Специфика музыкального воспитания дошкольников

Курсовая работа

ОСНОВЫ ТЕОРИИ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

§ 1

ЗНАЧЕНИЕ И ЗАДАЧИ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Различные виды искусства обладают специфическими средствами воздействия на человека. Музыка же имеет возможность воздействовать на ребенка на самых ранних этапах. Доказано, что даже внутриутробный период чрезвычайно важен для развития человека: музыка, которую слушает будущая мать, оказывает влияние на самочувствие ребенка.

Музыка является одним из богатейших и действенных средств эстетического воспитания, она обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства человека, формирует вкусы.

Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры – т.е. музыкальное воспитание нужно начинать в дошкольном возрасте. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии. Музыка имеет сходную с речью интонационную природу. Подобно процессу овладения речью, для которой необходима речевая среда, чтобы полюбить музыку, ребенок должен иметь опыт восприятия музыкальных произведений разных эпох и стилей, привыкнуть к ее интонациям, сопереживать. Известный фольклорист Г.М.Науменко писал: «… у ребенка, попадающего в социальную изоляцию, происходит задержка умственного развития, он усваивает навыки и язык того, кто его воспитывает, общается с ним. И какую звуковую информацию он впитает в себя в раннем детстве, та и будет основным опорным поэтическим и музыкальным языком в его будущем сознательном речевом и музыкальном интонировании. Становится понятным, почему те дети, которых укачивали под колыбельные, воспитывали на пестушках, развлекали прибаутками и сказками, с которыми играли, исполняя потешки, по многочисленным наблюдениям, наиболее творческие дети, с развитым музыкальным мышлением …» (18; стр.17).

Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, воспитывается чуткость к красоте в искусстве и жизни. «Только развивая эмоции, интересы, вкусы ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить ее основы. Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной деятельности будет сформировано музыкально-эстетическое сознание, это не пройдет бесследно для развития человека, его общего духовного становления» (20; стр.18).

Занимаясь музыкальным воспитанием, важно помнить и об общем развитии детей. Дошкольники имеют небольшой опыт представлений о чувствах человека, существующих в реальной жизни. Музыка, передающая всю гамму чувств и их оттенков может расширить эти представления. Помимо нравственного аспекта, музыкальное воспитание имеет большое значение для формирования у детей эстетических чувств: приобщаясь к культурному музыкальному наследию, ребенок познает эталоны красоты, присваивает ценный культурный опыт поколений. Музыка развивает ребенка и умственно. Помимо разнообразных сведений о музыке, имеющих познавательное значение, беседа о ней включает характеристику эмоционально-образного содержания, следовательно словарь детей обогащается образными словами и выражениями, характеризующими чувства,

8 стр., 3818 слов

«Влияние классической музыки на организм человека, детей, на ...

... Влияние классической музыки. 2.1. Влияние классической музыки на организм человека. Многие дpевнейшие yчения содеpжат в себе различные yтвеpждения и опыт, накопленный тысячелетиями, воздействия мyзыки на животных, pастения и человека. ... аккордов, выстраиваемых по иерархической схеме функциональной тональности. Многие музыкальные термины из музыки Барокко того времени, используются и в настоящее ...

переданные в музыке. Умение представить и воспроизвести высоту звуков в мелодии так же предполагает умственные операции: сравнение, анализ, сопоставление, запоминание, что так же влияет не только на музыкальное, но и на общее развитие ребенка.

Как уже было сказано, музыка развивает эмоциональную сферу. Эмоциональная отзывчивость на музыку – одна из важнейших музыкальных способностей. Она связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку.

Развитие музыкальных способностей, одна из главных задач музыкального воспитания детей. Кардинальным для педагогики является вопрос о природе музыкальных способностей: представляют ли они собой врожденные свойства человека или развиваются в результате воздействия окружающей среды, воспитания и обучения. Б.М.Теплов в своих работах дал глубокий всесторонний анализ проблемы развития музыкальных способностей. Он признает врожденными некоторые особенности, предрасположения человека, задатки. «Сами же способности всегда являются результатом развития. Способность по самому своему существу есть понятие динамическое. Она существует только в движении, только в развитии» (25, стр.19).

Способности зависят от врожденных задатках, но развиваются в процессе воспитания и обучения. Все музыкальные способности возникают и развиваются в музыкальной деятельности ребенка. «Не том дело – пишет ученый – что способности проявляются в деятельности, а в том, что они создаются в этой деятельности» (25, стр.20).

Это утверждение стало общепринятым в педагогике и психологии. Рассмотрим, в каких видах деятельности развиваются музыкальные способности.

§ 2

МУЗЫКАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ

ВИДЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Деятельность – это активный процесс овладения общественным опытом, достижениями культуры. На протяжении своей жизни человек осваивает различные виды деятельности, в результате которых у него формируются психические качества и свойства личности. Некоторые из них приобретают особую значимость, протекают наиболее успешно. В избирательных отношениях, склонностях к определенным видам деятельности проявляются личностные качества человека. В деятельности совершенствуется восприятие, памяти, мышление, воображение, ощущения.

В процессе любой деятельности ребенок осваивает определенные действия, которые ведут к определенному внешнему результату, и внутренние, психические действия, которые составляют основу содержания психического развития (восприятие, мышление, воображение, память).

Также и музыкальная деятельность состоит из многочисленных действий.

Например, при усвоении песни ребенок внимательно слушает вступление к песне, старается вовремя начать ее, улавливает заданный темп, при ее исполнении отражает несложные оттенки, одновременно с своими сверстниками заканчивает исполнение. Как видим, действия могут быть внешними, предметными: ребенок поет, двигается, дирижирует, играет на инструменте и т.д., а также внутренними: воспринимая музыку, он проникается ее эмоциональной сравнивает сольное и хоровое звучание, прислушивается к собственному пению. Если действие повторяется многократно, оно постепенно усваивается и переходит в навык. Совокупность этих навыков позволяет ребенку справиться затем с новыми, более сложными действиями.

«Музыкальная деятельность дошкольников – это различные способы, средства познания детьми музыкального искусства (а через него и окружающей жизни, и самого себя), с помощью которого осуществляется и общее развитие».

В музыкальном воспитании детей выделяются музыкальные деятельности: восприятие, исполнительство, творчество, музыкально-образовательная деятельность. Все они имеют свои разновидности. Так, восприятие музыки может существовать как самостоятельный вид деятельности, а может предшествовать и сопутствовать остальным видам. Исполнительство и творчество осуществляются в пении, музыкально-ритмических движениях и игре на музыкальных инструментах. Музыкально-образовательная деятельность включает в себя сведения общего характера в музыке как виде искусства, музыкальных жанрах, композиторах, музыкальных инструментах и т.д., а также специальные знания о способах исполнительства. Каждый вид музыкальной деятельности, имея свои особенности, предполагает овладение детьми теми способами деятельности, без которых она не осуществима, и оказывает специфическое влияние на музыкальное развитие дошкольников. Поэтому важно использовать все виды музыкальной деятельности.

Наглядно структура, виды музыкальной деятельности и их взаимодействие отражены в схеме, которая составлена О.П.Радыновой на основе схемы Н.А.Ветлугиной.

ВОСПРИЯТИЕ МУЗЫКИ

Восприятие музыки в связи с ее исполнением

Музыкально дидактические игры

ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО

Музыкально-ритмические движения

Игра на музыкальных инструментах

ТВОРЧЕСТВО

Музыкально – игровое и танцевальное творчество

Игра на музыкальных инструментах

МУЗЫКАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Знания общего характера

Специфические знания, связанные с различными видами музыкальной деятельности

Как видно из приведенной схемы, все виды деятельности взаимосвязаны и взаимодействуют между собой. Каждый вид деятельности служит средством развития какой-либо музыкальной способности. С помощью восприятия музыки, различения эмоциональной окраски формируется ладовое чувство. Звуковысотный слух (музыкально-слуховые представления) развивается с помощью тех видов деятельности, в которых эта способность проявляется, а именно в двух видах исполнительства — пении и игре на музыкальных по слуху. Ритмическое чувство находит выражение в первую очередь в музыкально-ритмических движениях, воспроизведении ритмического рисунка в хлопках, на музыкальных в пении. Эмоциональная отзывчивость на музыку развивается в процессе всех видов музыкальной деятельности.

В то же время в развитии музыкальных способностей различные виды деятельности могут взаимозаменять друг друга. Например, звуковысотный слух может быть развит в пении или игре на музыкальных чувство ритма – в музыкально-ритмических движениях и т.д.. Таким образом, все виды музыкальной деятельности являются средствами музыкального воспитания и развития детей.

РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Восприятие – это отражение в коре головного мозга предметов и явлений, воздействующих на анализаторы человека. Восприятие – не просто механическое, зеркальное отражение мозгом человека того, что находится перед его глазами или того, что слышит его ухо. Восприятие всегда активный процесс, активная деятельность. Оно является первым этапом мыслительного процесса, следовательно предшествует и сопутствует всем видам музыкальной деятельности.

Восприятие музыки осуществляется уже тогда, когда ребенок не может включиться в другие виды музыкальной деятельности, когда он еще не в состоянии воспринимать другие виды искусства. Восприятие музыки – ведущий вид музыкальной деятельности во всех возрастных периодах дошкольного детства. Слышать, воспринимать музыку – это значит различать ее характер, следить за развитием образа: сменой интонации, Известный музыкант-психолог Е.В.Назайкинский предлагает различать два термина: восприятие музыки и музыкальное восприятие – в зависимости от того, состоялось ли оно. Музыкальным восприятием он называет состоявшееся восприятие — прочувствованное и осмысленное. «Музыкальное восприятие есть восприятие, направленное на постижение и осмысление тех значений, которыми обладает музыка как искусство, как особая форма отражения действительности, как эстетический художественный феномен» (17 стр.91).

В противоположном случае музыка воспринимается как звуковые сигналы, как нечто слышимое и действующее на орган слуха. Важно формировать именно музыкальное восприятие.

Восприятие музыки у детей и взрослых имеет свои особенности, обусловленные различным музыкальным и жизненным опытом. У детей раннего возраста восприятие музыки характеризуется непроизвольным и эмоциональным характером. С приобретением опыта и развитием речи ребенок начинает осмысливать музыку, связывать звуки с жизненными явлениями и определять характер произведения. С возрастом восприятие музыки у детей становится более разнообразным и обогащенным.

У взрослых людей восприятие музыки отличается от детского. Оно способно вызывать более глубокие ассоциации, чувства и позволяет осмыслить услышанную музыку на более высоком уровне. Однако качество восприятия музыки не зависит только от возраста. Оно также зависит от вкусов, интересов и воспитания. Человек, выросший в «немузыкальной» среде, может иметь поверхностное и негативное отношение к «серьезной» музыке, если он не привык сопереживать чувствам, выраженным в ней, с детства.

Восприятие музыки зависит от уровня музыкального и общего развития человека, а также от целенаправленного воспитания. Развитое восприятие позволяет постигать смысл музыкального произведения даже при одном прослушивании. Повторные прослушивания углубляют воспринятый музыкальный образ и открывают новые грани произведения. В детстве, когда опыт восприятия музыки еще недостаточен, требуется несколько прослушиваний для более осмысленного и прочувствованного восприятия.

Таким образом, развитие музыкального восприятия у детей является важной задачей, которая требует целенаправленного воспитания и тренировки.

Развитие музыкального восприятия у детей

Различие нюансов музыки начинает развиваться у детей с раннего возраста. На каждом этапе своего развития ребенок способен различать наиболее яркие выразительные средства музыки с помощью доступных ему возможностей, таких как движение, слово, игра и другие. Следовательно, развитие музыкального восприятия должно осуществляться через все виды деятельности.

Наиболее важным этапом в развитии музыкального восприятия является слушание музыки. Прежде чем исполнять песню или танец, ребенок должен научиться слушать музыку. С детства, получая разнообразные музыкальные впечатления, ребенок начинает привыкать к языку интонаций народной, классической и современной музыки. Он накапливает опыт восприятия музыки разных стилей и постигает «интонационный словарь» разных эпох.

Знаменитый скрипач С.Стадлер однажды заметил: «Чтобы понять прекрасную сказку на японском языке, надо хотя бы немного его знать». Это же относится и к музыкальному языку. Усвоение любого языка начинается в раннем детстве, и музыкальный язык не является исключением.

Наблюдения свидетельствуют о том, что дети раннего возраста с удовольствием слушают старинную музыку таких композиторов, как И.С.Бах, А.Вивальди, В.А.Моцарт, Ф.Шуберт и других. Они откликаются на различные интонации музыки – спокойную, бодрую, ласковую, шутливую, радостную. Ритмичная музыка вызывает у них непроизвольные движения. За время дошкольного детства круг их знакомых интонаций расширяется, закрепляется, появляются предпочтения, формируются начала музыкального вкуса и музыкальной культуры в целом.

Роль музыкального исполнительства в развитии восприятия

Восприятие музыки осуществляется не только через слушание, но и через музыкальное исполнительство, такое как пение, музыкально-ритмические движения и игра на музыкальных инструментах. Все виды музыкальной деятельности взаимодействуют между собой и являются важными для развития музыкального восприятия.

Развитие музыкального восприятия ребенка не будет полным, если оно основано только на слушании музыкальных произведений. Важно использовать все виды музыкального исполнительства для развития восприятия.

В дальнейшем мы рассмотрим, какие именно виды музыкального исполнительства оказывают влияние на развитие восприятия.

ДЕТСКОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО

Музыкальное исполнительство осуществляется в пении, музыкально ритмических движениях, игре на музыкальных инструментах и других формах музыкальной активности. Для освоения различных видов исполнительской деятельности необходимо формировать у детей определенные навыки и умения.

Некоторые из них осваиваются с легкостью, другие – с трудом. Для того, чтобы детское исполнительство и творчество могли проявляться успешно, ребенку нужно накопить музыкальные впечатления через восприятие музыки. Если дети различают смену характера музыки, могут соотносить музыкальные образы с жизненными явлениями, хорошо ориентируются в средствах музыкальной выразительности, они используют опыт восприятия музыки при исполнении музыкальных произведений и в творческих импровизациях. Без развитого восприятия исполнительская деятельность детей сводится к подражанию и не выполняет развивающей функции.

Часто детское исполнительство не несет в себе ценности для других людей, но оно необходимо самим детям для дальнейшего музыкального развития. К детскому исполнительству вряд ли можно применить требование художественности, скорее элементарной выразительности. Через него дети передают свои чувства, мысли, переживания.

Детское исполнительство требует определенных тренировочных действий, повторений, упражнений. Интонационные погрешности в пении детей преодолевают с помощью упражнений на развитие звуковысотного слуха, налаживание слуховокальной координации.

Рассмотрим виды музыкальной деятельности по порядку.

Пение. Пение является самым массовым и доступным видом исполнительства. В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Кроме того, дети получают различные сведения о музыке, приобретают умения и навыки. В пении реализуются музыкальные потребности ребенка, так называемые знакомые и любимые песни он может исполнять по своему желанию в любое время. Пение наиболее близко и доступно детям.

Очевидно воздействие пения на физическое развитие детей: способствует развитию и укреплению легких; развивая координацию голоса и слуха, улучшает детскую речь; влияет на общее состояние организма ребенка; вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания. По мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики.

Методика работы с детским голосом, разработанная Н.А.Метловым, представляет собой подробную систему, которая позволяет эффективно развивать музыкальные способности детей. Основной акцент в данной методике делается на развитие пластичности и выразительности движений, а также на глубокое «чувствование» и проникновение в музыку.

Музыкально-ритмические движения, известные как ритмика, являются одним из видов музыкальной деятельности, в котором содержание музыки и ее характер передаются в движениях. Ритмика использует музыку в качестве основы, а разнообразные физические упражнения, танцы и сюжетно-образные движения используются как средства для более глубокого восприятия и понимания музыки.

Использование движений под музыку в воспитании детей было распространено с древних времен (Древняя Индия, Китай, Греция).

Однако, впервые ритмика была рассмотрена и обоснована как метод музыкального воспитания швейцарским педагогом и композитором Эмилем Жак-Далькрозом. Он ставил перед собой задачу развития музыкальных способностей, пластичности и выразительности движений. Особая ценность его системы музыкально-ритмического воспитания заключается в ее гуманном характере. Жак-Далькроз убежден, что ритмику необходимо обучать всем детям, развивая у них глубокое чувствование, проникновение в музыку, творческое воображение и умение выражать себя через движения.

Б.М.Теплов доказал факт сопровождения восприятия музыки двигательными реакциями, такими как вокализация и мелкие движения пальцев. Поэтому движения успешно используются в качестве приемов, активизирующих осознание характера мелодии, качества звуковедения и средств музыкальной выразительности. Эти свойства музыки можно моделировать с помощью движения рук, танцевальных и образных движений.

Однако, при занятиях ритмикой важно, чтобы музыка оставалась в центре внимания. Б.М.Теплов подчеркивает, что если занятия превращаются в занятия по воспитанию ритмических движений, а музыка отступает на второй план, то весь музыкальный смысл этих занятий исчезает. Поэтому педагог должен тщательно подготовить занятия, разучить элементы танцевальных движений, чтобы дети не сосредотачивались только на исполнении движений. Важно, чтобы обучение имело развивающий характер, а не сводилось к простому «натаскиванию».

Использование детских музыкальных и игрушек в работе с детьми

Работа с детьми требует использования различных музыкальных и игровых инструментов, которые вызывают у ребенка большой интерес. Уже в 20-е годы прошлого века музыкальный деятель и педагог Н.А. Метлов стал инициатором обучения детей игре на музыкальных инструментах. Он также разработал методику организации детского оркестра, начиная с шумовых инструментов и затем переходя к смешанному составу.

Н.А. Метлов провел значительную работу по созданию и совершенствованию детских музыкальных инструментов — металлофона и ксилофона. Был отобран репертуар, включающий народные песни и другие произведения, удобные для исполнения на детских музыкальных инструментах. Также были разработаны некоторые правила их использования.

В своих публикациях Н.А. Метлов дает подробные методические рекомендации по использованию инструментов, последовательности обучения детей игре на музыкальных инструментах и описанию приемов игры на каждом из них.

Применение детских музыкальных инструментов и игрушек обогащает музыкальные впечатления для школьников и развивает их музыкальные способности. Игра на музыкальных инструментах без звукоряда помогает развить чувство ритма и расширить представления детей о тембрах. Мелодические музыкальные инструменты развивают все три основные музыкальные способности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма.

Чтобы сыграть мелодию по слуху, ребенку необходимо иметь музыкально-слуховые представления о расположении звуков по высоте и ритмические представления. Подбор мелодии также требует умения ощущать тяготение к устойчивым звукам и различать эмоциональную окраску музыки. Кроме того, игра на музыкальных инструментах развивает волю, воображение и способность достигать поставленных целей.

Важно привлекать внимание детей к выразительности тембра каждого инструмента и использовать образные сравнения и характеристики. Дети должны почувствовать выразительные возможности и научиться использовать разнообразие тембровых красок. Таким образом, развивается музыкальная отзывчивость на музыку, которая является основой музыкальности.

Педагог, обучая игре на музыкальных инструментах, должен учитывать индивидуальные возможности каждого ребенка. Некоторым детям легко подбирать песни, в то время как другим требуется более детальная подготовительная работа.

На занятиях музыкой для дошкольников необходимо использовать все виды детского музыкального исполнительства, чтобы разнообразить опыт и впечатления детей.

Исследование проливает свет на важность детского музыкального творчества в развитии ребенка. Работы Н.А. Ветлугиной глубоко анализируют способности детей в творческом исполнении искусств. Она подтверждает, что обучение и творчество не противоречат друг другу, а, наоборот, взаимно дополняются. По ее исследованиям, накопление впечатлений от восприятия искусства является источником вдохновения для детского творчества.

Детское музыкальное творчество, как и исполнительское искусство, может не иметь художественной ценности для окружающих, но играет важную роль в саморазвитии ребенка. Его успех оценивается не художественной ценностью созданного образа, а эмоциональной глубиной, выразительностью и оригинальностью.

Для того чтобы ребенок мог творчески сочинить и исполнить музыку, ему необходимо развить музыкальные способности, фантазию и способность адаптироваться в различных ситуациях.

Детское музыкальное творчество по своей природе синтетическая деятельность. Оно может проявляться во всех видах музыкальной деятельности: в пении, ритмике, игре на детских музыкальных инструментах. Песенное творчество важно формировать начиная с младшего дошкольного возраста, используя посильные детям творческие задания. Успешность творческих проявлений детей зависит от прочности певческих навыков, умения выражать в пении определенные чувства, настроения, петь чисто и выразительно. Чтобы ориентировать дошкольников в песенном творчестве, Н.А. Ветлугина предлагает упражнения для накопления слухового опыта и развития музыкально-слуховых представлений. Важно обращать внимание детей на выразительность их импровизации даже в простейших упражнениях.

Кроме пения, детское творчество может проявляться в ритмике и игре на музыкальных инструментах. Творческая активность детей в ритмике во многом зависит от организации обучения музыкально-ритмическим движениям. Полноценное творчество ребенка в ритмике возможно только в том случае, если его жизненный опыт, в частности музыкально-эстетические представления, постоянно обогащаются и есть возможность проявить самостоятельность.

Повышенное внимание следует уделять отбору музыкальных произведений, которые служат как бы сценарием для самостоятельных действий детей. Программная музыка занимает ведущее место в творческих заданиях, так как поэтический текст и образное слово помогают ребенку лучше понять ее содержание.

Творчество детей, как правило, проявляется в импровизациях, то есть в сочинении во время игры на инструменте и непосредственном, сиюминутном выражении впечатлений. Оно также возникает на основе имеющегося у детей жизненного и музыкального опыта.

Одно из условий, обеспечивающих успешное творчество, – владение элементарными навыками игры на музыкальных инструментах и различными способами звукоизвлечения, которые позволяют передать простейшие музыкальные образы (цокот копыт, волшебные падающие снежинки).

Важно, чтобы дети понимали, что, создавая какой-либо образ, необходимо выразить настроение и характер музыки. В зависимости от характера образа, который предстоит передать, дети выбирают определенные выразительные средства, что помогает им глубже прочувствовать и осознать особенности выразительного языка музыки и побуждает к самостоятельным импровизациям.

МУЗЫКАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Дошкольники, находясь в детском саду, получают не только подготовку практических музыкальных навыков и умений, но и необходимые теоретические знания о музыке. Одним из важнейших направлений музыкально-образовательной деятельности является развитие музыкальных способностей у детей, которое невозможно без их знаний об основах музыки.

Развитие у детей ладового чувства, которое предполагает способность отличать характер музыкального произведения, основываясь на эмоциональной окраске всего произведения, невозможно без понимания того, что содержанием музыки являются чувства и настроения, их смена, и что в музыке всегда присутствует конкретная эмоциональная окраска, которая создаётся с помощью средств музыкальной выразительности, таких как мажорный или минорный лад, различный тембр, динамика и другие. Кроме того, дети должны знать, что музыкальная форма (количество частей в произведении) тоже создаётся с помощью изменения характера интонации в отдельных частях и смены эмоциональной окраски музыки.

Для формирования у дошкольников музыкально-слуховых представлений важно дать им знания о том, что музыкальные звуки имеют различную высоту, что мелодия состоит из звуков, которые движутся вверх, вниз или повторяются на одной высоте. Также развитие чувства ритма требует знания о том, что музыкальные звуки могут иметь различную протяженность, что они двигаются и чередуются с мерным или более активным ритмом, что ритм влияет на характер музыки и помогает различать разные жанры музыки. Наконец, чтобы правильно оценивать музыкальные произведения, дети должны получить некоторые знания о музыке, ее видах, композиторах, музыкальных средствах музыкальной выразительности, музыкальных жанрах, формах и некоторых музыкальных терминах.

Особенности музыкального воспитания дошкольников

Введение

Музыкально-образовательная деятельность не может существовать изолированно от других видов. Воспитание детей в области музыки должно проходить в процессе восприятия музыки, исполнительства, творчества, в соответствии с задачами детской возрастной категории. Для развития музыкального образования дошкольников необходимы специальные знания о способах, приемах исполнительства, творчества и других аспектах музыки.

Настоящее исследование посвящено особенностям музыкального воспитания дошкольников. В работе будут рассмотрены различны проекты, программы и методики, которые гарантированно помогают в развитии у детей музыкальных способностей.

Глава 1. Воспитание детей в области музыки

Для развития исполнительства, творчества и других форм музыкальной деятельности необходимы специальные знания о способах проявления выразительности, как при представлении репертуара, так и в процессе индивидуальной работы. В процессе обучения музыке дети должны освоить навыки звукообразования, дыхания, дикции и другие технические аспекты пения. Грубо говоря, ребята должны получить все необходимые знания и навыки, которые позволят им стать истинными мастерами музыкального искусства в дальнейшем.

Музыкально-ритмическая деятельность играет особое значение в развитии музыкальных способностей детей. В процессе занятий ребятам предстоит освоить различные движения, игровые приемы и способы исполнения музыки, которые также требуют специальных знаний. Например, дети должны понимать важность соответствия характера музыки и движений. Они также определенно должны знать о методах выразительности, таких как динамика, акценты, темпы и т.д.

Дети проявляют склонности к различным видам музыкальной деятельности. Важно заметить и развить у каждого ребенка возможность к общению с музыкой именно в том виде музыкальной деятельности, который ему наиболее интересен. Нельзя оставить без внимания и другие виды музыкальной деятельности, но ведущий вид должен адекватно соответствовать интересам каждого ребенка.

Глава 2. Особенности разных программ по музыкальному воспитанию дошкольников

§1. Программа #1

В данной программе основное внимание сосредоточено на развитии музыкальных способностей в управляемой обстановке. Ребята, занимающиеся по этой программе, изучают основные музыкальные инструменты, развивают слух, голос, знакомятся с различными музыкальными жанрами. Программа нацелена на укрепление технической стороны музыкального искусства и на развитие музыкального мышления.

§2. Программа #2

Эта программа нацелена на развитие художественного восприятия у детей. Здесь большое внимание уделяется тому, чтобы дети учились понимать и оценивать музыку. Изучаются различные жанры и стили музыки, проводятся аудиоуроки, где детям показываются различные видео и слайды.

§3. Программа #3

В этой программе основное внимание уделяется развитию музыкального творчества у дошкольников. Ребята учатся сочинять свои собственные мелодии и песни, делать музыкальные наброски и музыкальные композиции. В рамках программы дети участвуют в конкурсах и различных музыкальных проектах.

Программа музыкального воспитания дошкольников Н.А. Ветлугиной предлагает разнообразные формы занятий, которые способствуют развитию общей музыкальности у детей. Основной целью программы является развитие музыкальной деятельности детей, которая включает в себя восприятие музыки, исполнительство, творчество и музыкально-образовательную деятельность.

В программе предусмотрены три формы занятий: фронтальные, индивидуальные и занятия в небольших группах. На каждом из этих занятий необходимо присутствие всех видов исполнительства, таких как пение, музыкально-ритмические движения и игра на детских музыкальных инструментах. Также в программе предусмотрено расширение сферы основных видов исполнительства путем включения элементов песенного, игрового и танцевального творчества.

Работа с детьми осуществляется по возрастным группам, при этом постепенно усложняются задачи, которые решаются на занятиях. Программа использует концентрический способ построения, что позволяет последовательно развивать навыки и умения в области восприятия музыки, пения, движения и игры на музыкальных инструментах.

В репертуаре программы Н.А. Ветлугиной используются произведения композиторов-классиков, которые способствуют более полному восприятию музыки детьми. Для достижения этой цели автор рекомендует использовать различные наглядные пособия, такие как литературный текст, условные обозначения, карточки, соответствующие характеру музыкальной композиции и движению мелодии. Рекомендуется повторное прослушивание одного произведения на нескольких занятиях, чтобы акцентировать внимание на его форме, выразительности, ритме и других музыкальных аспектах.

Музыкальное воспитание в детском саду является организованным педагогическим процессом, направленным на воспитание музыкальной культуры и развитие музыкальных способностей детей с целью становления творческой личности ребенка. Одним из важных аспектов этого процесса является обучение детей пению.

На музыкальных занятиях в детском саду акцентируется внимание на использовании попевок — упражнений, которые развивают правильность и чистоту интонирования. Ветлугина считает, что для полноценного восприятия музыки необходимо обучать дошкольников пению по нотам. Методика обучения пению по нотам изложена в «Музыкальном букваре».

Однако, помимо пения, важными элементами музыкального воспитания детей являются музыкально-ритмические движения. Они помогают детям наиболее полно воспринять музыкальное произведение и музыкальный образ. На занятиях ритмикой используется народная музыка и музыка, написанная для детей советскими композиторами. Важно следить за выразительным исполнением движений.

Для исполнения оркестром рекомендуется использовать произведения, выученные ранее из программы по пению, слушанию или ритмике. В процессе игры на музыкальных инструментах формируются элементарные навыки исполнительства, через которые ребенок может выразить свое настроение и чувствование музыки.

Программа О.П.Радыновой по музыкальному воспитанию дошкольников, составленная группой авторов, включая О.П.Радынову, А.И.Катинене и М.П.Палавандишвили, основана на принципах музыкального воспитания, разработанных Н.А.Ветлугиной. Основной целью программы является развитие музыкальной культуры и способностей детей, а также становление их творческой личности.

Авторы программы утверждают, что в процессе музыкальной деятельности детей формируются и развиваются основные музыкальные способности. Программа предлагает использовать все виды музыкальной деятельности — пение, ритмику, слушание и игру на инструментах — взаимосвязанно и взаимодополняюще друг друга. Например, после прослушивания музыкального произведения, детям предлагается выучить танцевальные движения, соответствующие характеру музыки, чтобы лучше прочувствовать ее.

Таким образом, музыкальное воспитание в детском саду направлено на формирование музыкальной культуры детей, развитие их музыкальных способностей и становление творческой личности. Пение, ритмика, слушание и игра на инструментах являются важными компонентами этого процесса, которые взаимодополняют друг друга и помогают детям полноценно воспринимать и выражать музыку.

В процессе обучения детей игре на музыкальных инструментах особое внимание уделяется не только развитию навыков игры, но и развитию чувственного восприятия музыки. Авторы программ обучения предлагают использовать понятие «словарь эмоций», чтобы дети могли описывать характер и чувства, передаваемые в музыке.

Для понимания «чувственной программы» музыкальных произведений требуются умственные операции, такие как сравнение, анализ и синтез. В процессе музыкальной деятельности формируется образный «словарь эмоций», который помогает расширить представления о человеческих чувствах, выраженных в музыке, и связать их с реальной жизнью.

Для эффективного обучения детей необходимо использовать карточки и другие музыкально-дидактические материалы, так как у детей преобладает наглядно-образное восприятие.

Занятия могут проводиться индивидуально, в подгруппах или в целом классе. Они могут быть типовыми, доминантными, тематическими или комплексными, в зависимости от содержания программы. Это наглядно представлено на схеме из методики.

СХЕМА

Занятия

Фронтальные

По подгруппам

Индивидуальные

Типовое Доминантное Тематическое Комплексное Типовое (ранний и младший возраст) Доминантное Тематическое Типовое (ранний возраст) Доминантное Тематическое

ПРОГРАММА «СИНТЕЗ»

«Синтез» — программа развития музыкального восприятия у детей на основе синтеза искусство. Это программа по слушанию музыки. Группа авторов программы основывала свою работу на том, что изначально, на ранних этапах развития человеческое истории искусства носило синкретичных характер и включало в себя зачатки искусства словесного и музыкального, ранние формы хореографии и пантомимы. Принцип синкретичности искусства авторы используют на музыкальных занятиях с детьми: «синтез дает возможность соединения различных искусство в интересах их взаимообогащения, усиления образной выразительности» (21, стр.3).

Авторы данного исследования приходят к выводу, что для полноценного восприятия и осознания произведений искусства необходимо иметь базовые знания в области других видов искусств. Они утверждают, что формирование такого «художественного полиглота» должно начинаться с детского возраста, так как дети естественно ориентированы на синтез различных видов искусства.

В данной программе предлагается синтез музыки, живописи и литературы, что позволяет развивать художественную культуру ребенка. Программа основана на нескольких принципах организации музыкальных занятий с детьми. Во-первых, осуществляется специальный подбор музыкального репертуара. Во-вторых, используется синтез искусств. В-третьих, на занятиях по слушанию музыки дети также занимаются другими видами музыкальной деятельности, такими как пение, игра в оркестре и дирижирование. В-четвертых, разрабатываются блоки содержания музыкальных занятий и их сюжетная канва.

В музыкальный репертуар программы включены произведения разных эпох и стилей, которые соответствуют высокой художественности и доступности. Учитывая синтез искусств, авторы программы также обратились к опере и балету, которые представляют собой органичный синтез нескольких видов искусства. Особое внимание уделяется сказкам в опере и балете, чтобы они были понятны и доступны детям.

Музыкальные произведения программы объединены в тематические блоки и представлены в порядке возрастающей сложности. Некоторые из тематических блоков для детей 5 лет включают «Природа в музыке», «Мой день», «Русские народные образы», «Сказка в музыке», «Я учу ноты» и другие.

Предлагаемые в программе произведения визуальных искусств не ограничиваются задачей дать только знания о тех предметах, событиях, персонажах, которые отражены в звуках. И живописные, и скульптурные произведения предлагаются как вариант образного понимания музыки на уровне ассоциативных связей. Это будит творческую фантазию ребенка, стимулирует его образное мышление. Пейзажи А.Саврасова, И.Левитана, И.Грабаря помогают создать поэтическую атмосферу служат своеобразной увертюрой, которая настраивает на восприятие музыки, посвященной картинам русской природы (П.Чайковский, С.Прокофьев, Г.Свиридов).

Работа по программе предполагает вариативности занятий. Авторы рекомендуют выделить слушание музыки в самостоятельное занятие и проводит его во второй половине дня. В пакет материалов наряду с программой входят: «Хрестоматия музыкального репертуара», «Методические рекомендации», кассета со студийной записью музыкальных произведений, набор слайдов, видеокассеты и диафильмы.

Программа «СИНТЕЗ» для детей 6-го года жизни построена на тех же научных основах и методических принципах и решает тот же комплекс задач музыкального и общехудожественного развития ребенка, что и программа «СИНТЕЗ» для детей 5-го года жизни. Вместе с тем, ее содержание и формы его подачи отличаются большей глубиной и сложностью, что связано с возросшими возможностями старших дошкольников. В программе два крупных раздела: «Камерная и симфоническая музыка» и «Опера и балет». В первом из них дети знакомятся с произведениями И.С.Баха, Й.Гайдна, В.А.Моцарта, С.Прокофьева. Во втором разделе программы детям предлагаются две музыкальные сказки – балет П.И.Чайковского «Щелкунчик» и опера М.И.Глинки «Руслан и Людмила». Для того, чтобы дети получили более полное впечатление о таких сложных жанрах искусства, как балет и опера, им предлагаются в видеозаписи фрагменты балета «Щелкунчик» и оперы «Руслан и Людмила».

§ 2 СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММ ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Кратко мы рассмотрели три программы по музыкальному воспитанию дошкольников. Сравним их.

Как уже говорилось, первые две программы во многом схожи между собой, но есть в них и отличия. В программе Н.А.Ветлугиной главной задачей является овладение детьми действиями, навыками, умениями в области восприятия музыки(пения, движения, игре на детских музыкальных второй программе главной задачей является формирование музыкальных предпочтений, интересов, потребностей, вкусов детей, т.е. элементов музыкально-эстетического сознания, а умения и навыки служат средством достижения этой цели.

В программе О.П.Радыновой все виды детской музыкальной деятельности тесно взаимосвязаны, у Н.А.Ветлугиной они существуют немного оторвано друг от друга (кроме игры на музыкальных С этой точки зрения программа Радыновой на мой взгляд более совершенна. Когда ребенок проделывает несколько разных операций с одним произведением (слушает, танцует по него, исполняет на инструменте) оно воспринимается им во всех гранях, следовательно оставляет след в духовном развитии ребенка. Обе эти программы предполагают наличие и использование музыкально дидактических игр и наглядных пособий в виде карточек, изображающих движение мелодии, ритмический рисунок, настроение музыки, передаваемое цветом (ласковая музыка — желтый цвет, бодрая музыка – красный цвет и т.д.).

Программа О.П.Радыновой в отличие от программы Н.А.Ветлугиной не предполагает обучение детей пению по нотам. Я считаю это правильным. Как показывает практика, знание нот не помогает дошкольникам в формировании эстетических вкусов и предпочтений. А у некоторых детей даже отбивает интерес к музыкальным занятиям. Также наблюдается разница в форме занятий. Во второй программе форма занятий менее ограничена. Педагог на свое усмотрение может провести тематическое или комплексное занятие, используя в них определенные виды деятельности детей. У Н.А.Ветлугиной кроме того, что формы занятий ограничены только тремя видами (фронтальные, по подгруппам, индивидуальные), они еще имеют – в одном занятии должны быть использованы все виды музыкальной деятельности детей (пение, движение, игра на инструментах, слушание музыки).

Программа «СИНТЕЗ» значительно отличается от двух предыдущих и, как мне кажется, более совершенна в плане общеэстетического, духовного развития ребенка. Она значительно больше расширяет кругозор дошкольника, приобщает его к мировой культуре в целом, а не только к музыке, что немаловажно для становления полноценной личности. Основной акцент в этой программе делается на слушание музыки. Использование литературный произведений и зрительного ряда (фотографии, репродукции) помогают детям понять, прочувствовать музыкальный образ. Такие виды деятельности, как пение, движение под музыку, игра на инструментах, авторы рекомендуют использовать как вспомогательные.

Эта программа отличается также большей вариативностью занятий. Педагог ограничен только темами блоков («Природа в музыке», «Сказка в музыке» и т.д.).

Форму и занятия педагог выбирает на свое усмотрение.

ГЛАВА 3

РЕАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ

ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

§ 1

МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКЛЬНИКОВ В ДЕТСКИХ САДАХ г.РЕЖ

Большинство детских дошкольных учреждений г.Реж используют для музыкального воспитания детей программу Н.А.Ветлугиной. В результате проведенных мною исследований в дошкольных учреждениях г.Реж выяснилось, что музыкальные работники на практике не имеют возможности реализовать эту программу полностью. Данная программа не реализуется по двум причинам:

  • дефицит времени на занятиях (два раза в неделю по 25-30 минут),;

зависимость от календарных праздников (разучивается музыкальный репертуар с целью его использования на праздничных утренниках).

На занятиях редко применяются слушания музыки и игра на музыкальных почти не используется творчество, отсутствует вокальные упражнения – попевки для формирования элементарных вокальных навыков, полностью отсутствует знакомство с нотной грамотой и основными музыкальными понятиями. Отказ от творческих заданий снижает эффект развивающего обучения. В процессе игры на музыкальных формируется одна из основных музыкальных особенностей – звуковысотный слух. Качество пения снижется из-за отсутствия вокальных и слуховых упражнений.

Как видно из таблицы, на музыкальных занятиях почти не используется творчество, игра на инструментах, дидактические пособия, наглядные пособия, полностью отсутствуют музыкально-теоретические понятия. По причине отсутствия дидактических и наглядных пособий дети не могут полноценно воспринять прослушанное произведение. Чтобы запомнись что-либо, недостаточно пассивного слушания, нужен активный анализ музыки. Наглядные пособия на музыкальных занятиях дошкольников необходимы не только для более полного раскрытия музыкального образа, но и для поддержания внимания. Без наглядных пособий дети очень быстро начинают отвлекаться. В.А.Сухомлинский писал: «внимание маленького ребенка — это капризное «существо». Оно кажется мне пугливой птичкой, которая улетает подальше от гнезда, как только стремишься приблизится к нему. Когда же удалось, наконец, поймать птичку, то удержать ее можно только в руках или клетке. Не ожидай от птички песен, если она чувствует себя узником. Так и внимание маленького ребенка: если ты держишь его как птичку, то она плохой твой помощник» (26,

Такое использование различных видов деятельности объясняется тем, что используя на занятиях, преимущественно, пение и музыкально-ритмические движения, педагогам легче составить программу концерта для праздничного утренника.

В процессе своих наблюдений я пришла к выводу, что дошкольники, выпускаясь из детского сада, не умеют анализировать музыку, чисто петь, слушать, не имеют представления об элементарных музыкальных понятиях (направление движения мелодии, § 2

Рекомендации по совершенствованию

музыкального воспитания дошкольников

Посетив музыкальные занятия в детских садах, я заметила, что большинство занятий проходят однообразно и очень мало используются игровые формы обучения.

Пользуясь свободой в составлении плана занятия, педагоги часто большую часть времени занятия уделяют пению. Таким образом разучивание песни длится 10-15 минут, дети начинают отвлекаться К.Ф.Ушинский писал: «Основной закон детской природы можно выразить так – ребенок нуждается в деятельности непрестанно и утомляется не длительностью, а ее однообразием и односторонностью». Исходя из этого утверждения и из собственной практики работы с дошкольниками в ДМШ я рекомендую все виды детской музыкальной деятельности организовывать в игровой форме. Игра, это основная деятельность ребенка и ни в какой другой деятельности ребенок не проявляет себя так полно, как в игре. Об этом много говорится и пишется, но на практике применение игровых форм на занятиях носит исключительный характер.

В своей практике на каждом занятии я с ребятами «отправляюсь» в гости в музыкальный домик, в лес, в магазин игрушек, в зоопарк и т.д. Все задания на занятии имеют игровую форму. Например, песни мы разучиваем по фразам, как эхо, а не повторяем просто так 1 куплет по три раза, для выполнения ритмических упражнений мы превращаемся в радистов и т.д.

Каждое занятие пронизано линией сквозного развития, одно событие (задание) вытекает из другого. Занятия получаются очень содержательными и интересными. Это важно для запоминания учебного материала. Память ребенка – это его интерес. Такие чувства, как удивление, восхищение, удовлетворение от сделанного открытия способствуют поддержанию интереса к деятельности, тем самым обеспечивая запоминание.

В тоже время следует помнить, что у дошкольников процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Поэтому важно не перенасыщать занятия, так как излишне эмоциональный материал оставляет в памяти смутные, расплывчатые воспоминания, эмоциональные перегрузки приводят к разбалансированности поведения, что влияет на качество внимания и запоминания.

Как мы видели из предыдущей главы, на музыкальных занятиях практически не используются дидактические карточки и наглядные пособия, предусмотренные во всех программах по музыкальному воспитанию дошкольников. Это отрицательно сказывается на усвоении знаний и навыков. У детей в этом возрасте еще преобладает непроизвольное внимание, поэтому необходимо поддерживать его посредством наглядных пособий и действий самих детей с дидактическими материалами.

Так же важна заинтересованность в занятиях самого педагога. Известно, что заинтересовать детей чем либо взрослый может только когда он увлечен сам. Если ребенок чувствует такое отношение взрослого, восхищение красотой музыки, он постепенно тоже признает музыкальные ценности. Если же взрослый проявляет равнодушие, оно передается и детям. На практике я наблюдала это на примере движений под музыку: в одном садике музыкальный руководитель любит и умеет танцевать, когда то занималась хореографией, и дети на ее занятиях танцуют все так, будто посещают специальные занятия хореографии. В другом же садике музыкальный руководитель равнодушен к танцам и дети на его занятиях исполняют танцевальные движения нечетко, невыразительно.

ВЫВОДЫ

Изучив данную проблему, проведя наблюдения в дошкольных учреждениях города Реж, изучив методики музыкального воспитания дошкольников, я пришла к выводу, что пренебрежение педагогами рекомендациями программ по музыкальному воспитанию дошкольников значительно снижает качество и эффективность музыкальных занятий. Важно не отступать от программы по музыкальному воспитанию и использовать все виды детской музыкальной деятельности на занятиях. Только при соблюдении всех требований к занятиям по программам музыкального воспитания дошкольников у детей будут проявляться и развиваться основные музыкальные способности, формироваться эстетический вкус и чуткость к красоте в искусстве и в жизни.

На мой взгляд необходимо совершенствовать музыкальное воспитание дошкольников, и совершенствовать не посредством создания новых программ, методик, а придерживаться уже существующего материала, как уже говорилось, использовать на занятиях все виды детской музыкальной деятельности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/muzyikalnaya-deyatelnost-detey-doshkolnogo-vozrasta/

  1. Баринова М.Н. О развитии творческих способностей – Л:1961;

  2. Бекина С.И. Музыка и движение- М.:Просвещение, 1984;

  3. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду — М.: Просвещение, 1981;

  4. Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь – М.: Провещение, 1990;

  5. Вопросы музыкальной педагогики Сб. статей вып.2/ ред. — сост. В.И.Руденко – М.: 1980;

  6. Гейнрихс И. Музыкальный слух и его развитие — М.: 1978;

  7. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология – М.:1993;

  8. Дошкольная педагогика. Учебное пособие для студентов пединститутов / под. Ред. В.И.Логиновой – М.:Просвещение, 1983;

  9. Жак-Далькрос Э. Ритм. Его воспитательное значение для жизни и для искусства: лекции – М.:1922;

  10. Кобалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? – М.:1977;

  11. Методика музыкального воспитания в детском саду / под. Ред. Н.А.Ветлугиной. – М, 1982;

  12. Метлов Н.А. Музыка – детям – М.:Просвещение, 1985;

  13. Музыка – детям: сборник статей вып.1 / сост. Л.Михеева – Л.:Музыка, 1970;

  14. Музыка – детям: сборник статей вып.3 / сост.Л.Михеева – Л.:Музыка, 1976;

  15. Музыка – детям: сборник статей вып.4 / сост.Л.Михеева – Л.:Музыка, 1981;

  16. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. – М.: 1972;

  17. Назайкинский Е.В. Музыкальное восприятие как проблема музыкознания // Восприятие музыки – М., 1980;

  18. Науменко Г.И. Фольклорная азбука – М.: Изд.центр «Академия», 1996;

  19. Петрушин В.И. Музыкальная психология М., 1997;

  20. Радынова О.П., Катинене А.И., Полавандишвили М.Л. Музыкальное воспитание дошкольников / под.ред.О.П.Радыновой – М.:Просвещение: Владос, 1994;

  21. «Синтез» программа развития музыкального восприятия у детей на основе синтеза искусств (5-й год жизни) / под ред.К.В. Тарасовой – М.: 2000;

  22. «Синтез» программа развития музыкального восприятия у детей на основе синтеза искусств (6-й год жизни) / под ред.К.В. Тарасовой – М.: 1998;

  23. Тарасов Г.С. Педагогика в системе музыкального образования – М., 1986;

  24. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей – М., Л., 1977;

  25. Теплов Б.М. Психология индивидуальных различий / избр.труды 2 т. – М., 1985;

  26. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология – М.: Изд.центр «Академия», 1996;

  27. Халабузарь П., Попов В., Добровольская Н. Методика музыкльного воспитания – М., 1989.

Для наглядности приведу составленную мной в результате наблюдений таблицу:

Название д/с

Игра на инструментах

Творчество

Дидактические пособия

Слушание музыки

Наглядные пособия (репродукции, лит.тексты)

Музыкально-ритмические движения)

Нотная грамота, музыкальные термины

Пение

«Колокольчик» Используется для подготовки утренников Движения под музыку Карточки с изображением характера, жанра музыки Программные классические и современные произведения, песни для разучивания _______ Танцы, игры, движения, помогающие почувствовать характер, форму, динамику произв. ________ Используется на каждом занятии, отсутствуют вокальные упраждения
«Голубой кораблик» _______ _______ _______ Классические программные произведения для детей, песни. Используется редко Танцы, игры, движения, помогающие почувствовать характер, форму, динамику произв. ________ Используется на каждом занятии, отсутствуют вокальные упраждения
«Белочка» Используется для подготовки утренников, на групповых занятиях _______ Карточки с изображением движения мелодии, характера музыки в цвете Классические программные произведения для детей, песни + более сложные жанры (фрагменты оперы, балета).

Используются постоянно репродукции, фотографии, литературные тексты Танцы, игры, движения, помогающие почувствовать характер, форму, динамику произв. ________ Используется на каждом занятии, отсутствуют вокальные упраждения
«Аленький цветочек» _______ Движения под музыку, иногда песенное творчество ________ Классические программные произведения для детей, песни. __________ Танцы, игры, движения, помогающие почувствовать характер, форму, динамику произв. ________ Используется на каждом занятии, отсутствуют вокальные упраждения

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РСФСР

ЧЕЛЯБИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ

КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ

СПЕЦИФИКА МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

КУРСОВАЯ РАБОТА , Челябинск, 2002

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РСФСР

ЧЕЛЯБИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ

КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ

МУЗЫКАЛЬНО ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФАКЛУЬТЕТ,

КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ

СПЕЦИФИКА МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

КУРСОВАЯ РАБОТА

Исполнители: Щигалева Наталья Сергеевна,

студентка группы ОЗО 411

Научный руководитель: Немкин В.А.,

Кандидат педагогических наук, доцент.

_______________________

Дата допуска к защите: ____________

Челябинск, 2002