Вечные образы в русской литературе примеры. ««Вечные образы» в мировой литературе. Смотреть что такое «вечные образы» в других словарях

Сочинение

«Вечные темы» в творчестве русских писателей 19 века — вариант 2

Русская классическая литература 19 века – это литература «вечных тем». Русские писатели стремились ответить на сложные вопросы бытия: о смысле жизни, о счастье, о Родине, о природе человека, о законах жизни и Вселенной, о Боге… Но, как люди с активной жизненной и общественной позицией, русские классики не могли стоять в стороне от актуальных проблем своего времени. В связи с этим «вечные темы» в русской литературе выражались, как мне кажется, через поиск «героя времени». Так, «Горе от ума» А.С. Грибоедова отражает извечную проблему «отцов» и «детей». Александр Андреевич Чацкий протестует против старых порядков, укоренившихся в российском дворянстве. Герой комедии борется за «новые» законы: свободу, ум, культуру, патриотизм. Прибыв в дом Фамусова, Чацкий мечтает о дочери этого богатого барина — Софье. Но здесь героя поджидают лишь разочарования и удары. Во-первых, выясняется, что дочь Фамусова любит другого. Во-вторых, что люди в доме этого барина – чужие для героя. Он не может согласиться с их взглядами на жизнь. Положение Чацкого в комедии незавидно. Его борьба трудна и упорна, но победа нового, по мнению Грибоедова, неминуема. Слова Чацкого разнесутся, будут повторяться всюду и произведут свою бурю.

Они уже имеют огромное значение среди «новых», прогрессивных людей. Таким образом, писатель решает вопрос «отцов» и «детей» в пользу детей. Другой русский писатель, творивший во второй половине 19 века – И.С. Тургенев – также затрагивал этот вечный вопрос. Его роман «Отцы и дети» несколько по-другому решает проблему взаимоотношений поколений. С точки зрения Тургенева, только преемственность поколений, преемственность культуры, традиций и взглядов, разумное сочетание старого и нового, может привести к позитивному развитию. На примере главного героя – Евгения Васильевича Базарова – писатель показывает, что одно лишь отрицание, без желания построить что-то новое, приводит лишь к разрушению и смерти. Это неплодотворный путь. А отрицание своей человеческой природы – это вообще абсурд. Базаров, мнящий себя сверхчеловеком и презирающий «благородные бредни» о любви, чувствах, вдруг влюбляется. Для него это становится настоящим испытанием, которое герой, увы, не выдерживает; в финале романа он умирает. Тем самым Тургенев показывает и несостоятельность нигилистической теории Базарова, и еще раз подчеркивает необходимость преемственности поколений, ценность культуры предков, необходимость гармонии и постепенности во всем.

11 стр., 5385 слов

Особенность изображения внутреннего мира героев русской литературы 19 века

... в литературе 19 века преобладал образ «маленького человека». Писатели хотели показать, что и простой человек может сопереживать, испытывать глубокие чувства. Сочинение Особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы 19 века Вообще, литература этой эпохи как раз и характеризуется тем, что стали писатели ...

Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» также затрагивает многие «вечные темы»: любви, счастья, свободы выбора, смысла жизни, роли нравственных ценностей в жизни человека. Почти с самого начала романа Пушкин показывает «поверхностность» своего героя. Онегин – поклонник моды, делает и читает только то, чем можно блеснуть в высшем свете. Герой рано научился лицемерить, притворяться, обманывать, чтобы добиться своей цели. Но душа его всегда при этом оставалась пуста, потому что натура Онегина гораздо глубже, интереснее, богаче, чем того требовал свет. Начинаются поиски смысла жизни, которые дали свой результат лишь после страшной трагедии – убийства Онегиным на дуэли молодого поэта Ленского. Это событие перевернуло все в душе героя, и началось его нравственное перерождение. О том, что герой изменился, свидетельствует восьмая глава романа. Онегин стал независим от мнения света, он превратился в самостоятельную сильную личность, способную жить так, как хочется ему, а не высшему свету Петербурга, способную любить и страдать. В лице же Татьяны Лариной Пушкин показывает нам образец нравственной чистоты, благородства, искренности, непосредственности, независимости, способности на сильные чувства.

Если в финале «Евгения Онегина» есть надежда на счастье героя, то основной персонаж романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» не находит своего места, счастья в этой жизни. Печорин разочарован в современном ему мире и в своем поколении: «Мы неспособны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастья». Такие мысли приводят Григория Александровича к скуке, равнодушию и даже отчаянию. Именно состояние апатии и хандры делают Печорина одиноким. От этого чувства ему некуда скрыться, оно полностью поглощает героя. Печорин потерял веру в человека, в его значимость в этом мире. Неизбежная скука порождает в герое неверие в любовь и дружбу. Эти чувства, возможно, и появлялись в определенный момент его жизни, но все же не приносили Печорину счастья. Этот человек чувствует себя «лишним» в своем обществе, вообще, «лишним» в жизни. В итоге Печорин погибает. Лермонтов показывает нам, что в мире дисгармонии нет места человеку, который всей своей душой, хоть и неосознанно, стремится к гармонии. Стремление к гармонии с собой и миром отличает и еще одного героя русской литературы 19 века – Родиона Раскольникова. В поисках этой гармонии он проводит над собой эксперимент – преступает нравственный закон, убивая старуху-процентщицу и ее сестру.

Ошибка главного героя заключается в том, что причину зла он видит в самой природе человека, а закон, дающий право сильным мира сего творить зло, считает извечным. Вместо того чтобы бороться против безнравственного строя и его законов, Раскольников следует им. За нарушение нравственного закона внутри себя герой несет неизбежное наказание. Оно заключается, прежде всего, в муках его собственной совести. Постепенно Родион приходит к пониманию своей страшной ошибки, к осознанию и раскаянию. Но окончательное преображение героя происходит тоже за рамками романа. В поисках себя, своего пути, гармонии находятся и герои эпопеи Толстого «Война и мир». Так, Пьер Безухов, преодолев процесс мучительных разочарований и ошибок, в итоге находит смысл жизни. Герой всеми силами стремится к свету, к правде. Именно это случайно приводит его в масонскую ложу. Кроме того, деятельность Пьера обращается к крестьянам: он предполагает завести для них больницы, школы. Но самый важный этап жизни героя начинается с вторжением войск Наполеона. Пьер не мог оставаться в стороне, когда его отечеству грозила такая страшная опасность. Именно здесь, на войне, Пьер сближается с простым народом, осознает его мудрость, ценность его образа жизни, его философии.

14 стр., 6935 слов

Поиски истины и смысла жизни героями русской литературы

... и чистой любви. В чем заключается смысл жизни? Каждый человек живет во множестве миров, так проявляются связи отдельной личности с другими людьми, в семье, в обществе и т. д. Поиск смысла жизни героями Толстого сводится к ...

Знакомство с Платоном Каратаевым во французском плену помогло ему глубже проникнуть в мировоззрение патриархального крестьянства. Пьер осознал главное: человеку не так уж много надо для счастья. Причина страданий и мучений человеческого духа чаще всего кроется в стяжательстве, непомерном корыстолюбии. Таким образом, всю русскую литературу 19 века можно назвать литературой поиска Героя. Писатели стремились увидеть в нем человека, способного служить отчизне, приносить ей пользу своими делами и мыслями, а также просто способного быть счастливым и гармоничным, развиваться и идти вперед. В процессе поиска «героя времени» русские писатели стремились решить «вечные вопросы» бытия: смысла жизни, природы человека, законов Вселенной, существования Бога и так далее. Каждый из классиков по-своему решает эти проблемы. Но неизменным в целом для русской классической литературы остается постоянное стремление найти ответы на основополагающие вопросы, без решения которых невозможно существование ни одного человека.

Вечные темы и образы в литературе эпохи Возрождения

Эпоха Возрождения произвела невероятное впечатление на европейскую культуру в XIV-XVI веках. Более чем за полтора столетия люди оставили свои следы в миревой истории, открывая новые знания, создавая шедевры искусства, лишь намечая содержательные принципы для будущих поколений.

Развитие не только научных и мирских знаний, но и исключительных творческих способностей привело к рождению многих выдающихся художников, скульпторов, писателей и поэтов Ренессанса, такие как Леонардо да Винчи и Микеланджело, Томас Мор и Иоганн Гутенберг, Рафаэль и другие.

Выдающиеся литераторы Ренессанса напоминают нам, что литература может оказывать существенное влияние на культуру исторической эпохи и даже преобразовывать ее. Примером такой литературы являются образы и темы «вечных образов» Ромео и Джульетты, Гамлета и Дон Кихота, созданные гении этого времени.

Эти образы героев, символизирующие победу любви, борьбу с несправедливостью, защищение бедных и обездоленных, никогда не утратили своей актуальности и даже сегодня не перестают вдохновлять и привлекать новых читателей, зрителей и творцов.

Кроме того, необходимо отметить, что эпоха Возрождения изменила мировое восприятие книги и ее важности. Она укрепила позицию литературы как изумительного способа передавать идеи и чувства, а также поднимала роль писателей и авторов на новый уровень.

Эпоха Возрождения показывает, как важно признавать значение культуры и искусства, не только в настоящем, но и в жизни будущего поколения. Высокое качество созданных произведений является примером любви и преданности к совершенству, профессионализму и уважению к наследию прошлых поколений, которые нужно ценить и сохранять на протяжении всей жизни.

5 стр., 2457 слов

Идея человека эпохи Возрождения

... богам и пророкам. В действительности, правда, источники эти были фальсифицированы, но люди эпохи Возрождения принимали их за подлинные. Они имели последствия огромной важности и отразились ... божественным. 3. Франческо Петрарка и начала гуманизма Франческо Петрарка единодушно считается первым гуманистом. В своих философских изысканиях он подверг внимательному анализу “испорченность” и “безбожие ...

Возрождение в Европе: расцвет литературы и искусства

В XIV веке в европейских странах началось Возрождение — эпоха, характеризующаяся освобождением людей от феодально-крепостнической зависимости и стремительным ростом городов. В этот период процветала мировая торговля и книгопечатание, а также совершались великие географические открытия. Люди все больше начали верить в свои силы и перестали бояться средневековых запретов. Влияние церкви на жизнь общества начало слабеть, а интерес к античным временам возродился.

Первые гуманисты появились в XIV веке в Италии, что было обусловлено несколькими причинами. Крепостное право в Италии отменили раньше, чем в других странах, также здесь раньше начал развиваться торговля и промышленность, появились большие города и наемные рабочие. Именно в Италии, под натиском нового, ослабло влияние старых порядков и взглядов Средневековья.

Италия сохранила много памятников культуры древнего Рима, а также множество произведений искусства из древней Греции. Гуманисты увидели в этих памятниках изображение прекрасного, сильного и гармонически развитого человека. Благодаря деятельности гуманистов, произведения и идеи античной древности были найдены, сохранены, изучены и возрождены. Именно поэтому этот период получил название — Возрождение. Понятие Возрождение вскоре приобрело более широкий смысл и стало означать не только возрождение старых, но и порождение новых культурных ценностей.

Эпоха Возрождения стала временем нового, невиданного расцвета литературы и искусства. Гуманисты провозглашали веру в силу и красоту человека, уважали его разум, воспевали его отважные дела и смелые мысли. Поэты, художники, скульпторы и ученые вызывали восхищение своими творениями и вниманием к личности и возможностям каждого человека.

Эпоха Возрождения: гуманисты и их наследие

Гуманисты эпохи Возрождения отличались необыкновенной широтой интересов, сочетая в себе различные таланты и области знаний. Примером такого универсализма является Леонардо да Винчи, который был не только гениальным художником и скульптором, но также выдающимся механиком, математиком и изобретателем.

Итальянские гуманисты, такие как Петрарка, Данте, Джотто, Боккаччо, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль, Тициан, создали непревзойденные по красоте и гармонии художественные произведения, покорившие сердца многих поколений.

Литературные творения выдающихся гуманистов, таких как Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Вильям Шекспир, Франсуа Рабле, Мигель Сервантес и других, посвященные вечным темам любви, свободы, правды и справедливости, продолжают волновать читателей всех времен и народов, утверждая высшие человеческие ценности.

Вопросы для обсуждения:

  1. Почему обращение к временам античности способствовало становлению эпохи Возрождения?
  2. Какие духовные ценности провозгласили гуманисты?
  3. Какие произведения Шекспира, Сервантеса вам известны? Расскажите, каким образом состоялось ваше знакомство с ними.