Музыкальная культура хантов и манси

Контрольная работа

…………..9

  1. Музыка хантов и манси: её жанты, формы, характер.

Ханты и манси, заселяющие большие пространства по среднему течению и низовьям Оби и Северному Уралу, близки друг другу по культуре, объединяются общим названием — обские угры. О древнем происхождении их музыки свидетельствуют изображения музыкантов и музыкальных инструментов на камнях (со 2-го тыс. до н. э.), сохранившиеся на территориях их расселения, а также традиционные эпические сказания и сказки. Истоки хантыйской и мансийской музыки — музыки устной традиции — многообразны. В её основе — традиционная музыкальная культура древнейших палеолитических обитателей бассейна средней и нижней Оби и нижнего Иртыша (местных протопалеоазиатов) — лесотундровых кочевых оленеводов и полуоседлых охотников, рыбаков и собирателей. Эта культура была ассимилирована культурами северных палеоуральских племён таёжных оседлых охотников-рыбаков (иммигрировавших сюда к нач. 2-го тыс. до н. э. из зап. и сев.-зап. Приуралья) и северных палеотюркских племён кочевых степняков-коневодов (иммигрировавших сюда с 1-го тыс. до н. э. из Приаралья).

Хантыйская и мансийская музыка — преимущественно монодического типа (как и музыка устной традиции венгров, образующих с хантами и манси угорскую группу), одноголосная вокальная, но с элементами гетерофонно-бурдонного многоголосия (в вокальных соч. благодаря инструментальному сопровождению).

Преобладают диатонические лады (с пентатонической основой), характерно альтерационно-орнаментальное развитие с использованием интервалов, отличающихся от равномерно темперированных. Темпоритмическое развитие многообразно, используются в размере 4/4 и 3/4 (сложные размеры встречаются реже).

От начала к концу произведения или цикла в целом темп обычно ускоряется, метроритм активизируется, громкость усиливается, происходит постепенное изменение исходной тональности (на секунду — терцию вверх).

Все формы музыки (с характерной квадратностью её строфопериодов): от простых танцевальных и бытовых напевов и наигрышей до обрядовых вокально-инструментальных композиций, циклов («Ойкэ Уй ат эргы» — «Пять песен Медведя» манси) основаны на широком использовании различных приёмов ритмомелодического развития (чаще импровизационно-вариативного типа).

14 стр., 6601 слов

Духовная музыка христианской традиции

... духовной музыки; изучение художественно-стилевых особенностей духовной музыки за рубежом в творчестве известных композиторов; анализ образцов духовной музыки в творчестве зарубежных композиторов. Объектом нашей работы является духовная музыка христианской традиции; ... регентами, состоящими на службе в храмах. Многие традиции европейской духовной музыки перекочевали в Новый свет, в Америки Серьезные ...

Характер древней трудовой деятельности хантов и манси, полуоседлого быта таёжных рыбаков-охотников, их религиозно-мифологическое мировоззрение предопределили самобытную систему образности хантыйской и мансийской музыки, где большую роль играют образы мудрого, мужественного умелого охотника, рыбака и оленевода, хозяина леса — Медведя (как бы представителя верховного бога Нуми Торума на земле), лебедя, журавля, коня, лося и других животных, растений, рек, леса, гор и другие образы природы.

Среди жанров песен хантов и манси: трудовые (охотничьи, рыбацкие, оленеводческие), календарные, семейно-бытовые — колыбельные (у хантов — нюхатли ариль, у манси — няврамэ улылы) и лирические ( любовные); героические песни-сказания и исторические песни; личные именные; танцевальные; тотемизмо-религиозные песни — медвежьи (правильнее — песни Медвежьего игрища, у манси — Уй йиквавэ эры), песни о Торуме (уманси — Нумптормасьэрги), мухоморные, песни опьянения (у мапси — айем эрги), камлания; современные патриотические песни о новой жизни, шуточные и сатирически песни, частушки и другие.

Основные формы бытования хантыйской и мансийской музыки – преимущественно сольные песни, сольные инструментальные наигрыши и пьесы, танцевальная музыка, музыка религиозных ритуалов, а также музыка эпоса (напевно или речитативно исполняемые сказания).

Ханты и манси отличаются исключительной музыкальностью. Каждый человек имеет как минимум две собственные личные именные песни (у хантов — маарэм, у манси — амки эргум) : детскую личную именную песню, подаренную ребёнку вскоре после рождения матерью, и взрослую личную именную песню, сочинённую им к совершеннолетию (некоторые имеют также личный именной инструментальный наигрыш).

Эти песни — обереги, призванные охранять и приносить счастье, сопровождают их владельца всю жизнь. Реже встречается третья разновидность личных именных песен — песня-автобиография, сочиняемая пожилым человеком в предчувствии смерти.

Народные музыканты, как правило, сами изготовляют традиционные музыкальные инструменты, среди них: струнные — 3-5-струнная цитра-«лодка» (у хантов — нарс-юх, у манси — сангквалтап), 9-13-струн. угловая арфа-«журавль», или «лебедь» (у хантов -тоорсапт-юх, уманси — торысыпь йив), 1-2-струнная скрипка (у хантов — нерьпь, у манси — нэрнэ-йив) и скрипочка (у хантов — нинг-юх), музыкальный лук (у манси- ёвт); самозвучащие — деревянный или костяной варган-зубанка (у хантов — тумран, у манси — тумра), деревянная трещотка (у хантов — тори-нёдэль, у манси — тарих-нёле), деревянная жужжалка (у манси — пыгалка), деревянная чуринга-завывалка (у манси — вот-вовнэ-тоул-парт — «дощечка, вращением вызывающая ветер»); бубен (у манси — коюп) с бубенцами-колокольчиками (у манси — лонхансяп) и с колотушкой (у манси — няли); духовые — свистки, дудки, пищалки и т. п. из дерева, тростника, кости, пера. Особые инструментальные пьесы — пляски кукол-человечков (у манси — акань йикв), связанных нитями с пальцами играющего на «лодке», а ныне балалайке, ассоциируются с инструментальными — кукольными играми «козликов-марионеток» у народов Среднего Востока.

22 стр., 10808 слов

Обучение дошкольников игре на музыкальных инструментах

... ксилофона. Игра на музыкальных инструментах – один из видов детского исполнительства. Применение детских музыкальных инструментов и игрушек (как на занятиях, так и в повседневной жизни) обогащает музыкальные впечатления дошкольников, развивает их музыкальные способности. Кроме того, игра на музыкальных инструментах ...

  1. Музыкальные инструменты народов севера

САНКВЫЛТАП, НАРСЬЮХ. Санквылтап -манс., нарсъюх — хант. — национальный струнный щипковый инструмент, напоминающий форму лодки. Полукруглое днище выдалбливается из дерева, сверху крепится деревянная пластинка — дека. Современные мастера используют металлические струны; раньше же натягивали оленьи жилы. Струны натянуты параллельно корпуса.

Данный инструмент является самым популярным из всех инструментов в музыкальной культуре ханты и манси.

В литературных источниках встречаются различные названия инструмента: сангультап, санквылтап, югорская цитра, югорская лира и т.д.

Северные манси данный инструмент называют санквылтап, кондинские манси — санкэл тап, что в переводе означает «звенящая доска», васюганские ханты называют инструмент «панэн юх», сургутские ханты — «наркис юх», шеркальские ханты — нарс — юх (поющее дерево), березовские ханты — нарыс юх.

На сегодняшний день самое распространенное в округе название данного инструмента: нарсъюх — хант. и санквылтап — манс.

Корни происхождения родственных инструментов ханты (нарсъюх) и манси (санквылтап) одни и те же, но постепенно они приобрели некоторые отличия. Так как ханты, в основном, проживали на Оби, по своему географическому положению они более широко контактировали с другими народами. У приобских ханты появились металлические струны. Стали меняться крепления струн, следовательно, менялось и звучание инструмента. В результате анализа записей известных нам хантыйских исполнителей на нарсъюхе (А. Гришкина, А. Ангашупова, В. Юдина,) и мансийских исполнителей на санквылтапе (А. Бахтиярова, К. Лончакова, Г. Сайнахова), становится очевидным тот факт, что строй хантыйских инструментов гораздо выше, чем мансийских. Как правило, в хантыйских наигрышах более четко обозначена мелодическая линия, мансийским наигрышам свойственно более богатое орнаментальное изложение мелодии (украшение мелодии).

Основные отличия хантыйской и мансийской инструментальной музыки наблюдаются между территориальными группами этих народов. В различных регионах существенно отличаются приемы игры. Мелодическая линия наигрыша под одним и тем же названием в различных регионах может существенно изменяться, а наигрыш звучать совершенно по-разному.

На старинных инструментах приспособлением для крепления струн служили косточки из утиных ножек, позднее деревянные палочки и натягивались жильные струны, которые обладали хорошим тембром. Затем национальные мастера стали изготавливать крепления: Г. Сайнахов делал деревянные колки, А. Гришкин — из толстого алюминиевого провода, А. Ангашупов ставил гитарные колки.

БУБЕН. Ударный одномембранный музыкальный инструмент в виде обода, обтянутого кожей с металлическими подвесками.

Подобные музыкальные инструменты распространены почти у всех народов. Отличительной особенностью бубна у народов Сибири и Дальнего Востока является его чисто сакральное предназначение. Бубен — непременный атрибут любого шамана. С помощью звуков бубна шаман связывался с миром духов. Инструмент использовался в конкретных обрядовых целях: изгоняли злых духов и болезни, призывали добрых духов и т.д. Бубен предназначался не только как музыкальный инструмент для создания ритмического аккомпанемента во время камлания, но имел символическое значение средства передвижения. Бубен мыслился оленем или лодкой, в которой шаман отправляется в путешествие. В него же, как в некое вместилище, шаман «собирал» своих помощников- духов. Женщинам запрещалось прикасаться к этому священному инструменту.

4 стр., 1903 слов

Орнаментальное искусство коренных народов Севера

... отражавшего новые художественные идеалы, в прикладном искусстве создаются новые декоративные решения, в нем появляются новые орнаментальные мотивы. Орнамент в жизни народов Севера никогда не являлся самоцелью: он ... древность. Первое упоминание о племенах Северной Азии – предках нынешних ханты, манси, ненцев и других народов Сибири – обнаружено, в новгородских летописях, созданных задолго до похода ...

Хантыйские и мансийские бубны изготавливаются из выделанной и выдержанной кожи молодого оленя. Рукоять бубна, как правило, Y -образная, иногда крестообразная. Колотушку к бубну длиной около 40 см. выстругивают из дерева, край колотушки, соприкасающийся при ударах с бубном, иногда обматывается куском оленьей шкуры. Для звукового эффекта на оборотной стороне бубна подвязываются различные мелкие металлические предметы.

ЖУРАВЛЬ. Национальный струнный щипковый музыкальный инструмент в виде плавной треугольной рамы, внутри которой натянуты струны различной длины и настройки.

Инструмент состоит из резонансного корпуса с декой, верхней дуги, струн. Передняя часть корпуса загибается вверх и переходит в шейку. На конце шейки обычно вырезают птичью голову, таким образом, общий вид инструмента напоминает птицу. Струны натягиваются между нижней и боковой частями инструмента. Согласно сведениям этнографической литературы, между колками и декой натягивалось от 5 до 13 струн. Гибкая верхняя дуга служила в качестве вибратора, к дуге привязывалась петля. Большой палец продевался в петлю и создавал вибрацию звука во время боя по бурдонной струне.

Данный музыкальный инструмент известен почти всем локальным группам ханты и манси.

Существующее многообразие названий данного инструмента создает определенные сложности. В литературных источниках инструмент называют по разному: «разновидность арфы», «мансийская угловая арфа», «югорская арфа»; в просторечье по-русски инструмент называют «гусь», «журавль», «лебедь». Восточные ханты называют инструмент «тороп юх» — дословный перевод: журавль, дерево; северо-западные ханты — тарэгсапль; северные сосьвинские манси — «тарыгсып йив»; северные сыгвинские манси называют инструмент «тарыг сыплув ийв» — (транскрипция — тары сиплув йив, дословный перевод: журавля шея деревянная) и т.д. В различных наречиях ханты и манси во всех названиях данного инструмента, состоящих из одного, двух или трёх слов, обязательно присутствует слово «журавль», поэтому в целях унификации для удобства практического обучения игре на данном инструменте, мы произвольно назвали его — Журавль.

Дерево (как правило, ель) для изготовления журавля должно быть выдержанным, а не просто высушенным. У выдержанного дерева капилляры засмаливаются и не пропускают влагу. На старинных инструментах выстругивались деревянные колки и натягивались жильные струны, которые обладали хорошим тембром, но служили очень недолго. В настоящее время обычно пользуются гитарными колками и металлическими струнами.

Этот уникальный инструмент в инструментарии других народов Сибири отсутствовал. Ближайший аналог Югорской арфе — археологический экземпляр инструмента, найденный в Пазарыкском кургане и датируемый V-VI вв. до нашей эры.

22 стр., 10820 слов

Некоторые особенности переложения симфонических произведений ...

... для удобства исполнения на народных, в особенности трёхструнных, инструментах придется преобразовать в тесное; соло трубы на фоне оркестрового ... песня "Журавель". Разумеется, работа по переложению произведения, как и любая работа ... Мальчик рано начал подбирать на фортепиано услышанную музыку, проявляя замечательный ... таких произведений восьмилетнего мальчика было сочинение в прозе. Называлось оно («La ...

Игра на журавле сопровождала исполнение песен медвежьего праздника и эпических произведений, повествующих об историческом прошлом народа.

При игре кладут инструмент на колени или же на правую ногу в вертикальном положении. Одной рукой играют мелодию, другой защипывают бурдонную струну. Некоторые исполнители при помощи петли на дуге создают вибрато.

Этот прекрасный грациозный инструмент использовался как сольный или аккомпанирующий. В настоящее время используется в сольной и в ансамблевой игре.

ТУМРАН. Хантыйский губной язычковый инструмент из кости. Тумран состоит из тонкой (примерно 1,5 мм) костяной пластинки, длиной 13-14 см и шириной около 1,5 см, в которой сделана прорезь, образующая язычок. С правой стороны тумрана привязана веревочка.

В научной литературе тумран чаще всего называют «варган». Инструмент действительно напоминает варган, но принципиальное отличие от щипковых варганов в том, что звук извлекается дыханием и движением резонирующего язычка с помощью веревочки. Играющий на тумране дергает за веревочку, привязанную к правому краю инструмента — язычок колеблется и одновременно с помощью дыхания извлекается звук.

На тумране играть достаточно сложно. Чтобы извлечь мелодию, необходимо уметь создавать правильное колебание язычка и владеть особой техникой дыхания.

Тумран — хантыйский инструмент. В отличие от санквылтапа (нарсъюха) или бубна, входящих в музыкальную культуру всех региональных местностей проживания ханты и манси, тумран был распространен в основном у восточных и приобских ханты. Игра на тумране встречается у ванзетурских манси, одежда, обряды и музыка которых особенно близки к хантыйской культуре. В отличие от игры на санквылтапе, нарсъюхе и бубне, которая выполняла прежде всего обрядовую функцию, основная сфера применения тумрана — необрядовое музицирование. Как правило, на тумране играли женщины. Известная исполнительница наигрышей на данном инструменте Ирина Ивановна Тасманова, по языку и культуре относящаяся к ванзетурским манси, сама изготавливала для себя тумраны.

Ранее тумран изготавливали из расщепленной кости задней ноги или лопатки оленя. Когда не стало оленей у приобских ханты, стали изготавливать из коровьего ребра. В частности Д. Агеев в 80-е годы изготовил несколько тумранов из коровьего ребра.

  1. О возрождении музыкальной культуры народов ханты и манси в ХМАО.

В Ханты-Мансийском автономном округе-Югра в настоящее время ведется активная деятельность по возрождению, сохранению и развитию искусства и культуры коренных народов Севера.