Учителя физики «Эвристическое обучение»

Эссе

ЭССЕ «ЭВРИСТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ ФИЗИКЕ»

Эвристическое обучение – это непрерывное открытие нового. Это обучение сочетает в себе познавательную и творческую деятельность ученика.

Во время обучения ученику не дают готовые знания, а предоставляют ему только объект и ученик сам должен овладеть знаниями об этом объекте.

Результат может быть немного непредсказуемым, он зависит от личности ребёнка.

Творческая самореализация ученика – вот цель, которая должна быть достигнута при эвристическом обучении.

Формы и методы эвристического обучения — это те, основной задачей которых является создание учащимися новых образовательных результатов: идей, сочинений, исследований, поделок, конкурсов, художественных произведений и др.

На уроках можно применять:

Метод вживания . Например, вжиться в сущность дерева, кошки, облака. Рождающиеся при этом мысли, чувства, ощущения и есть образовательный продукт ученика, который может затем быть им выражен им в устной, письменной, рисуночной форме.

Метод Мозговой штурм. Путём мозговой атаки учащиеся называют всё, что они знают и думают по озвученной теме, проблеме. Все идеи принимаются, независимо от того, правильны они или нет.

Метод списка свойств. Метод состоит в разделении предмета или идеи на ключевые составляющие свойства. Свойства предмета могут включать его размер, форму, вкус, цвет, вес, запах и т.д. Определение ключевых свойств и разложение предмета по его свойствам позволяет рассмотреть предмет более детально и, работая с каждым свойством в отдельности, произвести новый более совершенный продукт или идею.

Метод исключения лишнего. Учащимся представляются три предмета, действия, цифры, понятия и т.п. и предлагается исключить лишнее, объяснив при этом выбор. Данный метод подразумевает такой прием мыслительной деятельности, как сравнение, позволяя, таким образом, более детально познать и понять изучаемый материал или проблему.

Метод учета взглядов других людей. Метод используется в случае, когда анализируемая проблема предполагает рассмотрение ее с различных точек зрения. Умение поставить себя в позицию другого человека и посмотреть на проблему его глазами позволяет выявить аспекты проблемы, не учтенные ранее.

20 стр., 9594 слов

Методы и приемы обучения звуковой культуре речи детей дошкольного возраста

... обучения звуковой культуре речи детей дошкольного возраста; проанализировать особенности усвоения звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста; изучить и проанализировать методы и приёмы, формы работы по формированию звуковой культуры речи у ... успешного обучения детей в школе. Сегодня вопрос развития речи дошкольников стоит ... массовой школы. Это позволяет утверждать, что речь ребенка необходимо ...

Высокий уровень развития учащихся может быть достигнут лишь при комплексном использовании различных организационных форм учебной работы — различного типа уроков, факультативных занятии, внеклассной работы, индивидуальных самостоятельных занятий по самообразованию.

Во внеклассной деятельности я часто прибегаю к разным формам работы эвристического обучения. Учащимся очень нравится принимать участие в различных дистанционных олимпиадах, интеллектуальных марафонах и творческих конкурсах.

Подобные мероприятия помогают детям себя реализовать, продемонстрировать свои творческие способности.

Наиболее значимыми моментами их учебной деятельности на уроке и в домашних условиях становятся самостоятельные «открытия» того или иного способа решения задачи. Явно возрастает интерес учащихся к тем видам работ, в которых находят применение эвристические методы и приемы.

На мой взгляд, применение эвристических методов обучения являются одним из наилучших средств формирования и развития творческих способностей учащихся, и может быть интегрировано в учебный процесс на любом его этапе наряду с использованием традиционных методов и форм обучения физике.