Конспект 9 класс «Устное -рассуждение»

Сочинение

Частное общеобразовательное учреждение

«Крымская роеспубликанская гимназия-школа-сад Консоль»

Республика Крым, Симуткина Наталья Геннадьевна учитель русского языка и литературы, Конспект урока развития речи в 9 классе.

ТЕМА УРОКА:

Цель урока:

Задачи:

образовательные:

развивающие:

воспитывающие:

Методы обучения:, Организационные формы:, Средства обучения:, Приёмы активизации мыслительной деятельности учащихся:

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  1. Приветствие учащихся. Постановка цели урока .

Перед вами конверты, в которых содержатся тема м цели нашего урока. Вам предстоит собрать их и представить на ваших будущих проектах

Тема: Устное сочинение –рассуждение

Цели : сформировать навыки составления устного сочинения- рассуждения на основе прочитанного(проиллюстрированного)текста, составить проект-алгоритм написания сочинения-рассуждения .

2) Запись даты, темы урока в тетрадь.

II .Актуализация знаний.

1.Повторение стилей речи.

Вопросы классу:

1.Какие существуют стили речи?

2.Какова сфера их употребления?

3. Допустимо ли смешение стилей речи?

2. Повторение типов речи., Задание .

Вопросы классу:

1.Перечислите типы речи.

2. Каковы особенности каждого типа речи?

Описание – это такой тип речи, при котором перечисляются

временные или постоянные признаки предметов(явлений).

Объект описания всегда определён и раскрывается через

перечисление признаков. Предмет описания статичен,

действия в описании практически нет. К тексту можно задать вопрос: какой?

Повествование

событиях, действиях или состояниях. Основное его

свойство – динамичность, ведущая часть речи –

глагол или слова со значением движения.

Последовательность действий подчёркивается

2 стр., 930 слов

Урок развития речи в 6 классе. - описание с элементами повествования. ...

... повествование, где его уместнее использовать (в начале текста), можно и середине. Дети работают над сочинением. Пишут вступление. Основную часть.(звучит музыка)-голоса птиц. Подумайте название текста. В конце урока ... пользуется автор, чтобы избежать повторения слова поползень. (Текстуальн.синонимы, ... Цель художественного описания- воздействие на чувства слушателя, читателя. В художественном описании ...

что произошло?

Рассуждение

важной частью является указание причины или

следствий того или иного явления. Необходимым

компонентом являются аргументы (доказательства).

В ряде текстов – рассуждений нет ярко выраженного

тезиса и доказательств, авторы обычно в них

объясняют какое-либо явление. К тексту можно задать вопрос: почему?

3. Возможно ли смешение типов речи? Какие возможны варианты такого совмещения?

(повествование с элементом описания, описание с элементом повествования, повествование с элементом рассуждения, рассуждение с элементом повествования, рассуждение с элементом описания).

III Опережающее задание . Инсценировка произведений. (А.Чехов «Хирургия», А.Платонов «Юшка» Джек Лондон «Любовь к жизни»)

Учитель . Каждая группа подготовила небольшую инсценировку произведений, которые могут быть аргументами в ваших будущих сочинениях.

IV Подготовка к составлению устных сочинений

Вопросы к учащимся.

1 Назовите авторов просмотренных фрагментов и названия произведений

2 Определите направления ,которые иллюстрируют данные произведения.Приложение 2

3.Выберите темы, наиболее подходящие к данным направлениям .Приложение 3

4.Определите проблемы, которые поднимаются авторами .Приложение 4

V .Работа над построением сочинения — рассуждения.

Слово учителя, Повторение схемы сочинения-рассуждения:

Вопросы классу:

1. Какова схема построения сочинения-рассуждения?

-Тезис.

  • Аргументы

-Вывод.

2.

Тезис – это положение, утверждение, которое требуется доказать.

Аргументы – это доказательства, факты, подтверждающие выдвинутый тезис.

2 стр., 598 слов

План «Изложение с элементами сочинения»

... пересказ текста по плану. Дети отвечают, что это помогает запоминать текст и последовательность происходящих событий. 5) Напишите продолжение по тексту 6) Написание изложения с элементами сочинения в черновиках. 7) Написание изложения с элементами сочинения в чистовиках.

Вывод – это заключение, итог проведённого рассуждения.

2) Работа над составлением устных сочинений

Слово учителя

VI /Выступление групп с устными сочинениями

VII . Оценивание выступлений согласно критериев сочинения-рассуждения

Домашнее задание, Приложение 1.. Типы речи

Описание – это такой тип речи, при котором перечисляются

временные или постоянные признаки предметов(явлений).

Объект описания всегда определён и раскрывается через

перечисление признаков. Предмет описания статичен,

действия в описании практически нет.

К тексту можно задать вопрос: какой?

Повествование

событиях, действиях или состояниях. Основное его

свойство – динамичность, ведущая часть речи –

глагол или слова со значением движения.

Последовательность действий подчёркивается

что произошло?

Рассуждение

важной частью является указание причины или

следствий того или иного явления. Необходимым

компонентом являются аргументы (доказательства).

В ряде текстов – рассуждений нет ярко выраженного

тезиса и доказательств, авторы обычно в них

объясняют какое-либо явление.

К тексту можно задать вопрос: почему?

Приложение 2. .Направления сочинений

1.Размышления о причинах войны, влиянии войны на судьбу человека и страны, о нравственном выборе человека на войне

2.Человек и окружающий его мир ,

3. Человек среди людей, ценностные ориентиры человека и человечества, этико-нравственные, философские, социальные аспекты бытия,отношения и поступки,готовность и способность человека к определенным поступкам

4.Человек в мире Знания и Искусства,освоение новых знаний,свлияние технического прогресса на существование человека,на жизнь людей,роль знаний,искусства ,прогресса в жизни человека.

5.Человек в мире профессий,вопросы определения будущего жизненного пути, профессии, отношение человека и общества в профессиональной сфере

Приложение 3. Темы сочинений, Приложение 4, Проблема несправедливости социального уст­ройства общества.

Значимость труда в жиз­ни человека.

Проблема свободы личности и ответственности человека перед обществом., Проблема бездумного, жестокого отношения человека к миру природы.

Проблема сложности взаимоотношений лю­дей (гуманное отношение к окружающим людям, равнодушие к судьбе другого человека, нравст­венная ответственность человека перед другими людьми).

Проблема доброты, всепрощения.

Проблема ответственности за свои дела

Какую роль в жизни человека играет доброта (ми­лосердие, отзывчивость, сострадание)?, Какие поступки можно назвать благородными?

Приложение 5. Как писать сочинение-рассуждение

1 стр., 399 слов

Проблема преодоления страха, проблема важности чтения, Проблема ...

... следует судить об окружающих только по внешним факторам, необходимо сначала узнать человека лично. 4) Проблема отношения к детям Я думаю, что дети никогда не могут стать обузой ... общество становится абсолютно не умеющем думать, рассуждать. 3) Проблема осуждения внешности Я считаю, что нельзя судить о людях по внешности. Например, в повести Р. Брэдбери «451 ...

План сочинения-рассуждения

  1. Тезис (пишем введение,формулируем позицию автора и выражаем свое отношение к ней)

  2. Аргументация:

А) Аргумент-пример №1

Б) Аргумент-пример №2

3. Вывод

Каждую часть начинаем с новой строки. В сочинении должно быть 3 абзаца (или 4), С чего начать?

  1. с короткой информации об авторе текста или его творчестве, если это уместно

  2. с однородных членов предложения (обычно используют отвлеченные понятия, имеющие отношение к теме текста)

  3. с нескольких риторических вопросов, которые должны подвести к главной мысли или теме прочитанного текста (в этих вопросах можно использовать антонимы)

  4. с собственных размышлений по проблеме, поднятой автором текста

Вступление (во вступлении формулируем тезис):

  1. В данном тексте автор поднимает проблему…

  2. Автор считает, что… , и с автором сложно не согласиться.

  3. В данной статье автор поднимает несколько важных нравственных проблем: …

  4. В тексте повествуется (говорится, автор, рассуждает, размышляет ит.п.) о …

  5. В данном тексте автор говорит не только о …, но и о ….

  6. Прочитав данный текст, я пришел к заключению (я пришел к выводу, я понял позицию автора).

  7. Несмотря на то, что и раньше я много размышлял на тему …, мысль автора о… показалась мне очень неожиданной и интересной.

  8. Я не раз думал о том, что… и поэтому тема текста оказалась для меня близкой и понятной.

  9. Проблема… волнует многих моих современников. В своей статье известный писатель (публицист) высказывает свои мысли о…

Формулируем тезис :

  1. Сформулировать позицию автора

  2. Выразить свое отношение к ней с помощью слов:

Действительно, …

Не могу не согласиться с автором высказывания…

Я полностью согласен с…

Я разделяю точку зрения автора высказывания…

Я поддерживаю мнение автора…

Бесспорно, мнение автора о том, что…

Пишем основную часть (аргументы):

Обратимся к тексту русского писателя …(ФИО автора текста)

Докажем эту мысль на примере из текста…

Возьмем, к примеру, текст…

Докажем вышесказанное на примерах из текста…

6 стр., 2727 слов

Сжатое изложение по тексту Лихачева

... Анализ текста. 1. Чтение текста. «Любовь, уважение, знание» (из книги Д. С. Лихачёва «Письма о добром и прекрасном» ) Как относиться к историческому и культурному наследию своей страны? Всякий ... полученных результатов. Какому отрезку текста соответствует тезис? (Абзац) Следовательно, тезис является основной мыслью микротекста-абзаца. Значит, составление тезисов к сочинению помогает нам раскрыть ...

Попытаемся раскрыть значение тезиса примерами, взятых из текста…

Пишем заключение:

( Как правило, в заключении говорится то же, о чем во вступлении, но другими словами)

Таким образом, …

Итак, …

Следовательно,…

В итоге можно прийти к такому выводу…

В заключение можно сказать, что …

Мы убеждаемся в том, что….

Из этого следует, что, Памятка при написании сочинения., При написании черновика помните об основных требованиях к сочинению:

  • соответствие содержания заданной теме,
  • соответствие объему и структуре,
  • полнота раскрытия темы,
  • аргументированность высказываний и предположений,
  • ясность и точность в использовании эпиграфа и цитатного материала,
  • сочетание материала художественного произведения, литературной критики с собственными рассуждениями автора работы,
  • отсутствие фактических ошибок,
  • соблюдение языковых, грамматических, орфографических и пунктуационных норм,
  • оформление работы.