Миниатюра «Весенняя сказка» (урок развития речи)

Сочинение

результат

Предметные умения

Универсальные учебные действия (УУД)

  • подготовить учащихся к самостоятельной работе над сочинением-миниатюрой;

  • продолжить формирование умения воплощать музыкальное содержание в слове и находить адекватные ему изобразительно-выразительные средства языка;

  • расширить словарный запас учащихся;

  • учить видеть красоту речи, развивать наблюдательность;

  • конкретизировать знания детей о явлениях природы, характерных признаках весны.

Личностные:

  • осознание алгоритма учебного действия;

  • способность к самооценке на основе критерия;

  • успешность учебной деятельности.

Метапредметные

Регулятивные:

  • освоение умения принимать и сохранять учебную цель и задачи;

  • планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства ее осуществления;

  • формирование умения контролировать и оценивать свои действия, принимать на себя ответственность, проявлять инициативность и самостоятельность;

  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, высказывать свое предположение;

  • планировать учебное сотрудничество.

Познавательные:

  • формирование умения использовать логические операции сравнения, анализа, обобщения, классификации, установление аналогий, отнесения к известным понятиям.

Коммуникативные:

  • формирование умения сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем;

  • принимать на себя ответственность за результат своих действий;

  • наблюдать за действиями партнера, находить неточности и корректировать их;

  • высказывать свою точку зрения с достаточной полнотой и ясностью.

Основные понятия

Межпредметные связи

Русский язык –развитие речи – литературное чтение — окружающий мир – музыка — изо

Ресурсы:

— основные

-дополнительные

Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина. Русский язык. Учебник для 3 класса. Часть 2

Мультимедийное сопровождение урока русского языка «Картины русских художников о весне».

Аудиозапись «Голоса птиц».

Выставка рисунков учащихся «Весна идёт!» по материалам экскурсии.

Карточки со словами (словарный диктант).

Карточки с этапами плана.

Карточки со словами «весенний», «весеннее», «весенняя», «весенние».

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах.

ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые

универсальные учебные действия

I. Самоопределение к деятельности

Цель: включение учащихся в деятельность на личностном уровне.

Включение в деловой ритм

Устное сообщение учителя

Готовятся к работе.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные : целеполагание.

Коммуникативные : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Урок развития речи

  • Сегодня у нас необычный урок – к нам пришли гости. А гостям всегда рады. Постараемся, чтобы гостям не было скучно.

Дети рассаживаются.

  • Ребята на каждом уроке мы с вами убеждаемся, что русский язык интересен, красив и сложен. Вот и сегодня постараемся помочь друг другу сделать новые интересные открытия. А тему урока вы скоро узнаете.

Запись даты в тетради.

II. Актуализация знаний и выявление индивидуальных затруднений

Цель: повторение изученного материала и материала, необходимого для написания сочинения;

  • выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
  • Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки.

    Выполняют задание, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции (устные и письменные), учебные навыки .

    Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

    Познавательные: логические – анализ объектов с целью выявления признаков.

    Регулятивные : контроль, коррекция, оценка, прогнозирование, целеполагание

    1. Минутка чистописания

    • Запишите буквы с образца на нижнюю строку:

    с л к а е з о к г а и

    1. Словарная работа

    • Запишите слова под диктовку: со…нце, пр…талины, сне…, н…беса, луж… .

    Учитель диктует слово, дети самостоятельно записывают его в тетрадь. Учитель прикрепляет к доске карточку с данным слово, учащиеся сравнивают своё написание слова. Один учащийся объясняет орфограммы в слове. Аналогичная работа проводится с остальными словами.

    Солнце, проталины, снег, небеса, лужи.

    III. Постановка учебной задачи

    Цель: создание речевой ситуации; проговаривание цели урока.

    Анализирует знания учащихся.

    Создает проблемную ситуацию.

    Ставят цели, выявляют место и причины затруднения.

    Регулятивные : целеполагание.

    Коммуникативные : постановка вопросов.

    Познавательные : общеучебные – самостоятельное выделение, формулирование цели.

    1. — Вычеркните буквы-«опасные места» из слов в строке чистописания.

    с л к а е з о к г а и

    • Какое слово у вас получилось? ( Сказка )
    • А это значит, что сегодня мы с вами будем писать сказку. О чём? А вот о чём.

    Она приходит с ласкою

    И со своею сказкою.

    Волшебной палочкой взмахнёт —

    В лесу подснежник расцветёт.

    • О чём же будет наша сказка? ( О весне ).

    Тепло, радость

    1. – Подберите родственные слова к слову «весна». ( Весенний, веснушки, веснянка .)

    2. – Образуйте от слова «весна» прилагательное мужского рода. ( Весенний ).

    • Женского рода? ( Весенняя ).

    • Среднего рода? ( Весеннее )
    • Прилагательное множественного числа? ( Весенние ).

    1. –Подберите существительные к данным прилагательным. Запишите их.

    Дети записывают: Весенний день. Весеннее солнце. Весенняя песня. Весенние дни.

    IV. Эмоциональная подготвка к написанию сочинения.

    Цель: упорядочение материала

    Организует деятельность по подготовке учащихся к восприятию материала.

    Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.д.)

    Регулятивные: планирование, прогнозирование.

    Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации.

    Познавательные: моделирование;

    логические – решение проблемы,

    построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.

    1. Вступительное слово о весне.

    — С приходом весны пробуждается природа от долгого зимнего сна, происходит обновление души. Попытаемся в нашем классе создать радостное весеннее настроение. Давайте эпиграфом нашего урока прекрасные строчки из стихотворения Алексея Николаевича Плещеева. Прочитайте!

    А.Н. Плещеев

    ВЕСНА

    Уж тает снег, бегут ручьи,

    В окно повеяло весною…, Засвищут скоро соловьи,, И лес оденется листвою!, Чиста небесная лазурь,, Теплей и ярче солнце стало,, Пора метелей злых и бурь, Опять надолго миновала.

    • Не правда ли, чудесные строки, хочется ещё и ещё раз их перечитывать. Да, красота весны вдохновила многих поэтов! Как много прекрасных стихов посвящено весне!

    2. Просмотр презентации «Весна в творчестве русских художников».

    • Удивительное время года – весна! Она не оставляет никого равнодушным. Чтобы описать красоту весенней природы, композиторы находят чарующие звуки в музыке. Предлагаю вам послушать «Весенний вальс» Шопена.

    Просмотр презентации.

    • И на полотнах живописцев изображены картины родной природы, весенние пейзажи.
    • Какое настроение вызвали у вас музыка и эти картины?
    • Почему весной особенно хочется радоваться?
    • Мы тоже сегодня постараемся описать красоту весенней природы.

    Для этого нужно вспомнить приметы весны.

    3. Выставка рисунков «Весна идёт!»

    • Весна пришла в наши края полноправной хозяйкой. Накануне мы побывали на прогулке, наблюдали за природой и убедились в этом.

    Учитель обращается к выставке рисунков «Весна идёт!».

    • Посмотрите, какой у нас получился весенний пейзаж! Ваши наблюдения помогут сегодня вам в работе. Что происходит в природе весной?

    Дети: — Снег тает, птицы прилетают, бегут ручьи, капель звенит, в природе всё оживает, рождается заново.

    Учитель: -Если снег повсюду тает,

    День становится длинней,

    Если все зазеленело

    И в полях звенит ручей,

    Если солнце ярче светит,

    Если птицам не до сна,

    Если стал теплее ветер,

    Значит, к нам пришла весна.

    V. Построение проекта сочинения

    Организует деятельность учащихся по составлению плана сочинения.

    Составляют план достижения цели и определяют средства .

    Регулятивные: планирование, прогнозирование.

    Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации.

    Познавательные: моделирование;

    логические – решение проблемы,

    построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.

    -Итак, мы напишем с вами сказку. У каждого будет своя, особенная сказка. А когда ваши сказки будут готовы мы объединим их и у нас получится книга «Весенние сказки».

    На доске вывешиваются картинки «Птицы», «Солнце», «Ручейки», «Подснежники»., Светит ярче солнце.)

    • В каком месяце мы особенно это замечаем? (В марте).

    • Да, действительно, солнца становится так много, что белый снег и яркое солнце слепит глаза и мы жмурим их.

    Это Весна света.

    Рядом с картинкой на доске появляется запись – Весна света.

    Тает снег.

    Вскрываются реки ото льда, бегут ручьи., Рядом с картинкой на доске появляется запись – Весна воды., Прилетают птицы.)

    Птицы поют

    • Значит, пришло время Весны звуков.

    Рядом с картинкой на доске появляется запись – Весна звуков., Появятся подснежники.Распустятся листья.)

    • А это значит, что придёт время для Весны зелени.

    Рядом с картинкой на доске появляется запись – Весна зелени.

    • Итак, мы решили написать весеннюю сказку. Подходит такой план для написания сказки? (Нет начала, конца,сказочного момента).

    • Давайте исправим наш план.

    1. Вступление.

    2. Основная часть.

    а) Весна света.

    б) Весна воды.

    в) Весна звуков.

    г) Весна зелени.

    3. Заключение.

    Физминутка.

    • Я буду называть вам предложения и словосочетания. Если они относятся к весне – встаём на носочки, если нет – приседаем.

    Появились почки на деревьях., Медведь спит в берлоге., Белка делает запасы.

    Тает снег.

    Морозно.

    Идёт ледоход., Опадают листья., Метут метели., Ярче светит солнце., Журчат ручьи., Солнце светит, но не греет., Набухание почек., Оттаивание почвы., Птицы улетают в тёплые края., Появление насекомых., В природе начинается цветение растений.

    • Продолжим работу. Мы составили план. Чего не хватает? (Нет названия.)

    -Запишите название «Весенняя сказка» в тетрадь.

    Описание. Будем описывать приход весны, Весна зелени. Это время ещё не наступило

    VI. Реализация построенного проекта

    Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом.

    Работают в соответствии с составленным планом. Отбор языкового материала.

    Регулятивные : целеполагание, прогнозирование, коррекция.

    Познавательные : общеучебные- самостоятельное создание алгоритма деятельности, осознанное построение речевого высказывания.

    Коммуникативные : планирование учебного сотрудничества.

    1. Работа над первой частью — вступление.

    а) – Итак, мы начинаем писать сказку о весне. Предлагаю начать вот с такого предложения.

    Первый весенний Лучик разбудил Весну.

    • Обратите внимание как написаны слова Лучик, Весна?

    Олицетворение, Весёлый, радостный, тёплый, горячий, яркий

    • Запишите это предложение.

    О весенних изменениях

    б) Прочитайте слова на доске.

    Идёт, шагает, бредёт, шествует, плетётся., Это глаголы, обозначают действие предмета. Это глаголы-синонимы.), Человек, животные, неодушевлённые предметы

    • Сгруппируйте. Объясните принцип группировки.

    Идёт, шагает, шествует.

    Бредёт, плетётся.

    Торжественно идти, Продолжается и сейчас, В настоящем, Да. Называется предмет описания

    • Являются ли предложением слова «Идёт весна»?

    Нет, оно невыразительное

    (Украсить эпитетами)

    Весна-Красна, красавица- Весна, чудесная.), Идёт по земле Красавица-Весна

    2. Работа над частью «Весна света»

    • Переходим к работе над второй частью.

    а) Беседа о содержании.

    Основная часть, О признаках весны

    • Сразу ли весна становится хозяйкой? ( Нет )

    Стало много солнца.

    • Правильно, поэтому в основной части нашего сочинения нужно обязательно написать о весеннем солнышке.
    • Весна света — это первая победа Весны .

    б) Чтение отрывков из произведений русских писателей.

    У каждого ученика карточки с текстами отрывков из произведений русских писателей о весне, Отдельные учащиеся читают текст вслух, остальные следят за чтением

    • Подчеркните слова, которые помогают ярко представить весеннее солнце.

      «С земли ещё не сошёл снег, а в душу уже просится весна. Воздух так ясен и прозрачен. Солнце светит ярко, и лучи его, играя и улыбаясь, купаются в лужах вместе с воробьями ». А. П. Чехов.

    • «Прибавились значительно дни. Ярче и приятнее стали солнечные лучи и сильно пригревают в полдень. Потемнела полосами белая пелена снега и почернели дороги.» С. Т. Аксаков.

    • «На солнце нельзя было теперь взглянуть, — лохматыми ослепительными потоками оно лилось с вышины. По синему-синему небу плыли облака, словно кучи снега. Весенние ветерки пахнули свежей травой и птичьими гнездами». А.Н. Толстой

    • «Наступила радостная весна. Солнце согрело землю. Потемнели в полях дороги, посинел на реке лёд. По дорожкам и тропинкам побежали весёлые ручейки. Ожила земля.» И. С. Соколов-Микитов

    • Посмотрите, ребята, как точно и очень красиво написали о весне русские писатели-классики.

    в) Составление предложений о Весне света.

    • Составьте своё предложение о солнце, постарайтесь использовать образные выражения. Запишите его в свою тетрадь.

    3. Работа над частью «Весна воды»

    -Ещё не закончилась Весна света, а уже готовится следующее наступление на зиму. Вспомните, какие изменения в природе происходили далее? ( Под действием солнечных лучей снег потемнел, стал рыхлым, осел, пропитался водой. Побежали звонкие ручьи. Появились первые проталины )

    О ледоходе, Сложные слова, Начался, прошёл, идёт

    • Запишите предложение о ледоходе в тетрадь.
    • Мы увидели вторую победу Весны — наступила Весна воды .

    4. Работа над частью «

    а) Прослушивание аудиозаписи «Весенние голоса птиц»

    Птичьи голоса

    • Давайте послушаем.

    Прослушивание аудиозаписи «Весенние голоса птиц»

    — Любое явление природы имеет свою музыку. Надо только прислушаться. В тёплые весенние дни мы можем услышать и треск льда на реке, и звон капели, и журчание ручейков, можем услышать, как шелестит ветер в мокрых ветках, и , конечно же, радостные голоса птиц.

    б)Чтение учителем отрывка из произведения.

    • Послушайте, как красиво о весне звуков написал писатель Виталий Бианки.

    “…Прилетела красавица весна на лебединых крыльях, — и вот стало шумно в лесу! Снег рушится, бегут- журчат ручьи, льдинки в них позванивают, в ветвях ветер насвистывает. И птицы, птицы щебечут, поют- заливаются, ни днём, ни ночью покоя не знают!…”

    в) Составление и запись предложения о Весне звуков.

    • Запишите предложение, где вы расскажете как мы слышим весну звуков.

    г)Работа в парах.

    • Многие из вас написали это предложение о птицах. И говоря о весне, мы просто обязаны сказать о птице, которая самая первая возвращается из тёплых краёв. Кто это? ( Грач ).

    увидел грача – весну встречай

    • Прочитайте слова. Составьте из данных слов предложение.

    старой гнёзда на грачи чёрные берёзе строят

    • Запишите предложение в тетрадь.

    5. Работа над частью «Весна зелени»

    а) Беседа о первоцветах.

    • Последняя победа солнца — наступление Весны зелени.

    Подснежники

    • Первые весенние цветы так и называются – первоцветы. Они появляются после холодной зимы, когда ещё даже не везде растаял снег. Ну, а самый храбрый из первоцветов — подснежник. Поэт Виталий Иванов посвятил ему стихи.

    Цветок весны, идущий к нам по снегу,

    Простой цветок, но сколько он несёт

    Добра, и радости, и счастья человеку!

    б)Составление и запись предложения о Весне зелени.

    Встречает весну., Словосочетание, Главное слово «встречает»), Подснежник, Подснежник встречает весну, Радостно встречает весну храбрый подснежник

    • Запишите своё предложение в тетрадь.

    в)Заключение

    Выразить своё личное отношение к весне, свои чувства

    — Напишите об этом одним предложением.

    VII. Самостоятельная проверка

    Организует деятельность по применению новых знаний.

    Самостоятельная работа.

    Регулятивные : контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

    Личностные : самоопределение.

    — Теперь предлагаю вам проверить свою работу.

    VIII. Рефлексия деятельности

    Цель : осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса

    Организует рефлексию

    Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

    Коммуникативные : умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

    Познавательные: рефлексия.

    Личностные: смыслообразование.

    1. Заслушивание готовых «Весенних сказок».

    — Вот какие замечательные сказки у нас получились! На первый взгляд может показаться, что мы просто описали весну, ведь в наших сказках нет ни волшебных предметов, ни чудесных превращений. Но разве не чудо – наблюдать каждый год это прекрасное время года? Разве не сказка то, что нас сейчас окружает в природе?

    2. Подведение итога урока.

    • Наш урок закончился. Кому удалось сегодня найти для себя какие-то новые весенние приметы, на которые он раньше не обращал внимания?

    — Мы сегодня услышали совсем немного стихов и музыкальных произведений о весне, увидели картины о весне, и, может быть, у кого-то состоялась встреча с любимым произведением. А у кого-то, возможно, появилось желание выучить новое стихотворение о весне, прочитать рассказ, увидеть картину, послушать музыкальное произведение.

    3. Домашнее задание

    • Свою сказку, ребята, вы дома запишете на строках под своим рисунком (с выставки).