народ из-за нехороших кавказцев теряет свою идентичность, слышна постоянно.

С другой стороны, почему-то почти не слышно об угрозах со стороны русских на Северном Кавказе, которых там вообще-то большинство, а совокупная численность превышает семь миллионов человек. Русский язык давным-давно имеет прочные позиции здесь, а прочие языки, как это показывают материалы переписей, постепенно утрачиваютсяВог, Г.Б. Основные теоретические модели современной западной геополитики и российский ответ: Г.Б. Вог // Научная мысль Кавказа. — Ростов н/Д. — 2006. — №14. — с. 26.

Если абстрагироваться от того, что данная проблема является искусственной с самого начала и любой здравомыслящий человек прекрасно это понимает. Рассмотрим ее так, будто она имеет под собой серьезные основания. Как же в таком случае можно свести к минимуму якобы негативное влияние кавказских народов на остальную Россию?

В принципе, среди множеств сценариев можно выделить два противоположных по подходам способа решения «кавказской» проблемы, не рассматривая остальные, находящиеся между ними.

Первый способ — это выход Северного Кавказа из состава России. Почему-то сторонники такого решения думают, что, «отделавшись» от Кавказа, в России решатся все проблемы. Но дело в том, что они хотят отделить не весь Северный Кавказ, а только семь республик. Причем русское и казачье население Краснодарского и Ставропольского краев ими называется коренным, а не старожильческим, то есть данные территории приобретают исконно русских, как, впрочем и некоторые районы внутри самих республик, в которых русские преобладают или когда-то в последние два столетия преобладали.

Если даже рассмотреть гипотетический «развод» с Северным Кавказом по такому сценарию, то в таком случае неизбежны конфликты за территорию. Изменением геополитического ландшафта воспользуются третьи силы, которые настроят новые образования друг против друга и, что вероятнее, против России, оставшейся без оснащенной границы по удобному для охраны госграницы Кавказскому хребту.

Скорее всего, произойдет «афганизация» Северного Кавказа, который сделает невыносимой жизнь самих жителей этого региона, а также их соседей. И те негативные процессы, охватившие Северный Кавказ, являющиеся, кстати, отражением общей ситуации в нашей стране, будут доведены до логического концаВог, Г.Б. Основные теоретические модели современной западной геополитики и российский ответ: Г.Б. Вог // Научная мысль Кавказа. — Ростов н/Д. — 2006. — №14. — с. 26. Рост религиозности населения не оставит шансов существованию светских законов. Терроризм протянет кровавые щупальца во всю длину, и никто не сможет себя чувствовать в безопасности на всем российском пространстве. В дальнейшем аналогичные процессы затронут и Поволжье, которое уже постепенно теряет стабильность.

18 стр., 8736 слов

Росписи Северной Двины. Традиции и современность

... росписи по дереву. Объект исследования: росписи Северной Двины. Предмет исследования: орнаментальные и технологические особенности северодвинских росписей по дереву. Методы исследования: общенаучный историко-теоретический терминологический Курсовая работа ... росписи сохранили традиции искусства предыдущих веков. Крестьянские росписи Северной ... крестьянской жизни. В цветовой гамме пермогорской росписи ...

О таком развитии событий говорят многие эксперты. Но помимо огромных жертв и чудовищного регресса в социально-экономическом развитии, произойдет возвращение к расширенному способу воспроизводства населения, точнее, к росту рождаемости. Отгородиться колючей проволокой от Северного Кавказа все равно не удастся, и поток беженцев и переселенцев отсюда неизбежен.

Высокая религиозность большинства из них будет способствовать быстрому росту численности новых кавказских переселенцев, особенно в пограничных районах. Это приведет к постепенной экспансии кавказских народов на север. По сути, «благодетели» России и русского народа, ратующие за отделение Северного Кавказа, получат худший сценарий того, с чем якобы они борютсяТам же.

Существует и иной путь решения. Во-первых, государство должно преодолеть межнациональный и межрелигиозный раскол в нашей стране. США во многом удалось искоренить расовую сегрегацию своего общества, и потомки вчерашних рабов ныне занимают важнейшие политические посты в государстве и даже становятся президентами. России легче решить свои проблемы в этой сфере, чем США. Борьба с коррупцией, местничеством и беззаконием, которые сковали всю социально-экономическую жизнь в северокавказских республиках, должна стать приоритетной. Она позволит решить все основные проблемы в регионе.

Сократится дистанция (социально-бытовая, экономическая, культурная и т. д.) между выходцами с Северного Кавказа и населением остальной России. В том числе уменьшится доля кавказской молодежи, не совсем приспособленной к нормам жизни, в том числе правовым, в нашей стране. Улучшение благосостояния и ситуации на рынке труда уменьшит отток трудоизбыточного населения республик. Уменьшится религиозность, которая нередко носит «протестный» характер и является единственным способом противостояния чиновничьему беспределу и произволу в республикахВог, Г.Б. Основные теоретические модели современной западной геополитики и российский ответ: Г.Б. Вог // Научная мысль Кавказа. — Ростов н/Д. — 2006. — №14. — с. 27.

Резко сократится социальная база для роста экстремизма и терроризма, что приведет к их исчезновению. Но для этого необходимо заняться также реабилитацией ушедших в «лес» и прекратить вмешиваться в религиозную жизнь населения, деля верующих на «правильных» и «неправильных». Совокупность этих процессов сделает неотвратимым завершение демографического перехода в обозримом будущем, главным тормозом которого стало усиление роли ислама в жизни северокавказских народов. При позитивных изменениях в социально-экономической сфере даже дальнейшая исламизация не сильно задержит изменения в демографическом поведении жителей Северного Кавказа, так как не будет носить болезненный характер и противостоять процессам модернизации общества.

14 стр., 6889 слов

Хореографическое искусство народов Северного Кавказа

... традиции, народный танец переходит из поколения в поколение в среде, в которой его танцуют. В танце, как в зеркале отражается характер человека. «Народы Северного Кавказа, ... специфики, с особенностями менталитета народов, населяющих Северный Кавказ. Особенно проблема истории развития ... написании рефератов, сообщений, докладов по истории хореографического искусства народов Северного Кавказа, истории ...

Безусловно, данные процессы будут способствовать сближению моделей поведения и образа жизни народов Северного Кавказа и остальной России, в том числе и русского народа. При таком сценарии масштабная «экспансия» северокавказских народов будет невозможна, она затронет в какой-то степени только сам регион Северного Кавказа, в том числе немного может измениться этническая картина Краснодарского и Ставропольского краев. В дальнейшем же возможен и приток представителей других народов в республики Северного Кавказа, после того как они станут привлекательными для них.

При изучении этнических процессов, протекавших на Кавказе с древнейших времен и, особенно, в эпоху Средневековья, следует отдельно рассматривать Северный Кавказ, народы которого находились в длительном взаимодействии с различными кочевниками и полукочевниками, в разное время появлявшимися в предкавказских степях, и Закавказье, население которого входило в сферу влияния древних цивилизаций Передней Азии, а в период Средневековья и в новое время испытало всю тяжесть завоевательных походов Ирана и Турции.

По вероисповеданию все население Кавказа делится главным образом на христиан и мусульман. Появление ислама на Кавказе связано с завоевательными походами арабов (VII-VIII вв.), монголо-татарским нашествием, влиянием Турции и крымских ханов в XV-XVIII вв. Особенно укрепилось влияние ислама в Дагестане, Чечне и Ингушетии в период освободительного движения горцев под руководством Шамиля в XIX веке. Большинство мусульман Кавказа принадлежит к суннитам; шииты представлены в Азербайджане.

Однако ни христианство, ни ислам не вытеснили древних местных верований (культы деревьев, явлений природы, огня и др.), многие из которых вошли составной частью в христианскую и мусульманскую обрядность народов Кавказа.

История народов Закавказья сложилась так, что им довелось воевать с легионерами Древнего Рима, византийцами, персами, турками и другими завоевателями за свою независимость. В 1801 году Грузия добровольно вступила в состав России.

В этой длительной и жестокой борьбе формировалась любовь и преданность грузин, армян и азербайджанцев к своей Родине, мужество и воинская доблесть ее защитников. Мужество, в соответствии с кавказской этикой, должно сочетаться с гуманизмом, добром и красотой. Жизнь воинов-защитников приучила кавказцев высоко ценить дружбу, честность и верность долгу и словуЛуценко В. В. — Обычаи и традиции народов Северного Кавказа. Часть 2, Краснодар: -2007 — с. 72.

Письменность здесь появилась более полутора тысячелетия назад, а театр — в I веке до нашей эры на территории Армении, которая вошла в состав России в начале XIX века.

С древних времен население проживало небольшими группами, а основной формой организации была сельская и территориальная община. К началу XX века у закавказских народов прочно сложились кровнородственные группы, сплоченность в которых очень высокаТам же, с. 77.

До сих пор на территории Азербайджана, Армении и Грузии существует много мелких селений, где проживают по 150-200 человек. В сельской местности соседствуют как старые, так и новые традиции. И вместе с тем, уровень религиозности в сельской местности гораздо выше чем в городах, а различные, религиозные верования мешают установлению тесных контактов между различными группами населения и, соответственно, взаимопониманию.

7 стр., 3256 слов

Истоки традиций народов Дагестана

... и свободу У народов Дагестана, как и других народов Кавказа, России, Средней Азии есть свои исторические традиции, связанные с героизмом и воинской славой. Эти качества выковывались на протяжении 1многих ... в конечном счете к образованию современных народностей Дагестана. Тем не менее, общность их происхождения, сходство условий их жизни, постоянные хозяйственные, культурные, а затем и политические ...

В Закавказье сохраняются лучшие национальные традиции: уважительное отношение к старшим, гостеприимство, взаимовыручка. Все это -замечательные традиции, но в определенных условиях зачастую взаимовыручка превращается в круговую поруку земляков, с которой очень трудно боротьсяДуманов, Х.М. Традиционная культура народов Северного Кавказа: традиции и современность. — Нальчик: Эра, 2008. — с. 137.

С давних пор народы Северного Кавказа жили обособленно, а их поведение формировалось под влиянием общинного строя, поддерживающего патриархальное равенство, что способствовало укреплению свободолюбия. Именно любовь к свободе является наиболее сильно развитым чувством у народов Северного Кавказа. Горцы — люди приветливые, доброжелательные и дорожат дружбой с теми, кто отвечает им взаимностью. Существует такой обычай, как куначество (особенно с казаками, живущими рядом с ними), когда двое людей из разных общин оказывают друг другу помощь и защиту. Даже новорожденным мальчикам даются имена кунаков.

Исстари при выполнении наиболее трудных работ люди объединялись, так как в горах построить дом или какое-то сооружение иначе невозможно.

До сих пор у горцев существует обычай не заключать браки вне своего рода (тухума, тейпа)Думанов, Х.М. Традиционная культура народов Северного Кавказа: традиции и современность. — Нальчик: Эра, 2008. — с. 139.

Коран предписывает женщинам быть покорными мужчинам. Ислам разрешает браки несовершеннолетним, двоеженство и многоженство. По религиозным соображениям женщин даже хоронят ниже мужчин, дабы они не находились на одном уровне с ними. Вся тяжелая работа в доме лежит на плечах женщины, и соответственно, мужчина не должен делать эту работу. Жилой дом разделен на «женскую» и «мужскую» половину и вход на «женскую» половину постороннему мужчине категорически запрещен.

Нельзя не отметить и то, что на Кавказе существует хорошая историческая память, которая предполагает четкую преемственность поколений, обязательное знание предков до 7 колена и уважительное отношение к ним. Такое отношение к старшим и своим предкам формирует у кавказцев необходимость глубокого знания своей истории, героического прошлого и национальных героев.

Очевидно, что глубокие знания истории, религии, культуры, а также основных обычаев и традиций и особенностей их проявления в различных регионах Закавказья и Северного Кавказа крайне необходимо студентам факультета социально-культурного сервиса и туризма для эффективной организации своего профессионального взаимодействия с представителями различных народов и народностей Кавказа.

Хотя традиции воплощают в себе сложившиеся и передающихся из поколения в поколение социальные нормы и установления, они сами по себе не являются вечными. Сегодняшние традиции когда-то были инновациями, а сегодняшние инновации (или некоторые из них) со временем могут стать традициями. Поэтому в условиях глубоких трансформаций общественной жизни, которые пережил Северный Кавказ вместе со всей страной за последние двадцать лет, многие из традиций стали уходить из жизни или проявляются в измененной форме, приспособленной к условиям меняющегося мираИсторико-культурные традиции народов Северного Кавказа. Научно-справочное пособие. / Под редакцией академика В.А. Тишкова. — М.:: ИЭА РАН, 2013. — с. 41.

12 стр., 5854 слов

«Традиции народов Тропической Африки» материал по географии (7 класс)

... самое заметное место в культовой практике многих африканских народов. Можно сказать, что ни одно сколько-нибудь значительное событие в жизни коллектива не обходится без принесения «жертв» ... полотна широчайшего жизненного опыта. Танцы сопровождают любой африканский праздник. Следующая особенность африканского искусства состоит в том, что оно коренится в повседневной жизни. Это проявляется в том ...

В прошлом осталась баранта как форма коллективной ответственности общины за преступление, совершенное его членом. Исчезли почти окончательно, — особенно после упразднения колхозов, общесельские праздники пахоты и урожая. Большой редкостью стало соблюдение обычая да-рить ягненка путнику, остановившемуся на чьей-либо отаре. Заметно сузилась сфера применения обычая взаимопомощи, согласно которой все наиболее трудоемкие виды работы (строительство дома, уборка урожая, заготовка дров, стрижка овец и др.) совершались сообща. В современных условиях преобладают повсеместно приватные формы ре-шения хозяйственных и многих других задач.

Тренд в сторону персональной ответственности и индивидуалистического способа реагирования на возникающие проблемы, подрывая устои традиционного, коллективистского образа жизни, привел к заметным сдвигам во всех сферах жизниДуманов, Х.М. Традиционная культура народов Северного Кавказа: традиции и современность. — Нальчик: Эра, 2008. — с. 155. Колоссальные изменения произошли в культуре питания, манере одеваться, в строительстве и обустройстве жилищ. Сейчас во всем этом ощущается близость к европейским стандартам. В то же время сохраняются этнокультурная специфика и преемственность кавказского образа жизни и кавказского способа исполнения обычаев. К примеру, знаменитое кавказское гостеприимство сохраняется, но в иной форме. Уже не строятся специальные гостевые дома — кунацкие, но в каждом сельском доме, а часто и в городских квартирах есть комнаты, отведенные для гостей. Условия современной жизни позволяют разместить гостей в гостиницах, угощать в кафе и ресторанах, возить на автомобилях. Главное, чтобы сохранялась общая заданность обычая — чтобы гость был хорошо устроен, накормлен, чтобы ему было оказано содействие в его делах, чтобы на прощание ему пре-поднесли какой-нибудь подарок, проводили с почестями.

О том, что традиции носят гибкий, приспособительный характер, свидетельствуют изменения, которые претерпела кровная месть. В своей наиболее жесткой, классической форме — она приводила к состоянию вражды и войны всех представителей рода убийцы и убитого. В настоящее время круг враждующих сторон сузился, а желание отомстить за убитого испытывают обычно только его ближайшие родственники или только один из этих родственников. Изменились формы кровомщения. Уже в XVIII-XIX вв. принцип «кровь за кровь» был заменен в значительной мере (особенно у народов Западного Кавказа) системой материальных и денежных выплат и компенсацийЛуценко В. В. — Обычаи и традиции народов Северного Кавказа. Часть 2, Краснодар: — 2007 — с. 80.

Хотя традиции воплощают в себе сложившиеся и передающихся из поколения в поколение социальные нормы и установления, они сами по себе не являются вечными. Сегодняшние традиции когда-то были инновациями, а сегодняшние инновации (или некоторые из них) со временем могут стать традициями. Поэтому в условиях глубоких трансформаций общественной жизни, которые пережил Северный Кавказ вместе со всей страной за последние двадцать лет, многие из традиций стали уходить из жизни или проявляются в измененной форме, приспособленной к условиям меняющегося мира.

В прошлом осталась баранта как форма коллективной ответственности общины за преступление, совершенное его членом. Исчезли почти окончательно, — особенно после упразднения колхозов, общесельские праздники пахоты и урожая. Большой редкостью стало соблюдение обычая дарить ягненка путнику, остановившемуся на чьей-либо отаре. Заметно сузилась сфера применения обычая взаимопомощи, согласно которой все наиболее трудоемкие виды работы (строительство дома, уборка урожая, заготовка дров, стрижка овец и др.) совершались сообща. В современных условиях преобладают повсеместно приватные формы ре-шения хозяйственных и многих других задач.

4 стр., 1977 слов

Армянские народные танцы

... армянский народный танец, как и все народные танцы, является частью существующей традиции, которая менялась и будет меняться, впитывая новые влияния и сама влияя на танцы других народов. Танцы ... хороводов. Автор этой статьи разделила армянские танцы на четыре категории: танцы Армении Восточного Кавказа, танцы Армении Западной Анатолии, танцы Великой Армении и танцы диаспоры. Возможно, эти категории ...

Тренд в сторону персональной ответственности и индивидуалистического способа реагирования на возникающие проблемы, подрывая устои традиционного, коллективистского образа жизни, привел к заметным сдвигам во всех сферах жизниДуманов, Х.М. Традиционная культура народов Северного Кавказа: традиции и современность. — Нальчик: Эра, 2008. — с. 114. Колоссальные изменения произошли в культуре питания, манере одеваться, в строительстве и обустройстве жилищ. Сейчас во всем этом ощущается близость к европейским стандартам. В то же время сохраняются этнокультурная специфика и преемственность кавказского образа жизни и кавказского способа исполнения обычаев. К примеру, знаменитое кавказское гостеприимство сохраняется, но в иной форме. Уже не строятся специальные гостевые дома — кунацкие, но в каждом сельском доме, а часто и в городских квартирах есть комнаты, отведенные для гостей. Условия современной жизни позволяют разместить гостей в гостиницах, угощать в кафе и ресторанах, возить на автомобилях. Главное, чтобы сохранялась общая заданность обычая — чтобы гость был хорошо устроен, накормлен, чтобы ему было оказано содействие в его делах, чтобы на прощание ему пре-поднесли какой-нибудь подарок, проводили с почестямиТам же.

О том, что традиции носят гибкий, приспособительный характер, свидетельствуют изменения, которые претерпела кровная месть. В своей наиболее жесткой, классической форме — она приводила к состоянию вражды и войны всех представителей рода убийцы и убитого. В настоящее время круг враждующих сторон сузился, а желание отомстить за убитого испытывают обычно только его ближайшие родственники или только один из этих родственников. Изменились формы кровомщения. Уже в XVIII-XIX вв. принцип «кровь за кровь» был заменен в значительной мере (особенно у народов Западного Кавказа) системой материальных и денежных выплат и компенсаций.

Следует также заметить, что кровная вражда в широком смысле слова является порождением условий жизни в малом, замкнутом обществе, с обостренным чувством собственного достоинства. В современной жизни эти условия проявляются не только в виде открытых форм агрессии и насилия, но тайного вредительства, доносительства, распространения ложных слухов. Разъедая общество изнутри,все это снижает уровень согласия и доверия в нем, привлекательность Северного Кавказа для остального российского общества и для внешнего мираВог, Г.Б. Основные теоретические модели современной западной геополитики и российский ответ: Г.Б. Вог // Научная мысль Кавказа. — Ростов н/Д. — 2006. — №14. — с. 28.

Как видно из приведенных примеров, многие кавказские обычаи остаются, но дают о себе знать и проявляются по-другому. Особо следует сказать в данной связи, что одни и те же обычаи исполнялись и исполняются у разных народов Кавказа по-своему, отражая культурные различия и своеобразие исторического развития каждого из них. К примеру, в настоящее время у осетин, карачаевцев, балкарцев, многоженство практически не наблюдается, а в прошлом имело место лишь в исключительных случаях, как реакция на полное отсутствие потомства или отсутствие сыновей — продолжателей рода. В то же время в Дагестане и особенно в Чечне и Ингушетии это живая традиция, одна из норм ислама. Однако и в этих республиках практика многоженства не носит массовый характер, а является лишь способом самоидентификации и улучшения демографических показателей. При этом нередко подчеркивается, что установленная религией полигамия, также, к примеру, как и запрет на употребление свиного мяса носят сакральный характер и не требуют рациональных объяснений.

Кавказские танцы — вероятно, наиболее выдающийся и заслуживающий особого внимания сегмент традиционных культов кавказцев. Описывая Кавказ, и его традиции, невозможно обойти стороной эту наиболее интересную и важнейшую составляющую, без которой ценности и традиции кавказцев являются неполными. А если удариться в конкретику, то например, лезгинку, на сегодняшний день можно назвать самой популярной и известной визитной карточкой Кавказа. Кавказ долгие века собирал и накапливал традиционное богатство и культурные ценности своих народов и на сегодняшний день может похвастать таким большим наследием, что даст фору древнейшим цивилизациямИсторико-культурные традиции народов Северного Кавказа. Научно-справочное пособие. / Под редакцией академика В.А. Тишкова. — М.:: ИЭА РАН, 2013. — с. 44. Кавказские танцы, как одна из наиболее важных составляющих культуры кавказцев играли, возможно, ведущую роль в повседневной жизни их предков.

Кавказские танцы в итоге стали большой культурной платформой, сформировавшейся на основе работы целых поколений людей, которые занимались исторической «реконструкцией» на основе элементов народных танцев в далеких горных аулах и селах. Этих людей можно легко назвать героями своего времени. Они абсолютно безвозмездно, на голом энтузиазме, занимались исследованием и поиском ради того, чтобы донести результаты своей работы до масс. Практически мизерными кусочками собирались элементы, движения, и ритмы различных народных танцев, чтобы в итоге получилась полная картинка и четкая структура в конечном счете.

Несомненно, Кавказ — место с невероятными ландшафтами, где сосуществуют как гористые местности, так и просторные степи. Здесь живет очень гордый и благородный народ, который, несмотря на свою внешнюю суровость нрава, невероятно гостеприимен. Красив и суров этот прекрасный край. Говорят, что горцы носили плодородную землю буквально на руках в труднодоступные горные точки, чтобы взрастить пшеницу, кукурузу и прочее добро. А пастухам тут и по сей день приходится гонять отары овец из гор к низменности, там, где есть пропитание для животных, и обратно. Порой путь занимал от двух до четырех месяцев. Для того, чтобы прокормить семью тут не было ни одного дома, где не занимались бы хоть каким-то видом ремесленничества. Горцы умеют работать и работают — в этом нет ни капли сомнения. А, как говорится в известной пословице: «тот, кто умеет работать, тот и отдыхать умеет очень хорошо»Историко-культурные традиции народов Северного Кавказа. Научно-справочное пособие. / Под редакцией академика В.А. Тишкова. — М.:: ИЭА РАН, 2013. — с. 49. Благо, поводов для отдыха или даже праздника масса. Как уже говорилось раньше, кавказцы очень гостеприимны, и встреча дорогого гостя может превратиться в настоящий праздник с застольем, песнями и конечно, кавказскими танцами.

Наибольшей популярностью и известностью среди танцев народов Кавказа, пользуется лезгинка. Свое название этот танец получил на основе названия народности, проживающей в Дагестане — лезгины. Первые описания танца были сделаны несколько столетий назад, малоизвестным европейским путешественником. Как он рассказывал о лезгинке позднее, они никогда не видел ничего подобного ранее, и был просто поражен невероятной красотой необычных танцевальных па… дерзкий и ураганный танец горцев и грациозная и величественная манера перемещения девушек оставили неизгладимые впечатления и навсегда врезались в память рассказчикаЛуценко В. В. — Обычаи и традиции народов Северного Кавказа. Часть 2, Краснодар: — 2007 — с. 82.

Кстати, стоит особо заострить внимание на невероятный по своей сложности и зрелищности танец с кинжалами, который является одним из наиболее популярных кавказских танцев в среде профессиональных танцоров ансамблей кавказских танцев. Исполнение танца с кинжалами требует длительной и тщательной подготовки, и, как правило, в ансамблях его доверяют исполнять только самым продвинутым и опытным танцорам, ведь этот номер, как правило, является изюминкой всей концертной программы большинства коллективов и получает наибольшие отзывы и реакцию зрителя.

Народный танец для современного горца не является каким-то отголоском прошлого и забытой традиции. Ни один праздник на Кавказе, будь то свадьба в ауле или банкет в городе, не проходит без зажигательной лезгинки. Ведь это именно то, что роднит разные народы и незнакомых людей, это то, что показывает в полной мере красоту древних традиций горских народов.

Народы Северного Кавказа отличаются следованиям традициям и почитанием своей истории, что отражается в их образе жизни. Достаточно вспомнить великолепные кавказские тосты, которые способны украсить любое застолье, однако больше всего удивить способны танцы народов Северного Кавказа, в которые вкладывается вся душа, вся история народа, а потому эти танцы так захватывают и восхищают, что их признают национальным достоянием и шедевральным творением искусства. Разнообразие танцев народов Северного Кавказа не дает возможности выделить какой-то один вид, а остальные оставить в стороне, а потому попробуем рассмотреть наиболее популярные варианты.

Если говорить о видах танцев северного Кавказа, то начинает этот список, конечно же, известная всем и каждому лезгинка, без которой не обходится ни одна кавказская свадьба.

Лезгинка. Этот танец популярен и распространен среди всех без исключения кавказских народов, правда, свои вариации все же имеются. Лезгинка рассматривается, как выражение гордой души горца в танце, а потому к этому танцу все относятся с большим уважением. История танца известна еще со времен Средневековья, когда в исторических документах Европы появились сведения о неизвестном и странном «танце на носках», который практиковался у кавказских народовЛуценко В. В. — Обычаи и традиции народов Северного Кавказа. Часть 2, Краснодар: -2007 — с. 86.

Лезгинку в традиционном ее понимании танцуют двое — мужчина и женщина. Первый предстает в образе орла, а вторая символизирует лебедя. Чередования грациозных движений руками и танцем на носках создает некий магический завораживающий ореол вокруг этого танца, поскольку он способен просто захватить целиком и полностью. Каждый народ имеет свой национализированный и видоизмененный вариант лезгинки. У грузин он, к примеру, носит название лекуриТам же. Танец этот отличается более ускоренным темпом музыки, а также и той особенностью, что танцевать его не обязательно в паре, можно и одному, причем неважно мужчина это или женщина.

Продолжая тему грузинских танцев, как наиболее яркой категории представителей танцев народов Северного Кавказа, можно отметить, что они характеризуются наличием национальных костюмов и достаточно быстрого ритма музыки, что раскрывает, таким образом, традиции народа, а также быструю и горячую грузинскую душу.

Ачарули. Как видно из названия, появился этот танец в регионе, именуемом Ачара. Этот танец призван вселять счастье и радость в сердца танцующих и также смотрящих. Ачарули танцуют мужчина и женщина, между которыми можно уловить легкий флирт, который передают непринужденные движения и легкость этого танца. Национальные костюмы и игривый напев — обязательные атрибуты этого национального танца.

Картули. Этот танец многие считают прямым антиподом Ачарули, поскольку в нем воспевается прежде всего скромность. Этот танец отображает традиции скромности и нравственности, а в движениях также отличается легкость и грация. Отличие Картули от Ачарули в том, что между танцующими мужчиной и женщиной постоянно есть определенное расстояние. Танцуя Картули, партнеры даже не прикасаются друг ко другу. Это танец романтики и чем-то напоминает свадебную церемонию. Картули признается одним из сложнейших для исполнения танцевИсторико-культурные традиции народов Северного Кавказа. Научно-справочное пособие. / Под редакцией академика В.А. Тишкова. — М.:: ИЭА РАН, 2013. — с. 55.

Мтиулури. Если Картули и Ачарули отображают романтику, грацию и легкость, то главное задание танца Мтиурули — это продемонстрировать мужество грузинского народа. Это своего рода соревнования горных джигитов, которые борются за территорию и за девушку. Он включает в себя серию сложных движений, которые «разбавляются» танцем этой самой девушки. Атмосферу дополняет напряженный и быстрый темп.

Казбегури. Этот танец родился в провинции Казбеги. В отличии от предыдущих танцев в Казбегури принимают участие исключительно мужчины. Он отличается строгостью и энергией. Танец отражает стойкость грузинского народа и его умение приспособиться к разным трудностямЛуценко В. В. — Обычаи и традиции народов Северного Кавказа. Часть 2, Краснодар: -2007 — с. 90. Каждый танцор стремится проявить себя во всей красе во время Казбегури.

Ханжрули. Это невероятно красивый грузинский танец, который завораживает и вызывает восхищение. Танцоры Ханжрули облачаются в одежды пастухов и демонстрируют в танце умение владеть кинжалом. Состав танцоров постоянно меняется в процессе исполнения Ханжрули. Танец требует от исполнителей высочайшего мастерства обращения с кинжалами.

Кинтоури. Это один из немногих танцев, который рассказывает о жизни горожан. Кинтоури — танец жителей древнего Тбилиси, стольного града грузинского народаТам же,- с. 84. Название танца происходит от древних торговцев, именуемых кинто. Характерная для танца одежда -это просторные штаны и черные наряды. Танец Кинтоури отличается веселостью, быстротой ритма и задором.

Джута. Танец зародился в маленькой одноименной кавказской деревушки, жители которой промышляли конокрадством. Танец отличается просто бешенными темпами, которые символизируют лошадиный галоп.

Хевсурули. В данном танце прослеживаются некоторые общие черты с дагестанской лезгинкой. Этот танец отражает целую историю отношений и рассматривать его можно как настоящее представление. Начинается все флиртом между грузинскими женщиной и мужчиной, но потом появляется еще один мужчина, на которого женщина время от времени обращает внимание. Между соперниками завязывается конфликт, плавно перерастающий в драку. Женщина останавливает дерущихся, а после уходит. Конфликт не заканчивается на этом, но разгорается с новой силой, а в дело уже идут кинжалы, традиционные для грузинских джигитовИсторико-культурные традиции народов Северного Кавказа. Научно-справочное пособие. / Под редакцией академика В.А. Тишкова. — М.:: ИЭА РАН, 2013. — с .57. Настоящая история любви, страсти и кинжалов, обыгранная в танце, насыщенном восхитительными по своей ритмичности движениями.

Грузия настолько богата танцами, что любая другая страна может ей позавидовать. Каждый из этих танцев уникален и представляет собой настоящий шедевр народного фольклора. Истории танцев тоже довольно интересны и необычны. Посмотрев грузинские танцы, можно не только получить огромное удовольствие, но и изучить историю страны практически до мельчайших деталей.

С Северным Кавказом, как с любым другим регионом РФ, связано множество ассоциаций, стереотипов, ярких картин. Со времен Пушкина и Лермонтова у россиян складывался образ величественной горной страны, двуглавого Эльбруса, гордых и свободолюбивых воинов и неописуемых красавиц. В середине XIX века К. Маркс призывал народы мира учиться у черкесов тому, на что способен народ, желающий остаться свободным. Тема Кавказа оставила огромный след в западноевропейской многожанровой литературе, музыке, изобразительном искусстве. Образ черкешенки запечатлели в своих операх такие великие композиторы как Бишоп, Бизе, Обер, Краманези. Многие страницы своих произведений посвятил Кавказу и кавказцам Вольтер. Черкешенка Айсэ подняла на небывалую высоту беллетристику Франции. История любви к черкешенке одарила Францию великим писателем Пьером Лоти. Надо признать, что Кавказ и его жители вполне заслужили высокие оценки, любовь и признание россиян и мировой общественности. Но всякая слава имеет свою оборотную сторону. В последнее двадцатилетие образ северокавказской инаковости и самобытности начинает тускнеть, и все более и более циркулировать в прямо противоположном контекстеВог, Г.Б. Основные теоретические модели современной западной геополитики и российский ответ: Г.Б. Вог // Научная мысль Кавказа. — Ростов н/Д. — 2006. — №14. — с. 28. Говорят и пишут об экономической и культурной отсталости республик, об активизации радикальных исламистов и террористов, о принципиальной «несовместимости кавказской и общероссийской цивилизации», о необходимости ограничить дотации северокавказским республикам и научить местных жителей работать и зарабатывать самим.

События последних десятилетий были и в самом деле не лучшими для региона. Они не только не способствовали его поступательному развитию, но во многом отбросили назад. Ущербная культурная политика и войны в Чечне привели, по справедливым оценкам экспертов, к «демодернизации» республики. Только огромными усилиями самих чеченцев и при поддержке федеральной власти удалось осуществить впечатляющую постконфликтную реконструкцию в республике. Вслед за Чечней в этот процесс были вовлечены Дагестан, Ингушетия, все другие республики. Регион в целом, за исключением Краснодарского и Ставропольского краев оказался в числе депрессивных, высокодотационных с высоким уровнем безработицы, коррупции, с массовым оттоком не только русского, но и коренного населения, миграцией специалистов в другие края и области России и мира. При заметном подъеме социально-экономической сферы в Чечне в последние 5-6 лет, в других республиках все еще сохраняется уровень, не достигающий среднего по России.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/tantsyi-narodov-kavkaza/

1 www. Interkavkaz. Info

2 Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов ХШ-Х1Х вв. Нальчик: Эльбрус,- 1974. — 636 с.

3 Алексеев В.П. Происхождение народов Кавказа. М.: Наука 1974. — 316 с. П. Алиев А.Г. Народные традиции, обычаи и их роль в формировании нового человека. Махачкала: Кн. изд-во, 1968. — 290 с.

4 Анфимов Н.В. Из прошлого Кубани. Краснодар: Кн. изд-во, 1958. — 92 с.

5 Бромлей Ю.В. Современные проблемы этнографии. М.: Наука, 1981. — 389 с.

6 Вог, Г.Б. Основные теоретические модели современной западной геополитики и российский ответ: Г.Б. Вог // Научная мысль Кавказа. — Ростов н/Д. — 2006. — №14. — с. 23-28

7 Думанов, Х.М. Традиционная культура народов Северного Кавказа: традиции и современность. — Нальчик: Эра, 2008. — 289 с.

8 Историко-культурные традиции народов Северного Кавказа. Научно-справочное пособие. / Под редакцией академика В.А. Тишкова. — М.:: ИЭА РАН, 2013. — 114 с.

9 Луценко В. В. — Обычаи и традиции народов Северного Кавказа. Часть 2, Краснодар: -2007 — с. 105

10 Сергеев, В.М. Взаимодействие цивилизаций и культур в современном мире: старые проблемы, новые вызовы: / В.М. Сергеев // Современные международные отношения и мировая политика: Учебник для вузов/ Отв. ред. А.В. Торкунов; МГИМО(У) МИД России. — М.: Просвещение, 2004. — с. 436-451

11 Студенецкая, Е.Н. Новости культуры // Тернавский, Н.А. Взаимодействие этнических культур Евразии и Кавказа: [Текст] / Н.А. Тернавский. — Краснодар: Изд-во КГУ, 2006. — 190 с.

12 Шевлоков, В.А. Исследование перспектив развития Северо-Кавказской социокультурной общности в рамках постнеклассической методологии: В.А. Шевлоков. — Нальчик: Изд-во КБГУ, 2008. — 124 с.