словарь дошкольник загадка обогащение
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень |
|
Пассивный словарь |
|||
-понимает обобщающие слова понимает названия детенышей домашних и диких животных понимает слова с противоположным значением. |
-не всегда понимает обобщающие слова не всегда правильно понимает названия детенышей домашних и диких животных не всегда правильно понимает слова с противоположным значением. |
-не понимает обобщающие слова не понимает названия детенышей домашних и диких животных не понимает слова с противоположным значением. |
|
Активный словарь |
|||
-свободно называет действие по предъявленному предмету свободно называет способы передвижения объектов и предметов свободно подбирает слова-антонимы |
-не всегда правильно называет действие по предъявленному предмету не всегда правильно называет способы передвижения объектов и предметов не всегда правильно подбирает слова-антонимы |
-не называет действие по предъявленному предмету не называет способы передвижения объектов и предметов не подбирает слова-антонимы |
|
Номинативный словарь |
|||
-свободно называет предметные картинки по группам (посуда, одежда, обувь и т.д.) свободно называет предметы по описанию, свободно подбирает родственные однокоренные слова |
-не всегда правильно называет предметные картинки по группам (посуда, одежда, обувь и т.д.) не всегда правильно называет предметы по описанию, не всегда правильно подбирает родственные однокоренные слова |
-не называет предметные картинки по группам (посуда, одежда, обувь и т.д.) не называет предметы по описанию, не подбирает родственные однокоренные слова |
|
Атрибутивный словарь |
|||
-свободно подбирает определения к словам, свободно подбирает антонимы к существительным |
-не всегда правильно подбирает определения к словам, не всегда правильно подбирает антонимы к существительным |
-не подбирает определения к словам, не подбирает антонимы к существительным |
|
Для решения второй задачи была выбрана диагностика по методике Волкова Г.А., Илюк М.А., которая включала в себя следующие задания
Цель: Исследование пассивного словаря
Понимание обобщающих слов с деталями, Инструкция для ребенка:
Оценка: всего предъявляют 6 проб, максимальное количество баллов — 2 б., 2 балла — правильное выполнение, 1 балл — затрудняется, поиск, с помощью педагога, находит, 0 баллов — отказ или далекая словесная замена.
Понимание названий детенышей домашних и диких животных (, Инструкция для ребенка:
Оценка: 10 заданий, максимальное количество баллов — 2 б., 2 балла — правильное выполнение, 1 балл — затрудняется, поиск, с помощью педагога, находит, 0 баллов — отказ или далекая словесная замена.
Понимание слов с противоположным значением, Инструкция для ребенка:
входит — выходит открывает — закрывает
подходит — отходит стоит — идет
длинный — короткий широкий — узкий
влетает — вылетает большой — маленький
высокий — низкий
Оценка: 18 картинок, максимальное количество баллов — 2 б., 2 балла — правильное выполнение, 1 балл — затрудняется, поиск, с помощью педагога, находит, 0 баллов — отказ или далекая словесная замена.
2 блок
Цель: Исследование активного словаря
Состояния глагольного (предикативного) словаря, Инструкция для ребенка:
Оценка: 10 заданий, максимальное количество баллов — 2 б., 2 балла — правильное выполнение, 1 балл — затрудняется, поиск, с помощью педагога, находит, 0 баллов — отказ или далекая словесная замена.
Инструкция для ребенка:
Оценка: 8 проб, максимальное количество баллов — 2 б., 2 балла — правильное выполнение, 1 балл — затрудняется, поиск, с помощью педагога, находит, 0 баллов — отказ или далекая словесная замена.
Задание № 6. Подобрать антонимы к следующим словам:
входит — . закрывает — .
встает — . поднимается — .
ползет — . бежит — .
улетает — . ложится — .
плачет — . кладет — ….
Инструкция для ребенка:
Оценка: всего предъявляют 10 слов, максимальное количество баллов — 2 б., 2 балла — правильное выполнение, 1 балл — затрудняется, поиск, с помощью педагога, находит, 0 баллов — отказ или далекая словесная замена.
Состояние номинативного словаря, Инструкция для ребенка :
Оценка: 6 проб по 5 предметов, максимальное количество баллов — 2 б., 2 балла — правильное выполнение, 1 балл — затрудняется, поиск, с помощью педагога, находит, 0 баллов — отказ или далекая словесная замена.
Состояние номинативного словаря, Инструкция для ребенка :
Оценка: всего предъявляют 9 слов, максимальное количество баллов — 2 б., 2 балла — правильное выполнение, 1 балл — затрудняется, поиск, с помощью педагога, находит, 0 баллов — отказ или далекая словесная замена.
Состояние номинативного словаря, Инструкция для ребенка :
Оценка: всего предъявляют 8 слов, максимальное количество баллов — 2 б., 2 балла — правильное выполнение, 1 балл — затрудняется, поиск, с помощью педагога, находит, 0 баллов — отказ или далекая словесная замена.
Состояние атрибутивного словаря, Инструкция для ребенка :
Оценка: всего предъявляют 10 слов, максимальное количество баллов — 2 б., 2 балла — правильное выполнение, 1 балл — затрудняется, поиск, с помощью педагога, находит, 0 баллов — отказ или далекая словесная замена.
Состояние атрибутивного словаря
Подобрать антонимы к следующим словам: холодный, ловкий, ленивый, толстый, твердый, тупой, сухой, черный, кислый, высокий.
Инструкция для ребенка
Оценка: всего предъявляют 10 слов, максимальное количество баллов — 2 б., 2 балла — правильное выполнение, 1 балл — затрудняется, поиск, с помощью педагога, находит, 0 баллов — отказ или далекая словесная замена.
Высокий уровень сформированности словаря:, Средний уровень сформированности словаря:, Низкий уровень сформированности словаря:
Данные диагностики были зафиксированы в таблице 2 и гистограмме 1.
Таблица 2. Уровни сформированности словаря детей старшей группы
Ф.И. реб-ка |
Пассивный словарь |
Активный словарь |
Номинативный словарь |
Атрибутивный словарь |
Баллы/уровни |
|
1. Арбузов Саша |
6 |
4 |
2 |
2 |
14 баллов — средний уровень |
|
2. Багдасарян Гриша |
4 |
4 |
2 |
2 |
12 баллов — средний уровень |
|
3. Волков Денис |
4 |
2 |
2 |
2 |
10 баллов — низкий уровень |
|
4. Галкина Света |
6 |
6 |
4 |
4 |
20 баллов — высокий уровень |
|
5. Демидов Рома |
4 |
2 |
2 |
2 |
10 баллов — низкий уровень |
|
6. Ерофеев Тимофей |
6 |
6 |
4 |
4 |
20 баллов — высокий уровень |
|
7. Златова Настя |
6 |
4 |
2 |
2 |
14 баллов — средний уровень |
|
8. Игнатьева лена |
4 |
4 |
2 |
2 |
12 баллов — средний уровень |
|
9. Козлова Нина |
6 |
6 |
4 |
2 |
18 баллов — высокий уровень |
|
10. Кармазин Дима |
4 |
4 |
2 |
2 |
12 баллов — средний уровень |
|
11. Лазарева Оля |
4 |
4 |
2 |
2 |
12 баллов — средний уровень |
|
12. Лыков Игорь |
4 |
2 |
2 |
2 |
10 баллов — низкий уровень |
|
13. Маркорян Ираклий |
2 |
2 |
2 |
2 |
6 баллов — низкий уровень |
|
14. Новосельцева Наташа |
4 |
4 |
2 |
2 |
12 баллов — средний уровень |
|
15. Осипов Кирилл |
2 |
2 |
2 |
2 |
8 баллов — низкий уровень |
|
16. Пригожина Кира |
6 |
6 |
4 |
2 |
18 баллов — высокий уровень |
|
17. Рогонян Ева |
2 |
2 |
2 |
2 |
8 баллов — низкий уровень |
|
18. Савченко Матвей |
4 |
4 |
4 |
2 |
14 баллов — средний уровень |
|
19. Томилин Костя |
4 |
2 |
2 |
2 |
10 баллов — низкий уровень |
|
20. Урумян Киркор |
2 |
2 |
2 |
2 |
8 баллов — низкий уровень |
|
Таким образом, проведенная диагностика уровней сформированности словаря у детей старшей группы показала следующие результаты: с высоким уровнем развития словаря выявлено 4 ребенка (20%), со средним уровнем выявлено 8 детей (40%), с низким уровнем выявлено 8 детей (40 %).
Данные отражает гистограмма 1.
Гистограмма 1. Уровни сформированности словаря детей старшей группы
В результате диагностики мы получили большой разброс в уровнях развития словаря. Но основными проблемами в предлагаемых тестах были антонимы, также детям было трудно придумать слова описания, а также однокоренные слова.
Для решения третьей задачи мы использовали методику Ю.Г. Иларионовой, разработанные уровни в таблице 3.
Таблица 3. Уровни и критерии сформированности восприятия загадок детьми старшей группы
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень |
|
-Умеет узнавать загадку среди произведений других жанров. Имеет представление о понятии «загадка». Умеет отгадать загадку и объяснить отгадку. Умеет сочинить загадку самостоятельно. умеет использовать в своей речи сравнение, метафору. |
-Не всегда узнает загадку среди произведений других жанров. Имеет представление о понятии «загадка», но не может это объяснить Не всегда может отгадать загадку и объяснить отгадку. Сочинить загадку может только при направляющей помощи педагога Не всегда правильно использует в своей речи сравнение, метафору. |
— Не умеет узнавать загадку среди произведений других жанров. Не имеет представление о понятии «загадка». Умеет отгадать загадку и объяснить отгадку. Не умеет сочинить загадку самостоятельно. Не умеет использовать в своей речи сравнение, метафору. |
|
Далее мы провели диагностику уровня сформированности восприятия загадок детьми старшей группы по методике Ю.Г. Иларионовой, в которую вошли следующие задания
1. Задача — выявить наличие умения узнавать загадку среди произведений других жанров.
Было дано задание найти среди прочитанных четверостиший загадку.
Мохнатенько, усатенько,
Лапки мягоньки, а коготки востры.
Плачет киска в коридоре,
У нее большое горе:
Злые люди бедной киске,
Не дают украсть сосиски. (Б. Заходер).
В новой стене, в круглом окне,
Днем стекло разбито, за ночь вставлено.
Котя, котенька, коток,
Котя, серенький хвосток,
Приди котик ночевать, нашу деточку качать (2 балла за нахождение 2-х загадок, 1 балл — за одну загадку, 0 — баллов — ошибки или неправильно названное произведение)
2. Задача — выявить уровень представлений детей о понятии «загадка».
Было проведено интервьюирование детей. Каждому ребенку был задан вопрос: Что такое загадка? Ответы сразу записывались.
2 балла характеризуется правильным пониманием функции загадки, как логической задачи.
1 балл — верный в целом смысл.
0 баллов — элементарное представление о загадке, как развлечении, игре ума.
3. Задачи — определить уровни умений отгадать загадку и объяснить отгадку.
Каждому ребенку было предложено отгадать три загадки и объяснить их отгадки, ответы сразу записывались. Были опрошены все 20 детей.
Синенька шубёнка
Весь мир покрыла (ночь).
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу (вода).
Что выше леса,
Краше света,
Без огня горит? (солнце) (2 балла — отгадывает загадку и приводит все признаки загаданного предмета, 1 балл — отгадывает загадку, но отмечает только один признак, 0 баллов — неправильно отгаданная загадка, не приводит ни одного признака)
4. Задача — определить уровни умений детей сочинить загадку самостоятельно.
Детям было предложено сочинить одну или несколько загадок о любых предметах и загадать загадки (2 балла — составлена интересная загадка, 1 балл — составлена простая по форме загадка, 0 — баллов — загадка не составлена)
5. Задача — выявить наличие умения видеть в художественном тексте сравнение, метафору.
Было проведено тестирование:
1) Детям был дан текст со сравнениями:
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит… (А.С. Пушкин. Зимний вечер)
Было сформулировано следующее задание — найти в тексте слова, которые сравнивают бурю с чем-нибудь или с кем-нибудь.
2) Детям был дан текст с метафорами:
Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна
На печальные поляны
Льёт печально свет она.
По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит. (А.С. Пушкин. Зимняя дорога)
Было сформулировано задание — найти слова, употреблённые в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений (2 балла — все слова найдены, 1 балл — найдено одно слово, 0 — баллов — слова не найдены)
6. Задача — определить уровни умения использовать в своей речи сравнение, метафору.
Были проведены индивидуальные игры. Каждого ребенка просили описать игрушку, причём всем предлагалась одна и та же игрушка (пластмассовый Буратино).
Была дана следующая инструкция: «Представь, что ты звонишь мне по телефону и рассказываешь, какую замечательную игрушку тебе подарили. Я её не вижу, а ты держишь в руках и описываешь мне словами». Так же было дано задание составить рассказ о весеннем дне. Беседа: «Посмотрите за окно. Сегодня — один из первых дней весны. Ещё неделю назад всё было покрыто снегом, небо было в тучах, мы не видели солнца. Посмотрите, как всё изменилось! Попробуйте составить два — три предложения о том, что вы видите за окном, о сегодняшнем весеннем дне» (2 балла — в речи активно используются сравнения при описании предмета, 1 балл — сравнения используются редко, 0 баллов — не используются)
Высокий уровень: 12 — 9 баллов
Средний уровень: 8 — 6 баллов
Низкий уровень: 5-0 баллов
Данные сформированности восприятия загадок зафиксированы в таблице 3 и гистограмме 2.
Таблица 3. Уровни сформированности восприятия загадок
Ф.И. реб-ка |
Задание 1 |
Задание 2 |
Задание 3 |
Задание 4 |
Задание 5 |
Задание 6 |
Баллы/уровни |
|
1. Арбузов Саша |
2 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
4 баллов — низкий уровень |
|
2. Багдасарян Гриша |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
4 баллов — низкий уровень |
|
3. Волков Денис |
2 |
2 |
1 |
0 |
0 |
0 |
5 баллов — низкий уровень |
|
4. Галкина Света |
2 |
2 |
1 |
1 |
0 |
0 |
6 баллов — средний уровень |
|
5. Демидов Рома |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
3 балла — низкий уровень |
|
6. Ерофеев Тимофей |
2 |
2 |
1 |
1 |
0 |
0 |
6 баллов — средний уровень |
|
7. Златова Настя |
2 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
4 баллов — низкий уровень |
|
8. Игнатьева лена |
2 |
2 |
1 |
0 |
0 |
0 |
5 баллов — низкий уровень |
|
9. Козлова Нина |
2 |
2 |
1 |
1 |
0 |
0 |
6 баллов — средний уровень |
|
10. Кармазин Дима |
2 |
2 |
1 |
0 |
0 |
0 |
5 баллов — низкий уровень |
|
11. Лазарева Оля |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
3 балла — низкий уровень |
|
12. Лыков Игорь |
2 |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
5 баллов — низкий уровень |
|
13. Маркорян Ираклий |
2 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
4 балла — низкий уровень |
|
14. Новосельцева Наташа |
2 |
2 |
1 |
1 |
0 |
0 |
6 баллов — средний уровень |
|
15. Осипов Кирилл |
2 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
4 балла — низкий уровень |
|
16. Пригожина Кира |
2 |
2 |
1 |
0 |
0 |
0 |
5 баллов — низкий уровень |
|
17. Рогонян Ева |
2 |
2 |
1 |
1 |
0 |
1 |
7 баллов — средний уровень |
|
18. Савченко Матвей |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
3 балла — низкий уровень |
|
19. Томилин Костя |
2 |
2 |
1 |
1 |
0 |
0 |
6 баллов — средний уровень |
|
20. Урумян Киркор |
2 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
4 балла — низкий уровень |
|
Таким образом, с высоким уровнем восприятия загадок не выявлено ни одного ребенка, со средним уровнем выявлено 6 детей (30 %), с низким уровнем выявлено 14 детей (70%).
Данные отражает гистограмма 2.
Гистограмма 2. Уровни сформированности восприятия загадок
Таким образом, проведенная диагностика уровня восприятия загадки позволила сделать следующие выводы:
Дети легко узнают загадку среди произведений других жанров, но практически не могут дать её определения, выделить структурные особенности.
Детям интересны загадки, каждый второй умеет их отгадывать при условии отбора загадок в соответствии с возрастными особенностями. Но требование объяснить отгадку многих затрудняет, при доказательстве отмечают обычно только один признак загаданного предмета. Это всё объясняет низкий уровень умений сочинить загадку.
Вторая часть эксперимента выявила низкий уровень знаний детей о таких изобразительно-выразительных средствах языка, как сравнения и метафоры, у большинства не сформировано умение находить их в тексте, а также умение использовать их в собственной речи, ещё больше сложностей выявила работа с рифмой.
Результаты констатирующего эксперимента определили направление нашей работы: используя интерес и любовь к загадке сделать её помощником в словарном развитии, познакомить ребят со структурой загадки, с приёмами создания образа в ней — с тем, чтобы не только научить создавать загадки самому, но и более глубоко и полноценно воспринимать художественные произведения других жанров, в которых используются те же средства, что и в загадке.