Практическое занятие №1
^
А теперь полученные теоретические знания попытаемся применить на практике. На этот раз обратимся к тексту Даниила Гранина, который используется во многих сборниках материалов ЕГЭ.
«Всё, о Люцилий, не наше, а чужое, только время наша собственность. Природа предоставила в наше владение только эту вечно текущую и непостоянную вещь, которую, вдобавок, может отнять у нас всякий, кто этого захочет… Люди решительно ни во что не ценят чужого времени, хотя оно единственная вещь, которую нельзя возвратить обратно при всём желании»
^
Древние философы первыми поняли ценность времени — они наверняка ещё до Сенеки пробовали как-то обуздать время, приручить, понять его природу, ибо и тогда оно угнетало своей быстротечностью.
Однако мы по своему самомнению уверены, что у древних времени девать было некуда. Что они, со своими солнечными, водяными и песочными часами, измерять его как следует, не умели, а значит, и не берегли. Прогресс — он ведь к тому сводится, по мнению делового человека, чтобы сэкономить этому деловому человеку время. Для этого деловой человек из кареты пересел в поезд, оттуда в самолёт. Вместо писем придумали телеграммы и телефоны, вместо театров — телевизоры, вместо гусиного пера — шариковую ручку. Эскалаторы, компьютеры, универмаги, телетайпы, электробритвы—всё изобретается для того, чтобы сберечь человеку время. Однако почему-то нехватка этого времени у человека возрастает. Деловой человек наращивает скорости, внедряет ЭВМ, переделывает универмаги в универсамы, печатает газеты фотоспособом, а дефицит времени увеличивается. Не только у него — цейтнот становится всеобщим. Недостаёт времени на друзей, на детей, нет времени на то, чтобы думать, чтобы не думая постоять в осеннем лесу, слушая черенковый хруст облетающих листьев. Времени нет ни у школьников, ни у студентов, ни у стариков. Время куда-то исчезает, его становится всё меньше.
Возможные формулировки темы:
1. Что такое время?
2. Может ли человеку хватать времени?
3. Роль техники в покорении времени.
4. Можно ли научиться распределять своё время?
5. Нехватка времени — проблема всего человечества в целом или каждого человека в отдельности?
Совершенно понятно, что первая формулировка носит слишком широкий, общефилософский характер, конкретное содержание статьи в ней тонет. Все остальные формулировки определённые стороны тематики текста улавливают, но вторая и четвёртая слишком конкретны и утилитарны, для разрешения этих проблем не нужны, ни исторический экскурс, ни публицистические обобщения автора. Раскрытие третьей темы, действительно, занимает важное место в тексте, но она играет подсобную роль по отношению к главной. И, наоборот, именно пятая формулировка проблемы и интересна для размышления пишущего, и плодотворна для создания своего сочинения.
Роль дружбы в жизни человека сочинение обломов
... Роман Гончарова помогает читателям разобраться в том, почему дружат Обломов и Штольц, какую роль дружба играет в жизни человека, благодаря тому, что в нем описано множество ее перипетий. ... Значение и актуальность романа "Обломов" Роман "Обломов" является ...
Авторы ЕГЭ в самом тесте предложили найти фразу, которая не противоречит содержанию текста. Ясно, что верный ответ (по сути дела, подсказка) — третий: «Технический прогресс пока не победил время». Конечно, эта формулировка помогает не потеряться в нелёгком для понимания тексте, хотя и очевидно, что мысль Д.Гранина намного тоньше этого довольно-таки банального утверждения. В комментарии авторов ЕГЭ говорится: «техника делает могущественнее человечество в целом, однако наедине с самим собой современный человек так же слаб, как его предшественники», но вдумаемся в слова Д.Гранина: «Недостаёт времени на друзей, на детей, нет времени, чтобы думать, чтобы, не думая, постоять в осеннем лесу, слушая черенковый хруст облетающих листьев». Разве это о слабости? Автор говорит о том, что во всеобщей гонке человеку не хватает времени на себя, на жизнь души. Значит, дело не в достижениях техники, а в иерархии ценностей: что важнее для человека. Добавьте к этому, что современный человек часами «зависает в интернете», который становится суррогатом полноценного человеческого общения. Вдумавшись в этот круг авторских идей, мы легко найдём свои повороты мысли. Какие из них, на ваш взгляд, можно использовать?
1. Переходя на общение через СМС-ки, компьютерную почту, заменяя реальную действительность виртуальной, мы лишь усугубляем нехватку времени, необходимого для души, для друзей.
2. Скорочтение, поисковые программы интернета сужают общение (с человеком, с книгой и т.д.) до механического получения информации.
3. Компьютерные игры, чудесные спецэффекты «блокбастеров» отменяют «работу» человеческого воображения.
4. Не нужно напрасно вкладывать все силы человечества в развитие техники. ( Верным ли путём идёт человечество, вкладывая все силы в развитие техники?)
5. Пока технический прогресс не победил время, но это ещё впереди.
Конечно, от пятого варианта мы откажемся: он противоречит авторской идее, третий вариант, на мой взгляд, сам по себе интереснее, но уводит наш разговор в сторону. Первый, второй, четвёртый варианты вполне могут быть использованы, выбор уже зависит от индивидуальности пишущего, масштаба его собственного мышления. Наверняка к этим трём вариантам можно добавить ещё много, и именно в нахождении своего подхода ценность работы.
Какой же вариант вступления обеспечит нам возможность ярко и интересно откликнуться на этот насыщенный мыслью текст Д.Гранина?
Даниил Гранин сам говорит о масштабности проблемы времени: «Цейтнот становится всеобщим… Времени нет ни у школьников, ни у студентов, ни у стариков». И я тоже с ужасом ощущаю, что не хватает времени подготовиться к сессии, поздравить с праздником всех близких людей или просто выполнить всё, намеченное на день. А как обидно, когда у окружающих не хватает времени именно на тебя! Проблема неразрешима?
Лирическое вступление может быть и лишено напрямую исповедального начала:
Песочные часы! На многие века они стали символом быстротекущего времени! С каждой утекающей песчинкой и из нашей жизни что-то утекает: молодость, веселье, энергия, непосредственность, искренность…Утекает наша жизнь…С каждой такой песчинкой мы ближе к неизбежному концу! А что же человек? От его воли ничего не зависит?
Гранин Д. А. Г77 Интелегенды: статьи, выступления, . — 2-е изд., ...
... уникальном в мировой истории и очень тонком слое людей петербургской культуры — интеллигенции. * См.: Гранин Д. А. Интелегенды : статьи, выступления, эссе. СПб. : СПбГУП, 2007. С. 5. 10 А. ... этическую состоятельность человеческой личности и утверждение безусловной ценности каждой человеческой жизни*. Проводить параллели между гранинской человечностью и литературой, формировавшей идеологию гуманизма ...
Не нравится? Можно избрать и более строгий стиль. Сожмём текст Д.Гранина в один абзац:
От чего зависит наполненность каждой минуты нашей жизни? Можно, как Обломов, сутками лежать на диване. А энергичному деловому человеку компьютеры и телетайпы, сотовые телефоны и пейджеры помогают вести одновременно массу дел во всех концах земного шара. Стоимость каждой своей минуты он выражает в долларах многозначными числами. Да, такие люди успешны. Но счастливее ли они Обломова и насколько это зависит от способности укрощать время?
А можно выразиться ещё научнее:
Наши предки были уверены, что технический прогресс сделает человечество счастливее. Компьютер за минуту обсчитает то, на что без него целой человеческой жизни мало! Человек изобрёл автомобиль и самолёт, куда уж допотопным лошадкам. Если ковры-самолёты летали хоть в мире народной фантазии, то о ракетах, освоении других миров даже сказки молчали. И что же, время укрощено, человек — господин каждой минуты своей судьбы? Как бы не так!
Из приведённых примеров видно, что при любой степени научности эмоциональность— обязательное качество любого вступления, ведь и читателя нужно заинтересовать, и на заданном высоком уровне эмоций дальше писать легче. Сохранив его, попытаемся перейти ко второму абзацу.
Если поверить авторам материалов ЕГЭ и признать авторской идеей возрастающую вместе с прогрессом силу человечества в целом и сохраняющуюся слабость отдельного человека, то не согласиться с этой идеей невозможно. Как приспособить означенную идею к себе, своим интересам? Для этого никакого напряжения не потребуется. Нет человека, который не ощущал бы нехватки времени. Выразить мысль можно и следующим образом:
Растущую силу человечества не увидит разве слепой или завзятый противник прогресса, зовущий вернуться к естественной пещерной жизни. Но и на вопрос, сделал ли его лично прогресс счастливее, вряд ли в ответ все поголовно закричат: «Да». Так и я, с удовольствием пользуюсь плодами цивилизации, но не воспринимаю их как счастье. Времени постоянно не хватает, и это ощущение доводит до депрессии.
Найдём более интересный поворот темы? Возможно. Но ненамного. Если же вернуться к реальной (на мой взгляд) идее Д. Гранина: «Недостаёт времени на друзей, на детей, нет времени, чтобы думать, чтобы, не думая, постоять в осеннем лесу, слушая черенковый хруст отлетающих листьев» (т.е. речь идёт о том, что секрет обращения со временем в соблюдении иерархии ценностей), то продолжение может быть намного интереснее.
Даниил Гранин совершенно прав, призывая нас жёстко следовать иерархии ценностей. Действительно, как легко пустить свою жизнь по ветру, тратя время на безудержное и бессодержательное «общение», на поиски в магазинах всего модного, на бездумные развлечения. И тут не помогут никакие технические открытия. Суета затягивает человека безвозвратно, и спасти себя может только он сам.
Можно и совсем иначе сформулировать мысль:
Ощущаю ли я реальность доказываемой Д.Граниным угрозы погрязнуть в суете? Конечно, но как же с ней бороться? Наперекор лени и устоявшимся стереотипам поведения заставить себя отложить все дела и сесть на электричку до заснеженных гор, на автобус до дачи, хоть на троллейбус до парка, побыть наедине с природой, с собой, с ближайшим другом. Для этого не нужны ракеты и компьютеры. Достаточно решимости ощущать себя полноценным человеком.
По тексту Д.А. Гранина по проблеме роли детства в жизни человека
... По Д.А. Гранину. Во взрослой жизни люди часто вспоминают счастливые моменты ребячьей поры. Именно они и формируют личность. Д.А. Гранин рассуждает над проблемой роли детства в жизни человека. В центре ... внимания писателя находятся воспоминания о собственном детстве. Он показывает, что мальчик ...
И ещё по-другому выразим мысль:
Говорят, есть люди душевные и бездушные. А может, они просто на разное тратят своё время и свои силы? У кого-то хватает времени на общение с людьми, внимание к ним. И это нужно им самим, их собственным душам. А у других на всё один ответ: «Некогда». Для них время — деньги, и его ценность строго определена в рублях, а лучше — долларах. По сути дела, именно об этих предпочтениях пишет Д Гранин, и я с ним вполне согласен
В последнем примере, как видим, порядок следования мыслей вроде как перевёрнутый. Но достигнута ли цель, передана авторская идея и отношение к ней пишущего? Я думаю, если с таким тезисом хорошо будет сочетаться доказательство, то этим вполне можно удовлетвориться!
Насколько свободен пишущий в обращении с идеей Д.Гранина об иерархии в распределении времени? Не обращая внимания на все его доводы, доказывать, что технический прогресс решит проблемы каждого — наивно, потому что доводы Д.Гранина неопровержимы, глубоки и истинно человечны, игнорировать их — неплодотворная позиция.
Какие же аргументы можно использовать в работе над текстом Д.Гранина?
Рахметов, главный герой романа Н.Г.Чернышевского «Что делать?», жёстко ограничивает своё общение. Он позволяет себе лишь краткую беседу с теми, кто и сам имеет круг людей, на которых он влияет, он никогда не выслушает приятеля, которому просто нужно «излить душу». Причём автор эту его особенность всячески подчёркивает, рассказывая о герое. «Какой бездушный и жёстко прагматичный человек!» — удивляется читатель, а потом понимает, что его жизненная миссия слишком важна и он не может позволить себе роскоши простого человеческого общения. Рационалистическое преувеличение, как и многое в этом романе?
Вспомним главного героя классического фильма Отара Иоселиани «Жил певчий дрозд».
Это гений общения, друзья — главная ценность его жизни. Ему звонят, к нему бегут, его ловят и «перехватывают», и он никому не откажет. В лепёшку расшибётся, на выступление своего оркестра опоздает (он музыкант), но выручит. Часто кажется — чудом, потому что ещё десяток друзей ждёт в эту секунду его спасительного вмешательства и будут смертельно обижены, если он не спасёт (хотя, вполне возможно, многое могли бы сделать и сами).
И вот, когда в этой суете он гибнет под колёсами автомобиля, выясняется, что он ничего серьёзного не совершил, по большому счёту, жизнь прошла зря, растратил себя по мелочам. На мой взгляд, сопоставление Рахметова и героя фильма даёт самое точное понимание существа проблемы. Нельзя пускать своё время на самотёк, его использованием обязательно нужно управлять.
Почему столь удачным представляется в данном случае не жизненный опыт, а обращение к художественным произведениям? В обоих образах есть определённое обострение проблемы, её очищение от всего случайного и малозначимого, что всегда присутствует в реальности. Как всегда, художественная правда выше жизненной. Мы редко получаем возможность оценить жизнь наших знакомых всю, целиком, зная конечный результат, у искусства соответствующие приёмы есть.
Пример сочинения по тексту А.Дорохова Проблема воспитанности. ...
... Воспитание начинается с колыбели. В.Жуковский Все воспитание сводится к тому, чтобы самому жить хорошо, самому воспитываться; только этим люди влияют на других, воспитывают их. Л.Толстой Надо воспитывать в людях совесть и ясность в уме. А.Чехов 7 Структура сочинения ... ТАКОЕ?» (1-3 предложения) АРГУМЕНТ №1+ ОДИН ПРИМЕР ИЗ ТЕКСТА (НОМЕР ПРЕДЛОЖЕНИЯ,(ПРЕДЛОЖЕНИЙ) ИЛИ ЦИТАТА ИЗ ТЕКСТА) АРГУМЕНТ №2+ ОДИН ...
Сам текст Гранина подталкивает и к другим аргументам. Ведь речь идёт о деловых, успешных людях, а успешность в наше время такое модное понятие. Конечно, напрашивается сопоставление успешного делового человека, всё время тратящего на упрочение материального благополучия, и человека душевного, гармоничного (примеры нужно искать уже в жизненном опыте).
Ещё возможность: сопоставление всюду мелькающего «тусовщика» (о них расскажет каждый номер любой «жёлтой» газеты) с истинными творцами, которые ищут покоя, уединения, погружения в созидание (А.Сокуров, А.Солженицын, не говоря уж о Марселе Прусте, последние годы прожившем в звукоизолированной комнате, обитой пробковыми панелями).
В заключение по тексту Д. Гранина стоит ввести понятие «счастье» и связать его с умением распределять своё время в соответствии с иерархией ценностей, с духовными, а не только материальными потребностей. Можно в этом заключении поговорить и о достижении гармонии личности. В заключении к третьему варианту основной мысли можно рассуждать об ущербности жизни тех, для кого время — деньги, о том, чего они лишают себя. Не получается большого расширения темы? Это связано с тем, что публицистический талант и глубина мышления Д.Гранина сами по себе выводят разговор на уровень широчайших общечеловеческих идей.
А вот пример цельного размышления, продолжающего вступление 2.
Итак, может ли человек противостоять быстротекущему времени? Может и должен. И прежде всего, рационально распределяя его. Д.Гранин доказывает, что нужно соблюдать разумные пропорции его использования. В нашей официальной пропаганде в чести «трудоголики», люди всего себя отдающие делу (неважно, строительству метро или добыванию денег), из последних сил добирающиеся до койки, чтобы с утра снова впрячься в воз. Такое отношение к ним легко объяснить. Им есть, что предъявить миру в оправдание прожитой жизни, им не страшно умирать, и для постороннего наблюдателя такой итог убедителен. Но вспоминается любимое восклицание Обломова: «А жить-то когда?». Если становишься рабом своего дела, работа никогда не заканчивается. Даже если изобретут таблетки, позволяющие постоянно работать по 23 часа в сутки каждый день, они будут плотно заняты. К тому же, не нужно оправдываться перед своей совестью за напрасно потраченное время. Но стоит ли это называть полноценной жизнью? Значит, нужно волевым усилием вырывать себя из этого существования, в котором крутишься, как белка в колесе, и находить время на друзей детства, а не на «нужных» людей, на поход в соседний лес, а не в круиз, где будут подписаны важные деловые бумаги. Нужно полноценно жить! И все чудеса техники ничего в этой проблеме изменить не могут!
Попытаемся отредактировать текст нашего сочинения, в которое соединятся по отдельности возникшие абзацы.
1. Д.Гранин сам говорит о масштабе проблемы времени: «Цейтнот становится всеобщим…Времени нет ни у школьников, ни у студентов, ни у стариков». 2.И я тоже с ужасом ощущаю, что не хватает времени подготовиться к сессии, поздравить с праздником всех близких людей или просто выполнить всё, намеченное на день. 3.А как обидно, когда у окружающих не хватает времени именно на тебя! 4.Проблема неразрешима?
Рассуждение милосердие по тексту гранина
... понятий. (З)Одно из таких чувств — чувство милосердия. (4)Термин для большинства старомодный, непопулярный сегодня и даже как будто отторгнутый нашей жизнью. (5)Нечто свойственное лишь прежним временам. (6)«Сестра милосердия», «брат милосердия» — даже ...
5. Ощущаю ли я указанную Д.Граниным угрозу погрязнуть в суете? 6.Конечно, но как же с ней бороться? 7.Наперекор лени и стереотипам поведения заставить себя отложить все дела и сесть на электричку до заснеженных гор, на автобус до дачи, хоть на троллейбус до парка. 8.Побыть наедине с природой, с собой, с ближайшим другом. 9.Для этого не нужны ракеты и компьютеры. 10 .Здесь просто требуется решимость не погрязнуть в болоте суеты.
11.Рахтетов, главный герой романа Н.Г.Чернышевского «Что делать?», жёстко ограничивает своё общение. 12.Он позволяет себе лишь краткую беседу с теми, кто и сам имеет круг людей, на которых он влияет, он никогда не выслушает приятеля, которому нужно просто « излить душу». 13.Причём автор эту его особенность всячески подчёркивает, рассказывая о герое. 14. «Какой бездушный и жёстко прагматичный человек», — удивляется читатель, а потом понимает, что его жизненная миссия слишком важна и он не может себе позволить роскоши простого человеческого общения. 15.Рационалистическое преувеличение, как и многое в этом романе?
16. Вспомним главного героя классического фильма Отара Иоселиани «Жил певчий дрозд» 17.Это гений общения, друзья — главная ценность его жизни. 18.Ему звонят, к нему бегут, его ловят и «перехватывают», и он никому не откажет в помощи. 19.В лепёшку расшибётся, на выступление своего оркестра (он музыкант) опоздает, но выручит. 20.Часто кажется — чудом, потому что ещё десяток друзей ждёт в эту минуту его спасительного вмешательства и все они будут смертельно обижены, если он не спасёт (хотя, вполне возможно, многое могли бы сделать и сами).
21.И вот, когда в этой суете он гибнет под колёсами автомобиля, выясняется, что он ничего в жизни не совершил. 22.Все его очень жалеют, но и друга-то настоящего у него нет. 23.Просто растратил себя по мелочам.
24.На мой взгляд, сопоставление Рахметова и героя О.Иоселиани даёт самое точное понимание существа проблемы. 25.Нельзя пускать своё время на самотёк, его использованием обязательно нужно управлять.26.Гранин прав: никакое развитие техники не избавит нас от цейтнота.27.Только его распределение в соответствии с высшим духовным смыслом человеческого существования сделает нашу жизнь наполненной, интересной, гармоничной, в конечном счёте — счастливой.
Перечитаем получившийся текст. Его общее соответствие теме не вызывает сомнений. А вот дальше — сложнее. Гранинская идея сформулирована нечётко, это скорее — следствия идеи. Дважды производившийся переход к своему личному восприятию (и в первом, и во втором абзацах), бесспорно, является дублированием, и, кроме того, конечно, текст нуждается в существенном сокращении,
Начнём редактирование.
Вступление не в достаточной степени вводит нас в проблематику. Начать работу лучше следующим образом: «В прочитанной статье великий русский писатель и публицист Даниил Гранин говорит нам о всеобщности проблемы нехватки времени». Как видим, речевые изменения можно вносить и по ходу первоначальной правки, если это бросилось в глаза или возник лучший вариант. От третьего, а заодно и четвёртого предложений придётся отказаться. Хотя само по себе третье предложение привлекательно и придаёт большую эмоциональность, но всё-таки это «боковое ответвление мысли», не имеющее никакого продолжения. Тогда второй абзац логичнее начать с более чёткой формулировки авторской идеи. Скажем так: «3.Д.Гранин не просто констатирует наличие проблемы и иллюзорность надежды решить её техническими средствами, он рекомендует использовать в распределении времени чёткую иерархию ценностей». В качестве перехода: «4.Я полностью согласен с предложенным им решением проблемы». Следом седьмое предложение, таким образом дублирование устранено и исчезает неоправданный повтор «погрязнуть в суете». Тогда и девятое предложение можно будет опустить. При сокращении можно убрать и 13 предложение Нужно подумать о судьбе 25 предложения, представляется, что об этом уже сказано во вступлении и возвращаться необязательно. В целом, в переделанном виде тема и идея текста стали восприниматься яснее, а вот объём работы по-прежнему великоват.
Позиция автора исходного текста по заявленной проблеме. Аргументация ...
... невозвратимые… (По И. А. Бунину) Сочинение. В данном для анализа тексте И. Бунина ... или благословенной – Богом стране. (7) Они шли и пели среди её вечной ... слышал душу своей страны. Именно проблема беспредельной любви к своей Родине ... волнующий, полный прозрений мир юности, где приоткрывшиеся уму ценности стали горячим ... открытием новых мыслей, вытекающих из этого убеждения, и составлением блестящих ...
Проанализируем содержание абзацев. По-видимому, особых нареканий логика построения абзацев не вызовет. Попытка прочесть последовательно зачины всех абзацев (с учётом переделки второго) вполне подтверждает логичность построения текста. А вот связь абзацев между собой, конечно, недостаточна. Закончим второй абзац предложением: «Различные виды искусства обращали наше внимание на эту проблему».
Можно посчитать, что это достаточная связка для достижения цельности всего текста, а можно четвёртый абзац начать следующим образом: «На этот вопрос (вопросом заканчивается третий абзац) по-своему отвечает главный герой… ( далее по тексту).
Перейдём к речевым и грамматическим ошибкам. В первом предложении нужно задуматься над паронимами «масштаб» и «масштабность». Большая абстрагированность второго слова делает (на мой взгляд) предпочтительным его, хотя и использование первого не будет речевой ошибкой. Повторы «времени нет», «не хватает времени» не кажутся неоправданными. Они концентрируют внимание на главной проблеме, усиливают эмоциональность текста. Тавтология «ощущаю» во второй и пятом предложениях устранится при сокращении текста. Считать ли словосочетание «близких людей» во втором предложении плеоназмом? Думаю, нет. Близкими мы чаще всего называем родственников, близкие люди — более широкое понятие, необходимое в этом предложении. В третьем и четвёртом предложениях повторяются слова «решить» и
«проблема», хотя предложение большое и поэтому повтор не бросается в глаза, но можно использовать замену: «согласен с высказанными мыслями (идеями)»
Определённая разговорность 7 и 8 предложений, сообщаемая им односоставной инфинитивностью, не кажется мне недостатком, поскольку речь идёт именно о личном восприятии идеи. Нужно ли «болото» в десятом предложении — вопрос спорный, это уже в значительной степени «штамп» и образности предложению не добавляет. В 12 предложении « с теми, кто и сам имеет круг людей» тяжеловесный галлицизм — лучше «с уважаемыми (авторитетными) людьми» (по роману это менее точно, но необходимого нам смысла так уж значительно не искажает).
В 19 предложении «в лепёшку расшибётся» — разговорное выражение?. Думаю, в качестве фразеологизма это приемлемо. В 24 предложении допустимо ли выражение «пускать время на самотёк»? Наверное, понятие «время» слишком абстрактно для самотёка? Вариант «пустить использование времени — точнее, но уж слишком тяжеловесный. Возможно, ещё какие-то конкретные вопросы возникнут при переписывании, но в целом, текст – грамотный.