результат
Предметные умения |
Универсальные учебные действия (УУД) |
|
|
Личностные:
Метапредметные Регулятивные:
Познавательные:
Коммуникативные:
|
|
Основные понятия |
||
Межпредметные связи |
Русский язык –развитие речи – литературное чтение — окружающий мир – музыка — изо |
|
Ресурсы: — основные -дополнительные |
Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина. Русский язык. Учебник для 3 класса. Часть 2 Мультимедийное сопровождение урока русского языка «Картины русских художников о весне». Аудиозапись «Голоса птиц». Выставка рисунков учащихся «Весна идёт!» по материалам экскурсии. Карточки со словами (словарный диктант).
Карточки с этапами плана. Карточки со словами «весенний», «весеннее», «весенняя», «весенние». |
|
Организация пространства |
Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах. |
ХОД УРОКА
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Формируемые универсальные учебные действия |
I. Самоопределение к деятельности Цель: включение учащихся в деятельность на личностном уровне. |
Включение в деловой ритм Устное сообщение учителя |
Готовятся к работе. |
Личностные: самоопределение. Регулятивные : целеполагание. Коммуникативные : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
Урок развития речи
- Сегодня у нас необычный урок – к нам пришли гости. А гостям всегда рады. Постараемся, чтобы гостям не было скучно.
Дети рассаживаются.
- Ребята на каждом уроке мы с вами убеждаемся, что русский язык интересен, красив и сложен. Вот и сегодня постараемся помочь друг другу сделать новые интересные открытия. А тему урока вы скоро узнаете.
Запись даты в тетради.
II. Актуализация знаний и выявление индивидуальных затруднений Цель: повторение изученного материала и материала, необходимого для написания сочинения; |
Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки. |
Выполняют задание, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции (устные и письменные), учебные навыки . |
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные: логические – анализ объектов с целью выявления признаков. Регулятивные : контроль, коррекция, оценка, прогнозирование, целеполагание |
-
Минутка чистописания
- Запишите буквы с образца на нижнюю строку:
с л к а е з о к г а и
-
Словарная работа
- Запишите слова под диктовку: со…нце, пр…талины, сне…, н…беса, луж… .
Учитель диктует слово, дети самостоятельно записывают его в тетрадь. Учитель прикрепляет к доске карточку с данным слово, учащиеся сравнивают своё написание слова. Один учащийся объясняет орфограммы в слове. Аналогичная работа проводится с остальными словами.
Солнце, проталины, снег, небеса, лужи.
III. Постановка учебной задачи Цель: создание речевой ситуации; проговаривание цели урока. |
Анализирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию. |
Ставят цели, выявляют место и причины затруднения. |
Регулятивные : целеполагание. Коммуникативные : постановка вопросов. Познавательные : общеучебные – самостоятельное выделение, формулирование цели. |
-
— Вычеркните буквы-«опасные места» из слов в строке чистописания.
с л к а е з о к г а и
- Какое слово у вас получилось? ( Сказка )
- А это значит, что сегодня мы с вами будем писать сказку. О чём? А вот о чём.
Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнёт —
В лесу подснежник расцветёт.
- О чём же будет наша сказка? ( О весне ).
Тепло, радость
-
– Подберите родственные слова к слову «весна». ( Весенний, веснушки, веснянка .)
-
– Образуйте от слова «весна» прилагательное мужского рода. ( Весенний ).
- Женского рода? ( Весенняя ).
- Среднего рода? ( Весеннее )
- Прилагательное множественного числа? ( Весенние ).
-
–Подберите существительные к данным прилагательным. Запишите их.
Дети записывают: Весенний день. Весеннее солнце. Весенняя песня. Весенние дни.
IV. Эмоциональная подготвка к написанию сочинения. Цель: упорядочение материала |
Организует деятельность по подготовке учащихся к восприятию материала. |
Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.д.) |
Регулятивные: планирование, прогнозирование. Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации. Познавательные: моделирование; логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование. |
1. Вступительное слово о весне.
— С приходом весны пробуждается природа от долгого зимнего сна, происходит обновление души. Попытаемся в нашем классе создать радостное весеннее настроение. Давайте эпиграфом нашего урока прекрасные строчки из стихотворения Алексея Николаевича Плещеева. Прочитайте!
А.Н. Плещеев
ВЕСНА
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…, Засвищут скоро соловьи,, И лес оденется листвою!, Чиста небесная лазурь,, Теплей и ярче солнце стало,, Пора метелей злых и бурь, Опять надолго миновала.
- Не правда ли, чудесные строки, хочется ещё и ещё раз их перечитывать. Да, красота весны вдохновила многих поэтов! Как много прекрасных стихов посвящено весне!
2. Просмотр презентации «Весна в творчестве русских художников».
- Удивительное время года – весна! Она не оставляет никого равнодушным. Чтобы описать красоту весенней природы, композиторы находят чарующие звуки в музыке. Предлагаю вам послушать «Весенний вальс» Шопена.
Просмотр презентации.
- И на полотнах живописцев изображены картины родной природы, весенние пейзажи.
- Какое настроение вызвали у вас музыка и эти картины?
- Почему весной особенно хочется радоваться?
- Мы тоже сегодня постараемся описать красоту весенней природы.
Для этого нужно вспомнить приметы весны.
3. Выставка рисунков «Весна идёт!»
- Весна пришла в наши края полноправной хозяйкой. Накануне мы побывали на прогулке, наблюдали за природой и убедились в этом.
Учитель обращается к выставке рисунков «Весна идёт!».
- Посмотрите, какой у нас получился весенний пейзаж! Ваши наблюдения помогут сегодня вам в работе. Что происходит в природе весной?
Дети: — Снег тает, птицы прилетают, бегут ручьи, капель звенит, в природе всё оживает, рождается заново.
Учитель: -Если снег повсюду тает,
День становится длинней,
Если все зазеленело
И в полях звенит ручей,
Если солнце ярче светит,
Если птицам не до сна,
Если стал теплее ветер,
Значит, к нам пришла весна.
V. Построение проекта сочинения |
Организует деятельность учащихся по составлению плана сочинения. |
Составляют план достижения цели и определяют средства . |
Регулятивные: планирование, прогнозирование. Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации. Познавательные: моделирование; логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование. |
-Итак, мы напишем с вами сказку. У каждого будет своя, особенная сказка. А когда ваши сказки будут готовы мы объединим их и у нас получится книга «Весенние сказки».
На доске вывешиваются картинки «Птицы», «Солнце», «Ручейки», «Подснежники»., Светит ярче солнце.)
- В каком месяце мы особенно это замечаем? (В марте).
- Да, действительно, солнца становится так много, что белый снег и яркое солнце слепит глаза и мы жмурим их.
Это Весна света.
Рядом с картинкой на доске появляется запись – Весна света.
Тает снег.
Вскрываются реки ото льда, бегут ручьи., Рядом с картинкой на доске появляется запись – Весна воды., Прилетают птицы.)
Птицы поют
- Значит, пришло время Весны звуков.
Рядом с картинкой на доске появляется запись – Весна звуков., Появятся подснежники.Распустятся листья.)
- А это значит, что придёт время для Весны зелени.
Рядом с картинкой на доске появляется запись – Весна зелени.
- Итак, мы решили написать весеннюю сказку. Подходит такой план для написания сказки? (Нет начала, конца,сказочного момента).
- Давайте исправим наш план.
1. Вступление.
2. Основная часть.
а) Весна света.
б) Весна воды.
в) Весна звуков.
г) Весна зелени.
3. Заключение.
Физминутка.
- Я буду называть вам предложения и словосочетания. Если они относятся к весне – встаём на носочки, если нет – приседаем.
Появились почки на деревьях., Медведь спит в берлоге., Белка делает запасы.
Тает снег.
Морозно.
Идёт ледоход., Опадают листья., Метут метели., Ярче светит солнце., Журчат ручьи., Солнце светит, но не греет., Набухание почек., Оттаивание почвы., Птицы улетают в тёплые края., Появление насекомых., В природе начинается цветение растений.
- Продолжим работу. Мы составили план. Чего не хватает? (Нет названия.)
-Запишите название «Весенняя сказка» в тетрадь.
Описание. Будем описывать приход весны, Весна зелени. Это время ещё не наступило
VI. Реализация построенного проекта |
Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом. |
Работают в соответствии с составленным планом. Отбор языкового материала. |
Регулятивные : целеполагание, прогнозирование, коррекция. Познавательные : общеучебные- самостоятельное создание алгоритма деятельности, осознанное построение речевого высказывания. Коммуникативные : планирование учебного сотрудничества. |
1. Работа над первой частью — вступление.
а) – Итак, мы начинаем писать сказку о весне. Предлагаю начать вот с такого предложения.
Первый весенний Лучик разбудил Весну.
- Обратите внимание как написаны слова Лучик, Весна?
Олицетворение, Весёлый, радостный, тёплый, горячий, яркий
- Запишите это предложение.
О весенних изменениях
б) Прочитайте слова на доске.
Идёт, шагает, бредёт, шествует, плетётся., Это глаголы, обозначают действие предмета. Это глаголы-синонимы.), Человек, животные, неодушевлённые предметы
- Сгруппируйте. Объясните принцип группировки.
Идёт, шагает, шествует.
Бредёт, плетётся.
Торжественно идти, Продолжается и сейчас, В настоящем, Да. Называется предмет описания
- Являются ли предложением слова «Идёт весна»?
Нет, оно невыразительное
(Украсить эпитетами)
Весна-Красна, красавица- Весна, чудесная.), Идёт по земле Красавица-Весна
2. Работа над частью «Весна света»
- Переходим к работе над второй частью.
а) Беседа о содержании.
Основная часть, О признаках весны
- Сразу ли весна становится хозяйкой? ( Нет )
Стало много солнца.
- Правильно, поэтому в основной части нашего сочинения нужно обязательно написать о весеннем солнышке.
- Весна света — это первая победа Весны .
б) Чтение отрывков из произведений русских писателей.
У каждого ученика карточки с текстами отрывков из произведений русских писателей о весне, Отдельные учащиеся читают текст вслух, остальные следят за чтением
- Подчеркните слова, которые помогают ярко представить весеннее солнце.
«С земли ещё не сошёл снег, а в душу уже просится весна. Воздух так ясен и прозрачен. Солнце светит ярко, и лучи его, играя и улыбаясь, купаются в лужах вместе с воробьями ». А. П. Чехов.
-
«Прибавились значительно дни. Ярче и приятнее стали солнечные лучи и сильно пригревают в полдень. Потемнела полосами белая пелена снега и почернели дороги.» С. Т. Аксаков.
-
«На солнце нельзя было теперь взглянуть, — лохматыми ослепительными потоками оно лилось с вышины. По синему-синему небу плыли облака, словно кучи снега. Весенние ветерки пахнули свежей травой и птичьими гнездами». А.Н. Толстой
-
«Наступила радостная весна. Солнце согрело землю. Потемнели в полях дороги, посинел на реке лёд. По дорожкам и тропинкам побежали весёлые ручейки. Ожила земля.» И. С. Соколов-Микитов
- Посмотрите, ребята, как точно и очень красиво написали о весне русские писатели-классики.
в) Составление предложений о Весне света.
- Составьте своё предложение о солнце, постарайтесь использовать образные выражения. Запишите его в свою тетрадь.
3. Работа над частью «Весна воды»
-Ещё не закончилась Весна света, а уже готовится следующее наступление на зиму. Вспомните, какие изменения в природе происходили далее? ( Под действием солнечных лучей снег потемнел, стал рыхлым, осел, пропитался водой. Побежали звонкие ручьи. Появились первые проталины )
- Составьте и запишите в тетрадь предложение о снеге.
О ледоходе, Сложные слова, Начался, прошёл, идёт
- Запишите предложение о ледоходе в тетрадь.
- Мы увидели вторую победу Весны — наступила Весна воды .
4. Работа над частью «
а) Прослушивание аудиозаписи «Весенние голоса птиц»
Птичьи голоса
- Давайте послушаем.
Прослушивание аудиозаписи «Весенние голоса птиц»
— Любое явление природы имеет свою музыку. Надо только прислушаться. В тёплые весенние дни мы можем услышать и треск льда на реке, и звон капели, и журчание ручейков, можем услышать, как шелестит ветер в мокрых ветках, и , конечно же, радостные голоса птиц.
б)Чтение учителем отрывка из произведения.
- Послушайте, как красиво о весне звуков написал писатель Виталий Бианки.
“…Прилетела красавица весна на лебединых крыльях, — и вот стало шумно в лесу! Снег рушится, бегут- журчат ручьи, льдинки в них позванивают, в ветвях ветер насвистывает. И птицы, птицы щебечут, поют- заливаются, ни днём, ни ночью покоя не знают!…”
в) Составление и запись предложения о Весне звуков.
- Запишите предложение, где вы расскажете как мы слышим весну звуков.
г)Работа в парах.
- Многие из вас написали это предложение о птицах. И говоря о весне, мы просто обязаны сказать о птице, которая самая первая возвращается из тёплых краёв. Кто это? ( Грач ).
увидел грача – весну встречай
- Прочитайте слова. Составьте из данных слов предложение.
старой гнёзда на грачи чёрные берёзе строят
- Запишите предложение в тетрадь.
5. Работа над частью «Весна зелени»
а) Беседа о первоцветах.
- Последняя победа солнца — наступление Весны зелени.
Подснежники
- Первые весенние цветы так и называются – первоцветы. Они появляются после холодной зимы, когда ещё даже не везде растаял снег. Ну, а самый храбрый из первоцветов — подснежник. Поэт Виталий Иванов посвятил ему стихи.
Цветок весны, идущий к нам по снегу,
Простой цветок, но сколько он несёт
Добра, и радости, и счастья человеку!
б)Составление и запись предложения о Весне зелени.
Встречает весну., Словосочетание, Главное слово «встречает»), Подснежник, Подснежник встречает весну, Радостно встречает весну храбрый подснежник
- Запишите своё предложение в тетрадь.
в)Заключение
Выразить своё личное отношение к весне, свои чувства
— Напишите об этом одним предложением.
VII. Самостоятельная проверка |
Организует деятельность по применению новых знаний. |
Самостоятельная работа. |
Регулятивные : контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Личностные : самоопределение. |
— Теперь предлагаю вам проверить свою работу.
VIII. Рефлексия деятельности Цель : осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса |
Организует рефлексию |
Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. |
Коммуникативные : умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные: рефлексия. Личностные: смыслообразование. |
-
Заслушивание готовых «Весенних сказок».
— Вот какие замечательные сказки у нас получились! На первый взгляд может показаться, что мы просто описали весну, ведь в наших сказках нет ни волшебных предметов, ни чудесных превращений. Но разве не чудо – наблюдать каждый год это прекрасное время года? Разве не сказка то, что нас сейчас окружает в природе?
2. Подведение итога урока.
- Наш урок закончился. Кому удалось сегодня найти для себя какие-то новые весенние приметы, на которые он раньше не обращал внимания?
— Мы сегодня услышали совсем немного стихов и музыкальных произведений о весне, увидели картины о весне, и, может быть, у кого-то состоялась встреча с любимым произведением. А у кого-то, возможно, появилось желание выучить новое стихотворение о весне, прочитать рассказ, увидеть картину, послушать музыкальное произведение.
3. Домашнее задание
- Свою сказку, ребята, вы дома запишете на строках под своим рисунком (с выставки).