Частное общеобразовательное учреждение
«Крымская роеспубликанская гимназия-школа-сад Консоль»
Республика Крым, Симуткина Наталья Геннадьевна учитель русского языка и литературы, Конспект урока развития речи в 9 классе.
ТЕМА УРОКА:
Цель урока:
Задачи:
образовательные:
развивающие:
воспитывающие:
Методы обучения:, Организационные формы:, Средства обучения:, Приёмы активизации мыслительной деятельности учащихся:
Ход урока.
-
Организационный момент.
-
Приветствие учащихся. Постановка цели урока .
Перед вами конверты, в которых содержатся тема м цели нашего урока. Вам предстоит собрать их и представить на ваших будущих проектах
Тема: Устное сочинение –рассуждение
Цели : сформировать навыки составления устного сочинения- рассуждения на основе прочитанного(проиллюстрированного)текста, составить проект-алгоритм написания сочинения-рассуждения .
2) Запись даты, темы урока в тетрадь.
II .Актуализация знаний.
1.Повторение стилей речи.
Вопросы классу:
1.Какие существуют стили речи?
2.Какова сфера их употребления?
3. Допустимо ли смешение стилей речи?
2. Повторение типов речи., Задание .
Вопросы классу:
1.Перечислите типы речи.
2. Каковы особенности каждого типа речи?
Описание – это такой тип речи, при котором перечисляются
временные или постоянные признаки предметов(явлений).
Объект описания всегда определён и раскрывается через
перечисление признаков. Предмет описания статичен,
действия в описании практически нет. К тексту можно задать вопрос: какой?
Повествование
событиях, действиях или состояниях. Основное его
свойство – динамичность, ведущая часть речи –
глагол или слова со значением движения.
Последовательность действий подчёркивается
Урок развития речи в 6 классе -описание по картине А.А.Пластова ...
... ответили правильно. Сегодня у нас урок развития речи. Учащиеся записывают в тетрадях число, классная работа, тему урока: Сочинение -описание по картине А.А.Пластова « Жатва». Слайд №1 Совсем недавно мы уже ... на картиной а) Беседа о художнике А.А.Пластове (знакомство с творчеством художника) Познакомиться с жизнью и творчеством еще одного известного русского художника Аркадия Александровича Пластова ...
что произошло?
Рассуждение
важной частью является указание причины или
следствий того или иного явления. Необходимым
компонентом являются аргументы (доказательства).
В ряде текстов – рассуждений нет ярко выраженного
тезиса и доказательств, авторы обычно в них
объясняют какое-либо явление. К тексту можно задать вопрос: почему?
3. Возможно ли смешение типов речи? Какие возможны варианты такого совмещения?
(повествование с элементом описания, описание с элементом повествования, повествование с элементом рассуждения, рассуждение с элементом повествования, рассуждение с элементом описания).
III Опережающее задание . Инсценировка произведений. (А.Чехов «Хирургия», А.Платонов «Юшка» Джек Лондон «Любовь к жизни»)
Учитель . Каждая группа подготовила небольшую инсценировку произведений, которые могут быть аргументами в ваших будущих сочинениях.
IV Подготовка к составлению устных сочинений
Вопросы к учащимся.
1 Назовите авторов просмотренных фрагментов и названия произведений
2 Определите направления ,которые иллюстрируют данные произведения.Приложение 2
3.Выберите темы, наиболее подходящие к данным направлениям .Приложение 3
4.Определите проблемы, которые поднимаются авторами .Приложение 4
V .Работа над построением сочинения — рассуждения.
Слово учителя, Повторение схемы сочинения-рассуждения:
Вопросы классу:
1. Какова схема построения сочинения-рассуждения?
-Тезис.
- Аргументы
-Вывод.
2.
Тезис – это положение, утверждение, которое требуется доказать.
Аргументы – это доказательства, факты, подтверждающие выдвинутый тезис.
Урок в 8 классе «Подготовка к сжатому изложению с элементами ...
... теме, поднятой в исходном тексте. Отступив 1 строку от изложения, вы напишете небольшое сочинение-рассуждение. 2.Чтение текста (аудиозапись) + листочки с текстом на столах. 3. Беседа по тексту О ... задание: Приложение 1 Текст для изложения Грубость в языке, как и грубость в манерах, неряшливость в одежде – очень распространённое явление, и свидетельствует оно о незащищённости человека, ...
Вывод – это заключение, итог проведённого рассуждения.
2) Работа над составлением устных сочинений
Слово учителя
VI /Выступление групп с устными сочинениями
VII . Оценивание выступлений согласно критериев сочинения-рассуждения
Домашнее задание, Приложение 1.. Типы речи
Описание – это такой тип речи, при котором перечисляются
временные или постоянные признаки предметов(явлений).
Объект описания всегда определён и раскрывается через
перечисление признаков. Предмет описания статичен,
действия в описании практически нет.
К тексту можно задать вопрос: какой?
Повествование
событиях, действиях или состояниях. Основное его
свойство – динамичность, ведущая часть речи –
глагол или слова со значением движения.
Последовательность действий подчёркивается
что произошло?
Рассуждение
важной частью является указание причины или
следствий того или иного явления. Необходимым
компонентом являются аргументы (доказательства).
В ряде текстов – рассуждений нет ярко выраженного
тезиса и доказательств, авторы обычно в них
объясняют какое-либо явление.
К тексту можно задать вопрос: почему?
Приложение 2. .Направления сочинений
1.Размышления о причинах войны, влиянии войны на судьбу человека и страны, о нравственном выборе человека на войне
2.Человек и окружающий его мир ,
3. Человек среди людей, ценностные ориентиры человека и человечества, этико-нравственные, философские, социальные аспекты бытия,отношения и поступки,готовность и способность человека к определенным поступкам
4.Человек в мире Знания и Искусства,освоение новых знаний,свлияние технического прогресса на существование человека,на жизнь людей,роль знаний,искусства ,прогресса в жизни человека.
5.Человек в мире профессий,вопросы определения будущего жизненного пути, профессии, отношение человека и общества в профессиональной сфере
Приложение 3. Темы сочинений, Приложение 4, Проблема несправедливости социального устройства общества.
Значимость труда в жизни человека.
Проблема свободы личности и ответственности человека перед обществом., Проблема бездумного, жестокого отношения человека к миру природы.
Проблема сложности взаимоотношений людей (гуманное отношение к окружающим людям, равнодушие к судьбе другого человека, нравственная ответственность человека перед другими людьми).
Проблема доброты, всепрощения.
Проблема ответственности за свои дела
Какую роль в жизни человека играет доброта (милосердие, отзывчивость, сострадание)?, Какие поступки можно назвать благородными?
Приложение 5. Как писать сочинение-рассуждение
Проблема преодоления страха, проблема важности чтения, Проблема ...
... следует судить об окружающих только по внешним факторам, необходимо сначала узнать человека лично. 4) Проблема отношения к детям Я думаю, что дети никогда не могут стать обузой ... общество становится абсолютно не умеющем думать, рассуждать. 3) Проблема осуждения внешности Я считаю, что нельзя судить о людях по внешности. Например, в повести Р. Брэдбери «451 ...
План сочинения-рассуждения
-
Тезис (пишем введение,формулируем позицию автора и выражаем свое отношение к ней)
-
Аргументация:
А) Аргумент-пример №1
Б) Аргумент-пример №2
3. Вывод
Каждую часть начинаем с новой строки. В сочинении должно быть 3 абзаца (или 4), С чего начать?
-
с короткой информации об авторе текста или его творчестве, если это уместно
-
с однородных членов предложения (обычно используют отвлеченные понятия, имеющие отношение к теме текста)
-
с нескольких риторических вопросов, которые должны подвести к главной мысли или теме прочитанного текста (в этих вопросах можно использовать антонимы)
-
с собственных размышлений по проблеме, поднятой автором текста
Вступление (во вступлении формулируем тезис):
-
В данном тексте автор поднимает проблему…
-
Автор считает, что… , и с автором сложно не согласиться.
-
В данной статье автор поднимает несколько важных нравственных проблем: …
-
В тексте повествуется (говорится, автор, рассуждает, размышляет ит.п.) о …
-
В данном тексте автор говорит не только о …, но и о ….
-
Прочитав данный текст, я пришел к заключению (я пришел к выводу, я понял позицию автора).
-
Несмотря на то, что и раньше я много размышлял на тему …, мысль автора о… показалась мне очень неожиданной и интересной.
-
Я не раз думал о том, что… и поэтому тема текста оказалась для меня близкой и понятной.
-
Проблема… волнует многих моих современников. В своей статье известный писатель (публицист) высказывает свои мысли о…
Формулируем тезис :
-
Сформулировать позицию автора
-
Выразить свое отношение к ней с помощью слов:
Действительно, …
Не могу не согласиться с автором высказывания…
Я полностью согласен с…
Я разделяю точку зрения автора высказывания…
Я поддерживаю мнение автора…
Бесспорно, мнение автора о том, что…
Пишем основную часть (аргументы):
Обратимся к тексту русского писателя …(ФИО автора текста)
Докажем эту мысль на примере из текста…
Сжатое изложение по тексту Лихачева
... Анализ текста. 1. Чтение текста. «Любовь, уважение, знание» (из книги Д. С. Лихачёва «Письма о добром и прекрасном» ) Как относиться к историческому и культурному наследию своей страны? Всякий ... полученных результатов. Какому отрезку текста соответствует тезис? (Абзац) Следовательно, тезис является основной мыслью микротекста-абзаца. Значит, составление тезисов к сочинению помогает нам раскрыть ...
Возьмем, к примеру, текст…
Докажем вышесказанное на примерах из текста…
Попытаемся раскрыть значение тезиса примерами, взятых из текста…
Пишем заключение:
( Как правило, в заключении говорится то же, о чем во вступлении, но другими словами)
Таким образом, …
Итак, …
Следовательно,…
В итоге можно прийти к такому выводу…
В заключение можно сказать, что …
Мы убеждаемся в том, что….
Из этого следует, что, Памятка при написании сочинения., При написании черновика помните об основных требованиях к сочинению:
- соответствие содержания заданной теме,
- соответствие объему и структуре,
- полнота раскрытия темы,
- аргументированность высказываний и предположений,
- ясность и точность в использовании эпиграфа и цитатного материала,
- сочетание материала художественного произведения, литературной критики с собственными рассуждениями автора работы,
- отсутствие фактических ошибок,
- соблюдение языковых, грамматических, орфографических и пунктуационных норм,
- оформление работы.