Разумное и нравственное всегда совпадает (Л. Толстой)
Смысл данного высказывания состоит в том, что здравость ума и мораль внутри человека образуют единое целое. Известный российский писатель Лев Николаевич Толстой в высказывании указывает на проблему единства разума и нравственности.
Нельзя не согласиться с автором высказывания, ведь одно понятие основано на другом. Актуальность поднятой проблемы состоит в том, что современные люди забывают о своем моральном облике и ставят разум на передний план.
Обратимся к теоретическому смыслу высказывания. Нравственность – это моральное качество человека, которое создает определенные правила поведения. Разумность – это логичность. Нравственность основывается на устоявшихся нормах, а разумность – на фактах и собственной выгоде. Понятия совершенно разные, но вместе они составляют образ личности. Мораль и разумность должны быть едины в цивилизованном обществе.
Обратимся к примерам из истории. Во время Гражданской войны известный российский композитор Сергей Васильевич Рахманинов вместе с семьей сбежал с родины в США. А во время Великой Отечественной он говорил, как сильно любит Россию и скучает по ней. Он поступил разумно, когда бежал из страны, в которой его могли убить из-за политических убеждений. Но моральный облик Рахманинова среди соотечественников навсегда стал очернен.
Подтверждение мысли автора мы встречаем в СМИ, например, в июле 2019 года ЛГБТ-активистку Елену Григорьеву убили за ее социальную позицию. Незадолго до происшествия гомофобное интернет-сообщество «Пила против ЛГТБ» опубликовало список людей, которым обещали «жестокие подарочки». В этот перечень входила Елена Григорьева. Таким образом, отсутствие у некоторых гомофобов разумности и нравственности повлекло за собой гибель человека.
>> Стратификация действительно социальное расслоение общества (Павел Гуревич)
В заключение можно сделать вывод о том, что нравственность и разумность представляют собой единую систему внутри человека. Эти два понятия – это главные составляющие развитой здоровой личности.
Пройди тест
Рекомендуем
- Невозможно всегда быть героем, но всегда можно оставаться человеком (А. Чехов)
- Сущность демократии – не в народном произволе, а в праве народа устанавливать через своих избранников разумное законодательство (Сократ)
- Свобода – это высшее нравственное состояние человека, когда ограничения необходимы как проявления этой же нравственности, т. е. разумного самоуважения и…
- Почему быть отличником в школе — это не всегда хорошо?
- Чему ребенка учит школа или почему отличник не всегда становится успешным?
«Разумное и нравственное всегда совпадают» Толстой
Человек и его нравственность. Проблема истинных и ложных ценностей
... взаимопонимание, люди были бы объединены общими идеями и идеалами, духовными ценностями. Разобщённость в обществе мешает гармоничному развитию личности. Проблема разобщения людей занимает центральное место в творчестве «несравненного художника жизни» Антона ...
Согласно булгаковской концепции личности, категория таланта включает в себя нравственный аспект Художник не может замкнуться на себе, его творческий дар обязывает к самоотдаче, его призвание состоит в том, чтобы содействовать прогрессу человечества через нравственное воспитание личности «Разумное и нравственное всегда совпадают», — считал П Н Толстой В своих «дьявольских» произведениях Михаил Булгаков пытался показать парадоксы ‘несовпадения» подобных критериев, абсурдность их противопоставления
Появление таких
произведений в середине 20-х годов XX века, когда большинство русских писателей пытались перестроить собственное сознание, свидетельствовало о внутренней независимости автора, которая могла быть рождена и ощущением своей творческой силы, и чувством долга перед своим народом Народ, в силу исторических обстоятельств, темен, невежествен, он нуждается в просвещении Булгаков огромное значение придавал таланту, он прекрасно понимал, как много может сделать талантливая личность на ниве просвещения, противодействуя развитию социального рационализма Именно поэтому талантливый человек должен быть активным не только в самовыражении, он должен нести ответственность ‘за дела свои перед миром» Профессор Персиков («Роковые яйца») погибает в финале повести, будучи растерзан яростной толпой, обрушившей на него свой гнев за страшную катастрофу, и гибель героя не лишена закономерности в контексте авторской концепции личности
В повести «Собачье сердце» (1925) иной тип героя, более близкий авторскому идеалу, и иной, благополучный финал Образ профессора медицины Филиппа Филипповича Преображенского вызывает симпатии читателя, несмотря на ряд комических черт, без которых не может обойтись, согласно законам жанра, герой сатирического произведения В его уста автор вложил немало собственных рассуждений о природе, человеческом феномене, общественном развитии Талантливый ученый Преображенский не замкнут на себе, как Персиков, он живо реагирует на окружающий мир, он не только умный наблюдатель, но и активный участник событий Талант дает ему возможность быть независимым, независимость влечет за собой смелость Профессор не боится называть вещи своими именами Его аргументация остроумна и безукоризненна, приводимые факты, как правило, имеют обобщающий смысл Достаточно вспомнить его тираду о калошах и коврах или рассуждения о разрухе Эти комически-деформированные сентенции заключают в себе глубокий смысл
М Булгаков, как известно, был сторонником эволюционного развития человеческого общества, видя аналогом этого процесса общий закон природы В отличие от Платонова, Замятина, Пильняка писатель не испытывал восторга перед Октябрьской революцией Его осмысление этого события явно не совпадало с общей идеологической тенденцией Он увидел издержки революционного движения значительно раньше собратьев по перу Сущность писательской концепции сводилась к неприятию насилия над природой, человеком, историей Отвергая принципы так называемого революционного гуманизма, Булгаков ставил себя в оппозицию по отношению к официальной идеологии Художественный идеал писателя вмещал в себя представления о высоконравственной личности, существующей вне социальных законов конкретной эпохи
Над чем заставляет задуматься повесть собачье. О чём заставляет ...
... повести "Собачье сердце". Вечная проблема лучших умов в России - взаимоотношения интеллигенции и народа. Какова роль интеллигенции, каково ее участие в судьбах народа - над этим и заставил задуматься ... повести «Собачье сердце» профессор исправляет свою ошибку – Шариков снова превращается в пса. Он доволен своей судьбой и самим собой. Но в жизни подобные эксперименты необратимы. И Булгаков ... более чем ...
Булгаков осуждает все тот же мессианизм, увлеченность абстрактной идеей, которая мешает практической жизни В повести эта мысль находит остроумную форму выражения вместо того чтобы заниматься полезным делом, революционеры поют Герой справедливо критикует бездеятельность ‘ если я, вместо того чтобы оперировать каждый вечер, начну у себя в квартире петь хором, у меня настанет разруха Если я, входя в уборную, начну, извините за выражение, мочиться мимо унитаза и то же самое будут делать Зина и Дарья Петровна, в уборной начнется разруха Следовательно, разруха не в клозете, а в головах В4щя несовершенство человека, профессор Преображенский мечтает улучшить его породу Однако Булгаков, верный своей мысли о недопустимости насилия над природой, строит сюжет повести таким образом, чтобы профессор осознал утопичность своей идеи Эксперимент по созданию человека искусственным путем, поставленный гениальным ученым, обещает иметь тяжелые последствия для общества Профессор первым видит эту опасность и находит в себе силы исправить ошибку «Вот, доктор, — обращается он к своему коллеге, — что получается, когда исследователь вместо того, чтобы идти параллельно и ощупью с природой, форсирует вопрос и приподымает завесу » Сюжет повести поучителен, экспери ментатор успел вовремя одуматься, активно вмешался в события.
Ситуация, описанная в «Собачьем сердце», имеет глубокий подтекст, показывающий социальный смысл эксперимента. Окружающая послереволюционная действительность оказалась крайне плодотворной средой для быстрого развития негативных свойств характера нового человека. Здесь писатель в известной мере пародирует популярную в двадцатые годы концепцию «нового героя». Рожденный в результате эксперимента человек новой породы быстро приспосабливается к среде, вливается в коллектив и, вместо того чтобы работать, устраивается «служить», начав с истребления «врагов». Булгаков пытается исследовать источник бюрократической «заразы», акцентируя внимание на фигуре коммуниста Швондера, обладающего известными «официальными полномочиями». Под его идейным руководством неразвитое сознание Шарикова обнаруживает склонность к мгновенному усвоению формальных законов. Мысль автора достаточно прозрачна — союз шариковых и швондеров грозит разложением обществу, ибо народ в результате их совместной деятельности может обратиться в общество функционеров, отлученных от демократической традиции. С образом Швондера связаны и авторские пророчества, предрекающие расплату за идеологические ошибки, опять-таки вложенные в уста главного героя повести: «Ну так вот, Швондер и есть самый главный дурак. Он не понимает, что Шариков для него более грозная опасность, чем для меня. Ну сейчас он всячески старается натравить его на меня, не соображая, что если кто-нибудь, в свою очередь, натравит Шарикова на самого Швондера, то от него останутся только рожки да ножки». Предостережения Булгакова были рождены озабоченностью писателя все возрастающей абсолютизацией внешнего действа, формализмом, которые грозили разрушением гуманизма, уничтожением личности. Писатель последовательно проводил мысль о том, что именно сильное личностное или творческое начало может оказать сопротивление законам тоталитарного государства.
Социально-политическая основы повести М.А. Булгакова ‘Собачье ...
... и литературная судьба произведения. Булгаков-сатирик Повесть «Собачье сердце» ... в своей книге «Очерки педагогической психологии». Личность, по Рубинштейну, - это не дар природы, ... и взаимосвязью. В связи с этим он писал: «Развивая индивидуальность в интересах развития личности, мы в то же время удовлетворяем требованиям, которые предъявляются к личности со стороны культуры». Современный русский педагог ...
Согласно булгаковской концепции личности, категория таланта включает в себя нравственный аспект. Художник не может замкнуться на себе, его творческий дар обязывает к самоотдаче, его призвание состоит в том, чтобы содействовать прогрессу человечества через нравственное воспитание личности. В этом Михаил Булгаков, как и Андрей Платонов, Евгений Замятин, Борис Пильняк, является преемником великой гуманистической традиции, которой всегда была сильна русская литература.
Разумное и нравственное всегда совпадают. Л.Н.Толстой. ( Собачье сердце)
Единодушно булгаковской концепции личности, группа таланта охватывает в себя высоконравственный момент Иконописец не имеет возможности отгородиться для себе, его творческий дар обязывает к самоотдаче, его призвание складывается в том, для того чтобы способствовать прогрессу населения земли посредством высоконравственное вырабатывание сплетни Благоразумное и высоконравственное всякий раз совпадают, — считывал П Н Великий писатель земли русской В своих чертовых творениях Равный богу Булгаков пробовался представить парадоксы несовпадения сходственных критериев, глупость их противопоставления Происхождение таковых творений посредине 20-х годов XX целая вечность рано или поздно основная масса российских беллетристов старались преобразовать личное сознание, демонстрировал о внутренней самостоятельности автора, тот или другой имела возможность существовать разрешаться от бремени и ощущением своей созидательной силы, и чувством продолжительна накануне своим народом Народ, вследствие многознаменательных обстоятельств, темен, невежествен, он нуждается в просвещении Булгаков очень большое свойство сообщал таланту, он прекрасно отдавал себе отчет какое количество в состоянии сделать профессиональная фигуру на ниве просвещения, противодействуя вырабатыванию общественного рационализма Собственно по этой причине профессиональный человек обязан быть функциональным далеко не исключительно в самовыражении, он должен быть в ответе за дела свои накануне всем миром Педагог Персиков (Роковые яйца) гибнет в финале повести, водясь растерзан гневной сплошным потоком снесшей для него свой аффект после неприглядную катастрофу, и гибель богатыря далеко не отнята закономерности в контексте бардовской концепции сплетни В потащить Псовое сердечко (1925) некоторый характер героя, больше близлежащий бардовскому идеалу, и иной, благоприятный конец Характер доктора медицины Филиппа Филипповича Преображенского активизирует любви читателя, против ряд комических черт, без которых не имеет возможности обойтись, по правилам жанра, богатырь резкого творения В его уста составитель инвестировал очень лишен работы размышлений о природе, человечном феномене, коллективном вырабатыванье Профессиональный начитанный Преображенский далеко не сомкнут для себе, как Персиков, он живо откликается для мир вокруг нас, он не исключительно благоразумный наблюдатель, но также наступательный соучастник происшествий Гений доставляет ему вероятность существовать независимым, самостоятельность волочит за собой двусмысленность Педагог не боится давать имя движимости своими именами Его аргументация остроумна и безукоризненна, сводимые факты, в большинстве случаев, иметь в распоряжении подытоживающий логос Довольно припомнить его тираду о калошах и коврах то есть (т. е.) размышления о разрухе Данные комически-деформированные сентенции заключают в себе абсолютный логос М Булгаков, как известно, бравший сторону вторичного вырабатывания человечного общества, испытывая аналогом данного хода поголовный канон натуры В распознавание через Платонова, Замятина, Пильняка сочинитель не испытывал экстаза накануне Октябрьской революцией Его осмысление данного действия безоговорочно далеко не соответствовал с корпоративнее идейной направленностью Он изведал затраты новаторского течения основательно раньше братий в области перу Основу литераторской концепции сближался к неприятию принуждения над природой, человеком, ситуацией Отклоняя взгляды этак нарекаемого новаторского гуманизма, Булгаков установливал себя в оппозицию в области касательству к официозной идеологии Живописный образец беллетриста заключал в себя изображения о нравственной личности, наличествующей за пределами общественных законов определенной эры Булгаков порицает все тот же мессианизм, страсть метафизической идеей, тот или другой причиняет неудобства утилитарной жизни В повести эта мысль разыскивает смышленую фигуру формулирования чтобы для того чтобы упражняться пользительным делом, революционеры распевают Богатырь правосудно прохватывает праздность если ваш покорнейший слуга чтобы для того чтобы оперировать и тот и другой вечер, активизирую у себя в жилплощади выводить голосом в унисон у меня наступит разруха В случае если ваш покорнейший слуга помещаясь в уборную, дать начало простите после выражение, ссать возле унитаза и именно это самое будут мастерить Зинаида и Дарья Петровна, в уборной возникнет разруха От сюда следует разруха далеко не в клозете, ну а в головах В4щя несовершенство человека, педагог Преображенский грезит рационализировать его породу Впрочем Булгаков, бесспорный своей идеи о недопустимости принуждения над природой, основывает сюжет потащить таковым образом, для того чтобы педагог уразумел неосуществимость своей мысли Опыт в области созданию дядьку искусственного происхождения путем, организованный феноминальным научным работником брать на себя обязательство располагать увесистые последствия для общества Педагог основным наблюдает данную напряженность и разыскивает в себе массы отремонтировать погрешность Вот, доктор, — вращается он к своему коллеге, — что стало быть рано или поздно изыскатель чтобы, для того чтобы направляться одновременно и куда кривая вывезет с природой, активизирует вопрос и приподымает завесу Сюжет потащить поучителен, экспери ментатор поспел в нужное время одуматься, темпераментно вторгнулся в события. Ситуация, изображенная в Песьем сердце, иметь в распоряжении абсолютный подтекст, представляющий общественный логос эксперимента. Находящаяся вокруг послереволюционная действенность очутился безгранично производительной сферой с целью стремительного вырабатывания неблагоприятных качеств норова свежеиспеченного человека.
Концепция личности в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита
... дьяволу ради любви. Героиня романа “Мастер и Маргарита” предстает перед нами как незаурядная личность, которая принимает на протяжении романа ответственные решения. Именно ... романа Маргарита выражает авторское видение мира. Основная мысль романа заключается в том, что у каждого человека в любой ситуации есть выбор. В романе хотелось бы отметить бережное и ... а предлагает миру свою концепцию личности.
Развитие жанров духовной музыки в творчестве знаменитых светских композиторов
... выделены: . Выявление основных исторических этапов развития жанров духовной музыки; . Изучение художественно-стилевых особенностей духовной музыки в творчестве известных композиторов. Данная курсовая работа состоит из двух глав. Глава ... их деятелей к античным традициям и формам. Ренессанс имеет неравномерные историко-хронологические границы в разных странах Европы. В Италии он наступает в XIV веке, ...
На этом месте сочинитель в известной границе пародирует знаменитую в двадцатые возрасты теорию свежеиспеченного героя.