Урок русского языка во 2 классе. УМК «Школа России»
Тема: Обучающее сочинение по картине И.С.Остроухова «Золотая осень»
Цель: обучение учащихся письменно излагать свои мысли.
Задачи:
- Формировать умения строить текст в определённой композиционной форме, отображать речевые средства, образно воспринимать предметы на картине.
- Совершенствовать орфографический навык, развивать творческое воображение детей, развивать чувство прекрасного.
- Воспитывать любовь к родному языку, родной природе.
Планируемые результаты:
- Учащиеся научатся правильно строить предложения, излагать свои мысли;
- Анализировать, делать выводы, сравнивать;
- Воспринимать прекрасное и реагировать на него.
Оборудование: видеоролик И. Бунин «Листопад», презентация, карточки для учащихся.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Самоопределение к деятельности
— Какое сейчас время года? (Осень)
— Скажите, осень, какая? (Холодная, дождливая)
— Бывает осень ещё и золотая. Почему золотая? Она сделана из золота? (Нет. Её так называют по цвету листвы, которая становится жёлтой, красной)
— Нравится ли вам золотая осень? Почему? (Ответы детей)
— Золотую осень воспевают в своих произведениях поэты, композиторы, художники.
— Послушайте стихи замечательного русского поэта Ивана Бунина и представьте картину, которую он описывает.
(Учитель читает стихотворение на фоне классической музыки или можно использовать)
Урок русского языка: написание сочинения «Осень»
Цель урока:
Научиться описывать природные явления, уметь использовать яркие и красочные слова, а также формировать умение письменно выражать свои мысли.
Методика работы над м в начальных классах статья по русскому языку (2 класс)
... по прочитанному, по аналогии с прочитанным. Выполняя эти упражнения, учащиеся под руководством учителя учатся излагать мысли в определенном порядке, последовательно. Сочинения во 2-ом классе ... 3. Сочинение по картине В современной методике русского языка существует множество подходов к пониманию сочинений по картине ... в раскрытии содержания картины, глубину анализа, внимание к главному, основному, ...
Ход урока:
Знакомство с темой и опорными словами.
На уроке дети слушали стихи о золотой осени, а теперь им предстоит описать ее в своих сочинениях. Рассмотри опорные слова:
- ярко-жёлтые
- золотые
- оранжевые листья
- лесная поляна
- яркие краски
- красивый наряд
- разноцветный ковёр
- причудливые стволы
- лесная тропинка
- белобокие сороки
Дети объяснили значение всех слов, кроме слова «причудливые». После их помощи мы определили, что это значит «необычные, чудные». Далее мы разглядывали репродукцию картины И. С. Остроухова «Золотая осень» и отвечали на вопросы:
- Почему художник так назвал картину?
- Какой период осени он изобразил?
- Какие краски использовал И. С. Остроухов для своей картины?
Дети активно участвовали в продолжении урока и с радостью делились своими впечатлениями. Они нашли на картине причудливые стволы, лесную тропинку и белобоких сорок, что очень заинтересовало их.
Затем мы перешли к написанию сочинения. Дети представляли свои мысли, описывая заданные опорные слова, и добавляли эпитеты и метафоры, чтобы сделать эссе более красочным. Они также использовали прошедшее время, чтобы описать «разноцветный ковер», «яркие краски» и «красивый наряд».
Таким образом, урок был полезным и интересным для детей. Они научились описывать яркие природные явления, использовать красочные слова и формировать умение письменно выражать свои мысли.
— Для того, чтобы описать что изображено на картине, нужно пользоваться следующим планом. (План распечатан на карточках для каждого учащегося)
План
- Что изображено на картине?
- Что изображено на переднем плане?
- Что изображено на заднем плане?
- Цветовое решение картины.
- Моё отношение к картине.
Примерное описание картины (можно использовать презентацию с технологическим приёмом «Лупа»):
На картине художник изобразил золотую осень. Он будто вглядывается в жизнь осеннего леса с близкого расстояния.
Всё его внимание привлекает передний план: два старых клёна с поникшими ветвями и несколько молодых деревьев, зелёная трава, опавшие ажурные кленовые листья.
В глубине слева – корявые стволы старых деревьев, а дальше всё как будто сливается с ярким золотом осенней листвы.
Художник выбрал яркие цвета жёлто-оранжевых оттенков, чтобы показать красоту осенней природы.
Но изображая осень в её золотой красоте, он не забыл нарисовать сорок, скачущих по траве. Именно это позволило нам явственно ощутить жизнь осеннего звучного леса.
IV. Самостоятельная работа
— Попробуйте сами написать сочинение об осени. Расскажите об осеннем настроении так, чтобы читателю захотелось продолжения этой золотой поры. При написании сочинения вы можете использовать репродукцию И.С. Остроухова и следующий материал для описания осени. (Материал напечатан на карточках для каждого учащегося)
Материал к сочинению
Осень |
Яркая, золотая, волшебная, праздничная |
Лес |
Сказочный, таинственный, загадочный |
Старые клены |
Огромные, роскошные, раскидистые |
Молодые клены |
Тонкие, гибкие, как лианы, тянутся к солнцу |
Листья на земле |
Как ковер из крупных разноцветных листьев |
Тропинка |
Ее обступили деревья, чуть заметно вьется |
Сороки |
Белобокие, скачущие по траве |
Сплетенные деревья |
Напоминают чудовище, покрыты светло-желтыми листьями |
Небо |
Голубое небо проглядывает сквозь кружево веток |
Настроение |
Радостное, праздничное, восторженное |
V. Чтение сочинений
VI. Подведение итогов урока
— Трудно ли Вам было написать сочинение?
— Где испытывали затруднения?
Что понравилось?
VII. Домашнее задание
Нарисовать свою картину на тему «Золотая осень».
Используемые источники:
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/urokpo-kartine-ostrouhova-zolotaya-osen/
Литература:
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/urokpo-kartine-ostrouhova-zolotaya-osen/
Канакина В . П. Русский язык. 2 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 частях. Часть 1. М.: Просвещение, 2012 (Школа России)
Ситникова Т. Н., Яценко И. Ф., Васильева Н. Ю. Поурочные разработки по русскому языку. 2 класс. М.: ВАКО, 2013 (В помощь школьному учителю)
Страхова Л. Л. Сочинение по картине для младших школьников. Санкт-Петербург: Издательский Дом «Литера», 2008 г., 80 с. (Серия «Начальная школа»)
Интернет ресурсы:
Картина http://artsoch.ru/image/ostroukhov/zolotaya-osen.jpg