ЭССЕ «ЭВРИСТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ ФИЗИКЕ»
Эвристическое обучение – это непрерывное открытие нового. Это обучение сочетает в себе познавательную и творческую деятельность ученика.
Во время обучения ученику не дают готовые знания, а предоставляют ему только объект и ученик сам должен овладеть знаниями об этом объекте.
Результат может быть немного непредсказуемым, он зависит от личности ребёнка.
Творческая самореализация ученика – вот цель, которая должна быть достигнута при эвристическом обучении.
Формы и методы эвристического обучения — это те, основной задачей которых является создание учащимися новых образовательных результатов: идей, сочинений, исследований, поделок, конкурсов, художественных произведений и др.
На уроках можно применять:
Метод вживания . Например, вжиться в сущность дерева, кошки, облака. Рождающиеся при этом мысли, чувства, ощущения и есть образовательный продукт ученика, который может затем быть им выражен им в устной, письменной, рисуночной форме.
Метод Мозговой штурм. Путём мозговой атаки учащиеся называют всё, что они знают и думают по озвученной теме, проблеме. Все идеи принимаются, независимо от того, правильны они или нет.
Метод списка свойств. Метод состоит в разделении предмета или идеи на ключевые составляющие свойства. Свойства предмета могут включать его размер, форму, вкус, цвет, вес, запах и т.д. Определение ключевых свойств и разложение предмета по его свойствам позволяет рассмотреть предмет более детально и, работая с каждым свойством в отдельности, произвести новый более совершенный продукт или идею.
Метод исключения лишнего. Учащимся представляются три предмета, действия, цифры, понятия и т.п. и предлагается исключить лишнее, объяснив при этом выбор. Данный метод подразумевает такой прием мыслительной деятельности, как сравнение, позволяя, таким образом, более детально познать и понять изучаемый материал или проблему.
Метод учета взглядов других людей. Метод используется в случае, когда анализируемая проблема предполагает рассмотрение ее с различных точек зрения. Умение поставить себя в позицию другого человека и посмотреть на проблему его глазами позволяет выявить аспекты проблемы, не учтенные ранее.
Методы и приемы обучения декоративному рисованию старших дошкольников ...
... гжельской росписи Предмет исследования: методы и приемы обучения декоративному рисованию старших дошкольников по мотивам гжельской росписи. Глава l. Теоретические и методические основы обучения старших дошкольников приемам росписи ... обработки техники. После ряда декоративных работ движения руки у детей ... обучения. Но, не смотря на значимость рассматриваемой темы, методических рекомендаций, позволяющих ...
Высокий уровень развития учащихся может быть достигнут лишь при комплексном использовании различных организационных форм учебной работы — различного типа уроков, факультативных занятии, внеклассной работы, индивидуальных самостоятельных занятий по самообразованию.
Во внеклассной деятельности я часто прибегаю к разным формам работы эвристического обучения. Учащимся очень нравится принимать участие в различных дистанционных олимпиадах, интеллектуальных марафонах и творческих конкурсах.
Подобные мероприятия помогают детям себя реализовать, продемонстрировать свои творческие способности.
Наиболее значимыми моментами их учебной деятельности на уроке и в домашних условиях становятся самостоятельные «открытия» того или иного способа решения задачи. Явно возрастает интерес учащихся к тем видам работ, в которых находят применение эвристические методы и приемы.
На мой взгляд, применение эвристических методов обучения являются одним из наилучших средств формирования и развития творческих способностей учащихся, и может быть интегрировано в учебный процесс на любом его этапе наряду с использованием традиционных методов и форм обучения физике.