Искусство менеджера

Бизнес-план

С развитием рыночной экономики термины «менеджмент» и «менеджер» быстро и прочно вошли в нашу жизнь и наш словарный запас, заменив такие термины, как «менеджмент», «управленческая деятельность», «менеджер», «директор”.

Финансовый менеджмент в нашей Республике представляет собой новую область экономических знаний, поэтому необходимо познать его методы, понять особенности управления финансовыми ресурсами предприятия и условия, обеспечивающее эффективное взаимодействие с банковскими учреждениями, фондовыми биржами, страховыми компаниями и другими специализированными финансово-кредитными организациями. Особое внимание следует уделить организации финансов компании, управлению ликвидностью, разработке бизнес-планов и методам анализа финансовой отчетности.

Методы финансового менеджмента позволяют нам оценить риск и прибыльность того или иного способа вложения денег, понять эффективность компании, определить скорость оборачиваемости капитала и ее результаты.

Задача финансового менеджмента — принимать решения, обеспечивающие наиболее эффективное движение финансовых ресурсов между фирмой и ее источниками финансирования, как внешними, так и внутренними. Таким образом, управление денежными потоками финансовых ресурсов является центральным вопросом финансового менеджмента.

Решения по выбору источников финансирования принимаются по таким вопросам, как разработка и реализация политики оптимального решения и сочетания использования собственных заемных средств для обеспечения наиболее эффективного функционирования фирмы, разработка и реализация политики привлечения на наиболее выгодных условиях, дивидендная политика и другие.

Цель курсовой работы является дать полное понятие, что представляет собой финансовый менеджер, какие права, обязанности и требования выполняются финансовым менеджером, цели и задачи финансового менеджера, а также какую роль выполняет финансовый менеджер на предприятии (корпорации).

Тематика курсовой работы актуальна и в наше время, так как любой бизнес просто не может существовать в рыночных или переходных условиях чистой конкуренции без качественной услуги финансового менеджмента.

Глава 1. Современный финансовый менеджер

1.1 Понятие финансового менеджера

Прежде чем говорить о менеджере и его функциях, необходимо ввести понятие «менеджмент”. Этот термин произошел от американского management – управление. Менеджмент – это самостоятельный вид профессиональной деятельности, направленный на достижение в ходе любой хозяйственной деятельности фирмы, действующей в рыночных условиях, определенных намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента.

17 стр., 8393 слов

Менеджмент как деятельность, наука и искусство

... и особенностям менеджмента. О менеджменте принято говорить как об искусстве управления организациями. Можно приобрести навыки управления фирмой, отраслью, регионами, труднее управлять непосредственно людьми и наиболее ... снабжение процесса производства; обеспечение финансовыми ресурсами; обеспечение персоналом. ... обоснованных и оптимальных решений. Термины "менеджмент", "менеджер" быстро и прочно ...

В финансовом менеджменте ведущий участник, финансовый менеджер, — это человек, который занимает постоянную руководящую должность и имеет право принимать решения по определенным видам деятельности организации и фирмы. Термин «менеджер» имеет довольно широкое распространение и употребляется применительно:

  • к организатору конкретного вида работ в рамках отдельного подразделения;
  • руководителю предприятия или его подразделения (управления, отделения, отдела);
  • руководителю по отношению к подчиненным;
  • администратору любого уровня управления, организующему работу в соответствии с современными методами;
  • специалисту по управлению производством;
  • предпринимателю – организатору в определенной сфере;

члену руководящего состава фирмы, наделенному исполнительной

властью и осуществляющему определенные ему функции.

Таким образом, финансовый менеджер занимает разные должности в организации, решает одни и те же задачи, выполняет разные функциональные задачи.

Организация не может существовать без финансового менеджера, так как они выполняют следующие функции:

устанавливают связи между отдельными операциями в организации.

обеспечивают выполнение организацией ее основного предназначения.

осуществляют руководство коллективом организации или подразделения.

разрабатывают и реализуют стратегию и тактику деятельности организации.

несут ответственность за результаты деятельности организации.

обеспечивают интересы лиц или органов, которыми принадлежит организация.

выполняют роль основного звена по связи организации с внешним окружением.

генерируют идею, находят в ней сильные и слабые стороны, стремятся заглянуть в суть проблемы, добраться до истины.

анализируют, оценивают сделанное, намечают и реализуют меры по улучшению положения дел.

предоставляют организацию в различных мероприятиях.

1.2 Права и обязанности финансового менеджера и требования предъявляемые к нему

Финансовый менеджер имеет определенную квалификацию, что ему нужно знать и что ему нужно уметь делать. Эти требования представляют собой квалификационные характеристики сотрудника, которые обычно прилагаются к его должностной инструкции.

К менеджеру любого уровня предъявляется ряд требований. Он должен обладать следующими основными качествами:

наличие знаний и опыта в области управления современной организации.

владение навыками предпринимательства, умение владеть ситуацией на рынках.

умение обосновывать и принимать компетентные решения в условиях высокой динамичности и непрерывности на основе согласования с нижестоящими руководителями и работниками.

наличие практического опыта и знаний в области анализа ситуации на определенных рынках или сегментов, на которых уже работает или намеревается работать.

высокая культура, четкость, способность быть образцом во всем.

3 стр., 1297 слов

Моя профессия — менеджер

... профессия менеджер подразумевает эту деятельность. 2) организационная деятельность. Это работа, связанная с организацией, планированием и контролем самого процесса управления территорией; 3) планово-финансовая деятельность. Это работа в экономических и финансовых ... себя организации. Здесь работают менеджеры по персоналу различной специализации: те, кто набирает сотрудников в компанию, обучают ...

умение анализировать деятельность и действия фирм-конкурентов.

способность и умение управлять ресурсами организации.

готовность взять на себя ответственность.

умение предвидеть тенденции развития хозяйственной конъюнктуры,

особенности спроса, мер государственного регулирования экономики в своей стране. И многое другое.

Профессиональные права и обязанности финансового менеджера можно сгруппировать следующим образом:

  • финансовый контроль эффективности деятельности фирмы, что конкретно выражается в постоянной заботе об увеличении денежных доходов и поступлений;
  • планирование, анализ, принятие финансовых решений;
  • определение прав и обязанностей каждого сотрудника финансовых служб;
  • выработка и определение финансовой стратегии в учетно-аналитической, инвестиционной, распределительной политике.

Перечень можно детализировать и расширить. Финансовый менеджер, прежде всего, требует высокого уровня профессиональных знаний и умения применять их на практике.

Финансовый менеджер должен обладать организационным талантом и владеть искусством общения, проявляющимся в способности психологической совместимости с разными людьми, терпимости в деловых отношениях, обеспечении продуктивности службы финансового менеджера.

Проблема выбора оптимальной схемы стимулирования менеджеров состоит особенно остро в связи с расхождением целей номинального (акционеры) и фактического (менеджеры) руководства компании. Цель компании — максимизировать стоимость акций, принадлежащих акционерам. Однако уже было признано, что менеджеры в своем бизнесе не всегда руководствуются интересами акционеров. Личная мотивация менеджеров играет важную роль в принятии решений, как стратегических, так и операционных.

Менеджеры могут иметь интересы не только не совпадающие с интересами собственников, но даже противоречащие им. Так, профессиональные менеджеры получают свои доходы (высокую заработную плату, премии, льготы по социальному обеспечению) из средств компании. Собственники компании получают дивиденды только после того, как будут произведены все выплаты. Следовательно, чем больше средств будет выплачено собственникам в виде дивидендов, тем меньше у них останется на выплату заработной платы, бонусов и льгот.

Поэтому менеджеры, преследуя свои интересы, могут пойти на различные действия:

  • завышать собственные трудозатраты для обоснования высокой оплаты труда для себя;
  • заключать договора на сбыт продукции по ценам, при которых объем продаж, растет быстрее, чем чистый доход компании;
  • занижать объявленную прибыль, используя метод ускоренной амортизации основных фондов или метод ЛИФО для учета покупных ресурсов.

В отличие от менеджеров, собственники компании заинтересованы в росте прибыли не за счет потраченных средств, а за счет собственных вложенных средств.

Для разрешения противоречий в интересах менеджеров и собственников возможно следующее:

  • увеличение в оплате менеджеров доли премии в виде участия в прибыли;
  • замена части оклада на акции компании;
  • премирование менеджеров в форме опционов на покупку акций управляемой ими компании.

1.3 Цели и задачи финансового менеджера

Основные задачи, стоящие перед финансовым менеджером, определяются под влиянием целого ряда факторов: конкурентной среды, необходимости постоянного технологического совершенствования, потребности в капитальных вложениях, меняющегося налогового законодательства, мировой конъюнктуры, политической нестабильности, информационных тенденций, изменений процентных ставок и ситуации на фондовом рынке. Формируя соответствующую финансовую политику, финансовый менеджер должен разработать алгоритм достижения финансового успеха. Максимизация средств компании за счет выбора методов финансирования, проведение адекватной дивидендной политики и минимизация рисков при получении чистой прибыли — задачи текущей и будущей деятельности в области финансового менеджмента. В общем комплексе задач финансового менеджера можно выделить пять основных блоков:

17 стр., 8325 слов

Чем я могу быть полезен компании

... обсудить, что вы и компания можете дать друг другу. 2) Подобный ответ характеризует кандидата не с лучшей стороны. Скорее всего, соискатель остался без работы и у него тяжелое финансовое ... ответа доказательства то, почему вы подходите для работы в этой компании. «Я считаю, что моя квалификация в области IT-технологий подходит под требования, описанные в вакансии. Кроме того, эта ...

1) финансовое планирование;

2) управление ресурсами;

3) управление структурой капитала;

4) инвестиционную деятельность;

5) контроль и анализ результатов.

Каждый из этих блоков представляет собой отдельный сегмент финансового менеджмента, направленный на достижение общего результата: тактические и стратегические цели развития компании. Финансовое планирование предполагает подготовку различных смет и бюджетов, определяет объем необходимых ресурсов. Управление финансовыми ресурсами определяет направление денежных потоков с момента формирования запасов до завершения всех расчетов, затем распределение и использование полученного финансового результата. Структура капитала во многом предопределяет внутренние и внешние источники финансирования, такие как приемлемые долгосрочные и краткосрочные процентные ставки, кредиты, скорость движения денежных средств, которые напрямую влияют на ликвидность и финансовые результаты. Принятие инвестиционных решений предполагает хорошее знание финансовым менеджером фондового рынка, а также собственного имущества, определяющего размеры реальных инвестиций (капитальных вложений) в случае замены или создания новых основных фондов.

Мониторинг исполнения финансовых решений и анализ полученных результатов гарантируют эффективное распределение средств между различными сферами деятельности компании. Эта работа включает обработку финансовой информации и ее представление в виде финансовой отчетности. Практика финансового менеджмента определяет набор функций финансового менеджера, выполнение которых обязательно и не зависит от сектора и размера предприятия.

Финансовый менеджер должен обеспечить:

В области планирования:

  • долгосрочное и краткосрочное финансовое планирование;
  • составление бюджетов торговых и финансовых операций, а также капитальных затрат;
  • ценовую политику и прогнозирование объемов продаж;
  • оценку эффективности затрат;
  • оценку приобретаемого и реализуемого имущества;
  • анализ экономических показателей и факторов изменения объемов производства и продаж.

В области учета и контроля:

  • определение политики бухгалтерского учета;
  • систему и порядок учета;
  • учет издержек производства и обращения;
  • подготовку бухгалтерской отчетности, включая государственную отчетность;
  • внутреннюю ревизию (аудит);
  • подготовку информации для руководства о результатах деятельности;
  • сравнение фактических результатов с плановыми и нормативными показателями.

В области управления фондами:

17 стр., 8284 слов

Исследование системы управления оценкой персонала на основе компетенций ...

... управления. В общем менеджменте употребляется термин «компетенции компании», обращающий внимание на качества всей компании, обладание которыми делает компанию конкурентоспособной. В управлении персоналом (HR-менеджменте), под компетенциями ... специалистами. Обучение персонала является одним из актуальных вопросов в области управления персоналом, стоящих перед руководством не зависимо от того, на ...

  • проведение банковских операций;
  • получение, хранение и выплату наличных денег;
  • проведение операций с ценными бумагами;
  • кредитование и взыскание денежных средств;
  • управление инвестиционным портфелем;
  • контроль и регулирование денежных операций.

Функции финансовых менеджеров по данным Института финансовых управляющих национальной организации финансовых менеджеров США состоят в следующем:

В области управления денежными фондами:

  • регулирование и контроль денежных операций;
  • получение, хранение наличных денег и ценных бумаг, выплата наличных денег;
  • проведение банковских операций;
  • коммерческое кредитование и взыскание денежных средств;
  • управление инвестиционным портфелем.

В области планирования:

  • участие в общей плановой работе, долгосрочное и краткосрочное финансовое планирование;
  • бюджетирование в рамках структурных подразделений предприятия и по местам формирования затрат;
  • оценка эффективности затрат, финансирование отдельных мероприятий;
  • анализ экономических факторов, формирующих финансовый результат;
  • планирование объемов продаж и проведение соответствующей ценовой политики;
  • оценка приобретаемого или реализуемого имущества.

В области управления структурой капитала:

  • определение краткосрочных источников заемных средств, стоимости и условий заимствования;
  • определение долгосрочных источников заемных средств, стоимости и условий заимствования;
  • поиск внутренних резервов и направление их использования.

В области учета и контроля:

  • определение учетной политики;
  • учет издержек производства и обращения;
  • внутренняя ревизия и контроль (аудит);
  • подготовка различных видов отчетности;
  • сравнение фактических результатов с плановыми и нормативными показателями;
  • представление руководству информации о финансовых результатах деятельности.

В области реализации налоговой политики:

  • разработка налоговой политики;
  • планирование и перечисление налогов и сборов;
  • подготовка налоговой отчетности.

В области минимизации рисков и защиты имущества предприятия:

  • структурирование рисков;
  • анализ конъюнктуры фондового рынка;
  • разработка планов превентивных мероприятий;
  • формирование страховых фондов и резервов;
  • обеспечение внешнего страхования;
  • внутренний контроль сохранности имущества;
  • анализ инвестиционных проектов;
  • формирование инвестиционного портфеля клиентов;
  • управление портфелем ценных бумаг;
  • привлечение внутренних и внешних источников финансирования инвестиционной деятельности;
  • обеспечение связи с инвесторами, формирование дивидендной политики.

В области консалтинговой деятельности:

47 стр., 23426 слов

Экономический анализ полиграфического предприятия

... прибыль 150 0 0 Чистая прибыль (убыток) 190 -25727 -2456 Введение Наиболее приоритетным направлением анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия является оценка его текущего финансового ... незавершенном производстве ( ... персоналом организации ... управления; как способ прогнозирования будущих финансовых результатов. Финансовое прогнозирование позволяет в ... работ, услуг 020 74994 77105 Валовая прибыль ...

  • консалтинг для сторонних организаций;
  • консалтинг руководителей предприятия по финансово-экономическим вопросам;
  • консалтинг руководителей и специалистов подразделений по торговым и финансовым операциям;
  • консалтинг и повышение квалификации специалистов предприятия.

В области разработки информационных систем управления:

  • изучение современных информационных систем управления;
  • оценка предлагаемого программного обеспечения;
  • разработка и использование информационных систем управления;
  • разработка методик эффективного использования информационных систем.

Активное использование современного программного компьютерного обеспечения, работающего в единой сети, позволяет не только повышать скорость сбора, обработки и использования оперативной информации, но и обеспечивает более высокий уровень контроля ее достоверности, понимание управленческих решений на уровне всей структуры, эффективное финансовое управление, поскольку функции каждого менеджера представляют элементы единой системы. Организационная структура финансового управления компании объединяет всех сотрудников финансовой службы за счет распределения функциональных обязанностей.

Для достижения основной цели необходимо решение более частных задач.

Перечень целей и задач, которые преследует компания, осуществляя свою финансово-хозяйственную деятельность очень широк:

  • рост объемов производства и реализации;
  • максимизация прибыли;
  • минимизация расходов;
  • выживание компании в условиях конкурентной борьбы;
  • избежание банкротства и крупных финансовых неудач;
  • лидерство в борьбе с конкурентами;
  • максимизация рыночной стоимости компании;
  • обеспечение рентабельной деятельности.

Каждая из этих возможностей создает проблемы, которые входят в обязанности финансового менеджера.

Максимизация прибыли, вероятно, будет наиболее распространенной настройкой, но даже это не очень точное определение. Имея в виду прибыль данного года. Такие действия, как отсрочка технического обслуживания, недопущение продолжающегося сокращения запасов и другие краткосрочные меры по сокращению затрат, приведут к увеличению прибыли в настоящее время, но уменьшению в будущем.

Перечисленные цели различны, но они, как правило, относятся к двум классам. Первый относится к прибыльности. Эта цель включает в себя объем продаж, сектор рынка и контроль затрат, которые, по крайней мере, потенциально относятся к различным способам получения или увеличения прибыли. Вторая группа, которая включает предотвращение сбоев, стабильность и безопасность, в некоторой степени относится к управлению рисками. К сожалению, эти два типа целей в некоторой степени противоречат друг другу. Охота за прибылью обычно включает в себя некоторые элементы риска, поэтому практически невозможно одновременно максимизировать безопасность и прибыль. Поэтому необходима цель, одновременно включающая оба фактора.

Финансовый менеджер компании несет ответственность за принятие решений в интересах акционеров компании. Предположим, акционеры покупают акции для получения финансовой прибыли, тогда само собой разумеется: хорошие решения увеличивают стоимость акций, а плохие — уменьшаются. Это означает, что финансовый менеджер, действуя в интересах акционеров, принимает решения, увеличивающие стоимость акций.

12 стр., 5554 слов

Основы организации деятельнсти предприятия в сфере сервиса

... определение предприятия в целом пригодно и для предприятий сферы сервиса, однако, как уже отмечалось, эти предприятия в наибольшей ... и результаты находятся в определенном оптимальном сочетании. Любое предприятие должно быть в состоянии финансового равновесия: своевременно выполнять ... система имеет потребность в управлении; в системе формируется сложная зависимость от свойств входящих в нее элементов и ...

Акционеры компании являются остаточными владельцами, они имеют право на то, что осталось от выплат, причитающихся сотрудникам, поставщикам и кредиторам. Если одна из этих групп не получит выплаты, акционеры ничего не получат. Таким образом, если акционеры получают выгоду от остального, а остаток растет, то должно быть верно, что все остальные также выигрывают.

Финансовый директор действует в интересах акционеров, предпринимая действия, повышающие стоимость акций. Однако в крупных корпорациях собственность может быть распределена между большим количеством акционеров. В такой ситуации реальная власть компании принадлежит органам управления, которые могут действовать в своих интересах в ущерб собственникам. В основе Агентской теории лежит противопоставление интересов владельцев фирмы и ее управленческого персонала (в случае корпоративного построения фирмы, когда ее владельцы не занимаются оперативным управлением, а нанимают соответствующий персонал).

Здесь обособляются две большие группы физических лиц, имеющих непосредственное отношение к фирме, — владельцы (акционеры, участники) и управленческий персонал. В процессе своей профессиональной деятельности менеджеры (агенты) становятся обладателями большого объема информации, у них появляются свои интересы, которые могут входить в противоречие с интересами собственников.

Во-первых, на менеджеров влияют различные факторы, такие как размер компании, ее власть и престиж, связанные с рангом или положением, которые напрямую не связаны с интересами акционеров. Все эти дела могут привести менеджеров к принятию решений (о строительстве нового небоскреба для офиса компании или покупке дорогостоящего самолета для высшего руководства), которые не только не будут соответствовать интересам акционеров, но могут и повредить им.

Во-вторых, форма и размер материального вознаграждения, получаемого руководителями и собственниками компании, отличаются друг от друга. Традиционно менеджерам гарантируется вознаграждение в виде заработной платы, в то время как акционеры могут претендовать на долю прибыли компании, которая остается после того, как компания раскрыла все свои обязательства. Невозможность увязать эти две формы вознаграждения в самой их природе.

Акционеры инвестируют только часть своего состояния в конкретную компанию, распределяя свои инвестиции между несколькими компаниями. А менеджеры концентрируют все свои активы в одном месте: в компании, которую они обслуживают: работа — их главная ценность, а ее потеря — величайшая опасность. В связи с этим обстоятельством менеджер может предпочесть такие решения, которые акционер не одобрит, хотя их интересы в конечном итоге могут совпадать.

Глава 2. Финансовый менеджер как искусство принятия управленческих решений

2.1 Функции и основные качества, финансового директора

В современной структуре крупной акционерной компании (корпорации) управление финансами осуществляет главный финансовый менеджер (директор).

он несет полную ответственность за результаты своей финансовой деятельности.

21 стр., 10409 слов

Анализ финансового состояния организации по данным финансовой отчетности

... работы является исследование данных нормативной документации, а также проведение анализа показателей финансовой деятельности, оказавших влияние на конечный финансовый результат. Для достижения цели поставлены следующие задачи: изучить теоретические и методологические вопросы учета и анализа финансовых ...

Финансовая деятельность предприятия (корпорации) выражает организацию финансовых отношений, возникающих у него в производственно-коммерческом процессе с партнерами (юридическими и физическими лицами) и государством (по налогам и сборам).

Сам факт функционирования предприятия означает наличие таких финансовых отношений, т.е. они имеют объективный характер.

В рыночной экономике концепция управления радикально меняется. Он основан не на дорогостоящем подходе, а на анализе спроса и предложения товаров и услуг. Кардинально меняется и стратегия корпоративного финансирования.

Финансирование должно производиться, прежде всего, за счет собственных средств в виде амортизационных отчислений и чистой прибыли. Независимые владельцы финансируют друг друга путем предоставления коммерческих займов, выпуска и размещения долевых ценных бумаг, финансовой аренды и т.д. Публичные компании с ограниченной ответственностью в рыночной среде несут полную материальную ответственность за свою финансовую политику, проводимую их доходами и имуществом. Эта ситуация определяет еще одну характеристику корпоративного финансового менеджмента: необходимость аналитического подхода к его деятельности. При этом часто требуется оценка финансовой устойчивости не только своей компании, но и ее партнеров, так как часто возникает цепочка неплатежей (вследствие дефицита денежной наличности) с негативными последствиями для хозяйствующих субъектов.

Без финансового анализа и планирования невозможно правильно выбрать стратегию и тактику фирмы в области финансов, инвестиций и инноваций. Стабильность ваших доходов и финансовых результатов напрямую зависит от качества ваших долгосрочных и среднесрочных управленческих решений. По мнению ученых-экономистов в США, колебания доходности на 80% определяются выбором стратегических решений.

Стратегия управления компанией — это определение долгосрочных целей ее развития и факторов повышения доходности и рыночной стоимости (ценности) с учетом возможных изменений ситуации на рынке товаров и услуг. Стратегические решения (выбор вариантов) создают основу для принятия правильных оперативных (тактических) решений по управлению финансовыми ресурсами и денежными потоками предприятия (корпорации).

В экономической теории, которая рассматривает предприятие как объект управления, любая компания (фирма) стремится максимизировать свою прибыль. Он измеряется как разница между доходами и затратами на производство и обращение.

Комплекс научных исследований (проведенных главным образом в США) направленных на рационализацию решений по управлению финансовой деятельностью базируется на том, что принято называть теорией фирмы, и исходит из этой цели. Однако, учитывая бухгалтерские трудности, возникающие при исчислении прибыли, финансовая теория, принимающая во внимание существование финансового рынки (где осуществляют операции с ценными бумагами компаний), предпочитает делать главный упор в своих выводах не на прибыль, а на доход акционеров (собственников предприятия).

Данный доход автоматически определяется стоимостью (ценой) всех акции компании на фондовой бирже. Эту стоимость часто называют биржевой или рыночной капитализацией. Однако и в данном случае целью компании признают максимизацию рыночной капитализации ее акций (стоимости фирмы), Конечно, нельзя утверждать, что все компании ориентируют свою деятельность исключительно на получение прибыли, однако для многих из них прибыль остается приоритетной целью.

23 стр., 11081 слов

Анализ движения денежных средств по данным бухгалтерской отчетности предприятия

... «денежные средства» и «денежный поток», рассмотрены виды денежных средств, определены цели и задачи анализа движения денежных средств на предприятии. Описывается методика анализа денежных средств, а также рассмотрен отчет о движении денежных средств. Вторая глава «Анализ движения денежных средств по данным бухгалтерской отчетности предприятия» включает в себя практическую часть курсовой работы. ...

Одна из основных задач любой компании — укрепить свои позиции на рынке товаров и услуг. Эта цель достигается путем повышения объема продаж и прибыли, что зависит от трех основных факторов:

  • от типа компании;
  • от настоящего и будущего положения на рынке товаров и услуг;
  • от поведения и целей собственников (владельцев) компании.

Цели предприятия определяют непосредственные обладатели ресурсов (собственники, владельцы).

Однако цели собственников (акционеров) могут противоречить целям менеджеров компании. Менеджеры, являясь наемными служащими компании, стремятся увеличить общий объем продаж и прибыли (для поддержания ее высокого имиджа и своего статуса в компании), конечно, с учетом емкости данного сегмента рынка. Владельцы преследуют цель максимизировать прибыль, чтобы получить более высокие дивиденды по своим акциям, что не всегда возможно. Собственники и менеджеры по-разному относятся и к риску. Например, менеджеры имеют право снизить инвестиционный риск, отказавшись от реализации рискованных проектов, но максимальная прибыль для владельцев компании не будет обеспечена на вложенный капитал. Финансовый директор может продавать акции одной компании и покупать более прибыльные, но рискованные акции других компаний. Однако акционеры выступят против распыления уставного капитала.

Формальный контроль за деятельностью финансового директора осуществляет общее собрание акционеров. Более действенным может быть контроль со стороны банков (при оценке кредитоспособности заемщика на предмет выдачи ему ‘суды), налоговых органов и т.д. Наиболее эффективно контролирует работу финансового директора рынок, где определяется динамика спроса и предложения на товары и услуги, в том числе на ценные бумаги данного акционерного общества.

Другой проблемой является сбалансированность краткосрочных и долгосрочных целей предприятия. Если у компании не будет устойчивой прибыли, если она не заботится о перспективных вложениях в инновации и основной капитал, то компания перестанет существовать.

Анализ внешней среды осуществляют по следующим параметрам:

  • изучение цен на товары и услуги, недвижимость и ценные бумаги;
  • ставки налогообложения и процентные ставки по банковским кредитам и депозитам;
  • оценка деятельности конкурентов, поставщиков материальных ресурсов и др. Подобный анализ позволяет теснее увязать перспективные и оперативные

цели предприятия с имеющимися финансовыми возможностями их достижения. По результатам проведенного анализа выявляют альтернативные варианты, проводят их оценку и принимают окончательные управленческие решения.

Ключевые должности в структуре финансового менеджмента западных промышленных корпораций занимают:

  • финансовый директор;
  • управляющий-казначей;
  • главный бухгалтер-контролер (controller).

Так, деятельность финансового руководства корпорации BritishCas направлена на:

  • управление кратко — и долгосрочными инвестициями;
  • привлечение денежных ресурсов из различных источников для нормальной работы корпорации;
  • управление денежными (финансовыми) потоками;
  • деятельность на финансовом рынке: денежном и рынке капитала;
  • проектное (спонсорское) финансирование освоения новых нефтегазовых месторождений.

Таким образом, комплексная работа по принятию и реализации финансовых и инвестиционных решений предполагает использование всего набора рыночных инструментов привлечения финансовых ресурсов для организации производственно-коммерческого процесса в корпорации.

Среди первичных финансовых инструментов выделяют денежные средства, ценные бумаги, дебиторскую и кредиторскую задолженность по текущим операциям и др.; среди вторичных — опционные, форвардные и фьючерсные контракты.

На небольших предприятиях роль финансового директора выполняет руководитель или по его поручению главный бухгалтер.

Работа финансового директора входит, как составная часть в функциональную систему высшего звена управления акционерной компании либо связана с предоставлением руководству аналитической и иной информации, необходимой для принятия управленческих решений финансового характера. Уровень финансового управления на предприятии (в корпорации) во многом зависит от профессиональных качеств финансового директора.

Приведем тот минимум задач, которые приходится решать финансовому директору:

  • организация финансового анализа, планирования и прогнозирования;
  • анализ и оценка источников заемного капитала;
  • оценка использования различных видов финансовых ресурсов;
  • выбор наиболее рациональных источников финансирования инвестиционных проектов;
  • контроль, с помощью которого отслеживают финансовую целесообразность приоритетных хозяйственных операций, и другие.

Финансовый директор использует следующие методы управления финансово-хозяйственной деятельностью предприятия: планирование, инвестирование, кредитование, самокредитование, страхование, самострахование (образование финансовых резервов), систему безналичных расчетов и амортизационных отчислений, финансовые поощрения и санкции, трастовые, залоговые, лизинговые, факторинговые и другие операции.

Перечисленные методы предполагают использование специальных приемов управления финансами: прибыль (доход), кредит, заем, процент, дисконт, дивиденд, инвестиции, капитал, обязательства, курс ценных бумаг и валюты и др.

Стратегической целью финансового директора является обеспечение денежными ресурсами процесса производства и продажи товаров (продукции, работ, услуг).

Он должен составить прогноз финансового состояния предприятия на ближайшее будущее (квартал, год) и по его базе отдаленную перспективу (более календарного года).

Подобный прогноз может содержать оптимистический, наиболее вероятный и пессимистический сценарии.

В соответствии с указанной выше задачей разрабатывают стратегию формирования и использования денежных ресурсов на цели развития, выплату дивидендов, образование резервов и на другие цели.

Стратегические разработки финансового директора предполагают обязательный прогноз возможного изменения государственной политики в финансово-кредитной сфере с точки зрения соответствия такой политики целям и задачам предприятия.

Взаимоотношения предпринимателя (собственника) и финансового директора регулируют контрактом. Главное требование, предъявляемое предпринимателем к финансовому директору, — это эффективное управление денежным оборотом; формирование финансовых ресурсов в объемах, достаточных для покрытия текущих финансово-эксплуатационных потребностей, инвестиций, выплаты дивидендов акционерам, образования резервного фонда.

Финансовый директор должен обладать следующими основными качествами, необходимыми ему для управления финансами предприятия в условиях рыночной экономики:

  • концептуальными способностями, т.е. чувствовать связь между своей компанией и внешним окружением;
  • умением видеть главные направления, создающие благоприятные возможности или угрозу акционерной компании;
  • способностью прогнозировать спрос и предложение па рынке товаров и услуг, на финансовом рынке и принимать управленческие решения в условиях коммерческого риска;
  • обладать новаторскими способностями, т.е. быстро внедрять позитивный отечественный и зарубежный опыт в области управления финансами в деятельности своей компании;
  • умением работать с персоналом не только подчиненной ему финансово-бухгалтерской службы, но и с руководителями высшего и среднего звена управления других структурных подразделений и филиалов предприятия.

Решения финансового директора должны опираться на результаты финансового анализа и достаточный объем информации.

2.2 Роль финансового аналитика в деятельности предприятия (корпорации)

Финансовый директор — ведущий специалист предприятия (корпорации), принимающий решения по вопросам финансов, инвестиций и дивидендов, а финансовый аналитик предоставляет ему необходимый аналитический материал с выводами и рекомендациями. В отдельных случаях финансовый директор является одновременно и аналитиком. Положение аналитика в структуре управления корпорацией и сфера его деятельности взаимосвязаны. Роль аналитика и его статус, в акционерной компании определяются главным образом ее потребностями в аналитической информации. Особенно велика роль аналитика в акционерных компаниях, которые разрабатывают стратегические финансовые планы и тесно связаны с рынком капитала.

Аналитик как высококвалифицированный специалист оценивает планы (прогнозы) и предполагаемые решения дирекции компании с позиции ее финансовой устойчивости и защищенности от коммерческих рисков. Выступая в качестве внутреннего консультанта, аналитик изучает финансовую отчетность, движение денежных потоков, деловые операции с финансовыми активами, интерпретирует и обобщает информацию о соответствующих сферах деятельности и готовит рекомендации руководству компании. При анализе конъюнктуры на рынке капитала (marketanalysis) аналитик изучает и прогнозирует цены на акции своей компании и других эмитентов во взаимосвязи с общими тенденциями па фондовом рынке. В данном случае он пользуется результатами фундаментального и технического анализа рынка ценных бумаг. В такой ситуации финансовый анализ является связующим звеном между опубликованной финансовой отчетностью и рыночными тенденциями, отражающими обоснованную рыночную стоимость компании.

Аналитик рассматривает факторы, влияющие на рыночную цену акций, и формирует различные модели ситуаций на фондовом рынке — от простейших формул с основными переменными до сложных компьютерных программ. Цель подобной работы — определение инвестиционной привлекательности эмиссионных ценных бумаг акционерной компании с позиции их доходности, безопасности и ликвидности.

Однако аналитик не принимает непосредственного участия в разработке финансовой политики корпорации, что является прерогативой ее руководства. Работа аналитика проводится по указанию финансового директора или по запросам дирекции компании. Финансового директора может заинтересовать влияние внешнего экономического окружения либо изменения налоговой политики па стоимость компании. При определении налогов (taxdetermination) следует исходить из требований существующего налогового законодательства, которое влияет на методику расчета доходов и расходов (например, выручки (нетто) от продажи товаров).

В отличие от норм бухгалтерского учета налоговые правила часто требуют ускорить признание доходов, не предусматривая одновременного признания расходов. Такие правила обеспечивают увеличение налоговых поступлений в бюджетную систему государства (например, признание выручки от реализации по мере отгрузки продукции, а, не исходя из ее оплаты).

Различие между бухгалтерским учетом для составления финансовых отчетов и налоговым учетом требует постановки во всех компаниях налогового планирования с целью оптимизации налоговых платежей.

С позиции финансового анализа важным аспектом является влияние системы налогового учета на финансовую отчетность, используемую при анализе. На практике объем реально выплаченных налогов может существенно отличаться от указанного в отчете о прибылях и убытках в связи с внесением соответствующих корректировок, включаемых в бухгалтерскую отчетность предприятия. Аналитик обязан учитывать влияние налогов на финансовую информацию, используемую в аналитической работе.

Работа аналитика часто связана с заказами менеджеров, не занимающихся управлением финансами. От оценки некоторых проблем может зависеть будущее положение компании на товарном и финансовом рынках, например принятие решения о расширении или продаже филиала, покупке или реализации крупного пакета акции, о лизинге технологического оборудования и др. Результаты финансового анализа, проведенного аналитиком, используют для разработки краткосрочных и долгосрочных планов (прогнозов) корпорации.

Место финансового аналитика в структуре корпорации зависит от характера бизнеса, размера компании и организационных представлений ведущих менеджеров. В небольших компаниях может быть один аналитик, а в крупных корпорациях обычно создают специальный аналитический отдел, руководитель которого контактирует с руководством в лице вице-президента, но финансам (финансового директора).

Следует отметить, что функции финансового аналитика могут быть централизованными или децентрализованными.

В первом случае аналитик входит в состав финансовой службы компании или подразделения, осуществляющего аналитическую работу.

Централизация функций финансового аналитика имеет следующие преимущества:

  • позволяет объединить опыт и знания специалистов при принятии важных управленческих решений;
  • способствует объективности и гибкости финансового анализа;
  • помогает выработать единую финансовую стратегию компании, например линию поведения на рынке ценных бумаг.

Если функции аналитика децентрализованы, то они относятся к другим структурным подразделениям компании. Децентрализация полезна, если:

  • роль аналитика заключается в предоставлении рекомендаций менеджера, который принимает решение;
  • деятельность структурного подразделения настолько сложна и многогранна, что требуются систематические рекомендации аналитика;
  • компания функционирует в форме холдинга, состоящего из независимых компаний. Руководству каждой из них требуются постоянные рекомендации аналитика.

Сегодня именно финансовые ресурсы являются наиболее ограниченными по сравнению с другими видами ресурсов, а следовательно, и наиболее дорогими. В таких условиях обоснованные рекомендации финансовых аналитиков особенно полезны для руководителей акционерных обществ.

Современный финансовый анализ должен исходить из того, что:

  • предприятие действует и развивается;
  • предприятие ликвидируется.

Так, при анализе ликвидируемой компании наибольшее значение имеют показатели: платежеспособности и ликвидности, структуры источников капитала, состава имущества. С позиции действующего предприятия ведущая роль принадлежит анализу денежных потоков за предыдущий период и прогнозу па будущее! оценке эффективности инвестиций и дивидендной политики.

Для финансового аналитика имеют значение и такие параметры, как рентабельность активов, собственного капитала и продаж, соотношение между заемным и собственным капиталом, доля собственного капитала в валюте баланса, а также оценка вероятных рисков. Эти критериальные показатели позволяют аналитику определить возможные «точки роста» и перспективные направления, которые дадут возможность компании в будущем добиться успеха в реализации выбранной финансовой стратегии.

2.3 Сферы применения финансовых методов в корпоративном управлении

Для успешной работы предприятия в условиях жесткой деловой конкуренции необходима эффективная организация финансового менеджмента, которая позволит добиться ощутимых экономических результатов.

Сферы применения финансовых методов в корпоративном управлении – долгосрочные инвестиции, структура капитала и управление оборотным капиталом – включает в себя достаточно широкие категории.

Инвестиционные решения. В процессе планирования финансовый менеджер определяет потребность в инвестициях, доходность которых должна быть выше, чем стоимость их приобретения. Эффективность таких решений в немалой степени зависит от характера деятельности предприятия. На пример для крупной торговой фирмы, такой как ЦУМ, намерение открыть еще один магазин будет важным бюджетным решением, связанным с капитальным вложением. То же можно отнести и к решению компьютерной фирмы разработать новое программное обеспечение.

Использование таких технологий требует существенных инвестиционных затрат, необходимых для концентрации капитала. Производство современной продукции является самоцелью, а служит лишь средством для получения дополнительных доходов за счет выхода на новые рынки сбыта с продукцией, выгодно отличающейся от продукции конкурентов. Причем финансовые менеджеры должны учитывать не только размер ожидаемых денежных поступлений, но также сроки и вероятность их получения.

Потребность в ресурсах для реализации инвестиционной политики корпорации определяется ее производственным и научно-техническим потенциалом, используемым для удовлетворения потребности рынка в конкретной продукции. При оценке рынка продукции учитываются следующие факторы:

  • территориальные границы рынка реализации данной продукции;
  • технический уровень продукции и возможности его повышения за счет реализации конкретных проектов;
  • общий объем продаж и его динамика за несколько лет;
  • динамика потребительского спроса на период реализации инвестиционного проекта.

В ходе разработке инвестиционной политики учитываются следующие факторы:

  • финансовое положение корпорации;
  • технический уровень производства;
  • коммерческая и бюджетная эффективность намеченных к реализации проектов;
  • возможность получения оборудования по лизингу;
  • наличие у корпорации как собственных, так и заемных средств;
  • финансовые условия инвестирования на рынке капитала.

Инвестиционная политика – это составная часть общей финансовой стратегии корпорации, которая заключается в выборе и реализации наиболее рациональных путей расширения и обновления ее потенциала. Необходимо заметить, что вследствие особой важности инвестиционных решения долгосрочного характера преобладающую роль в их принятии играют собственники корпорации совместно с менеджерами.

Оптимизация состава и структуры привлекаемого долгосрочного капитала. После оценки общего объема инвестиций финансовый менеджер должен определить не только способы рационального использования собственных средств, но и возможности привлечения дополнительных денежных средств кредитного и фондового рынков.

Важной задачей финансового менеджера является поиск источников долгосрочного финансирования инвестиций, управление составом и структурой используемого капитала. В качестве источников финансовых ресурсов на любом предприятии используются как собственные, так и привлеченные средства. Финансовый менеджер должен выбирать источники, предварительно оценив стоимость этих ресурсов, степень риска, возможное влияние на финансовое состояние предприятия. И здесь перед финансовым менеджером встает ряд важных вопросов, связанных с выбором источников финансовых ресурсов, соотношением заемных и собственных средств, оценкой степени риска привлечения заемных средств и возможных последствий.

Привлечение платных финансовых ресурсов сопряжено с оценкой эффективности производства. Если рентабельность производства выше банковского процента, то привлечение кредитов выгодно, так как расширение производства в связи с привлечением заемного капитала увеличивает общую массу прибыли. Если же банковский процент выше уровня рентабельности производства, то не только вся полученная прибыль, но и часть собственных средств идет на погашение платы за использование заемных средств.

Затраты на капитал представляют собой доход, который ожидают получить инвесторы от альтернативных возможностей вложения капитала при неизменной величине риска. Привлекая средства, корпорация стремится обеспечить доход на них как минимум равный величине дохода, который могут принести инвесторам альтернативные возможности вложения капитала.

Основная область применения стоимости капитала – оценка экономической эффективности инвестиций. Ставка дисконта, которая используется в методах оценки эффективности инвестиций, — это и есть стоимость капитала, который вкладывается в предприятие. Затраты на капитал – это минимальная норма прибыльности при вложении заработанных в ходе реализации проекта денег.

На стоимость капитала оказывают влияния следующие факторы:

  • уровень доходности других инвестиций;
  • уровень риска данного капитального вложения;

— Кроме этих факторов, на стоимость капитала оказывает влияние характер имеющихся источников финансирования. Процентные платежи по заемным источникам рассматриваются как валовые издержки и потому делают долговые источники финансирования более выгодными для предприятия. Но в то же время использование заемных источников более рискованно, так как процентные платежи и погашение основной части долга необходимо производить вне зависимости от результатов реализации инвестиционного проекта. Стремясь снизить риск, предприятие увеличивает долю собственных привлеченных средств.

Управление капиталом тесно связано с выбором типа дивидендной политики, которая влияет на движение денежных потоков, ликвидность, структуру капитала, цену акций и стоимость компании, поэтому финансовый менеджер несет большую ответственность за определение приемлемой дивидендной политики.

Заключение

Деятельность финансового менеджера настолько широка и многофункциональна, что в рамках курсовой работы можно отметить лишь основные грани того поля деятельности, которые выполняет профессиональный специалист. Финансовый менеджер в современной рыночной экономике есть – высококвалифицированный профессионал своего дела. На изучение теоретических основ, безусловно, интересной науки уходят годы учебы. Чтобы стать настоящим финансовым менеджером – асом нужны долгие годы практики. По деятельности финансового менеджера можно писать тома учебников и все равно полностью не раскрыть ее смысл. В курсовой работе сделана попытка ознакомить с некоторыми ее аспектами.

Как известно на любом предприятии имеется бухгалтер, задачей которого является введение учета оборота финансовых средств на предприятии. Но в связи с тем, что функции бухгалтера ограничены только учетом оборота этих средств и составлением отчетной документации, встает вопрос о необходимости управления финансовыми ресурсами предприятия с целью извлечения дополнительного дохода (деньги должны «делать» деньги).

Именно эту роль берет на себя финансовый менеджер.

Финансовый менеджмент – это управление финансами предприятия направленная на достижение стратегических и тактических целей хозяйствующего субъекта, на максимизацию курса акций, на чистую прибыль акций, уровень дивидендов, имущество акционеров, чистых активах в расчетах на акцию и прибыль.

Объектом управления финансового менеджмента выступает денежный оборот предприятия, как непрерывный поток денежных выплат и поступлений, проходящих через расчетный счет. Управлять денежным оборотом значит предвидеть его возможное состояние в отдаленной и ближайшей перспективе, уметь определить объем и интенсивность поступления и расхода денежных средств, как на ближайшую дату, так и на отдаленную перспективу.

Субъектом управления является финансовая дирекция ее отделы и конечно же финансовые менеджеры.

Отсюда следует, что каждому предприятию просто невозможно существовать в рыночных или переходных условиях чистой конкуренции без хорошего специалиста, как финансовый менеджер и без хорошей службы финансового менеджмента.

Финансовый менеджмент – то, что необходимо любому предприятию для стабильности в настоящем и уверенности в будущем.

Финансовый менеджмент – анализ всей производственно-коммерческой деятельности любого предприятия.

Финансовый менеджмент – наука, без которой не может прожить ни одно развитое государство во всем мире, включая и Республику Казахстан.

Финансовый менеджмент – это путь к успеху на любом предприятии.

Список использованной литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/biznes-plan/iskusstvo-menedjera/

1) Семенов А.К., Набоков В.И. «Основы менеджмента», учебник Москва, 2007год.

2) Бочаров В.В. «Современный финансовый менеджмент», Санкт–Петербург, 2006год.

3) Басовский Л.Е. «Финансовый менеджмент», учебник Москва, 2002год.

4) Нурсеитов А.А., Нурсеитов Н.А. «Финансовый менеджмент», учебное пособие, экономика Алматы, 2006год.

5) Михайлушкин А.И., Шимко П.Д. «Финансовый менеджмент», Феникс, Ростов-на-Дону 2004год.

6) Арутюнов Ю.А. «Финансовый менеджмент» учебное пособие Москва, 2005год.

7) Крейнина М.Н. «Финансовый менеджмент» учебное пособие Москва, 2001год.

8) Ткачук М.И., Киреева Е.Ф. «Основы финансового менеджмента» Минск, 2002год.

9) Уткин Э.А. «Финансовый менеджмент», Москва 1998год.

10) Стоянова Е.С. «Финансовый менеджмент» теория и практика, Москва 2006год.

11) Ковалев В.В. «Введение в финансовый менеджмент», Москва 1999год.

12) Глухов В.В., Бахрамов Ю.М. «Финансовый менеджмент» Санкт-Петербург 1995год.

13) Стоянова Е.С. «Финансовый менеджмент» теория и практика, Москва 1996год.

14) Дыбаль С.В. «Финансовый анализ» теория и практика, Санкт-Петербург 2005год.

15) Бланк И.А. «Основы финансового менеджмента», Ника-Центр, 1999год.

16)»Финансовый менеджмент» под редакцией Е.И. Шохина.

17)» Рынок Ценных Бумаг Казахстана» — 2006. -№5-6. -с.30-34.

18)» Труд в Казахстане. — Проблемы. Факты. Комментарии»-2006. -№3. -с.7-12.