Второе путешествие в музыкальный театр. Балет

Сочинение

1.Мотивирования к учебной деятельности

(Организационный момент)

Вступительное слово учителя

Приветствие учителя.

Настраивание учащихся на деятельность.

Добрый день, присаживайтесь.

— Мы продолжаем наше увлекательное путешествие в мир музыкального театра.

— Театр уж полон, ложи блещут,

Партеры и кресла, всё кипит,

В райке нетерпеливо плещут,

И, взвившись, занавес шумит…

Блистательна, полувоздушна,

Смычку волшебному послушна,

Толпою нимф окружена,

Стоит Истома, она,

Одной ногой касаясь, пола,

Другою медленно кружит

И вдруг прыжок, и вдруг летит…

— Сегодня, мы соприкоснёмся и познакомимся с удивительным, изящным искусством имя ему – Балет.

Приветствуют учителя.

Организуют рабочее место.

Записывают в тетрадь тему урока.

Личностные: проявляют эмоционную отзывчивость на слова учителя и колокольный звон

Регулятивные:

Принимают и сохраняют учебную программу.

Коммуникативные:

Слушают и понимают речь других.

Личностные:

Воспринимают речь учителя не обращенную к учащемуся; выражают положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание , удивление, желание больше узнать.

Фронтальная

2. Проверка домашнего задания.

-На прошлом уроке мы начали свое путешествие в мир театра и познакомились с новым жанром музыкального искусства. — Каким?

-Да, верно. Ребята, что такое опера? — Опера (с итал.) означает труд, сочинение.

-Где и когда возникла опера?

-Кто же написал 1-ю оперу и как она называлась?

-Очень хорошо. Ребята, скажите, пожалуйста, какие виды искусства включает в себя опера?

— В опере все поют. Скажите, ребята, пожалуйста, как называется сольный номер в опере, исполняемый солистом?

Как называется литературный текст оперы (краткое изложение сюжета)?

— Молодцы, ребята. А сейчас приведите, пожалуйста, примеры известных Вам опер.

Сегодня мы в очередной раз отправляемся путешествовать в мир музыки, её многочисленных жанров и будем знакомиться еще с одним сложным и интересным жанром. Мы продолжим путешествовать в музыкальный театр.

Опера

-Опера — жанр муз. искусства, включающий: драм. действие, пение и танцы, оркестровую музыку и декорации.

– Опера возникла в начале 17 века в Италии (1607г).

Клаудио Монтеверди . Опера «Орфей и Эвридика» (по одноименному мифу Древней Греции о певце Орфее).

(Музыка, театр, литература и ИЗО(декорации).

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/vtoroe-puteshestvie-v-muzyikalnyiy-teatr-balet/

Ария .

Либретто

М.И.Глинка: «Иван Сусанин», «Руслан и Людмила», Н.А.Римский- Корсаков: «Снегурочка», «Сказка о царе Салтане», П.И.Чайковский. «Евгений Онегин» и др.)

3. Усвоение новых знаний и способов действий.

Балет – искусство синтетическое. В нём воедино переплетены различные виды искусства. Какие?

Французское слово «ballet» произошло от итальянского ballare— танцую. Французское название и его итальянские корни не случайны.

Балет возник эпоху Возрождения в Италии. Издавна любили там веселые танцевальные сценки, исполнявшиеся на карнавале. Было время, когда этот вид искусства включал не только танцы, но и песенные и разговорные эпизоды. Тогда он назывался опера-балет. Постепенно они и превратились в самостоятельные танцевальные спектакли. Во Франции при Людовике XIV, был популярен придворный балет. Во дворце Версаль устраивались пышные зрелища, в которых участвовали король, королева и придворные. В современном понимании балет появился только в XVIII веке. Французские балетмейстеры создали специальный язык хореографии, которым пользуются до сих пор. 5 октября 1581г считается Днем рождения балета. В этот день в Париже впервые был разыгран спектакль в танцах.

Почти триста лет назад балет пришёл из Европы в Россию. Сначала это были придворные спектакли, поставленные иностранными хореографами. Музыке в них не придавалось особого значения. Она считалась только аккомпанементом к танцам. П. И. Чайковский стал новатором в жанре балет. Музыка его 3-х гениальных балетов настолько красива и выразительна, что прекрасно существует и сама по себе, вне театральной сцены, исполняется в концертном зале, по радио и телевидению.

Запишите эти балеты : 1.«Спящая красавица», 2.«Лебединое озеро». ( Написать на доске) А название 3-его балета мы сможем вспомнить, посмотрев видеофрагмент.

Слушание музыки .

Видеофрагмент «Щелкунчик». Звучит Битва с мышами из «Щелкунчика»

— Да верно, это балет « Щелкунчик».

— Какое литературное произведение лежит в основе этого балета?

Кто может рассказать сюжет этой сказки?

— Именно этот фрагмент мы и посмотрели. Запишем в тетрадь: .П. И. Чайковский. Битва с мышами из балета « Щелкунчик».

Ребята, давайте подумаем, кто принимает участие в балетном спектакле и его подготовке? Мы уже знаем участников оперного спектакля. Это…

В балете танцуют.. – Кто?

Музыку исполняет …-

Под управлением …

Музыку пишет …-

Ребята, а кто помогает сделать спектакль таким грациозным, выразительным, придумать танцорам яркие выразительные образы) ?… ( Кто ставит танцы?)

А без кого ещё не может обойтись любой спектакль, будь он оперный или балетный?

В балете также, как и в опере, могут выступать один, два и более актёров.

В опере поёт солист, а в балете танцует балерина ВАРИАЦИИ

В опере могут петь дуэтом, а в балете парный танец называется ПА-ДЕ-ДЕ

В опере может участвовать хор, а в балете выступает КОРДЕБАЛЕТ

Итак, запишем в тетрадь эти термины. Проверим.

У танцоров и балерин есть специальные костюмы , юбки, которые называются «балетными пачками » и специальная обувь «пуанты» . Обратите внимание, это пуанты.

Запишите, пожалуйста, себе в тетрадь их названия.

Балетный костюм – такой, каким мы его знаем и любим, появился не сразу. Балетные спектакли и балетные костюмы прошлых времен были громоздкими и пышными, как праздничный выезд королевской семьи по случаю какого-либо торжества.

А это современные костюмы.

Русский балет славится уже несколько веков и имена русских балерин, танцовщиков и хореографов известны во всем мире. Попробуем узнать некоторых из них и записать в тетрадь. –Галина Уланова, — Майя Плисецкая, -Екатерина Максимова, Владимир Васильев, ( — Юрий Григорович. – ( Записать на доске имена).

Из современных танцоров балета это : Николай Цискаридзе, Светлана Захарова, Анастасия Волочкова.

Русские композиторы внесли огромный вклад в развитие мирового балетного искусства, создав шедевры. Участие в этих спектаклях принесло балеринам широкую известность и славу, благодаря колоссальному труду, терпению, ежедневным тренировкам. Давайте запишем в тетрадь названия балетов и их авторов. С. С. Прокофьев

«Золушка»,

И. Ф. Стравинский» «Петрушка» .

Великолепный балет-сказка «Щелкунчик» был создан благодаря творческому союзу замечательных мастеров 19 века – хореографа Мариуса Петипа и композитора Чайковского.

Запишем в тетрадь фамилию хореографа.

— Чем заканчивается балет Чайковского?

Ответы учащихся

А вот фрагменты из балета «Щелкунчик».

Для создания музыкального образа феи П. И. Чайковскому специально пришлось заказывать из Франции очень редкий, но удивительно красивый музыкальный инструмент – челеста) . ( записать название в тетрадь )

Сейчас мы с вами послушаем, как звучит челеста в вариации феи Драже. Постарайтесь определить, на какой русский музыкальный инструмент похоже её звучание?

Слушание музыки .

Музыкальный фрагмент из б. «Щелкунчик» П. И. Чайковского«Танец феи Драже».

Подумаем, с помощью, каких музыкальных средств

композитор создаёт образ этой феи?

Тембр- челеста (особое звучание этого инструмента создаёт атмосферу звучания колокольчиков),

Динамика — пиано (тихо)- легкость, воздушность,

Регистр- высокий .

( Сегодня мы знакомимся с новой песней , фрагмент которой вы слышали в начале урока. Она называется «Балет». Музыка композитора Игоря Николаева , слова Ильи Резника . Исполняет Алла Пугачёва . Сегодня мы начнем разучивать песню, а на следующем уроке продолжим работу.

Литература, музыка, хореография .

Слушают рассказ учителя

Записывают определение в музыкальный словарь

Щелкунчик».

Сказка Гофмана

( Действие этого балета происходит в маленьком немецком городке. Дети и взрослые веселятся вокруг рождественской елки. Девочке Мари подарили куклу для раскалывания орехов. С наступлением ночи оживает таинственный мир чудес. Выползают из своих нор мыши во главе с Мышиным королем. …)

Хор, солисты, дуэты .

Танцор и балерина или группа танцовщиков .

Симфонический оркестр

Дирижер а

Композитор

Балетмейстер ( или хореограф).

Либреттист и режиссёр.

( Мари и принц попадают в сказочную страну сладостей и игрушек, где их встречает фея Драже …)

Фронтальная, индивидуальная.

Устный опрос, слушание.

Закрепление темы урока

Эмоционально – художественное восприятие музыки

— Путешествуя в мир музыкального театра – БАЛЕТ мы на нашем уроке познакомились с двумя видами танца.

— В чем особенности и различия характерного и классического танца?

— Викторина-тест .

— Опираясь на предыдущие примеры-фрагменты из сказки-балета «Щелкунчик» выполните задание.

— Назовите последовательно:

— Название танца.

— Какой это вид танца (характерный или классический)?

— Какой состав исполнителей?

— Благодаря чему создаётся художественный образ в театрально-музыкальном искусстве балет?

— Через что в балете происходит выражение художественного образа?

— Характерный и Классический.

— Характерный танец: Например, национальные особенности – костюм, движения, музыка, инструменты. Всё это подчеркивает национальный колорит. Непохожесть, индивидуальность и неповторимость.

— Классический танец: этот вид танца тоже несёт в себе индивидуальность в музыке и движениях необходимого для данного образа, но движения и исполнения лежат общие «па», каноны, основа как в музыке, так в танце.

— Шоколад. Испанский танец. Характерный. Дуэт.

— Вальс цветов. Классический танец. Кордебалет.

— Леденцы. Русский танец. Характерный. Дуэт.

-Благодаря союзу искусств:

— Литературы;

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/vtoroe-puteshestvie-v-muzyikalnyiy-teatr-balet/

— Симфонической музыки;

-Хореографии: Танца, Танцевально — пластического языка – Пантомима.

-Театрально-драматического действия.

— Хореография. Танец.

Устный опрос.