Толстой Религия и нравственность

Курсовая работа

О религии –

Вы спрашивали меня: 1) что я понимаю под словом «религия» и 2) считаю ли я возможной нравственность, независимую от религии, как я понимаю ее?

Постараюсь по мере своих сил наилучшим образом ответить на эти в высшей степени важные и прекрасно поставленные вопросы.

Слову «религия» приписываются обыкновенно три различных значения.

Первое то, что религия есть известное, данное Богом людям истинное откровение и вытекающее из этого откровения богопочитание. Такое значение приписывают религии люди, верующие в какую‑нибудь одну из существующих религий и считающие поэтому эту одну религию истинною.

Второе значение, приписываемое религии, то, что религия есть свод известных суеверных положений и вытекающее из этих положений суеверное богопочитание. Такое значение приписывается религии людьми неверующими вообще или не верующими в ту религию, которую они определяют.

Третье значение, приписываемое религии, то, что религия есть свод придуманных умными людьми положений и законов, необходимых грубым народным массам как для их утешения, так и для сдерживания их страстей и для управления ими. Такое значение приписывают религии люди, равнодушные к религии, как религии, но считающие ее полезным орудием государственности.

Религия по первому определению есть несомненная, непререкаемая истина, которую желательно и даже обязательно для блага людей распространять между ними всеми возможными средствами.

По второму определению религия есть собрание суеверий, от которых желательно и даже обязательно для блага человечества всеми возможными средствами избавлять людей.

По третьему определению религия есть известное полезное для людей приспособление, хотя и не нужное для людей высшего развития, необходимое, однако, для утешения грубого народа и для управления им, и которое поэтому необходимо поддерживать.

Первое определение подобно тому, которое сделал бы человек музыке, сказав, что музыка есть та самая известная ему любимая им песня, которой желательно научить как можно больше народа.

Второе – подобно тому, которое сделал бы музыке человек, не понимающий и потому не любящий ее, сказав, что музыка есть произведение звуков гортанью и ртом или руками над известными инструментами и что надо отучить людей, как можно скорее, от этого ненужного или даже вредного занятия.

9 стр., 4491 слов

Философское : Возможна ли нравственность, независимая от религии? ...

... Если современное общество спрашивает о том, может ли существовать нравственность, независимая от религии, значит, общество не совсем понимает исконного смысла и значения этих двух слов. Социально – экономические ... и во все сверхъестественное (страх людей перед неизвестным порождало благоговение и поклонение перед Богом), в других – религия понималась как свод положений и законов, необходимых как для ...

Верования и определения религии

В данном тексте рассматривается вопрос о сущности религии и ее определениях. Автор отмечает, что существующие определения религии не захватывают ее сущности, а определяют только признаки, в зависимости от точки зрения определяющего. Подобно этому, как в музыке, где определение может быть связано с обучением танцам или маршированию, определения религии также различны и неполны.

Первое определение религии связано с верой человека, который определяет ее. Второе определение связано с неправильной верой других людей, по мнению определяющего. Третье определение связано с полезностью заставлять людей верить в определенные идеи.

Все эти определения фокусируются на вере людей в то, что они считают религией, и не раскрывают сущность религии. Поэтому важно задаться вопросом, что такое вера и почему люди верят в то, во что верят. Откуда возникает вера?

Среди большинства людей считается, что сущность религии заключается в суеверном страхе перед непонятными явлениями природы, в их олицетворении и поклонении им. Однако данное мнение является лишь одной из возможных интерпретаций.

Выводы

Из приведенных данных можно сделать вывод, что определения религии не отражают ее сущности, а скорее связаны с верой людей в то, что они считают религией. Вера является ключевым элементом религиозной практики, и вопрос о ее происхождении остается открытым.

В нашем обществе мнение о религии принимается без критики и на веру культурной толпой. Люди науки не только не встречают возражений в отношении религии, но большинство из них подтверждают ее значение и смысл. Несмотря на то, что некоторые ученые, например Макс Мюллер, приписывают религии другое происхождение и смысл, их голоса остаются незаметными среди всеобщего единодушия, которое считает религию проявлением суеверия и невежества.

В начале настоящего столетия передовые люди отвергали католичество, протестантство и православие, но никто из них не отвергал саму идею религии как необходимого условия жизни человека. Даже деисты, такие как Бернарден-де-Сен-Пьер, Дидро и Руссо, а также Вольтер и Робеспьер, признавали существование высшей силы и отмечали ее значение в жизни людей.

Однако в наше время, под влиянием учения Огюста Конта, религия стала считаться лишь пережитой фазой развития человечества, мешающей его прогрессу. Культурная толпа, всегда готовая принять низменные представления, решила, что религия уже не имеет смысла и является препятствием для развития науки.

Признается, что человечество пережило два периода: религиозный и метафизический, и теперь вступило в третий, научный период. Религиозные явления среди людей считаются всего лишь пережитками прошлого, аналогичными ненужному духовному органу, который потерял свой смысл и значение.

Согласно данному мнению, сущность религии заключается в страхе перед неизвестными силами природы, в вере в вымышленных существ и поклонении им. Это убеждение прослеживается еще со времен Демокрита и подтверждается современными философами и историками религий.

Вопрос о происхождении религии является одним из наиболее сложных и многогранных в истории человечества. Множество теорий и гипотез были предложены для объяснения этого феномена. Однако, несмотря на разнообразие точек зрения, все они признают, что религия имеет глубокие корни в человеческой природе и определенные причины своего возникновения.

4 стр., 1542 слов

Люди войны и люди мира в романе «Война и мир» (Л.Н. Толстой)

... крестьян и т.д. В личной жизни он проявил мстительность и жестокость, но в финале смог простить Наташу и обрести гармонию с собой. Таким образом, люди «войны» и люди «мира» в романе— ... на протяжении всего романа пытался освободить крестьян от чрезмерных повинностей, несмотря на неминуемое снижение дохода. Таким образом, люди войны и люди мира противопоставляются друг другу на каждой странице романа. ...

Одна из распространенных теорий связывает происхождение религии с суеверным страхом людей перед непонятными силами природы. Согласно этой теории, люди, испытывая страх перед громом и молнией, придумали невидимое сверхъестественное существо, которое контролирует эти явления. Таким образом, религия возникла как попытка объяснить и контролировать непредсказуемые и угрожающие силы природы.

Однако, данная теория не отвечает на главный вопрос — откуда взялось в людях представление о невидимых сверхъестественных существах? Почему люди придумали именно Юпитера, который кидает стрелы, или веру в вечные и могущественные существа? Если бы люди просто боялись грома и молнии, то они могли бы прятаться от них или бежать от смерти. Но почему они придумали сложные концепции божеств и душ умерших?

Таким образом, религия не может быть объяснена только суеверным страхом перед непонятными силами природы. Возникновение религии связано с более глубокими причинами и потребностями человека. Личный опыт религиозного чувства показывает, что оно не вызывается внешними страшными явлениями, а скорее внутренним осознанием своей ничтожности, одиночества и греховности.

Религия, таким образом, представляет собой не только поклонение божествам, но и поиск смысла и ответов на глубинные вопросы о человеческой природе и месте в мире. Она не зависит от страха или уровня образования человека и не может быть уничтожена развитием просвещения. Сознание человеком своей конечности и греховности всегда будет существовать, и религия будет продолжать играть важную роль в жизни людей, пока они останутся людьми.

Введение

Вопрос о смысле жизни и нашем отношении к окружающему миру всегда был центральным для человечества. Как только мы просыпаемся от детского состояния и начинаем осознавать себя как разумные существа, мы не можем не задаться этим вопросом. Почему мы существуем в этом вечном и бесконечном мире? Какова наша роль здесь?

Религия, в свою очередь, предлагает ответы на эти вопросы. Сущность религии заключается именно в попытке ответить на вопросы о цели жизни и нашем отношении к окружающему нас миру. Вся метафизика религии, учения о божествах и происхождении мира, являются лишь внешними признаками религии, зависящими от географических, этнографических и исторических условий.

Однако в основе каждой религии лежит установление отношения человека к миру и его первопричине. Вне зависимости от того, насколько грубы или утончены религиозные обряды, они все имеют общую основу — отношение к окружающему миру. Религиозные учения представляют выражение этого отношения, которое основатель религии признает как свое собственное и отношение всех других людей.

Тело исследования

Для более полного понимания роли религии в жизни человека и его отношении к миру, необходимо рассмотреть различные религиозные традиции и их основные принципы. В данном исследовании мы сосредоточимся на трех основных религиях — христианстве, исламе и буддизме, и проанализируем их ответы на вопросы о смысле жизни и отношении к окружающему миру.

Христианство

Христианство является одной из крупнейших религий в мире и имеет свои особенности в отношении к миру. В центре христианской веры стоит учение о Боге и Иисусе Христе. Христиане верят, что Бог является творцом мира и всего сущего, а Иисус Христос — его сын, посланный на землю для спасения человечества.

1 стр., 478 слов

Рассуждение Варварское отношение человека к природе

... позицию автор выражает открыто. Автор считает, что человек наносит непоправимый ущерб окружающий среде. И конечно, же автор осуждает такое варварское отношение к природе. Он призывает всех беречь планету, потому ... важную проблему, над которой должно задуматься все человечество. Лишь осмысленное и бережное отношение человека к природе позволит жить нам в гармонии с ней и сохранить ее красоту и ...

Для христианской религии смысл жизни заключается в служении Богу и следовании принципам, которые были установлены Иисусом Христом. Христиане стремятся достичь спасения и вечной жизни через веру и исполнение Божьих заповедей. Они также признают свою ответственность перед Богом и перед другими людьми, стремясь жить в согласии и мире со всем творением.

Ислам

Ислам — это вторая по величине религия в мире, основанная на учении пророка Мухаммеда. Исламские верующие считают, что Бог является единственным существом и проповедуют верность ему. Они также верят в послание Корана, священного писания ислама.

Для исламской религии смысл жизни заключается в подчинении воле Аллаха и следовании принципам, изложенным в Коране. Исламские верующие стремятся достичь спасения и благоденствия через исполнение заповедей Аллаха, молитву и соблюдение поста. Они также признают свою ответственность перед Богом и перед другими людьми, стремясь жить в справедливости и милосердии.

Буддизм

Буддизм — это религия, основанная на учении Будды. Основной принцип буддизма — достижение просветления и освобождение от страдания. Буддисты считают, что страдание является неотъемлемой частью жизни и возникает из желания и невежества.

Для буддистской религии смысл жизни заключается в достижении просветления и освобождении от страдания. Буддисты следуют восьмиступенчатому пути, который включает в себя правильное понимание, намерение, речь, деятельность, средства к существованию, усилие, внимание и сосредоточение. Они стремятся достичь осознанности и просветления, освободившись от желаний и невежества.

Заключение

Все рассмотренные религии предлагают свои ответы на вопросы о смысле жизни и отношении к окружающему миру. Христианство, ислам и буддизм имеют различные подходы к этим вопросам, но все они признают важность ответственности перед Богом и перед другими людьми.

Исследование религии позволяет более глубоко понять человеческую природу и наше место в мире. Оно помогает нам осознать нашу ответственность за свои поступки и стремиться к более справедливому и мирному существованию.

Отношения человека к миру в разных религиях

Человек всегда задавался вопросом о смысле своего существования, о природе мира, о том, что происходит после смерти. Поэтому религии возникали в разных культурах и народах с различными выражениями своих отношений к миру.

Первобытное отношение к миру

Первое из основных отношений человека к миру – это первобытное личное, которое содержит в себе признание смысла жизни в достижении личного блага, независимо от страдания других существ. Такое отношение к миру находится у людей самой низшей степени развития, у диких народов и некоторых отдельных людей, но не является основой христианской религии.

Языческие религии, которые возникли на первой, языческой ступени развития человечества, вытекают из этого отношения к миру. В них есть свои культы, которые относятся к гаданию, святых и жертвоприношениям, молитвам о благах земных и избавлении от бедствий, магометанство. Также из этого же отношения вытекает и новейший спиритизм, имеющий в основе своей сохранение личности и блага ее.

4 стр., 1795 слов

Сочинение отношение человека к жизни

... быть уверенной на сто процентов, что никакие обстоятельства не изменят его отношение к тебе. Анализируя данную тему, я могу привести пример. Я знаю человека, который всю свою жизнь отдает себя ... Лично мое мнение, заключается в том, что человеку в этой жизни все испытания даются не зря. Здесь, в этом мире, человек находится временно, но с целью получения опыта ...

Общественное отношение к миру

Общественное отношение к миру – это расширенное первое отношение, которое является признанием общей цели и призвания людей, т.е. признанием смысла жизни в достижении блага общества. Оно получило развитие в языческих обществах, которые формировали государства, а на основе христианской религии обрело развитие через принципы любви к ближнему и служения Богу.

Христианское отношение к миру

Христианское отношение к миру является основным отношением, которое признает смысл жизни в служении пославшему человека в мир. Христианство возникло на базе иудаизма и рассматривает мир, как творение Бога, которое в некоторый момент находилось в порядке, который был нарушен грехопадением. Христиане верят, что Бог послал своего Сына на Землю, чтобы спасти людей и привести мир в обновленное состояние через искупление грехов и избавление от смерти. Поэтому основные принципы христианства – это любовь Бога и ближнего, справедливость, милостыня и прощение.

Таким образом, христианство на сегодняшний день остается одной из крупнейших и распространенных религий в мире, признающей самое главное значение отношения человека к миру через любовь и служение Богу и ближним.

Отношение человека к миру в различных религиях

Буддизм учит своих последователей отречению от благ мира и от самой жизни, но основывается на том же отношении самодовлеющей и предназначенной к благу личности к окружающему ее миру. Прямое язычество утверждает право человека на наслаждения, в то время как буддизм считает, что мир должен исчезнуть, так как он производит страдания личности.

Языческое отношение к миру признает значение жизни в благе совокупности личностей: семьи, рода, народа, государства и даже человечества. Смысл жизни можно перенести из личности в известную совокупность личностей, благо которой считается целью существования.

Христианское отношение к миру предлагает совершенно иное понимание смысла жизни. Оно связано с признанием воли, произведшей человека и весь мир. Значение жизни не заключается в достижении личных целей или целей совокупности людей, а только в служении этой воле для достижения ее целей.

Религиозные обряды и церемонии

Отношение человека к миру отражается в религиозных обрядах и церемониях. В Китае и Японии отдают почест великим предкам, в Риме — императорам, в еврейской религии — Богу. Церковь проводит молебства за благоденствие государства и успехи в военных действиях.

Различные религии основываются на разных отношениях человека к миру. Каждое отношение имеет свои ценности и принципы, которые отражаются в поведении людей, в их религиозных обрядах и обычаях.

Отношение человека к миру и его религиозные проявления

Из представленного текста можно сделать вывод о том, что отношение человека к миру является основным фактором формирования религиозных убеждений. Различные религии, которые существуют в мире, можно классифицировать на основе трех основных отношений человека к миру.

Первое отношение – общественно-семейно-государственное – связано с религиозными обрядами и формами общения, которые вытекают из понимания человеком своей принадлежности к определенному обществу или государству. Примерами таких религий могут служить унитарианство, универсализм, квакерство и др.

5 стр., 2187 слов

Связь философии с наукой, религией и искусством

... является человеческое понимание мира, а не мир сам по себе. Человек является отправной точкой для философских суждений о мире.Соотношение между философией и наукой может быть представлено ... богов религиозно-мифологических представлений: Зевса, Аполлона и т.д. Варианты отношений философии и религии Второй вариант: философствование в вере Философия здесь существует «под знаком» веры, отправляется ...

Второе отношение – языческое – связано с первобытными верованиями и религиозными практиками. Данный тип отношения может быть прослежен в древних религиях, таких как египетская и персидская, а также в некоторых современных сектах, например, сербских назаренов и русских духоборов.

Третье отношение – истинное, неизвращенное – представляет собой высшую форму религиозного понимания мира. Оно было зачатками у различных религиозных учений, таких как пифагорейство, терапевтика, ессенизм, буддизм и др., но полное и последнее выражение оно получило только в христианстве.

Важно отметить, что каждый человек, вышедший из животного состояния, признает одно из этих трех отношений. Даже если человек номинально придерживается определенной религии, его истинная религия определяется его отношением к миру. Отсутствие религиозных убеждений невозможно, так же как невозможно существование без сердца. Человек может не осознавать своей религии, но она все равно присутствует.

Утверждение людей, которые считают себя культурно развитыми и не нуждающимися в религии, на самом деле означает только то, что они придерживаются низшего, первобытного или общественно-семейно-государственного отношения к миру, не признавая истинной религии христианства, которая является соответствующей нашему времени. Это свидетельствует о том, что люди не осознают своей истинной религии.

Таким образом, отношение человека к миру является определяющим фактором в формировании его религиозных убеждений. Различные религии можно классифицировать на основе трех основных отношений: общественно-семейно-государственного, языческого и истинного отношений. Каждый человек неизбежно признает одно из этих отношений и принадлежит к одной из трех основных религий, в которых распределяется всё человечество.

Введение

Религия является особым отношением человека к окружающему его миру и первопричине его существования. Отношение человека к миру не может не существовать, и разумный человек всегда находится в каком-либо отношении к нему.

Однако возникает вопрос, может ли установление отношения к миру быть делом не религии, а философии или науки. Я не согласен с этим утверждением. Я считаю, что предположение о том, что наука, включая философию, может установить отношение человека к миру, является ошибочным и является основной причиной путаницы в понятиях о религии, науке и нравственности в нашем обществе.

Наука, включая философию, не может установить отношение человека к бесконечному миру или его началу, поскольку прежде чем появились философия или наука, уже должно было существовать то, без чего невозможна никакая мыслительная деятельность и какое-либо отношение человека к миру.

Аналогично тому, как человек не может найти нужное направление движения без движения вообще, и всякое движение обязательно происходит в определенном направлении, так и умственная работа, философия или наука не могут найти нужное направление без уже существующего направления. И именно религия всегда указывает такое направление для умственной работы.

История философии показывает, что все известные нам философии, начиная от Платона и до Шопенгауэра, всегда следовали направлению, заданному религией. Философия Платона и его последователей была языческой философией, исследовавшей средства достижения наивысшего блага как для отдельной личности, так и для общества. Средневековая церковно-христианская философия, вытекая из языческого понимания жизни, исследовала способы спасения личности и приобретения наивысшего блага в будущей жизни.

2 стр., 987 слов

Мир природы и мир человека в поэзии М. Ю. Лермонтова

... всю эту красоту. Иную проблему взаимоотношений между человеком и природой ставит Лермонтов в стихотворении “Три пальмы”. Это стихотворение можно ... Но и наши дни протест против варварского отношения к природе, прозвучавший в этом стихотворении, выглядит как нельзя более ... сидя за решеткой, представляет себе яркие краски вольной жизни. В первом четверостишии мы видим летний пейзаж: Когда волнуется ...

Вывод

Таким образом, можно сделать вывод, что религия играет важную роль в установлении отношения человека к миру. Наука, включая философию, не может самостоятельно установить такое отношение, поскольку оно уже должно существовать перед появлением науки. История философии подтверждает, что философии всегда следовали направлению, заданному религией. Поэтому важно учитывать роль религии при изучении и понимании отношения человека к миру.

Введение

Философия и наука играют важную роль в понимании мира и человеческой жизни. Однако, несмотря на свою самостоятельность, они тесно связаны с религией. В данной статье мы рассмотрим, как философия и наука зависят от религиозных оснований и какие взаимосвязи между ними существуют.

1. Философия и религия

Философия всегда была и остается исследованием того, что вытекает из установленного религией отношения человека к миру. Без этого отношения нет материала для философского исследования. Одним из примеров такого ��заимодействия является философия Гегеля и Конта, которые основывали свои учения на общественно-государственном религиозном понимании жизни. Также, философия пессимизма Шопенгауэра и Гартмана, хотевшего освободиться от еврейского религиозного миросозерцания, невольно подпали религиозным основам буддизма.

2. Наука и религия

Наука положительная, в своем тесном смысле, также зависит от религиозных оснований. Она всегда была и будет исследованием и изучением предметов и явлений, которые подлежат исследованию в связи с установленным религией отношением человека к миру. Наука не может изучать «все», так как предметов подлежащих исследованию бесчисленное количество. Она выбирает из этого множества предметов те, которые религия выдвигает в правильном порядке и по их важности. Поэтому каждая религия формирует определенный круг предметов, подлежащих изучению, и влияет на характер науки каждого времени и народа.

3. Заключение

Философия и наука являются неотъемлемыми компонентами человеческого познания и понимания мира. Они тесно связаны с религией и зависят от ее оснований. Философия исследует то, что вытекает из религиозного отношения человека к миру, а наука изучает те предметы и явления, которые религия определяет как важные для исследования. Поэтому, чтобы полностью понять истину и развивать науку и философию, необходимо учитывать и религиозные основы, на которых они строятся.

Введение

Темой данного исследования является анализ и сравнение различных научных отношений к человеку и миру в контексте религии, философии и науки. Цель исследования состоит в определении, как эти отношения воздействуют на человека и его жизнедеятельность в современном обществе.

Тело исследования

Религиозное отношение к миру и человеку

Религиозное отношение к миру и человеку является привилегией религий. Религии предлагают человеку определенные нравственные, этические и моральные принципы, которые руководствуют его жизнью. Религия даёт человеку ощущение своего места в мире, опоры, ценности, веры и гармонии.

3 стр., 1204 слов

Что дал древний мир современному человеку

... человека. Я не считаю, что древний мир, что-то дал современному человеку, скорее человек многое унаследовал от него. Считается, что каждая эпоха накладывает на человека и ... религий Древность оставила человеку поддержку в жизни, в любых ситуациях. Но в древности религия играла во много раз более значимую, сакральную, роль для человечества. Возможно, если бы не возникло религии, человечество ...

Примером языческой науки может привести браминскую и буддийскую философскую науку, являющуюся исследованием тех условий, при которых человек избавляется от страданий.

Еврейская наука (талмуд) исследует и разъясняет те условия, которые должны быть соблюдены человеком для того, чтобы исполнить свой договор с Богом и служить своему народу.

Церковно-христианская наука исследует условия, при которых человек может обрести спасение. Так, научно-христианская наука, только зарождаясь, исследует те условия, при которых человек может познать требования высшей воли, пославшей его, и сделать их применимыми к жизни.

Отношение человека к миру, указывают на то, что это отношение должно быть определено прежде чем определена какая-либо философия или наука. Научные дисциплины не способны установить отношение человека к миру в полной мере, так как исследование явлений проводится рассудочно и независимо от чувств, испытываемых человеком.

Поэтому, определяемое отношение человека к миру указывается религией, говоря: мир создан для тебя – возьми от жизни все, что можно взять; или: ты участник любимого Богом народа; служи этому народу, исполняй все, что было предписано Богом; или: ты орудие высшей воли; изучи ее и исполняй свои предназначения, и ты встанешь на путь, который изначально был задуман для тебя.

Философское отношение к миру и человеку

Философское отношение к миру и человеку является научным подходом к изучению истины. Философия занимается мыслью, которая абстрагируется от реально существующего, поднимается по восходящей от конкретизации к абстракции. Философия исследует явления и свойства мира и человека на своем пути к формированию идеи о космосе, времени, материи и обществе.

Кроме того, испытание характеристик философских систем и критическая проверка их работы часто повышают надежность выводов, касающихся работы ​​нашего мира и его жителей.

Научное отношение к миру и человеку

Научное отношение к миру и человеку является экспериментальным методом научного исследования реального мира и его свойств. Наука заключается в обнаружении закономерностей и описании их через математические формулы или другие способы. Наука разветвляется на физическую, химическую, биологическую и другие науки.

Научно-практический подход к изучению и попыткам идентифицировать зависимости между явлениями истинен. Он пытается создать объективный образ явлений и, в конечном итоге, привести наше понимание мира к более определенному и точному уровню.

Заключение

Религия, философия и наука имеют свой подход и предназначение в определении отношений человека к миру ​​и выработке подходящих для этого стратегий и ценностей. Меняющийся и развивающийся мир требует от нас сочетания этих подходов восприятия окружающей среды, чтобы жить в гармонии и со значением для наших себя и окружающих.

Для понимания данных философии и науки требуется подготовка и изучение. Однако, для религиозного понимания этого не требуется — оно сразу доступно каждому, даже самому ограниченному и невежественному человеку.

Чтобы человек мог познать свое отношение к окружающему его миру или началу его, ему не нужны ни философские, ни научные знания. Напротив, обилие знаний может скорее препятствовать этому процессу. Необходимо всего лишь временное отречение от суеты мира, осознание своего материального ничтожества и правдивость. Эти качества, как сказано в евангелии, чаще всего встречаются у детей и самых простых, малоученых людей.

10 стр., 4893 слов

Взгляды Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого на мораль и духовный мир человека

... Л.Н. Толстого, на мораль и духовный мир человека, на добро и зло, с целью сформировать представление о восприятии морали и нравственности через ... Москве, где ведет, праздную жизнь. В этом романе показано влияния общества на внутренний мир человека. Как можно из душевно ... взаимоотношений Николеньки с внешним миром. Не случайно со смертью матери в первой части разрушается гармония отношений в семье, во ...

Отсюда мы видим, что часто самые простые, неученые и необразованные люди вполне ясно, сознательно и легко принимают высшее христианское жизнепонимание, в то время как самые ученые и культурные люди продолжают коснеться в самом грубом язычестве. Например, мы видим самых утонченных и высокообразованных людей, которые полагают смысл жизни в личном наслаждении или в избавлении от страданий, а также тех, кто полагает его в спасении души через таинства и благодать. В то же время простой русский мужик-сектант без малейшего усилия мысли признает смысл жизни в том, что отмечали величайшие мудрецы мира: Эпиктет, Марк Аврелий, Сенека — в осознании себя орудием воли Божией, сыном Бога.

Вы можете спросить меня, в чем заключается сущность этого ненаучного и нефилософского способа познания. Если это не философское и не научное познание, то чем оно определяется? На эти вопросы я могу ответить только тем, что поскольку религиозное познание является основой для любого другого познания и предшествует ему, то мы не можем определить его, не обладая инструментами определения. На богословском языке это познание называется откровением. И это название, если не придавать слову «откровение» мистическое значение, является совершенно правильным, поскольку познание приобретается не изучением или усилиями отдельного человека или группы людей, а только восприятием проявлений бесконечного разума, который постепенно открывает себя людям.

Введение

Вопрос о смысле жизни является одним из самых фундаментальных и загадочных вопросов, которые ставит перед собой человек. Изначально, люди 10 000 лет тому назад не могли полностью осознать, что смысл их жизни не ограничивается только благом личности. Однако со временем, люди начали понимать, что есть более высокие уровни смысла жизни, такие как семейный, общественный, народный и государственный.

В данном исследовании мы постараемся понять, почему именно в определенный период времени людям открылось понимание христианского жизнепонимания. Мы будем искать причины этого открытия в исторических условиях, жизни и характере тех людей, которые первыми осознали это понимание и выразили его в своих особенностях.

Основная часть

В своем исследовании мы приходим к выводу, что христианское жизнепонимание открылось людям не случайно и не волей случая. Это открытие было результатом определенных условий времени и места, а также особенностей тех людей, которые стали первыми носителями этого понимания.

Во-первых, стоит отметить, что христианское жизнепонимание открылось в период, когда мир находился в поиске новых ценностей и смысла жизни. Люди испытывали потребность в объединении и взаимопомощи, а также в поиске высших идеалов. В таком контексте христианство предложило новую концепцию смысла жизни, основанную на любви, милосердии и братстве.

Во-вторых, важно отметить, что христианское жизнепонимание открылось людям, которые обладали определенными качествами сердца. Эти люди отличались отречением от суеты мира, осознанием своей ничтожности перед Богом и стремлением к правде. Они не обладали высокими философскими или научными знаниями, но их сердца были открыты для восприятия истины.

Таким образом, христианское жизнепонимание открылось людям в определенный период и в определенной форме, потому что это было необходимо для того, чтобы оно могло быть принято и воспринято людьми. Это было время, когда люди искали новый смысл жизни и были готовы принять новую религию, основанную на любви и милосердии. И люди, которые первыми осознали это понимание, обладали определенными качествами сердца, которые делали их способными воспринять истину и стать носителями новой веры.

Заключение

Исследование позволяет сделать вывод, что открытие христианского жизнепонимания людьми было результатом определенных исторических условий и особенностей тех людей, которые первыми осознали эту истину. Христианство предложило новый смысл жизни, основанный на любви и милосердии, в период, когда люди искали высшие идеалы и ценности. И те, кто первыми приняли это понимание, обладали особыми качествами сердца, которые делали их способными воспринять истину и стать носителями новой веры.

Роль религии в современном обществе

Существует мнение, что религия играет важную роль в жизни человека и общества. Однако, в современном мире, влияние религии стало подвергаться сомнениям и критике. В данной работе будет рассмотрена роль религии в современном обществе, а также проанализированы различные точки зрения на данную проблему.

Основные заблуждения о религии

Одно из основных заблуждений, препятствующих прогрессу нашего христианского общества, заключается в том, что люди науки считают христианство грубым искажением и не стремятся понять его истинную сущность. Они придерживаются языческого миросозерцания, которое было восстановлено в эпоху Возрождения, и считают его высшим пониманием жизни. Однако, они не только не понимают истинного христианства, но и не пытаются его понять.

Главная причина такого недоразумения заключается в том, что люди науки, столкнувшись с несоответствием своей науки с христианством, обвинили в этом само христианство. Они считают, что христианство отстало от науки на 1800 лет, в то время как на самом деле наука отстала от христианства. Это приводит к запутанным понятиям о сущности религии, нравственности и жизни у людей науки.

Роль религии в современном мире

Подобное недоразумение приводит к интересному явлению — наука нашего времени, несмотря на свои успехи в изучении материального мира, оказывается ненужной или даже вредной для жизни людей. Это указывает на то, что религия играет более важную роль в определении отношения человека к миру, чем философия и наука.

Определение религии

Религия можно определить как установленное человеком отношение между собой и вечным бесконечным миром или его началом и первопричиной. Это отношение является основой для понимания религии и ее роли в жизни человека и общества.

Выводы

В заключение, религия играет важную роль в современном обществе, определяя отношение человека к миру и являясь основой для понимания смысла жизни. Несмотря на критику и сомнения, религия остается важным элементом в формировании нравственности и ценностей в обществе.

Развертка исследования

Если религия представляет установленное отношение человека к миру, определяющее смысл его жизни, то нравственность является указанием и разъяснением деятельности, вытекающей из данного отношения. Мы знаем только два основных отношения к миру, если рассматривать языческое общественное отношение как распространение личного, или три, если рассматривать общественное языческое отношение как отдельное. Следовательно, существует лишь три нравственных учения: первобытное, дикое, личное; языческое – семейно-государственное или общественное; и христианское – служение миру или Богу.

Из первого отношения к миру вытекают общие для всех языческих религий учения о нравственности. Они основываются на стремлении к благу отдельной личности, определяют все состояния, приносящие наибольшее благо личности, и указывают средства для достижения этого блага. Из этого отношения к миру вытекают следующие нравственные учения: эпикурейское (в его низшей форме), магометанское (обещающее благо личности в этом и после жизни), церковно-христианское (нацеленное на спасение, то есть благо личности преимущественно после смерти), и светское учение утилитарной нравственности (которое главной целью имеет благо личности настоящей жизни).

Также из этого же отношения к миру, ориентированного на благо отдельного человека и избавление его от страданий, вытекают нравственное учение буддизма (в его грубой форме) и светское пессимистическое учение.

Введение

В данном исследовании мы будем рассматривать различные отношения человека к миру и их влияние на формирование нравственных учений. Особое внимание будет уделено двум основным отношениям — языческому и христианскому. Каждое из этих отношений имеет свои особенности и требования, которые оказывают влияние на моральные ценности и воспитание молодого поколения.

Основная часть

Языческое отношение к миру

Из второго, языческого отношения человека к миру, ставящего целью жизни благо известной совокупности личностей, вытекают нравственные учения, требующие от человека служения той совокупности, благо которой признается целью жизни. По этому учению пользование личным благом допускается только в той мере, в которой оно приобретается всею тою совокупностью, которая составляет религиозную основу жизни.

Из этого отношения к миру вытекают известные нам нравственные учения древнего римского и греческого мира, где личность всегда приносила себя в жертву обществу, также и нравственность китайская. Из этого же отношения вытекают нравственность еврейская – подчинение своего блага благу избранного народа – и церковно-государственная нравственность нашего времени, требующая жертвы личности для блага государства. Также из этого отношения к миру вытекает нравственность большинства женщин, жертвующих личностью для блага семьи и детей.

Христианское отношение к миру

Из третьего, христианского отношения к миру, состоящего в признании человеком себя орудием высшей воли для исполнения ее целей, вытекают и соответствующие этому пониманию жизни нравственные учения. Они уясняют зависимость человека от высшей воли и определяют требования этой воли.

Из этого отношения к миру вытекают все высшие известные человечеству нравственные учения: пифагорийское, стоическое, буддийское, браминское, таосийское в их высшем проявлении и христианское в его настоящем смысле. Христианская нравственность требует отречения от личной воли и от блага не только личного, но и семейного, общественного и государственного во имя исполнения открытой нам в нашем сознании воли того, кто послал нас в жизнь.

Заключение

Из различных отношений человека к миру вытекают разнообразные нравственные учения, которые оказывают влияние на моральные ценности и поведение людей. Языческое отношение к миру подразумевает служение обществу и совокупности личностей, в то время как христианское отношение требует подчинения личной воли и блага высшей воле и целям. Каждое из этих отношений имеет свою значимость и влияние на формирование нравственности в обществе.

Исследование вопроса отношения человека к миру и его мотивации в деятельности является актуальным и интересным для понимания человеческой природы. В данном контексте, автором была высказана гипотеза о том, что независимо от заявленных мотивов, настоящим двигателем деятельности человека всегда будет его личное благо.

При этом, автор приводит примеры разных типов отношений к миру и аргументирует свою позицию. Так, человек, который заявляет о своем нравственном жизненном пути, будь то для семьи, общества, государства, человечества или для исполнения воли Бога, на самом деле преследует только свое собственное благо. Автор утверждает, что даже если такой человек и притворяется перед другими, его действительным мотивом всегда будет стремление к благу его собственной личности.

Аналогично, человек, который утверждает, что его отношение к миру заключается в служении своей семье, роду, народу, государству, на самом деле придерживается семейной, народной или государственной морали, а не истинно христианской. В случае выбора между благом общества и исполнением воли Бога, такой человек всегда выберет служение той совокупности людей, для которой он существует, в соответствии со своим мировоззрением.

Также автор обсуждает ситуацию, когда человек полагает свое отношение к миру в исполнении воли пославшего его. В таком случае, даже если требования этой высшей воли противоречат его собственным убеждениям и чувствам, такой человек все равно будет жертвовать своей личностью, семьей, отечеством и человечеством, чтобы не отступить от воли пославшего его. В исполнении этой воли он видит смысл своей жизни.

Таким образом, исследование позволяет сделать вывод о том, что независимо от заявленных мотивов, настоящее движущее начало деятельности человека всегда будет его собственное благо. Это отношение к миру и мотивация в деятельности человека являются сложными и многогранными вопросами, требующими дальнейшего исследования и анализа.

Взаимосвязь нравственности и религии

Нравственность и религия тесно связаны друг с другом. Нравственность является неотъемлемой частью религиозных учений и является ответом на вопрос о смысле жизни. Религия предлагает свои собственные нравственные требования и указывает на то, каким образом человек должен вести свою жизнь.

Всякая религия ставит перед человеком вопрос о смысле его существования. Ответ на этот вопрос включает в себя нравственные принципы, которые могут быть объяснены до или после объяснения смысла жизни. Смысл жизни может быть понят как стремление к личному благу, служение обществу или исполнение воли высшей силы.

Философы, не связанные с христианством, также осознают необходимость нравственности и признают ее значимость для жизни. Они пытаются связать ее с собственными философскими учениями, но это противоречит христианской нравственности и философии личного блага или освобождения от страданий.

Вывод

Нравственность и религия неразрывно связаны между собой. Религия предлагает свои собственные нравственные принципы, которые помогают человеку определить смысл своей жизни и вести ее согласно этим принципам. Попытки философов нехристианских связать нравственность с их собственными учениями показывают, что христианская нравственность независима от других философий и имеет свои особенности.

Христианская этика – та, которую мы сознаем вследствие нашего религиозного миросозерцания, – требует не только жертвы личности для совокупности личностей, но требует отречения от своей личности и от совокупности личностей для служения Богу; языческая же философия исследует только средства приобретения наибольшего блага личности или совокупности их, и потому противоречие неизбежно. Чтобы скрыть это противоречие, есть только одно средство – нагромождать отвлеченные, условные понятия одно на другое и не выходить из туманной области метафизики. Так преимущественно и поступали философы со времени Возрождения, и этому‑то обстоятельству – невозможности примирить требования христианской, признаваемой уже вперед данной, нравственности с философией, исходящей из языческих основ, – и нужно приписать эту страшную отвлеченность, неясность, непонятность и отчужденность от жизни новой философии. За исключением Спинозы, исходящего в своей философии из религиозных – несмотря на то, что он не числился христианином, – истинно христианских основ, и гениального Канта, прямо поставившего свою этику независимо от своей метафизики, все остальные философы, даже и блестящий Шопенгауэр, очевидно придумывают искусственную связь между своею этикой и своею метафизикой.

Чувствуется, что христианская этика есть нечто вперед данное, стоящее совершенно твердо и независимо от философии и не нуждающееся в подводимых под нее фиктивных подпорках, а что философия только придумывает такие положения, по которым данная этика не противоречила бы ей, а связывалась бы с ней и как будто бы вытекала из нее. Но все положения эти кажутся оправдывающими христианскую этику только до тех пор, пока они рассматриваются отвлеченно. Как только они прилагаются к вопросам практической жизни, так не только несогласие, но явное противоречие философских основ с тем, что мы считаем нравственностью, выступает во всей силе.

Недавно ставший столь известным несчастный Ницше особенно драгоценен обличением этого противоречия. Он неопровержим, когда он говорит, что все правила нравственности, с точки зрения существующей нехристианской философии, суть только ложь и лицемерие и что человеку гораздо выгоднее, и приятнее, и разумнее составить общество Uebermensch’ей [сверхчеловеков] и быть одним из них, чем тою толпой, которая должна служить подмостками для этих Uebermensch’ей. Никакие построения философии, исходящей из языческого религиозного миросозерцания, не могут доказать человеку, что ему выгоднее и разумнее жить не для своего желательного, понятного и возможного блага или для блага своей семьи, своего общества, а для чужого, нежелательного, непонятного и недостижимого человеческими ничтожными средствами блага. Философия, основанная на понимании жизни, заключающемся в благе человека, никогда не будет в состоянии доказать разумному человеку, знающему, что он всякую минуту может умереть, того, что ему хорошо и должно отказаться от своего желательного, понятного и несомненного блага даже не для блага других, потому что он никогда не может знать, какие последствия будут от его жертвы, а для того только, что это должно или хорошо, что это категорический императив.

Доказать это с языческой философской точки зрения невозможно. Чтобы доказать то, что люди все равны, что человеку лучше отдать свою жизнь для служения другим, чем заставить других людей служить себе, попирая их жизни, нужно иначе определить свое отношение к миру: нужно показать, что положение человека таково, что ему больше делать нечего, потому что смысл его жизни только в исполнении воли пославшего его; воля же пославшего его в том, чтобы он отдавал свою жизнь для служения людям. А такое изменение отношения человека к миру дает только религия.

То же самое и с попытками вывести и примирить христианскую нравственность с основными положениями языческой науки. Никакие софизмы и извороты мысли не уничтожат того простого и ясного положения, что закон эволюции, лежащий в основе всей науки нашего времени, зиждется на законе общем, вечном и неизменном – на законе борьбы за существование и переживание способнейшего (the fittest) и что потому каждому человеку для достижения блага своего или своего общества надо быть этим fittest и сделать таковым свое общество, чтобы погибнуть не ему и не его обществу, а другому, неспособнейшему.

Сколько ни стараются некоторые натуралисты, испугавшиеся логических выводов из этого закона и приложения их к человеческой жизни, заглушить словами, заговорить этот закон, все попытки их только еще очевиднее показывают неотразимость этого закона, руководящего жизнью всего органического мира, а потому и человека, рассматриваемого как животное.

Как раз в то время, когда я писал это, вышла в русском переводе статья г‑на Гексли, составленная из недавно прочитанной им в каком‑то английском обществе речи об эволюции и этике.

В статье этой ученый профессор, так же как и несколько лет тому назад наш известный профессор Бекетов и многие другие, писавшие о том же предмете, с таким же неуспехом, как и его предшественники, старается доказать, что борьба за существование не нарушает нравственности и что при признании закона борьбы за существование основным законом жизни нравственность может не только существовать, но и совершенствоваться. Статья г‑на Гексли переполнена всякими шутками, стихами и общими взглядами на религию и философию древних и вследствие того так кудрява и запутана, что только с большим трудом можно добраться до основной мысли ее. Мысль эта, однако, следующая: закон эволюции противен нравственности, это знали древние как греческого, так и индейского мира. И философия, и религия обоих народов привела их к учению самоотречения. Это учение, по мнению автора, неправильно, а правильно следующее: существует закон, который автор называет законом космическим, по которому все существа борются между собой и переживает только способнейшее, the fittest. Закону этому подчиняется и человек; только благодаря этому закону человек образовался таким, каким он есть теперь. Но закон этот противен нравственности. Как же примирить этот закон с нравственностью? А вот как: существует социальный прогресс, который стремится задержать космический процесс и подставить под него другой процесс – этический, цель которого есть уже переживание не способнейшего, the fittest, но лучшего, the best, в этическом смысле. Откуда взялся этот этический процесс, г‑н Гексли не объясняет, но в примечании 19‑м говорит, что основа этого процесса состоит в том, что люди, как и животные, с одной стороны, сами любят быть в обществе и подавляют в себе свойство, вредное для обществ, с другой – члены общества силой подавляют поступки, противные благу общества. Г‑ну Гексли кажется, что этот процесс, заставляющий людей обуздывать свои страсти для сохранения той совокупности, которой они состоят членами, и страх быть наказанными за нарушение порядков совокупности и есть тот самый закон этический, существование которого ему нужно доказать.

Г‑ну Гексли в невинности его души, очевидно, кажется, что в теперешнем английском обществе с его Ирландией, нищетой народа, безумной роскошью богачей, с его торговлей опиумом и водкой, с его казнями, с его побоищами, истреблениями народов для выгод торговли и политики, скрытым развратом и лицемерием, – человек, не нарушающий требований полиции, есть человек нравственный и что руководит этим человеком закон этический, забывая то, что качества, которые могут быть нужны для того, чтобы не разрушилось то общество, в котором живет его член, могут быть очень полезны для самого общества, как полезны качества членов разбойничьей шайки, как даже в нашем обществе полезно качество палачей, тюремщиков, судей, солдат, лицемеров‑священников и т.п., но что качества эти не имеют ничего общего с нравственностью.

Нравственность есть нечто постоянно развивающееся, растущее и потому ненарушение установленных порядков известного общества, удержание их посредством виселицы и топора, о которых, как об орудиях нравственности, говорит г‑н Гексли, будет не только не утверждением, но нарушением нравственности.

И, напротив, всякое нарушение существующих порядков, каковы были не только нарушения Христом и его учениками порядков римской провинции, но нарушение теперешних порядков человеком, который откажется от участия в суде, в военной службе, в уплате податей, употребляемых на военные приготовления, будет не только не противно нравственности, но необходимым условием проявления ее. Всякий людоед, перестающий есть себе подобных и поступающий сообразно с этим, нарушает порядок своего общества. И потому поступки, нарушающие порядок всякого общества, могут быть безнравственны, но несомненно и то, что всякий истинно нравственный поступок, двигающий вперед нравственность, будет всегда нарушением привычек общества. И потому если в обществе и появился закон, по которому люди жертвуют своими выгодами для соблюдения целости своего общества, то этот закон не есть закон этический, а большею частью напротив – закон, противный всякой этике, тот же закон борьбы за существование, только в скрытом, латентном, состоянии. Это та же борьба за существование, только перенесенная из единиц в совокупности их. Это не прекращение драки, а размах руки для того только, чтобы сильнее ударить.

Если закон борьбы за существование и переживание способнейшего, the fittest, есть вечный закон всего живого (а он не может не признаваться таким для человека, рассматриваемого как животное), то никакие путанные рассуждения о социальном прогрессе и будто бы вытекающем из него этическом, как deus ex machina [буквально: бог из машины; в переносном смысле: неожиданно появляющееся обстоятельство], выскочившем неизвестно откуда, законе, когда он нам понадобился, не могут нарушить этого закона. Если социальный прогресс, как уверяет г‑н Гексли, собирает людей в группы, то та же борьба и то же переживание будут происходить между семьями, родами, государствами, и борьба эта не только не будет нравственнее, но еще жесточе и безнравственнее борьбы личностей, как мы это и видим в действительности.

Если даже допустить невозможное, то, что все человечество через тысячи лет одним социальным прогрессом соединится в одно целое, будет составлять один народ и одно государство, то и тогда, не говоря уже о том, что борьба, упраздненная между государствами и народами, перейдет в борьбу между человечеством и миром животных, и борьба останется борьбой, т.е. деятельностью, в корне исключающею возможность признаваемой нами христианской нравственности. Не говоря уже об этом, и тогда борьба между личностями, составляющими совокупности, и между совокупностями: семей, родов, народностей, нисколько не уменьшится, а будет происходить то же, только в другой форме, как мы это и видим при всех соединениях людей в семьи, роды и государства. Семейные точно так же ссорятся и борются между собой, как и посторонние, и часто еще больше и злее.

Точно так же и в государстве: среди людей, живущих в государстве, продолжается та же самая борьба, как и среди людей, живущих вне государства, только в иных формах. Там убивают стрелами и ножами, а здесь голодом. Если же спасаются слабые и в семье, и в государстве, то никак не от государственного соединения, а оттого, что в людях, соединенных в семьи и в государства, есть самоотвержение и любовь. Если вне семьи из двух детей выживет только the fittest, а в семье у доброй матери останутся жить оба, то это произойдет совсем не от соединения людей в семью, а оттого, что у матери есть любовь и самоотвержение. А ни самоотвержение, ни любовь никак не могут вытекать из социального прогресса.

Утверждать, что социальный прогресс производит нравственность, все равно что утверждать, что постройка печей производит тепло.

Тепло происходит от солнца; печи же производят тепло только тогда, когда в печи положены дрова, т.е. работа солнца. Точно так же и нравственность происходит от религии. Социальные же формы жизни производят нравственность только тогда, когда в эти формы жизни вложены последствия религиозного воздействия на людей – нравственность.

Печи могут топиться и тогда давать тепло или не топиться и оставаться холодными; точно так же и социальные формы могут включать в себя нравственность и тогда нравственно воздействовать на общество или не включать в себя нравственность и тогда оставаться без всякого воздействия на общество.

Нравственность христианская не может быть основана на языческом понимании жизни и не может быть выведена ни из философии, ни из науки нехристианской, не только не может быть выведена из них, но не может даже быть согласована с ними.

Так и понимала это всегда всякая серьезная, последовательная и строгая, философия и наука: «не сходятся наши положения с нравственностью – тем хуже для нее», совершенно правильно говорят такая философия и наука и продолжают свои исследования.

Этические трактаты, не основанные на религии, и даже лаические катехизисы пишутся и преподаются, и люди могут думать, что человечество руководится ими, но это кажется только потому, что люди руководятся в действительности не этими трактатами и катехизисами, а религией, которую они всегда имели и имеют; трактаты же и катехизисы эти только подделываются под то, что само собой вытекает из религии.

Предписания лаической нравственности, основанные не на религиозном учении, совершенно подобны тому, что сделал бы человек, который, не зная музыки, стал бы на место капельмейстера и начал бы размахивать руками перед исполняющими привычное дело музыкантами. Музыка по инерции и по тому, чему научились музыканты от прежних капельмейстеров, продолжалась бы еще некоторое время, но очевидно, что махание палочкой не знающего музыки не только не было бы полезно, но непременно со временем спутало бы музыкантов и расстроило бы оркестр. Такая же путаница начинает происходить и в умах людей нашего времени вследствие попыток руководителей преподать людям нравственность, основанную не на той высшей религии, которая начинает усваиваться и отчасти уже усвоена христианским человечеством.

Действительно, желательно бы иметь нравственное учение без примеси к нему суеверий, но дело в том, что нравственное учение есть только последствие установленного известного отношения человека к миру или Богу. Если же установление такого отношения выражается в кажущихся нам суеверных формах, то для того, чтобы этого не было, надо стараться выразить это отношение более разумно, ясно и точно или даже, разрушив ставшее недостаточным прежнее отношение человека к миру, поставить на его место высшее, более ясное и разумное, но никак не придумывать основанную на софизмах или ни на чем не основанную, так называемую светскую, нерелигиозную нравственность.

Попытки основать нравственность помимо религии подобны тому, что делают дети, которые, желая пересадить нравящееся им растение, отрывают от него ненравящийся им и кажущийся им лишним корень и без корня втыкают растение в землю. Без религиозной основы не может быть никакой настоящей, непритворной нравственности, точно так же, как без корня не может быть настоящего растения.

Итак, отвечая на ваши два вопроса, я говорю: «Религия есть известное, установленное человеком отношение своей отдельной личности к бесконечному миру или началу его. Нравственность же есть всегдашнее руководство жизни, вытекающее из этого отношения».

28‑го октября 1893 г.