ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РТ
Русский язык, урок развития речи, 6 класс, Сочинение-рассуждение «Искусство дружить», Матлина Т.П., учитель русского языка и литературы
средней школы № 36 г. Казани
Материал предоставлен Институтом развития образования РТ
Урок отрецензирован преподавателями кафедры межкультурных коммуникаций и методики преподавания русского языка и литературы Скргайло Т.О. и Ахбаровой Г.Х.
Цель урока:
-
расширить представление детей о сочинении-рассуждении, выработать памятку «Как писать сочинение-рассуждение»
-
способствовать личностному развитию учащихся, осознанию ими роли дружбы для психологического здоровья человека.
Форма урока:
Оборудование:
^
I . Психологическая пауза.
Прозвенел звонок, и мы начинаем. И начинаем немного необычно. Мы сейчас тихонько пропоем каждый свое имя под любую мелодию. Вот так. Три-четыре. Молодцы!
II . Объявление темы урока, постановка целей.
Ученица читает отрывок из стихотворения Расула Гамзатова:
Люди, я прошу вас, ради бога,
Не стесняйтесь доброты своей:
На земле друзей не так уж много,
Опасайтесь потерять друзей.
^
-
-
Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова древнегреческого философа Аристотеля «Друг – это одна душа, живущая в двух телах». Как вы понимаете эти слова?
^
Итак, тема нашего урока – «Искусство дружить».
На экране тема урока.
-
Сегодня к уроку вы выполнили групповые задания: подготовили рисунки с символическим изображением дружбы. Представьте свои работы.
Учащиеся представляют свои работы, кратко комментируя их.
-
-
Создатели одного из популярнейших американских фильмов для детей Джон Хьюз и Крис Коламбэс тоже нашли символ дружбы. Давайте посмотрим небольшой фрагмент. Подумайте, какой символ вы увидите.
На экране фрагмент фильма «Один дома 2» (Кевин и хозяин магазина игрушек)
-
-
На экране вопросы урока
Мы попробуем порассуждать, а результатом нашей работы станет небольшое сочинение, которое мы вместе сконструируем.
III. Актуализация прежних знаний.
-
Описание, повествование, рассуждение
Рассуждение
Правильность ответов учащихся сверяется с ответами на экране
IY . Конструирование сочинения.
а).
Тезис.
-
Мы приступаем к работе. А помогут нам сегодня киногерои. Мы сейчас посмотрим следующий фрагмент, а вы подумаете, почему наших герое окружают голуби.
На экране фрагмент фильма «Один дома 2» (Встреча в парке Кевина и Леди-Голубь)
Произвольные ответы учащихся.
Странно, Кевину 10 лет, женщине – около 40. Кевин из обеспеченной семьи, женщине не имеет дома. Наверное, в этом тайна. Попытаемся, работая над сочинением, разгадать вместе с героями эту тайну.
Посмотрите 3 варианта зачина сочинения. Что интересно в каждом из них? Можете посоветоваться с соседом по парте.
-
^
варианты
Комментарий учащихся
Как найти друга? Многие люди задают себе этот вопрос и не могут дать ответ. Искусству дружить научиться нелегко. Десятилетний Кевин знает секрет дружбы и делится им с Леди-Голубь.
В зачине сформулирован вопрос. Все сочинение будет ответом на него.
Искусство дружить… Это особый дар, который дан не каждому. Кевин и женщина-голубь, герои фильма «Один дома», обладают этим даром.
Повторяется тема сочинения. Таким образом она привлекает больше внимания. Многоточие указывает на паузу. Следовательно, автор раздумывает, размышляет.
«Я никому не могу доверять», – говорит, обидевшись, Кевин и остается один. Обида на людей сделала одинокой и Леди-Голубь. Им еще предстоит сделать важное открытие.
Высказывается чужое мнение, с которым можно согласиться или не согласиться, а значит, доказать в сочинении или опровергнуть.
Выберите то начало, которое вам больше нравится, вставьте его в свое макет.
Y . Психологическая пауза.
Ребята, давайте на минутку прервемся и сделаем разминку. Возьмите зеркальца. Глядя на себя в зеркало, поднимите высоко брови, изобразите крайнее удивление. Расслабьтесь. А теперь сведите брови вместе, нахмурьтесь, рассердитесь. Расслабьтесь. Сощурьте глаза, будто вы смотрите на летнее солнце. Расслабьтесь. А теперь улыбнитесь себе в зеркало. Повернитесь и улыбнитесь своему соседу. Положим зеркало на место и продолжим работу.
YI . Конструирование сочинение (продолжение).
б).
Доказательство.
-
Как вы думаете, легко ли быть одному?
-
Какие чувства испытывают Кевин и его знакомая?
-
Здорова ли их душа?
-
В чем, по-вашему, заключается дар дружбы?
-
Посмотрим, что считают по этому поводу наши герои.
На экране фрагмент фильма «Один дома 2» (Разговор на чердаке консерватории)
-
В чем же искусство дружить, по мнению Кевина?
-
Согласны ли вы с примером Кевина о роликовых коньках?
-
Почему женщину из парка в фильме все время окружаю голуби?
-
Как вы думаете, изменится ли в будущем жизнь Леди-Голубь?
Прочитайте фрагменты. Выберите тот, что больше понравился.
-
^
Дар дружбы, ________________________, заложен в каждом человеке, надо только его в себе открыть, сделать первый шаг навстречу людям. ________________, не надо беречь свое сердце, нужно использовать его: дружить, любить. Ведь будет плохо, если оно так и останется ненужным, как вещь, пролежавшая впустую на полке «до лучших времен». Так, получив когда-то глубокую душевную рану, бережет, ________________, свое сердце Леди-Голубь. Кевин, _________________, помогает героине решиться открыть сердце не только голубям, но и людям.
У Кевина и женщины с голубями, __________________, много общего: они одиноки, их никто не замечает. __________________, два человека протянули друг другу в трудную минуту руку помощи. Они вскоре расстанутся, но вместе с голубком, ______________________, останется в их душе сделанное ими открытие: человек никогда не должен быть одинок, и найти друга всегда в его силах. Для этого, ______________________, надо только почувствовать другого человека, прикоснуться к нему душой.
_____________________, чтобы дружить, надо открыть сердце, не скрывать свои чувства. Сердце Леди-Голубь «закрыто», _____________________, из-за того, что ее предал любимый человек. Женщина замкнулась в себе, отказалась от прежней жизни. Единственными ее друзьями, ________________________, стали голуби, неспособные предать. Кевин протянул Леди-Голубь руку дружбы и, ___________________, помог вернуть утраченный ею дар.
Тайна дружбы заключается, ___________________, в добрых, открытых сердцах. Если ты знаешь эту тайну, тебе, ___________________, будет легко найти друга. Если ты знаешь эту тайну, тебе будет легко найти друга. Так находит друга Кевин. За неприглядным видом Леди-Голубь он, ___________________, разглядел доброе сердце, умеющее любить. Но это сердце закрыто. _______________________, мальчик помог открыть его.
Для того, чтобы быть настоящим другом, _____________________, нужно уметь понимать людей. _____________________, так смогли понять друг друга Кевин и женщина с голубями. Кевину, случайно оказавшемуся одному в чужом городе, не хватает близких людей. Героиня же, ________________, отгородилась ото всех, потому что боится разочарований. __________________ Кевин, хоть и ребенок, помогает ей преодолеть этот страх.
Дружба приходит, ________________, только к открытому сердцу. Женщина с голубями, которую однажды предали, отворачивается от людей. В разговоре с Кевином, ________________________, она преодолевает свой страх и открывает мальчику сердце. ___________________, это пример для всех нас: если ты был когда-то ранен в сердце, не стоит бояться и закрывать его навсегда. Жизнь без друзей, _____________________, вряд ли можно назвать настоящей жизнью.
-
Сочинение-рассуждение строится от 1-го лица. Нужно уметь выразить личное мнение, личную точку зрения. Указать на то, что мысли, которые выражены во фрагменте, принадлежат вам, помогут специальные слова и выражения, данные слева на слайде. Справа даны те слова, которые сделают ваш текст помягче, и ваше мнение не будет высказано категорично.
На экране вводные слова и предложения.
-
я считаю, по моему мнению, я думаю и др.
-
пожалуй, наверное, может быть и др.
-
Впишите в понравившийся вам отрывок в места пропусков подходящие по смыслу выражения. Вставьте готовый фрагмент в макет.
в).
Вывод.
Подведем итог нашим размышлениям. Для этого вернитесь к тезису сочинения, просмотрите ваше доказательство. Сформулируйте вывод одним предложением.
^
Запишите эту фразу.
YII . Подведение итогов урока.
Прочитайте получившийся текст.
-
Составим памятку, как писать сочинение-рассуждение. Вспомните, как мы работали.
Тезис можно сформулировать в форме вопроса, можно повторить формулировку темы, в качестве тезиса можно взять цитату.
В доказательство лучше ввести слова и выражения типа «мне кажется», «я считаю», «по моему мнению». Тогда рассуждение из общего превратится в личное.
Сформулировать вывод поможет начало текста: надо вернуться к тому, с чего начинается текст. Однако сказать об этом надо по-другому: так, чтобы читатель почувствовал, что текст завершен.
На экране памятка «Как писать сочинение-рассуждение»
-
Наше сочинение дописано. А чем же закончилась история Кевина и Леди-Голубь?. Какие чувства вызывает у вас заключительная сцена?
На экране фрагмент фильма «Один дома 2» (Прощание в парке)
YIII . Домашнее задание.
Напишите сочинение «Кому бы я подарил голубка и почему?» Обращайтесь при этом за помощью к памятке, которую мы с вами составили (Раздаются буклеты с памяткой, формулировкой домашнего задания и рекомендательным списком литературы).
IX . Заключительное слово учителя.
(Раздаются голубки-сувениры).
оставить комментарий | |
Матлина Т.П | |
Дата | 23.01.2012 |
Размер | 81,88 Kb. |
Тип | Урок , Образовательные материалы |