Кикта Фрески Софии Киевской методическая разработка по музыке (6 класс)

Сочинение

Открытый урок музыки «Фрески Софии Киевской. 6-й класс

ЦЕЛЬ – углубить представления учащихся о том, какими средствами в современной музыке раскрываются религиозные сюжеты и образы.

ЗАДАЧИ:

– познакомить с терминами “арпеджио”, “музыкальный орнамент”;

– развивать творческое мышление;

– приобщать к духовной национальной культуре.

ТЕХНОЛОГИИ: проблемное обучение (эвристическое погружение, мозговой штурм);

Проектно — исследовательская (методы проектов, защиты презентации, “сочинение сочинённого”);

личностно-ориентированное обучение (индивидуальные задания);

здоровьесберегающая (метод пластического движения, вокальные упражнения) .

ФОРМЫ РАБОТЫ: фронтальная, индивидуальная, коллективная (в группах)

ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер с мультимедийной установкой, DVD–плеер, читающий CD –диск, фортепиано, магнитная доска, бубен, треугольник, два колокольчика (большой, маленький)

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ: , учебник, творческая тетрадь, картонные геометрические фигуры и магниты

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ: тестовые справочные материалы, нотный текст песни Е.Крылатова “Молитва”.

ХОД УРОКА

Музыканты – извечные маги

Вызывают виденья веков…

Б.Дубровин

I. Орг. момент. Вход в класс под “Прогулку” Мусоргского. (1мин)

(дети рассаживаются по трём группам вокруг столов)

II. Формирование компетенций по содержанию материала. (9мин)

1. Подготовка к новому материалу на основе ранее изученного. Эвристическое погружение.

-Здравствуйте! Ребята, под какую музыку вы вошли сегодня в класс?

(Это пьеса “Прогулка” из сюиты Мусоргского “Картинки с выставки”.)

Вспомните, какую роль выполняет “Прогулка” в сюите?

28 стр., 13754 слов

Исследовательская технология. Технология эвристического обучения

... образовательные технологии, построенные на исследовательском поиске ребенка в процессе обучения. Современные специалисты проявляют повышенный интерес к изысканиям своих коллег в плане исследовательского обучения и обучения по ... находится за его пределами, например, умение видеть проблемы, умение структурировать материал, полученный в результате собственных изысканий, умение доказывать и защищать ...

(Прогулка является связующим звеном между другими контрастными музыкальными картинками — иными словами, служит путеводителем по выставке).

На экране схема:

Посмотрите, на какую музыкальную форму похоже такое построение музыкальных пьес?

(форму рондо, где Прогулка – рефрен, Балет невылупившихся птенцов и Богатырские ворота- эпизоды)

На экране появляется формула А + В + А + С + А,

где А – рефрен, ВС – эпизоды

— Замените буквенное выражение геометрическими фигурами.

(ученик выкладывает на магнитной доске )

Что получилось? (узор).

Какие особенности имеет этот узор? (Повтор).

Как такой узор называется в декоративно-прикладном искусстве? (орнамент)

— Ребята, я не случайно дала вам это задание, потому что на протяжении урока мы будем копить знания, умения и в конце урока на основе накопленного материала создадим музыкальный проект. Какой – это пока секрет.

Итак….

2. Проблемное поле. Мини-проект.

На экране фрагмент из рабочей тетради стр. 22

Работаем в рабочей тетради. На стр.22 есть два фрагмента – изобразительный и музыкальный. Как узнать, являются ли они орнаментами? Проведём маленькое исследование.

а) Найдите повторы в рисунке и нотах. Кто уже нашёл? (Имя), объясни ход своих мыслей.

Один ученик показывает на экране с объяснением (Сначала находим повторение узора в изобразительном орнаменте. Это начальный и последний узоры. Такие же повторы мы наблюдаем и в нотном фрагменте в виде коротких длительностей на нижней строчке. Значит оба этих фрагмента являются орнаментом)

— Сколько голосов в музыкальном орнаменте? (Два: первый и второй голос)

— Давай посмотрим, может быть, изобразительный орнамент тоже двухголосный? (Второй голос усилен множеством мелких нот. И нижняя часть рисунка тоже насыщена мелкими узорами.

Первый голос состоит из долгих длительностей. Поэтому они редко расположены. И в верхней части изобразительного орнамента тоже меньше узоров.)

— Какой из этого исследования следует вывод ? ( Данный изобразительный орнамент – музыкальный.)

б) Давайте его озвучим. (Выходят три ученика. Один играет первый голос на треугольнике. Два других ученика играют второй голос на колокольчиках (рефрен-эпизод-рефрен).

Затем играют втроём)

Итак, мы создали музыкальный орнамент. На что похоже его звучание? (на колокольный звон).

53 стр., 26024 слов

Русский музыкальный фольклор как средство развития творческих ...

... творческих способностей в процессе освоения учащимися русского музыкального фольклора. Проверить в процессе опытно-экспериментальной работы эффективность разработанной технологии. Методологической и теоретической ... освоение музыкального фольклора детьми будет рассматриваться в контексте их продуктивного постижения единого художественного пространства и как критерий эффективности процесса обучения; ...

Где можно использовать такой орнамент? (озвучить росписи храмов древней Руси, наложить музыку на демонстрацию слайдов об архитектуре древней Руси)

III. Проверка Д/З. Защита презентации.(5мин)

На прошлом уроке мы уже знакомились с музыкальным искусством Древней Руси.

Дома вы готовили материал из учебника по данной теме, а также я давала индивидуальное задание (Имя): провести исследовательскую работу, собрать информацию о развитии церковной музыки XI – XIX вв. и оформить в виде презентации.

— (Имя) готов? Пожалуйста.

Защита презентации “Развитие церковной музыки XI – XIXвв.” с муз. сопровождением: Знаменный распев, “Да исправится молитва моя” П.Чеснокова. Вопросы к классу.

— Спасибо, (Имя).

Садись.

VI. Исполнение “Молитвы” Е.Крылатова (5 мин.)

— А у меня есть свой дополнительный вопрос к классу:

— Как вы считаете, а в наши дни современные композиторы сочиняют духовную музыку?

(Да)

— Какую современную молитву вы знаете? (“Детская молитва” Е.Крылатова)

ИСПОЛНЕНИЕ “МОЛИТВЫ» Е.КРЫЛАТОВА:

— Первые 4 строчки поют солисты. Вторые 4 строчки – весь класс.

ВЫВОД:

— Чем отличается молитва XX века от партесной молитвы XVIIвека?

( здесь одноголосный унисон,

там многоголосье — партесное пение

присутствует аккомпанемент,

исполнительский приём “а капелла”)

— А что их объединяет? (название, интонации мольбы, просьбы, минор, медленный темп, строгость) – т.е. смысл остаётся прежним – обращение к Святыни.

IV. Новая тема. “Фрески Софии Киевской” В.Кикты.(8мин)

Сегодня мы вновь обратимся к духовной музыке XX века и попытаемся узнать, какие средства использовал украинский композитор Валерий Григорьевич Кикта в своей концертной симфонии для арфы с оркестром “Фрески Софии Киевской”, чтобы передать для нас, потомков, образы древней Руси.

на экране фото композитора и собора св. Софии с учебника стр.58

Написал он её в честь 1000-летия крещения Руси.

Потому что как раз 10 веков назад по велению князя Ярослава Мудрого в 50-ую годовщину христианства на Руси в Киеве возводится величественный собор Святой Софии, украшенный мозаикой, фресками, орнаментом. Считалось, что святая София – символ премудрости Божией. А её дочери — Вера, Надежда, Любовь, к которым вы обращались в “Молитве” Е.Крылатова.

И сейчас мы так же, как когда-то побывали на выставке “картинок” Мусоргского, совершим музыкальную экскурсию по фрескам собора.

А путеводителем в симфонии служит музыка, которая как рефрен повторяется в них несколько раз. Попробуйте дать ей название. (“Орнамент”)

Верно. Послушайте его музыкальный узор.

Звучит “Орнамент”

на экране фото-слайды 17-21 – экскурсия по собору Святой Софии.

— Какие ощущения вас охватили, когда вы слушали орнамент? ( Как будто певцы-баяны на гуслях рассказывают былины о событиях, связанных с историей Киевской Руси, ощущения, что мы побывали в этом соборе и стали очевидцами его истории).

Обратите внимание на нотный пример Орнамента в учебнике стр.59

на экране нотный фрагмент Орнамента с учебника стр.59

— Какую особенность вы наблюдаете в партитуре арфы? (волнистую линию) Такой приём в музыке называется арпеджио, где звуки воспроизводятся последовательно.

учитель показывает разложенные аккорды на фортепиано

V. Проектная деятельность в творческих группах (10 мин)

на экране три фрески: “Групповой портрет дочерей Ярослава Мудрого”

Итак, перед нами живописная фреска “Групповой портрет дочерей Ярослава Мудрого”

— Ребята, а кто знает, что такое фреска? (роспись на сырой штукатурке).

Значит и музыка здесь должна звучать непростая, а живописная. Как же нам её услышать?

Чтобы её услышать, мы сами должны научиться создавать музыку. Для этого мы должны быть не только музыкантами, но ещё и художниками.

Сейчас вам предоставляется возможность спроектировать музыку к фрескам. У вас на столах имеются парные элементы музыкальной и живописной выразительности. Но у каждой творческой группы они разные.

Чтобы работа получилась быстрой и качественной, распределите обязанности поиска каждого элемента пополам.

Например, вы трое – художники, определяете, глядя на фреску, элемент живописи и подчёркивает его, а вы трое – музыканты, находите в соответствии элемент музыкальной речи и также фломастером выделяете его.

Выберете капитана команды, который сможет объяснить результаты вашей деятельности.

ТЕСТОВЫЕ СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Элементы музыкальной речи и художественной выразительности:

МУЗЫКА

ЖИВОПИСЬ

Мелодия – поступенная, скачкообразная

Линия – прямая, ломаная

Тембр инструментов –

ударные: ксилофон, барабан;

струнные: арфа, скрипка-тремоло;

деревянные духовые: дудки, гудки.

Колорит – ясный,

мерцающий,

яркий.

Форма – рондо, вариация, двухчастная

Композиция – расположение частей равномерное, повторное, хаотичное

Развитие музыки – инструментальное, динамическое, темповое, контраст

Развитие художественной идеи – приближение, дополнение, борьба

на экране “Портрет дочерей Ярослава Мудрого” (дети работают, определяют элементы музыкальной речи)

— А теперь послушаем, насколько ваши мысли были близки к идее композитора

Слушание “фрески” “Портрет дочерей Ярослава Мудрого”

— Какие впечатления вы получили, когда фреска зазвучала? ( будто княгини сначала ожили и сошли с фрески, приближаясь всё ближе и ближе. Они водят хоровод вокруг нас, перебирая мелкими шажками. И в конце музыки княгини возвращаются на своё место и вновь превращаются в фреску).

Правильный вариант ответов

Мелодия – поступенная

Линия – прямая

Тембр – арфа, скрипка-тремоло

Колорит – мерцающий

Форма – вариация

Композиция – располож. частей повторное

Развитие музыки – динамическое, темповое

Развитие худ. идеи – приближение

— Посмотрите, всё ли верно вы предположили? Какой имеется недочёт? (темповое развитие тоже необходимо было определить) Сравнение. Оппоненты — 2,3 группы.

РЕЗУЛЬТАТ: — Что же вы сегодня создали? (спроектировали музыку к фреске)

РЕФЛЕКСИЯ: — Ребята, трудно вам было быть художниками? А музыкантами?

— Какие знания вам понадобились, чтобы создать муз. проект? (умение

определять живописные и музыкальные средства выразительности)

ВЫВОД : — Когда композитор сочинял симфонию, его задачей было сохранить для нас,

потомков, события древности. – Как вы считаете, у него это получилось?

— Какими средствами он этого добился? (инструментовкой, музыкальной

формой, приёмами развития и исполнения: орнамент, арпеджио)

VII. ВЫВОД УРОКА (2 мин.):

— Почему, спустя X веков, к теме духовности обращаются современные композиторы?

— Насколько сейчас актуальна тема духовности в наши дни? ( Во все времена человеку необходимо, чтобы о нём проявляли заботу, любовь, доброту, терпение, порядок во всём. В этом заключается внутренняя красота людей, т.е. духовность. В наше время таких людей становится всё меньше и меньше. Мы теряем духовность. А это чревато войнами и разрушениями)

— А наш сегодняшний урок вас чему-то научил?

— Какими надо быть людьми? (добрыми, уважительными)

Оценки за урок.

— Сегодня вы все справедливо заслужили пятёрки. Особенно хочу отметить ребят, которые работали у доски: (Имена).

Домашнее задание:

— В чём же современность музыкальных образов Валерия Кикты? Запишите в творческой тетради стр.25 свои размышления.