Роль уроков музыки в формировании экологической культуры школьников

Дипломная работа

Развитие экологической ситуации в мире

Сегодняшняя экологическая ситуация в мире достигла критического уровня. Взаимодействие природы и общества привело к серьезным проблемам, которые необходимо решать срочно. Наблюдается увеличение опосредованной зависимости общества от природы, в то время как его непосредственная зависимость уменьшается.

С развитием общества человечество приобретает все большее понимание законов природы и научается преобразовывать ее в соответствии с своими потребностями. Это позволяет человеку увеличивать свою власть над природой. Однако, параллельно с этим, общество все глубже и шире взаимодействует с природой в процессе своего развития.

Природная среда, в которой существует общество, не ограничивается географической средой. Она также включает в себя биосферу — сферу всего живого. Биосфера включает верхнюю часть земной коры, водные ресурсы и нижнюю часть атмосферы. Структура и энергоинформационные процессы в биосфере определяются деятельностью живых организмов.

В современном мире охрана биосферы становится все более важной задачей. Глобальные экологические проблемы становятся все более очевидными и требуют срочных мер для их решения. Некоторые из этих проблем включают:

  • Изменение климата: глобальное потепление и климатические изменения становятся все более заметными и влияют на экосистемы и жизнь людей;
  • Уничтожение природных ресурсов: неустойчивое использование природных ресурсов приводит к их истощению и разрушению;
  • Загрязнение окружающей среды: промышленные выбросы, отходы и загрязнение водных ресурсов негативно влияют на экосистемы и здоровье людей;
  • Утрата биоразнообразия: исчезновение видов и уничтожение экосистем приводят к нарушению баланса в природе;
  • Проблемы отходов: неадекватная обработка и утилизация отходов становится серьезной проблемой для окружающей среды и здоровья людей.

Данные экологические проблемы требуют совместных усилий со стороны государств, общественности и международного сообщества. Необходимо разработать и внедрить стратегии устойчивого развития, которые позволят балансировать потребности общества и сохранять природные ресурсы для будущих поколений.

Исследование роли искусства и науки в формировании экологической культуры

Потребительское отношение человека к природе привело к уничтожению тысяч видов растений и животных, истреблению лесов, ограничению запасов полезных ископаемых и загрязнению мирового океана и атмосферы. Такие последствия стимулируют необходимость изменения философии отношения к окружающему миру, и бережного отношения к природным ресурсам. Организации, такие как «Greenpeace», «Зеленые», «Охрана дикой природы», занимаются сохранением и приумножением флоры и фауны.

11 стр., 5286 слов

Культура и природа. Проблемы экологии и культуры

... проблемы «культура и природа». Разумное осмысление и построение природного и культурного стало особенно важным в наши дни, когда все настойчивее звучат предупреждения о грозящей миру людей ... «царством естественной необходимости». Культура и природа. Без природы не было бы культуры, потому что человек творит в природе. Он пользуется ресурсами природы, он раскрывает собственный природный потенциал. ...

Наука «экология» изучает отношения живых организмов и их сообществ с окружающей средой. Важную роль в формировании бережного отношения к природе играет школа, где дети учатся уважению к природе и решению экологических проблем. Уроки природоведения, биологии, изобразительного искусства, музыки, физики, астрономии и химии подтверждают богатства природы и призывают к ее охране.

Искусство играет непременную роль в отражении взаимодействия человека с природой. Еще со времен древности, когда человек только начал воздействовать на окружающую среду, искусство стало выражением его восприятия и отношения к природе.

Влияние природы на творчество художников, музыкантов, архитекторов и писателей нельзя недооценивать. Множество произведений искусства пропитаны красотой и естественностью окружающего мира. Знаменитые художники такие, как И.И. Шишкин, И.И. Левитан, М.А. Врубель, А.К. Саврасов, Н.К. Рерих и многие другие, на своих картинах воссоздавали родные поля, леса и просторы родного края. Они дарили зрителям возможность насладиться прекрасной природой через искусство.

Музыка особенно значима в формировании экологической культуры. Она обладает уникальной способностью передавать эмоции, достигая самых глубоких уголков человеческой души. Звуки и музыка природы пронизывают музыкальные произведения, восхищая слушателей и напоминая им о красоте и величии природы. Музыка воспитывает бережное отношение к окружающей среде и способствует развитию моральных ценностей у человека.

Исследование: Экологическое воспитание школьников через уроки музыки

Учителя музыки Ярославской области играют важную роль в экологическом воспитании детей. Они осознали необходимость внедрения идей экологического воспитания на уроках музыки и успешно применяют их в практике. Это становится возможным благодаря специальным музыкальным программам, а также уникальному подходу преподавателей.

Современный мир, наполненный технологиями, оказывает негативное воздействие на природную среду. Леса уничтожаются, водоемы загрязняются, а биоразнообразие планеты находится под угрозой. Восстановление природной среды необходимо начинать с экологического воспитания, которое способно изменить мировоззрение и убеждения сегодняшних и будущих поколений.

Цель исследования:

Выявление роли уроков музыки в формировании экологической культуры школьников.

Задачи исследования:

  1. Изучение литературы по проблемам экологии и экологическому воспитанию школьников.
  2. Анализ опыта учителей музыки в Ярославской области по экологическому воспитанию школьников.
  3. Выявление художественно-педагогических условий, способствующих экологическому воспитанию школьников на уроках музыки.

Объект исследования – экологическое воспитание школьников средствами музыки.

2 стр., 946 слов

По музыке: «Значение музыки в развитии младшего школьника»

... детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому, ... слушание музыки, совместное музицирование детей и взрослых наилучшим образом помогает в решении развития интереса к познанию, развивает ребенка физически, ... окружающий мир. Из выше сказанного видно, что совместная работа школы и семьи является залогом успешного развития ребенка, ...

Предмет исследования — проблема взаимодействия школьников с окружающей средой, как одно из направлений экологического воспитания и как часть работы учителя музыки по формированию гармонично-развитой личности учащегося.

База исследования: 4 класс гимназии №1 г.Ростова.

Introduction

В современном мире экологическое воспитание играет важную роль в формировании осознанного отношения к окружающей среде. В данной работе предполагается, что использование искусства на уроках музыки способствует формированию любви к родной природе и осознанному отношению к ее красоте.

Глава I. ЧЕЛОВЕК – ПРИРОДА — ЭКОЛОГИЯ

1.1 Что такое экология?

Экология — наука, изучающая взаимосвязи организмов с окружающей средой. Исследователи интересуются влиянием внешних факторов на рост, развитие, размножение и выживаемость организма. Основное внимание уделяется вопросу, как организм приспосабливается и выживает в условиях окружающей среды.

Объектами исследования экологии чаще всего являются популяции, биоценозы (сообщества организмов) и экосистемы. Весь Земной шар можно рассматривать как самую большую экосистему — биосферу.

Средства массовой информации оказывают огромное влияние на понимание экологии. На самом деле, экология имеет гораздо более широкий круг задач.

Исследования экологов имеют целью понять, как происходит взаимодействие между организмами и их окружающей средой. Они изучают, как биосфера функционирует, как организмы воздействуют на различные химические элементы, трансформируют энергию и устраивают связи между собой. Также специалисты интересуются распределением организмов в пространстве и изменением их численности во времени. Экологические проблемы, важные для человека, требуют глубоких знаний в этой области и не могут быть решены без понимания экологических процессов.

Термин «экология» был впервые предложен в 1866 году Эрнстом Геккелем, немецким зоологом и философом. Он обратил внимание на отсутствие специального названия для области биологии, изучающей взаимодействие организмов со средой. Геккель определил экологию как «физиологию взаимоотношений», где «физиология» означала изучение различных процессов в живой природе.

Термин «экология» был медленно введен в научную литературу, но активное использование началось только в 20 веке. Однако интерес к изучению взаимосвязей в природе существовал задолго до этого, уходя до 19 и даже 18 века. В работах Карла Линнея, основателя систематики организмов, уже было сформулировано понятие «экономии природы», которое представляло собой строгую упорядоченность природных процессов для поддержания естественного равновесия. В то время понимание этой упорядоченности имело религиозную окраску и рассматривалось как осуществление задуманного Творцом плана. Каждая группа организмов выполняла определенную роль в «экономии природы», например, растения служили пищей для травоядных, а хищники контролировали популяции травоядных.

Во второй половине 18-го века начали появляться новые идеи, отличные от традиционных представлений о природе, связанных с религиозными убеждениями. Это привело к изменению взглядов на окружающий мир и привнесло новые подходы к изучению его структуры и функций. Отказ от чисто внешнего описания природы и переход к выявлению внутренних, порой скрытых, связей, определяющих ее развитие, стал важным моментом в развитии экологии.

10 стр., 4826 слов

Экология: защита окружающей среды, как беречь природу, проблема экологии

... общественность о проблемах загрязнения окружающей среды и влиянии этого на животных и растения. Необходимо поддерживать инициативы, направленные на охрану природы и борьбу с незаконной торговлей ... в будущем. Источник: http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-o-prirode/zashchita-okruzhayushchej-sredy Сочинение на тему Экологические проблемы Проблема экологии очень важна, так как в последнее время ...

Развитие экологических идей в истории науки

Исследования в области экологии имеют давнюю историю. Уже в 19 веке ученые начали обращать внимание на взаимодействие процессов в природе и роль живых организмов в них. Ряд именитых ученых, таких как И. Кант, Ж. Б. Ламарк, А. Гумбольдт, О. Декандоль, Ж. Б. Буссенго и Ю. Либих, внесли значительный вклад в развитие экологических идей.

И. Кант, в своих лекциях по физической географии, говорил о необходимости целостного описания природы, учитывающего взаимодействие физических процессов и деятельности живых организмов. Этот подход к изучению природы стал основой для развития экологической науки.

В начале 19 века Ж. Б. Ламарк предложил концепцию круговорота веществ на Земле, в которой он уделял особое внимание роли живых организмов. По его мнению, только жизнедеятельность организмов, способная создавать сложные химические соединения, способна противостоять процессам разрушения и распада. Хотя его концепция была умозрительной и в ней были неточности, она заложила основы для понимания функционирования биосферы.

А. Гумбольдт, О. Декандоль, Ж. Б. Буссенго и Ю. Либих также принесли значительный вклад в изучение экологии. А. Гумбольдт подробно исследовал взаимосвязи между растениями и климатом в своей географии растений. О. Декандоль изучал конкуренцию между разными видами растений за ресурсы. Ж. Б. Буссенго заложил основы агрохимии, демонстрируя важность азота для растений. Ю. Либих показал, что разные химические элементы необходимы растениям для их нормального развития.

Одним из наиболее влиятельных ученых, чьи идеи сыграли важную роль в развитии экологии, был Ч. Дарвин. Его теория естественного отбора стала ключевым фактором в понимании процессов эволюции. Дарвин предположил, что конкуренция между живыми организмами за ресурсы приводит к преобладанию тех, кто лучше адаптирован к среде обитания. Такие организмы способны выживать и передавать свои генетические характеристики потомкам. Теория Дарвина остается актуальной и в современной экологии, помогая объяснить различные стратегии выживания.

Развитие экологических идей в истории науки свидетельствует о постепенном осознании взаимосвязи между живыми организмами и окружающей средой. Современная экология основывается на накопленных знаниях и методах, разработанных учеными прошлого. Продолжение исследований в этой области поможет более глубоко понять и сохранить биологическое разнообразие нашей планеты.

На рубеже 19 и 20 столетий начало использоваться слово «экология» и появились люди, именующие себя экологами и занимающиеся развитием экологических исследований. В 1895 году датский ученый Й. Э. Варминг опубликовал учебное пособие по «экологической географии» растений, считавшееся продолжением физиологии, переносившей исследования из лаборатории в природу. Внимание уделялось изучению воздействия различных факторов внешней среды на организмы, а также выявлению общих черт в развитии природных комплексов организмов.

6 стр., 2642 слов

Ольга Раева: «Бетховен — лекарство от отчаяния…» Известный российско-германский ...

... меняет ничего в главном... В интерпретации Бетховена это «сверх-» мне кажется лишним. Там нужен просто человек. Бетховен — очень важный композитор для русской музыки, я бы даже сказала, ключевая ... умеем воспринимать это только так… идеальное не виднее На первой репетиции своего сочинения композиторы обычно испытывают настоящий шок: а-а-а-а!!! Неужели это я ...

Современная экология является быстроразвивающейся наукой, которая охватывает широкий круг проблем и имеет собственную теорию и методологию.

Структура экологии сложна из-за разнообразия объектов, которые включают в себя различные уровни организации, начиная от целой биосферы и крупных экосистем, до отдельных популяций, где популяция рассматривается как совокупность отдельных особей.

Масштабы пространства и времени, в которых происходят изменения данных объектов, также варьируют широко, начиная от тысяч километров до метров и сантиметров, а в отношении времени – от тысячелетий до недель и суток. Важно отметить, что в 1970-е годы сформировалась новая область экологии – экология человека, поскольку возросло практическое значение экологии в связи с растущим давлением на окружающую среду.

В. И. Вернадский выдвигал цель общественного развития – сохранение организованности окружающей среды и формирование экологической грамотности, особенно у подрастающего поколения, поскольку экологическая культура становится неотъемлемой частью жизни в 21 веке.

Переход биосферы в ноосферу был замечен В. И. Вернадским как важная необратимая эволюция, которая основана на ряде предпосылок, включая расселение человека по всей планете. Вернадским относился к историческому оптимизму и видел развитие научного знания как единственное доказательство прогресса.

1.2 Роль природы в экологическом воспитании школьников

Развитие экологического сознания учащихся в школе

Вопрос экологического воспитания учащихся в школе возник в связи с необходимостью решения проблемы улучшения и сохранения окружающей среды. Экологическое образование является непрерывным процессом обучения, воспитания и развития личности, направленным на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально-природной среде и здоровью.

Целью экологического образования является становление экологической культуры личности и общества. Экологическая культура включает в себя практический и духовный опыт взаимодействия человечества с природой, обеспечивающего его выживание и развитие. Одновременно она согласуется с идеалом общего воспитания всесторонне развитой личности, способной жить в гармонии с окружающей средой.

Ключевую роль в достижении этой цели играет развитие экологического сознания учащихся. Экологическое сознание включает в себя осознание сущности экологических законов, понимание причин противоречий в системе «природа – общество», осознание опасности экологических кризисов и морального выбора способа целесообразной деятельности, соответствующей экологическому императиву.

Роль В. А. Сухомлинского в развитии экологического сознания

В. А. Сухомлинский считал, что детей, наслаждающихся красотой природы и окружающей обстановки, легко вовлечь в активный, преобразующий труд. Этому обучению важно уделить внимание в школе. Школьники с радостью принимают участие в озеленении школьных дворов, разработке клумб, уходе за цветами, их поливе и пропалывании. Организация выставок цветов и установка зимних садов в школе также вызывает интерес и участие учащихся в экологической деятельности.

Эстетическое воспитание школьников через восприятие природы

Проблема экологического состояния Земли заставляет учителей вновь обратиться в воспитании учащихся к первоосновам жизни и использовать природу как средство духовного роста и гармонизации; развивать у учащихся чувство прекрасного, научить эмоционально, адекватно ориентироваться в окружающей действительности, отличать истинно красивое, действительно беречь, ценить его во всех проявлениях. Развивать чувство прекрасного, экологически воспитывать школьников можно и нужно путем объяснения, активного наблюдения – переживания различных сторон окружающего мира в произведениях живописи, литературы, музыки, фотографии, кино и хореографии.

2 стр., 969 слов

Влияние музыки на человека

... и эмоциональных сил, депрессии, озлобленности и даже к конфликтным ситуациям. Но не только музыка, созданная человеком, влияет на нас. Природа тоже создает звуки, например, шум ветра, звук ... к благоприятной жизни и поставленным целям. Популярные сочинения В романе "Дубровский" Пушкин создал образ благородного разбойника. Рассказ Куприна "Лиловый шар" говорит о теме любви и семейных отношений. ...

Школьники учатся оценивать эстетические достоинства природных объектов в самой природе и в формах ее художественного освоения – в литературе, живописи, музыке, фотографии, кино и др. Чудесные пейзажи живописцев открывают нам красоту природы. Поэты воспевают ее в проникновенных стихах. Музыка – самое глубинное средство расширения мирочувствительных пространств сознания

Далеко не все люди оказываются способными глубоко проникать в мир красоты и вполне наслаждаться ею. Чтобы открыть глаза на этот мир и поселить в их душах радость, нужна помощь воспитателей в детском саду, родителей дома и учителей в школе. Эстетическое чувство природы важно формировать, когда складывается духовный мир детей и они особенно чутки, восприимчивы к красоте. Этот период падает более всего на годы обучения в школе. К.Д.Ушинский в своей педагогической теории и практике отводил эстетическому воспитанию, и общению с природой в частности, большое и заслуженное место. Красота природы, считал он, является могучим агентом в воспитании человека. Чувственно-воспитательная мощь природы настолько велика, считал К.Д.Ушинский, что без этой эмоциональной силы ограниченным становится само знание.

Важное значение в воспитании детей придавал В.А.Сухомлинский огромному влиянию красоты вообще, и прежде всего прекрасной природы. Он считал, что школа должна научить человека жить в мире прекрасного, чтобы он не мог жить без красоты и творил ее в себе и вокруг себя. Воспитание природой он называл «школой под голубым небом», открывающей перед детьми окно в мир. Его метод эстетического воспитания природой заключался в научении правильно радоваться ей, умению правильно видеть и слышать мир, что формировало вкус к природе и жизни в целом.

Важным способом эстетического воспитания было живое познание родного края, прошагивание его, остановка, рассмотрение, залюбование и эстетическое созерцание мира. Сухомлинский подчеркивал, что очень важно предотвратить очерствление души, притупление внимания к внешнему миру и остановку в духовном развитии у детей, так как человеческое равнодушие опасно и омерзительно, а детское – страшно.

История культуры свидетельствует о том, что природа всегда занимала особое место в искусстве. Это был источник вдохновения для многих художников, поэтов и композиторов. Пушкин, Фет, Тютчев, Баратынский, Блок, автор цикла «Времена года» Джеймс Томсон, Жак Делиль, Хайнрих Гейне — все они в своих произведениях отразили свое восхищение и отношение к природе.

1.3 Природа в музыке

Музыка также не осталась в стороне. Многие композиторы находили в природе вдохновение для своих произведений. Отображая свои чувства и взгляды на мир через музыку, они создавали произведения, в которых присутствовало отражение природы, ее красоты и гармонии.

17 стр., 8059 слов

Природа и человек в одном из произведений современной отечественной ...

... души. Тема утраты взаимосвязи человека и природы прослеживается во многих произведениях писателя. С особой остротой она звучит в повестях «Прощание с Матёрой» и «Пожар». Повесть В. Распутина «Прощание с Матёрой» ...

Мир музыки и мир природы в творчестве композиторов

Мир музыки и мир природы — две сферы, которые находятся в тесной взаимосвязи. Великие композиторы черпали вдохновение из окружающей природы, и несколько из них, такие как Петр Чайковский и Клод Дебюсси, даже явно выражали свое отношение к ней.

Роль природы в творчестве композиторов

Петр Чайковский был не только талантливым композитором, но и глубоким ценителем природы. Он описывал природу как источник вдохновения и радости, сравнивая ее с музыкой, которая открывает элементы красоты, недоступные в других сферах. В его дневниках и письмах можно найти множество упоминаний о его восторженном отношении к природе, о том, как каждый листок или цветок показывал ему нечто прекрасное и давал жажду жизни.

Роль природы в творчестве Клода Дебюсси и художников-импрессионистов

Также композитор Клод Дебюсси и его коллеги-импрессионисты стремились передать свои впечатления от природы в своих произведениях. Они исследовали изменчивость окружающей среды, освещение и время суток, и искали новые выразительные средства для передачи этой динамичности и преображения природы. В своих произведениях они стремились передать атмосферу и ритмическую пульсацию природы.

Природа в творчестве композиторов

Немало композиторов находили вдохновение в природе и выразили его в своих произведениях. Антонио Вивальди, Иоганн Гайдн, Николай Римский-Корсаков, Людвиг ван Бетховен, Морис Равель, Эдвард Григ и Рихард Вагнер — все они находили вдохновение в природе и передавали ее красоту и эмоции через музыку.

Роль музыки и ее выразительность

Музыка — это искусство, которое передает чувства и переживания через мелодические образы, аналогично тому, как речь передает мысли через язык. Музыка выражает эмоции и передает самого человека через эти эмоции.

Тема природы в музыке — это грандиозное искусство, объединяющее мир музыки и природы. Композиторы черпали вдохновение из окружающей природы, и их произведения становились отражением ее красоты, эмоций и жизненной силы. Используя свои творческие способности, они создавали музыкальные шедевры, которые навсегда оставались взаимосвязанными с жизнью и увековечивали ее эмоции и величие.

Взаимосвязь музыки и человеческих чувств

Л.Толстой утверждал, что музыка представляет собой «запись чувств» и подобна забытым мыслям, которые запоминаются только по своему характеру и последовательности. Д.Шостакович также считал, что музыка возбуждает и выражает эмоции человека, позволяя ему выразить то, что запрятано в его сердце и стремится найти выход.

Толстой и Шостакович разделяли понимание музыки как выражения внутреннего мира человека и его эмоций. Однако существует также программная музыка, где словесная программа создает конкретные образы.

Композиторы часто прибегают к программным названиям, чтобы направить слушателей к определенным аспектам реальности. Но как музыка, связанная с внутренним миром человека, может быть программной и иметь тесную связь с конкретными явлениями, включая природу?

Соотношение выразительности и изобразительности в музыке о природе

С одной стороны, природа служит источником чувств, эмоций и настроений композитора, которые становятся основой музыки о природе. Здесь проявляются выразительные возможности музыки, которые конструируют ее суть. С другой стороны, природа может быть предметом изображения в музыке, отображая ее конкретные проявления, как, например, пение птиц, шум моря, леса или раскаты грома. В большинстве случаев музыка о природе представляет собой взаимодействие этих двух аспектов, но выразительность обычно преобладает, поскольку музыкальные возможности намного шире, чем изобразительные.

10 стр., 4712 слов

Музыка как искусство

... Неслучайно многие умы связывают природу музыки с природой абсолютного духа. Однако в музыкальном искусстве присутствует различная степень конкретизации ... другом тонов - интервалов) или музыкальных тем во времени. Музыка искусство временное, разворачивающееся во времени, и ритм ... новых исполнительских приемах игры на фортепиано пение, выкрики, повадки и походки разнообразного мира птиц - он содержал ...

Однако соотношение выразительности и изобразительности в программных музыкальных произведениях у композиторов может различаться. Некоторые из них создают музыку о природе, в которой преобладает музыкальное отражение возникших настроений, за исключением некоторых изобразительных элементов. Примером такой музыки может служить «Четыре времени года» А.Вивальди.

Программная музыка: соотношение выразительности и изобразительности

Другие композиторы, несмотря на приоритет выразительности, уделяют значительное внимание звукоизобразительным элементам. Примерами таких произведений могут служить «Снегурочка» или «Садко» Н.Римского-Корсакова. «Снегурочку» даже называют «Птичьей оперой» из-за использования записей пения птиц в качестве лейтмотива в опере. «Садко» связывают с морем, поскольку основные образы оперы находятся в тесной связи с морской тематикой.

Соотношение выразительности и изобразительности в программной музыке

В статье «О подражании в музыке» Г.Берлиоз выделяет два вида подражания: физическое (непосредственное звукоизобразительное) и чувствительное (выразительное).

Под чувствительным или косвенным подражанием Берлиоз понимает способность музыки, с помощью звуков, «побуждать такие ощущения, которые в реальности возникают благодаря действию других органов чувств». Одним из условий использования физического подражания он считает его средственность, а не являться самоцелью: «Сложнее всего использовать подражание в меру и своевременно, следя за тем, чтобы оно не заняло ту позицию, которая принадлежит самому мощному из всех средств — выразительности, которая подражает чувствам и страстям».

Средства изобразительности в музыке

Изобразительные возможности музыки основываются на ассоциативных представлениях, которые связаны с целостным восприятием действительности человеком. Эти возможности позволяют музыке передавать и вызывать определенные образы и эмоции у слушателя.

Одно из основных средств изобразительности в музыке – звукоподражание. Звукоподражательные возможности музыки позволяют композиторам воспроизводить звучания из действительного мира. Например, они могут передать звучание ручья, грозы, пения птиц и других звуков природы. Воспроизведение этих звуков вызывает у слушателя ассоциации с соответствующими явлениями природы.

В 20 веке композиторы стали использовать звуки природы, воспроизводя их с абсолютной точностью, без дополнительной трансформации. Это было связано с появлением модернистских тенденций в музыке. Однако ранее композиторы стремились передать только существенные черты природных звуков, а не создавать их копию.

Исследование в области звукоподражания в музыке

Звукоподражание в музыке играет значительную роль в передаче эмоций и образов. Оно основано на индивидуальных представлениях и воспоминаниях слушателей, что позволяет композиторам создавать ассоциации, вызывающие определенные эмоции.

6 стр., 2988 слов

Социальная природа искусства

... дополняющие природу. Подражательные искусства, такие как музыка, живопись, поэзия и скульптура, были названы изящными, так как в них преобладает прекрасное. Дополняющими природу являются архитектура, часть музыки ... и ряд ремесел. Однако Аристотельское определение искусства только как созидания ...

Пение птиц, звучание волн и шум леса — все эти звуки ассоциируются у слушателей с различными природными образами, в зависимости от их индивидуального опыта восприятия природы.

Иные ассоциации в музыке

Однако помимо звукоподражания, в музыке существуют и другие ассоциации, которые не передают весь образ явления действительности, а лишь отдельные его качества. Эти ассоциации возникают благодаря условному сходству музыкальных звуков, что позволяет передавать определенные эмоции и образы, вызывая у слушателей конкретные ассоциации.

Средства изобразительности в музыке

Понятия основных свойств музыкального звучания используются для описания звука в музыке. Высота звука, громкость, сила звука и тембры позволяют передать эмоциональное содержание и внутренний мир человека через музыку.

Связь музыки с человеческой речью и интонациями также играет важную роль, поскольку музыка воплощает эмоционально-смысловое содержание аналогично интонации в речи, что делает ее «искусством интонируемого смысла».

При исследовании отображения природных явлений в музыке становится очевидным, что музыкальные законы и закономерности созвучны с самой природой. Таким образом, элементы, такие как буря или гроза, контрастируют с изображением тихого и спокойного утра или рассвета, передавая эмоциональное восприятие природы. Важную роль в этом процессе играют мелодия, ритм и гармония, которые способны создавать ассоциации и вызывать эмоциональное отклик.

Римский-Корсаков указывает на то, что мелодия и ритм способны передавать различные виды движения и покоя, в то время как гармония, оркестровка и тембры используются для изображения света и тени, радости и печали, ясности и смутности. Эти средства изобразительности связаны с выразительностью, которая является основой музыки. Человеческое эмоциональное восприятие природы вызывает определенные настроения или эмоции, которые музыка способна передать через звучание и мелодии.

Иногда эмоция, связанная с природой, является главным объектом отображения в программной музыке о природе, и звукоизобразительность конкретизирует и усиливает это настроение. Иногда же выразительность музыки способствует большей конкретизации образа природы, ассоциируясь с определенными эмоциями. Например, образ морской бури может вызывать мрачные или трагичные эмоции, в то время как образ реки скорее ассоциируется со спокойствием и размеренностью.

Таким образом, музыка является мощным инструментом передачи эмоционального восприятия природы, позволяя слушателям переживать и воспринимать природные явления через звучание и музыкальные образы.

Звукоизобразительность и звукоподражание в музыке имели разное значение и в ту или иную эпоху, у того или иного композитора. Интересно отметить, что звукоподражание в музыке о природе имело большое значение в самом начале развития программной музыки подобного рода (в творчестве Жанекена) и вновь приобрело даже еще большое значение в творчестве многих композиторов 20 века. В любом случае музыка о природе – это, прежде всего, выражение восприятия природы композитором, ее написавшим. Более того, Сохор, занимавшийся вопросами музыкальной эстетики, писал о том, что «душу» всякого искусства составляет «неповторимое видение и ощущение мира художественным талантом». [6,с.6].

«Музыкальный пейзаж» имеет многовековую историю развития

Его корни уходят в эпоху Возрождения, а именно в 16 век – время расцвета французской полифонической песни и период творческой деятельности Клемана Жанекена. Именно в его творчестве впервые появились образцы светской полифонической песни, которые представляли собой хоровые «программные» картины, соединяющие яркие изобразительные свойства с выражением сильных эмоций. Одной из характерных песен Женекена является «Пение птиц». В этом произведении можно услышать подражание пению скворца, кукушки, иволги, чайки, совы…Воспроизводя в песне характерные звуки птичьего пения, Жанекен наделяет птиц человеческими стремлениями и слабостями.

Появление песен, в которых выразилось пристальное внимание к внешнему миру, миру природы не случайно. Художники этого времени обращаются непосредственно к окружающему миру, изучают натуру, пишут пейзажи. Итальянский гуманист – архитектор, живописец и музыкант – Леон Батиста Альберти считал, что учиться у природы – первая задача художника. По его мнению именно природа способна доставить истинное эстетическое наслаждение.

В музыкальном искусстве эпохи барокко отражение природы и её влияние на человека нашло своё отражение в произведениях Антонио Вивальди. Его знаменитая серия концертов «Времена года» является ярким примером программной музыкальной картины, изображающей различные аспекты природы и человеческих эмоций, связанных с каждым временем года. Л. Раабен подчеркивает, что Вивальди стремился изобразить мир через звуки, фиксируя природные картины и лирические состояния человека. Он отмечает, что композитор достигает этого за счёт использования различных ассоциативных возможностей музыкальных элементов.

В отличие от Вивальди, в музыке Чайковского редко можно обнаружить явно выраженные звукоизобразительные элементы, связанные с природой. Вместо этого, композитор создаёт музыку, в которой природа скорее служит вдохновением для передачи эмоционального состояния. Чайковский стремится перенести личные переживания, эмоции и воспоминания, пробуждённые природой, в свои произведения.

В музыке Эдварда Грига также можно обнаружить отрывки, вдохновленные природой. Он стремился передать неуловимые настроения, которые присущи природе, в своих лирических пьесах. Программа этих произведений в первую очередь наполняется картинами-настроениями, отражающими влияние природы на человеческое сознание.

Композитор Клод Дебюсси также придавал большое значение природе в своём творчестве. Он видел в природе важный источник вдохновения, отмечая, что солнечные закаты являются прекрасным уроком для музыкантов и записаны в книге природы, которую, по его словам, недостаточно изучают музыканты.

Взаимосвязь природы и музыки в творчестве Дебюсси

Творчество Дебюсси развивалось в атмосфере поиска новых средств выразительности, новой стилистики, новых направлений в искусстве. В живописи это было рождение и развитие импрессионизма, в поэзии – символизма. Оба направления имели непосредственное влияние на воззрения Дебюсси. Именно в его творчестве заложены основы музыкального импрессионизма. Дебюсси призывал музыкантов учиться у природы. Ему принадлежит огромное количество инструментальных пьес, программные заголовки которых отсылают к конкретному образу природы: «Сады под дождем», «Лунный свет», сюита «Море» и многие другие.

Итак, большое количество произведений программной музыки, посвященной природе, подтверждает, что природа и музыка тесно связаны между собой. Природа часто выступает как стимул творчества композитора, как сокровищница идей, как источник тех или иных чувств, эмоций, настроений, которые ложатся в основу музыки, и как предмет для подражания в отношении ее конкретных звучаний. Подобно живописи, поэзии, литературе, музыка выразила и опоэтизировала мир природы своим языком [6,с.28].

Русская природа и русская музыка

Рассматривая взаимосвязь природы и музыки Б.Асафьев писал в своей статье «О русской природе и русской музыке»: «Давно — в детстве, я впервые услышал романс Глинки «Жаворонок». Конечно, я не мог бы объяснить себе, в чем заключалась для меня волнующая красота так понравившегося мне плавного напева. Но ощущение, что он льется в воздухе и с воздуха доносится, осталось на всю жизнь. И часто потом, в поле, слыша, как длится песня жаворонка в действительности, я одновременно внимал и глинкинской мелодии внутри себя. И казалось порой, в поле же, весной, что стоит только поднять голову и глазами коснуться синевы неб…

…(remaining text truncated)

Тот же лирический образ – пение жаворонка – в русской инструментальной музыке развил Чайковский. В цикле для фортепиано «Времена года» он посвятил марту «Песню жаворонка», эту элегию русской весны и весеннести, с ее нежнейшим колоритом и выразительностью светлой грусти северных вешних дней. «Песня жаворонка» в фортепианном «Детском альбоме» Чайковского, где мелодия возникает так же из намека на интонацию птичьей песни, звучит звонче и светлее: вспоминается замечательная картина Алексея Саврасова «Грачи прилетели», от которой правильно принято начинать историю развития современного русского пейзажа.

В настоящее время многие региональные экологические проблемы угрожающими темпами перерастают в глобальные и становятся всеобщими проблемами населения Земли. Бурный рост потребления, вызванный, в частности, нарастающим увеличением народонаселения планеты, естественно, вызывает постоянный рост производственных мощностей и степени негативного влияния на Природу. Истощение природных ресурсов и продуктивного слоя почвы, загрязнение мирового океана, пресных вод, что ведет к уменьшению запасов питьевой воды, утончение озоновой оболочки, глобальные изменения климата и многие другие экологические проблемы касаются каждого государства на Земле. В совокупности эти проблемы создают постоянно ухудшающуюся среду обитания самого человека.

Экологическое состояние окружающей среды в России и нашей Ярославской области вносит существенный вклад в сохранение и развитие мировых экологических проблем. Загрязнения вод, атмосферного воздуха и земель вредными для растительного и животного мира и для человека веществами во многих регионах России достигли предельных уровней и свидетельствуют об экологическом кризисе, а это требует коренного изменения всей политики природопользования. Все это непосредственно связано с процессом экологического образования и воспитания населения – их полное отсутствие или недостаточность породили потребительское отношение к природе: люди рубят сук, на котором сидят. Обретение экологической культуры, экологического сознания, экологического мышления, экологически оправданных отношений с Природой – это единственный для человеческого общества выход из создавшегося положения, ибо каков человек, такова и его деятельность, такова и окружающая его среда. А деятельность человека, его образ жизни и поступки зависят от его внутреннего мира, от того, как он мыслит, чувствует, как воспринимает и понимает мир, в чем видит смысл жизни.

Глава II. Экологическое воспитание школьников средствами музыки

Духовность и нравственность, широкое сознание и кругозор, цивилизованность и образованность, бережное отношение ко всему живому и окружающему, то есть культура и сознание – прежде всего в этом остро нуждаются современный человек и общество. Поэтому культурно-экологическое воспитание и образование, позитивный настрой на жизнь, ориентир на истинные ценности, на созидание и творчество должны начинаться с первых лет жизни и пройти через все этапы дошкольного, школьного и послешкольного образования. В корне этого образования должен быть процесс воспитания в человеке непроходящих ценностей – Красоты, Добра, Истины. И первое место должно принадлежать именно Красоте, которая с детства напитав сердце и сознание человека, будет определять его мышление, сознание и поступки. Эти непроходящие человеческие ценности формируются, прежде всего, с помощью гуманитарных знаний, с помощью бессмертных произведений искусства.

2.1 Урок музыки и экологическое воспитание школьников

В современной педагогической науке эстетическое воспитание школьников средствами музыкального искусства трактуется неоднозначно. С одной стороны утверждается значимость эстетического воспитания в становлении общей духовной картины внутреннего мира каждого школьника как личности. С другой — некоторые авторы, отмечая «огромное воздействие музыкального искусства на ребенка, способность его без лишней дидактивности ввести детскую душу в огромный мир общечеловеческих ценностей, через развитие фантазии, воображения, творчества повлиять на становление духовного мира личности»,подвергают сомнению исторически сложившееся отношение к искусству, как средству воспитания. Однако воспитательное значение искусства сегодня как никогда актуально. Печальным подтверждением тому являются данные социологического исследования — вытеснение эстетических потребностей, ценностей на последние места в иерархии основных содержательных компонентов молодежного сознания. Причины подобного явления отмечают педагоги-практики на страницах педагогических журналов: выгодные сегодня прагматизм и навыки вычисления, рассудочность и бездушие, невнимание к ближнему и вообще к человеку, пренебрежение к нравственным ценностям. Ребенок воспринимает все это из видеофильмов, мультфильмов, компьютерных игр. Поэтому важно понимание урока музыки в воспитании эстетической культуры учащихся как наиболее воздействующего на сферу эстетических, душевных переживаний. Ведь музыка всегда являлась самым художественным и тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности.

Особое место в теории музыкально-эстетического воспитания занимает музыкальная эстетика, которая является, как и педагогика, методической основой музыкального воспитания.

Музыкальная эстетика раскрывает специфические особенности музыкального искусства, отражающего жизненные явления в музыкальных образах. Музыкальное воспитание базируется на нескольких принципах музыкальной эстетики. Первым можно считать положение о содержательности музыки, постулаты которые исповедовал Б.Л.Яворский. Он считал, что специфическая система образов для времени образует стиль, отображающий идеологию данного времени, что музыкальные образы характеризуют эпоху и стиль; что нет чистой музыки, всякая музыка программная и содержательна. Очень важно отношение ученого к музыке как информационно-языковой системе. «Музыкальная речь, одна из основных частей звуковой речи, черпает свой материал и законы из той же жизни, проявлением которой он являлся.»

Музыкальное образование направлено на развитие у детей целостного представления о музыкальном искусстве, на то, чтобы дать им опорные знания, умения и навыки музыкальной деятельности в системе, обеспечивающий школьникам в своей совокупности базу для дальнейшего самостоятельного общения с музыкальным искусством, для самообразования и самовоспитания.

Учебный предмет «Музыка» в начальной школе имеет следующие задачи:

  • увлечь музыкой, развить интерес и любовь к музыке, способность ценить ее красоту, вызвать музыкально-эстетический отклик на произведения, чувство сопереживания музыкальным образам, т.е. Развить эмоциональную сферу учащегося.
  • Развить музыкально-образное мышление, постижение закономерностей искусства, восприятие музыки, способность размышлять о ней в связи с жизнью и другими искусствами.
  • Развить творческие музыкальные способности, практические умения и навыки в процессе исполнения, слушания и сочинения музыки (импровизации),движения под музыку и ее пластическое интонирование.
  • Развить музыкально-эстетический вкус и потребность общения с музыкальными шедеврами и музыкальным самообразованием.

С задачами согласуется содержание музыкального воспитания, которое условно можно определить как единство трех блоков: 1) содержание искусства — оценочное осознание жизненных явлений. Искусство, как культура отношений, опыт поколений в образах, в осознании добра и зла. 2) язык искусства — художественный образ. Зависимость восприятия содержания от знания языка искусства.3) творческая потенция — развитое ассоциативное мышление, как основа творческой способности. [8,9]

Среди различных видов искусства большое значение в формировании эстетического отношения к природе принадлежит музыке. В народном творчестве чувство родной природы и ее символы, образы переносятся на человеческие характеры. В русских песнях и танцах девушку сравнивают с грушицей, зоренькой, яблонькой; молодца – с молодым месяцем, ясным соколом, лебедем. Эти удивительные по красоте сравнения делают песню поэтичной, образной, нежной, веселой и грустной, величественной и шутливой [4,с.32]. Воспитывая в школьниках отношение к природе, раскрывая генетическую связь человека с природой, которая моделируется в образах искусства, необходимо из кладезя музыкального искусства выбрать наиболее впечатляющее произведение, отвечающие возможностям освоения школьниками разных возрастных групп (П. И. Чайковский «Как мой садик свеж и зелен», «Кукушка», «Мой Лизочек …» «Подснежник» из цикла «Времена года», «Осень» из этого же цикла, «На тройке»).Младшие школьники смогут почувствовать, как композитор М. Мусоргский в увертюре к опере «Хованщина» – «Рассвет на Москве — реке» создает картину раннего утра. В музыке причудливо сливается пение петуха, знакомое каждому русскому человеку, и трепет занимающейся зари, и звон колоколов. И вместе с тем эта музыка выражает неодолимое стремление природы к своему полному раскрытию, развитию. По существу – это гимн природе. В музыке русских композиторов картины природы часто обретают эпическую, символическую силу. Например, во втором акте оперы А. Бородина «Князь Игорь» музыка звучит предостерегающе. В ней слышатся будто «разряженные» звуки создающие ощущение неуверенности. Музыка как бы предупреждает: природа не спокойна, на солнце опускается затмение, поход Игоря не сулит ни чего хорошего. [21,с.55]

Темы природы можно услышать в различных симфонических произведениях. О своей Первой симфонии П. Чайковский писал, что она создана под непосредственным впечатление по Чудскому озеру. Об этом говорят названия первой и второй частей: «Грезы зимней дороги», «Угрюмый край, туманный край». В музыке Л. Бетховена природа раскрывается через героическую борьбу страстей, через размышления о жизни и смерти. Непременные персонажи сказочных и романтических опер и балетов – Русалки, Наяды, Нимфы, Сильфиды – это олицетворенные образы природы. В операх «Русалка» А. Даргомыжского, «Садко» Н. Римского – Корсакова, балете «Конек — Горбунок» Ц. Пуни и затем Р. Щедрина представлено подводное царство. Особенно интересен танец «Океан и жемчужина» в постановке А. Горского, где властный Океан мощными прыжками казалось, заставит колыхаться все подводное царство.

Все это на уроке музыки дает школьникам представление о природе, окружающем мире, которым пропитана музыка народная и музыка композиторская, о ее экологии, о ее необходимой защите. Необходимо на уроках музыки использовать наглядность, где изображена природа, а так же использовать беседы о природе, экологии, защите живого мира, флоры и фауны, о чистоте родного края. Пение песен на тему природы благотворно влияет на их отношение к живому миру. Для воспитания любви школьника к природе, к ее многообразной красоте, следует использовать разнообразные художественные средства, имеющиеся в арсенале искусства. Ведь в музыке образы природы звучат по – особому, неповторимо, утверждая и славя ее красоту и ценность.[5,с.129]

Практическую разработанность вопросов экологического воспитания средствами музыки мы наблюдаем как в работе отдельных учителей музыки, так и в ряде программ по музыке. Например, в программе Критской, Сергеевой, Шмагиной.

На одном из уроков по теме «Музыка осени» в 1-м классе дети связывают жизненные впечатления об осени с художественными образами поэзии, рисунками художника, музыкальными произведениями П.И.Чайковского и Г.В.Свиридова из Музыкальных иллюстраций к повести А.С.Пушкина «Метель», фортепианная пьеса «Октябрь» П.И.Чайковского из цикла «Времена года», песни «Капельки» В.Павленко и «Скворушка прощается» Т.Попатенко.

Музыкальные пейзажи, предлагаемые детям по теме «Музыка и ты», имеют одно общее свойство – трепетное отношение композиторов к увиденной, «услышанной сердцем», очаровавшей их природе. К какой бы музыкальной зарисовке мы ни обратились, каждая из них наполнена теплотой человеческого чувства, мягкими красками и, конечно, песенностью. Эти пьесы сочинили наши современники, композиторы 20 в.: «Пастораль» (из «Сюиты в старинном стиле» для скрипки и фортепиано) и «Наигрыш» — А.Г.Шнитке, «Пастораль» из Музыкальных иллюстраций к повести А.С.Пушкина «Метель» – Г.В.Свиридов. Страницы учебника-тетради для 1-го класса знакомят детей с темами утреннего и вечернего пейзажа в произведениях искусства.

Мелодией гениального русского композитора М.П.Мусоргского открывается первый урок музыки во 2-м классе по программе Е.Д.Критской. Слушается фрагмент вступления «Рассвет на Москве-реке» к опере «Хованщина», который рисует картину наступающего дня. В 3-м классе учащиеся знакомятся с романсами известных композиторов. Музыка М.Мусоргского, П.Чайковского, Э.Грига, поэзия А.Плещеева, живопись В.Марковой дают почувствовать им идиллическую куртину вечернего покоя, тишины. [16,с.142]

Искусство и природа неотделимы друг от друга. Художники, композиторы, поэты часто воспевают природу, видя в ней прекрасный образец для своего творчества.

В среднем звене учащимся предлагаются для слушания следующие музыкальные произведения: «Жаворонок» М.Глинки, «Поет зима, аукает» Г.Свиридова, «Рассвет на Москве-реке» М.Мусоргского. Сравниваются два произведения искусства: «Прелюдия соль мажор» С.Рахманинова и картина И.Левитана «Весна.Большая вода». Дети сами чувствуют, что музыка прелюдии пронизана лучезарным светом, наполнена радостным покоем, безмятежностью; определяют настроение картины, ощущают радостное ликование пробуждающейся природы родного края.

В 6-м классе по программе «Музыка» Е.Д.Критской изучается новая грань темы – правда и красота музыки, рисующей картины природы, рассказывающей об отношении человека к природе, о воздействии природы на человека.

Среди всех русских композиторов никто так не любил природу, никто так хорошо не знал и не чувствовал ее, никто не умел так изумительно передать ее красоту в музыке, как Н.А.Римский-Корсаков. Композитор назвал свою оперу «Весенней сказкой» и рассказал в ней о том, как прекрасная пора года – весна – неизбежно уходит, уступая место лету. Слушая музыку, ощущаешь очарование русской природы, красоту русской песенности, пронизывающей всю оперу. Сто лет слушают миллионы людей – и детей и взрослых – эту оперу и восхищаются ею. Она учит нас любоваться красотой природы, красотой песен, красотой человеческих чувств. И не только любоваться, но и беречь природу, песни чистые, добрые человеческие чувства.

В образах природы школьники видят отблеск собственной духовности, свой идеал и свое совершенство, и только в этом случае осуществляется самовоспитание. Ребенок развивается умственно, учась на собственном опыте, на опыте человечества. Созерцая прекрасное, знакомясь с творениями великих композиторов, художников, литераторов, школьники всесторонне развиваются, преобразовывают социальную и природную действительность, воспринимают эмоционально красоту окружающей действительности и разных видов искусств, совершенствуют свою жизненную позицию.

2.2 Опыт работы учителей музыки Ярославской области

Вопросы экологического воспитания волнуют педагогов и воспитателей Ярославской области. Свои разработки уроков и идеи они соединили в методические сборники «Экологическое воспитание средствами искусства» и «Экологическое воспитание средствами музыки», авторы-составители Б.А.Баранов и Г.В.Абрамова. Данное методическое пособие содержит материалы из опыта работы учителей и воспитателей Ярославской области.

Анализ учебных программ по музыке, изобразительному искусству, мировой художественной культуре, литературе и другим гуманитарным курсам показывает, что они очень экологичны, содержание учебного материала в них обладает большими потенциальными возможностями для экологического образования, и что очень важно, воспитания искренней любви и бережного отношения к Природе. Эти возможности успешно используют в своей работе учителя музыки: Леснополянской начальной школы Г.А.Заозерова, школы №27 г.Рыбинска Л.В.Залыгина, школы № 2 г. Ростова А.В.Паутов, Волжской средней школы Некоузского района Т.Б.Заяц, школы №21 г. Ярославля З.Б. Мурашова и многие, многие другие педагоги.

Т. Б. Заяц, учитель музыки Волжской средней школы Некоузского района ,

Заслуженный учитель школы РФ.

Фрагмент урока по экологическому воспитанию школьников:

«Надо научить человека любви к жизни, интересу ко всему, что дышит, зеленеет, цветет, издает звуки и запахи. Научить радости жизни! Знания, профессия, мастерство, успех, материальное благополучие… без интереса к богатству живого мира и ощущению в нем своего места не часто делают человека счастливым. И напротив, у человека, которого радует пение птиц, обычно и все остальное ладится». Учитель музыки с помощью самых различных методов и средств может внести свою весомую лепту в экологическое воспитание и образование молодого поколения, всего населения. Сама программа «Музыка» Д. Б. Кабалевского открывает большие возможности творческой деятельности по экологическому воспитанию детей. Жизненная сила этой программы, ее связь со всеми сферами жизни и деятельности человека позволяют сформировать у учащихся духовное осознание единства Природы и Человека. Программа эта необыкновенно пластична и универсальна, несмотря на строгий тематизм и стройность основных художественных концепций. Она позволяет как учителю, так и ученику самовыразиться и самоутвердиться, т. е. осознать свою роль в обществе, во всем окружающем мире.

Бесхозяйственность и нерадивость в деяниях человека породили массу экологических проблем. Варварски вырубаются леса, а оставшиеся очень часто горят, повсюду свалки отходов, неисправны очистные сооружения, истощенные, загрязненные и обезображенные тяжелой техникой поля почти не дают урожая . Дети должны знать обо всем этом и многом другом. Но роль учителя музыки заключается не в том, чтобы указать детям на эти негативные факты, а в том, чтобы средствами музыки и других искусств воспитать в них способность видеть, слышать, чувствовать, а значит сопереживать, сострадать, научить беречь, созидать, приумножать, а не разрушать. И чем раньше и больше молодых людей осознают это, почувствуют свое истинное предназначение в природе и обществе, тем оптимистичнее мы будем смотреть в будущее. И главное – чтобы природа и мир вокруг нас стал чистым, сперва нужно очистить душу.»Т.Б. Заяц

«Уже на первом уроке в первом классе веду разговор о нашем поселке, о школе, в которой они начали учиться, о природе наших мест. Песни, которые разучиваю с ребятами на уроке («Песня о школе», «Во поле береза стояла, позволяют вести разговор на темы: .

  • Наша школа, какая она?
  • Березы и тополя вокруг школы посажены учениками и учителями в годы Великой Отечественной войны.
  • 25 лет назад заложена аллея памяти погибших в войну.
  • Когда вы с мамой впервые посадили деревце?

Дети охотно ведут разговор на эти темы.

На седьмом уроке первой четверти знакомлю ребят с песней Островского «Пусть всегда будет солнце». Что такое счастье? — задаю вопрос после прослушивания песни. Они дружно и уверенно отвечают: счастье — это когда светит солнце, голубое небо, рядом мама. Урок завершаю мыслью: любовь к своей земле начинается с любви к своей маме. Даю творческое задание, которое могут выполнять все члены семьи: нарисовать свой дом, любимую бабушку, маму, себя. Рисунков бывает очень много.

Во второй четверти 1 класса дети знакомятся с русской народн ой песней «Калинка». На уроке на столе в кувшине ветки с гроздьями красных ягод, русский самовар. В гости пришла Анна Дмитриевна Смирнова — прекрасная исполнительница русских народных песен. Одна за другой звучат удивительные, непривычные для современных учащихся песни. Они с большим интересом и любопытством слушают живой голос певицы и мой рассказ о жизни и творчестве ее. Так происходит знакомство с талантливыми жителями нашего поселка, солью земли нашей.

Важнейшим принципом музыкальных занятий, особенно в начальной школе, должно быть обращение к народной педагогике. Тогда дети органически включаются в окружающую жизнь, учатся наблюдать и понимат ь ее, живут в теснейшем контакте с природой.

В третьей четверти на четвертом уроке разучиваем чудесную песенку. «Воробьиная». С ее помощью возникает разговор о птицах нашего края. Ребята рассказывают, есть ли у их дома кормушка, чей папа умеет делат ь синичники и скворечники, А на дом — задание: понаблюдать за птицами, нарисовать их, сделать кормушки, следить за ними, помочь папе сдела в скворечник.

Во втором классе постепенно привыкают, приучаются не только наблюдать, но и вслушиваться в природу, душой и сердцем чувствовать ее. При разучивании песни «Кукушка» они, подумав, верно отвечают на вопрос, почему так однообразна, одинока песня этой птицы, кого в народе у нас называют «кукушкой».

Во второй четверти второго класса во время работы с песней Т. Попатенко «Котенок и щенок» после показа ее повторяю куплет, где есть такие слова:

Их так нахлопали,

Их так нашлепали, Что было очень…

Котенку и щенку.

Делаю намеренно паузу после слов «было очень», а ребята на вопрос учителя хором произносят приговор нашкодившим котенку и щенку — «больно». Озадачиваю их: Нет! Слово здесь другое, поэт — добрый человек, он написал здесь совсем другое слово, и смысл строчек этих другой. Ищем все вместе другое слово, находим: «стыдно»! Ведь их не побили, а лишь слегка нашлепали, ибо друзей, тех, кого любят, не бьют. Беседуем о домашних животных, о том, как им живется рядом с нами. Даю задание: нарисовать своего воспитанника, друга меньшого. Дети часто бывают в лесу, благо он располагается сразу же за поселком. Выполняя мое задание да и по собственной инициативе ребята находят удивительные веточки, сучочки, коренья, которые с помощью небольшой обработки и детского воображения превращаются в лесные скульптурные произведения. Дети очень любят такие задания и с удовольствием приносят из таинственного, сказочного леса «птичек», «ящериц», «лесовичков», «леших». «Крокодил» и «Чебурашка» обязательно отыскиваются в лесу, поэтому песенка о них звучит на уроке особенно выразительно и зримо, Тут же на уроке сочиняем про них стихи:

Чебурашка с Крокодилом

На прогулку в лес пошли

И среди сухих коряжек

Сто друзей себе нашли.

С помощью таких, на первый взгляд, незначительных деталей и методических приемов потребительское, разрушительное отношение ребятишек к природе, нередко заложенное семейным воспитанием, постепенно меняется на доброжелательное, бережное отношение ко всему живому и беспомощному.

В четвертой четверти на одном из уроков слушаем «Камаринскую», На этот урок в гости к ребятам приглашаю местного балалаечника К. В. Медведева. Он великолепно исполняет вариации этой плясовой, а затем увлеченно, с любовью рассказывает о балалайке. Разучиваем песню «Подай балалайку», Капитон Васильевич играет мелодию ее на балалайке, а дети с азартом акцентрируют упругий ритм на бубнах, ложках, трещетках. Творческое задание после этого урока — послушать, как звучит сухое дерево, найти звонкие палочки, дощечки, придумать простейшие музыкальные инструменты. Фантазии детей безграничны , идет обмен созданными инструментами с показом способов звукоизвлечения. На последний в году урок музыки беру тему: «Мы — второклассники. Какими мы стали?» В процессе этого своеобразного урока выясняется, что мы с детьм и имее те научились не только видеть красоту окружающего мира, но и чувствовать, и защищать ее. Провожу на уроке творческий аукцион, на котором дети показывают свои таланты в качестве поэтов , оранжировщиков композиций из цветов, веточек, глины и других при родных материалов, в роли певцов, актеров и музыкантов. Это- радостный гимн-концерт, посвященный лету, природе и детям, которые готовятся прийти в н ее не покорителями и бездумными потребителями, а добрыми, понимающими друзьями.

В третьем классе при изучении темы «Музыка моего народа» наиболее полно можно раскрыть проблему единства Природы и Человека. На одном из уроков первой четверти знакомлю учащихся со старой рекрутской песней «Ой да ты калинушка». Песню на уроке исполняет Валентина Васильевна Крылова. Звучит она распевно и широко, красиво и величаво. После прослушивания задаю вопросы: Кого вы видите в образе горемычной калины, одиноко стоящей на горе крутой? Почему в песне поется «не стой, не стой на горе крутой, не спущай листа во син е море»? После многих версий ребят уточняю; калина — это мать, которая смотрит вслед уходящему кораблю, увозящему рекрутов, которы м предстоит многолетняя служба во солдатах. Как лист, сброшенный с калины, не вернется к ней обратно, так и сына своего матушке не доведется увидеть никогда.

Когда дети вместе с родителями на одном из праздников поют любимую «Тонкую рябину», они знают, что рябина-это девушка-сиротина, а дуб-парень, может тот же рекрут, разлученный со своей любимой. Таких уроков, где природа выступает в роли главного действующего лица, олицетворением жизни человеческой, много в начальных классах.

В 5-7 классах ребята более глубоко знакомятся с историей поселка, его окрестностями и людьми. В шестом классе, например, в разделе «В чем сила музыки» при разучивании песни Соловьева-Седого «Баллада о солдате» провожу беседу о нашем земляке, директоре школы, учителе-биологе Павле Ивановиче Васильеве. Дети узнают о его военной молодости, о тяжелой судьбе: сапер, минер, плен, гестаповская тюрьма, пытки, три побега . Сейчас живет рядом с нами, любит и выращивает цветы, разводит сад. В школе основал картинную галерею. Павел Иванович часто приходит к ребятам в школу, бывает на уроках музыки, поэтому учащиеся исполняют балладу думая и зная о таких людях, как Павел Иванович.

Радует то, что подростки в старших классах нередко обращаются с просьбой спеть русские народные песни, такие как: «Степь да степь кругом» (автор Ярославский поэт Суриков), «Вниз по матушке по Волге», «У нашей Дуни», «Я капустицу полола» и другие. Они живо интересуются народной мудростью, выраженной в музыкальном, поэтическом и другом творчестве: в хороводах, закличках, словесных играх, загадках, поговорках, в частушках и прибаутках. Ребята выполняют более сложные творческие задания. Например, у Антонины Андреевны Перфильевой был записан свадебный обряд, бытовавший на Волге 70 лет назад. Она была певчей на многих свадьбах и сохранила в памяти все детали обряда. Знаменитые наши волжские частушечницы Антонина Васильевна и Зинаида Васильевна Захаровы, Анна Николаевна Аруева с удовольствием передают молодым свой обширный частушечный репертуар. Все это-родные корни, основа, особенно необходимая в детстве, поскольку на этой почве произрастает мудрост ь мировоззрения, мудрое отношение к природе, к окружающим людям. [1,с.17]

Сценарий урока музыки в 7 классе по теме «Музыкальная драматургия»

«Как все взаимосвязано в природе, разумно и неразделимо»

Мурашова Зинаида Борисовна , учитель музыки школы № 21 г. Ярославля.

Художественно-педагогическая идея:

«Я вижу, как, из чего и почему происходит то, что зовется жизнью природы, но я не знаю, зачем это происходит. Я человек и не могу чувствовать себя спокойно и уверенно, пока не знаю, зачем я родился, зачем я нужен этому миру и почему мне так неистребимо хочется жить .» Тит Лукреций, философ, поэт (1 век до нашей эры).

«Род проходит, и род приходит, а земля пребывает во веки.

Восходит солнце, и заходит солнце,

И спешит к месту своему, где оно восходит.

Идет ветер к югу и переходит

к северу, кружится, кружится

на ходу своем и возвращается

ветер на круги свои.

Все реки текут в море,

но море не переполняется:

к тому месту, откуда реки текут,

они возвращаются, чтобы опять течь.

Библия. Книга Екклесиаста. (1033 г. до н.э.)

На протяжении всего урока акцентировать внимание учащихся на мысли: «Как все взаимосвязанно в природе, разумно и неразделимо».

Ход урока:

  • Звучит музыка Дебюсси «Лунный свет» в фортепианном исполнении в грамзаписи без предварительных комментариев и без сообщения названия произведения.

— Беседа о том, чья это музыка, какова эта музыка, какие музыкально-художественные образы она воссоздает, какое настроение вызывает у слушателей, какими средствами выразительности композитор воздействует — на слушателей, о чем эта музыка. После разговора о красоте лунной ночи, выраженной в музыке композитора — импрессиониста, продолжить беседу о красоте окружающего мира, об отношении жителей микрорайона к красоте протекающей по городу речки Дунайки, о людях, загрязняющих ее. Предложить ребятам всем классом заняться очисткой ее берегов.

Вопросы учащимся:

  • Как вы думаете, все люди видят красоту окружающего мира?
  • Можно научить человека любить природу?

Через беседу по этим и другим вопросам необходимо прийти к выводу о том, что человек способен осознанно сохранять здоровой свою среду обитания, выполняя экологические обязанности только при личной заинтересованности, а это значит, что необходимо направлять внимание всех людей к проблемам экологической грамотности, экологического воспитания.

  • В исполнении учащихся звучит третий куплет ранее разученной песни «А тайны рядом» о загадках и тайнах Природы

Вопросы учащимся:

  • Что такое природа?
  • Что такое окружающая среда?
  • Что значит загрязнение окружающей среды?
  • Назвать ближайшие предприятия, которые загрязняют природу, своими сбросами и выбросами отходов производства портят красоту и чистоту вод Дунайки и главной реки России Волги.

— Подвести учащихся к выводу о том, что очень часто человек только вдали от малой Родины, находясь в океане, в космосе, может испытать подлинную любовь к родному краю. Привлечь к беседе по этим вопросам учащихся со слабой учебной подготовкой и потенциальных загрязнителей.

  • Завершить разговор исполнением 2 и 3 куплета песни «Я вернусь к тебе, Россия».
  • Кратко осветить сложность и тревожнос ть экологической обстановки в современном мире, в России и эмоционально закрепить эту тревогу исполнением песни «Родные места».

Домашнее задание учащимся:

Те чувства, настроения и мысли, которые возникли во время разговора, выразить в сочинении или в стихах и назвать их «Я-человек».

  • Разговоры о четырех компонентах природы: воде, земле, воздухе, огне.
  • Чтение учеником стих.

Н. Жоговолева «Берегите лес».

Как все взаимосвязано в природе, разумно и неразделимо !

Вот ландыши: они не в поле бродят,

А с тенью лип нерасторжимы

И с колокольчиком лиловым,

И с флейтой иволги,

И свистом соловьиным,

И с влажным воздухом медовым.

Срубите лес-и, как в безлунной бездне,

Все-все-до муравьиной кучи,

До ежика, до светлячка-исчезнет.

Над пустошью лишь тени бросят тучи…

Храните лес, чтоб эхо в нем гудело,

Чтоб в ручеек Аленушка глядела.

Вывод: Искусство — великая сила, способная заставить человека любить, тревожиться, страдать, посмотреть на себя и на дела свои обновленными эстетическими чувствами глазами.

  • Музыкальным продолжением этой мысли и разговора о лесе- слушание в грамзаписи «Детской симфонии» И. Гайдна.
  • Музыкально-художественный образ природы, отраженный в симфонии Гайдна, выразить через стихотворение Е. Пяткиной «Лесная увертюра»

О теплых днях весны, о щедрых днях

Звучит многоголосие увертюры,

Звенит вода в ручьях, трещат остатки льда,

Выводит зяблик трель колоратуры.

Гудит гусиный клин, тревожа неба синь,

И будорожат лес синицы, не смолкая.

Курлычут журавли . Один… Еще один…

И сердце дрогнуло ликуя и страдая,

Мелодия весны… В ней удальство и грусть.

Поет моя мечта над рощей пролетая.

Как ты прекрасна, песенная Русь,

В неброский день распахнутого мая!