Искусство управления

Контрольная работа

Управление изначально присуще человеческому обществу, так как труд, даже в простейших своих проявлениях, есть сознательная целесообразная деятельность, которая предполагает целеполагание, выбор средств для достижения поставленной цели, их планомерное применение. Человек сознательно регулирует, контролирует обмен веществ между собой и природой, приводит в движение и известным образом направляет свои силы и знания, опредмечивает их и в конечном итоге овладевает определенными природными процессами, преобразуя их, подчиняя своей воле. Короче говоря, человек управляет как самим собой, так и процессами, существующими вне и независимо от его сознания и воли. В этом смысле управление — во всяком случае, в той форме, в какой оно осуществляется человеком, — находится в постоянном коррелятивном отношении с преобразованием природы. Это единство производительной деятельности и управления (и самоуправления) становится непосредственно очевидным даже при беглом взгляде на совместную деятельность людей. Но человек есть общественное существо, и индивидуальная деятельность его также социальна. Вот почему управление (и самоуправление) с самого начала должно быть определено как социальная функция.

Многие специалисты выдвигали мысль о том, что управление является скорее искусством, которому можно научиться только через опыт и которым в совершенстве овладевают только люди, имеющие к этому талант. Некоторые руководители — практики, включая целый ряд людей, добившихся больших успехов в этой области, полагают, что научные теории управления представляют собой своего рода академические башни из слоновой кости, а не реальный повседневный мир жизни организации.

Управление как система

Управление — это функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их целей и программ.

Система — это совокупность связанных и взаимодействующих друг с другом элементов, составляющих некоторое целостное образование, имеющее новые свойства, отсутствующие у ее элементов. Система имеет свойства — качества элементов, которые дают возможность выразить и описать ее в определенных величинах. То, что соединяет элементы и свойства системы в целое, называется связями системы. Устойчивые существенные связи между элементами системы, форма ее организации есть структура системы.

9 стр., 4016 слов

Базовые технологии в системах хранения данных

... Как правило, система хранения данных содержит следующие подсистемы и компоненты: непосредственно устройства хранения (дисковые массивы, ленточные библиотеки), инфраструктуру доступа к устройствам хранения, подсистему резервного копирования и архивирования данных, ПО управления хранением, систему управления и ...

Система характеризуется:

  • определенным поведением (возможностью контролируемого перехода системы из одного состояния в другое);
  • равновесием (способностью при отсутствии внешнего воздействия сохранять заранее заданное состояние);
  • развитием (упорядоченным поведением, совершенствованием структуры и функций системы под влиянием внутренних факторов).

Различают системы по происхождению:

1) природные (естественные);

2) антропогенные (искусственные):

  • технические;
  • технологические;
  • информационные;
  • социальные;
  • экономические.

По объективности существования системы могут быть:

а) материальными (существуют объективно, то есть независимо от сознания человека)

б) идеальными («сконструированы» в сознании человека в виде гипотез, теорий, формул, знаковых схем и тому подобное).

По степени связи с окружающей средой системы бывают:

  • а) открытыми;
  • б) относительно обособленными.

По обусловленности действия системы бывают:

  • а) детерминированными — то есть одной и той же причине всегда соответствует однозначный результат;
  • б) вероятностными, когда одной и той же причине может соответствовать одни из нескольких возможных результатов.

Несмотря на существование общих закономерностей управления различными системами, сущность управления всегда связана с самой управляемой системой, ее специфическими закономерностями.

В экономических системах управление осуществляется управляющей подсистемой, которую часто называют системой управления. Управление предполагает управляющую и управляемую системы.

Система управления — это субъект либо орган управления, целостная совокупность относительно самостоятельных элементов, реализующих закрепленные за ними функции управления. Состав и соподчиненность элементов, звеньев и ступеней управления образуют организационную структуру. 11 Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Формирование системы управления персоналом. — Москва: ГАУ, 1999 г., 53.

Управление — это постоянно развивающийся процесс, который является частью общего поступательного движения общества.

Развитие управления, возрастание его роли, постоянное расширение сети органов управления — закономерное выражение общественно-исторического прогресса. Организация управления становится все более сложным делом, постоянно растет число людей, занятых управленческим трудом, без которого не могут существовать процессы общественного производства; обогащается система знаний об управлении общественным производством.

Итак, управление — практика постоянно развивающаяся. Менялась практика управления — изменялось и учение об управлении; взгляды на управление развивались по мере развития общественных отношений, изменения бизнеса, совершенствования технологии производства.

Современной теорией управления социально-экономическими системами выступает менеджмент.

2. Теоретические основы искусства: искусство управления, принципы управления

К моменту возникновения в первом десятилетии ХХ века «школы научного менеджмента» практически отсутствовала идей научной организации труда. Под менеджментом понимались самые неожиданные вещи, вплоть до технологии изготовления какого-нибудь конкретного продукта.

4 стр., 2000 слов

Отчёт по производственной практике по профессии 19.01.17. Повар, ...

... поваров на приготовлении блюд определенного вида, которая осуществляется на крупных предприятиях. 2. Охрана труда и требования техники безопасности при выполнении работ на производственной практике ... Глубина секционного оборудования не должна превышать 1 м. Линейная расстановка оборудования позволяет экономить производственную площадь благодаря возможности устанавливать оборудование у ...

К «школе научного менеджмента» относят таких классиков управления как Фредерик Уинслоу Тейлор, Анри Файоль, Гаррингтон Эмерсон и Генри Форд. 11 Кнорринг В.И. Теория, практика и искусство управления. — Москва : Норма, 2004 г., с.67. Без их вклада было бы невозможным возникновение современного менеджмента с присущим ему единством науки, искусства, технологии управления. В работах классиков сформулированы принципы, цели и задачи научного менеджмента, описаны основные функции управления. В их работах была проведено изучение проблем организации, рационализации, оптимизации производства и повышения эффективности.

Разрабатывая основы науки, в 14 общих принципах управления А. Файоля мы можем видеть инициативу: «Инициативой мы называем возможность создания и осуществления плана. Свобода предложения и осуществления точно также относится к категории инициативы».

Первым элементом управления у него является предвидение. «Управлять это предвидеть». Действительно, если предвидение и не есть на сто процентов управление, то оно, во всяком случае, составляет существенную часть последнего».

Также Файоль пишет об искусстве управлять людьми: «В крупном предприятии большинство руководителей отделов участвуют в выработке программы развития дела; эта работа время от времени присоединяется к их обычной работе; она требует известной ответственности, и обычно за неё не полагается никакого особого вознаграждения. Для того чтобы добиться в этих условиях от руководителей отделов искреннего и активного сотрудничества, надо обладать качеством искусного управителя людьми, работающего не покладая рук и не боящегося ответственности. Об искусно управляющем людьми заведующем мы узнаем по рвению его подчинённых и по доверию начальства». 11 Кнорринг В.И. Теория, практика и искусство управления. — Москва : Норма, 2004 г., с. 78.

Управление как искусство — способность эффективно применять данные науки управления в конкретной ситуации.

Ф. Тейлор говорит о «конструктивном воображении» — способности, позволяющей человеку при помощи нескольких усвоенных понятий преодолевать препятствия, встречающихся на его пути, и создать что-либо полезное, несмотря на эти препятствия. 22 там же

Также он указывает, что «Менеджмент — это искусство знать точно, что предстоит сделать и как сделать это самым лучшим и дешёвым способом».

Наука и искусство менеджмента тесно связаны между собой. Менеджер должен учитывать некоторую ограниченность теории и научных исследований и корректировать свою практику с учетом выводов теории только там, где это уместно.

Другой особенностью вывода о двойственной природе менеджмента является его некая логическая однобокость. Если гениальный менеджер принял верное решение, основанное на интуиции, которая, как правило, базируется на опыте, то разве корректно утверждать, что это решение в принципе не может быть научно обосновано? Напротив, можно утверждать обратное: под решение менеджера, в том числе и неправильное, совсем нетрудно подвести научную базу.

Наука даёт лишь определённые общие положения, подходы, принципы, методы. Искусство менеджмента состоит в их творческом применении в управленческой практике. Менеджер должен знать в каких условиях, при каких обстоятельствах, в какой обстановке применить конкретные научные знания.

11 стр., 5252 слов

Управление – это искусство или наука

... Но содержание понятия менеджмента раскрывается широко и многосторонне: менеджмент как способ управления, руководства, направления или контроля; это искусство управления и руководства, это люди, контролирующие и направляющие работу организаций, а также управленческий персонал. ...

Следует отметить, что это могут быть как врождённые, так и приобретённые качества. К ним относятся: талант, интуиция, воображение, креативность, интуиция, творческие способности, готовность к восприятию нового.

Искусство менеджмента заключается в использовании накопленного опыта и приобретённых знаний творчески на практике. Это требует определённого природного дара, таких людей называют лидерами. Менеджер должен тонко чувствовать всё, что происходит вокруг и уметь увлекать за собой и направлять подчинённых. Поэтому существенно то, что он помимо развитой интуиции, воображения, определённых знаний и так далее, должен обладать организаторскими способностями.

Наука управления имеет в своей основе систему базовых положений, принципов, которые присущи только ей, и при этом опирается на законы, изучаемые другими науками, связанными с управлением. Очевидно, что прежде чем приступить к изучению социально-психологических аспектов управления и искусству воздействия на личность и коллектив, необходимо рассмотреть фундаментальные основы управления — его принципы. 11 Ельнова И.Е. Менеджмент. — Москва. 2007 г., с.10.

Поведение одного из основных и наиболее сложных субъектов управления — человека также строится на определенных принципах, внутренних убеждениях, которые определяют его отношение к действительности, на нормах нравственности и морали. Принципы управления объективны, то есть не зависят от воли и желаний отдельных личностей, хотя любая истина познается через сложнейшую систему субъектно-объектных отношений, и в этом основная трудность управления социумом и отдельной личностью. Эти принципы нельзя считать абсолютной истиной, а только лишь инструментом, позволяющим хотя бы немного поднять завесу над сверхсложным миром личности и коллектива и лишь подсказать руководителю, как разумнее воздействовать на контролируемую систему, и какую реакцию следует, вероятно, ожидать на управляющее воздействие. Даже самый опытный руководитель, прекрасно владеющий теорией управления, не застрахован от неразумной, эмоциональной реакции на ситуацию. При смене социально-политических формаций, при непрерывном развитии всех явлений в мире изменяются и совершенствуются методы, формы, техника и сами принципы управления. Время меняет и язык науки, терминологию, и неудивительно, если какой-либо принцип управления при неизменности его сути называется в разных странах, в различных национальных школах менеджмента по-своему.

Принципы управления универсальны, то есть применимы для воздействия наличность и для оптимального управления любым социумом — официальным (производственным, служебным, гражданским, общественным) или неофициальным (семейным, дружеским, бытовым).

Принцип управления

1. Определение целей и задач управления;

2. Разработка конкретных мероприятий по их достижению;

3. Разделение задач на отдельные виды работ;

4. Координации взаимодействий различных подразделений внутри

организации;

5. Формирование иерархической структуры;

6. Оптимизация принятия решений;

7. Мотивация, стимулирование эффектной работы.

3. Психологические аспекты искусства управления

Психология управления как наука продуцирует психологические знания, применяемые при решении проблемы управления деятельностью трудового коллектива.

14 стр., 6574 слов

Искусство делового общения

... сами правильно выбираем форму обращения к человеку? Искусство делового общения состоит в правильном выборе темы и тона беседы. ... ми людьми. 1. ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ ЕГО ОСОБЕННОСТИ Деловое об­щение — это межличностное общение с целью организации и оптимизации того ... работы, рас­торжение контракта, финансовые убытки и др.). Поэтому в деловом общении особую значимость приобретают такие важные качества деловых ...

Личность работника изучается рядом психологических дисциплин, таких как общая психология, психология труда, инженерная психология. Вместе с тем рабочая группа или трудовой коллектив изучается социальной и педагогической психологией.

Отличительную особенность психологии управления составляет то, что ее объектом является организованная деятельность людей. Организованная деятельность — это не просто совместная деятельность людей, объединенных общими интересами или целями, симпатиями или ценностями, это деятельность людей, объединенных в одну организацию, подчиняющихся правилам и нормам этой организации и выполняющих заданную им совместную работу в соответствии с экономическими, технологическими, правовыми, организационными и корпоративными требованиями.

В социальной психологии отдельный работник выступает как часть, как элемент целого, то есть социальной группы, вне которой его поведение может быть не понятым.

Изучение личности работника в организации, анализ влияния организации на социально-психологическую структуру и развитие коллектива — всё это и многое другое составляют актуальность работы менеджера.

Объект изучения психологии управления составляют люди, входящие в финансовом и юридическом отношениях в самостоятельные организации, деятельность которых ориентирована на корпоративно полезные цели.

Обобщая все сказанное, можно сделать вывод, что среди специалистов в области психологии как искусстве управления достигнуто единство в отношении представления о наиболее актуальных для организации психологических проблем. К их числу относят следующие: 11 Паркинсон С. и др. Искусство управления.- СПб: Лениздат, 1992г.

1) повышение профессиональной компетентности руководителей (менеджеров) всех уровней, то есть совершенствование стилей управления, межличностного общения, принятия решений, стратегического планирования и маркетинга, преодоление стрессов и другое;

2) повышение эффективности методов подготовки и переподготовки управленческого персонала;

3) поиск и активизация человеческих ресурсов организации;

4) оценка и подбор (отбор) менеджеров для нужд организации;

5) оценка и улучшение социально-психологического климата, сплочение персонала вокруг целей организации.

Как известно, управление как искусство — осуществляется через взаимодействие людей, поэтому руководителю в своей деятельности необходимо учитывать законы, определяющие динамику психических процессов, межличностных взаимоотношений, группового поведения. К числу подобного рода закономерностей можно отнести следующие.

Закон неопределенности отклика., Закон неадекватности отображения человека человеком.

Это объясняется сверхсложностью природы и сущности человека, который непрерывно меняется в соответствии с законом возрастной асинхронности. В самом деле, в разные моменты своей жизни даже взрослый человек определенного календарного возраста может находиться на разных уровнях физиологического, интеллектуального, эмоционального, социального, сексуального, мотивационно-волевого решения. Более того, любой человек осознанно или неосознанно защищается от попыток понять его особенности во избежание опасности стать игрушкой в руках человека, склонного к манипулированию людьми. Имеет значение даже то обстоятельство, что нередко сам человек не знает себя достаточно полно. Таким образом, любой человек, каким бы он ни был, всегда что-то скрывает о себе, что-то ослабляет, что-то усиливает, какие-то сведения о себе отрицает, что-то подменяет, что-то приписывает себе (придумывает), на чем-то делает акцент и тому подобное. Пользуясь подобными защитными приемами, он демонстрирует себя людям не таким, каков он есть на самом деле, а таким, каким бы он хотел, чтобы его видели другие.

5 стр., 2098 слов

Искусство общения

... Психологические приемы влияния на партнера во время делового общения Эффективность делового общения зависит от глубокого знания предмета разговора, создания ... А знания приемов влияния на партнера во время делового общения помогут налаживанию делового сотрудничества. Рассмотрение тонкостей публичного выступления ... Общение с людьми -- это наука и искусство. Здесь важны и природные способности, и ...

принцип универсальной талантливости

Закон неадекватности самооценки, Закон расщепления смысла управленческой информации., Закон самосохранения., Закон компенсации.

4. Искусство управления личностью и коллективом

Искусство управления как одним сотрудником, так и коллективом во многих случаях имеет при прочих равных условиях решающее значение для успешного развития фирмы. Человеческие отношения — основа деятельности менеджера.

Управленческое общение — общение с целью осуществления руководства людьми, то есть изменение их действий в определенном направлении, поддержание данного направления или формирование нового направления.

Управленческое общение выполняет несколько функций:

1. Выдача распорядительной информации.

2. Получение обратной информации.

3. Выдача оценочной информации.

То есть, выдавая распоряжения, руководитель рассчитывает не только на выполнение, но и на наличие у подчиненного желания это выполнить. Поскольку наличие желания — своего рода залог эффективного исполнения, отсутствие взаимопонимания между руководителем и подчиненными является одной из основных причин некачественной работы.

Условия установления взаимопонимания.

1. Общение на едином профессиональном языке.

2. Уровень общей культуры и интеллекта.

3. Полнота информации.

4. Логичность изложения.

5. Сконцентрированность и внимание к рассматриваемой проблеме.

Управленческое общение действует по своим законам. 11 Шипунов В.Г., Кишкель Е.Н. Основы управленческой деятельности. — Москва:Высш. Школа. 2000 г., с. 59.

I закон управленческого общения.

«Понять — не значит принять»

Условия принятия чужой позиции.

1. Она не должна противоречить основным взглядам и позициям того, кто воспринимает информацию.

2. Поиск и демонстрация партнеру его личного интереса в данном вопросе.

II закон управленческого общения.

«При прочих равных условиях люди легче принимают позицию, к которой испытывают эмоционально положительное отношение»

Грамотное управленческое общение с персоналом не только создает оптимальный климат на фирме, но и способствует повышению работоспособности персонала, а также помогает проявлению инициативы сотрудниками. Все это вместе дает фирме возможность без лишних трений и проволочек работать наиболее эффективно в выбранной ей нише рынка и, планомерно осуществляя свою стратегию, идти к вершине успеха.

20 стр., 9671 слов

Социально-экономическое развитие и управление регионом на примере Москвы

... Липецкая, Московская, Орловская, Рязанская, Смоленская, Тамбовская, Тверская, Тульская, Ярославская области, город Москва. Центральный федеральный округ был образован указом президента России от 13 ... Управление развитием региона может осуществляться с помощью широкого спектра конкретных действий, посредством которых местная администрация стимулирует развитие экономики региона, создает новые рабочие ...

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Можно сделать вывод, что для эффективного управления менеджеру естественно потребуются не только власть, личные качества, владение информацией, знания теории управления, экономической теории, многих других научных дисциплин, но и интерес к своему делу, умение находить компромиссы, а также огромное количество других непохожих друг на друга качеств и объединение этих качеств в систему, естественно выполнение этих условий потребует от менеджера высокого мастерства и умения. Следовательно, управление возможно частично, но является искусством.

Менеджер — тот человек от которого зависит работа коллектива и предприятия. От того какими будут отношения в коллективе и насколько сотрудники будут мотивированы на продуктивный труд зависит вся дальнейшая судьба фирмы. Каждый менеджер должен осознавать свое влияние на микроклимат организации и использовать все доступные и приемлемые методы для того, чтобы улучшить его и сделать труд сотрудников как можно более комфортабельным не только в физическом плане, но и в психологическом.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kontrolnaya/iskusstvo-upravleniya/

1. Вейл П. Искусство менеджмента. Пер. с англ. — Москва: Новости,

1993 г.

2. Егоршин А.П. Управление персоналом. — Н. Новгород: НИМБ, 1997 г.

3. Ельнова И.Е. Менеджмент.- Москва. 2007 г.

4. Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Формирование системы управления персоналом. — Москва: ГАУ, 1993 г.

5. Кнорринг В.И. Теория, практика и искусство управления.- Изд-во: Норма, 2004 г.

6. Морозов А.В.Социальная психология. — Изд-во: «Академический проект», 2005 г.

7. Паркинсон С. и др. Искусство управления. — СПб: Лениздат, 1992 г.

8. Шипунов В.Г., Кишкель Е.Н. Основы управленческой деятельности. — Москва: Высш. школа, 2000 г.