1.Мотивирования к учебной деятельности (Организационный момент) |
Вступительное слово учителя Приветствие учителя. Настраивание учащихся на деятельность. Добрый день, присаживайтесь. — Мы продолжаем наше увлекательное путешествие в мир музыкального театра. — Театр уж полон, ложи блещут, Партеры и кресла, всё кипит, В райке нетерпеливо плещут, И, взвившись, занавес шумит… Блистательна, полувоздушна, Смычку волшебному послушна, Толпою нимф окружена, Стоит Истома, она, Одной ногой касаясь, пола, Другою медленно кружит И вдруг прыжок, и вдруг летит… — Сегодня, мы соприкоснёмся и познакомимся с удивительным, изящным искусством имя ему – Балет. |
Приветствуют учителя. Организуют рабочее место. Записывают в тетрадь тему урока. |
Личностные: проявляют эмоционную отзывчивость на слова учителя и колокольный звон Регулятивные: Принимают и сохраняют учебную программу. Коммуникативные: Слушают и понимают речь других. Личностные: Воспринимают речь учителя не обращенную к учащемуся; выражают положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание , удивление, желание больше узнать. |
Фронтальная |
2. Проверка домашнего задания. |
-На прошлом уроке мы начали свое путешествие в мир театра и познакомились с новым жанром музыкального искусства. — Каким? -Да, верно. Ребята, что такое опера? — Опера (с итал.) означает труд, сочинение. -Где и когда возникла опера? -Кто же написал 1-ю оперу и как она называлась? -Очень хорошо. Ребята, скажите, пожалуйста, какие виды искусства включает в себя опера? — В опере все поют. Скажите, ребята, пожалуйста, как называется сольный номер в опере, исполняемый солистом? Как называется литературный текст оперы (краткое изложение сюжета)? — Молодцы, ребята. А сейчас приведите, пожалуйста, примеры известных Вам опер. Сегодня мы в очередной раз отправляемся путешествовать в мир музыки, её многочисленных жанров и будем знакомиться еще с одним сложным и интересным жанром. Мы продолжим путешествовать в музыкальный театр. |
— Опера -Опера — жанр муз. искусства, включающий: драм. действие, пение и танцы, оркестровую музыку и декорации. – Опера возникла в начале 17 века в Италии (1607г).
– Клаудио Монтеверди . Опера «Орфей и Эвридика» (по одноименному мифу Древней Греции о певце Орфее).
(Музыка, театр, литература и ИЗО(декорации).
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/vtoroe-puteshestvie-v-muzyikalnyiy-teatr-balet/ — Ария . – Либретто М.И.Глинка: «Иван Сусанин», «Руслан и Людмила», Н.А.Римский- Корсаков: «Снегурочка», «Сказка о царе Салтане», П.И.Чайковский. «Евгений Онегин» и др.) |
3. Усвоение новых знаний и способов действий. |
Балет – искусство синтетическое. В нём воедино переплетены различные виды искусства. Какие? Французское слово «ballet» произошло от итальянского ballare— танцую. Французское название и его итальянские корни не случайны. Балет возник эпоху Возрождения в Италии. Издавна любили там веселые танцевальные сценки, исполнявшиеся на карнавале. Было время, когда этот вид искусства включал не только танцы, но и песенные и разговорные эпизоды. Тогда он назывался опера-балет. Постепенно они и превратились в самостоятельные танцевальные спектакли. Во Франции при Людовике XIV, был популярен придворный балет. Во дворце Версаль устраивались пышные зрелища, в которых участвовали король, королева и придворные. В современном понимании балет появился только в XVIII веке. Французские балетмейстеры создали специальный язык хореографии, которым пользуются до сих пор. 5 октября 1581г считается Днем рождения балета. В этот день в Париже впервые был разыгран спектакль в танцах. Почти триста лет назад балет пришёл из Европы в Россию. Сначала это были придворные спектакли, поставленные иностранными хореографами. Музыке в них не придавалось особого значения. Она считалась только аккомпанементом к танцам. П. И. Чайковский стал новатором в жанре балет. Музыка его 3-х гениальных балетов настолько красива и выразительна, что прекрасно существует и сама по себе, вне театральной сцены, исполняется в концертном зале, по радио и телевидению. Запишите эти балеты : 1.«Спящая красавица», 2.«Лебединое озеро». ( Написать на доске) А название 3-его балета мы сможем вспомнить, посмотрев видеофрагмент. Слушание музыки . Видеофрагмент «Щелкунчик». Звучит Битва с мышами из «Щелкунчика» — Да верно, это балет « Щелкунчик». — Какое литературное произведение лежит в основе этого балета? Кто может рассказать сюжет этой сказки? — Именно этот фрагмент мы и посмотрели. Запишем в тетрадь: .П. И. Чайковский. Битва с мышами из балета « Щелкунчик». Ребята, давайте подумаем, кто принимает участие в балетном спектакле и его подготовке? Мы уже знаем участников оперного спектакля. Это… В балете танцуют.. – Кто? Музыку исполняет …- Под управлением … Музыку пишет …- Ребята, а кто помогает сделать спектакль таким грациозным, выразительным, придумать танцорам яркие выразительные образы) ?… ( Кто ставит танцы?) А без кого ещё не может обойтись любой спектакль, будь он оперный или балетный? – В балете также, как и в опере, могут выступать один, два и более актёров. В опере поёт солист, а в балете танцует балерина ВАРИАЦИИ В опере могут петь дуэтом, а в балете парный танец называется ПА-ДЕ-ДЕ В опере может участвовать хор, а в балете выступает КОРДЕБАЛЕТ Итак, запишем в тетрадь эти термины. Проверим. У танцоров и балерин есть специальные костюмы , юбки, которые называются «балетными пачками » и специальная обувь «пуанты» . Обратите внимание, это пуанты. Запишите, пожалуйста, себе в тетрадь их названия. Балетный костюм – такой, каким мы его знаем и любим, появился не сразу. Балетные спектакли и балетные костюмы прошлых времен были громоздкими и пышными, как праздничный выезд королевской семьи по случаю какого-либо торжества. А это современные костюмы. Русский балет славится уже несколько веков и имена русских балерин, танцовщиков и хореографов известны во всем мире. Попробуем узнать некоторых из них и записать в тетрадь. –Галина Уланова, — Майя Плисецкая, -Екатерина Максимова, — Владимир Васильев, ( — Юрий Григорович. – ( Записать на доске имена). Из современных танцоров балета это : — Николай Цискаридзе, Светлана Захарова, Анастасия Волочкова. Русские композиторы внесли огромный вклад в развитие мирового балетного искусства, создав шедевры. Участие в этих спектаклях принесло балеринам широкую известность и славу, благодаря колоссальному труду, терпению, ежедневным тренировкам. Давайте запишем в тетрадь названия балетов и их авторов. С. С. Прокофьев «Золушка», И. Ф. Стравинский» «Петрушка» . Великолепный балет-сказка «Щелкунчик» был создан благодаря творческому союзу замечательных мастеров 19 века – хореографа Мариуса Петипа и композитора Чайковского. Запишем в тетрадь фамилию хореографа. — Чем заканчивается балет Чайковского? Ответы учащихся А вот фрагменты из балета «Щелкунчик». Для создания музыкального образа феи П. И. Чайковскому специально пришлось заказывать из Франции очень редкий, но удивительно красивый музыкальный инструмент – челеста) . ( записать название в тетрадь ) Сейчас мы с вами послушаем, как звучит челеста в вариации феи Драже. Постарайтесь определить, на какой русский музыкальный инструмент похоже её звучание? Слушание музыки . Музыкальный фрагмент из б. «Щелкунчик» П. И. Чайковского«Танец феи Драже». Подумаем, с помощью, каких музыкальных средств композитор создаёт образ этой феи? Тембр- челеста (особое звучание этого инструмента создаёт атмосферу звучания колокольчиков), Динамика — пиано (тихо)- легкость, воздушность, Регистр- высокий . ( Сегодня мы знакомимся с новой песней , фрагмент которой вы слышали в начале урока. Она называется «Балет». Музыка композитора Игоря Николаева , слова Ильи Резника . Исполняет Алла Пугачёва . Сегодня мы начнем разучивать песню, а на следующем уроке продолжим работу. |
— Литература, музыка, хореография . Слушают рассказ учителя Записывают определение в музыкальный словарь -« Щелкунчик». — Сказка Гофмана ( Действие этого балета происходит в маленьком немецком городке. Дети и взрослые веселятся вокруг рождественской елки. Девочке Мари подарили куклу для раскалывания орехов. С наступлением ночи оживает таинственный мир чудес. Выползают из своих нор мыши во главе с Мышиным королем. …) — Хор, солисты, дуэты . — Танцор и балерина или группа танцовщиков . — Симфонический оркестр — Дирижер а — Композитор – Балетмейстер ( или хореограф). Либреттист и режиссёр. ( Мари и принц попадают в сказочную страну сладостей и игрушек, где их встречает фея Драже …) |
Фронтальная, индивидуальная. Устный опрос, слушание. |
Закрепление темы урока Эмоционально – художественное восприятие музыки |
— Путешествуя в мир музыкального театра – БАЛЕТ мы на нашем уроке познакомились с двумя видами танца. — В чем особенности и различия характерного и классического танца? — Викторина-тест . — Опираясь на предыдущие примеры-фрагменты из сказки-балета «Щелкунчик» выполните задание. — Назовите последовательно: — Название танца. — Какой это вид танца (характерный или классический)? — Какой состав исполнителей? — Благодаря чему создаётся художественный образ в театрально-музыкальном искусстве балет? — Через что в балете происходит выражение художественного образа? |
— Характерный и Классический. — Характерный танец: Например, национальные особенности – костюм, движения, музыка, инструменты. Всё это подчеркивает национальный колорит. Непохожесть, индивидуальность и неповторимость. — Классический танец: этот вид танца тоже несёт в себе индивидуальность в музыке и движениях необходимого для данного образа, но движения и исполнения лежат общие «па», каноны, основа как в музыке, так в танце. — Шоколад. Испанский танец. Характерный. Дуэт. — Вальс цветов. Классический танец. Кордебалет. — Леденцы. Русский танец. Характерный. Дуэт. -Благодаря союзу искусств: — Литературы; [Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/vtoroe-puteshestvie-v-muzyikalnyiy-teatr-balet/ — Симфонической музыки; -Хореографии: Танца, Танцевально — пластического языка – Пантомима. -Театрально-драматического действия. — Хореография. Танец. |
Устный опрос. |