Искусство управления

Контрольная работа

Управление как искусство и социальная функция

Управление изначально присуще человеческому обществу, так как труд, даже в простейших своих проявлениях, есть сознательная целесообразная деятельность, которая предполагает целеполагание, выбор средств для достижения поставленной цели, их планомерное применение. Человек сознательно регулирует, контролирует обмен веществ между собой и природой, приводит в движение и известным образом направляет свои силы и знания, опредмечивает их и в конечном итоге овладевает определенными природными процессами, преобразуя их, подчиняя своей воле. Короче говоря, человек управляет как самим собой, так и процессами, существующими вне и независимо от его сознания и воли. В этом смысле управление — во всяком случае, в той форме, в какой оно осуществляется человеком, — находится в постоянном коррелятивном отношении с преобразованием природы. Это единство производительной деятельности и управления (и самоуправления) становится непосредственно очевидным даже при беглом взгляде на совместную деятельность людей. Но человек есть общественное существо, и индивидуальная деятельность его также социальна. Вот почему управление (и самоуправление) с самого начала должно быть определено как социальная функция.

Многие специалисты выдвигали мысль о том, что управление является скорее искусством, которому можно научиться только через опыт и которым в совершенстве овладевают только люди, имеющие к этому талант. Некоторые руководители — практики, включая целый ряд людей, добившихся больших успехов в этой области, полагают, что научные теории управления представляют собой своего рода академические башни из слоновой кости, а не реальный повседневный мир жизни организации.

Управление как система

Управление — это функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их целей и программ.

Введение

Система – это совокупность связанных и взаимодействующих друг с другом элементов, которые образуют целостное образование с новыми свойствами, отсутствующими у его составляющих элементов. Для описания системы используются ее свойства – качества элементов, выраженные в определенных величинах. Связи между элементами и их свойствами образуют структуру системы.

Анализ и классификация систем

Целью данного исследования является анализ и классификация систем по их происхождению, объективности существования, связи с окружающей средой и обусловленности действия. Также будет рассмотрено понятие управления в экономических системах и роль управляющей подсистемы.

7 стр., 3240 слов

Информационная система фотоцентра

... известных. База данных по недвижимости Задача системы — информационная поддержка деятельности фирмы, занимающейся продажей и ... перечень рабочих мест фотоцентра в целом и указанного профиля. Полученные данные позволяют проанализировать работу фотоцентра с различных ... отдельные функции информационной системы. Код разделен на модули, обеспечивающие четкое разделение задач и удобство поддержки. Элементы ...

Типы систем по происхождению

Системы могут быть природными (естественными) и антропогенными (искусственными).

Антропогенные системы, в свою очередь, могут быть техническими, технологическими, информационными, социальными и экономическими.

Типы систем по объективности существования

Системы могут быть материальными, то есть существующими объективно независимо от сознания человека, или идеальными, которые существуют в виде гипотез, теорий, формул и т.д., созданных в сознании человека.

Типы систем по связи с окружающей средой

Системы могут быть открытыми, то есть имеющими активное взаимодействие с окружающей средой, или относительно обособленными, ограниченными взаимодействием с окружающей средой.

Типы систем по обусловленности действия

Системы могут быть детерминированными, когда одной и той же причине всегда соответствует однозначный результат, или вероятностными, когда одной и той же причине может соответствовать несколько возможных результатов.

Управление в экономических системах

В экономических системах управление осуществляется управляющей подсистемой, которую часто называют системой управления. Управление предполагает взаимодействие между управляющей и управляемой системами.

2. Теоретические основы искусства: искусство управления, принципы управления

К моменту возникновения в первом десятилетии ХХ века «школы научного менеджмента» практически отсутствовала идея научной организации труда. Под менеджментом понимались самые неожиданные вещи, вплоть до технологии изготовления какого-нибудь конкретного продукта.

К «школе научного менеджмента» относят таких классиков управления как Фредерик Уинслоу Тейлор, Анри Файоль, Гаррингтон Эмерсон и Генри Форд. 11 Кнорринг В.И. Теория, практика и искусство управления. — Москва: Норма, 2004 г., с.67.

Без их вклада было бы невозможным возникновение современного менеджмента с присущим ему единством науки, искусства, технологии управления. В работах классиков сформулированы принципы, цели и задачи научного менеджмента, описаны основные функции управления. В их работах было проведено изучение проблем организации, рационализации, оптимизации производства и повышения эффективности.

Исследование научных и практических аспектов управления

Разрабатывая основы науки, в 14 общих принципах управления А. Файоля мы можем видеть инициативу: «Инициативой мы называем возможность создания и осуществления плана. Свобода предложения и осуществления точно также относится к категории инициативы».

Первым элементом управления у него является предвидение. «Управлять это предвидеть». Действительно, если предвидение и не есть на сто процентов управление, то оно, во всяком случае, составляет существенную часть последнего».

Также Файоль пишет об искусстве управлять людьми: «В крупном предприятии большинство руководителей отделов участвуют в выработке программы развития дела; эта работа время от времени присоединяется к их обычной работе; она требует известной ответственности, и обычно за неё не полагается никакого особого вознаграждения. Для того чтобы добиться в этих условиях от руководителей отделов искреннего и активного сотрудничества, надо обладать качеством искусного управителя людьми, работающего не покладая рук и не боящегося ответственности. Об искусно управляющем людьми заведующем мы узнаем по рвению его подчинённых и по доверию начальства».11 Кнорринг В.И. Теория, практика и искусство управления. — Москва : Норма, 2004 г., с. 78.

17 стр., 8393 слов

Менеджмент как деятельность, наука и искусство

... внимание всем сторонам и особенностям менеджмента. О менеджменте принято говорить как об искусстве управления организациями. Можно приобрести навыки управления фирмой, отраслью, регионами, труднее управлять непосредственно людьми и наиболее сложно научиться управлять ...

Управление как искусство — способность эффективно применять данные науки управления в конкретной ситуации.

Ф. Тейлор говорит о «конструктивном воображении» — способности, позволяющей человеку при помощи нескольких усвоенных понятий преодолевать препятствия, встречающихся на его пути, и создать что-либо полезное, несмотря на эти препятствия.22 там же

Также он указывает, что «Менеджмент — это искусство знать точно, что предстоит сделать и как сделать это самым лучшим и дешёвым способом».

Наука и искусство менеджмента тесно связаны между собой. Менеджер должен учитывать некоторую ограниченность теории и научных исследований и корректировать свою практику с учетом выводов теории только там, где это уместно.

При изучении менеджмента важно учитывать его двойственную природу, которая проявляется через сочетание науки и искусства. Одной из особенностей этой природы является логическая однобокость. Например, когда менеджер принимает верное решение на основе интуиции и опыта, неправильно считать, что такое решение не имеет научного обоснования, потому что любое решение, включая неправильное, может быть подтверждено научной базой.

Наука предоставляет общие принципы и методы, а искусство менеджмента заключается в их творческом применении на практике. Это требует сочетания врожденных и приобретенных качеств, таких как талант, интуиция, воображение, креативность, готовность к восприятию нового.

Люди с такими качествами называются лидерами, потому что умеют успешно применять накопленный опыт и приобретенные знания на практике, умеют вдохновлять и направлять подчиненных, и обладают организаторскими способностями.

Таким образом, научный подход к управлению имеет свои базовые принципы, которые учитывают особенности управления в различных областях. Прежде чем изучать социально-психологические аспекты управления и искусство воздействия на личность и коллектив, важно изучить фундаментальные принципы управления. [11]

Психология управления как наука продуцирует психологические знания, применяемые при решении проблемы управления деятельностью трудового коллектива.

Психология управления и ее объект изучения

Психология управления является трансдисциплинарной областью знаний, объединяющей в себе психологические и управленческие аспекты. Она изучает процессы управления и взаимодействия между управленческим персоналом и другими людьми в организации.

Принципы управления

  • Определение целей и задач управления;
  • Разработка конкретных мероприятий по их достижению;
  • Разделение задач на отдельные виды работ;
  • Координация взаимодействий различных подразделений внутри организации;
  • Формирование иерархической структуры;
  • Оптимизация принятия решений;
  • Мотивация, стимулирование эффектной работы.

Законы психологии управления

Организованная деятельность людей в рамках организации подчинена определенным закономерностям, которые определяют успешное управление. Рассмотрим несколько законов психологии управления, которые имеют важное значение для руководства:

13 стр., 6419 слов

Управление творческими потенциалами

... Целью написания курсовой работы является рассмотрение особенностей управления творческими потенциалами компании. Творческие сотрудники – это хорошо или плохо для ... творческий области. Руководители коллективов должны использовать методы и стратегии, чтобы поддержать и развивать творческий потенциал своих сотрудников, принимая во внимание все особенности и потребности каждого. Система управления ...

  1. Закон мотивации. Психология управления подтверждает, что успешное управление организацией зависит от умения мотивировать сотрудников на достижение поставленных целей.
  2. Закон изменения. Управление организацией требует гибкости и способности адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды.
  3. Закон коммуникации. Эффективное управление невозможно без успешного обмена информацией и построения доверительных отношений с сотрудниками.
  4. Закон лидерства. Руководитель должен обладать качествами лидера, способными вдохновлять и мотивировать свою команду.
  5. Закон адаптации. Управление организацией требует способности адаптироваться к новым обстоятельствам, технологиям и требованиям рынка.

Изучение этих законов и их применение в практике управления способствует успешной деятельности организации и развитию коллектива.

Законы неопределенности отклика и неадекватности отображения человека человеком

Эти законы объясняются сверхсложностью природы и сущности человека, который постоянно меняется в соответствии с законом возрастной асинхронности. В разные моменты жизни даже взрослый человек определенного возраста может находиться на разных уровнях физиологического, интеллектуального, эмоционального, социального, сексуального и мотивационно-волевого развития. Любой человек защищается от попыток понять его особенности, чтобы не стать игрушкой в руках манипулятора. Более того, нередко сам человек не знает себя достаточно полно. Таким образом, любой человек всегда что-то скрывает о себе, что-то ослабляет, что-то усиливает, что-то отрицает, что-то подменяет, что-то приписывает себе или делает акцент на каком-то аспекте своей личности.

Важно отметить, что управление личностью и коллективом является искусством, которое имеет решающее значение для успешного развития фирмы. Человеческие отношения являются основой деятельности менеджера. Управленческое общение играет важную роль в достижении целей руководителя.

Управленческое общение выполняет несколько функций:

  1. Выдача распорядительной информации.
  2. Получение обратной информации.
  3. Выдача оценочной информации.

В заключение можно сказать, что успешное управление требует учета различных закономерностей, связанных с психологией и межличностными взаимодействиями. Искусство управления личностью и коллективом играет ключевую роль в достижении успеха в организации.

Взаимопонимание между руководителем и подчиненными является одной из ключевых составляющих эффективной работы. Для достижения взаимопонимания необходимо установить определенные условия.

Первое условие – общение на едином профессиональном языке. Руководитель и подчиненные должны понимать друг друга и использовать одни и те же термины и понятия при общении.

13 стр., 6388 слов

Новый курс Рузвельта. Закон о восстановлении промышленности 1933г. ...

... доходов, повышались ввозные пошлины, а требования фермеров и рабочих улучшить их условия жизни отвергались как покушение на свободу предпринимательства. Всячески поощрялся индивидуализм, стяжательство, ... слепая погоня за прибылью. Таким образом, объективные законы капитализма и политика государства совпали. Результатом этого был особо разрушительный и ...

Второе условие – уровень общей культуры и интеллекта. Чем выше уровень образования и культуры у обеих сторон, тем легче достичь взаимопонимания и эффективного общения.

Управленческое общение

Третье условие – полнота информации. Руководитель должен предоставить подчиненным всю необходимую информацию для выполнения задачи. Отсутствие информации может привести к неправильному пониманию задачи и, как следствие, к некачественному выполнению работы.

Четвертое условие – логичность изложения. Руководитель должен ясно и последовательно излагать свои указания, чтобы подчиненные могли правильно их понять и выполнить.

Пятое условие – сконцентрированность и внимание к рассматриваемой проблеме. Руководитель и подчиненные должны быть полностью сосредоточены на решении задачи, чтобы избежать недоразумений и ошибок.

Управленческое общение имеет свои законы. Первый закон управленческого общения заключается в том, что понимание не означает принятие. Для принятия чужой позиции необходимо соблюдение определенных условий.

Первое условие – чужая позиция не должна противоречить основным взглядам и позициям человека, который ее воспринимает. Если позиция противоречит его основным взглядам, принятие ее будет затруднительным.

Второе условие – необходимо найти и продемонстрировать партнеру его личный интерес в данном вопросе. Если партнер поймет, что принятие его позиции будет полезно и выгодно для него самого, вероятность принятия позиции значительно возрастает.

Второй закон управленческого общения гласит, что при прочих равных условиях люди легче принимают позицию, к которой испытывают эмоционально положительное отношение. Эмоциональное отношение играет важную роль в процессе принятия решений и формирования позиции.

Грамотное управленческое общение с персоналом способствует созданию оптимального климата на предприятии, повышению работоспособности сотрудников и проявлению их инициативы. Это позволяет фирме работать наиболее эффективно и достигать успеха на выбранном рынке.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Для эффективного управления необходимо не только владеть властью, иметь личные качества и знания, но и проявлять интерес к своему делу, уметь находить компромиссы и объединять различные качества в систему. Управление является искусством, требующим высокого мастерства и умения.

Влияние руководителя на работу коллектива и предприятия

Руководитель играет ключевую роль в формировании микроклимата на предприятии и взаимоотношений в коллективе. От того, насколько удачно он сможет организовать работу сотрудников и обеспечить им комфортные условия труда, зависит продуктивность всего предприятия. Каждый руководитель должен понимать свое влияние на рабочую обстановку и использовать доступные методы для ее улучшения.

Современные исследования показывают, что эффективность работы коллектива напрямую связана с личностными качествами и навыками руководителя. Позитивный микроклимат, основанный на доверии, взаимопонимании и уважении, способствует эффективной работе сотрудников. Это в свою очередь приводит к повышению производительности и качества выполняемых задач.

Основные принципы эффективного руководства:

  1. Лидерство. Руководитель должен быть успешным лидером, способным вдохновить и мотивировать своих подчиненных. Он должен иметь четкую визию и цели, а также уметь передать их своей команде.
  2. Коммуникация. Взаимодействие с сотрудниками является ключевым аспектом успешного руководства. Руководитель должен уметь слушать, быть открытым для обратной связи и эффективно общаться с командой.
  3. Мотивация. Руководитель должен знать, как мотивировать своих сотрудников. Он должен уметь создавать стимулы для достижения высоких результатов и поощрять их достижения.
  4. Развитие. Руководитель должен поддерживать постоянное развитие своих сотрудников. Он должен предоставлять возможности для обучения и развития, а также помогать им в достижении профессиональных целей.
  5. Конфликтология. Руководитель должен уметь эффективно управлять конфликтами в коллективе. Он должен быть способен разрешать конфликты и находить компромиссы, чтобы поддерживать гармоничные отношения в команде.

Выводы

Роль руководителя в организации невозможно переоценить. От его способности создать положительный микроклимат и мотивировать сотрудников зависит эффективность работы коллектива и успех предприятия. Поэтому каждый руководитель должен осознавать свою ответственность и использовать доступные средства для улучшения микроклимата и обеспечения комфортных условий труда для своей команды.

41 стр., 20335 слов

«Особенности взаимодействия дошкольной образовательной организации ...

... образования с семьей в условиях внедрения ФГОС В условиях внедрения ФГОС (Федерального государственного образовательного ... в будущем нетрадиционные формы работы дошкольного учреждения взаимодействия с семьей. Новизна исследования, Практическая значимость исследования, Методы исследования 1. Изучение теоретической литературы ... до его рождения. Благочестивое поведение родителей играет важную роль в ...

В рамках данного исследования была проанализирована следующая литература:

  1. Вейл П. Искусство менеджмента. Пер. с англ. — Москва: Новости, 1993 г.
  2. Егоршин А.П. Управление персоналом. — Н. Новгород: НИМБ, 1997 г.
  3. Ельнова И.Е. Менеджмент.- Москва. 2007 г.
  4. Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Формирование системы управления персоналом. — Москва: ГАУ, 1993 г.
  5. Кнорринг В.И. Теория, практика и искусство управления.- Изд-во: Норма, 2004 г.
  6. Морозов А.В. Социальная психология. — Изд-во: «Академический проект», 2005 г.
  7. Паркинсон С. и др. Искусство управления. — СПб: Лениздат, 1992 г.
  8. Шипунов В.Г., Кишкель Е.Н. Основы управленческой деятельности. — Москва: Высш. школа, 2000 г.